Студентка Школы дизайнеров рассказала, как игра «Майнкрафт» привела в профессию, чем важна для города транспортная схема и какие навыки пригодились в переговорах с городскими властями Калининграда.
Как ты стала дизайнером?
Мне кажется, я пришла в дизайн ещё в детстве, когда начала играть в «Майнкрафт».
Это сетевая компьютерная игра со множеством вариаций: в одном игровом мире карта, на которой можно что-то строить, в другом — город, в третьем — каждый день новая пространственная головоломка.
Я играла на разных серверах и часто находила ошибки на картах: заприваченные ямы на проходимых местах, «мусорные» постройки в импровизированном городе. Стучалась к игрокам, модераторам и администраторам в личные сообщения, чтобы помочь им это исправить. Тогда я ещё не знала, как решать задачи с помощью дизайна, и действовала интуитивно, опираясь на творческое мышление.
Позже создавала карты, игровые локации, придумывала и строила мини-игры. Потом узнала, что есть такая специальность — «графический дизайн», и поняла, что это моё. Выучилась в университете на дизайнера, теперь учусь в Школе бюро. Так что всё очень складно и как будто неинтересно, нет сложного пути преодоления.
Ты занималась транспортом и навигацией в «Майнкрафте»?
Мне было тринадцать, когда я построила в «Майнкрафте» метро. На том сервере была огромная карта и работал телепорт, но я придумала копать туннели и класть рельсы. Это было плохое градостроительное решение, игроки на метро не ездили, но было интересно. Первая транспортная схема, которую я нарисовала — схема этого метро.
Что общего у «Майнкрафта» и реального города?
Что многим людям пофиг на неудобства.
На первом сервере, где я играла, был построен город. Мой домик стоял у края дороги, а рядом на дороге кто-то оставил дыру, которую я не смогла залатать, потому что та часть карты принадлежала другому игроку.
Я написала создателю сервера, что возле моего домика в дороге дыра, которая мешает играть. Подумала, что это хорошее решение: написать взрослому незнакомому мужику. Оказалось, никто до меня не писал об этом: всем было пофиг.
Равнодушие в игре такое же, как в жизни. В «Майнкрафте» и в городе кто-то по глупости или незаинтересованности делает что-то всем мешающее и неудобное, а другие ходят мимо и не пытаются это исправить.
Дизайн нужен, чтобы сделать удобно?
Да, я считаю, что дизайн — это не красивые картинки, а способ решения проблем.
Это базовый навык, который помогает людям жить комфортней, удобней, да просто жить нормально.
Дизайн — способ решения проблем
Что не так с дорогами в твоём родном Калининграде?
Исторический центр Калининграда — потрясающий старый город с европейским духом и узенькими улочками. К сожалению, во время войны он был сильно разрушен. Когда город и область вошли в состав Советского Союза, пришлось очень быстро решать проблему транспортной доступности. В те годы проектировали и строили широченные дороги, чтобы не было пробок.
В Калининграде дороги и развязки, как в мегаполисе: сложные, запутанные, небезопасные. Но я заметила это только тогда, когда увидела другие города России и другие решения.
Дизайнер может решить проблему проектирования дорог?
Дизайнер может объяснить проблему: нарисовать, создать макет, построить модель. Главное, чтобы городские власти знали о том, что есть проблема и решать её можно разными способами. Чтобы знали о разных методах организации транспортной сети и не прокладывали каждый раз новую шестиполоску. Думаю, тут важны такие ребята, как Илья Варламов, которые обращают внимание людей на неудобства, говорят, что городскую среду нужно менять и как это можно делать.
Даже если дорожная сеть спроектирована сложно, на помощь приходит транспортная схема: она объясняет людям, как в городе лучше перемещаться. Илья Бирман читал лекцию на дизайн-форуме «Просмотр», где назвал транспортные схемы вершиной дизайна, это прям ровно то, что я думаю.
Транспортная схема — сложная задача
Как получилось, что ты создала транспортную схему Калининграда?
Я начала работать над схемой на третьем курсе университета, когда на одном из учебных модулей нам предложили выбрать свободную тему для проекта. Модуль длился два-три месяца и я была уверена, что успею. Но когда начала этим заниматься, сначала просто рисовать карандашом на миллиметровке главные маршруты, то поняла, что это капец какая сложная задача. Я тогда поменяла тему, но схему не бросила.
В итоге транспортная схема стала моим дипломным проектом. Я изучала транспортную среду и влияние транспорта на облик городов, чтобы разобраться в том, как решить эту задачу. Весь год рисовала, переделывала несколько раз. А сейчас та версия кажется ужасной, я её дорабатываю снова и снова.
Как транспорт влияет на облик городов?
Раньше города были маленькие, дома строили близко, улицы делали узкими — с расчётом
на пешеходов. Появление и развитие общественного транспорта сильно повлияло на внешний вид городов. Дороги и улицы расширились, жилые районы отдалились от центра, появились транспортные развязки. Конный, паровой трамвай, омнибус вёз рабочих и служащих с окраин на рабочие места. А те, в свою очередь, везли заработок на окраины, и там появлялись магазины, куда надо было доставлять товары.
