Кира Калимулина. Копирайтер — звучит гордо — Кто студент

Кира Калимулина Копирайтер — звучит гордо

Копирайтер-эзотерик о пользе вёрстки, различиях между статьёй и сценарием и эзотерических медиа.

Кто ты?

Я Кира: копирайтер и Эзорайтер. Восемь лет работала в рекламе: писала сценарии для видеороликов. Общий стаж работы с текстом 11 лет.

Ты родом из Петербурга?

Нет. Я из маленького сибирского городка Ачинска. Там население сто тысяч человек. Жила в Красноярске, а затем с мужем переехала в Петербург.

Почему не осталась в Красноярске?

Это классный и приятный город, он чем-то похож на Петербург. Но там часто вводят режим «чёрного неба». Это когда заводы делают выбросы, а ветра нет, так что всё облако токсичного дыма остаётся над городом. В это время воздух очень грязный, дышать тяжело, мэрия рекомендует надевать на улицу защитные маски, не открывать окна, не ездить на машинах. Для здоровья это очень вредно.

Зачем ты коллекционировала журналы «Максим»?

Считается, что там только про «голых баб», но это не так. Оттуда можно много всего узнать о науке, технике и истории. Нравится, как пишут авторы и вообще оформление. Я хочу научиться так же, но для этого надо иметь хорошее чувство юмора.

Я коллекционировала «Максим» девять лет. Раньше я любила что-нибудь собирать, но после семи переездов эта привычка отпала

Как ты начала работать с текстом?

В детстве у меня была пишущая машинка. Мне было пять лет, когда я научилась печатать — раньше, чем научилась писать от руки. Машинка была механическая и больше меня, на кнопки я нажимала с трудом, так как клавиши у неё тугие. Чтобы выбить букву, нужно было очень сильно бить пальцами по клавишам: раз в пять сильнее, чем на компьютерной клавиатуре.

Но мне это было в кайф. Я думала: «Вот было бы здорово печатать и за это деньги получать». Я тогда не знала, что это реально. В какой-то момент я поняла, что моя мечта сбылась.

Татуировка с моей пишущей машинкой. На ней я написала книгу про приключения брата и сестры в стране сказок и первые стихи

Как ты стала копирайтером?

В 17 лет я мечтала быть режиссёром. Писала артхаусные сценарии и хотела поступать во ВГИК. Естественно, никуда я не поехала, меня мама не отпустила — это было совсем другое время. Тогда даже мыслить о каком-то ВГИКе было нереально. По крайней мере, в моей среде и моём возрасте. Максимум — Красноярск.

Я устроилась монтажёром в рекламное агентство «РекламовЪ» в Ачинске. Монтировать в Афтере у меня получалось плохо. Мне предложили стать менеджером, но это получалось ещё хуже, чем монтировать. Потом мне начальник предложил поработать копирайтером, писать сценарии к рекламным роликам. Я согласилась.

«РекламовЪ» до сих пор успешно работает в Ачинске, это реально крутое агентство. Мы стали региональными партнёрами трёх радиостанций в Ачинске: «Европа Плюс», «Радио Семь», «Ретро ФМ». Ещё мы занимались организацией городских праздников. Я писала сценарии для всего этого и участвовала как организатор.

Батоню во время перерыва в «РекламовЪ». В этом агентстве я работала восемь лет, пока не переехала в Красноярск

Почему ты называешь себя копирайтером?

В 2007 году эту профессию я ассоциировала с книгами «99 франков» и фразой «криэйтором, Вава, криэйтором». Для меня «копирайтер» звучало и до сих пор звучит гордо.

Когда я пришла в школу, услышала негативные мнения о копирайтерах. Я сначала всё это принимала на своей счёт. Потом поняла, что негативно относятся именно к копирайтерам с бирж, которые пишут по тысячам знаков. Для меня это было удивительно, потому что я писала сценарии для рекламы по телевизору и радио, на биржах не сидела и ничего про это не знала.

Вообще, профессия копирайтера помогает быть эрудированным. Ты знаешь многое о всяком и можешь поддержать любой разговор: «О, ливнёвки? Я знаю, как сделать ливнёвку, это очень интересная тема».

Кто такой Вава криэйтор?

Это из книги Пелевина. Приходит копирайтер в рекламное агентство устраиваться и ему говорят: «Пойдёшь к нам криэйтором?» Он отвечает: «Это творцом?» — «Творцы нам тут на хуй не нужны. Криэйтором, Вава, криэйтором».

Ты зареклась, что не будешь материться.

Да. Cейчас я процитировала Пелевина и сматерилась сознательно. Когда я работала в рекламном агентстве, обычных слов там произносили меньше, чем мата. Я много материлась и мне было сложно бросить.

