Мария Пайсина. Искать себя там, где потерял

Мария Пайсина Искать себя там, где потерял

Директор по маркетингу с 20-летним опытом в ИТ рассказывает, как получить руководящую должность измором, как переизобрести себя после выгорания, даёт советы зелёным менеджерам и подтверждает, что расти в профессии не равно стать начальником.

Маша, ты 20 лет в ИТ-маркетинге, в том числе 8 на топ-менеджерских позициях. Но все большие начальники с чего-то начинают. Как получить первую руководящую должность?

Есть анекдот об игуане, которая укусила хозяина, а потом ходила и грустно на него смотрела. Человек думал, что она так извиняется. А на самом деле это была ядовитая игуана, которая ждала, пока яд подействует и человек сдохнет. Вот я как та игуана — ходила за шефом и всячески намекала, что хочу быть директором.

Тогда я работала менеджером по маркетингу в международной ИТ-компании. Должности директора по маркетингу в российском филиале не было, но ради неё я была готова на всё: хваталась за любые задачи, работала по десять часов, а потом дома читала книги по стратегическому маркетингу и менеджменту.

В какой-то момент шеф пришёл и сказал, что напишет в штаб-квартиру, что меня нужно повысить. Количество обязанностей выросло в разы, а зарплата не увеличилась нисколько. Но поначалу я была счастлива: в трудовой ведь написали, что я директор! Ещё год я проработала на драйве от осознания, что я начальник — хотя у меня тогда даже подчинённых не было.

Мария: «Как только меня назначили директором по маркетингу, мне пришлось ехать в Хельсинки и презентовать в штаб-квартире маркетинговую стратегию по РФ. На английском. Перед крутыми финскими боссами. У меня тогда было очень плохо с языком, навыками выступлений и пониманием, какой должна быть стратегия международной компании. Было очень страшно! Но я справилась»

Что делать, если хочется расти в должности, но повышение не дают?

Можно бесконечно стараться и что-то доказывать. Составить план развития, читать правильные книжки, наносить непоправимую пользу кому ни попадя. Но руководство может сказать: «Нам нужен внешний директор по маркетингу, потому что наша команда не потянет». И тогда хоть тресни объяснять: «Я готов, я хочу!»; ползать игуаной за директором. Вот нет и всё — они считают, что сотрудник не дорос.

В таком случае стоит поискать другие возможности внутри компании или уходить и искать руководящую позицию в другом месте. Даже если откажут десять раз, то на одиннадцатый кто-то согласится. Человек с меньшим опытом стоит дешевле.

Если задачи посильные, то это замечательный вариант: человек получает опыт, а компания экономит. Так что я бы посоветовала стараться, а если внутри компании возможностей нет — искать другие варианты.

Где «зелёному» директору искать работу?

Если компания большая и ищет опытного директора, то человека без реального опыта управления командой не возьмут. Но есть много небольших компаний, где ещё не было директора, и им не с чем сравнивать.

Беременным, которые боятся стать плохой мамой, говорят: у вашего ребёнка другой мамы не было, вы ему понравитесь. Здесь так же: если прийти в компанию, где ещё не было никакого директора, велик шанс, что вы понравитесь как есть.

Поначалу у человека нет ни опыта, ни мудрости управлять большой командой и думать стратегически. Никто не становится идеальным руководителем сразу. Все лажают и ошибаются. Нужно просто пройти этот путь и вести себя честно и адекватно. Просто стараться быть хорошим человеком.

Если в компании ещё не было никакого директора, есть шанс понравиться даже без опыта

Что делать соискателю, у которого мало опыта в руководстве?

Если на собеседовании спрашивают о количестве подчинённых, то можно «записать» себе в подчинённые фрилансеров, с которыми вы успели поработать. Дизайнеры и копирайтеры на фрилансе это «виртуальный отдел», которым управляет маркетолог — вот и получится, что у руководителя 3−4 человека уже было в подчинении.

У меня поначалу не было подчинённых. Когда я искала следующую работу, то говорила, что я директор: вот опыт, вот трудовая. Это не значит, что всем так надо делать. Но это может сработать.

