Юлия Владимирова‑Демерт. Шеф‑редактор — это главред на минималках

Юлия Владимирова‑Демерт Шеф‑редактор — это главред на минималках

Шеф-редактор «Шиподёра» рассказала, как на цели компании работают обычные редакторы, когда можно не писать понимание задачи, и какие рилсы не заходят пользователям.

«Шиподёр» — это медиа для флористов. Его делает «Посифлора» — компания, которая разрабатывает одноимённую программу для автоматизации бизнеса в цветочных магазинах.

Во время учёбы в Школе редакторов Юлия начала работать редактором в блоге «Посифлоры». А когда в конце 2023 года у компании появилось своё бренд-медиа, ей доверили возглавить его.

Тебя назначили шеф-редактором «Шиподёра», потому что ты была классным редактором в «Посифлоре» — проявляла инициативу и предлагала идеи. Можешь привести пример?

В редакции блога «Посифлоры» мы придумали рубрику «Дневник флориста», и я хотела взяться за неё. Обычно редакторы в «Посифлоре» берут свободные темы и пишут статьи. Вот только в формате дневника мы ни разу не писали, сначала нужно было продумать понимание задачи.

Я не пошла к главреду за готовым решением, а захотела разобраться в задаче сама. Расписала цель рубрики, формат дневников, какие будут герои, почему флористы и владельцы цветочных магазинов захотят делать с нами эти дневники.

Когда начали делать рубрику, я поняла, где мы запинаемся, и дополнила понимание. Например, прежде чем писать дневник, нужно провести предварительное интервью с героем. Это помогает погрузиться в контекст и понять, какие дополнительные вопросы задать, чтобы дневник получился содержательным.

Кусочек понимания задачи по «Дневнику флориста». Полезное действие рубрики — поддержать флористов. Их работа состоит из сложных клиентов и рутины, а не из творчества и полёта фантазии. Дневники показывают флористу, что он не один в этом варится

Ещё предлагала изменения в работе редакции. Я хотела сделать пост для одной из рубрик блога и поняла, что не знаю, какие материалы по этой теме у нас уже есть. Тогда я предложила собрать всё написанное по теме и сложить в одном месте. Чтобы любой редактор мог зайти в Трелло и увидеть, что уже написано, а какие темы мы пока не освещали.

Ты строила «Шиподёр» практически с нуля. Расскажи, за что взялась в первую очередь, когда стала шеф-редактором бренд-медиа?

Я делала много всего сразу. Сначала созвонились с главредом. Обсудили, что нужно сделать, как это глобально влияет на цели компании. Было много работы: делать понимание задачи по сайту, писать материалы, чтобы к старту сайт был уже хорошо наполнен, настраивать SEO и давать обратную связь дизайнерам. Также нужно было разрабатывать контент-план в целом и создавать контент для уже существующих соцсетей. Ещё я нанимала редакторов. Не было такого, что я решала вопросы по порядку. Сразу был большой пул задач.

У шеф-редактора больше менеджерских задач или работы руками?

Я отвечаю за «Шиподёр» как за полноценный продукт. Главред «Посифлоры» в курсе всего, что происходит с «Шиподёром». Наше медиа — один из продуктов компании, мы не существуем отдельно. Но все вопросы по работе «Шиподёра» — ко мне. Можно сказать, что в «Посифлоре» шеф-редактор продукта — это главред на минималках.

У меня сейчас одна большая цель — наращивать вокруг «Шиподёра» сообщество флористов. У неё есть ключевые показатели по трафику и числу подписчиков в соцсетях. Я к ним иду. Не важно, как я буду при этом распределять задачи внутри команды. Могу сама писать для какой-то рубрики, а могу больше менеджерскими задачами заниматься. Если кто-то заболел или все редакторы заняты, то я пишу сама.

Хотя это тоже менеджерское решение: сделать самому или делегировать. Шеф-редактор может строить работу, как ему удобнее. Главное, чтобы всё работало.

Главное, чтобы всё работало

Чем именно ты сейчас занимаешься в редакции?

Я разрабатываю стратегии, составляю контент-план и собираю идеи для контента. Также я нанимаю редакторов и провожу онбординг. По найму советуюсь с главредом, но в должность ввожу самостоятельно.

