Раиса Каменская. Не знала, что я трудоголик, пока не пришла в редактуру

Раиса Каменская Не знала, что я трудоголик, пока не пришла в редактуру

Раиса Каменская — студентка 18-го потока Школы редакторов. Бросила работу юристом, чтобы писать статьи для бизнеса и помогать ему ориентироваться в юридических тонкостях. В статье расскажем, как Раисе удалось вырасти из автора-корреспондента до редактора и куратора двух направлений в «Право.ру» всего за один год.

«Право.ру» — российское онлайн-издание, которое освещает юридические новости, анализирует судебную практику и следит за развитием правового рынка. Организует первый в России юридический рейтинг. Издание принадлежит одноимённой компании-разработчику, которая создаёт справочную правовую систему и обслуживает электронные сервисы арбитражных судов.

Ты работала юристом, почему решила сменить сферу?

Я изначально думала пойти в журналистику, но родители были против, поэтому пошла в юриспруденцию. Думала, отучусь, поработаю год и пойду учиться, куда хотелось мне. Сначала мне нравилась работа юристом, а потом, после долгой работы с проблемами людей, которые не решает суд, я поняла, что это не моё. Меня тянуло в творчество.

На прошлой работе я редактировала и дописывала документы. Мне это нравилось больше, чем писать иски и представлять свою компанию в разъездах. Поэтому я решила, что сделала всё, что могла: получила образование, поработала юристом. И раз уж мне это не понравилось, почему бы в 27−28 лет не переучиться на то, к чему меня всегда тянуло? Особенно когда все вокруг говорили: «Пиши, у тебя так здорово получается! Ты так классно сочиняешь».

Редактировать и дописывать документы мне нравилось больше, чем писать иски

Что давалось тяжелее всего, пока училась в Школе редакторов?

Я прочитала много книг Максима Ильяхова, смотрела его советы до того, как пришла в школу, поэтому по дисциплине «Текст и редактура» у меня сложностей не было. Ужас вызвала «Типографика и вёрстка». Сначала я пыталась запомнить, что такое интерлиньяж, кегль и другие страшные термины. Я знала про выравнивание, размер текста, а эти слова мне были вообще незнакомы. Зато теперь эта информация очень пригодилась в работе.

Вторым по сложности было программирование и вёрстка сайта-визитки. Не люблю код, поэтому он давался мне сложнее всего.

Чему ты научилась в Школе редакторов?

Кроме работы с текстом и над проектами я научилась объяснять, что не так в интерфейсе, дизайне и вёрстке. Например, редакция «Право.ру» сделала газету. Я смотрю на макет и понимаю, что мне не нравится, и могу объяснить, почему дизайнер сделал свою работу плохо. Где на странице много воздуха, где мало, где углы не прибиты, где текст повис, где заголовок далеко от текста, где не выдержан размер.

Ещё я научилась успевать к дедлайну. В школе мне это было тяжело, потому что я работала полный день, а затем училась по четыре часа как минимум, плюс выходные. Дедлайн тренирует дисциплину.

Могу объяснить, почему дизайнер сделал свою работу плохо

Ты нашла работу, пока училась или после окончания Школы редакторов?

Я нашла работу примерно за месяц до конца обучения. Параллельно проходила курс «Как войти в профессию копирайтера» в Skill Cup, где преподавала Ирина Ильяхова. На одном вебинаре-созвоне мы обсуждали, куда вообще можно устроиться на работу редактором. Тогда просто не было понимания, куда меня могут взять с моими навыками, а на вебинаре можно было задать вопрос преподавателю напрямую. Я сказала, что я юрист, и спросила, куда могу пойти работать после обучения. А Ирина Ильяхова прямо на вебинаре ответила: «О, напишите мне в личку. У меня есть знакомая редактор, она как раз ищет людей себе в команду». Я так тряслась, часа два писала письмо из пяти строчек. Знакомой оказалась шеф-редактор «Право.ру» Светлана Меркулова, мне дали её контакты.