А как на город влияет его транспортная схема?
Если транспорт формирует облик города, то транспортные схемы и любые системы навигации в городе задают тон и создают его образ. Это то, как человек представляет город в своей голове. Схема — самый растиражированный дизайн, люди волей-неволей воспринимают по ней устройство городской среды: как проложены дороги, как добраться на работу, на стадион или в музей.
Например, географическая карта мира по сути тоже схема: мы знаем, что на самом деле материки выглядят иначе, потому что карта плоская, а планета — нет. Но если читаем или слышим «Евразия», то как представляем себе материк? Как рисунок с географической карты. Так работает схема, и транспортная тоже.
Транспортная схема создаёт образ города
Ты обращалась за помощью в работе над схемой?
Мне очень помог Илья Бирман, задавала ему вопросы. Первую версию схемы отправляла в бюрошные советы, просила его прокомментировать.
Когда департамент транспорта присылает очередные комментарии по схеме, я вношу в неё изменения. Помощью стараюсь не злоупотреблять, потому что хочу самостоятельно закончить дело. Конечно, у меня под рукой книжка о дизайне транспортных схем и сайт Transit Maps. На сайте есть советы, как технически упростить работу над схемой, есть разборы, где специалист оценивает чужие схемы и предлагает, как их улучшить.
Как ты придумала внедрять свою транспортную схему в Калининграде?
Я знала, что в некоторых городах России есть клёвые схемы. В Москве схему рисовала студия Артемия Лебедева. В Челябинске используют красивую схему Ильи Бирмана. Подумала: чем я хуже, я тоже могу предложить городу свою схему.
На защите диплома — моя схема была дипломом — мне заведующий кафедрой сказал: «Юля, это нужно внедрять!»
Расскажешь про переговоры о твоей схеме с администрацией города?
Заведующий кафедрой от имени вуза отправил письмо в городскую администрацию и переслал мне ответ. Сотрудник администрации оставил свою почту, дальше я стучалась сама. Сначала меня игнорировали. Потом выразили маленькую заинтересованность, за которую я зацепилась и пошла дальше писать. Выручил нетворкинг, модное слово: в администрации работает отец моего друга, я просила его помочь. Мама писала однокласснику, чтобы он тоже узнал, к кому можно обратиться. Так мы общими усилиями устроили телефонный разговор с начальником всего городского транспорта.
За время переговоров сотрудники менялись уже трижды: кто-то ушёл, кого-то назначили. Приходилось заново объяснять новым людям, кто я такая и почему со мной нужно говорить. Прошёл год, и наконец мы собираемся заключить договор на создание транспортной схемы и навигации, и даже за деньги.
Я поначалу хотела отдать схему бесплатно. Но умные люди подсказали, что так нельзя. Не только потому, что на схему ушло несколько лет моей жизни, но и потому, что бесплатное не имеет ценности.
За работу нужно просить деньги
Договор — это вложенные деньги, за которые городской администрации нужно отчитаться, значит, эта схема будет важна не только мне. А за бесплатное никто не отвечает. Поэтому за работу нужно просить деньги. Я попросила, получила согласие, хоть и очень удивилась.
Ты смогла договориться с городскими властями. Как такого результата добиться?
Не бояться писать в нужную госструктуру. Самое страшное, что можете получить — отказ. За обращения не наказывают. Люди, пишите, звоните, ищите знакомых и контакты — ничего страшного не случится!
Проявлять настойчивость. Я просто звонила миллион раз и задалбывала.
Приготовиться, что всё очень долго. Если вы хотите чего-то добиться от госструктур или больших компаний, будьте готовы, что всё бесконечно долго. Про вас будут забывать, вас будут игнорировать и вам придётся рассказывать одно и то же много раз.
Говорить на языке их пользы. Я не до конца понимала, в чём для них может состоять польза. Обосновала так: это классный проект — красивая транспортная схема для туристов создаст приятное впечатление о городе.
Не договариваться на словах. Если есть возможность подписать бумажку — вообще любую — это нужно делать. Сделай я это сразу, моя схема уже висела бы в городе. Бумаги важны.
Настроиться, что будете всё делать сами: писать коммерческое предложение, техническое задание, разбираться со способами оплаты и актами выполненных работ.
Идти на очную встречу, если процесс тормозится. Сотрудники органов власти сидят в офисах и ходят на работу, удалённое общение по рабочим вопросам для них всё ещё непривычно. Если всё застопорилось, идите к ним на совещание или заседание.
Школа мне помогла в переговорах и научила не бояться общения. Я сначала не понимала, как переговоры и отношения связаны с дизайном. А оказалось, что очень тесно связаны. Например, решила потравить леску, сказать сотруднику департамента: «Моя схема уже готова, но вы можете кого-то другого нанять, чтобы вам схему сделали». И как-то сразу переговоры активизировались.
Какой должна быть хорошая транспортная схема?
Хорошая транспортная схема просто и интуитивно понятно объясняет, как перемещаться по городу, как связаны разные виды транспорта. Это сложная задача: схема должна быть правдивой, последовательной в выборе графических приёмов, в меру детальной и эстетически привлекательной.