Дмитрий Придачин. Двоечник в меде — отличник в Школе редакторов

Дмитрий Придачин Двоечник в меде — отличник в Школе редакторов

Главред «Кто студента» о том, как начать всё с нуля, получить бесплатное место с одной статьёй в портфолио и почему нельзя работать на чужую мечту.

До школы ты не работал с текстом, как ты здесь оказался?

Прочитал «Пиши, сокращай», стал читать советы главреда, узнал о бюро и так проникся, что решил поступить. Больше всего меня вдохновили видео Ильяхова, на которых он переводил душные бюрократические тексты на русский язык, это было похоже на магию какую-то, и я тоже захотел научиться.

А чем ты занимался до этого?

Да много чем. Я думал, что хочу стать врачом, долго учился в медицинском, но ничего не получалось. Потом понял, что это желание было навязано родителями, и это их мечта, а не моя. Перебивался с двойки на тройку, учиться не нравилось, потому что было неинтересно. А после пары практик в больнице я ещё и разочаровался в системе здравоохранения.

Второй курс. Сижу за столом профессора М.Г.Привеса и ещё надеюсь, что у меня получится стать врачом

Было очень страшно признаться себе в том, что столько сил, времени и нервов потрачены впустую. И себе и родителям — они очень хотели дать мне высшее образование. Но после пяти лет такой учёбы, когда стало уже невыносимо, я ушёл из универа.

В меде я подрабатывал лаборантом на кафедре анатомии и пользовался возможностью взять домой препараты поучить. Не помогло

Ощущения, конечно, были смешанные. Мне 23, у меня нет ни образования, ни денег, ни представления о будущем, из общаги скоро выселят — короче пиздец. Но вместе с этим было какое-то невероятное ощущение свободы. Впервые за 23 года, я почувствовал, что теперь управляю своей жизнью сам, это была прям эйфория.

Но так как с детства смотрел только в сторону медицины, я понятия не имел, чего хочу и что дальше делать со своей жизнью. Помимо этого остро стояли вопросы «что есть» и «где жить» — нужно было найти работу. Я очень люблю водить машину, и решил совместить приятное с полезным — нашёл работу в такси. Подумал, что и навыки вождения прокачаю, и Питер получше узнаю, и денег заработаю. В итоге в такси я ещё и английский подтянул, потому что работал в разгар чемпионата мира по футболу и общался с иностранцами.

На этом пепелаце я проезжал по 500—600 км за сутки

И как работалось? Есть какие-то забавные истории?

Было интересно. Иностранцы удивлялись и радовались, что их наконец-то понимают по-английски, получалось даже обсудить Путина и Трампа. Никаких умопомрачительных историй не вспомню, но работа была очень утомительная. Сутки через сутки ездить за рулём — тяжело и вредно для здоровья, утром чуть ли не засыпал на светофорах.

Я понимал, что это временно, и энтузиазма у меня было хоть отбавляй. Но как люди работают годами в таком режиме, ума не приложу.

Потом ко мне в машину случайно сел мой старый знакомый — Андрей Кравцов — основатель бренда Шью. Мы разговорились, ему нужен был консультант в магазин, а я уже порядком подустал от такси. Так я стал продавцом-консультантом.

С основателем бренда Шью Андреем Кравцовым в 2017 году. Тогда я там не работал, а просто был поклонником бренда

Чему-то научился на этой работе?

Я узнал там, что такое клиентский сервис, он у нас был лучший в Питере. Потом на лекции «Дизайнер — это булочник» я вспоминал работу в магазине с благодарностью.

Ещё я научился контролировать свои слова и эмоции при работе с клиентами — при общении с мудаками незаменимый софт-скилл. Но дальнейших перспектив и карьерного роста не наблюдалось, а продавец даже с хорошей зарплатой — это не работа мечты.

И что было дальше?

Учился на интернет-маркетолога в Скиллбоксе, безуспешно пытался найти работу в этой сфере, но после Скиллбокса меня не брали даже на самые стартовые позиции за 30 тыщ. Поступил на вышку, на рекламу и пиар, разумеется на заочку. Как-то искал, что почитать по этой теме, и во всех книжных топах присутствовала «Пиши, сокращай». Прочитал и очень проникся.

Вот так прочитал книжку и сразу пошёл в школу?

Разумеется, нет. Этому способствовало моё состояние тогда: я был на распутье, не знал, что делать и как жить дальше. Не имел понятия, чем хочу заниматься. Самооценка была на нуле — мне 25, я на первом курсе, у меня нет даже диплома о высшем образовании, стабильного дохода и цели в жизни. На рынке труда я стою копейки, потому что пользы от меня немного.

Потихоньку эти мысли вгоняют в депрессию. Особенно когда сравниваешь себя с более успешными друзьями или знакомыми. Чувствуешь себя полным лузером, короче.

