Преподаватель Школы бюро об управлении собой, уровне счастья и работе на себя.
Ты учился в Ростовском университете. Какая у тебя специальность в дипломе?
Я хвастаюсь, когда приходится к слову: у меня красный диплом, и я магистр по направлению «системный анализ и управление». Но это полуфейковая специальность. Меня в бюро научили не гнать на альма-матер, но сложно сдерживаться.
Я учился на факультете высоких технологий. Преподы из соседнего города сделали «стартап» в сфере государственного образования. Были плюсы: много свободного времени, нормальные ребята собрались. Но уровень знаний был очень низкий. Например, на занятиях по базам данных преподаватель не мог написать запрос на эс-кью-эль. Меня это бесило, но в России тогда ситуация во многих университетах была аналогичной, кроме, наверное, московских вузов типа МГУ и Физтеха.
После университета ты начал работать разработчиком. Какими проектами ты занимался?
Например, я сделал программу, которая помогала отбраковывать неработающие микрофоны. Микрофоны были частью системы для обнаружения протечек на АЭС.
Суть АЭС в том, что атомная энергия нагревает воду. Вода циркулирует по сложной системе трубок парогенератора с высоким давлением. Представь, что возникает протечка. В этом случае искать место аварии в реакторном отделении АЭС не очень хочется. Микрофоны устанавливались по периметру помещения и помогали определить примерную локализацию протечки. Если знать, где течёт, то ремонтники могут идти сразу в нужное место.
Расскажи о программе, которой ты гордишься.
Меня через знакомых нашли люди, которые дают кредиты дальнобойщикам на грузовики. Им была нужна программа, которая рассчитывает график выплат — простой кредитный калькулятор. Я на тот момент уже профессионально занимался программированием и брал заказы.
Сделал с нуля простую программу, в духе keep it simple and stupid, то есть чистый код, ничего лишнего. Решил задачу клиента, даже обновление заказывали. Это пример, как должны работать нормальные разработчики.
Ты продолжаешь кодить?
К сожалению, я совершенно разучился. Я до сих пор не всё понимаю в веб-разработке, знания базовых вещей недостаточно. Чтобы накодить, нужно начать проект, настроить окружение. Когда я писал на Делфи, я делал это за секунды. Сейчас старые знания не годятся, а новых у меня нет. Но если кто-то уже сделал программу, немного изменить какую-то функцию, наверное, смогу.
Если приходит мысль что-то написать самостоятельно, то я её отбрасываю, потому что получится полный позор, неэффективность и отстой. Сделать всё правильно, отладить код — большой пласт знаний, за который разработчику и платят. Поэтому я не продолжаю кодить.
На твоём старом сайте разработчика есть пример улучшения общественной среды. Ты придумал талоны на приём к врачу, когда их еще не было в поликлиниках. Как правильно предложить такое улучшение?
Я пришел с ребёнком в поликлинику, мне не понравилось, что мы долго ждём своей очереди. И я подумал: «Посоветую, как исправить ситуацию». Сделал тупое предложение, не подумал о том, как работает поликлиника и что важно заведующему.
Случай в поликлинике — попытка решить проблему, на которую я смотрел через дырочку
в 5 миллиметров. Я не знаю, как управляется поликлиника, кому отчитывается. Может, эти билетики — вред. А может, чем больше очереди, тем больше получает поликлиника.
Пример с поликлиникой можно применить и к рабочим ситуациям. Новые сотрудники часто заряжены энергией, но они не знают, как всё работает. Если такой человек предлагает улучшение, то оно обычно не подходит существующей системе. Такое предложение не принимают, потому что это херня. А новички обычно не могут этого понять и обижаются.
Настоящий дизайнер придумывает такую систему, которая работает. Она сочетается со всем, что вокруг
Может ли дизайнер разобраться в любой сложной системе?
