Никита учится в Школе редакторов и рассказывает, как был писарем во время срочной военной службы. В этом интервью — о том, помогает ли инфостиль писать рапорты и объяснительные, чем занимается писарь в современной армии и как после службы найти своё призвание в диджитале.
Как ты стал писарем при армейской канцелярии?
Работа писаря отдалённо напоминает работу секретаря-референта. Он печатает документы, заполняет журналы, составляет расписания. Писарь должен уметь работать за компьютером: печатать документы и настраивать принтер. Всему остальному он учится в процессе службы — например, вышивать распечатанные журналы или заполнять расписания.
В первые дни моей службы к новобранцам подошёл командир роты и спросил: «Кто умеет работать за компьютером?». Откликнулся только я. Он сказал: «Пойдём со мной, мне кое-что надо напечатать».
В канцелярии стоял старый компьютер. Я быстро напечатал по шаблону рапорт и вырос в глазах командира. С тех пор он регулярно звал меня печатать разные документы. Со временем мои обязанности становились шире.
Что входило в обязанности писаря?
Печатать и клеить документы: приказы, рапорты, объяснительные, расписания, объявления.
Журналы печатают, а затем шьют толстой иглой с суровыми нитками. Например, я шил журнал учёта вещей, продовольствия, вооружения, документов; журналы инструктажей, где расписываются, что «инструктаж проведён». На задний разворот ставится печать и подпись командира роты. Это нужно, чтобы в журнале не подменили листы и ничего не вырвали. Похоже на издательскую деятельность. Добавлю в резюме, что участвовал в издании серьёзных печатных журналов (смеётся).
Я печатал разные навигационные штуки: объявления, бирки, указатели. Например, дома как: есть у человека пылесос. Человек берёт его в любой момент и начинает пылесосить. В армии над пылесосом обязательно висит указатель «пылесос для проведения таких-то работ».
Душевая подписана большими буквами, и снизу есть утверждённый график работы. Все моются строго по графику.
Ещё я составлял расписание суточных нарядов — назначал кто, когда и с кем пойдёт в наряд.
Расписание я составлял самостоятельно, а командир роты его подписывал. Если он видел ошибки, отдавал мне на исправление. Например, в наряде нужны четыре человека, а я поставил три. Но командир не интересовался, кто именно пойдёт в наряд. Так я получил определённую власть. Поэтому сослуживцы поддерживали со мной дружеские отношения. Некоторые приходили ко мне сами, просились в наряд на конкретные дни.
Всё это потому что я умею пользоваться компьютером и вовремя об этом сказал. Получил власть над людьми благодаря знаниям, инициативе и воле случая. На моём месте мог оказаться кто угодно.
Получил власть над людьми благодаря знаниям, инициативе и воле случая
Сложная ли у писаря работа?
С точки зрения писательского мастерства — нет. Всё строго по шаблону, который не меняется десятилетиями. Язык сухой и официальный. Например, все объяснительные начинаются со слов: «По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее…»
Сложность заключалась в том, что задачи поступают в любое время суток. Например, все идут спать, а я ещё дописываю расписание нарядов. Но иногда вся рота работает под дождём, а я в тёплом помещении перед монитором кнопочки нажимаю.
Есть ли в работе писаря место творчеству?
В основном всё шаблонно и придумывать ничего не нужно. Если бы я сверстал документ сам, то сказали бы, что нужно переделать по шаблону.
Немного места для творческой свободы есть в объяснительных. Выглядят они так: «Что было, что делали, почему так вышло»; сверху — кому, внизу — дата и подпись. Сослуживцы не умели писать объяснительные, и я помогал им. Иногда писал за них.
Как думаешь, почему шаблоны годами не меняются, а в армейских текстах так много канцеляризмов?