А книжка стала каким-то светом в конце туннеля. Я почувствовал интерес, понял, что могу себя реализовать в редактуре. Посидел-подумал, вспомнил, что в школе сочинения давались хорошо, прошёл подготовительные курсы, занял денег у отца на учёбу и поступил в Школу редакторов.

Ты участвовал в конкурсе на бесплатное место, для которого нужно портфолио, как ты решил этот вопрос?

По условиям конкурса в портфолио могла быть даже одна работа, и она не должна была быть настоящей. Я пошёл в бар к своим знакомым, порасспрашивал их о бизнесе и написал статью в духе Т—Ж про то, как они открыли бар без серьёзных вложений, даже вёрстку пытался повторить. А страничку собрал на тильде впервые в жизни.

Для конкурса сделал плакат в подъезд. Просмотрел все разборы плакатов с прошлых потоков, но никак не мог сделать свой. Я и фотошопом-то не умел пользоваться. В итоге за выходные сверстал свою первую работу в фотошопе, ещё и получил бесплатное место. Но я понимаю, что мне очень повезло: в отличие от прошлых потоков, конкурс был необязательным, поэтому и конкурентов было значительно меньше.

Плакат на конкурс сделал за выходные — моя первая работа в фотошопе

Подходит к концу вторая ступень, что ты получил от школы на данный момент?

Благодаря школе я увидел мир с другой стороны. Я поверил в себя, повысил самооценку, нашёл дело по душе. Познакомился со многими интересными людьми. Меня взяли на работу в Яндекс.Практикум. Я впервые почувствовал себя «в порядке». Это очень приятное ощущение.

Школа помогла мне убедиться, что я сделал правильный выбор, когда ушёл из медицинского. А этот вопрос мучил меня довольно долго. Ещё здесь я понял, что если что-то не получается, это не значит, что с тобой что-то не так. Возможно, ты просто находишься не на своём месте.

Если что-то не получается, это не значит, что с тобой что-то не так. Возможно, ты просто находишься не на своём месте

А что вызывало наибольшие трудности?

Тесты. Поначалу это было прям разочарование года. Весь день прорабатываешь каждый вопрос в тесте по «Интерфейсам», перекапываешь все лекции и советы бюро по теме. Сдаёшь тест с полной уверенностью, что сейчас наконец-то увидишь салют и получаешь 68 баллов, например. Обидно было до жути.

А почему ты решил участвовать в конкурсе на должность главреда «Кто студента»?

Впервые в жизни я почувствовал, что мне по-настоящему что-то интересно. И впервые у меня что-то получалось. До Школы редакторов я думал, что не люблю учиться, но оказалось, что просто учился не там и не тому.

Школа действительно дала «турбину под хвост». Я получил бесплатное место, в рейтинге был в первой десятке — эти маленькие победы помогли мне поверить в себя. Я чувствовал, что смогу справиться и с журналом. К тому же, мне было очень интересно.

Ещё я понимал, что мне не хватает опыта и знаний, а журнал помог бы наверстать упущенное. Даже на собеседовании бывшие главреды говорили, что журнал их прокачал сильнее, чем школа.

Ну и, конечно же, мне хотелось получить бесплатное место на второй ступени, хоть это и не было целью.

До Школы редакторов я думал, что не люблю учиться, но оказалось, что просто учился не там и не тому

И как, ожидания оправдались?

Оказалось гораздо тяжелее, чем я думал. Недостаток опыта и образования дают о себе знать, чаще всего я недоволен тем, что выходит в журнале. Но я стараюсь сделать настолько хорошо, насколько могу. И рад, что у меня есть такое пространство для роста.

Я очень благодарен Яне Акимовой, бывшему главреду, за то, что не бросила меня на произвол судьбы, а долго и терпеливо помогала мне редачить и верстать. Без её помощи я бы точно не справился.

С какими трудностями столкнулся во время работы над журналом?

Больше всего напрягает отсутствие материала. Когда делаешь выпуск и не знаешь, что будет в следующем.

Ещё всякие форс-мажоры за день до дедлайна. Например, когда должен выйти выпуск с работником крупной айти-компании, всё готово, и тут выясняется, что интервью надо согласовать с их пиар-службой. Это бодрит и закаляет, приходится в сжатые сроки что-то придумывать, чтобы сделать публикацию.

А как удаётся совмещать школу с журналом?

Это непросто, приходится отбирать время у других сфер жизни. Очень помогает, что дедлайны в школе и журнале не пересекаются — удаётся найти время и на то, и на то. Когда интересно и получаешь удовольствие от процесса, большой объём работы не напрягает.

А что бы посоветовал будущим главредам?

Я по-прежнему новенький в профессии и, как мне кажется, не могу ничего советовать будущим главредам, да ещё и с профессиональной точки зрения.

Я бы посоветовал всем и себе, в том числе, не бояться и не идти на компромиссы с собой. Стараться слушать себя и свои желания. И не дать убедить себя в том, что вы лузер и неудачник. Скорее всего, ты просто не на своём месте. Звучит, наверное, банально, но эта мысль очень личная и выстрадана годами.