Сейчас для меня мат стал выбором. Когда человек постоянно матерится, у него нет выбора как говорить. Он даже думает нецензурно.

Почему ты решила бросить материться?

Я на себе почувствовала, что мат вводит человека в состояние нервозности. Когда на работе не просто проблемы с переговорами, а полный ******, мы себя чувствуем более нервными.

Когда я бросала, почувствовала настоящую ломку. Мне казалось, что всё слишком спокойно и ничего вообще не происходит. Потом я поняла, что с таким большим количеством мата для меня нервозность стала нормой. А хардкорные ситуации я переживала ещё жёстче. Поэтому я больше не матерюсь и стала спокойнее.

Чем текст сценария для ролика отличается от статьи?

Сценарий — рабочий материал. Его пишут для операторов, постановщиков и монтажёров. Статья — конечный продукт с другим уровнем погружения. Её пишут, чтобы привлечь и развлечь читателя. Автор не ограничен временем и может написать большой текст.

В рекламном ролике нужно уместить всё в 15 секунд. При этом там должна быть информация, нужная клиенту, и адрес: «Микрорайон такой-то, улица такого-то, дом 15, квартира 7, офис 33, проход через ворота слева». И на весь сюжет, где есть начало, кульминация и конец, у тебя остаётся всего 10 или 7 секунд.

Это учит отбрасывать лишнее и цепляться за главное, находить конкретные болевые точки зрителя и бить по ним.

Как писать рекламный сценарий?

Рекламный блок по телевизору идёт три минуты. В нём несколько роликов по 30 секунд и из них нужно выделиться. Поэтому одного сценария, где прописаны диалоги персонажей, мало. Нужно учесть ещё очень много нюансов: раскадровку, расположение камеры, какие предметы в кадре, как должен измениться графический план, если там есть графика.

На радио то же самое. Обязательно нужны какие-то звуки, интершумы. Допустим, если мы рекламируем ресторан, там должны быть звон бокалов, вилок и тарелок, разговоры людей. Все эти вещи прописывает копирайтер.

Этот ролик в «РекламовЪ» мы сняли в 2012 году. Я писала сценарий, искала актёров, участвовала в постановке и сама там снялась. На местном ТВ был большой резонанс, так как никто таких роликов до нас не делал, да и после тоже. В Ачинске ролик стал локальным мемом

Как ты начала писать для ВКонтакте?

Это, по-моему, был ноябрь 2017 года. ВКонтакте искали копирайтера, я заполнила анкету.

Ближе к февралю ко мне в друзья добавляется какой-то мужик, я захожу на его страницу и вижу, что это Паша из паблика «Паша и его прокрастинация». А я его каждый день читаю. Для меня это было: «Да ну нафиг, как?» Я ему пишу: «О, а я ж вас читаю каждый день», он отвечает: «А ещё откликались к нам на вакансию». А я уже про это забыла и думала, что не подошла.

Дом Зингера. Ходила в офис ВКонтакте, чтобы подписать с ними договор

Пока Паша работал во ВКонтакте, он мне отправлял заказы. Я написала несколько статей для внутреннего пользования и паблика «ВКонтакте для бизнеса». Было очень приятно работать.

Но потом Паша ушёл из ВКонтакте в «Лайфхакер», и наши дороги разошлись.

Как ты начала работать в «Лакшми»?

Я наткнулась на Школу астрологии «Лакшми» летом. Мне понравилось, что они современно пишут и учитывают разные инфоповоды.

В «Лакшми» пишут про астрологию, хиромантию и прочие ведические темы, но без психопатии. Я сама не занимаюсь астрологией, но мне эта тема интересна, и я хотела с ними поработать. Потом я решила поступать в Школу редакторов, про «Лакшми» забыла.

Уже на первой ступени мне в личку пишет девушка и предлагает стать автором в «Лакшми». Оказалось, что это их редактор Наталья Анарбаева, и она учится на нашем потоке. Это так круто совпало, что я не стала отказываться, хотя не хотела брать новую работу, а планировала всё время посвятить Школе редакторов.

Мы стали общаться и обсуждать, какие статьи они хотят видеть, что для них полезно, что они хотят предложить читателям. Мне понравился их подход и я стала вести там колонку от имени Эзорайтера.

Как ты пришла к эзотерике?

Люди приходят в эзотерику по двум основным причинам: здоровье и гордыня. Я пришла по болезни. Многие ищут помощи от эзотерики, когда традиционная медицина не помогает.

Некоторые приходят от гордыни. Кто-то хочет самоутвердиться. Кто-то хочет властвовать над умами и сердцами других людей, менять реальность вокруг себя.

И в редких случаях кто-то попадает в эзотерику, когда хочет познать мир вокруг себя.

Расскажи о блоге «Эзорайтер».

