Команда проекта Tidy. Kit о рисках и факапах на третьей ступени

Команда проекта Tidy. Kit о рисках и факапах на третьей ступени

Выпускники 14 набора рассказывают, как сумели защитить дипломный проект, хотя месяц согласовывали идею, остались без заказчика и не успели монетизировать продукт.

О команде

Наш дипломный проект — брендинг геля для стирки Tidy.Kit. Сначала в команде было четыре человека, но через пару недель осталось трое: одна студентка взяла академотпуск. Нам помогали арт-директор и шеф. Вот как распределились роли:

Василий Которов — дизайнер. Нарисовал этикетку геля для стирки, оформил изображения для маркетплейса.

Наиля Намаконова — менеджер проекта. Училась в Школе дизайнеров, но за неимением руководителя в команде взяла на себя его роль. Организовала работу, договорилась о сотрудничестве с производителем геля и с типографией, открыла ИП.

Александра Семёнова — редактор. Написала понимание задачи, составила текст для этикетки продукта, опубликовала рекламные посты.

Михаил Нозик — арт-директор. Помог создать и запустить жизнеспособный проект. Отмёл много неудачных идей, был готов помогать, но не делать работу за нас.

Максим Ильяхов — шеф. Смотрел на проект со стороны и давал советы.

О поиске и согласовании идеи

Поиск идеи оказался самым энергозатратным этапом: нам понадобился месяц, чтобы найти подходящую и согласовать её с арт-директором. Всего мы предложили шесть вариантов.

Набор винных карточек. Это задумывалось как развлекательный продукт. Мы представляли, что на каждой карте, будет написан сорт вина и несколько вариантов закуски. Люди тасуют колоду, вытягивают случайную карту и пробуют указанный на ней напиток.

Мы загорелись проектом, но шеф и арт-директор его отклонили: они не представляли, кому и для чего понадобится такой набор. «Не могу вообразить, что человек вытягивает карту и идёт с ней в „Пятёрочку“», — сказал Максим Ильяхов.

Сейчас понятно, что мы неправильно преподнесли идею: представили карточки как способ помочь людям выбрать напиток, а нужно было — как вариант подарка.

Лендинг UX-теста для детских игр. Васин знакомый предложил нам сделать лендинг для своего бизнеса. Этот парень организует UX-тестирование игр, в том числе детских. Смысл в том, что разработчик предоставляет apk-билд игры, родители ставят его на планшет или смартфон, а потом дают малышу. Пока ребёнок проходит тест, мама с папой снимают это на видео. В итоге разработчик получает нужные данные, а семья — деньги за помощь.

Мы были готовы взяться за лендинг, но Михаил посчитал идею скучной и слишком простой для диплома. Шеф был такого же мнения.

Карточки для работы с детьми-аутистами. Ребёнок-аутист не умеет распознавать эмоции. Преподаватель обучает его этому, показывая картинки с разными проявлениями одних и тех же эмоций. Малыш разглядывает их, сравнивает и учится различать.

Нозику понравилась идея нарисовать несколько таких карточек. Но заказчику их нужно было гораздо больше, иначе ребёнок просто запомнит каждую картинку и её значение. Чтобы он действительно научился распознавать эмоции, нужно показывать их в разных вариациях. Михаил сказал, что это сложный и долгий проект, который не подходит для третьей ступени.

Сайт и продвижение для компании по аренде лодок. Сначала Михаил счёл проект приемлемым и предложил придумать название сервиса, слоган, атрибутику. Но выяснилось, что в первой итерации нужно запустить сайт и выставить на нём две или три лодки. Поэтому Нозик отмёл идею: задачу заказчика может решить и Авито — делать сайт ни к чему.

Аналог сервиса «Главред» для юристов. Такой сервис должен был помогать в подготовке документов. Но арт-директор и шеф дали понять, что запустить его за третью ступень нереально.

С каждой отклонённой идеей становилось всё тяжелее. Ресурс времени, сил и эмоций истощался, защита приближалась, а у нас даже замысла не было. Опускались руки, казалось, что всё зря и нет смысла продолжать работу.

Когда так происходит, важно осознать свою цель: вы пришли защитить диплом, а не изменить мир своим проектом. Пока команда упрямо проталкивает провальную идею, она не приближается к защите, а отдаляется от неё. Нужно встряхнуться, отбросить обиды и продолжить поиск проекта, который заинтересует и вас, и арт-директора.

Вы пришли защитить диплом, а не изменить мир

Гель для стирки — финальная идея. Среди знакомых Наили появился клиент, который хотел запустить продажи геля для стирки белья. Этот человек раньше работал с заводами бытовой химии, знал бизнес и мог договориться с производителями. От нас он хотел получить брендинг.

