Диктор радио и телевидения рассказал об особенностях профессии, выборе исполнителя для озвучки и о том, какие навыки прокачать, чтобы научиться озвучивать текст самому.
Как ты стал диктором?
По воле случая. Даже не представлял, что голосом можно зарабатывать, и тем более не думал, что у меня особенный голос.
В 1991 году я поступил в МХАТ. У театра было два филиала: в США и у нас в Якутске. Нам преподавали Олег Табаков, Евгений Радомысленский, Владимир Комратов. В то же время я устроился диджеем на радио. А кто работает на радио, рано или поздно начинает озвучивать джинглы, промо или рекламу.
После окончания института я переехал в Москву. Просто купил билет в один конец и уехал. В руках у меня была спортивная сумка с вещами и больше ничего. Через неделю устроился на радио «Юность». Проработал там два года.
Я пытался найти хоть какое-то разнообразие в форматах. Перемещался с одной радиостанции на другую: работал на радио «Ультра», «Некст», «Рок ФМ», «Моя семья», «Альтернативный рок» и «Наше радио». Снимался в телесериалах. Например, я играл бандита, который грабил главного героя в сериале «Обречённая стать звездой». Образно говоря, утром я «жарил рок», а вечером вымогал деньги.
На всех радиостанциях я знакомился с продюсерами, предлагал им свои услуги. Они звали меня озвучивать рекламу, промо, аудиокниги. Со временем меня пригласили озвучивать закадровый текст на телевидение. Меня можно услышать на Первом канале, «Муз-ТВ», «Рен-ТВ» и «Че».
У тебя собственная школа дикторов. Как пришла идея её открыть?
Идея с открытием школы тоже возникла случайно. Я создал ютуб-канал. Хотел показывать людям, как выглядит кухня диктора изнутри. Я приезжал на студию, что-то озвучивал, а процесс снимал и выкладывал видео в сеть.
Поначалу у меня появилось 800 подписчиков. Я подумал: «Ну, классно». Потом они начали спрашивать меня об упражнениях для голоса и дикции. Я спросил себя: «Кому интересны такие банальные вещи?» Однако всё же снял одно упражнение, второе, и за месяц количество подписчиков выросло в пять раз.
После этого меня пригласили провести пару лекций в Московской школе радио. Позже я стал экспертом в школе дикторов, которую открыл мой знакомый, а в 2020 году я открыл собственную онлайн-школу.
За три года мои курсы прошла тысяча человек. Не каждый мой ученик хотел стать диктором, но каждый понимал, что голосом надо заниматься. Часто обращались руководители, топ-менеджеры, чтобы развить уверенный голос для переговоров.
В Бюро Горбунова следуют принципу «Редактор — это булочник». Это значит, что редактор решает задачи клиента, а не самовыражается. Диктор — художник или булочник?
Я бы сказал, что диктор — это ремесленник или кто-то очень близкий к булочнику. Он же ничего не создаёт, не придумывает. Предположим, ко мне обращается клиент, чтобы озвучить рекламу. У него уже есть текст, есть музыка, есть чёткое представление, как должен выглядеть результат. Я делаю так, как он просит, дополняя текст своими эмоциями и бэкграундом через голосовые вибрации.
Хотя, получается, что диктор ещё и художник — человек, который при помощи голоса рисует в воображении слушателя определённую картину. Потому что можно читать текст сухо, будто констатируем факт, а можно наполнять его эмоциями и опытом. Это сложно описать, нужно слышать. Если добавить в текст эмоции, он звучит по-другому. Поэтому диктор — это и ремесленник, и художник одновременно. Попробую объяснить:
Как диктор прорабатывает текст?
Диктор должен ответить на три важных вопроса: что он читает, кому и зачем. Можно сказать, что это исследование целевой аудитории. Ведь если диктор не понимает, кому читает текст, он не может донести до слушателя смысл написанного, нарисовать в голове картину. Я понимаю, как должен реагировать слушатель, поэтому подстраиваю свой голос, подачу и эмоции так, чтобы привести человека к нужной реакции.
