Александр Левашов. Наш фокус — технологии в бизнесе

Александр Левашов Наш фокус — технологии в бизнесе

Главный редактор TAdviser — интернет-портала о технологиях в бизнесе — рассказал, как работает редакция современного онлайн-СМИ, на что смотрит главред при найме автора и почему ставит жирный плюсик соискателю-выпускнику бюро.

Расскажи про TAdviser?

TAdviser — аккредитованное в Роскомнадзоре СМИ. Мы пишем о бизнесе и государственном регулировании в сфере ИТ, а также о разработке и внедрении ИТ‑продуктов. Наш основной интерес — технологии в бизнесе. Некоторые ИТ‑издания акцентируют внимание на смартфонах, играх, прикладных B2С вопросах, а у нас в приоритете B2B.

Что вас связывает с Минцифры?

Мы не аффилированы с Министерством, но у нас давние рабочие отношения. Нам интересна деятельность Минцифры, потому что они — регулятор отрасли. Министерство определяет направления развития ИТ и меры господдержки.

TAdviser, в свою очередь, интересен для Минцифры как крупная площадка с большой айтишной аудиторией онлайн и офлайн. Например, мы регулярно организуем конференции. Министр и его заместители участвуют в наших мероприятиях и общаются с аудиторией через площадку TAdviser.

Отношения с Минцифры стали еще крепче после того, как Максут Шадаев стал министром. Он — нетипичный чиновник: очень открытый к взаимодействию с отраслью. Например, может прийти в чат айтишного сообщества в Телеграм и поотвечать на вопросы. Когда объявили частичную мобилизацию, военкоматы иногда призывали айтишников, не разобравшись в процедуре отсрочки. Максут лично приезжал в призывные пункты и разруливал ситуацию.

Максут Шадаев и Александр Левашов на конференции TAdviser SummIT

Как работает редакция TAdviser, и есть ли в ней какие-то особенности?

Значительная часть нашего контента — это новости. Мы отслеживаем важные события ежедневно. Стараемся быть первыми, конкурировать с газетами и информагентствами.

Это не всегда возможно. У нас штат несоизмеримо меньше, чем у того же «Интерфакса» или «Коммерсанта». Но в своей узкой теме вокруг ИТ‑бизнеса мы зачастую опережаем федеральные СМИ и по эксклюзивности, и по скорости. Всё потому, что мы глубоко погружены в отрасль и некоторые события можем предугадать. Новости — это супер важно. Нередко аудитория приходит именно за ними.

Ещё мы выпускаем статьи, интервью, аналитические обзоры. У нас в штате целое аналитическое подразделение, которое занимается исследованиями.

На что живет издание? Основная часть доходов от рекламы?

Есть несколько ключевых направлений монетизации:

  1. Наши конференции, которые привлекают большое внимание и, соответственно, финансирование.
  2. Исследования для компаний, которым в работе необходим анализ какого-то сегмента в ИТ. Это неотъемлемая часть нашей работы, которая тоже приносит доход.
  3. Ну и реклама, куда ж без неё.

Александр Левашов на Дне Цифры во время выставки «Россия» на ВДНХ

Как дизайнеры участвуют в создании контента TAdviser?

Мы задействуем дизайнеров в двух случаях:

  • при создании сложной инфографики для аналитических статей;
  • в специальных рекламных проектах, где требуется индивидуальный подход к оформлению. Например, лендинги.

В создании новостей дизайнеры не участвуют — новости верстают по шаблонам. Мы экспериментировали с коллажами в новостном контенте — подобно тому, как это делают некоторые зарубежные издания. Пробовали создавать визуальные образы из разных событий. Но результат нам не понравился, и практика не прижилась.

Дизайнерская инфографика TAdviser в статье «Ажиотажный спрос и шоковые нагрузки. Как пережили 2022 год российские ИТ‑разработчики, выросшие более чем на 100%»

Главред должен ежедневно отсматривать весь контент?

Ежедневный контент — это новости. Они добываются нашими журналистами:

  • из конференций и подобных мероприятий;
  • из пресс-релизов, которые приходят в редакцию пачками;
  • при мониторинге сторонних ресурсов.

