Таня Гордеева. Я за фриланс

Таня Гордеева Я за фриланс

Графический дизайнер, бывший арт-директор глянцевого журнала «Атмосфера», основатель школы «Белка-дизайн» рассказала, чем фриланс лучше офиса, какие навыки нужно прокачивать новичку и что делать, чтобы клиенты приходили сами.

Как ты пришла в дизайн?

Не сразу. Мой путь начался с уголовного права — по первому образованию я юрист. Классическая история: мне с детства нравилось рисовать, делать аппликации, творить, и я хотела поступать в художественный институт, но родители были против. Они говорили, что буду голодная и холодная рисовать пакеты для молока. Теперь вспоминаем это и смеёмся с мамой: знала бы она тогда, сколько стоит сейчас сделать дизайн для пакета молока.

Но мне сказали выбрать нормальную профессию, и я пошла на юрфак. Отучилась пять лет и поняла, что никогда не буду этим заниматься. После юрфака была пара лет скитаний: я работала в ивент-агентстве, в ресторанном бизнесе, пробовала разное, пока не поняла, что хочу заниматься дизайном. Тогда я поступила в МГУ на отделение дизайна факультета журналистики. Когда закончила обучение, сразу попала в журнал «Харперс базар».

Расскажи о своей карьере

В «Харперс базар» я работала дизайнером в отделе рекламы. Делала дизайн для рекламных макетов, периодически верстала полосы самого издания. «Харперс базар» был одним из самых крупных глянцевых изданий в России, поэтому там были жёсткие требования. Это стало для меня хорошей школой. Но через год я поняла, что такая работа не для меня. Мне было сложно работать в команде из двадцати человек с многоэтажной структурой руководства, и я ушла на фриланс.

Тогда с фрилансом у меня не сложилось: я не знала, как общаться с клиентами, где брать заказы, у меня были микроскопические цены. Если клиент спрашивал: «Почему так дорого?» — я снижала цену или делала бесплатно, потому что боялась потерять заказ. Так работала года полтора. Не бросала, хотя было тяжело, и продолжала собирать портфолио.

Потом я пришла в журнал «Атмосфера», меня сразу приняли на должность арт-директора, потому что руководство впечатлили мои навыки и портфолио. А благодаря «Харперс базар» у меня был вкус и понимание, как должен выглядеть глянцевый журнал.

Как арт-директор я разрабатывала всю концепцию журнала, начиная с визуала обложки и заканчивая подбором шрифтов и иллюстраций. Также я занималась организацией съёмок: придумывала концепцию, собирала мудборд, планировала локации и образы для героинь в команде со стилистом и фотографом.

Я была арт-директором «Атмосферы» с февраля 2014 по март этого года. Сейчас я завершила карьеру в офисе и полностью перешла на фриланс.

Обложка журнала Атмосфера

Обложка — самое важное, из-за неё человек принимает решение, покупать
журнал или нет. Основных правил три. Первое — взгляд героини в кадр,
чтобы создать иллюзию зрительного контакта и привлечь больше внимания.
Второе правило — логотип не должен быть закрыт более чем на ⅓. Третье —
самый важный текст должен читаться с расстояния в метр-полтора, т.к. витрина
обычно находится на расстоянии от покупателей

Почему ты решила уйти из журнала?

Я за фриланс. Мне не нравится зависеть от других людей и подстраивать свой график под них. Это при том что после пандемии я работала удалённо, в офисе присутствовала один день в неделю и дополнительно три дня в месяц, когда мы готовили номер в печать. Но даже такой формат начал меня напрягать.

У работы в офисе есть ещё два серьёзных недостатка: отсутствие выбора и потолок. В любой компании есть концепция, и сотрудники работают в её рамках месяц за месяцем. Даже если арт-директор сам создал эту концепцию, он тоже должен следовать установленным правилам. Вы не можете выбирать, какую именно работу вы хотите делать: делаете то, что нужно компании, независимо от того, нравится вам это или нет. Если не нравится, вы не можете отказаться, но можете уйти.

