Редактор и автор о работе в файер-шоу, о важности хороших текстов в своём бизнесе и об идеальной редакции.
Ты 12 лет работала в огненном шоу и была далека от текста и редактуры. Как вышло, что ты пошла в Школу редакторов?
Тексты приносят мне деньги с первого курса. Пока я училась на информационного аналитика, подрабатывала копирайтером и дизайнером. Потом выступала в файер-шоу и вела свои соцсети, чтобы получать заказы. Работала заместителем директора шоу-группы, а потом открыла своё шоу.
Ещё я владела магазином циркового реквизита и писала для него статьи на сайт и рекламные объявления для журналов и форумов. Везде нужно было много писать, и от качества текста напрямую зависела моя прибыль.
Ты училась на информационного аналитика. Как ты начала работать копирайтером и дизайнером?
На аналитика я поступила без особого стремление работать по специальности. В 2005 году я училась на первом курсе, что-то умела в фотошопе и помогала друзьям с их стартапом «Ирлинк». Они делали пульт дистанционного управления компьютером, а я писала на их сайт новости об обновлениях, составляла коммерческие предложения для партнеров, постила информацию на тематических форумах, делала визитки и гиф-банеры. В какой-то момент решила, что получается нормально, и зарегистрировалась на фриланс-ру. Оттуда начала брать заказы на дизайн сайтов, слоганы и логотипы.
Ты обучалась дизайну где-нибудь?
Ещё в школе я освоила фотошоп на уровне базового пользователя. Рисовала комиксы, зависала на форумах художников-комиксистов, вела ЖЖ про жизнь, где выкладывала свои иллюстрации.
Потом друзья рассказали про «Студию Артемия Лебедева». Я стала регулярно ходить к ним на сайт, смотреть работы, линчи и процесс, читать Ководство и Тёмин ЖЖ. Даже как-то на его встречу с читателями в питерском книжном магазине «Буквоед» ходила. Но на тот момент я не думала, что можно сменить универ и пойти учиться на дизайнера. Мне казалось, что в университетах этому не учат.
Я прошла самый первый курс Вадима Паясу по техническому дизайну. Тогда было модно делать карамельно отретушированные иллюстрации, для этого надо было хорошо знать фотошоп. Так я выучила все горячие клавиши и базовые практические приёмы. Жалею, что ещё тогда не пошла разбираться с типографикой, вёрсткой и другой теорией.
Какими были твои первые дизайнерские работы?
По качеству работы были слабыми, сейчас смешно на них смотреть. А по темам очень разными, я же была фрилансером, делала проекты для всех подряд. То друзьям-рокерам сайт для их группы, то знакомому визитки для его компании, которая занималась инженерными расчётами. На начальном этапе делала сайты для вымышленных компаний, как Лебедев советовал.
Чему тебя научила работа дизайнером?
В первую очередь, быть ответственным человеком. Я сделала все возможные ошибки, которые совершают дизайнеры на фрилансе: срывала сроки, до последнего тянула с проблемами. Например, я не предупреждала о том, что заболела и не успею с макетом, а работала с температурой 38. Конечно, работы в таком режиме были соответствующие.
Ещё не умела работать с комментариями, обижалась на замечания. Вместо того, чтобы разобраться с бизнес-задачами заказчика, я спорила о цвете фона и размере кнопок. Диалоги бывали прекрасные. Заказчик говорит, что коричневый цвет — цвет подавления и фашизма, а я пытаюсь его убедить, что это сладкий и чувственный шоколадный.
Другой пример — делала иллюстрацию для магазина рейверской моды. Работы было на день, но я затянула на недели. Сейчас понимаю, что надо было как минимум позвонить и уточнить срок, к которому нужен макет. Доделывала в панике, когда иллюстрация срочно понадобилась к фестивалю татуировки. Макет получился таким тяжёлым, что я не смогла его отправить по интернету и пришлось везти флешку в типографию, чтобы успеть до конца их рабочего дня.
Думаю, я сейчас так трясусь над сроками и дотошно всё согласовываю, потому что в 2006 была ужасным фрилансером
На втором курсе ты забросила дизайн и увлеклась файер-шоу. Как так получилось?
