Софья Воронцова. Обязательно радуйтесь жизни — Кто студент

Софья Воронцова Обязательно радуйтесь жизни

Бывшая сотрудница деканата школ о том, что ей больше всего запомнилось в работе со студентами и преподавателями, и чем работа в Бюро отличается от любой другой работы.

Софья, у тебя в Бюросфере написано, что ты «пишешь и руководишь». Расскажи подробнее, о чём ты пишешь и кем руководишь?

Изначально я пришла в деканат после того, как несколько лет работала в Коворкафе бариста. Там я руководила тем, чтобы гостям было хорошо. А по поводу того, что я пишу, — я сценарист, драматург. Сейчас учусь на четвёртом курсе в Московском государственном институте культуры, в мастерской Игоря Александровича Тер-Карапетова. Это замечательный человек, замечательный сценарист, замечательный мастер. За эти четыре года у нас установились тёплые отношения, и я чувствую, что он стал мне вторым отцом. Творческим отцом.

Мне предстоит защита диплома, работаю над ним. А ещё летом я получила проект по сериалу. В кинодраматургии обычно очень сжатые и чёткие сроки. Их нельзя нарушить. Даже если ты заболел, у тебя есть срок, и если ты должен сдать завтра, ты должен сдать завтра. Есть договор, где оговорены все условия и обозначены санкции за нарушение условий. Так что я пишу, потому что я кинодраматург и сценарист, а руковожу также собой.

На мероприятии с однокурсниками и Игорем Тер-Карапетовым

А над каким сценарием ты сейчас работаешь?

Могу в общих словах рассказать, что это будет. Это ироничный процедурал из восьми серий. В сериях можно увидеть, как герои, которые максимально приближены к естественным, настоящим людям, раскрывают таинственное преступление. Герои совершенно не идеальные, у них есть свои минусы и плюсы. И от этого нам становится интересно, мы можем сопоставлять их с собой.

Это сериал для федерального канала, но я пока не буду говорить, для какого. Даже само название сериала достаточно ироничное. Так что, думаю, вы поймёте, что это тот самый сериал, когда увидите название и пару серий.

В бюро считают, что руководитель должен быть немного дизайнером и немного редактором. Что думаешь об этом?

Считаю, что конкретно в бюро, возможно, это и так — руководитель должен быть немного дизайнером и немного редактором. Но кажется, что качества руководителя зависят от сферы. Если ты руководишь на заводе, вряд ли тебе пригодятся качества редактора и дизайнера.

А как думаешь, какие качества и навыки должны быть у хорошего руководителя?

Мне кажется, что главное качество, которое должно быть у руководителя, — это эмпатия, потому что без эмпатии невозможно построить диалог с подчинёнными. Можно выстроить систему руководства без эмпатии. Но вот представь: человек совершенно не умеет считывать эмоции других людей и руководит, основываясь только на логике и своих целях. Думаю, подчинённые быстро разойдутся, потому что не будут чувствовать, что их понимают, что они нужны и значимы.

Расскажи, как ты попала на работу в Коворкафе?

Однажды управляющая Коворкафе заболела и искала человека, который мог бы выйти на смену. Мы с ней довольно долго знаем друг друга и дружим, поэтому я предложила помочь. Вышла и тут же, в первую же смену познакомилась с Артёмом Горбуновым. Артём очень мудрый человек, который знает, чего он хочет. Мало людей знают, чего они хотят.

И как-то так получилось, я осталась в Коворкафе. Мне там понравилось: тёплая атмосфера, крутой интерьер, крутые ценности. Когда я заходила в кафе, я всегда ощущала творчество, будто входишь в творческое пространство. Мне нравилось всё расставлять по своим местам, чтобы было удобно. Нравилось следить за тем, чтобы гостям было комфортно и приятно проводить время.

Артём Горбунов очень мудрый человек, который знает, чего он хочет. Мало людей знают, чего они хотят

А почему ты решила перейти из Коворкафе в деканат, как это произошло?