Например, рассмотрим рекламу лекарств. Подача лёгкая, позитивная и одновременно агрессивная. В первой части пугаем слушателя, привлекаем его внимание: «Вы постоянно чихаете, у вас течёт из носа и слезятся глаза». А во второй части предлагаем решение, успокаиваем: «Наш спрей поможет решить эту проблему».
Или другой пример — история про Герасима и Муму. Тут работаем с каждым предложением, представляем себе образ героя. В рассказе есть момент, когда Герасим идёт топить Муму: «Герасим шёл не торопясь и не спускал Муму с верёвочки». Представляем себе Герасима: здоровый детина два метра ростом, который идёт топить своего друга. В этот момент он не может быть весёлым и идти вприпрыжку — он грустный, идёт медленно. Герасим не спускает Муму с верёвочки, потому что это последний предмет, который связывает его с другом. Это состояние скорби мы выражаем голосом. Таким образом прорабатываем весь текст.
Также нужно провести интонационный анализ текста — передать смысл с помощью пауз, акцентов и тональности голоса.
Давайте вернёмся к Герасиму и Муму. В каждом предложении есть главные, второстепенные слова и логические части.
Разбиваем предложение на логические части. «Герасим шёл не торопясь» — это первое действие. Отделяем его слешем: тут будет пауза. «И не спускал Муму с верёвочки» — вторая логическая часть.
Далее выделяем главные слова. В первой логической части это «не торопясь». Подчеркиваем слово, его мы прочитаем чуть громче, чем остальные. То же делаем со словом «не спускал». А в конце предложения — точка. Тут ставим стрелочку вниз и понижаем голос: интонационно закрываем предложение.
Были в работе тексты, которые невозможно читать?
Периодически попадаются такие, например со сложными медицинскими терминами или труднопроизносимыми названиями. Хорошо, если это лекарство «Паклитаксел», — произнести просто. А бывают тексты с названиями индийских штатов: Махараштра, Уттаракханд и Чхаттисгарх — это уже сложнее прочитать вслух.
Иногда я читаю текст и понимаю, что половины не понимаю. Но его нужно донести так, будто я знаю, о чём идёт речь. Тут выручает дикторская партитура — интонационный анализ и понимание логики текста.
Как редактору написать текст, чтобы его было удобно озвучивать?
Не пишите сложноподчинёнными предложениями — пишите коротко и просто. Выделяйте в предложении одно подлежащее и одно сказуемое.
Соблюдайте порядок слов и правила построения текста. Меня периодически раздражают люди, которые звонят по скриптам и говорят: «Здравствуйте! Андрей меня зовут», хотя правильно говорить: «Здравствуйте, меня зовут Андрей». Возможно, они специально так делают, чтобы привлечь внимание, но меня это раздражает. Не надо менять слова местами, есть определённые правила, которых стоит придерживаться.
Не используйте замысловатые образы и подходы. Пишите без воды, точно передавайте мысли. Не добавляйте лишнюю философию и размышления. У людей нет свободного времени, чтобы всё это читать и слушать, поэтому чем проще и короче — тем лучше.
Чем проще и короче — тем лучше
Хотя нужно учитывать контекст и аудиторию. Для рекламы аптеки пишите кратко и по делу, а не так: «В далёкой-далёкой пустыне Гоби, на берегу оазиса возвышалась огромная аптека…» Слушатель не будет долго размышлять, насколько реклама великолепна. Нужно привлечь внимание человека в короткое время, чтобы он быстро принял решение и купил товар. Информационные тексты пишите просто и ёмко.
Художественный текст — другая история. С ним можно фантазировать, писать вычурно.
Не боишься, что нейросеть заменит дикторов?
Опытного диктора она не заменит, если он не отдаст права на свой голос. Однажды мне предлагали записать свой голос для голосового синтезатора, чтобы можно было купить его на сайте и озвучить рекламу или что-то ещё. Я отказался.
Всегда будет цениться оригинал. Искусственный интеллект не может правильно передать эмоции, логику текста. Поэтому доносить необходимый смысл он пока не умеет.