Как правило, в офисе дизайнер быстро достигает потолка. Дальше развиваться некуда. Если человек амбициозный, то сидеть на месте и делать одно и то же ему быстро надоест. Почти все дизайнеры, которых я знаю, начинали в офисе, но ушли на фриланс. Там интереснее и больше драйва. Там совсем другая история.

Таня Гордеева со съёмочной командой редакции «Атмосфера»

Таня Гордеева со съёмочной командой редакции «Атмосфера». Фото сделано во время съёмки обложки мартовского номера журнала

Кому подойдёт работа в компании?

Когда работаешь дизайнером в компании, нет необходимости искать заказы. Просто делаешь работу, которую дают, и получаешь за это зарплату. Можно не беспокоиться, что останешься без денег. Конечно, могут уволить, компания может закрыться, но всё равно есть ощущение стабильности.

Это хорошо для новичков, когда надо поднатореть, посмотреть на других. Особенно здорово, если работаешь под руководством опытного дизайнера. Всегда есть у кого спросить, чему поучиться.

Работа в компании подойдёт для интровертов, которые не хотят общаться с новыми людьми. На фрилансе приходится вести переговоры с разными заказчиками, и иногда нужно проявлять чудеса коммуникации, чтобы добиться подходящих условий работы.

Некоторым людям просто комфортнее работать в офисе. Есть дизайнеры, которые десятилетиями работают в одном месте, и их всё устраивает. Это нормально.
Если дизайнер не уверен в своих силах или не готов к фрилансу, ему спокойнее будет работать в компании.

Можно ли подготовиться к фрилансу?

Да, для этого нужно проработать четыре момента. Для работы на фрилансе дизайнеру нужны дизайнерские навыки или хард-скилы, а также продающее портфолио, умение общаться с клиентами и понимание, что он делает и зачем.

Хард-скилы прокачивать обязательно. «Я художник, я так вижу» — не прокатит. Дизайн — это не художественная деятельность, как бы нам того ни хотелось. Нужно пройти обучение, чтобы разбираться в основах дизайна. Это минимум.

Коммерческий дизайн основывается на психологии, точнее, на том, как мы воспринимаем окружающий мир глазами. Нужно понимать, как это работает и как это использовать в дизайне. Сейчас много курсов, где можно освоить базис. Это не только даст возможность делать нормальный дизайн, но и повысит самоценность. Когда понимаешь, что делаешь, можно договориться почти с любым клиентом, объяснить, почему сделал так, а не иначе.

Портфолио — это единственное, что продаёт дизайнера на фрилансе. Если его нет, нужно сделать. Без портфолио на фрилансе делать нечего. Моё портфолио размещено на Бехансе, и у меня нет проблем с поиском заказчиков. Я никого не ищу, клиенты стабильным потоком идут сами. Они смотрят мои кейсы, потом пишут мне в Телеграм, предлагая работу. У меня с клиентами почти всегда складываются долгоиграющие отношения, многие возвращаются с новыми заказами.

Когда заказчики ищут дизайнеров на Бехансе, они просматривают кейсы и выбирают тех, у кого всё круто оформлено и разжёвано. Нужно показать не только, что умеешь делать красивые картинки, но и почему делаешь именно так.

Кейсе на Бехансе Тани Гордеевой

В кейсе на Бехансе Таня показывает и объясняет, как решила задачу заказчика: создать стильный и минималистичный дизайн для линейки альгинатных масок, чтобы привлечь покупательниц из подходящей целевой аудитории

Умение общаться с клиентами крайне важно. Любой дизайнер должен уметь аргументировать свою позицию и называть цену.

Аргументировать свою позицию нужно, чтобы создавать хороший дизайн, а не просто делать, что сказали. Дизайнер — равноправный участник бизнес-процессов. Это не руки без головы и не оператор Фотошопа. Важно понимать это и ощущать себя профессионалом. Клиент приходит к дизайнеру за помощью, чтобы тот помог ему продать товары, прорекламировать услуги, позиционировать компанию. Поэтому важно уметь донести свою позицию, а не просто соглашаться с клиентом и делать потными ладошками то, что он сказал.