Я познакомилась в ЖЖ с девочкой из Москвы, которая занималась файер-шоу, вдохновилась и пошла искать таких ребят в Питере. Начала учиться технике обращения с реквизитом, подписалась на всех топовых огненных артистов РФ.
С 2007 года я начала работать в файер-шоу приглашённым артистом. В 2009, на последнем курсе, попала в основной состав команды «Прана», и в 2012 стала заместителя руководителя. В команде было не только огненное шоу, это была арт-студия, куда входили и шоу-артисты, и художники, и актёры. Я управляла коллективом из 15 артистов, шестью художниками и толпой фрилансеров.
Какие обязанности у тебя были в команде файер-шоу?
Кроме того, что я выступала сама, я занималась продажами, ставила новые шоу-программы, курировала сайт компании и вела соцсети. Также нанимала и увольняла исполнителей, подбирала подрядчиков по фото- и видеосъёмке, общалась с заграничными заказчиками по поводу гастролей. Организовывала тусовки для артистов, вела мастер-классы по танцу с огненными веерами. По будням работала по 12 часов в офисе компании и дома, а по выходным выступала.
В 2012 году ты переехала из Санкт-Петербурга в Москву и основала свою команду артистов. С чего все начиналось?
Московские друзья предложили поработать артистом в их рождественских спектаклях. Я закончила дела в Питере и уехала. Через месяц в Москву переехал мой партнёр по шоу, и мы вместе создали свою команду «Аурум». У нас был световой и огненный реквизит, костюмы, собственные постановки и опыт. Первое время мы работали вдвоём, а складом и костюмерной служили наши квартиры.
Через три года кроме нас в команде работали художники песочного шоу, световых картин и интерактивного театра. Мы ездили с гастролями, побывали в Италии, Франции, Греции, Сербии. По России и СНГ я ездила в качестве ведущей мастер-классов и члена жюри.
Чем ты сейчас занимаешься в шоу?
Сейчас я уже год в декрете, поэтому пока не выступаю. Занимаюсь больше редактурой, чем бизнесом. Помогаю с рекламными текстами, с соцсетями. Планирую полностью перебрать контент на сайте команды — попрактиковаться в визуальном повествовании, типографике и вёрстке на живом примере. Будет интересно посмотреть, как это повлияет на конверсию в заказы.
Чему тебя научил опыт ведения собственного дела?
В первую очередь, переговорам и управлению проектами. Я училась этому на практике у себя в команде: тендеры, холодные звонки, защита проекта, согласование замечаний. Когда слушала Синельникова, хотелось плакать от того, что какие-то базовые вещи мне неоткуда было узнать 10 лет назад.
Ещё было много практики коммерческой редактуры. Когда знаешь, что от текста зависит твоя прибыль, привыкаешь писать очень вдумчиво. Плюс работа с разными форматами. Лендинг, статья на сайт, стори в инстаграм, пост в фейсбуке и вконтакте — у каждого свои особенности.
Давай подробнее поговорим о Школе редакторов. Почему ты решила поступать?
Всё началось с гифки, где Максим Ильяхов редактирует абзац текста о компании. Там из «команды профессионалов с широчайшим спектром услуг» на глазах получался вменяемый и красивый текст. Я вдохновилась, начала читать советы, купила «Пиши, сокращай» и стала применять в работе.
Спустя какое-то время захотела поступить в Школу редакторов, но боялась не справиться. Бюрошники казались совершенно гениальными людьми. Я паниковала, когда открывала тестовое задание, и думала, что никогда не смогу сделать что-то достойное. Как только тестовое отменили, пошла в ближайший набор. Сейчас думаю, что нормально сдала бы вступительное. Для тех, кто хочет лучше подготовиться к учёбе в школе я сделала канал с лайфхаками из собственного опыта.
Во время обучения ты активно участвовала в журнале «Кто студент», сделала 7 выпусков. Что посоветуешь начинающим авторам?
По итогам своих приключений в журнале я собрала гайд «Интервью для чайников». Собрала туда советы Ильяхова из его интервью Сёмочкину, материал из учебника по журналистике Колесниченко и добавила пункты из редполитики «КС». Думаю, для начинающих ребят это может быть полезно.
