Надежда Здорова. Кто трудится, тот получает — Кто студент

Надежда Здорова Кто трудится, тот получает

Дизайнер интерфейсов рассказывает, почему художником быть неромантично и как доска на «Трелло» помогла получить работу.

Ты занималась монументальной живописью и иконами, а сейчас дизайнер интерфейсов. Как ты нашла эту работу?

Мои знакомые говорят, что это удача, но я так не думаю. Я училась самостоятельно, постоянно читала книги, проходила курсы.

Чтобы показать работодателю, что я человек организованный и готова дальше развиваться, я добавила к резюме доску, которую вела на «Трелло». На следующий же день нашла вакансию с тестовым заданием сделать дашборд — я даже не знала, что это такое. Села разбираться и за три дня сделала и отправила, причём сейчас вижу, что сделала неплохо.

В итоге с той вакансией не сложилось, но с этим же дашбордом я прошла собеседование в другую компанию. На собеседовании было пять дизайнеров, и все они пытали меня вопросами. Раскладывали мой дашборд по полочкам почти два часа: почему здесь такая кнопка, почему такой шрифт, почему такой цвет? Потом мы с арт-директором ещё минут 30−40 просто разговаривали о жизни, о дизайне, об искусстве. Обещали дать ответ в понедельник, а в итоге сразу перезвонили и приняли, с июня работаю. Получается, что моё первое в жизни собеседование по дизайну прошло успешно. Но учитывая, сколько я училась, мне кажется, что это не случайно.

Кто трудится, тот получает.

Моё первое собеседование по дизайну прошло успешно, но это не случайно

Что делаешь на работе?

Мы проектируем геймерские интерфейсы, но не для игр, а для бизнеса. Есть очень крупные проекты: российская налоговая (ФНС), «РОСТЕХ», создавали админку для МТС.

Это что-то типа «Хабитики» из твоей статьи для журнала «Кто студент» — выращивать персонажа?

Можно сказать, да. Есть какие-то характеристики и статистика, но сам персонаж — это, например, директор завода, у которого прописаны уровень, параметры, компания. То есть, масштабная бизнес-игра.

Художников считают одиночками. Но как дизайнер интерфейсов ты работаешь 
в команде?

Да, и с этим у меня как раз проблемы, потому что я самостоятельный игрок. Дизайн интерфейсов — это командная игра. Ты участвуешь в проекте своей команды и можешь попросить коллегу взглянуть на работу: «Расскажи, где я косячнул». А я не обращаюсь за помощью, пока не почувствую, что совсем не справляюсь с задачей. Но хорошо, что осознаю это — значит, я на пути к исправлению.

Школу дизайнеров на работе посоветовали?

Я давно знаю о школе. Постоянно читала советы ещё до того, как пошла работать. Когда устроилась в компанию, старший дизайнер предложил прочесть книгу «Типографика и вёрстка». За ней была другая книга бюро. В итоге жажда познания побудила пойти учиться. Из кучи школ выбрала бюро и не ошиблась.

В Школе дизайнеров все предметы связаны друг с другом. Когда на первой неделе стала изучать текст и редактуру, недоумевала, зачем мне это. А сейчас понимаю, что это важный предмет, ведь я не раз сталкивалась с тем, что не знаю, какой текст использовать для кнопки.

«Переговоры и отношения» помогают?

Да, безумно. У нас очень много людей — аналитики, графические дизайнеры, 3D-моделеры, — и со всеми нужно договариваться. Допустим, аналитик даёт мне задачу и требования, но я понимаю, что эту задачу лучше решить по-другому. И мне самой нужно урегулировать этот вопрос, изложить идеи, мысли. Были очень сложные переговоры, но в итоге всё решалось.

А предмет про управление временем? С этим у тебя, наверное, как раз нет проблем. Пожалуй, ты сама можешь Товеровского чему-нибудь научить.

(Смеётся.) Не сказала бы. Я просто такой человек: обожаю всё организовывать и структурировать. О планировании и управлении что-то знаю, но всё равно было интересно. Задание с осьминожкой на первой неделе неожиданное и при этом креативное. Я привыкла графики составлять, какие-то системы, а тут нужно осьминожку нарисовать. Ты выходишь из своего формата, а мой формат очень сухой, академический, скажем так. И такие знания помогают его расширять.

Осьминог растёт в нужном направлении?