Называть цену на свои услуги боятся многие дизайнеры. Это настоящая боль для новичков, которые не уверены в своих навыках, и тех, у кого нет портфолио. Когда они слышат вопрос: «Почему так дорого?» — сразу предлагают скидку или даже делают работу бесплатно, лишь бы не потерять клиента. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно прокачивать хард-скилы и навыки переговоров.

Понимание, что вы делаете и зачем, необходимо, чтобы добиться успеха. Если вы не понимаете, зачем стали дизайнером, вряд ли сможете добиться чего-то значительного в профессии. «Надо кушать» — недостаточный аргумент. Лучше ставить себе амбициозные цели и достигать их. Цель может быть финансовой. Например, заработать за год миллион. Тогда вы не ждёте, когда он свалится на голову, а работаете над этим каждый день. В месяц придётся зарабатывать 100 тысяч, а в день — 3 тысячи рублей. Если сегодня не получилось, завтра нужно заработать 6 тысяч рублей.

Проблема в том, что многие дизайнеры воспринимают дизайн как хобби, даже если у них нет других источников дохода. Они не могут избавиться от ощущения, что занимаются баловством: просто делают картинки и продают их. Им стыдно брать деньги за «баловство». Такие дизайнеры занимаются обесцениванием себя и не могут нормально зарабатывать. А нужно помнить, что это обычная работа. И если она выполнена хорошо, то может принести вашему клиенту большие деньги.

Для фриланса дизайнеру нужны дизайнерские навыки, продающее портфолио, умение общаться с клиентами и понимание, что он делает и зачем

Какие из этих моментов наиболее важные?

Все моменты важны. Дизайнер, который уходит на фриланс, должен прокачать хард-скилы, сделать портфолио, научиться вести переговоры и понимать, зачем он всё это делает. В противном случае он будет работать 24/7, делать заказы по 500 рублей, выгорать и сидеть на антидепрессантах. Никакого удовольствия от работы он не получит, и денег тоже, потому что к нему будут приходить клиенты, которые хотят подешевле и выносят мозг.

Когда у вас хорошее портфолио и вы уверенно ведёте переговоры, заказчики будут готовы платить за вашу работу. «Почему так дорого?» — обычно спрашивают клиенты, которые действительно не понимают, за что нужно платить. Если у человека портфолио так себе, на переговорах он не может нормально аргументировать свою позицию, но называет среднюю рыночную цену или выше средней, у заказчика возникает диссонанс. Это как прийти на рынок за фальшивой сумкой Дольче-габана и услышать цену, как у оригинала.

Дизайн — это система. Как бы дизайнеру ни хотелось быть свободным художником, без системы он не сможет зарабатывать деньги. Поэтому важно проработать все моменты, о которых я говорила. А начать нужно с хард-скилов.

На каких дизайнерских навыках стоит сосредоточиться в первую очередь?

Нужно знать основы дизайна и программы, которые пригодятся в работе. Дизайн строится на трёх китах: композиции, типографике и колористике. Это необходимый минимум для любого направления дизайна. Композиция — это то, как расположены объекты в макете и почему они так расположены. Типографика — работа со шрифтами. Колористика — сочетание цветов.

Типографика, пожалуй, самая сложная из этих дисциплин. Это кропотливая работа. Каким бы классным ни был макет, его будет трудно читать, если дизайнер ошибся со шрифтом. Я в дизайне почти 12 лет и до сих пор иногда сомневаюсь, правильный ли шрифт подобрала. На начальном этапе типографику нужно понимать хотя бы в минимальном виде: что такое шрифты с засечками, шрифты без засечек, когда применять те и другие. Также важно следить за «воздухом» — отступами в макете.

Композицию, типографику и колористику дизайнер должен знать как «Отче наш», ориентироваться на знания, а не просто на свой вкус. Тогда он сможет объяснить клиенту, почему дизайн выглядит именно так, а не иначе.

