Максим Ильяхов. Мой ресурс — практика

Максим Ильяхов Мой ресурс — практика

Лично и в соавторстве Максим Ильяхов написал известные среди профессионалов книги в жанре нон-фикшен: «Пиши, сокращай», «Ясно, понятно» и другие. Совокупный тираж в России — более 1 миллиона экземпляров. Поговорили о том, как он находит идеи для книг и откуда берёт фактуру, как выстраивает рабочий процесс и продвигает новинки.

Как приходят идеи ваших книг, и как вы понимаете, что идея достойна целой книги, а не курса, например?

У меня постепенно накапливаются знания в разных областях: тексте, клиентском сервисе, соцсетях, визуальном повествовании, нейросетях. Этот комплекс знаний я «обкатываю» в разных форматах: в онлайн-курсах, на тренингах, на «Бусти», в «Советах», в Школе редакторов. Постепенно я нащупываю те способы донесения знания, которые работают: примеры, истории, аналогии, порядок изложения. Тогда настаёт время книги.

Какие ресурсы используете для сбора материала?

Мой ресурс — практика. Вот мы делаем в «Палиндроме» проект, что-то читаем для него, общаемся с клиентом, собираем статистику, отчитываемся. Я изучаю эти отчёты и делаю выводы. Или с «Пиши, сокращай»: я писал статьи (то в «Т—Ж», то в «Код», то в «Кинжал») и смотрел, какие были результаты: комментарии, репосты и так далее. Много знаний почерпнул из работы со студентами: проверял чужие тексты, видел ошибки, делал выводы. Потом эти выводы превращались в главы книги.

Например, когда-то давно в школе я проверял работы и увидел проблему перегруженных обстоятельств. Сначала я написал о них в блоге, потом из этого материала родилась тема в курсе — принцип «Мама мыла раму», позднее — глава про приёмы борьбы с канцеляритом в книге «Пиши, сокращай».

Сколько времени вы посвящаете написанию книг?

С момента, когда материал в достаточной степени созрел, книга пишется год. Первые 6−8 месяцев — по 3−4 часа в неделю: на этом этапе я неторопливо пишу первые подходы к темам. Потом — по 20 часов в неделю: это финальная редактура, вёрстка, корректура, сверка и подготовка к печати. Сейчас я на этапе вёрстки книги «Правок больше нет»: на неё как раз уходит 20 часов в неделю, и это продлится до конца года. Иногда приходится работать и на выходных, хотя я стараюсь этого не планировать.

Максим Ильяхов может работать над книгой в свой выходной…

И на обеде с сыном…

И в дороге

Работа над книгой для вас — это строго определённый путь или исследование карты?

Я сажусь писать книгу, когда открытия уже сделаны. Я понимаю процесс, когда учёный идёт исследовать тему, чтобы написать книгу, но такая роскошь есть скорее у людей, которым не нужно производить коммерческие продукты. Я подписываю договор с издательством, когда книга уже написана в голове, поэтому непосредственное создание рукописи — это просто труд, пот и кровь, без вдохновения и открытий.

А вот процесс вынашивания книги — это да, там каждый день — праздник.

Какие принципы работы вы используете, когда пишете книгу? Есть ли у вас собственная методология?

Мой метод в том, что я либо пишу сразу в макете, либо на этапе вёрстки сам укладываю материал на развороты, сокращая или разгоняя какие-то части рукописи. Мне важно, чтобы ключевые мысли компоновались в книге определённым образом: например, чтобы одна развёрнутая мысль хорошо умещалась на развороте, не переливаясь и не создавая дыр. Или чтобы на развороте хорошо стояли акценты: например, чтобы вывод стоял справа внизу. Важно, чтобы тезисы и иллюстрации не разбегались на разные развороты. В общем, я стараюсь проявить максимум уважения к формату: чтобы когда вы держали в руках бумажную книгу, вы ощущали, что каждый абзац и акцент здесь были поставлены намеренно, а не случайно.