Эзорайтер — мой псевдоним. Это копирайтер, который пишет про эзотерику. Эзорайтер — практик. Это человек, который разбирается в том, о чём пишет, и сам испытывал это на себе. Статьями про эзотерику очень легко навредить, поэтому нужно быть супермегаответственным.

Миссия Эзорайтера — писать понятные тексты и делать адекватный контент для людей, которые либо ещё не интересуются эзотерикой, либо серьёзно практикуют и хотят понять, что делать и как получить конкретный результат.

Почему Эзорайтер стал псевдонимом?

Это помогает мне разграничивать зону ответственности. В светской жизни я копирайтер Кира, могу писать на разные темы: про сантехнику, голосовых ботов или ливнёвки. Когда пишу об эзотерике — я Эзорайтер.

В интернете я часто вижу эзотерические статьи, которые могут сломать человеку жизнь. Их в интернете 95%, и найти что-то полезное очень сложно. Я стараюсь свести к минимуму все возможные риски, чтобы не навредить тем, кто не занимается эзотерикой серьёзно.

Ты много пишешь в «Эзорайтере» про энергию. Что это такое?

Это очень узкая тема и ей интересуются только практики. Грубо говоря, энергия — то, что движется по твоему телу, что даёт тебе жизнь. Если ты энергию не чувствуешь и не видишь, то для тебя её просто не существует. Можешь считать это мошенничеством, кидаловом, чем угодно. Это нормально.

Не надо принимать на веру всё, что тебе говорят. Если ты хочешь, надо попробовать, увидеть, почувствовать. Если ты увидел энергию, для тебя она появилась.

Чем ты занимаешься в школе эзотерики Андрея Горбова?

Я инструктор космоэнергетики, веду занятия в группе. Подробно рассказывать не буду. В своей группе я показываю техники и контролирую их выполнение.

У нас есть комьюнити по всей стране и в мире. Есть несколько человек, которые ведут занятия в других городах. Но это только для практиков. Ты не можешь прийти и попробовать с нуля. Нужно пройти сонастройки.

Не надо лезть в эзотерику просто так. Это не для всех

У эзотерики много критиков. Как ты с ней справляешься?

Никак, ко мне в паблик критики не приходят. Такие люди не в моей целевой аудитории. Думаю, если бы я писала только о теории или пересказы пересказов, то критиков было бы много, потому что там действительно есть что критиковать. Но я этим не занимаюсь и мне не нравится такой подход в других эзотерических медиа.

У меня очень узкоспециализированный паблик. Он для людей, которые практикуют, занимаются эзотерикой и саморазвитием. Для них я пишу конкретные инструкции — как и что делать, какие техники применять. Это моя целевая аудитория. Критики и те, кто хочет самоутвердиться за счёт других, у меня не появляются. Хотя, возможно, после интервью набегут в паблик.

Медитация тоже относится к эзотерике?

В какой-то степени да. Про медитацию я писала курсовую. У неё есть научное обоснование, в отличие от эзотерики. Есть много исследований, доказывающих, что медитация хорошо влияет на организм.

Есть несколько видов медитации. Например, релакс-медитация, которой сейчас занимаются абсолютно все. Открывают приложение и какой-то голос говорит: «Вы расслаблены, почувствуйте свои ноги, почувствуйте свои руки, почувствуете свои плечи». Ну и человек лежит, расслабляется. От этой медитации людям хорошо, им легче отдохнуть: через 10—15 минут они могут вскочить и заняться своими делами.

Три года практикую медитацию

Классическая медитация — долго направлять внимание на что-то: на пылинку, на какой-то предмет, стараться убрать мысли из головы.

Есть более суровые виды медитации, которые ближе к эзотерике. Они тоже не для всех. Например, трансцендентальная медитация, которой занимается Дэвид Линч.

Как эзотерика тебе помогает в профессии?

Я использую энергетические методы, которые помогают быстро восстановиться и сбросить негатив. Если человек устал или разозлился, он может очень быстро восстановить своё состояние до спокойного, бодрого и позитивного.

Как ты относишься к журналу?

К сожалению, я не в курсе, как делать интервью. Я брала только видеоинтервью. Я не знаю, как писать, расшифровывать и редактировать их текстовые варианты. Поэтому я не могу критиковать или хвалить журнал с точки зрения профессионала.

Но как читатель я просто офигеваю, какие все тут классные! Когда читаешь журнал, кажется, что жизнь проходит мимо и очень хочется попасть в список этих людей.

Как ты узнала о школе?

Ещё в Красноярске я наткнулась на Ильяхова и стала читать его статьи. Тогда я подумала: «Блин, это так круто! Это вообще нифига не мой уровень, мне ещё до такого миллион лет топать». Про школу думала так же: все такие офигенные, у всех свой бизнес, работа в Яндексе, путешествия. Все какие-то нереальные. Я даже не думала, что могу туда попасть.