Конечно, потом придётся пахать и развиваться, особенно если на собеседовании приукрасили опыт. Придётся быстро освоить новые навыки, чтобы приблизиться к тому, о чём вы рассказывали. Как на вебинарах школы советуют — составить план развития, читать нужные книги и приносить пользу.

Как составить план развития? Обращаться к консультантам или сделать всё самому?

Я за внешнюю экспертизу. Это могут быть платные консультации. Могут быть знакомые и даже незнакомые — можно просто поговорить с человеком, который обладает нужным опытом и сидит на интересующей позиции. Люди с улицы пишут великим небожителям, просят совета и иногда получают ответ.

От человека, который знает внутреннюю кухню, можно быстро получить много полезной информации. Это эффективнее, чем самому фантазировать, какие читать книжки и какие развивать навыки, а потом выяснить, что это всё не нужно, а нужно нечто другое. Лучше поговорить с экспертом.

«Рабочая» книжная полка Марии. Фавориты Марии: «Основы маркетинга», «Экономикс», «Маркетинговые войны» и «Позиционирование: битва за умы». С них можно начать, чтобы познакомиться с маркетингом

Нетворкинг может помочь в начале карьеры?

Конечно. Например, я после полусекретарской работы в первой компании увидела вакансию мечты. Никаких знакомых у меня в той компании не было, но я слов нет как хотела туда попасть. Я отправила резюме, но эйчар сказал нет — нужен был опыт минимум три года.

Я погрустила, а потом нашла контакты второго эйчара. Она согласилась дать тестовое задание — в задании я не поняла ничего. Тогда я пошла просить помощи у знакомых. Нашла людей, которые помогли разобраться, объяснили, сидели со мной всю ночь.

Работу я в результате получила и проработала там пять лет. Эта история — о нетворкинге. Чем больше у тебя знакомых с разными навыками, тем больше возможностей.

Чем больше у тебя знакомых с разными навыками, тем больше возможностей

Какую роль нетворкинг сыграл в твоей дальнейшей карьере?

Последние лет десять я работу не искала. Мне достаточно дать знать, что я свободна, и меня сразу забирают. Нетворкинг помогает получить условия, которые компания вряд ли предоставит незнакомому человеку.

Например, я сказала, что мне нужен свободный график. Я обожаю плавание; мне надо, чтобы можно было пойти на тренировку, когда хочется. Я могу встать в 5 утра, поработать до 10, а потом поехать на тренировку, и никто не должен меня дёргать. Все сказали: «Да пожалуйста, главное же, чтобы работа была сделана».

Такие условия возможны благодаря нетворкингу. Если вешать резюме и ходить по собеседованиям, то вряд ли незнакомые люди скажут: «Пожалуйста, приходи в офис когда захочешь, мы тебе доверяем».

К чему надо быть готовым, если хочется развиваться в управлении?

Приходится отвечать за других людей. Сразу появляются задачи по управлению и мотивации.

Всегда найдётся кто-то выше по должности. Не бывает такого, что кто-то царь и бог и ни перед кем не отвечает.

Нужно уметь выстраивать отношения. Если руководитель хочет работать вдолгую, то ему придётся заботиться о том, чтобы с ним было комфортно, интересно и перспективно работать. Подчинённых надо ругать правильно и хвалить правильно.

Чем выше по карьерной лестнице, тем важнее софт-скиллы: управление командой, мотивация. Чем выше руководитель, тем больше времени он проводит на совещаниях и тем меньше делает что-то руками.

Это команда Марии, когда она стала «по-настоящему большим директором». Мария говорит: «Сейчас я понимаю, насколько крутых ребят удалось собрать и какие мощные вещи мы с ними проворачивали. Но поначалу меня беспокоило только то, как мою работу оценит руководство и акционеры. С коллегами я была излишне строгой и требовательной. Будто в жизни ничего нет важнее выполнения KPI»

Управление отбирает возможность заниматься прикладными задачами?

Да. Конечно, есть «играющие тренеры», но они уделяют этому только малую часть времени.

