Редактор «Сделаем» о стажировке в агентстве, работе с авторами и переходе на новый уровень благодаря Школе редакторов.
Чем ты сейчас занимаешься?
Работаю редактором в агентстве контент-маркетинга «Сделаем». Руковожу командой авторов, общаюсь с клиентами, контролирую проекты от первого общения с клиентом до запуска. У меня много разных задач: периодически надо писать самому, придумывать картинки для обложек, делать прототипы лендингов и верстать письма в рассылку.
А как ты попал в «Сделаем»?
За «Сделаем» я наблюдал ещё до того, как появилось агентство. Тогда это были просто фрилансеры Паша и Лёша. Потом они создали агентство и мне нравилось, как они работают, какие штуки делают. Хотелось тоже туда попасть.
Когда я учился на второй ступени, у «Сделаем» открылась стажировка — о ней Паша рассказывал, когда я брал у него интервью для журнала «Кто Студент».
Я очень долго пилил тестовое задание, рассматривал его по кусочкам, чтобы сделать максимально хорошо. Тестовое состояло из двух частей. Первая — взять любой сайт и объяснить, что с ним не так, как его можно улучшить и почему. Вторая — написать статью для «Яндекс.Дзен». Получилось круто, и меня сразу взяли автором. Автором я проработал месяц, а потом стал редактором. Период был сложный: у меня была вторая ступень в Школе редакторов, плюс полноценная работа автором. Получалось, что часть заданий в школе я делал буквально в последний день.
Расскажи про стажировку для авторов в «Сделаем».
Когда в «Сделаем» стало больше редакторов, появилась возможность запустить стажировку. Мы даём стажёрам задания, которые не оплачиваются, но это реальные клиентские задания — статьи, презентации. Стажёры делают, мы исправляем, пока они не научатся. Когда у стажёров получается нормально делать продукты, мы берём их на работу.
Как вы определяете в конце стажировки, берёте человека или нет?
Почти все, кто закончил у нас стажировку, остаются работать авторами: из двух прошедших потоков у нас работают все, кроме одного человека, который ушёл в свои проекты. Бывало, что стажёр прислал одну-две задачи, мы видим, что он достаточно классный, и сразу даём ему задачи за деньги.
Ребята-стажёры изначально уже довольно сильные, умеют работать над задачами. Не просто текстики пишут, а разбираются в целях статьи: для кого она, какой результат нужно получить. Понимают, зачем изучать целевую аудиторию, почему важно делать красивые иллюстрации. Мы их обычно дотягиваем под какой-то конкретный проект, например под «Яндекс.Дзен», учим работать с форматом и так далее.
Ты сам тоже работаешь со стажёрами?
Да. В «Сделаем» моя основная задача — вести проекты по «Яндекс.Дзен», и я натаскиваю стажёров на эти задачи. Кроме стажёров у меня есть авторы нашего агентства. Клиент присылает задачу, мы её обсуждаем, потом я беру на задачу автора, и мы с ним делаем текст.
У нас есть пул авторов, с которыми мы работаем. Среди них есть студенты и выпускники Школы редакторов. Если надо найти нового автора, редакторы смотрят биржу Главреда или отклики, которые люди нам присылают в «Сделаем». Мы смотрим, отбираем, проводим собеседования, даём тестовые задания и берём на работу, если всё устраивает.
С какими сложностями ты сталкивался при найме авторов?
Бывало, что автор с классным портфолио на просьбу сделать тестовое задание присылал лютую чепуху.
Бывало, что я набирал безответственных людей. Давал им реальные задачи, а они подводили по срокам или отказывались переделывать.
Если авторы пропадают, не отвечают, игнорируют, а потом придумывают детские отмазки, то за такие косяки я увольняю
Если автор не успел сделать работу вовремя, дашь ли ты ему второй шанс или сразу же распрощаешься?
Зависит от ситуации. Если человек взял задачу, а потом заранее предупредил, что заболел или что-то не может сделать, то не вижу ничего страшного: я могу перенести сроки или передать эту задачу другому автору. А если пропадают, не отвечают, игнорируют, а потом придумывают детские отмазки, то за такие косяки я увольняю.
Есть ли какая-нибудь связь между возрастом стажёра и его ответственностью?
Я не заметил. Есть люди ответственные, которым надо, и есть безответственные, которым ничего не надо, и они ничего не хотят. Это среди любого возраста и любых профессий случается.
Как можно стать автором в «Сделаем»?
Мы регулярно публикуем посты о поисках авторов в соцсетях агентства. Можно в любое время написать редактору, показать портфолио и предложить свои услуги в качестве автора. Только нужно понимать, что у нас может не быть в данный момент потребности в новых авторах. Даже если человек хороший, мы не сможем его взять, потому что у нас всё занято.
Был ли у тебя опыт работы с текстом до Школы редакторов?