Особого собеседования у меня не было. Шеф-редактор сказала: «Раз ты от Ирины, то всё хорошо». Я получила тестовое задание придумать пять тем для статей, которые могла бы написать. Светлана Меркулова выбрала две, об остальных сказала, что они не подходят целевой аудитории издания. Я написала одну статью недели за две, её посмотрел редактор медиа, и после двух итераций текст всех устроил. В «Право.ру» предпочитают нанимать авторов на постоянку, поэтому мне предложили пойти в штат на испытательный срок.

Получилось так, что изначально я пошла на зарплату меньше, чем была на моей предыдущей работе юристом. Было 75 тысяч, я согласилась на 70. Решилась, потому что понимала, что это новая область, у меня вообще нет ни опыта, ни работ, ни навыков. Я должна была как-то себя показать, и это был вполне приемлемый старт для меня.

А какие первые задачи тебе доверили в «Право.ру»?

Первые задачи были как у всех. У меня не было плавного погружения. В «Право.ру» есть два вида статей.

Короткий текст — это когда мы отписываем по акту, чем закончилось важное судебное дело. Например, выходит определение Верховного Суда, и по нему нужно взять комментарии у экспертов и объяснить позицию. Мне сразу дали в работу один из таких актов. Такой текст опытный автор пишет один-полтора дня. Новичок может написать за два-три дня. Я решила проявить себя, поэтому убилась, но сделала за полтора дня. Это было сложно.

У меня не было плавного погружения

Лонгриды на 7−8 тысяч знаков, а то и 13 тысяч знаков, я писала за два дня. В первый день брала комментарии по теме у юристов, которые принимают участие в рейтинге «Право.ру», и собирала фактуру. На второй день уже отдавала готовый материал.

Иногда пишем сторонним экспертам и в госорганы: Минюст, Федеральную палату адвокатов. Хорошо, если отвечают быстро, но периодически приходится ждать две недели и дольше.

Какие факапы у тебя случались? Как ты с ними справлялась?

Могу рассказать про первый факап. Это случилось через два месяца работы в «Право.ру». У меня было интервью с одним из руководителей крупной российской компании. Я должна была подготовить вопросы в стилистике издания, а потом съездить к нему и взять интервью. Я обрадовалась и решила попробовать. У меня был опыт в Школе редакторов — я взяла три интервью.

Дедлайн был два дня. Выслала подготовленные вопросы и тут поняла, что сделала что-то не то. Я не поняла, что значит «в стилистике издания». Наше издание разбирает правовые темы для крупного бизнеса, а я составила вопросы о проектах компании за последний год. Я так хотела сдать работу быстрее, показать, что способна на неё, но при этом не уточнила, что значит «в стилистике издания».

Сразу после отправки письма Светлане Меркуловой я написала, что не уверена в вопросах. Я признала свою ошибку. Мы обсудили детали и договорились, что в следующий раз я не постесняюсь спросить всё, что мне непонятно. В итоге я переделала вопросы и взяла интервью.

С чего начался твой рост в «Право.ру»? Как ты стала куратором?

В начале я работала корреспондентом. Это стартовая позиция для автора. После трёхмесячного испытательного срока Светлана Меркулова сказала, что жалоб на меня нет, я всё сдаю вовремя, и ей нравится, как я работаю. Тогда она впервые подняла мне зарплату.

После я стала чаще себя проявлять: предлагала актуальные темы статей, выпустила несколько хороших материалов, которые находили отклик у партнёров издания. Апогеем стал прошлый ПМЮФ — Петербургский международный юридический форум. Мы приезжаем туда каждый год как журналисты и освещаем все мероприятия.

Ежегодно «Право.ру» готовит газету с лучшими статьями, свежим рейтингом, рекламными материалами и колонками юристов. Я была неопытная, но взяла на себя подготовку газеты. Для меня это была новая задача, было дико интересно приложить руку к этому событию. В итоге я сдала газету за день до дедлайна. Светлана Меркулова потом сказала, что её давно не впечатляли таким «чрезмерным» соблюдением дедлайнов и подготовкой. Меня это очень вдохновило.