Я работала в Коворкафе около трёх лет, потом начался коронавирус, ввели ковидные ограничения. Коворкафе временно закрылось. Мне было грустно, очень хотелось работать. Я такой человек, который не может не работать, для меня важно понимать, что я могу сама себя обеспечить, могу стоять на ногах и помогать своим близким, что я развиваюсь.

Мне не хотелось покидать бюро, потому что это место стало родным за те годы, что я тут работала. И я узнала, что в деканате освободилось место, ищут человека. Мы поговорили с Колей Товеровским, говорили не один раз. И в итоге меня приняли на работу в деканат.

О чём вы говорили с Колей Товеровским, почему было много собеседований?

Коля снимал риски. Он искал человека, который проработает в деканате не меньше года. Ему было важно убедиться, что я иду работать в деканат не потому, что «ой, работы нет совсем, что же мне делать?» или «поработаю тут, потом найду другую работу». Он хотел убедиться, что я хочу этим заниматься, что справлюсь с нагрузкой, что готова работать в сложном графике.

На собеседованиях мы это и обсуждали. Коля, можно сказать, меня отговаривал. То есть объяснял, что будет сложно и почему сложно. А я была буквально в восторге от того, что он говорил. Мне безумно хотелось работать с людьми.

Как долго ты проработала в деканате школ и чем занималась?

Проработала там недолго — всего год. Круг обязанностей в деканате довольно широкий. Мне кажется, что все ребята там — многофункциональные специалисты.

Система работы в деканате такая: все задачи повторяются, они цикличны и распланированы на год. Каждую неделю мы встречаемся и распределяем между собой задачи, которые запланированы на эту неделю. В эти задачи может входить организация мероприятий, например, вебинаров для студентов. К вебинарам также нужно подготовиться: сделать рассылки, договориться об удобных датах с преподавателями, которые ведут вебинары, например, с Максимом Ильяховым или Мишей Нозиком, сделать анонсы.

День открытых дверей — тоже довольно сложная процедура, потому что там много графических материалов, которые нужно подкорректировать, вставить в письма, добавить на сайт. Также нужно согласовать, что мероприятие состоится именно в этот день.

Работа в деканате — многофункциональная сфера. Деканат не только отвечает на письма. Мы также заботимся о студентах, готовим различные встречи с преподавателями, работодателями. Деканат является связующим звеном между школами, бюро, работодателями и обучающимися. Нужно понимать, какая у нас цель и как мы хотим принести пользу, а затем достигать эту цель.

Тяжело было уходить спустя год?

Да, уходить было тяжело. В работе много значит коллектив, а в деканате коллектив замечательный. Передаю привет Вике и Ане! Знаю, что сейчас в деканате новые ребята — Оля и Александр. Я уверена, они хорошо справляются, и я желаю, чтобы у них всё получилось, чтобы они развивались.

Коля Товеровский многое мне дал как руководитель. Опыт работы в деканате очень помог мне вырасти. Так что да, уходить было тяжело. Даже не из-за того, что в деканате работала год, а в принципе в бюро я проработала достаточно большую часть своей жизни: пришла сюда работать, когда мне было 17 или 18 лет.

Можешь поделиться, чему ты научилась у Коли Товеровского?

Мы с Колей много общались. Я благодарна ему за то, что он давал мне задачи, которые я до этого ещё не выполняла. Благодаря ему я научилась многое делать, например, немного верстать. В деканате всегда могут посоветовать, что подучить, как подразвиться, где набраться опыта — это круто.

У Коли я научилась тому, что сроки — это важно. Важно выполнять всё в срок. Это мне безумно помогает в сценарном деле. Для меня сорвать сроки — это, честно говоря, трагедия. Я просто не буду находить себе места, буду чувствовать, что случайно нажала красную кнопку.

Благодаря Коле я научилась лавировать между людьми и выполнять поставленную цель. Он пропагандирует эти ценности. За этот год работы в деканате я чётко уяснила, что такое польза, как её определить и что мы делаем в процессе. В процессе мы достигаем цель, которая принесёт пользу.

А ты сама училась в Школе руководителей, дизайнеров или редакторов?

Нет, я не училась в школах, но, пока работала в Коворкафе, прослушала все курсы, которые есть в бюро. Это было суперски интересно. К сожалению, когда я пришла работать в деканат, времени на то, чтобы самой пойти заниматься, не осталось. Так что я набиралась опыта боем.