Да, я два года работал на копирайтерской бирже «еТекст». Я был в поисках себя, услышал про копирайтинг и решил попробовать — взял простенький заказ, с которым точно справлюсь. Мой первый текст был по 5 рублей за 1000 символов: статья о том, как ухаживать за морскими свинками. Пилил его два дня и получил свои 50 рублей. Дальше пошли заказы подороже, но в месяц выходило в лучшем случае 10 тысяч. Жить на такие деньги в Подмосковье было просто нереально.
А где ты учился после школы?
Я — техник по летательным аппаратам: ракеты, турбодвигатели и всё такое. Я поступил в колледж за компанию с другом и отучился там 5 лет. Потом у меня была практика на заводе, и я охренел от того, какая там давящая атмосфера и консервативная обстановка. Сразу понял, что работать там не буду.
После этого поработал ещё полгода фитнес-тренером. Отучился на курсах и пришёл в спортзал, в котором сам занимался. Потом я пытался рисовать картины на заказ.
Здесь я нарисовал незнакомую девушку. Это не рисунок в традиционном смысле: картинка состоит из кучи мелких деталей, как паззл. Мне нравилось вот так «собирать» картины в кореле. На эту картину у меня ушло две недели ежедневной работы часов по 10−12. Я тогда не работал и мог себе такое позволить.
С картинами было сложно: когда не хочется, но надо что-то сделать, я не могу родить ничего нормального. В итоге от этой идеи я тоже отказался и в конце концов я пришёл к копирайтингу.
Почему ты пошёл в Школу редакторов?
Благодаря Ильяхову. Его фамилия постоянно мелькала в «Подслушано Копирайтинг» и мне стало интересно. Я прочитал «Пиши, сокращай» буквально за один вечер — настолько она была интересная. Понял, что подход Максима мне близок, что он реально крутой и знает, о чём говорит. Потом я узнал про Школу редакторов.
Мне хотелось делать полезные вещи. Когда говоришь клиенту на бирже, как что-то можно улучшить, то он не слушает, потому что воспринимает тебя как непонятного чувака, который работает за копейки. В Школе редакторов я видел выход на новый уровень, толчок к развитию.
Проблема была в том, что банально не было денег. 50 тысяч на школу мне надо было копить несколько месяцев и вообще ничего не есть. Поэтому от первых мыслей до поступления прошёл примерно год или полтора.
Как ты прошёл на бесплатное место?
Я понял, что нужно делать плакат, потому что уже тренировался на них, делал плакаты для себя, в стол. Смотрел разборы Ильяхова, читал советы: про плакаты написано много. Мне эта тема казалась очень интересной: есть ограниченный формат и какое-то сообщение, которое нужно донести до множества людей. И от того, как ты сделаешь вёрстку, какой текст напишешь, как задизайнишь, зависит восприятие твоего сообщения.
Я понятия тогда не имел о правиле внутреннего и внешнего, про информационные слои и остальное. Поэтому получались вот такие уродцы.
Когда я делал вступительное, у меня было две версии. Первую я пилил несколько недель. Делал два плаката в рамках одного задания. Что-то вроде того, что делала Люда Сарычева, когда поступала в школу.
Это не финальные версии, промежуточные. На первом, например, слово «сфотографируйте» висит отдельно — непорядок.
На втором я ещё хотел поместить QR-код. Считал, что так будет круто. Потом подумал: кто вообще сейчас ими пользуется? Разве что владельцы айфонов. Но даже им сфотографировать плакат проще, чем выцеливать мелкий QR-код.
А за неделю до срока я понял, что это какая-то фигня, и начал работу с нуля.
По условиям задания оценка была выше, если не просто прислать макет, а распечатать, повесить и сфотографировать. Я так и сделал: повесил этот плакат в подъезде у своей сестры. Ещё была чёрно-белая версия с крутым контрастом, но я отказался от этой задумки. Показал плакат сестре, а она сказала: «Выглядит издалека, как будто рекламная фигня». Поэтому я решил сделать синий цвет — как раз фирменный цвет ЕДС.
Благодаря этому плакату я попал на 4 место в рейтинге вступительных заданий.
Ты работал в журнале «Кто Студент», был и автором, и иллюстратором. Какие навыки пригодились для работы в журнале?
Мне вообще все навыки из Школы редакторов пригодились. Я считаю, что журнал — это очень классная задумка, и здорово, что студенты школы придумали такой проект, и он дорос до такого уровня, что в нём другие студенты тоже могут поучаствовать. Считаю, что журнал — это один из самых крутых проектов выпускников.
Чем вторая ступень отличается от первой по твоим ощущениям?
Мне показалось, что вторая легче. На первой было очень много теории и тестов, про которые у нас постоянно были споры и разбирательства с преподавателями.
Вторая ступень отнимала гораздо больше сил, но эмоционально она была легче. Ты больше вкалываешь, но и кайфа от этого ты получаешь тоже больше. Потому что делаешь реальный продукт, преподаватель его оценивает, и ты видишь свои классные или плохие решения. Вторая ступень очень важная. Идти в школу на первую ступень без второй — значит получить гораздо меньше знаний.