Но когда я переехала в Петербург, всё изменилось. Я стала писать для ВКонтакте, появился «Эзорайтер», клиенты из эзотерики и я стала инструктором космоэнергетики. Когда объявили набор, я поняла, что надо идти.

Что в школе было для тебя самым сложным?

Самыми сложными были задания с вёрсткой. Она до сих пор мне плохо даётся. Недавно я попробовала Фигму, мне она очень понравилась, но кажется сложной. Вряд ли я буду этим заниматься профессионально, но этот навык очень помогает.

Тесты были лёгкими. Я всегда ждала понедельника. У меня был ритуал: в понедельник в обед я шла распечатывать тесты. Отмечала все ответы на бумажке. Каждый день выделяла по четыре или пять часов в зависимости от свободного времени.

Как тебе помогает вёрстка?

Помогает структурировать материал. Ильяхов говорил, что нужно писать не в Ворде, а сразу в той программе, где текст будет находиться. Я сначала думала, что можно просто подбить по количеству знаков или добавить фразу. Когда стала верстать в Фигме, минуя Ворд, я поняла, насколько сильно это отличается.

Вёрстка даёт новые возможности для повествования. Появляются идеи, о которых ты в Ворде и не думаешь

Можешь привести пример таких идей?

Когда мы делали статью про аккумуляторы в умных чемоданах, я поняла, что не хватает чего-то визуального. Я прочитала, что 50 градусов — максимальная температура ЛТО-батареи в чемодане. Начала думать, с чем это можно сравнить. Вспомнила про птиц и выяснила, что температура тела курицы — 45 градусов или около того.

В работе так и написала, что 50 градусов — максимальная температура батареи в умном чемодане, это чуть больше температуры тела курицы, а курицы ни разу не загорались сами. Старая добрая ультрасофистика.

Фрагмент моей работы про аккумуляторы в чемоданах. Мне кажется, выглядит очень бодро

Зачем тебе школа?

Когда стала писать про эзотерику, столкнулась с тем, что уровень контента в этой среде ниже, чем вообще где угодно. Автомастерские или какие-нибудь деревенские сапоги делают себе сайты гораздо лучше. И дело здесь не в зашоренности людей, а в том, что общая культура так сложилась. Человек делает сайт по эзотерике, смотрит на конкурентов и думает: «Вот этот лучше всех, я буду на него равняться». И он равняется на самый лучший из самых хреновых.

Мне хочется, чтобы полезные виды эзотерики легко доходили до людей. Чтобы им не приходилось продираться через уродский дизайн или отвратительные тексты. Чтобы человек мог легко найти метод, который решит его проблему. Я узнала про свою школу космоэнергетики по сарафану от людей. Если бы я тогда зашла на эзотерические сайты и начала их читать, я бы просто не стала этим заниматься.

На большинстве сайтов об эзотерике очень много воды и личных рассуждений, психопатии и неадекватности. Инфостиля никакого там нет. К сожалению, в эзотерике действительно много странных и сумасшедших людей, многие из которых приходят на странный и нелогичный контент. Когда адекватный человек читает эти статьи, он думает: «Боже мой, эти шизики меня будут чему-то учить? Ну нахер».

Я хочу, чтобы обычным людям не приходилось каждый раз морщиться, когда они видят эзотерический контент. Я хочу, чтобы его было легко читать и все картинки были приятными. Чтобы люди с радостью открывали блог, сайт или группу ВКонтакте. Таким я хочу делать «Эзорайтера» и статьи для клиентов.

Если тебе нравится писать, зачем ты хочешь стать редактором?

Я пошла в Школу редакторов, потому что хочу помогать клиентам не только текстами, а полноценными проектами. Допустим, я напишу хороший текст, а клиенту кто-то по знакомству заверстает убого или неправильно рекламу настроит. В итоге мой текст прошёл мимо, клиент опечален продажами.

Я хочу контролировать процесс и отвечать за результат

Например, одни мои знакомые эзотерики заказали посты для группы ВКонтакте. Продумали план, иллюстрации, получились очень крутые разноплановые посты. Таргет настраивал свой человек. А потом я узнала, что он делал таргет не на рекламные разъясняющие посты, а на внутренние информационные, которые направлены на тех, кто уже в теме. Человек скроллит ленту, видит пост непонятно о чём, листает дальше. К сожалению, я это узнала, когда они уже больше 50 тысяч рублей потеряли на таргете. Так бы можно было продумать план и спасти проект.

Возможно, я когда-нибудь уйду в редактуру, но писать не перестану, хотя бы для себя или блога. С семи лет я пишу каждый день — в детстве вела дневник, писала рассказы и стихи, потом работала сценаристом, в выходные в качестве отдыха пишу для «Эзорайтера». Для меня это самое естественное состояние.