Бюро не рекомендует на третьей ступени делать клиентский проект, потому что это усложняет согласование и тормозит работу. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, когда есть клиент, готовый платить деньги, можно не убеждать арт-директора в работоспособности проекта. С другой — в процессе вам придётся объяснять клиенту, что замечания арт-директора улучшают результат и с ними нужно считаться. Если по итогу работа не получит одобрение обоих, вы рискуете не защититься.

Мы решились на риск. Это была перспектива сделать продукт, который можно потрогать руками, — такое редко выпускают студенты школ.

Итак, спустя месяц метаний мы наконец согласовали идею. На её реализацию оставалось всего несколько недель.

Расписание третьей ступени 14 набора. Идею диплома мы нашли только к пятой неделе, когда уже пора было думать над продвижением реализованного проекта. На своём опыте мы убедились, что на расписание не стоит обращать внимания: основная дата — это допуск к диплому, если вы к ней успеете, остальное не важно

О работе с арт-директором

Со всеми вопросами мы шли к арт-директору и шефу, потому что выбились из графика и упустили возможность посоветоваться ещё и с другими преподавателями.

Вообще, на третьей ступени можно обращаться к любому преподу в недели, указанные в расписании. Не стесняйтесь быть настойчивыми, но готовьтесь к тому, что вам не всегда ответят на вопрос или ответят с опозданием, когда вы уже решили проблему.

Что касается работы с арт-директором, у нас изначально были неверные ожидания: мы предполагали, что он будет решать наши проблемы. В реальности это не так. Например, мы спрашивали: «Что изобразить на этикетке?» — и Михаил отвечал: «Это я заказчик. Вы должны приходить ко мне с готовым решением и спрашивать, что я о нём думаю. Я только комментирую». В общем, никто не скажет вам, как делать, — делайте как умеете, а потом просите замечания.

Мы усвоили, что арт-директору нельзя просто кинуть ссылку и написать: «Посмотрите». Если вы чувствуете, что в работе есть косяк, сообщите об этом в первую очередь. Преподаватель будет знать, на что обратить внимание, и скажет, действительно ли вышла лажа или вы зря загоняетесь.

Аккуратно собирайте все комментарии и просите их обосновать, если вам что-то непонятно. Когда мы слышали от арт-директора, что идея ерундовая, то сразу выясняли почему. Этот вопрос надо задавать столько раз, сколько нужно, чтобы докопаться до сути.

Главное в работе с арт-директором — придумать проект, который увлечёт его не меньше, чем вас. Тогда преподаватель станет вашим союзником. Как только мы нашли идею, которая понравилась Михаилу, он начал помогать нам, а не препятствовать. Вместо односложного «скучно» пошли толковые комментарии, с которыми можно было поработать и докрутить замысел.

Мы написали Михаилу, чтобы узнать его мнение о лендинге для UX-теста игр. Мы не понимали, как быть с ответом «скучно», решили напроситься на твёрдое «нет». В итоге мы его получили

Отдельное спасибо арт-директору за то, что у нас появилась площадка для общения с другой дипломной командой. Михаил Нозик создал группу в Телеграме и пригласил туда наших однокурсников. Мы созванивались каждую неделю, а в конце ступени даже чаще. Было круто, потому что мы не варились в собственном соку, а советовались друг с другом.

О непредвиденных трудностях

Поменяли заказчика

Изначально проект состоял в том, чтобы задизайнить этикетку, написать к ней текст, а потом согласовать всё это с арт-директором и клиентом. Но посреди работы заказчик заболел и ушёл из проекта. Мы были шокированы, но решили довести работу до конца и для этого напрямую договорились с заводом, который производит гель. Когда мы убедились, что предприятие готово с нами сотрудничать, то вернулись к работе.

Не могли согласовать дизайн с арт-директором

Мы долго шли к финальному варианту этикетки.

Вдохновляясь примером слева, мы разработали нежное оформление для упаковки. Но Михаил предложил отправить всю эту милоту в топку: он видел дизайн более утилитарным и менее попсовым

Арт-директор на созвоне показал, как можно клёво заимствовать чужую вёрстку: взял этикетку китайского продукта и переложил на бутылку с гелем

Мы попытались обыграть идею китайцев — получился вариант слева. Михаил посчитал его неудачным: не торкает. Тогда Саша проанализировала азиатские этикетки и рекламу разных товаров — от еды до шин. Часто название продукта окружали лучики, типа он такой крутой, что аж сияет. Нозик хотел дизайн без излишеств, поэтому мы оставили только лучики и шрифт (фото справа). Получилось утилитарно и броско — арт-директору зашло

Дизайнер Вася предлагал и другие паттерны для упаковки, например круги, как слева. По словам Михаила, получилась советская банка с мукой, а не бутылка геля для стирки. Плюс лучики легче брендировать: впоследствии их можно модифицировать и перекрашивать под разные продукты производителя. Например, зелёные лучики — гель для стирки, а жёлтые молнии — средство для чистки плит. В общем, мы взяли за основу Сашин паттерн и доработали вёрстку — финальный дизайн справа

Бились над названием

На этапе нейминга мы искали слова, которые ассоциируются со стиркой белья, и сгенерировали около 150 названий. Варианты забрасывали в чат: если арт-директор не откликался, мы принимали это за отказ. Михаил внимательно следит за чатом и пишет, если появляется что-то стоящее комментария. Так что молчание — тоже ответ.