Разворот книги «Правок больше нет» в программе InDesign

Что самое сложное при написании нон-фикшен книги? Как вы с этим справляетесь?

Самое сложное — придумать книгу и выносить материал, подобрать примеры и нарратив, сформулировать посылы и снабдить их жизненной правдой. Короче, смысл. И справляюсь я с этой сложностью так, что не пишу книги, которые ещё не созрели.

Хороший пример — «Пиши, соблазняй». Я всё грожусь её написать с 2017 года. Уже есть курс «Дизайн текста и визуальное повествование». Есть одноимённые лекции в бюро. Есть блог по этой теме. Все эти наработки про визуальную подачу материала нужно уложить в книгу. Но она ещё не родилась. «Даст Бог, в следующем году», — говорю я себе последние 7 лет.

Не пишу книги, которые не созрели

Расскажите о сотрудничестве с Людмилой Сарычевой: чем оно запомнилось?

Мы с Людмилой работали в «Мегаплане», а потом вместе писали «Рассылку Главреда» — сначала базовый бесплатный курс, потом продвинутый. Первое издание «Пиши, сокращай» родилось из этих материалов, поэтому мы делали книгу вместе.

В целом это очень полезно — когда есть человек, который смотрит на работу свежим взглядом, критикует и оппонирует. Поэтому обычно у авторов должны быть редакторы — чтобы автор не публиковал то, во что он влюблён, чтобы кто-то смотрел на результаты незамутнённым взглядом. Так мы с Людмилой и работали: балансировали друг друга, смотрели критически, обсуждали и спорили. Было здорово.

Людмила Сарычева и Максим Ильяхов в книжном магазине при кинотеатре «Пионер». Встреча с читателями книги в 2016 году

Как проходит работа в соавторстве: что помогает, а что мешает?

Помогает только жёсткое разделение зон ответственности: по главам или по сферам. Я стараюсь работать с теми людьми, которым я могу отдать какую-то сферу и не сомневаться в том, как они её реализуют. Например, в книге о соцсетях Родион Скрябин писал обо всём, что связано с экономикой и деньгами. Я эти части прочитал, когда книга была уже на пороге типографии. Намеренно так: либо ты доверяешь человеку, либо вы не работаете. Творческий диалог на равных — это хороший жанр для подкаста; но когда у тебя жёстко ограничено время выпуска книги, на эту взаимную притирку нет времени.

Как собираете команду для работы над книгой: редакторов, корректоров, иллюстраторов, менеджеров?

Всё просто: эту команду собирает издательство.

Раньше у меня было ощущение, что никто не сделает книгу так, как её сделаю я. Я старался влезть во всё: от аннотации до шрифта номеров страниц. Сейчас я вижу, что вложенные таким образом усилия не особо отражаются на результате, поэтому я отдаю профессионалам делать свою работу, а сам занимаюсь тем, что они сделать не могут.

Начиная с «Большой книги о соцсетях», я понял, что с командой нужно работать так же, как с партнёром: либо полное доверие, либо «можно мне другого редактора». Например, над книгой о соцсетях и над «Правок больше нет» работала гениальная Настя Трубникова, литературный редактор. Она исправляла наш с Родионом Скрябиным птичий язык диджитальщиков на нормальный литературный русский. Так вот: когда она вносит правки в рукопись, я даже их не читаю. Я знаю, что Настя — царица стилистики, и если она написала так-то — значит, так и нужно. Жму «Принять всё» и занимаюсь другими делами.

Если бы мне сейчас нужно было набрать команду с нуля, я бы кинул клич среди выпускников Школы редакторов. С рынка и по объявлениям буду набирать в самую последнюю очередь, это прямо плохая идея.

Как выбираете издателя?

У меня нет большого выбора издателей: в России всего 4−6 крупных издательств нон-фикшен, все они работают примерно на одних условиях и в одном и том же редпроцессе. В конечном итоге, кто предложил — с тем и работаю.