Школа редакторов учит: улучшать тексты нужно, чтобы выдерживать конкуренцию за внимание читателя. В армии нет конкуренции. Если солдату нужно расписаться в получении формы, он распишется независимо от того, как отформатирована таблица и подписаны столбцы. Главное — документ выполняет свою функцию.
Максим Ильяхов на одной из лекций говорил, что текст — не главное. Главнее полезное действие, контекст и визуализация. Если документ выполняет полезное действие, неважно, как он выглядит.
Есть ли визуальное повествование в армейских инструкциях?
Смотря в каких. Я бы разделил армейские инструкции на две категории: инструкции для военного времени и для службы в мирное время.
К первой категории относится боевой устав со схемами расположения войск, стратегиями обороны и нападения. Книги по эксплуатации техники и вооружения: танков, самолётов, вертолётов, автоматов, гаубиц. Ещё сюда можно отнести, например, визуальные схемы по оказанию первой помощи раненому.
Ко второй категории можно отнести визуальные схемы, обучающие строевой подготовке. Ещё иллюстрации вариантов стрижек военнослужащих или схемы, которые соотносят название воинского звания и то, как они выглядят на погонах. Например, сержант — три полоски поперёк погон, а прапорщик — две маленькие звезды вдоль.
Но того, что разработали — мало. Во время службы в мирное время возникает много ситуаций, когда пригодилось бы визуальное повествование. Например, новобранцам всегда проводят лекцию на тему того, как должны стоять стулья возле кровати и как должны висеть полотенца. Если бы была схема, то целую лекцию проводить бы не приходилось.
Каким документом ты больше всего гордишься?
Я горжусь журналом учёта вещевого имущества. Он состоит из 150 листов и в нём много таблиц. В журнале все расписываются за получение вещей: курток, штанов, берцев, трусов и остального обмундирования. Я сломал толстую иголку, пока шил этот журнал. Это один из моих самых больших проектов.
Какие навыки развила в тебе эта работа?
Я получил огромный опыт коммуникаций с людьми. Меня никто не знал, работа писарем помогла выделиться в толпе сослуживцев. Меня начали узнавать те, кто выше по званию: сержанты, прапорщики, офицеры. Приходили, просили помочь что-то написать, распечатать. Я мог просить о чём-то взамен. Такое случалось редко, и мне не отказывали.
Кем стал работать после армии?
После армии устроился в поддержку «Яндекс Доставки». Основные обязанности — коммуникация с клиентами и иногда тексты. Потом закончил курсы по СММ, брал небольшие проекты на фрилансе. Хотел попробовать себя в роли СММ-менеджера, но не знал, как правильно упаковать свой опыт и где искать вакансии. Поэтому записался на карьерную консультацию.
Консультировал меня один из руководителей СММ-направления в Яндексе. Между нами состоялся такой диалог:
— Что тебе нравится в работе СММ-менеджера?
— Мне нравится писать тексты — говорю я.
— Если нравится писать тексты — иди в редактуру. Вот у Ильяхова классная школа есть.
Я начал погружаться в редактуру и понял, что в работе СММ-менеджера мне нравилось писать тексты и дизайнить картинки. СММ-менеджер в крупной компании — человек, который делегирует эти задачи копирайтерам и дизайнерам. Я сделал вывод, что мне интересна редактура и надо поступать в Школу редакторов. Редактором пока не работаю, всё впереди.
Что бы ты посоветовал тем, кто ещё «ищет себя» в диджитал-направлениях?
Я думаю, нужно сесть и подумать, чем реально нравится заниматься. Не из-за денег, а для души. Мне, например, нравится писать в «Кто студент». Недавно вышло моё интервью с Сергеем Епифанцевым, оно кайфовое. Во время интервью я глубоко погрузился в новую для себя тему. Думаю, читателям тоже было интересно.
Всегда можно пойти к карьерному эксперту за деньги. Но лучше самому понять, от каких задач реально кайфуешь.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там я пишу о редактуре и контент-маркетинге для менеджеров, руководителей и предпринимателей.