На второй ступени больше вкалываешь, но и кайфа получаешь тоже больше
Задания, которые ты делал на второй ступени, ты складывал к себе в портфолио? Или они так и остались просто заданиями?
У меня нет портфолио как такового. Есть сайт, который я сделал для себя во время учёбы в школе и разместил на хостинге. Там я опубликовал курсовую с первой ступени и другие работы. Но этот сайт я сейчас никак не обновляю и не слежу за ним, потому что мне это не нужно.
На третью ступень ты не пошёл?
Я был чуть ниже границы отбора, на 13 позиции. Кто-то выше вроде бы отказался, но до меня очередь не дошла. И даже если бы меня позвали, я бы всё равно не смог 60 тысяч заплатить за учёбу, хоть и работал уже в «Сделаем». Плюс меня к концу второй ступени собирались сделать редактором. Это фултайм работа и совмещать её со школой было бы очень тяжело.
С ребятами из своего потока поддерживаешь связь?
Когда мы учились, встречались два раза и обе встречи прошли очень классно. Мы ходили в бар и общались про работу, про жизнь, про задания. Мы оказались последним потоком старого образца, когда все начинали и учились вместе. Одно из преимуществ школы — она сводит вместе крутых редакторов: они находят работу, авторов, просто друзей.
Во время учебы ты завёл телеграм-канал «Дневник редактора». Зачем?
Я получал очень много знаний в Школе редакторов, и мне надо было куда-то выплёскивать информацию и энергию. Канал стал для меня возможностью потренироваться: сделать контент и посмотреть, как люди на него реагируют. Это было интересно, я по статистике видел, что большая часть подписчиков была активной. Они читали и писали вопросы на почту. Задавали вопросы про учёбу и просили выкладывать больше практических материалов. У меня была идея подготовить разборы работ. Несколько я даже сделал: выложил свои работы из школы и рассказал, что в них классного, как я их делал и что можно было сделать лучше. Но на большее просто не хватило сил. Меня взяли в «Сделаем» и свободного времени уже не осталось.
А откуда к тебе подписчики приходили?
Я запостил ссылку на своей странице вконтакте и на странице в бюросфере. Важную роль сыграл пост в «Подслушано Копирайтинг»: я написал, что на своём канале рассказываю про учёбу в Школе редакторов. Ильяхова и школу там любят, поэтому пост опубликовали. Думаю, что большая часть подписчиков была оттуда.
Как ты думаешь, стоит ли заводить канал начинающему редактору?
Да, потому что ты получаешь обратную связь. Когда тебе рассказывают, как делать продукт, ты в реальности не знаешь, работают эти методы или нет. Их надо тестировать, и свой канал это отличный способ. Ты делаешь контент, который считаешь крутым, и смотришь, как люди реагируют. Если им категорически не нравится, то его надо изменить. Меняешь, пробуешь, смотришь и повышаешь свою квалификацию как автор и редактор. Сейчас я уже не веду канал, нет времени. Пишу только в еженедельную рассылку «Сделаем»: в ней мы делимся опытом и отвечаем на вопросы подписчиков.
Какие письма в рассылке «Сделаем» готовил ты?
Первое про то, как сделать обложку для рекламной статьи. А во втором я рассказывал про стажировку в «Сделаем». Как надо подавать отклик и как не надо. Материал в целом универсальный и жизненный получился, он подойдёт для отклика на любую вакансию.
Ты состоишь в каких-нибудь редакторских чатиках?
Чат Школы редакторов остался после выпуска. Я его иногда читаю. А так у меня основную долю времени занимает работа и рабочие чатики, поэтому на остальные просто нет сил.
Ещё есть чатик «Научим писать» для людей, которые купили платный курс у «Сделаем», тоже довольно большой. Там Паша Молянов или кто-то из наших редакторов и авторов отвечают на вопросы участников курса. Например, ты пишешь: «Ребят, помогите и посмотрите, вот есть статья, она норм, не норм, соответствует задаче или нет». И мы смотрим, помогаем советами.
А что это за курс?
Курс «Научим писать» для тех, кто пишет тексты для бизнеса: копирайтеров, редакторов, предпринимателей. Формат курса — рассылка, в которой мы делимся опытом. Появился какой-то опыт, мы упаковали его в рассылку и выпустили.
Какие интернет-ресурсы для редакторов ты считаешь полезными?
Очень полезно смотреть разборы Ильяхова на ютубе. Это поможет делать более крутые продукты: обложки, плакаты, сайты — он классно разбирает и даёт советы. Мне в своё время очень помогли эти разборы для выполнения вступительного задания. Я и сейчас их часто пересматриваю.
Что ты посоветуешь людям, которые хотят поступить в Школу редакторов, но сомневаются?
Конкретно для меня школа стала классным пинком под зад. Я ни капли не пожалел, что поступил. Оплата за вторую ступень многократно окупилась уже за этот год. Если человек чувствует какой-то потолок и хочет его пробить, то Школа редакторов может подтолкнуть его на более высокий уровень в письме, редактуре и смежных специальностях. Все знания, которые давали нам преподаватели, пригодились в работе.