Наш главред следит, чтобы шеф-редакторы брали адекватную нагрузку. Мы работаем по недельным спринтам: встречаемся каждую неделю и ставим цели, проговариваем, какой результат хотим получить.

Созвон с редакцией «Шиподёра». Коллеги шутят, что теперь плохие новости им сообщает дракоша

Я еженедельно созваниваюсь со своими редакторами. Мы обсуждаем вопросы и цели, распределяем нагрузку. Я тоже слежу за её адекватностью. Желательно, чтобы редактор не брал в работу больше одной статьи для сайта. Нужно сначала закрыть одну статью или хотя бы довести её до этапа корректуры, а потом брать следующую. Когда мы пишем несколько статей одновременно, внимание рассеивается. Человек набирает кучу задач, а в итоге не может их сделать. Параллельно со статьёй можно делать ресайзы, но тема должна быть одна.

В чем нужно разобраться человеку, который хочет стать шеф-редактором?

В себе. В первую очередь нужно понять, зачем быть шеф-редактором. Часто бывает, что человек не разобрался, что на самом деле ему нужно. Может, лучшим решением для него будет развиваться линейно и стать офигенным автором. Таких авторов мало, и им много платят. Можно спокойно стать таким и всё время создавать контент, а не идти в руководство.

В управлении проектами. Сюда входят и руководство, и найм сотрудников. В целом, управление проектами — это про реализацию целей. Шеф-редактор должен взять проект и сделать так, чтобы он работал на цели компании.

Наш главный редактор, Ирина Ильяхова, и руководитель агентства контент-маркетинга, Семён Иноземцев, создали «Клуб главредов», чтобы помогать руководителям редакций становиться круче. Благодаря этому клубу я прокачиваюсь в управлении проектами по мере работы в «Шиподёре». Мне кажется, классно учиться управлять именно во время работы над проектом. Например, шеф-редактору нужно разобраться с мотивацией команды. Он идёт с этим вопросом в закрытый клуб главредов, получает совет и пишет план развития на месяц. Допустим, в этом месяце он изучает, как мотивировать команду. А потом внедряет какие-то фишки в своей редакции.

В маркетинге. Полезно понимать хотя бы на базовом уровне, как сделать так, чтобы люди узнавали о твоих материалах. Классно, когда есть маркетолог, и вы работаете в связке. Но бывает, что в проекте маркетолога нет, и шеф-редактор сам занимается дистрибуцией.

В редактуре и визуальном повествовании. Это база любого редактора. Хотя текст и визуальное повествование не основное, чем придётся заниматься.

Понимание задачи — важный этап редакторской работы. Как ты его составляешь?

Когда я берусь за новый формат или тему, по которым нет процесса и понимания задачи, то продумываю ключевые моменты — хотя бы в голове. Я должна представить, как это будет работать на наши цели, какое будет полезное действие. Если у меня есть ответы на эти вопросы, я могу не расписывать всё подробно, а идти и делать.

Если редактор-новичок берётся за рубрику, у которой нет понимания задачи, то понимание разработаю я. Так новому человеку будет легче работать. Бывает, что редактор предлагает идею, которая тянет на новую рубрику. Тогда я прошу его самого подготовить понимание.

У меня есть инструкция, что должно быть описано в понимании задачи. Но бывает и так, что мы сразу начинаем воплощать идею и разбираемся с задачей по ходу. Например, мы договорились с экспертом, и он уже ждёт. Некогда писать, надо идти и делать.

Не всегда нужно писать полноценное понимание задачи с самого начала. Иногда достаточно небольшой заметки, чтобы клиенту, редакторам и шеф-редактору было понятно, что предстоит делать. Потом эту заметку можно наполнить деталями, которые вы нашли, пока пробовали формат.

Какие базовые пункты железно должны быть в понимании задачи?

  1. Что делаем и в каком формате.
  2. Чем рубрика полезна читателю.
  3. Как рубрика будет работать на нашу цель.
  4. Как оценивать результат, какой результат считать успехом.
  5. Как создавать материал для рубрики.

Как вы ставите цели в редакции?

