Копирайтер о пользе вёрстки и различиях между статьёй и сценарием.
Кто ты?
Я Кира, копирайтер. Восемь лет работала в рекламе: писала сценарии для видеороликов. Общий стаж работы с текстом 11 лет.
Ты родом из Петербурга?
Нет. Я из маленького сибирского городка Ачинска. Там население сто тысяч человек. Жила в Красноярске, а затем с мужем переехала в Петербург.
Почему не осталась в Красноярске?
Это классный и приятный город, он чем-то похож на Петербург. Но там часто вводят режим «чёрного неба». Это когда заводы делают выбросы, а ветра нет, так что всё облако токсичного дыма остаётся над городом. В это время воздух очень грязный, дышать тяжело, мэрия рекомендует надевать на улицу защитные маски, не открывать окна, не ездить на машинах. Для здоровья это очень вредно.
Зачем ты коллекционировала журналы «Максим»?
Считается, что там только про «голых баб», но это не так. Оттуда можно много всего узнать о науке, технике и истории. Нравится, как пишут авторы и вообще оформление. Я хочу научиться так же, но для этого надо иметь хорошее чувство юмора.

Как ты начала работать с текстом?
В детстве у меня была пишущая машинка. Мне было пять лет, когда я научилась печатать — раньше, чем научилась писать от руки. Машинка была механическая и больше меня, на кнопки я нажимала с трудом, так как клавиши у неё тугие. Чтобы выбить букву, нужно было очень сильно бить пальцами по клавишам: раз в пять сильнее, чем на компьютерной клавиатуре.
Но мне это было в кайф. Я думала: «Вот было бы здорово печатать и за это деньги получать». Я тогда не знала, что это реально. В какой-то момент я поняла, что моя мечта сбылась.

Как ты стала копирайтером?
В 17 лет я мечтала быть режиссёром. Писала артхаусные сценарии и хотела поступать во ВГИК. Естественно, никуда я не поехала, меня мама не отпустила — это было совсем другое время. Тогда даже мыслить о каком-то ВГИКе было нереально. По крайней мере, в моей среде и моём возрасте. Максимум — Красноярск.
Я устроилась монтажёром в рекламное агентство «РекламовЪ» в Ачинске. Монтировать в Афтере у меня получалось плохо. Мне предложили стать менеджером, но это получалось ещё хуже, чем монтировать. Потом мне начальник предложил поработать копирайтером, писать сценарии к рекламным роликам. Я согласилась.
«РекламовЪ» до сих пор успешно работает в Ачинске, это реально крутое агентство. Мы стали региональными партнёрами трёх радиостанций в Ачинске: «Европа Плюс», «Радио Семь», «Ретро ФМ». Ещё мы занимались организацией городских праздников. Я писала сценарии для всего этого и участвовала как организатор.