Ценности в бюро не отличаются от любой другой работы: «Не делаем говна, приносим пользу»

Расскажи, чем работа в бюро отличается от работы в другом месте? Например, распорядок дня, ценности?

Когда я работала в деканате, то подстраивала свою жизнь под работу, это не очень комфортно. Несмотря на то что работа для меня важна, я не такой человек, который может жить ради неё. В бюро, мне кажется, люди живут ею, и мне это не совсем подходит.

Для меня работа — что-то, что дополняет мою жизнь, делает её интереснее, и место, где я могу себя реализовать. Мне обязательно нужен отдых, переключение, мне нужно знать, что у меня есть личное время.

А ценности в бюро не отличаются от любого другого места: «Не делаем говна, приносим пользу».

Софье важно иметь своё личное время и отдыхать от работы. Она любит путешествовать и лазить по горам. На фото — с собакой в горах Розы Хутор

Что для тебя было самое сложное в работе в бюро?

Для меня самым сложным был распорядок дня. Я не могла понять, когда наступает моё личное время. Я всегда переживала из-за работы, даже в выходные дни. Не могу сказать, что выходные дни получались полноценными. Я переживала за то, что может что-то произойти и мне нужно быть на связи, я не могу уйти в подполье и не реагировать целые сутки.

Вообще для руководителя это хороший навык — переживать за то, чтобы всё было хорошо. Но это и спорный навык, потому что если руководитель всегда будет переживать за то, чтобы не случилось ничего плохого, то он быстро уйдёт в микроменеджмент.

Что в работе в деканате тебе запомнилось больше всего?

Конечно же, это студенты. Мне безумно нравилось общаться со студентами, решать сложные и спорные вопросы. Например, уйти в академический отпуск в школе сложно, должны быть веские причины, а не простуда или лень. Иногда попадались случаи, в которых нужно было разобраться.

Мне всегда нравилось общаться со студентом, узнавать, по какой причине человеку нужен академический отпуск, почему он не может учиться сейчас, как он себя чувствует. Может ли он в своём состоянии продолжать учёбу, или у него сейчас есть более важные процессы, которые направлены на то, чтобы он просто смог сохранить себя, а не место в школе.

Естественно, решение принимала не я одна, но мне всегда нравилось вставать на сторону студента, когда это необходимо, и объяснять, что этому человеку действительно нужен перерыв или помощь, потому что ему плохо или обстоятельства сложные.

Илья Синельников даёт крутой опыт по переговорам и отношениям. Берите его побольше, он пригодится

Расскажи, с кем из преподавателей школы тебе понравилось работать больше всего?

Все преподаватели крутые, выделить самого крутого невозможно. Все необычные личности, очень индивидуальные. Но из преподавателей я больше общалась с Ильёй Синельниковым. Он мне нравится как человек и как преподаватель. Он даёт такой крутой опыт студентам по переговорам и отношениям, берите его побольше, он пригодится.

Илья — замечательный актёр, он разыгрывает со студентами интересные сценки и делает обучение интересным. Это такие миниатюры, где разыгрываются переговоры: тебе нужно найти ответ на вопрос, и для этого ты вживаешься в роль, например, исполнителя, которому нужно разобраться с тяжёлыми клиентами. Мне это кажется безумно полезным.

Какие навыки ты прокачала во время работы в бюро?

Я прокачала вёрстку, тайм-менеджмент. Улучшила навык переживания за всё сразу и навык коммуникации. Прокачала навык работы, когда я не в ресурсе. Это важно, потому что, к сожалению, в реальной жизни иногда приходится работать, когда ты не в ресурсе.

А уже под конец работы, месяца за три-четыре до ухода, прокачала навык разрешения конфликтных ситуаций и отстаивания своего рабочего мнения.

Можешь поделиться советом, как работать, когда ты не в ресурсном состоянии?