Да, растёт, очень сильно. Ситуация: отпуск в январе, но каникул на первой ступени нет! Пора улетать, а у меня финальная неделя. Друзей, с которыми летела в отпуск, попросила не беспокоить по утрам. Вставала около семи и до 11 с ноутбуком и наушниками училась, училась. Кто-то мне кофе приносил. Иногда сидела по вечерам, в самолёте сделала полтора теста за четыре часа. Так что всё не так страшно.

Несмотря на финальную неделю и тесты, я замечательно отдохнула — благодаря планированию и умению распределять время и силы

Живописи и иконописи училась с детства?

Да, с детства. Я родилась в семье профессионального художника и просто наблюдала, как рисует мама. Полюбила рисовать в школе. В тот период мне было неинтересно учиться. Наверное, просто желание отбили, потому что сейчас оно у меня безумное. Ходила в художественную школу, хотя не сказала бы, что там серьёзное обучение.

В итоге попросила маму брать меня с собой на объекты по выходным — она расписывала дорогие коттеджи, с высокими потолками и стенами. Приходилось просто сразу, с моего маленького уровня, делать большие и сложные работы. Потом уехала в Санкт-Петербург, сама работала до прошлого года. Много чем занималась, портретной живописью тоже.

Ты этим зарабатывала, могла на это в Питере прожить?

Да, это была моя постоянная работа. Но в один месяц у тебя может быть всё: получаешь большие деньги, ходишь в ресторан, в кино. На следующий очень мало заказов, и думаешь, как бы выжить. В итоге я решила, что нужно налаживать свою стабильность, жизнь и как-то идти дальше. Вообще, конечно, это не основная причина, почему я ушла из искусства в интерфейс, но вот так вышло.

А почему тогда ушла?

Для меня искусство — это способ познания мира. Рисуя дерево, я изучаю его структуру, вид. Но я всегда хотела создавать что-то полезное и в итоге не нашла достаточного смысла в искусстве как таковом. Стала искать альтернативы, что-то имеющее тесную связь с искусством. Так пришла в интерфейс и пока считаю, это лучшее, что я могла выбрать. Здесь и польза есть, и что-то красивое можно создавать, лаконичное, чистое.

Ещё работа художника сложная физически и занимает много времени: домой я возвращалась поздно, а нужно было ещё выкроить время для учёбы.

Над этим проектом я работала месяц, иногда даже по ночам, пока в квартире шёл ремонт

Запомнился какой-нибудь заказ?

Мы расписывали детскую комнату в большом доме, огромную метров 50 — для двух девочек. Там всё было украшено в стиле Диснейленда, и нужно было расписывать конструкции типа замка: цветочки, птички, сказочные существа. И тут заказчица решила: «Ой, а пускай здесь будут феи, и эти феи будут мои дочери». В итоге я девочек ставила перед собой и рисовала их лица прямо на стене. За мной стояла бабушка этих девочек, которая следила за сходством, стояла их мама. Было очень страшно, что за спиной стоят и пристально смотрят. Зато теперь мне всё равно — смотрите сколько угодно.

У тебя нет высшего образования. Это был осознанный выбор после школы?

Вообще, я хотела поступить, потому что давило: у тебя должна быть «корочка», должно быть образование, иначе пойдёшь работать продавцом рыбы на рынок. Но сейчас уже понимаю, что продавцы могут три высших образования иметь, и не в этом суть. Хотела попасть на международные отношения, потому что дипломат — в моём понимании — это человек, который всё изучает, ему всё нужно знать. Языки, историю, искусство. Я как раз такой человек, но не получилось.

Пыталась попасть в колледж искусств Рериха в Санкт-Петербурге. Не получилось тоже. Хотела попасть к нам в Нижнем Новгороде. Училась год на подготовительных курсах, тоже на художника. И снова не получилось. Такие поражения отчасти грустные, но сейчас я понимаю, что таким тернистым путём нашла себя и свой путь.

Моё обучение было ускоренным. Приходилось сразу делать большие и сложные работы

У тебя очень зрелый взгляд на жизнь. Откуда это?

Это всё философия. (Смеётся.) Она меня состарила. Лет в 12 я начала интересоваться античной философией, потом на немецкую переключилась.

Как ты обычно отдыхаешь, полностью отключаешься от работы или совмещаешь?

Хотелось бы научиться совмещать, но не очень получается. Всё время осуждаю себя за отдых: должна всегда учиться, всегда трудиться. С 7 до 10 утра перед работой делаю задания в школе. Учусь и после работы, отдыхаю очень мало. Но когда понимаю, что выгораю и мне уже плохо, снижаю нагрузку, начинаю читать. Так как я человек, помешанный на продуктивности, мне нужно даже за отдыхом что-то полезное делать, поэтому рисую или читаю. Сейчас на классику подсела — мне очень помогает расслабиться. Читаю «Унесённых ветром»: удивительно, но нравится.