Кейсе Татьяны Гордеевой по редизайну обложек для маркетплейсов

В кейсе по редизайну обложек альгинатных масок Таня объясняет, почему использует именно такие шрифты, цвета и расположение элементов

Интересно, что люди часто нативно делают правильно. Всё потому, что колористика, типографика, композиция основаны на гештальтпсихологии. Например, если взять три белых шарика и один зелёный, зритель будет смотреть на зелёный. Мы обращаем внимание на то, что отличается. Так работает наше восприятие. Если нужно добиться, чтобы люди смотрели на определённое место в макете, его можно выделить, например, цветом. Это нужно понимать и использовать в работе.

Кроме основ дизайна, нужно освоить софт. Тут надо учитывать, каким направлением дизайнер хочет заниматься, и в зависимости от этого подбирать редактор:

для веб-дизайна — Фигма,

для графического дизайна — Фотошоп и Иллюстратор,

для многостраничных изданий — Индизайн,

для анимации — Фотошоп и Афтер-эффектс,

для 3Д-дизайна — Синема-4Д и 3Д-макс.

Есть правило, которое поможет новичкам делать хороший дизайн?

Да, основное правило дизайна — всегда действовать от минимума. Есть принцип «бритвы Оккама», он звучит так: «Не нужно множить сущности без необходимости». Это значит, не нужно плодить лишнего в макете.

Новички боятся белого листа, поэтому стремятся заполнить его максимально, не оставляя воздуха. С воздухом тяжело работать.

Когда я училась на журфаке, у нас были упражнения по вёрстке макета, как в швейцарском дизайне. Нужно было сделать красивый макет, используя только текст. Когда научишься делать это, то начинаешь понимать, как работает формат, и сделать красивый макет с разными объектами становится проще.

Швейцарский дизайн

Пример швейцарской типографики. «Новая графика», издательство Ларса Мюллера. В примере шрифт помогает передавать информацию и задаёт ритм

Сколько нужно учиться, прежде чем начать брать заказы?

Новички иногда застревают на стадии обучения, потому что думают: «Сейчас научусь всему, а потом начну брать заказы». Такая система не работает. Пока вы только учитесь, материал не усваивается.

За 2—3 месяца невозможно освоить профессию дизайнера в идеале. На это уйдёт несколько лет. Но если просто учиться, то ничего не получится. Нет применения — нет усвоения. Нужно понять основу, начать работать и в процессе практики повышать, повышать и повышать свой уровень.

Нужно ли следить за трендами в дизайне?

Следить нужно, но не нужно следовать им слепо. Некоторые дизайнеры ловят каждый тренд и применяют его везде, где надо и не надо. Это неправильно, нужно фильтровать и брать только то, что нужно для работы. Некоторые тренды сегодня есть, а завтра их не будет. А другие повторяются из года в год и никуда не денутся.

Нужно учитывать направление дизайна, в котором вы работаете. Например, в веб-дизайне постоянно появляются модные штучки. Заказчики часто просят сделать креативный модный сайт. Поэтому здесь следить за трендами обязательно.

Ещё один важный момент — с какими заказчиками вы работаете. Если делаете фирменный стиль для мясокомбината или сталелитейного завода, модные тренды не понадобятся. А если работаете с блогерами и инфлюенсерами — нужно быть в курсе последних веяний в дизайне.

И есть вещи, которые не меняются. Например, реклама Роллс-ройса всегда будет консервативной, дорогой, красивой. Она будет выглядеть примерно одинаково, как 40 лет назад, так и сейчас.

Следить за трендами в дизайне нужно, но не нужно следовать им слепо

Где дизайнеру подсматривать тренды?

Нет какого-то одного ресурса, где были бы собраны актуальные тренды и всё было бы разжёвано и в рот положено. Нужно искать и самим разбираться, где тренд, а где уже нет. При поиске нужно отталкиваться от того направления, которым вы занимаетесь или хотите заниматься.

Могу порекомендовать Беханс и Дрибл. На Бехансе лучше смотреть работы иностранных дизайнеров, потому что в российском сегменте визуализация обычно хуже. Тут дизайнеры выкладывают свои работы в виде кейсов, то есть сопровождают их текстовым описанием. В этом как раз основное отличие Беханс от Дрибла. На Дрибле публикуют классные шоты — картинки из проектов.

