Михаил Чернышов. Писать для государства не больно — Кто студент

Михаил Чернышов Писать для государства не больно

Редактор Госуслуг о том, как начать карьеру на бирже копирайтинга, впервые выступить на конференции и почему новичкам полезно вести блог.

Как ты начал карьеру редактора?

Я пришёл в редактуру после копирайтинга. Понял ещё лет пять назад, что хочу работать в интернете, а не на традиционной работе.

Сначала пытался создавать сайты, запускать их и зарабатывать с рекламы, а потом узнал, что есть люди, которые пишут тексты и зарабатывают на этом деньги. Так я попал на биржу копирайтинга.

Ты обучался где-то копирайтингу или редактуре?

Какого-то профильного образования типа филфака, как требуют в вакансиях, у меня нет. Я в основном читал книги, бесплатные рассылки, продвинутый курс главреда. На масштабные программы не ходил. У меня всё на практике, я самоучка: пишу — читаю, пишу — читаю.

Из-за этого внутри растёт комплекс, что ты не подтвердил никакой корочкой, что можешь. Школа редакторов как подобие академического образования давило — все прошли, а ты — нет.

У меня есть высшее образование — международные отношения, но мы там коммерческие тексты не писали, учились именно политике, отношениям между странами и прочему. Вышка дала мне общий кругозор, но напрямую вряд ли помогла в работе.

В школе как раз была лекция про то, что нужно иметь другие интересы, и ты не можешь утонуть в редактуре и текстах. С этой точки зрения, кстати, высшее образование помогло, потому что оно совсем не про тексты.

Почему решил идти в Школу редакторов?

О школе давно знаю. Хотелось поступить, но банально не было денег. Сейчас звёзды сошлись.

Раньше боялся, что на первой ступени не будет ничего нового: я перечитал кучу советов и писем из рассылки, а на вторую сразу поступить нельзя. Но сейчас, несмотря на три года чтения советов, всё равно нахожу для себя что-то новое.

Как ты находил первые заказы без портфолио и образования?

На бирже ничего не требовалось, заказы сыпались автоматически, мол, нужно написать карточки товаров, ещё какой-то текст. Я писал, а потом скриншотил работу, заливал себе в архив.

Эволюционной ступенью после биржи был сайт фриланса, там эти скриншоты как раз собрались в портфолио. Первое время получал заказы именно оттуда. Логичным завершением стал собственный сайт, где я размещал работы как боевой копирайтер с портфолио.

В какой-то момент я просто стоял на кассе за продуктами, по телефону позвонили, сказали: «Здравствуйте, вы резюме оставляли на копирайтера, приходите на собеседование». И я согласился. Моё резюме нашли на хедхантере и пригласили в местную студию официально работать копирайтером.

Расскажи про свои первые заказы?

Это был одновременно успех и факап. Я делал клиенту рекламный буклет и привлёк для этой задачи дизайнера, она нарисовала по моим невнятным объяснениям буклет. Оба были новички, пришлось повозиться, но клиент тогда ничего не заметил, никакой внутренней кухни. Получился такой одновременно хаос и порядок.


Как же здесь всё ужасно: вода в тексте, абзацев нет, контраста тоже, всё выровнено по центру, картинки бессмысленные, короче говоря — грязь

Было ли такое, что не получилось выполнить заказ в срок или вообще не смог выполнить задачу?

Вспомнил один раз, когда работали с заказчиком над маркетинг-китами. Это такая книжка, которая рассказывает о компании в кейсах и цифрах — помогает менеджеру презентовать продукт перед клиентом. Они были довольно популярны во времена расцвета Бизнес-молодости.

Я работал как фрилансер с агентством. Тогда в результате согласований что-то пошло не так, и клиент ругался с агентством — он хотел какого-то своего стиля, вкусных текстов, вот этого всего.

С тех пор я зарёкся работать с большими цепочками согласований. Это была моя первая ошибка: ты работаешь с менеджером, менеджер — с ещё одним менеджером, тот — с основателем, и только основатель уже с реальным клиентом. Во всей этой мешанине потом теряется суть. Знаю, что заказчик хотел подавать на агентство в суд.

Я к тому времени уже выполнил заказ для агентства, в агентстве его приняли и оплатили, без претензий (да и сам заказчик спокойно себя вел, видимо, молчал или раздумывал). И вот потом уже клиент передумал, и началась история с судом, но без меня., Не знаю, чем всё в итоге закончилось. Надеюсь, они урегулировали.

В школе как раз учат, что нужно найти главного заказчика и с ним обсуждать задачу. Тогда я ещё этого не знал.

Сейчас ты пишешь для Госуслуг. Как ты туда попал?

По стандартному сценарию: отправил отклик на вакансию, выполнил тестовое, прошёл собеседование и прочие эйчар процедуры.

У Ильяхова была лекция «Как должно говорить государство», где он рассказывал про язык чиновников, о том, как писать для людей. Его посыл был: «Не нужно бояться работать с государством, это полезная работа». Наверное, это меня вдохновило.

Та самая лекция Максима Ильяхова, которая вдохновила на работу с Госуслугами

В портфолио у меня не было ничего на тему, близкую Госуслугам. В блоге на Эгее была статья стандартная «было-стало». Плюс была статья, как устроено электронное государство. Потом один из принимавших решение сказал, что именно эти статьи понравились.

Но решающим стало тестовое, в котором я переписывал интерфейсный текст про автомобильные штрафы и текст письма про замену водительского удостоверения.

В чём заключается твоя работа? Наверное, много работаешь с юристами?