Чтобы прийти в издательство, нужно написать им на почту, которая указана на сайте. Я это делал в 2016 году, когда мы искали издательство для «Пиши, сокращай». Тогда с «Альпиной» и «Эксмо» завязалась переписка, и с тех пор я с этими же людьми и общаюсь.

Когда принципиально договорились о книге, составляете план и договор. И потом нужно отдать в издательство либо рукопись, то есть вордовские файлы, либо уже макет. Я делаю макет.

Про работу с издательством нужно понимать вот что: для вас это одна-единственная самая главная книга, а для них — очередная, одна из многих. Это объясняет, почему издательство не может уделить вашему проекту столько же внимания, сколько ему уделяете вы сами. Нужно быть к этому готовыми.

Максим Ильяхов (за кадром) пришёл знакомиться с командой «Альпины» перед заключением договора на издание «Пиши, сокращай»

Людмила Сарычева подписывает договор с издательством

Отпечатанный блок книги «Пиши, сокращай» в типографии

Первый лот первого тиража книги

Как продвигать книги авторам-новичкам?

Если у автора-новичка нет аудитории, его книгу не возьмут в издательство. Нужно понимать, что производство тиража — это нехилые инвестиции, и издательства не готовы рисковать с авторами, которые ещё не доказали, что могут быть интересны аудитории. Поэтому современный автор нон-фикшен книг — это в первую очередь блогер, селебрити, деятель науки или искусства, и уже, как следствие, — автор книг.

Ну и есть в этом определённая логика. Если у человека ценные мысли в голове, интернет позволяет проверить их подлинную ценность. Человек публикуется у себя в блоге или на UGC-площадках, собирает аудиторию, получает обратную связь. Если в результате он может на свои мысли привлечь аудиторию — это знак издательству, что мысли действительно толковые или, по крайней мере, привлекательные для людей.

Что до каналов — тут проблема. Невозможно отдельно продвигать свои книги, если вы автор в издательстве. Ваш заработок с одной проданной книги — порядка 50 рублей. С таким чеком невозможно никого никак привлечь, не существует таких дешёвых рекламных каналов. Соответственно, вы продвигаете не книгу, а всё своё хозяйство: и курсы, и личную страницу, и всё-всё-всё. А для этого приходится крутиться: ходить на подкасты, выступать на мероприятиях, снимать вертикальные видео, создавать полезный и развлекательный контент и далее по списку.

И наоборот тоже верно: вы зарабатываете не на книгах, это лишь способ людям с вами познакомиться. Книга — способ сформировать репутацию, а дальше люди приходят на имя: с заказами, приглашениями на конференции, тренинги и другими предложениями.

Какие дадите советы тем, кто хочет защитить интеллектуальную собственность?

Защищайте её. Читайте канал Лёши Башука «Клуб правообладателей». Читайте нашу совместную книгу «Своровали? Накажи!».

Недавно увидела, что вы выпустили детские книги про принца Филиппа. Расскажите, почему вы решили издать эти истории и чем написание детских книг принципиально отличалось от вашего предыдущего опыта?

В процессе ежедневного укладывания ребёнка спать у нас с ним сложились истории. Плюс у меня был контакт гениальной художницы Кати Бузовой, с которой были хорошие отношения. Специально выжимать из себя истории и искать иллюстратора в агентстве я бы не стал. А так как я люблю делать книги, получается, сам Бог велел издать.

Из телеграм-канала Максима Ильяхова: «Из издательства прислали фотографии первых трёх детских книг. Уже приняли на складе, скоро поедут в розницу. Радостно»

Максим Ильяхов с сыном Филиппом читают историю про самую высокую ракету

Ваши творческие планы?

На этот год — «Правок больше нет», сейчас вёрстка готова на 70%. На следующий год — Бог даст.