Тренды можно подсматривать у ведущих дизайн-студий мира. Делается это просто: выбираете интересное вам направление, например брендинг, идёте в Гугл. Забиваете в поиск: «топ 20 брендинговых агентств мира». Смотрите рейтинги и по ссылкам проваливаетесь на сайты агентств. На их сайтах можно почерпнуть много информации: что сейчас модно, как это сделать и где можно применить. Та же история с другими направлениями: веб-дизайном, шрифтами и так далее.

На сайте «Тэглайн-ру» представлены российские компании по разным направлениям бизнеса, в том числе и в сфере дизайна. Тут можно посмотреть топовые студии России, перейти на их сайты и ознакомиться с кейсами.

Если ниша существует многие годы, например, дизайн фирменных стилей, можно найти много интересных работ. Просто ходите по сайтам и ловите идеи, инсайты, тренды. Если ниша молодая, найти хорошие работы в интернете будет сложно. Например, сейчас у меня основное направление — дизайн карточек для маркетплейсов. В России очень мало дизайнеров делают хорошую инфографику для маркетплейсов, поэтому нет ресурсов, которые могу порекомендовать. Это направление дизайна начало активно развиваться только пару лет назад, когда из-за пандемии произошёл скачок в развитии Озона и Вайлдберриз. Пока хорошие работы исчисляются десятками. Про большинство карточек товаров мои ученики говорят: «Миксер мне в глаза».

Расскажи подробнее, чем ты занимаешься на фрилансе

В основном я разрабатываю дизайн карточек для маркетплейсов. Мне интересно это направление, и я хорошо на нём зарабатываю. Многие дизайнеры считают, что платят за карточки копейки, но это не так. Нужно правильно позиционировать свои услуги, тогда будут приходить подходящие клиенты. Например, у меня в портфолио выложены проекты по дорогой косметике и ювелирным украшениям. Таких заказчиков устраивают мои цены, и они готовы платить. А люди, которым надо продать, например лопату, ко мне не обращаются.

Создание карточек для маркетплейсов — перспективная ниша, потому что маркетплейсы и дальше будут развиваться. А значит, будут нужны дизайнеры. Поэтому в прошлом году я создала курс по разработке карточек для маркетплейсов, а сейчас запустила второй поток.

Карточки для маркетплейсов Татьяны Гордеевой

Карточки для маркетплейсов я проектирую в Фигме. Это универсальный редактор.
Для печатной продукции он не подходит, зато для просмотра на экране можно делать всё что угодно

Это твой первый опыт обучения дизайнеров?

Нет, я обучаю с 2019 года. Всё началось с блога в Инстаграме, бесплатного мастер-класса и мини-курса. Потом я сделала двухмесячный курс про базу дизайна. Ученикам курс понравился, но я поняла, что знания базы недостаточно, чтобы стать успешным дизайнером. Нужны портфолио, навыки переговоров, цели — то, о чём я говорила. Так я пришла к мысли о комплексном обучении. Два раза я проводила наставничество, потом основала школу. Сейчас готовлю большой курс на 6—8 месяцев. Скорее всего, он будет для дизайнеров-фрилансеров.

У меня есть каналы: на Ютубе и в Телеграме. Там я рассказываю о своей работе, делюсь идеями, провожу аудит портфолио для желающих, показываю, как делать редизайн карточек. На Ютубе выложены мои уроки по базе дизайна.

Ты собираешься полностью уйти в обучение?

Нет, я считаю, что тренер должен быть играющим. То есть если ты обучаешь дизайну, то должен заниматься дизайном сам. Иначе ты ничему не сможешь научить людей, если сам общался с клиентами 10 лет назад и уже не понимаешь, как делать классный дизайн.

У меня два направления деятельности: работа дизайнером на фрилансе и развитие моей школы дизайна. В этих направлениях я и планирую развиваться дальше.