Бывший арт-директор «Палиндрома» рассказала о скилах, необходимых для руководящей работы. Поделилась опытом нетворкинга при поиске топовых вакансий в Москве и объяснила, почему дизайнерам не обойтись без нейронок.
Расскажи, как ты стала дизайнером?
Я захотела стать дизайнером в четыре года. Конечно, тогда я не знала, что есть такая профессия, но постоянно рисовала одежду и домики с необычными интерьерами. После школы я окончила Уральский архитектурно-художественный университет по специальности «графический дизайн» и через два года попала в местное диджитал-агентство «Дельтаплан», где начала изучать рекламу и то, как работают сайты.
После университета я работала только в Екатеринбурге и достаточно быстро поняла, что не хочу ограничивать свой профессиональный рост местными компаниями. Благодаря тому, что в 2022 году ковид загнал всех на удалёнку, я смогла на равных конкурировать со столичными дизайнерами и искать вакансии в Москве. Сначала я устроилась работать ведущим дизайнером в московское агентство «Виноу», а уже после этого пришла в «Палиндром».
Чем ты занималась в агентстве «Палиндром»?
Меня взяли на вакансию дизайнера, но уже через три месяца я стала арт-директором. Изначально я пришла на сложный проект, из которого пачками увольнялись люди. У проекта был непростой заказчик, поэтому дизайнеры быстро выдыхались. Мне сказали, что если я справлюсь с задачами дизайнера, выдержу, то стану лидером группы.
В этом проекте я могла сделать на один пост для соцсетей 33 варианта. Я хорошо помню эту цифру — 33. И это были не просто наброски концепций, а разные метафоричные идеи, которые я придумывала и детально отрисовывала. Я не люблю, когда у меня что-то не получается, а этот проект — первое, что у меня не выходило в дизайнерской жизни, но в итоге я справилась, и когда в агентстве выбирали трёх арт-директоров, меня назначили одним из них.
Как ты решила стать арт-директором?
Когда я работала ведущим дизайнером в агентстве «Виноу», мне предложили расти до арт-директора, чтобы потом сформировать свою команду. По личным причинам занять руководящую должность там не получилось, зато у меня появилась цель: кровь из носу, но стать арт-директором до 30 лет. Это была отличная мотивация расти, и меня с того момента ничто не останавливало.