Первая газета, подготовленная Раисой Каменской для «Право.ру», представленная на ПМЮФ 2024

Ещё одна причина повышения — я знаю английский язык. Тогда в нашей редакции мало кто способен был поддержать разговор на английском и не побояться взять интервью.

В это время «Право.ру» развивало международный проект. На форуме нужно было собрать визитки всех иностранных спикеров, взять у них несколько коротких интервью и написать статьи и на русском, и на английском. Я решила попробовать, и меня назначили сначала мини-куратором международного проекта, а потом полностью передали мне эту обязанность.

Сейчас у меня в подчинении три человека, которые совмещают работу автора, новостника и аналитика. Я курирую ленту, утверждаю материалы, продумываю политику, стратегию выпуска, получаю задачи от заказчика — какие мероприятия и информационный контент будем подсвечивать.

Второе мини-направление — это исследование медиации. Медиация — это процедура, где стороны решают конфликт при помощи посредника и без суда. В прошлом году я написала статью на эту тему. Эта процедура существует в России уже 15 лет, но интерес к ней появился только сейчас. «Право.ру» сделало небольшую версию исследования медиации в печатном виде, которую в этом году представили на ПМЮФ.

Печатная версия исследования медиации «Право.ру», представленная на ПМЮФ 2025

Расскажи, как устроен твой рабочий день и в каком формате он проходит?

Сейчас я работаю дома. Начинала в офисе, потому что для новичков предусмотрен именно такой формат. После испытательного срока Светлана Меркулова сказала, что я могу работать в гибридном формате или как мне удобно. В итоге я просто работаю из дома, потому что мне жалко 2−2,5 часа на дорогу в центр. Вместо того чтобы мотаться в офис, я могу потратить это время более продуктивно.

Мой рабочий день начинается около девяти утра, а засиживаться иногда могу намного дольше принятого. За завтраком я отсматриваю новостную повестку. Если есть релевантные международные новости, я отдаю их в работу своему новостнику или коллегам в их направление.

Далее в расписании могут быть созвоны или курирование. Затем проверяю другие задачи: какие материалы мне сдали авторы и иллюстраторы, вычитан ли текст, собрана ли вёрстка в газете и какая по счету итерация. Некоторые тексты я пишу сама. Сейчас это происходит не так часто, и иногда я скучаю по этой части работы, но понимаю, что другие задачи приоритетнее.

Получается, твой рабочий день может длиться не 8 часов, а дольше?

Когда я была автором, у меня был ограниченный круг обязанностей, и мой день заканчивался, когда я написала статью. Если я сдала статью в 16:00, молодец, свободна! Но иногда я могла закончить и в 23:00, и в 4:00, если тема большая. Я могла бы взять дополнительный день, но мне было важно укладываться в установленные для опытных авторов сроки из-за своего перфекционизма.

Когда я стала куратором и редактором, у меня появилось больше ответственности. Если ничего срочного нет, я заканчиваю около 6−7 вечера. В это время заканчивается моя обязаловка, потом я могу отдыхать. Но я либо копаюсь в текучке, чтобы не перекладывать её на другой день, либо занимаюсь творческой работой по развитию разных проектов.

Мне было важно укладываться в установленные для опытных авторов сроки

Например, я хочу поменять что-то на сайте издания или переделать формат статей. Вечером спокойно ковыряюсь, придумываю, как это можно сделать, что-то переписываю, делаю презентацию либо макет. Для меня это как отдых. Вроде бы и часть работы, но мне нравится делать её в таком творческом формате. Благодаря таким инициативам Светлана Меркулова меня и заметила, а потом стала постепенно повышать и доверила кураторство. Мне интересно не просто сделать свою работу, а что-то где-то улучшить и докрутить. Для меня это важный показатель в работе — когда вам не всё равно.