Конечно может, но для этого нужна осознанность. Системы и бизнесы обычно сложные. Я люблю примеры, когда бизнес работает не так, как кажется. «Макдональдс» зарабатывает не на бургерах, а владеет недвижимостью, «Додо-пицца» — франшиза и ИТ, и только во вторую очередь пицца. Если ты шаришь, как работает бизнес, и можешь предложить
какое-то улучшение, это офигенно.
Как ты поменял работу и стал дизайнером интерфейсов?
Было время, когда слово «дизайнер» у меня вызывало смех, примерно так же, как в детстве слово «жопа». Слово казалось непривычным, в моём окружении его не использовали. Переход к дизайну случился постепенно.
Сначала изучал «Ководство», разбирался, как работает эта сфера. Тёма Лебедев в каком-то посте советовал книги Тафти в стиле «нужно оставить семью голодной, но прочитать эти книги». Я ровно так и сделал и из-за этого поссорился с женой. В сегодняшних ценах книги стоили тысяч 20 — покупка, соразмерная месячной зарплате начинающего дизайнера в регионах. Но содержание книг того стоило: идеи можно было сразу применить.
Первая работа по профилю была в Ростове — устроился дизайнером интерфейсов. Через полгода поучаствовал в конкурсе уважаемых советчиков, занял третье место. Все члены жюри, кроме Артёма, мои работы замочили. А ему понравилась идея. Я решился написать письмо в бюро, и меня пригласили стажёром.
Ты рассказывал в блоге, как прокачался в бюро. Особенно в заметке про поиск помощника. Как ты понял, что хочешь что-то поменять и не работать дизайнером?
Я плохой дизайнер. Меня всегда бесило делать дизайн для кого-то. Хороший дизайнер, наоборот, организует среду вокруг себя так, чтобы побольше дизайнить. Самые крутые организуют студии, чтобы было больше заказов. Моё же любимое занятие —
покупать дизайн.
Как совмещать работу по найму и собственные проекты?
Никто не запрещает открыть кофейню, если ты работаешь менеджером в компании. Если раньше начинаешь, то у тебя меньше проблем: детей нет, жены нет, ничего тебе не нужно. Можешь на условные 10 тысяч рублей целый месяц прожить. Если бы я начал лет в 15, мне бы сейчас было гораздо проще. Мой совет — становитесь предпринимателем как можно раньше.
Всё, что придумаешь — не сработает. Всегда есть надежда, что вот сейчас уволюсь, а за год-то уж точно что-нибудь придумаю. Не придумаешь. Понадобится не год, а пять лет, например. Лучше иметь какой-то доход, запас прочности.
У меня есть знакомый, который открыл пиццерию по франшизе. Я приехал к нему в гости, когда жил в Москве и работал в «Драйве». У меня была хорошая зарплата, всякие плюшки. А он на меня смотрит, грустный. Говорит, что «вот была бы десятка в месяц на поддержание штанов, тогда бы не пришлось у родителей занимать». Бизнес может быть убыточным очень долго. Но если ты его бросишь, вообще ничего не получится. Поэтому нужна прочность — и моральная, и финансовая.
Любой бизнес может быть убыточным очень долго, поэтому нужна прочность — и моральная, и финансовая
Я потом уже узнал, что мысли о старте своего проекта собраны в книге Кийосаки Before You Quit Your Job. Она в его стиле, с кучей воды, но там есть ключевые мысли про борьбу со страхом. Лучше её прочитать до начала своего дела, а не после, как я.
Ещё есть важная тема, которую мы в бюро давно заметили. Если ты сам что-то сделаешь, это очень хорошо повлияет на твоё развитие как человека и как сотрудника. Дизайнер, который сделал свой микросайтик, в 100 раз лучше, чем дизайнер, который сидит и рисует макеты для клиентских проектов. Можно сделать и облажаться, но вырасти. Многие менеджеры в больших компаниях — бывшие стартаперы, которые решили, что лучше пожить в более спокойной среде. Но они ценны именно тем, что знают, как всё работает.
Что нужно знать человеку, который хочет работать на себя?