Если генеральный директор начнёт писать рассылки, то рассылки могут получиться божественными, но всё остальное рухнет.

Это одна из причин моего выгорания — казалось, что другие делают что-то прекрасное, а я только руковожу. Вот в команде кто-то сверстал рассылку, получил открытия и переходы и счастлив. Другой написал и опубликовал лендинг: о, можно нажать и всё работает, классно.

А я нарезаю отчёты, езжу к акционерам, отчитываюсь. Потом смотрю — и как будто в руки нечего взять. Это немного детский взгляд, но это демотивирует.

Маркетолог Директор по маркетингу
Занимается лидогенерацией Общается с акционерами
Привлекает клиентов и передаёт их в отдел продаж Разрабатывает и защищает стратегию
Удерживает текущих клиентов Управляет командой
Создаёт и запускает рекламу Контролирует процессы
Организовывает онлайн и офлайн мероприятия Планирует бюджет

Как понять, стоит ли идти в управление?

Надо понять, почему человек хочет стать руководителем. В идеале им должны двигать глобальные цели, которых можно достичь эффективнее с помощью других людей.

Если у человека получается собирать команды, вдохновлять и делать крупные проекты лучше, то оно того стоит. Если просто хочется править миром тайком от санитаров, то даже не знаю, что тут посоветовать.

Стоит поговорить с руководителями, понять: реально ли у них интересные задачи? Есть даже такая техника: стать «тенью» руководителя, ходить хвостиком за ним целый день и молча смотреть, чем он занимается. Кому-то одной такой встречи хватит, чтобы понять, что это не то, чем человек хочет заниматься. А может быть, наоборот, окажется, что это кайф, и вы будете двигаться к цели.

Нет Да
Становиться руководителем, потому что больше платят Становиться руководителем, потому что интересно заниматься задачами директора
Реализовывать жажду власти Реализовывать желание делать проекты лучше и эффективнее

Как быть, если стал руководителем и кажется, что это не твоё?

Стоит проанализировать ситуацию. Допустим, человек стал руководителем и у него многое не получается, потому что не хватает знаний. Возможно, стоит подкачаться и перетерпеть этот период.

А может, управление — не то, что нужно человеку. Вот как в Школе бюро рассказывают: есть полководцы и маги. Есть люди, которым не нужен вертикальный рост, они растут в своей нише.

Не обязательно быть узкопрофильным специалистом. Можно консультировать, обучать, можно быть внешним экспертом, который ведёт несколько проектов одновременно.

Ты построила крутую карьеру, а потом столкнулась с выгоранием. Есть практические советы, как заново найти себя и понять, чем хочешь заниматься?

Искать там, где потерял. Если у человека есть экспертиза, накопился большой опыт, то возможно, это не стоит выкидывать. А не так, что редактор — оп! — становится барменом на Бали. Может, можно посмотреть на всё под другим углом и не ломать жизнь радикально.

Надо разобраться, что человек из себя представляет в отрыве от своей профессии. Проанализируйте: есть ли что-то, что вы делаете на любой работе, независимо от того, как она называется?

Например, есть люди, которые везде собирают команды и всех веселят. Есть те, кто везде что-то структурируют и наводят порядок. Собирает ли человек листья на субботнике или работает в международном холдинге — всё равно его сущность проявляется в любом деле. Главное — понять, в чём сила конкретного человека, и куда её можно приложить.

Надо разобраться, что человек из себя представляет в отрыве от своей профессии

Сейчас ты учишься в Школе редакторов. Почему? Ты хочешь стать редактором?

Я пока не знаю, хочу ли стать редактором, но понимаю, что однозначно хочу и могу развиваться в контент-маркетинге. Я об этом много знаю, мне это нравится. Как директор по маркетингу я занималась задачами про рекламу, про трафик, и меня пёрло всё, что связано с контентом.

Моя роль, наверное, — заняться контентом в крупном ИТ-холдинге. Может, я буду главным редактором; может, это будет называться иначе, но это будет связано с контентом: статьями, рассылками, сайтами.