У нас есть стратегия на год. Мы вынимаем из неё отдельные задачи и дробим их на кварталы, месяцы и недели. Цели на недельный спринт должны отвечать задаче, которую мы сейчас решаем. Тогда за неделю мы уже получим какой-то бизнес-результат.

Кажется, ну какой бизнес-результат за неделю. Подкаст, например, так быстро не запустить. Но если поставить квартальную цель запустить подкаст, то целью первой недели будет сделать понимание задачи и согласовать с клиентом. Согласованное понимание задачи уже можно считать бизнес-результатом, потому что это один из этапов, который приведёт нас к подкасту.

Цели на спринт мы ставим в эксельке. Потом я под эти цели подбираю редакторские задачи. Их ставим в Кайтене на доске с материалами редакции, и отмечаем там статусы. Это не идеальная система, но нам так удобно. Свои задачи на спринт я тоже ставлю в Эксель, а потом переписываю их в Кайтен.

Пример эксельки с нашими целями на недельный спринт

Что значит на практике «работать на цели компании»?

Цели бизнеса устанавливает клиент. Он разрабатывает для компании план на год и спускает его нам. Мы составляем стратегию, как наша редакция поможет компании клиента к этим целям прийти. Планируем, какие будут рубрики и форматы, каких экспертов привлечь.

Дальше шеф-редакторы разрабатывают стратегии по своим направлениям. Эти стратегии тоже заточены на цели компании. Даже когда мы запускаем новую рубрику в соцсетях, всегда думаем, как она соотносится с целями нашего медиа и задачами бизнеса. Любой в редакции, кто хочет предложить новую рубрику, должен описать, как она поможет достижению целей.

Предположим, компании нужно определённое число продаж в год. Потенциальный покупатель попадает в блог. Здесь редакция может привести компании лиды или прелиды. Например, человек прочитает статью и кликнет на баннер, ведущий на товар компании. Человек познакомится с товаром и оставит заявку, чтобы ему перезвонили. Вот заявка — это лид. Лиды ещё называют «горячими контактами». Люди, которые их оставили, уже заинтересованы в продукте. Прелид — холодный контакт. Например, человек ещё не успел заинтересоваться продуктом компании, но дал свою почту, чтобы получить гайд или другой полезный материал.

Редакция может привлечь в блог больше людей, показать материалы, которые им понравятся и вызовут доверие к компании и её блогу. Может расставить классные баннеры, чтобы люди на этом доверии переходили на сайт клиента. А дальше уже работа отдела продаж. Этот пример подойдёт ко многим редакциям.

Когда запускаем новую рубрику, думаем, как она соотносится с целями медиа и задачами бизнеса

Для чего обычному редактору знать о целях медиа?

Наши редакторы знают обо всех целях «Шиподёра». Они в курсе всего, что мы делаем, и понимают, как количество статей повлияет на нашу финальную цель. Но люди разные. У кого-то горят глаза, и он хочет делать больше и быстрее. Такой редактор чувствует свой вклад, и ему важно не просто писать статьи, а влиять на цели, которые мы поставили. А некоторые ребята просто хорошо делают свою работу, но глаза у них не горят. Такие у нас тоже есть, и к ним нет никаких претензий.

Мне нравится вовлекать редакторов во все процессы

Как редакторы «Шиподёра» узнают о целях?

Я встречаюсь с главредом и шеф-редакторами других направлений в «Посифлоре». Также я на связи с отделом маркетинга и директором компании. Всё, что узнаю, я рассказываю своим редакторам на еженедельных созвонах. Я доношу все новости и цели нашего медиа. Когда разрабатывали стратегию на этот год, мы её тоже показали редакторам, чтобы они были в курсе, на что они влияют, работая в нашей редакции.

Мне очень нравится вовлекать редакторов во все процессы. В мозговой штурм, в том числе. Мы собираемся с ребятами и придумываем темы и рубрики. Недавно запускали подкаст и так же вместе думали, что можем сделать за короткий срок, чтобы было классно.

Я стараюсь помогать редакторам расти. Для этого провожу с каждым встречи один на один раз в месяц. Например, нам нужно развивать формат видео. Я говорю редактору, который работает с соцсетями, что нужно делать видео быстрее и создавать классный контент. Предлагаю пройти курс или посмотреть вебинар по теме. Иногда я сама спрашиваю редактора, какие он хочет освоить форматы и наработать компетенции.