Почему ты называешь себя копирайтером?
В 2007 году эту профессию я ассоциировала с книгами «99 франков» и фразой «криэйтором, Вава, криэйтором». Для меня «копирайтер» звучало и до сих пор звучит гордо.
Когда я пришла в школу, услышала негативные мнения о копирайтерах. Я сначала всё это принимала на своей счёт. Потом поняла, что негативно относятся именно к копирайтерам с бирж, которые пишут по тысячам знаков. Для меня это было удивительно, потому что я писала сценарии для рекламы по телевизору и радио, на биржах не сидела и ничего про это не знала.
Вообще, профессия копирайтера помогает быть эрудированным. Ты знаешь многое о всяком и можешь поддержать любой разговор: «О, ливнёвки? Я знаю, как сделать ливнёвку, это очень интересная тема».
Кто такой Вава криэйтор?
Это из книги Пелевина. Приходит копирайтер в рекламное агентство устраиваться и ему говорят: «Пойдёшь к нам криэйтором?» Он отвечает: «Это творцом?» — «Творцы нам тут на хуй не нужны. Криэйтором, Вава, криэйтором».
Ты зареклась, что не будешь материться.
Да. Cейчас я процитировала Пелевина и сматерилась сознательно. Когда я работала в рекламном агентстве, обычных слов там произносили меньше, чем мата. Я много материлась и мне было сложно бросить.
Сейчас для меня мат стал выбором. Когда человек постоянно матерится, у него нет выбора как говорить. Он даже думает нецензурно.
Почему ты решила бросить материться?
Я на себе почувствовала, что мат вводит человека в состояние нервозности. Когда на работе не просто проблемы с переговорами, а полный ******, мы себя чувствуем более нервными.
Когда я бросала, почувствовала настоящую ломку. Мне казалось, что всё слишком спокойно и ничего вообще не происходит. Потом я поняла, что с таким большим количеством мата для меня нервозность стала нормой. А хардкорные ситуации я переживала ещё жёстче. Поэтому я больше не матерюсь и стала спокойнее.
Чем текст сценария для ролика отличается от статьи?
Сценарий — рабочий материал. Его пишут для операторов, постановщиков и монтажёров. Статья — конечный продукт с другим уровнем погружения. Её пишут, чтобы привлечь и развлечь читателя. Автор не ограничен временем и может написать большой текст.
В рекламном ролике нужно уместить всё в 15 секунд. При этом там должна быть информация, нужная клиенту, и адрес: «Микрорайон такой-то, улица такого-то, дом 15, квартира 7, офис 33, проход через ворота слева». И на весь сюжет, где есть начало, кульминация и конец, у тебя остаётся всего 10 или 7 секунд.
Это учит отбрасывать лишнее и цепляться за главное, находить конкретные болевые точки зрителя и бить по ним.
Как писать рекламный сценарий?
Рекламный блок по телевизору идёт три минуты. В нём несколько роликов по 30 секунд и из них нужно выделиться. Поэтому одного сценария, где прописаны диалоги персонажей, мало. Нужно учесть ещё очень много нюансов: раскадровку, расположение камеры, какие предметы в кадре, как должен измениться графический план, если там есть графика.
На радио то же самое. Обязательно нужны какие-то звуки, интершумы. Допустим, если мы рекламируем ресторан, там должны быть звон бокалов, вилок и тарелок, разговоры людей. Все эти вещи прописывает копирайтер.
Этот ролик в «РекламовЪ» мы сняли в 2012 году. Я писала сценарий, искала актёров, участвовала в постановке и сама там снялась. На местном ТВ был большой резонанс, так как никто таких роликов до нас не делал, да и после тоже. В Ачинске ролик стал локальным мемом
Как ты начала писать для ВКонтакте?
Это, по-моему, был ноябрь 2017 года. ВКонтакте искали копирайтера, я заполнила анкету.
Ближе к февралю ко мне в друзья добавляется какой-то мужик, я захожу на его страницу и вижу, что это Паша из паблика «Паша и его прокрастинация». А я его каждый день читаю. Для меня это было: «Да ну нафиг, как?» Я ему пишу: «О, а я ж вас читаю каждый день», он отвечает: «А ещё откликались к нам на вакансию». А я уже про это забыла и думала, что не подошла.