Если долго работать обычным сотрудником, то портятся мозги. У меня есть такая метафора. Представь океан. Над океаном — ураган, волны. Внизу — спокойная вода. Так вот, все сотрудники живут под водой, и им доступны разные слои: у одного зарплата больше, у другого меньше. Единственное, что им важно — чтобы не выгнали из океана, и чтобы они переплывали на более денежный уровень. А почему у них всё спокойно? Потому что всё за них организовал предприниматель. Он — над водой, плывёт в лодке, его качает на волнах.
У любых компаний есть взлёты и падения, даже у самых мощных. Если случилась жопа, то чем больше компания, тем проблема ощутимей. Маленькие не знают, как денег заработать, а у больших хотят всё забрать. Предприниматели всё время живут во время шторма и борются с адскими проблемами, которые не снились рыбкам. Для рыбок организовали спокойную воду, они не видят, что происходит над водой.
Я смотрел на РБК интервью Максима Белоногова. Он владелец такси «Максим», а это четвёртое такси по выручке в России. Максим рассказывал, что никогда нигде не работал. Фишка в том, что если ты не на работе, у тебя всегда зарплата ноль, ты в постоянном режиме выживания. Если ты хорошо поработал, можешь получить большой кусок, но завтра этого куска может и не быть. Ещё и старый кусок могут отобрать. Ты можешь в долги влезть. Ты всё время живёшь в стрессе, и это нормально, потому что так работает мир.
Ты написал книгу. Кажется, в бюро каждый дизайнер управляет проектами, людьми, собой. Почему книгу написал именно ты?
Это моя тема. Вообще, я тот чувак в бюро, который про проекты. Когда Артём создал платформу и написал свою первую книгу, было понятно, что есть смысл нам всем это сделать: Максу про текст написать, Илье — про интерфейсы, а мне про проекты.
Что ты привнёс в управление проектами в бюро?
В бюро не очень много вещей, которые предложил один человек. Обычно что-то предлагается, а потом улучшается, дополняется. Например, 37signals написали про принцип fix time and budget, flex scope, а в бюро начали его применять к клиентским проектам. Позже мы с Артёмом решили принцип сокращать как «ФФФ».
Я, например, придумал в проектах делать «неделю после пуска». Это мега штука, которую я обожаю. Любая студия работает так: после запуска проекта нужно брать в работу следующий. Проекты накладываются друг на друга. Но обычно в первую неделю после пуска происходят всякие крупномасштабные неприятности: как минимум какая-то функция не заработает так, как задумано. Всё время получается треш. Ты вроде бы уже ушёл с проекта, а у тебя там проблемы. Нужно, чтобы команда после запуска неделю-две не расходилась никуда.
Я так делаю во всех проектах, даже внутри продуктовых компаний. У нас есть совет с типовым планом проекта: разработка, точка невозврата, тестирование, запуск, а после этого — доработка продукта.
Какие ошибки ты сейчас совершаешь в управлении проектами и людьми? Что делаешь, если ошибся?
Какие угодно. Самая частая ошибка — когда ты не делаешь то, что надо делать. Вообще, вся книга, которую я написал, построена на фейлах. И я продолжаю их совершать. Можно прочитать книгу и понять, что за ошибки я имею в виду. Я могу планировать впритык или забыть, что клиента или коллегу нужно обслуживать, как булочник. Могу сделать план неправильный, без гвоздей. И это нормально.
Наверное, в случае ошибки нужно менять реальность. Если у тебя что-то не получается, то прими такое решение, чтобы получилось. Это решение требует воли, изобретательности. Ты не сидишь и не ноешь, что всё пропало, а разруливаешь тему.
Со стороны ты выглядишь очень спокойным человеком. Есть ли такие вещи, которые тебя бесят?
Меня практически всё бесит. Всё, что угодно: грязь в городе, наглость. Например, я выхожу из подъезда, а девчонка собирается наклеить в моём подъезде объявление. Я её попросил так не делать и ждал, чтобы она ушла.