В озвучке робота присутствуют огрехи произношения, интонации. Всё это исправляет звукорежиссёр, он тратит на это время. Поэтому режиссёру проще выбрать профессионала — человека, который сразу сделает работу качественно и быстро.
Нейросеть может вытеснить только начинающих дикторов. У них нет опыта, они много времени тратят на озвучку текста: ошибаются, запинаются и перезаписывают. То, на что молодой диктор тратит день, искусственный интеллект озвучивает за две минуты.
Умение вкладывать в текст чувства пока даёт начинающим преимущество. Но пусть сейчас синтезатор не умеет передавать эмоции, возможно, рано или поздно он сможет делать это. Поэтому начинающим дикторам важно учиться работать качественно и быстро.
Озвучивать свою книгу самостоятельно или пригласить диктора?
Лучше нанять профессионала. Слушателя привлекает приятный поставленный голос: не нудный «в нос» и не глухой, как в бочке. Надо, чтобы на записи не было артефактов: запинок, причмокивающих звуков. Важно соблюдать темпоритм и интонацию, выдерживать постоянную громкость, а в художественных аудиокнигах использовать актёрскую игру. Человек без опыта озвучивания этого сделать не сможет.
Как редактору подобрать диктора для текста?
Важна личная симпатия. Бывает, что редактор услышал диктора и захотел, чтобы именно этот голос озвучивал его текст. Редактор как заказчик видит конечный результат и примерно понимает, какими должны быть звучание, тембр и эмоции.
Редактор — это булочник, который создает продукт из разных элементов, но видит при этом конечную точку. У булочника есть варианты, какую муку взять: кукурузную или из твёрдых сортов пшеницы. Он сам решает, взять воду из родника или из-под крана, или вообще заказать воду из айсберга. Так и в озвучке: представьте конечный продукт и вы поймёте, какие ингредиенты использовать.
Ориентируйтесь на дикторов, которые озвучивают похожие проекты. Например, если хотите озвучить рекламу, ориентируйтесь на те голоса, которые озвучивают рекламу. Тогда она будет бодрой и позитивной. Если пригласить для такой работы диктора аудиокниг, качество озвучки может быть низким. Дикторы, словно разные спортсмены: диктор для рекламы — это спринтер, а диктор аудиокниг — это марафонец.
Диктор для рекламы — это спринтер, а диктор аудиокниг — это марафонец
А как научиться самому озвучивать аудиокниги, видеоблоги, аудиоподкасты?
Для начала просто включите диктофон, прочитайте текст, послушайте себя со стороны. Отметьте сильные и слабые стороны. Например, обратите внимание на дикцию, артикуляцию и дыхание: чётко ли вы выговариваете слова, или речь звучит смазанно; слышно ли то, как вы дышите. Большинство людей не обращают внимание на то, как они разговаривают, но микрофон улавливает все недостатки.
Записали — послушайте. Если слышите в голосе щелчки или вздохи, голос в конце затухает, значит читайте скороговорки и ставьте дыхание. Для этого есть специальные упражнения.
Прочитайте текст знакомым. Если им всё понятно, значит логика текста и интонация в порядке. Если нет — делайте интонационный анализ текста, расчерчивайте дикторскую партитуру.
Чтобы текст не звучал скучно, поработайте над присвоением текста — «проживите» его с эмоциями. Только после этого озвучивайте текст. Если получили удовольствие, продолжайте в том же духе. Чувствуете диссонанс — работайте над собой.
Новичкам советую тренироваться по этим урокам:
- скороговорки,
- упражнения для дикции,
- поиск опоры звука и дыхания,
- дыхание как основа голоса,
- развитие артикуляции,
- разбор текста,
- интонация и подача,
- присвоение текста.
Сколько работать над собой, чтобы голос звучал профессионально?
Я работаю над собой всегда. Без этого никак. Тот профессионал, который сказал: «Я добился всего, больше делать нечего», может готовиться к увяданию, потому что таков закон природы. Увядание происходит в тот момент, когда мы говорим: «Всё». Работа над собой — это непрекращающийся процесс, без неё никак.