Эйчары из российских и американских компаний рассказали, почему работодатели отклоняют резюме, не пообщавшись с соискателем.
Молчание работодателя или шаблонный отказ — неприятный удар по самооценке: «Со мной даже не пообщались, а уже отказали». На самом деле о личном провале говорить рано. Бывают формальные причины отказа, о которых соискатель не может знать; а бывают ошибки, на которые стоит обратить внимание, чтобы чаще получать приглашения на собеседования. Мы выделили шесть типичных причин отказов и узнали, что с этим можно сделать.
Работодатель неточно указал в вакансии требуемый стаж
Чтобы разместить вакансию на сайте по поиску работы, работодатель заполняет анкету. Требуемый стаж он выбирает из предложенных вариантов.
Допустим, работодатель считает, что ему подойдут соискатели только с опытом не меньше трёх лет и точка. Но алгоритм сайта не позволяет выбрать стаж три года, поэтому приходится выбирать от одного года до трёх лет
Рекомендация эксперта
Работодатель отбирает резюме по ключевым навыкам или опыту в подходящих компаниях
Бывают ситуации, когда работодателю нужен сотрудник из конкретной компании или из компании с похожей бизнес-моделью. Разбирая отклики, рекрутер ищет в них названия компаний или точные словосочетания: определённое оборудование, специфические программы или даже знакомства с конкретными людьми из сферы. Если нужной информации в резюме нет, то рекрутер его отклоняет.
Например, молокозавод ищет инженера-технолога и не хочет тратить время на обучение новичков: кандидаты со свечного завода ему не подходят — они не работали с оборудованием по производству молока. Поэтому рекрутер отбирает резюме, где встречаются названия заводов-конкурентов или словосочетания «молочное производство», «переработка сухого молока».
Рекомендация эксперта
В вакансии не совпадают название должности и требуемый опыт
На рынке труда не существует единого перечня должностей — в одной компании специалист по рекламе занимается тем, чем в другой занимался маркетолог, пиарщик или
Например, в стоматологическую клинику искали специалиста, который будет готовить контент и продвигать её соцсети и медицинский блог. Рекрутеры назвали вакансию
Рекомендация эксперта
В резюме размыта желаемая должность
Иногда соискатели указывают в резюме несколько специальностей, чтобы показать весь диапазон своих навыков. Сам по себе факт, что человек рассматривает несколько должностей, — не проблема. Проблема в том, что, откликаясь на конкретную вакансию, соискатель должен показать намерение и желание попасть именно на эту позицию. А когда в строке про должность написано много всего, это говорит о том, что соискатель не очень-то заинтересован в конкретной вакансии.
Ещё встречаются резюме с должностью, которая ничего не говорит о профессии. Например, когда в резюме пишут «Главный специалист» или «Ведущий эксперт». В таких случаях сложно определить, что за специалист прислал резюме и на какую позицию он хочет попасть.
Рекомендация эксперта
Зарплатные ожидания в резюме
Работодатели не во всех вакансиях указывают уровень дохода. Это происходит, когда компания боится отпугнуть высокооплачиваемых специалистов низкой ставкой или мониторит, какие зарплаты хотят соискатели.
При этом, если соискатель укажет зарплату выше, чем планирует платить компания, а его навыки и опыт не впечатлят работодателя, то соискателю откажут. Но бывают и обратные ситуации: в компании считают, что хороший специалист стоит дорого, поэтому даже не будут рассматривать резюме с невысокими зарплатами.
Был такой случай: обувная фабрика запускала онлайн-торговлю и искала управляющего интернет-магазином. Никто в компании не знал, сколько стоит опытный специалист. Директор попросил рекрутера опубликовать вакансию без зарплаты, чтобы выяснить, на что рассчитывают соискатели. Когда он понял, что кандидаты с нужным опытом стоят больше
Рекомендация эксперта
«Нечитабельное» резюме и портфолио
Первый раз рекрутер смотрит на отклик пять секунд, за это время он оценивает подход соискателя к поиску работы:
— есть ли сопроводительное письмо,
— грамотно ли написан текст,
— понимает ли человек, чем будет полезен компании,
— структурировал ли он свой опыт так, чтобы было удобно читать.
Если сопроводительное письмо выглядит как формальная отписка, а резюме набито разномастным опытом, значит человек рассылает резюме всем подряд. Небрежный подход к оформлению отклика и непонимание своей пользы для компании выдают в соискателе плохого работника. Рекрутеры в таких ситуациях тоже не церемонятся и отказывают с лёгким сердцем.
Рекомендация эксперта
Сделайте акцент на том опыте, который интересен работодателю. Опыт, который к делу не относится, не надо перечислять.
Составьте краткое и ёмкое сопроводительное письмо: какими навыками владеете и чем будете полезны компании.
Заведите простую деловую электронную почту и укажите её в резюме.
Избавьтесь в письме от грамматических ошибок, сокращений и сленга.
Используйте в резюме чёткие простые фото, как на паспорт. Селфи из туалета, групповые фото и фото низкого разрешения не подходят для резюме.
Первичный отсев резюме происходит по формальным признакам: опыт, ключевые компании и навыки, зарплата, оформление и подача информации. Если на всё это обращать внимание, то приглашений на собеседования будет больше.
Все наши эксперты сошлись во мнении, что нет деления соискателей на плохих и хороших — есть подходящие и неподходящие соискатели и вакансии.