Я стараюсь переключиться и относиться ко всему, как к игре. Для этого помогают медитации. Если что-то случилось, то можно беситься и убить кого-то. И что хорошего? А можно относиться к ситуации, как к игре, и всё перевести в прикол, шутку или вызов. Хорошо бы чаще задавать себе вопрос: «Как я могу повлиять на то, что происходит?»
Хорошо бы чаще задавать себе вопрос: «Как я могу повлиять на то, что происходит?»
В чём твоя суперсила?
Моя суперсила в том, что я — антипример. Если есть какая-то ситуация, с которой я справился, то среднестатистический человек точно сможет. Я нифига не могу запомнить, есть проблемы с внимательностью. Контроль эмоций на двойку из десяти. Я с этим борюсь, придумываю ходы, чтобы это погасить.
Ты где-то год назад писал, что после увольнения уровень счастья поднялся до 80%. Как ты измеряешь? И почему уровень счастья при работе по найму был ниже?
У меня есть папка в «Заметках», называется «Маршрут». Я там каждую неделю стараюсь сделать микропост. Он состоит из фотки и резюме — итогов прошедшей недели и ключевых задач на следующую. Ещё есть уровень счастья, я измеряю его в процентах. Это просто субъективный показатель, я оцениваю, всё хорошо или не хорошо.
Когда я работал по найму, у меня не было даже теоретической возможности получить 100%. Это зависит от человека: кому-то ОК, когда работаешь спокойно и всё у тебя хорошо. А мне постоянно было не клёво. Я хочу своё сделать, а не могу. У людей куча своих мнений, и чтобы их переубедить, надо приложить титанические усилия. И тебе могут сказать: всё правильно, но нет, решение будет другим. Я ушёл с работы, и сейчас очень этому рад. Сейчас я знаю, что всё в моих руках.
Я так понял, что 80% счастья для тебя уже не так много. Часто ли бывает больше?
Несколько раз было 100%. У меня сейчас такая жизнь, что единственная проблема — финансовая. И если она решена, то у меня практически нет никаких беспокойств. Слава богу, все живы, здоровы, о чём переживать? Ничего не может случиться плохого, кроме того, что у меня не будет денег на ближайший месяц.
Ты писал в блоге, что эта твоя ключевая заметка называется «Как стать лучше». Для чего вообще становиться лучше?
Я думаю, что это точно не помешает всем. Я подсмотрел подход бесконечного роста в истории про владельца одного кафе. Он каждую неделю садился и выписывал, что можно улучшить в своём заведении. Я то же самое стал использовать для себя. Если я не буду этого делать, я вообще перестану хоть чем-то заниматься. Нужно такое давление на себя, иначе кажется, что всё есть, всё хорошо, можно ничего не делать.
Если откатиться на 10 лет назад, когда тебе было 25, какой бы ты совет дал самому себе?
Срочно придумывать и начать фигачить какие-то свои вещи. Фигачить — это вообще легко. Берёшь и придумываешь какой-то проект. Начинаешь его пилить с кем-то, уговариваешь разработчика на каких-то условиях, делаешь какие-то штуки. Даже если идея провалится, не страшно. Ты облажаешься, но поймёшь, что работает.
Ты приобретаешь крутой опыт, если сам начинаешь что-то делать. Лучше, конечно, сильно не проваливаться, чтобы не терять много времени. Но если ты что-то начинаешь хреначить, это всегда хорошо.
Ты приобретаешь крутой опыт, если сам начинаешь что-то делать
Есть интервью Олега Рогинского, основателя стартапа People. ai, в видеоблоге «Русские норм!». У него там прикольная метафора: «Строить компанию — это как играть в „Супермарио“: в первый раз вы умрёте в какой-то момент. В следующий раз вы знаете, где ловушка. Вы её перепрыгнете и пойдёте дальше».
Чем чаще ты начинаешь, тем дальше ты проходишь, не совершая ошибок. Поэтому лучше начать пораньше проходить эти уровни. И чем раньше ты начнёшь в эту игру играть, тем будет круче.