Все наши названия Нозику не нравились, и мы пошли за советом к шефу. Максим Ильяхов рекомендовал подсмотреть идеи у конкурентов — мы пробовали, но ничего стоящего не нашли.

В итоге Михаил дал подсказку: придумать что-то краткое и ёмкое вроде DutyBox. Вася стал крутить девочковые слова типа бьюти-бокс. Так родилось название Tidy. Kit — набор для поддержания аккуратности и чистоты. Миша сказал: «Пока сойдёт».

Мы прошерстили интернет и проверили, нет ли других товаров бытовой химии с нашим названием. Оказалось, нет, так что мы можем запатентовать гель для стирки Tidy.Kit.

Сначала мы обыграли в названии слово mоoom, где буква «o» похожа на пузыри. Нам это казалось милым: думали, товар привлечёт мамочек, хотя ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу не могли. Михаил попросил набросать другие варианты

Завод не принял текст этикетки

Когда арт-директор утвердил название геля и дизайн этикетки, представители завода не приняли её текст. Дело в том, что мы ударились в редакторскую красоту и сократили описание товара, которое в итоге не соответствовало юридическим требованиям. Производитель потребовал добавить информацию о правилах использования вроде «не лейте в рот» и «не капайте в глаза».

Меняя текст, нужно менять и дизайн, ведь смещаются все компоненты. Так что нам предстояли новые согласования с арт-директором. Чтобы не терять времени, мы дополнили текст и направили заводу на утверждение. Параллельно переделали дизайн и показали финальную версию Михаилу. Он одобрил её с небольшими правками.

Итоговые дизайн и текст для этикетки геля — их утвердил и завод, и арт-директор

Регистрировали ИП

Чтобы напрямую работать с заводом, нам нужно было оформить ИП. Эту задачу взяла на себя Наиля. Она заполнила заявление о государственной регистрации, оплатила госпошлину, подала документы в налоговую. Оформить ИП удалось в течение недели — всего за две недели до допуска к защите.

У завода кончилась плёнка для этикеток

Когда проект близился к завершению, оказалось, что на заводе закончилась плёнка для этикеток. Чтобы к защите не остаться без продукта, мы распечатали в типографии единичный экземпляр. Точно попасть в цвет макета было невозможно: у типографии было не так много подходящих оттенков, поэтому пришлось подбирать самый похожий. Мы думали, Михаил сейчас зарубит диплом, потому что цвет заметно отличался от того, что мы изначально согласовали. Но, к счастью, этого не случилось.

Не открыли страницу товара на Вайлдбериз

Задизайнить упаковку нужно было быстро, чтобы успеть к ближайшей дате разлива геля. Поэтому мы договорились созваниваться каждый или почти каждый день, чтобы сразу решать любые вопросы и не тормозить работу. Часто выходили на связь и работали параллельно, будто сидим в одном офисе.

Тем не менее из-за долгого согласования текста и дизайна мы не успели к первому разливу геля по бутылкам. Следующий планировался уже после даты нашего допуска к защите. Получалось, что к тому времени у нас не будет геля и мы не сможем открыть страницу на маркетплейсе.

О допуске к защите

Есть два типа проектов — социально полезные и монетизированные. У нас был второй, поэтому условие допуска к защите — доход от проекта. Подтвердить, что проект приносит деньги, могла реальная страница товара на Вайлдбериз. Но её не было, потому что не было геля.

Ситуация застала нас врасплох. За час до допуска к защите Саша придумала выход — сделать таплинк с возможностью предзаказа.

Таплинк с возможностью предзаказа подтверждал, что мы сделали реальный продукт. Скрин сделан 22 августа 2022

Таплинк мы завели на площадке tap. link, но есть и другие. Сделать его просто: регистрируетесь, создаёте мини-лендинг из готовых кирпичиков, добавляете текст и фотки. Там, конечно, мало возможностей для вёрстки: под правило внутреннего и внешнего ничего не подгонишь. Но это сервис для быстрого касания — перехода куда-то ещё, поэтому нет смысла заморачиваться — достаточно простого приятного дизайна.