А что для тебя искусство сейчас?

Оно до сих пор остается способом познания. Куда бы я ни шла, всегда беру с собой карандаш или ручку. Очень люблю ходить в лес. Мне в принципе нравится так отдыхать. Сажусь на пенёк, достаю термос с чаем и рисую.

Ты чётко знаешь, чего хочешь от жизни. Часто такое встречаешь у других?

Если честно, вообще не встречаю. Лет в 12 задалась вопросами: почему люди живут так? почему не хотят большего? В итоге выросла в человека, который хочет всё, и его «надо» значит «будет». У меня очень конкретные запросы к тому, что меня окружает и что я должна делать. Например, я чётко знаю, какой должен быть город, чтобы мне там понравилось жить. В Москве есть всё, что мне надо: могу пойти учиться, знаю, где хочу жить. Поэтому, скорее всего, в конце года поеду туда.

Уже знаю, что не буду профессиональным художником. Это просто для себя: друзьям могу написать портреты и пейзажи, хочу развиваться как иллюстратор. Знаю, что хочу в интерфейсах дальше идти, и там уже есть какие-то штуки, как в играх — дерево навыков, дерево развития. Не то что у меня до 50 или 70 лет уже всё распланировано, нет. Я планирую на ближайшие 5 лет. То есть, я точно знаю, что будет в конце года. А дальше уже построю под свои хотелки и возможности.

Если у кого-то так не получается, у них недостаточно мотивации?

Сейчас какая-то повальная история с продуктивностью и мотивацией. Я не следую моде, это моя потребность, и она мне не навязана. Если оно тебе реально не надо, то и не стоит к себе плохо относиться, жить через силу: у каждого свой лимит. Нужно ориентироваться не на внешнее, а на то, что у тебя внутри.

У меня сильная мотивация, и это идёт из детства. Свою бесконтрольную энергию уже в более осознанном возрасте начала перенаправлять в любознательность. Но нет ничего плохого в том, что человек живёт, чтобы жить, чтобы наслаждаться дождиком в четверг, прогулкой по лесу. Это нормально. Как нормально не иметь дикой продуктивности, не закрывать по 40 заданий в неделю и не получить три высших образования.

Очень крутая штука — награда. Раньше я делала задачи на жёсткой силе воли, почти на тирании к себе. А сейчас так: давай вот эту задачку мы сделаем, и я тебе позволю поиграть час в компьютер. Хотя у меня немного по-другому: сделаю задачку и пойду планировать в «Ноушен».

Что можешь посоветовать тем, кто хочет так же, но пока не выходит?

Сначала стоит понять, надо ли оно вообще. Я когда-то пыталась прививать это всё своим знакомым — систему, организацию. Но не у всех приживается, потому что это нужно не всем. Ты себя накрутишь, создашь какую-то безумную штуку, а потом не знаешь, как ею пользоваться, потому что нет понимания и потребности.

Когда я хочу внедрить свою систему на «Ноушен», это приходит из осознания моих профессиональных целей. Я хочу многого, и из моих личностных качеств складывается потребность в системе. Если этого нет, будет только хуже. Начнёте считать себя неудачником, а на самом деле проблема в том, что не тот способ или метод выбрали. Их очень много.

Начинать всегда нужно с малого. Например, попробовать заметки в телефоне. Если этого достаточно, не нужно бежать сломя голову и делать базы данных. И только когда понятно, что заметок не хватает, переходить на более сложные варианты типа «Эверноут». На ту же самую «Хабитику» или на «Трелло» переходите, если ведёте проекты, и к ним есть подзадачи. Когда станет мало «Трелло», пробуйте «Ноушен» и «Тик-тик». Не ударяйтесь сразу в дикие вещи.

Мой рабочий дашборд в «Ноушене». Для многих такая система будет неоправданно сложной

Инструменты для планирования

Начинайте с малого. Исходите из потребностей. Ищите метод, который подойдёт именно вам.

Evernote: заметки, списки дел, таблицы.

Habitica: ежедневные задачи и долгосрочные цели, привычки.

Trello: для простых планов с подзадачами или для базы знаний.

TickTick: система на основе досок с секциями и карточками.

Notion: сложное приложение, из которого можно сделать всё что угодно — доску обучения, расписание, дневник, трекер книг и привычек.