Что ты ожидала от работы в редакции? Какие ожидания подтвердились? К чему была вообще не готова?

В школе редакцию представляют как отлаженный механизм, где каждый знает, что нужно делать. В пример ставят редакции «Тинькофф-журнала», «Кто студента» и других изданий, где есть конвейер контента.

Когда я шла в редакцию, которая работает уже 17 лет, я думала, что многие процессы в ней будут отработаны. Мне казалось, иметь свою редполитику — норма для всех изданий. Оказывается, нет. В «Право.ру» она была формальная и весьма устаревшая, и я этому удивилась.

Новую редполитику я написала сама через четыре месяца работы. Все правила издания были хаотично раскиданы в Трелло, YouGile и отдельных файлах. А мне было удобно записывать советы редакторов и авторов в одном месте. Поэтому я собрала все советы и правила в одном Гугл-документе и затем докрутила их до редполитики. С конца прошлого года ею пользуются все. Появились гайдлайны, объяснения, определения со скриншотами, что и в каком формате мы делаем, в каком ключе, как оформляем.

В школе редакция представляется идеализированной. А потом вы окунаетесь в реальную редакцию, которая работает совсем по-другому, и пытаетесь в ней адаптироваться. И если у вас есть идеи, как сделать процессы лучше, можно подняться на несколько ступенек выше. Например, вырасти из автора в редактора и куратора, как получилось у меня.

В школе редакция представляется идеализированной, а реальная редакция работает по-другому

Читала твое интервью журналу «Кто студент» о канцелярите. Как ты считаешь, его стало меньше в «Право.ру»? Реально ли вообще уменьшить канцелярит в деловом СМИ?

Глобально, меньше не стало. Это зависит от работы автора и редактора над статьёй. К тому же некоторые вещи нельзя упростить, поскольку иногда эксперты просят оставить их цитаты в первозданном виде. Но отношение к канцеляриту у меня поменялось. Раньше мне казалось, что канцелярит — это то, что нужно вытравить в тексте. На самом деле это не так. В тексте прежде всего должна быть логика.

Я работаю с ответами от госорганов, с комментариями юристов. Кто-то действительно старается писать проще, почти без канцелярита. Другие присылают такие ответы, что я несколько минут пытаюсь распутать предложение и сделать из него три или четыре.

Как тебе помогает твоё образование? Со знанием юриспруденции тебе проще распутать сложный текст в документе?

Да. В вакансии мы как раз указываем, что нужно юридическое образование или желание разбираться в этой теме. У нас были авторы, которые пытались перефразировать и упростить мысль, но получалось так, что они искажали смысл и упускали важную, юридически точную деталь.

С какими темами работает «Право.ру»? Есть какие-то особенности выбора тем или запретные темы?

Запретных тем нет, есть то, что не попадает в нашу целевую аудиторию. Когда я пришла в «Право.ру», ошибочно думала, что аудитория — юристы, а на самом деле нет. Мы пишем для крупного бизнеса и юридических фирм.

Для бизнеса пишем простым языком, показываем в своих материалах, что ему нужно. Например, мы пишем про договор страхования ответственности директоров, и показываем, как фирма может сэкономить, оформив страховку. Собственнику следует понимать, для чего нужна такая страховка, и, если на одного из его руководителей подадут в суд, он сможет компенсировать затраты на разбирательство и другой ущерб. То есть мы пишем не для юриста о способах защиты своего заказчика, а для собственника бизнеса.

Запретных тем нет, есть то, что не попадает в нашу целевую аудиторию

К темам, которые не берём, можно отнести политику и уголовные дела. Нам неинтересны убийства, мошенничества, кражи, но мошенничество в крупном бизнесе мы осветить можем. То, что интересно рядовому гражданину, не будет интересно крупному бизнесу.

Расскажи, над чем ты работаешь прямо сейчас?