Круче всего, когда человек действует сам: приходит и говорит, что хочет отвечать за рубрику или научиться писать гайды. Редактор самостоятельно наметил себе путь и понимает, в чём ему нужно развиваться. Его не приходится тащить. С такими ребятами комфортнее всего. Они готовятся к встречам по плану роста и просят моей помощи, из них не нужно ничего вытягивать.

Это была встреча один на один по плану роста. Я в какой-то момент встала с кресла, а там — гусь

На какие цели работает «Шиподёр»?

Всё, что мы делаем в редакции, в конечном итоге заточено на продажи. Но цель в продажах мы себе поставить не можем, потому что они зависят не только от нас. Мы можем привести лиды, но закрывать с них сделки будет продажник, а не мы.

В «Шиподёре» мы проверяем гипотезу — сможем ли через флористов дотянуться до владельцев цветочных магазинов, до которых «Посифлора» не дотягивалась раньше. А для этого нужно сначала дотянуться до самих флористов. Поэтому мы и создали «Шиподёр» — отдельное медиа, которое собирает вокруг себя флористов. Сейчас мы растим сообщество, чтобы у нас было влияние на флористический рынок. Поэтому основная цель медиа — вырасти по трафику на сайте и набрать подписчиков в соцсетях.

Как сообщество вокруг «Шиподёра» приведёт к целям компании?

Есть несколько сценариев. Например, флорист принимает поставку в цветочном магазине и записывает плохие цветы в тетрадку. Это неудобно: тетрадка потеряется и всё, нет цифр по списаниям. Если этот флорист читает «Шиподёр», то узнает, что существует программа «Посифлора», в которой легко и быстро можно фиксировать всё по поставке. Флорист расскажет о «Посифлоре» владельцу цветочного, и тот купит у нас программу. Это один из сценариев.

Ещё есть флористы, которые планируют в будущем открыть цветочный магазин. В «Шиподёре» они наткнутся пару раз на «Посифлору», и потом, когда начнут свой бизнес, вспомнят про нашу программу.

Мы должны встроиться в инфополе флористов через «Шиподёр» и посеять в их головах мысль о том, что «Посифлора» классная. Для этого мы и собираем вокруг себя сообщество.

Ты пошла учиться делать рилсы. Как они работают на цель вашего медиа?

На рилсы приходит много новых подписчиков. Но мы запустили рилсы только в марте 2024 года, поэтому ситуация с ними пока непонятная. То они залетают, то нет. Бывает, смотрим, какой рилс понравился пользователям, пытаемся сделать такой же, а он не заходит. Поэтому рилсов нужно делать много.

Сейчас у нас стабильно выходит по три рилса в неделю. Количество контента — как раз тот показатель, за который я отвечаю. А вот по росту пока нельзя сделать точный прогноз. Текущий результат нас не устраивает, поэтому мы думаем, как наращивать подписчиков быстрее.

Как спрогнозировать рост подписчиков?

Прогнозы можно строить, если запустили рекламу. Мы сделали так в Телеграме. Я знаю стоимость подписчика, и сколько мы потратили на кампанию. Поэтому могу рассчитать, сколько нужно денег, чтобы вырасти на определенное количество человек в следующем месяце. Но пока мы только пробуем рекламу. Наша основная цель — расти органически.

Хочу построить сообщество так, чтобы флористам было классно

Каких навыков тебе сейчас не хватает?

Я хочу уметь строить сообщества. Научиться именно стратегии их построения. С кем сотрудничать, кого и зачем привлекать, какие форматы использовать. Хочу построить наше сообщество так, чтобы флористам было классно. Чтобы они каждый день открывали «Шиподёр», хотели нас обнять и зацеловать.

«Шиподёр» заботится о флористах, а они отвечают ему любовью

Ещё мне хотелось бы быстрее писать, но тут, кроме практики, ничего не поможет. Я смотрела видео, где Максим Ильяхов рассказывал, что у него в журнале «Код» был всего один автор. И этот автор выдавал по статье в день. Я подумала: «Вау, как круто! Я тоже хочу, чтобы у меня были такие темпы».