Процесс выглядит не так строго, как может показаться. Есть стереотип, что если работаешь с госсектором, то чуть ли не каждую букву нужно подписывать кровью, чтобы она выглядела достоверно. Нет, это не так. У нас есть редполитика, которую написал Максим Ильяхов, когда когда они делали редизайн Госуслуг. Важно соблюдать редполитику, добавлять в неё что-то новое.

Задачи бывают разные. Бывает, нужно рассказать, что нового появилось в приложении, или написать пост для соцсетей о жизненной ситуации: например, как сделать вычет, записаться в детский сад или школу.

Приходят задачи и от поддержки, если по одной теме обращается много людей и нужно обернуть информацию для них в текст, чтобы обращений стало меньше. Обычная редакторская работа. Пришло непонятное — сделал понятным, отдал.

Говорят, что если работаешь в госконторе, то юристы не дают писать по-человечески. Ты с таким не сталкивался?

Сталкивался, конечно. Это постоянный компромисс. Мы работаем с разными ведомствами и заказчиками, каждый по-своему видит текст. Нет такого, что я стою с редакторским мечом и настаиваю, что нужно написать очень просто. У меня тоже может быть неправильное видение, и поэтому всегда нужно прислушиваться к тому, кто больше знает о предмете. Это постоянная работа такая, переговоры-переговоры: заказчик объясняет на своём языке, а ты разбираешься и правишь. В коммерческих организациях — то же самое.

То есть специфика работы не отличается?

На самом деле практически нет. Просто больше ответственности за то, что ты пишешь, чем за текст в коммерческих проектах. 10 раз проверишь, со всеми согласуешь, приложишь ссылки на источники. Ты пишешь для Госуслуг, а люди это ассоциируют с государством, как будто оно что-то им сообщило.

Возможно, если человек будет работать с другим госзаказчиком, то будет иначе, я про это не знаю. Пишу для Госуслуг, про них и говорю.

Какие ошибки случались на работе?

Не помню, чтобы были критичные ошибки. Бывает такое, что информация устарела на сайте или в приложении, и пользователь пишет в поддержку, что из-за этого сделал что-то неправильно. Нам отправляют информацию, и мы переписываем.

Ты выступал на конференциях, расскажи, как ты туда попал?

Я всегда куда-то иду по принципу «главное сказать „да“, а потом разберёмся». Эйчары написали нам в чат: «Кто хочет выступить и рассказать, чем занимается?» В чате было молчание, и я сказал «да», хотя раньше выступал только в универе перед группой с листочком.

Вызвался, написал презентацию про UX-редактуру. Пытался балансировать между тем, чтобы было информативно и интересно, потому что аудитория всегда разная на конференциях. Цель была: рассказать, чем занимаемся в компании и почему это интересно.

Это чисто случайно происходило. Я просто кричал: «Я хочу выступить, я, я!», и меня брали. Срабатывало как сарафанное радио типа: «Вот у нас раньше Миша выступал, ничего страшного не случилось, давайте ещё раз отправим».

Потом ещё на РИФ Воронеж выступал, там рассказывал про соцсети.

Выступаю на тему: «Кем работать в айти, если умеешь писать». Айти Конференс 2019

Расскажи о своём опыте ведения блогов?

На ведение блога меня вдохновила сама идея личного проекта. То есть что-то, что ты делаешь помимо основной работы. Думаю, это как раз подходит творческим специальностям — иметь такой внешний полигон для отработки своих навыков и мыслей.

С чего начинал? Какие блоги вёл?

Сначала я писал заметки о копирайтинге вконтакте в виде обычных постов. Посмотрел на других, придумал что-то вроде паблика, даже как-то настраивал рекламу.

Потом у меня был эксперимент с блогом о музыке в Яндекс Дзене. Регулярно публиковал туда заметки о всяких звёздах, медийных событиях, кликбейтил и набирал кучу дочитываний. Выбрал музыку, потому что мне нравится её слушать, на любительском уровне, не более. Вышло не очень: продержался меньше полугода, потерял интерес, а сам блог съели алгоритмы. Взял и полностью уничтожил все публикации.

Ещё у меня был канал в телеграме про тайм-менеджмент. Почти год выпускал там посты, даже взял пару интервью и, в принципе, получал фидбек в личку, что людям полезны советы. В какой-то момент снова потерял интерес и удалил канал (лучше так не делать, сейчас я понимаю, что даже кажущиеся неудачей попытки лучше сохранять). В том числе на удаление повлиял стресс: я сам себе придумал, что выходить посты должны регулярно, а ещё анонсировал бесплатный курс, который так и не сделал. С тех пор не обещаю ни себе, ни другим что-то, в чём не уверен.

Как ведение блога сказалось на твоей работе?

Пока нет такого фидбека: «Здравствуйте, Михаил, у вас блог, пойдёмте к нам работать». Это скорее помогает для личного развития, это твой личный проект: нужно туда регулярно что-то выкладывать, там можно экспериментировать с постами, с иллюстрациями, работать с аудиторией, наращивать её. Например, блог на вордпрессе заставляет тебя изучить сам вордпресс, его функции, 10 тысяч раз примерить, как написать и какую иллюстрацию подобрать. С блогом намного лучше, чем без него.

Можешь ли посоветовать новичкам вести блог?

Конечно. Необязательно о редактуре. Любой блог, любой личный проект, хоть подкаст — всё это будет развивать.

Какие советы им дашь?

«Цифровую редактуру» мне помогают вести такие факторы: не строю планов, не обещаю ничего ни себе, ни подписчикам, наконец-то нашёл цвет, название и платформу для проекта, которые подходят мне по духу.

В этом смысле работа над проектом как «право на нет»: я просто говорю себе, что не обязан делать этот канал успешным, а он — не обязан таким быть. В итоге, расслабился и действую, как выйдет. Пока, на мой взгляд, получается.