Сейчас я работаю над расширенной версией исследования медиации. После Петербургского форума займусь подготовкой материалов на английском языке.

Ещё у нас есть аналитический отдел, который проводит опросы юрфирм и подсчитывает цифры и рейтинги. По получившейся статистике авторы готовят материалы.

Недавно было исследование, изменилась ли средняя сумма поданных исковых требований в крупных компаниях Китая и ОАЭ. Статистику собирал аналитический отдел, а материалы готовили авторы и редакторы.

В этом году мы решили провести исследование медиации редакцией, а не аналитическим отделом. Я, Светлана Меркулова и мой коллега Алексей Малаховский взяли на себя основную работу, а в подготовке материалов и рассылке анкет участвовали и другие сотрудники наших направлений. Это интересно, потому что процедуре 15 лет, а в России никто такого исследования ещё не делал. Интерес компаний к подаче судебных исков и к судам по статистике «Право.ру» снизился на 5%, споров с госорганами стало меньше на 30%, а средняя сумма иска упала на 10%. Компании пробуют не подавать иски, не обращаться к адвокатам и решать проблему намного быстрее.

Чтобы провести исследование, нужно было продумать методологию и продать идею нашему гендиректору. Я сделала презентацию. Мы выбрали болевые точки, сформулировали гипотезы, составили список экспертов. Это были судьи, юристы, медиаторы и представители бизнеса. Мы хотели получить цифры и подтвердить либо опровергнуть наши теории. Наша команда рассылала запросы в крупные компании. Я ходила по форумам, встречалась и созванивалась с крупными медиаторами и руководителями, например, с уполномоченным Москвы по урегулированию споров и медиации.

Что тебе нравится в твоей работе больше всего?

В «Право.ру» много возможностей, чтобы себя проявить, и мне это нравится. Вы можете предложить свои мысли по ведению телеграм-канала, попробовать новый формат или рубрику. Достаточно описать идею и, если она толковая, редакция обязательно поможет вам её реализовать.

Люблю командировки. Так, я съездила в Казань, где писала репортаж и пару материалов. Дважды была в Санкт-Петербурге на ПМЮФ — крупнейшем мероприятии для юристов в России. На форуме можно поговорить с интересными спикерами, а затем насладиться прогулками по питерским улочкам и получить море эмоций. При этом форум отлично показывает, что ты из себя представляешь: инициативность, качество контента, твои приоритеты. Это тяжёлая работа, и именно первый форум показал мне, на что я способна.

Много возможностей, чтобы себя проявить, и мне это нравится

Я постоянно кручусь в правовой среде и общаюсь с экспертами, с которыми, будучи обычным юристом, никогда бы не столкнулась. Сейчас чувствую себя ближе к юриспруденции, чем когда работала по специальности.

Что посоветуешь начинающим редакторам?

Я люблю говорить сама себе: «Я не знала, что я трудоголик, пока не пришла в редактуру». Моей первой статьёй было интервью с шеф-редактором «Озона» Семёном Ступиным для журнала «Кто студент». Его совет стал «гимном» моего быстрого роста: «Сложно вырасти на первых этапах, если работать строго с 9:00 до 18:00. Баланс в жизни и работе — это круто, но я сторонник идеи, что в начале карьеры нужно много работать».

Что ещё посоветую:
Задавайте вопросы, даже самые глупые. Единственный глупый вопрос — тот, который вы не задали.

Будьте любопытны. Хорошие авторы и редакторы — те, кто хочет разбираться в теме, изучать новое и постоянно совершенствоваться, а не только знают правила и умеют избавляться от канцелярита.

Вам не должно быть всё равно. Если вы не хотите сделать лучше, полезнее и понятнее, а просто сдать, чтобы не нарушить дедлайн, а текст вообще проходной — это дорога в никуда.

Развивайте дисциплину. Дедлайны, ответственность и готовность брать на себя дополнительные и более сложные задачи важнее таланта и красивого стиля.