У меня простой совет: заставьте себя. Не верю, что есть какие-то лайфхаки, которые помогут работать, когда ты не в ресурсе. Если со мной такое происходит, то я представляю задачу, понимаю, какие шаги для её решения нужно сделать. Затем определяю примерное время для решения каждого шага и обращаюсь к себе. Говорю: «Соня, я знаю, что ты очень сейчас устала, тебе сейчас грустно, ты чувствуешь себя неважно, но нам нужно сделать эту задачу сегодня. Если мы её сегодня не сделаем, будет то-то. Давай мы соберёмся, нальём себе чай, сядем и всё сделаем вот по этим шагам. Если тебе понадобятся перерывы, мы их устроим». То есть я обращаюсь к своему внутреннему ребёнку.

Нельзя не обращать внимания на свои потребности, нельзя ставить работу на первое место. Обязательно нужно следить за тем, что ты хочешь и радовать себя

Какой опыт из работы в бюро ты бы стала применять дальше в работе и в жизни?

Пожалуй, это опыт заботы о себе. Объясню, что я подразумеваю под этими словами. Нельзя не обращать внимания на свои потребности, нельзя ставить работу на первое место. Никогда нельзя. Обязательно нужно следить за тем, что ты хочешь, и радовать себя.

Если ты чувствуешь себя некомфортно — нужно найти причину этого дискомфорта и решить её. Если это связано с работой — нужно говорить об этом на работе. Если это связано с собственной жизнью — то тоже аккуратными шажками нужно пытаться это разрешить. Нужно заботиться о себе, чтобы не выгорать и чувствовать себя хорошо.

Хороший совет. Расскажи, что нужно знать и к чему готовиться человеку, который решит устроиться на работу в бюро?

Первое, нужно понимать, — здесь высокий ритм работы. Второе — будет много переделок. Это как в сценарном деле — первый вариант сценария никогда не будет последним. В бюро тебе, вероятно, придётся переделывать то, что ты делаешь, пока не получишь идеальный результат. Третье — всегда нужно быть на связи. Важно понимать, что твоя жизнь во многом будет зависеть от работы.

Я могу посоветовать идти работать в бюро тем людям, которые действительно этим болеют. Чтобы потом не было больно или не было сожалений о том, что они пришли работать, а тут авралы. В бюро действительно нужно гореть этим делом, нужно желать работать и приносить пользу именно в этом месте.

Давай поговорим о том, как выглядит процесс обучения в школе со стороны деканата? Например, как вы готовитесь к вебинарам?

Если мы хотим вебинар, то связываемся с преподавателем в Телеграме. Пишем, например, «Максим, пора проводить вебинар для студентов 14 набора. Как думаешь, на следующей неделе получится? Когда тебе будет удобно?». Основной канал связи у нас — Телеграм. Это удобно, здесь можно разделить всё по папкам: «Работа», «Новые» и так далее. Так не пропустишь новые сообщения.

Дедлайны выставляются и проверяются автоматически, и баллы тоже выставляются автоматически. Если у студента возникает проблема с чем-то из них, можно ли попросить деканат пересмотреть решение?

Это зависит от ситуации. В случае если студент пропустил дедлайн по серьёзной причине или это был последний дедлайн, вероятно, деканат, предложит выйти в академический отпуск, чтобы сохранить место. Серьёзная причина — это, например, если ты оказался в тайге не по своей воле и тебя там удерживали. Понятно, что я иронизирую, но причина должна быть веская.

Если возникают проблемы с баллами, тоже можно написать в деканат. Мы перепроверим и ответим, действительно у студента такой балл или произошла ошибка. С дедлайнами сложнее, чем с баллами. Его невозможно откатить, поэтому студенту, который попал в сложную ситуацию, сорвал дедлайн и предполагает, что она может повториться, лучше написать в деканат и поговорить про академический отпуск.

Как в бюро и деканате реагируют на обратную связь от студентов? Учитывают ли её?

Обрабатывают и учитывают. К сожалению, студент может долгое время не получать ответа на своё сообщение, потому что оно проходит по всем инстанциям, его тщательно изучают. Если это негативная обратная связь, то мы думаем, как помочь студенту. Иногда задаём дополнительные вопросы, чтобы более конкретно рассмотреть ситуацию, узнать детали. Деканат старается всегда оставить хорошее впечатление о школе и помочь.