В день допуска к защите Саша сообщила Михаилу, что карточки на Вайлдбериз не будет, и предложила вариант с таплинком. Для нас это было бы спасением, но мы боялись, что арт-директор не одобрит

Когда Миша узнал, что вместо карточки на маркетплейсе будет таплинк, он явно расстроился. Но, к счастью, допустил нас к защите. Невозможно передать, какое облегчение мы испытали!

После допуска есть две недели, чтобы отшлифовать проект. За это время мы оформили таплинк и написали инстаграмные посты, чтобы рассказать потенциальным покупателям о продукте и предзаказе.

О предзащите

К предзащите у нас на руках была тестовая бутылка с гелем и напечатанной в типографии этикеткой — достаточно, чтобы представить проект.

В день предзащиты команда разделилась: в Коворкафе приехал только Вася, остальные подключились удалённо. Было неудобно представлять проект одновременно онлайн и офлайн. В итоге Вася отрабатывал за всех: вместо того, чтобы рассказывать только свою часть, он говорил обо всех аспектах проекта.

На предзащите Николай Товеровский усомнился, что мы создали реальный продукт. Он увидел в презентации макет страницы на Вайлдбериз, зашёл на маркетплейс, но геля там не нашёл. Его там и не могло быть, ведь товар пока не отгрузили на склад ритейлера. Тогда Товеровский сказал: «Что у вас за фейковый продукт?» — и мы поняли: если не разубедим его на защите, то можем остаться без дипломов.

Товеровский сказал: «Что у вас за фейковый продукт?»

О защите

В самом начале на сцену вышел Артём Горбунов и в приветственном слове подчеркнул: главное условие защиты — монетизация проекта. Он так и сказал: «Кто не монетизирует, тот не пьёт шампанское». У нас руки похолодели, мы подумали, что точно не защитимся, ведь пока нет страницы товара на маркетплейсе, нет и заказов, а значит, монетизации.

Мы решили честно выложить багаж: рассказать, что оформили ИП, настроили онлайн-кассу, создали таплинк для предзаказа. Как только гель разольют по бутылкам, мы оформим страницу товара на маркетплейсе. Наших аргументов оказалось достаточно, чтобы подтвердить: продукт будет монетизироваться. К тому же мы вышли на сцену с чемоданом, достали оттуда бутылки с гелем и раздали ребятам. В этот момент зал зааплодировал. Так мы защитили проект.

Оценки никто не объявлял, и мы увидели их гораздо позже. Судя по ним, нашими сильными сторонами оказались идея и эстетика, а вот за продвижение мы получили низкие баллы.

Кто не монетизирует, тот не пьёт шампанское

О развитии проекта

Ждём, когда завод разольёт гель по бутылкам и закупит плёнку для этикеток. Если первый момент согласован, то с плёнкой пока всё призрачно: из-за санкций прекратились поставки материала, поэтому производитель договаривается с новыми поставщиками.

В целом, мы планируем продолжить работу над проектом. После первой партии геля посмотрим, что нужно будет улучшить.

Советы о работе над дипломом

  • Распределите роли в команде и не мешайте друг другу их выполнять.
  • Мы не сразу определили, за кем будет последнее слово. Потом договорились: Наиля — руководитель проекта и поэтому принимает окончательные решения.
  • Если в команде накаляется эмоциональное напряжение, остановитесь и обсудите проблему.
  • В процессе мы ругались, матерились и обижались. В конце ступени стали как семья, потому что решили не замалчивать проблемы и не держать обиды в себе. В целом, третья ступень о том, чтобы договориться между собой и реализовать проект, несмотря на разногласия.
  • Будьте готовы, что вашу идею могут отклонить.
  • Так произошло с нашим любимым проектом о винных карточках. Нам эта задумка казалась интересной, но шеф и арт-директор дали понять, что проект окажется никому не нужным.
  • На предзащите будьте все либо онлайн, либо офлайн.
  • У нас за всех отдуваться пришлось Васе, который приехал в Коворкафе. Будучи онлайн, сложно помочь тому, кто стоит на сцене.
  • Не терзайте себя, если не укладываетесь в расписание.
  • Мы сильно отстали от графика бюро, но всё равно защитили диплом. Главный дедлайн — день допуска к защите.
  • Если преподаватель не ответил на ваш вопрос, задавайте его снова и снова.
  • Михаил давал много обратной связи, потому что мы много его расспрашивали и переспрашивали, если было нужно.
  • Не стесняйтесь уточнить, что арт-директор имеет в виду.
  • Если вы не понимаете комментарий арт-директора, просите пояснить. Тогда вы не будете тратить время на угадывание и работу вслепую. Михаил Нозик приучил нас всегда спрашивать «почему?» — так мы понимали, в каком направлении двигаться.