Главный совет — ищите новых героев. Я бы не советовала начинающему автору «Кто студента» сразу идти к самым известным людям тусовки. Может быть сложно придумать для них новые и интересные вопросы. Плюс они привыкли к хорошему уровню интервьюера, и беседа с новичком может стать весьма тоскливым занятием. А ещё может быть долгое согласование или, что гораздо хуже, у героя на согласование не будет времени. В итоге время автора потрачено, ступень школы закончилась, а интервью так и не вышло.
Не бояться тоже важно. Я брала интервью у Ирины Ильяховой, и мне казалось, что она гипер-занятой человек, которому интервью для студенческого журнала не может быть интересно. Боялась, что у меня слишком мало опыта и я буду бесить тупыми вопросами. В итоге беседа прошла лучше, чем я думала.
Ты начала работать редактором уже на первой ступени школы, как ты находила заказы?
Если учишься в школе и следишь за околошкольным инфополем, быстро понимаешь, что работы для редакторов достаточно.
У нас есть чат первой ступени, в который периодически скидывают вакансии от знакомых и друзей. Там я нашла себе подработку в рекламном агентстве. Писала тексты для соцсетей, делала всякие мелочи. Это была идеальная работа для совмещения с декретом и учёбой: занятость 2 часа в неделю с приятным главредом без сгоревших дедлайнов.
Потом в тот же чат пришел заказ на целый сайт. Я пообщалась с заказчиком, договорились о понимании задачи, условиях, сроках и цене, но дальше проект завис, потому что у компании возникли более насущные проблемы. Коронакризис, увы.
А что ты планируешь делать дальше?
Сейчас я делаю сайт для маленького бренда уютной одежды «Мастер март». Ребята запустились в карантин, вышли на маркетплейсы, а после отмены карантина начали работать офлайн с шоурумами и маркетами. Теперь они хотят запустить свой собственный онлайн-магазин, и я помогаю: верстаю, пишу, подключаю метрики, готовлю рекламу для таргета.
Я бы хотела работать в продуктовой редакции или агентстве, потому что там постоянно разные задачи и разные темы. Но пока я в декрете, у меня всего 3 рабочих часа в день, и те на удалёнке. Не знаю, насколько такой сотрудник может быть интересен работодателю.
Идеальным примером организации редпроцессов мне кажется редакция Тинькофф-Бизнеса Иры Ильяховой. Как рассказала в интервью Диана Дёмина, которая там работает, у них не бывает задач со сгоревшим дедлайном «сдать вчера, всё пропало». На каждую работу выделяют нормальное количество времени. Если прилетает что-то крутое и срочное, бросаются всей командой и распределяют между собой. Там все на удалёнке, но при этом не бывает такого, что работы нет и делать нечего.
Чем тебе была полезна Школа редакторов?
Больше всего пользы я получила от курса Максима Ильяхова на второй ступени. Здорово, что задания нужно сдавать в виде свёрстанной веб-страницы как полноценный информационный продукт. У меня были пробелы в знаниях по визуальному повествованию, дизайну и вёрстке, на курсе Ильяхова я их проработала. Дизайнером не стала, но навыки дизайна для редактуры прокачала хорошо.
Не стоит думать, что если пришёл в школу с нулевым уровнем, то выйдешь крутым специалистом. Лучше заранее нарастить какой-то опыт, посмотреть бесплатные курсы, поработать над проектами и сформировать для себя список вопросов, которые не получается разобрать самостоятельно. Тогда школа даст максимальную пользу.
Что посоветуешь поступившим в школу?
Главный совет — идите в журнал «Кто студент» и берите интервью у разных крутых людей, пока есть возможность с ними пообщаться. В другое время вы им не нужны и никто не будет рассказывать о своих творческих планах, проблемах и их решениях. Многие считают, что в журнале дают мало баллов. Я вообще о баллах не заморачивалась, было интересно поговорить с людьми из профессии, попрактиковаться и получить правки от хороших редакторов.
Второе — до поступления прочитать книги из списка предложенной литературы и программу обучения. Лучше усвоить материал до поступления, чем в спешке нагонять потом.
Третье — не стоит думать, что в школе учатся гении. Здесь учатся обычные люди, которые могут что-то не знать, тупить или обижаться, это нормально.