Как раскрываются студенты во взаимодействии с деканатом, преподавателями или друг с другом?

Конечно, бывали ситуации, когда студенты могли грубо написать. Но мне кажется, что это происходило не из-за того, что человек хотел причинить боль. Скорее всего, эти люди попадали в ситуацию, когда они сами были испуганы и не знали, что делать. И это был способ выразить свои эмоции.

Если мне приходилось общаться с ребятами, которые изначально были настроены воинственно, я старалась показать, что я не враг, предлагала вместе обсудить, что происходит. Бывают люди, которые не верят в то, что им действительно хотят помочь и что им не придётся бороться за правду.

Решения не всегда бывают в пользу студента. Тогда задача деканата — мягко объяснить, почему так вышло, почему студента, например, отчисляют. Это нелегко, и у меня, честно говоря, всегда играла эмпатия. Я думала: «Ну как же так, ведь человек так хочет учиться». Но когда ты приходишь в школу, ты соглашаешься на правила игры, которые нужно соблюдать.

Согласна, что, возможно, правила жёсткие, но если ты пройдёшь этот путь, то потом в работе будет намного легче. Во-первых, дедлайны не будут уже так пугать. Ты будешь понимать: просто нужно сделать это вовремя, вот в эту дату. А во-вторых, это закаляет стрессоустойчивость.

В каких ситуациях деканат может реально помочь студенту?

Во всех ситуациях, которые связаны с учёбой и в которых студент не может помочь себе сам. Не могу гарантировать, что решение будет в пользу студента, потому что, как уже говорила, всё зависит от ситуации. Но я могу гарантировать, что обсуждение и проверка будут супертщательными, и если студент действительно прав в ситуации, то решение будет в его пользу.

Много ли приходило сообщений от студентов? Как вы на них отвечали?

В разные дни бывало по-разному. Иногда сообщений было очень много и мы не справлялись с потоком, потому что были ещё другие задачи по организации работы школы. Иногда сообщений, наоборот, было мало, и мы могли целый день посвятить вопросам, связанным с работой ступеней школы.

Как обрабатывали сообщения? Деканат работает по сменам, потому что параллельно есть другие задачи, которые тоже важно решать вовремя. Я обычно работала в первой половине дня примерно до шести, дальше на смену заступала Вика. Думаю, сейчас эта же система сохраняется и ребята делят почту между собой.

Бывают шаблонные вопросы, которые задают часто. Чтобы ускорить ответы на них, мы пользовались скриптами. Допустим, студент хочет получить налоговый вычет. На этот случай есть скрипт о том, что мы оказываем информационные услуги и налоговый вычет получить, к сожалению, не получится. Для других ситуаций ответы могут быть индивидуальными.

Можешь вспомнить забавные, интересные ситуации, связанные с общением со студентами?

Не уверена, что будет правильно делиться такими случаями. Мне хотелось бы, чтобы это осталось между нами со студентами, чтобы люди чувствовали, что я их не предаю и информация остаётся защищённой.

Можешь ли что-то посоветовать студентам, которые хотят получить от деканата содержательный ответ?

Задавайте максимально конкретные вопросы. Чем больше конкретики, тем более содержательным будет ответ.

Мне кажется, помню всех студентов, с которыми общалась

Есть ли студенты, которые больше всего запомнились?

Мне запомнились все студенты, всех выпусков, которые были за время моей работы. Конечно, когда лично встречаешься со студентами на защите дипломов, то запоминаешь их лучше. Но когда отвечаешь на письма или в чате и получаешь обратную связь от студентов, тоже всех запоминаешь. Мне кажется, я помню всех ребят, с которыми общалась.

Нравилось ли тебе посещать защиты дипломов и почему?

Да, мне нравилось посещать защиты дипломов. Я понимала, что для ребят это суперважный день. Им хочется выйти и показать крутизну на сцене, поделиться тем, что они сделали, какой опыт получили за время учёбы. Это же целый год жизни, во время которого ты постоянно растёшь, вот почему это важное событие в жизни студента.