Фотография сделана в агрегаторе Higgsfield
Мне нравилось, что у арт-директора много свободы для выражения мыслей и своей позиции, для действий. Кроме того, мне хотелось самостоятельно управлять своим временем: распределять рабочие и личные дела без оглядки на стандартный график работы. Я хотела взращивать таланты — это точно моё: ещё в универе я курировала первокурсников и потом на всех работах помогала младшим ребятам.
При этом я осознавала, что становлюсь арт-директором крупного рекламного агентства, а значит, у меня будет больше пятнадцати проектов в стабильном режиме, плюс тендеры. Но меня это не пугало, наоборот, я хотела себя попробовать.
Как выглядел твой рабочий день?
В большинстве случаев я даже не предполагала, что меня ждёт в течение дня. День по факту заполнялся звонками, и редко всё было чётко распланировано заранее. Помню эти потрясающие моменты, когда 8 вечера, а у меня звонки, 9 вечера, а у меня звонки, и нет времени даже поесть.
Звонки не всегда прикольные: иногда я молча сидела и слушала, а иногда даже не понимала, зачем присутствую там. При этом один проджект пишет, второй проджект пишет: тут что-то не работает, тут что-то слетело, тут какой-то тендер пришёл.
Появлялось настолько много проектов, тендеров, задач, что добавление в каждый новый чат заставляло нервничать. По сути, арт-директор 80% своего времени переписывается или находится на созвонах.
А какие были сложности?
У меня никогда не было проблем с хард-скилами: я искренне люблю дизайн, и поэтому мне хочется делать всё больше и больше. Могу уделить целую ночь изучению новых инструментов, например в нейросетях. А вот про софт-скилы я мало что знала: плохо понимала, как общаться и выражать свои мысли. Мне пришлось почти с нуля учиться отвечать не в стиле «мы друзья и коллеги», а в стиле «я сейчас тебе обосную свою мысль, ты поймёшь, и мы решим, что делать дальше». В этом мне сильно помог опыт наставничества в «Яндекс Практикуме» и обучение лидированию в «Виноу».
Параллельно с «Виноу» я работала ревьюером по UX и UI дизайну в «Яндекс Практикуме»: проверяла работы участников курсов и давала обратную связь. Чтобы занять эту позицию, надо было пройти обучение по наставничеству, где нам объясняли, как правильно разговаривать со студентами. В дальнейшем мне очень помог этот опыт: даже лёгким словом можно нагрубить, а когда руковожу людьми, я не имею на это права. Это менеджерские навыки, которым я как дизайнер раньше нигде не училась. Например, я не знала, что такое метод сэндвича: когда вы сперва говорите человеку что-то хорошее, потом по факту его критикуете и в конце снова добавляете похвалу.
Иногда мне было трудно справляться со своими чувствами. Я очень эмоциональный человек и могу встрять в разговор, потому что распирает от мыслей. Но руководителю нельзя так себя вести. Директор должен одним предложением убедительно сформулировать идею, чтобы другие не начали её оспаривать и находить косяки в речи. Это было сложно, мне до сих пор тяжело даётся не встревать. Для меня софт-скилы — это жёсткие усилия над собой.
Сперва работать арт-директором мне было очень интересно, потому что всё новое. Потом я поняла, что хочу выполнять задачи руками, а не только делегировать: появилось внутреннее желание реализовывать идеи самой. Были моменты, когда я сохраняла за собой небольшие проекты и думала, что сделаю. Потом наступал дедлайн, я видела, что не успеваю, и мне приходилось их отдавать. Тогда я понимала, что очень хочу быть дизайнером, но у меня просто нет на это времени, так как надо решить, почему у моих сотрудников совпадает отпуск или почему некому заменить иллюстратора, который ушёл на больничный.
Сейчас я немного негативно говорю, но это был офигенный опыт. Кому-то подходит работа арт-директором, но за полтора года я поняла, что это не моя история.
Куда расти дизайнеру, если не стремиться к руководящей должности?
Раньше меня всегда удивляло, что люди не хотят расти вертикально. Мне было непонятно, почему дизайнеры выбирают горизонтальный рост и отказываются становиться лидерами. И тут я поняла мышление таких людей: они обожают дизайн и хотят максимально развиваться именно в нём, а не посвящать рабочее время поискам удачных формулировок в разговоре с командой.

Фотография сделана в MidJourney
Поэтому я уволилась из агентства «Палиндром»: мне захотелось уйти в конкретный продукт, заниматься чем-то одним и полностью посвящать себя этому. Когда я вела много разных проектов, то не успевала целиком окунуться ни в один из них.
Каким людям стоит присмотреться к позиции арт-директора?
Арт-директора отличают навыки тайм-менеджмента: далеко не каждый человек может совладать с этим. Если вы что-то неправильно спланируете, то «до свидания» вся работа, и это будет только ваша вина.
Арт-директор оценивает и комментирует работы дизайнеров, поэтому у него должна быть отличная насмотренность. Под насмотренностью я имею в виду не тренды, а понимание композиции, цвета и того, какую роль конкретная задумка играет для бизнеса в целом, как её воспримет определённая целевая аудитория. Плюс надо уметь быстро переключаться с темы на тему, например с бьюти-проекта на недвижимость.
Работа руководителем подойдёт тем, кто обожает общаться, поддерживать людей, находить в них классную жилку. Надо иметь много энергии, чтобы отдаваться бизнесу и другим людям, помогать всем вокруг. Надо любить много писать, отвечать на вопросы, быть дипломатом, юристом, конфликтологом. Это очень увлекательная работа, главное — не выгореть.
Как удалённо влиться в топовое дизайнерское комьюнити?
Если ковид вывел всех на удалёнку, то 25-й год возвращает нас обратно в офис. Сейчас в больших компаниях ценятся отношения между людьми. Дизайнеров много, а дизайнеров, с которыми будет комфортно, единицы. Поэтому работодателям важно, чтобы сотрудник, например, раз в неделю приходил на обед пообщаться с коллегами. Если открыть HeadHunter, то почти все интересные вакансии в Москве — это гибридный формат, а не удалёнка.
Я с этим столкнулась в «Яндексе»: мне говорили, что я молодец, но один минус — живу в Екатеринбурге. Это огромная проблема, когда хочешь работать в Москве, но не планируешь туда переезжать. В Екатеринбурге, конечно, есть большие компании, например «Золотое яблоко» и банк «Точка», но они не резиновые.