Пока Паша работал во ВКонтакте, он мне отправлял заказы. Я написала несколько статей для внутреннего пользования и паблика «ВКонтакте для бизнеса». Было очень приятно работать.
Но потом Паша ушёл из ВКонтакте в «Лайфхакер», и наши дороги разошлись.
Как ты начала работать в «Лакшми»?
Я наткнулась на Школу астрологии «Лакшми» летом. Мне понравилось, что они современно пишут и учитывают разные инфоповоды.
В «Лакшми» пишут про астрологию, хиромантию и прочие ведические темы, но без психопатии. Я сама не занимаюсь астрологией, но мне эта тема интересна, и я хотела с ними поработать. Потом я решила поступать в Школу редакторов, про «Лакшми» забыла.
Уже на первой ступени мне в личку пишет девушка и предлагает стать автором в «Лакшми». Оказалось, что это их редактор Наталья Анарбаева, и она учится на нашем потоке. Это так круто совпало, что я не стала отказываться, хотя не хотела брать новую работу, а планировала всё время посвятить Школе редакторов.
Как ты относишься к журналу?
К сожалению, я не в курсе, как делать интервью. Я брала только видеоинтервью. Я не знаю, как писать, расшифровывать и редактировать их текстовые варианты. Поэтому я не могу критиковать или хвалить журнал с точки зрения профессионала.
Но как читатель я просто офигеваю, какие все тут классные! Когда читаешь журнал, кажется, что жизнь проходит мимо и очень хочется попасть в список этих людей.
Как ты узнала о школе?
Ещё в Красноярске я наткнулась на Ильяхова и стала читать его статьи. Тогда я подумала: «Блин, это так круто! Это вообще нифига не мой уровень, мне ещё до такого миллион лет топать». Про школу думала так же: все такие офигенные, у всех свой бизнес, работа в Яндексе, путешествия. Все какие-то нереальные. Я даже не думала, что могу туда попасть.
Что в школе было для тебя самым сложным?
Самыми сложными были задания с вёрсткой. Она до сих пор мне плохо даётся. Недавно я попробовала Фигму, мне она очень понравилась, но кажется сложной. Вряд ли я буду этим заниматься профессионально, но этот навык очень помогает.
Тесты были лёгкими. Я всегда ждала понедельника. У меня был ритуал: в понедельник в обед я шла распечатывать тесты. Отмечала все ответы на бумажке. Каждый день выделяла по четыре или пять часов в зависимости от свободного времени.
Как тебе помогает вёрстка?
Помогает структурировать материал. Ильяхов говорил, что нужно писать не в Ворде, а сразу в той программе, где текст будет находиться. Я сначала думала, что можно просто подбить по количеству знаков или добавить фразу. Когда стала верстать в Фигме, минуя Ворд, я поняла, насколько сильно это отличается.
Вёрстка даёт новые возможности для повествования. Появляются идеи, о которых ты в Ворде и не думаешь
Можешь привести пример таких идей?
Когда мы делали статью про аккумуляторы в умных чемоданах, я поняла, что не хватает чего-то визуального. Я прочитала, что 50 градусов — максимальная температура ЛТО-батареи в чемодане. Начала думать, с чем это можно сравнить. Вспомнила про птиц и выяснила, что температура тела курицы — 45 градусов или около того.
В работе так и написала, что 50 градусов — максимальная температура батареи в умном чемодане, это чуть больше температуры тела курицы, а курицы ни разу не загорались сами. Старая добрая ультрасофистика.

Если тебе нравится писать, зачем ты хочешь стать редактором?
Я пошла в Школу редакторов, потому что хочу помогать клиентам не только текстами, а полноценными проектами. Допустим, я напишу хороший текст, а клиенту кто-то по знакомству заверстает убого или неправильно рекламу настроит. В итоге мой текст прошёл мимо, клиент опечален продажами.
Я хочу контролировать процесс и отвечать за результат
Например, одни мои знакомые эзотерики заказали посты для группы ВКонтакте. Продумали план, иллюстрации, получились очень крутые разноплановые посты. Таргет настраивал свой человек. А потом я узнала, что он делал таргет не на рекламные разъясняющие посты, а на внутренние информационные, которые направлены на тех, кто уже в теме. Человек скроллит ленту, видит пост непонятно о чём, листает дальше. К сожалению, я это узнала, когда они уже больше 50 тысяч рублей потеряли на таргете. Так бы можно было продумать план и спасти проект.
Возможно, я когда-нибудь уйду в редактуру, но писать не перестану, хотя бы для себя или блога. С семи лет я пишу каждый день — в детстве вела дневник, писала рассказы и стихи, потом работала сценаристом, в выходные в качестве отдыха пишу для «Эзорайтера». Для меня это самое естественное состояние.