Мне нравилось на защите диплома поддерживать ребят. Я чувствовала, какое волнение испытывает каждый из них вначале, и старалась быть максимально мягкой, объяснять, как работать с техникой, что всё будет хорошо.

Бекстейдж с защиты дипломов. Софья и Вика отвечали за то, чтобы всё в техническом плане прошло гладко

Резкое изменение происходит, когда объявляют оценки. Тогда студенты буквально выдыхают и расслабляются, они как будто начинают жить. Обычно после защиты диплома онлайн и офлайн студенты могут пообщаться с преподавателями и с деканатом, с Артёмом Горбуновым. Мне безумно нравилось наблюдать за этим общением. Там уже начинается такая душевная вечериночка, где все расслабляются, и создаётся ощущение теплоты.

После защиты дипломов царит непринуждённая атмосфера. Все радуются и общаются друг с другом. Фото — Кирилл Морозов

Есть ли принципиальная разница при подготовке онлайн- и офлайн-защиты?

Сложнее организовать офлайн-защиты: нужно всех собрать, перепроверить работу техники, да и студенты больше переживают.

Запомнился ли тебе какой-то дипломный проект больше всего?

У всех крутые дипломные проекты. Все дипломные проекты, которые я видела, мне нравились. Одни проекты будут помогать людям, другие — приносить пользу бизнесу. Я никогда не видела проектов, которые были бы похожи друг на друга. А я была на защитах ещё со времён, когда работала в Коворкафе.

На защиту дипломов приходят интересные гости. Например, у 12 набора одним из таких гостей был полосатый серьёзный кот

Ты создаёшь впечатление спокойного, доброго человека. Есть ли вещи, которые могут вывести тебя из себя?

Да, такие вещи, безусловно, есть. Первая — когда меня не ценят, а вторая — когда меня обманывают. Но тут не подойдёт словосочетание «вывести из себя», потому что для того, чтобы я стала кричать или злиться, не знаю, что должно произойти. Это редкость. Я действительно очень спокойный человек и даже в ситуациях, когда меня что-то выводит из себя, я стараюсь решить это разговором. Стараюсь не просто распылять агрессию в воздух, а действовать, если что-то меня не устраивает.

Как думаешь, в чём твоя суперсила как руководителя и как человека?

Моя суперсила в психотерапии. Считаю, что психотерапия — лучшее, что происходило со мной в жизни. И я не советую ходить на психотерапию каждому. Это подойдёт людям, которые чувствуют, что им чего-то в жизни не хватает, которым грустно. Также круто посещать терапию тем людям, которые ощущают себя не цельными.

Сейчас есть много онлайн-сервисов, не придётся даже никуда ехать. Психотерапия поможет лучше работать, научит ценить себя и заботиться о себе. Что нам нужно для хорошего самочувствия? Нам нужно удовлетворять свои базовые потребности во сне, в еде, в чувстве комфорта и защищённости. После удовлетворения этих потребностей мы сможем хорошо работать. Остаётся ещё духовное развитие — что-то, что не касается работы. Если эти три ступени — базовые потребности, хорошая работа и духовное развитие — соблюдать, то мы будем хорошо себя чувствовать. Этому можно научиться при помощи терапии.

График в школе сложный. Но находите время, чтобы радовать себя и делать то, что даст вам почувствовать себя счастливыми

Что бы ты посоветовала студентам школы для успешной учёбы?

Во-первых, я бы посоветовала приходить в школу абитуриентам, которые нацелены пройти все три ступени. Которые понимают, что в ближайший год у них есть цель вырасти как редактор, дизайнер или руководитель, и они готовы приложить для этого все свои усилия. Это нужно для того, чтобы не уйти грустным и разочарованным.

Второй совет тем, кто уже учится. Я понимаю, что график сложный. Большинство совмещают работу с учёбой. Но находите час-два, чтобы радовать себя и делать то, что даст вам почувствовать себя счастливыми. Жизнь крутится не только вокруг учёбы и работы. Вы можете совершать глупости, забавляться, побыть детьми. Если не разгружать себя, то вы поймёте, что ваша жизнь превратилась в цикличный круг, из которого вы не знаете, как выйти. Обязательно радуйтесь жизни.