Горячие контакты работают намного лучше, чем холодные, поэтому если у вас есть знакомый в компании мечты, то откликнуться на вакансию через реферальную ссылку в сто раз удобнее. Получение хорошей должности — это не только талант и связи, но и доля удачи. Например, я попала в «Палиндром» через рекомендацию знакомого, но мне повезло, что агентству был нужен дизайнер именно в тот момент, когда я искала работу.
В поиске вакансий мне больше всего помогает дружба с коллегами. Когда я работала в «Дельтаплане», мы все ходили в офис и дружили. Потом коллег сильно раскидало даже не по Екатеринбургу, а по всей стране, в том числе кто-то оказался в Москве, и я стала находить проекты через них.
Во время работы в «Виноу» я иногда ездила в московский офис на неделю просто для себя. Это затратно финансово, но я не нашла иного пути, как общаться с дизайнерским комьюнити в Москве. Реальные контакты никто не отменял: если вы не будете иногда появляться в поле зрения, то у вас не получится продвигаться и находить крутые проекты.

С 2019 года я начала посещать ивенты в Москве. Несколько раз ездила на Design Prosmotr и ИТ-пикник. В этом году ИТ-пикник проходил параллельно с Дизайн-пикником, и мне не удалось побывать и там и там: выбрала ИТ-пикник. В следующем году поеду на Дизайн-пикник: там больше комьюнити из моей сферы.
Где ты работаешь сейчас?
Я занимаюсь коммуникационным дизайном в международной майнинговой компании. Навык нейродизайна помог мне занять там отдельную нишу. Моя основная задача — придумывать новые дизайн-решения в рекламных кампаниях, чтобы привлечь внимание пользователей к баннерам. Чаще всего я делаю эффектную 10-секундную анимацию через нейросеть Kling. Рекламные кампании надо придумывать быстро и в больших объёмах.
Какое место в твоей работе занимают нейросети?
В 2023 году прогремел MidJourney: все начали выпускать картинки, где лапша из ушей или 8 пальцев на руке. Мне стало интересно, а потом пришло осознание, что если я хочу быть дизайнером на плаву, то надо изучать нейросети. Мне повезло, что мне это очень понравилось.
Сейчас я веду свой телеграм-канал о нейросетях, в котором рассказываю о том, что узнала и попробовала: канал даёт мне мотивацию следить за обновлениями.
Из моего канала, в котором примерно 120 человек, уже приходят заявки на вебинары. Пока я проводила только индивидуальные консультации, но планирую формат вебинаров с ответами на вопросы и занятия для компаний. Меня удивил такой запрос от подписчиков: я думала, все изучают нейросети, а выяснилось, что многим, даже дизайнерам, неинтересно самостоятельно разбираться в функциях и настройках. Оказывается, некоторые застряли на уровне MidJourney и ChatGPT.
Нейросети развиваются с бешеной скоростью: обновления каждую неделю. Ещё два месяца назад я не могла представить, что появится нейронка, которая будет сохранять черты лица. Сейчас есть Nano Banana, и она это делает. Через неделю с момента её запуска вышел аналог Seedream, и нейросети начали конкурировать друг с другом. Если я ослаблю хватку, то упущу момент, когда смогу ещё больше ускориться в работе.

К нейронкам нет полных инструкций, в моменте никто точно не скажет «откройте тут, ткните сюда», поэтому я просто захожу и начинаю разбираться. Чаще всего на бета-тестировании они ещё бесплатные.
Есть удобные агрегаторы, которые делают интерфейс всех нейросетей похожим, чтобы пользователям было легко ориентироваться.
Что ты посоветуешь тем, кто хочет начать пользоваться нейросетями?
Начните с выбора агрегатора, чтобы не тратить много финансов на эксперименты. Пробуйте не всё и сразу, а уделите целый день конкретной нейросети, а лучше — одной функции в ней. Так вы разберётесь и поймёте, как работает эта опция и где она вам точно пригодится. Надо помнить, что нейросеть не заменяет вас и ваши мозги, а даёт буст и помогает ускориться. Поэтому в гонке за изучением новинок нельзя потерять себя как дизайнера-креатора.

Не стоит бояться ошибок: все наработки останутся в ваших архивах, и потом будет над чем посмеяться.
Для вдохновения советую подписаться на телеграм-каналы, посвящённые нейросетям.
В конце концов, нейросети — это не магия и даже не тренд, а рабочий инструмент, который поможет вам стать быстрее и востребованнее.