Плюс аналитические статьи. Думаю, в день не меньше 70 материалов наберётся. Отсмотреть всё физически невозможно. У меня два заместителя, которые следят за контентом по своим направлениям. Есть старший редактор ленты новостей, есть старший редактор команды, которая занимается мониторингом других СМИ.

Я внимательно смотрю на важные эксклюзивные новости: там резонансные темы, и надо быть максимально точным. Аналитический контент тоже стараюсь по возможности отсматривать целиком.

Участие в дискуссии на отраслевой конференции Positive Hack Days

Вы не «засеошиваете» свои статьи под поисковый трафик?

Конечно, поисковый трафик для нас важен. Но нет, специально статьи мы не «засеошиваем». Готовые статьи мы не просто складываем на сайте, наоборот, активно анонсируем их на главной странице, в рассылках и телеграм-канале. Тематика у нас узкоспециальная, и хорошего качественного контента по ней мало. SЕО происходит органически, само собой.

Какими навыками должен владеть новостник, если хочет попасть к вам в редакцию?

Для новостника важно быть:

  • погружённым в повестку. Он должен знать, что происходит на ИТ‑рынке, в крупнейшем бизнесе. Желательно быть лично знакомым с основными ньюсмейкерами;
  • смелым, потому что надо звонить, приходить на пресс-конференции: беседовать, приставать, задавать неудобные вопросы;
    у этого человека должен быть иммунитет к конфликтам и негативу.

Найти новостника — всегда сложная задача. В СМИ, которые фокусируются на ИТ‑рынке, можно перечислить не больше десяти опытных новостников. Из них половина работает в специализированных изданиях, таких как мы. Остальные — в газетах и агентствах, например, в «Коммерсанте», РБК, ТАСС, «Интерфаксе».

Какими навыками должен владеть автор-аналитик, если хочет попасть к вам в редакцию?

Работа с аналитическими текстами не предполагает неловких ситуаций: не надо звонить, задавать неудобные вопросы. Автор-аналитик изучает рынок технологий, спрос и предложение. Потом превращает это в хорошие аналитические тексты. Новостнику не обязательно глубоко погружаться в то, как устроен, например, интернет вещей. Но аналитику надо понимать технологическую сторону вопроса и грамотно задавать вопросы экспертам, которые помогают писать и структурировать статьи.

Журналист или автор без опыта работы в ИТ может попасть в ваше издание?

Шанс есть. Иногда мы пробуем брать людей без опыта — но не новостниками, а на другие задачи. Например, поработать с пресс-релизами: их надо отсматривать, редактировать, выпускать в ленту новостей. С такой работы можно начать, чтобы погрузиться в отрасль.

На какую позицию можно претендовать с опытом работы в ИТ?

Можно попробовать стать автором, который работает с аналитическими текстами. Эта позиция подойдёт человеку, который:

  • хочет глубоко погрузиться в то, как устроены востребованные технологические направления. Например, интернет вещей или искусственный интеллект;
  • умеет писать, структурировать и грамотно излагать мысли.

Я знаю, что у вас есть претензии к Яндексу. Расскажешь?

Я бы назвал это не претензиями, а вопросами, требующими урегулирования. Нейросеть Яндекса формирует быстрый ответ в поиске, опираясь на информацию с сайтов СМИ.

Пример быстрого ответа Яндекса на запрос «Как устроена система „Умный дом“»

Яндекс использует контент, за который СМИ уже заплатило журналисту, редактору и верстальщику. При этом никакого разрешения от самого издания Яндекс не получал, и уж тем более не возместил затраты на создание контента. В Европе и США у изданий возникают аналогичные вопросы к владельцам ИИ-помощников, и эти споры постепенно урегулируются. Надеюсь, мы тоже к этому придём.

Имеют ли выпускники Школы редакторов преимущество при устройстве на работу в TAdviser?

Я знаю, насколько глубоко в вас внедряют редакторскую экспертизу. Кандидату после Школы редакторов я бы поставил жирный плюсик за её прохождение. Одна ваша военная дисциплина с соблюдением дедлайнов вызывает у меня как у работодателя особое уважение.

Но это не единственный фактор. Мне важно, чтобы человек проявлял интерес к нашей нише и хотел прокачивать экспертность в мире информационных технологий.