Главный редактор и основатель канала «Дайджест копирайтера» о преподавании, UX-писателях и о том, как бесплатные статьи помогают в карьере.
Ты недавно уволилась из «Скиллбокса», где работала редактором направления «маркетинг». Где ты теперь?
В последний месяц работы в «Скиллбоксе» меня согласовали на должность шеф-редактора, но я всё равно ушла. Не потому что было плохо — совсем нет: коллектив — огонь, лучший за всю мою карьеру, задачи интересные, и продукты их я нежно люблю, сама студент нескольких курсов. Просто я немного подвыгорела и хотелось других проектов, других задач.
Морально не смогла расстаться с ними, теперь пишу колонки в журнал. Начинала с маркетинговых, хочу переключиться на UX-дизайн и тексты.
В феврале я пришла в Skyeng развивать UX-экспертизу — стала фултайм UX-редактором. Раньше совмещала продуктовые задачи и UX. Занимаюсь выстраиванием процессов и работой с лендингами, образовательной платформой, мобильными приложениями.
Образование — реальный челлендж, сложно и интересно. Сменился профессиональный круг общения, теперь я чаще всего работаю с дизайнерами. Всем советую иногда менять направление работы, чтобы не зачахнуть, и не пренебрегать горизонтальным развитием. В кризис может спасти, а в России это дело нередкое.
В чём отличия редактора, копирайтера, UX-писателя, контент-стратега? Как относишься к разделению писательских направлений?
Радуюсь, потому что это значит, что контент в России развивается и отношение к нему меняется. Чем дальше будет развиваться диджитал, тем больше это будет ветвиться.
Компании стали придавать контенту большое значение и готовы платить. Ведь иначе они наймут себе одного копирайтера, и будет он у них и швец, и жнец, и на дуде игрец. Здесь нельзя говорить о качественном контенте, на это просто нет сил.
Хорошо, когда компании могут позволить себе нанимать специалистов для конкретных функций. В таких компаниях и специалисты развиваются, и контент более осмысленный.
В России редакторы — прерогатива богатых компаний
Пока в России редакторы — прерогатива богатых компаний. Мелкий бизнес считает, что копирайтера достаточно. Но, общаясь с клиентами, я уже чувствую, как сознание меняется, и это здорово.
Если копирайтер будет работать над своим текстом, UX-писатель — над своим, результат станет лучше. Сейчас же один человек пишет рассылку, потом SEO-текст, ещё приходит к дизайнерам продумывать логику приложения. Это большая нагрузка. В одиночку не воплотить столько крутых идей.
Редактор — следующая ступень после копирайтера?
В редактуру в основном приходят из копирайтинга. Наверное, потому что на редактора интернет-СМИ особо негде учиться, профессию все осваивают на практике. Выходит, что действительно следующая ступень.
Я тоже вышла из копирайтеров в редакторы. Считаю, что копирайтер — это полноценный специалист. Он не подмастерье редактора и не недоучка, которого нужно «натаскивать», чтобы он когда-нибудь стал редактором.
На работе я отношусь к копирайтерам как к профессионалам, которые выдают готовый продукт. Мы работаем над нюансами текста, они предлагают свои решения. Редактор может подсказать что-то по структуре и логике повествования, ведь у копирайтера просто замыливается глаз. Я люблю работать в команде, а не в парадигме «я начальник — ты дурак». Если кого-то надо сильно натаскивать и одновременно платить зарплату, то лучше так не работать.
Как ты относишься к появлению UX-писателей?
В профессии UX-писателя я вижу большие перспективы. Меня это заинтересовало год назад: начала задумываться как работает текст в интерфейсе, насколько он удобен, стала обращать внимание на текст в разных приложениях и на сайтах. Открыла для себя рассылки по этой теме. Одна из известных — рассылка Иры Моториной.
Когда поняла, что одних рассылок недостаточно, прошла курс по UX-дизайну. На курсе я плотно изучала программы для создания графики, но про текст в интерфейсе было мало информации. Считаю, что редактору так глубоко погружаться в дизайн не стоит, хоть разбираться нужно.
UX-тексты — это ещё и отдых от того, чтобы постоянно продавать. Специалисты делятся на тех, кто привлекает аудиторию и тех, кто потом упрощает этой аудитории восприятие продукта, делает его удобнее, обучает. Это два разных направления, мне приятно сочетать в работе оба. Поэтому периодически беру заказы на проектирование интерфейсов и UX-аудит.
Вышла твоя рассылка. Расскажешь о ней?
Моя рассылка — про поиск работы для редактора. Я много где работала, но уходила, потому что рано или поздно место становилось для меня уютным болотцем. Внутренний моторчик толкал вперёд к развитию, я искала что-то новое и никогда не сидела без работы.
Тема для рассылки родилась, как учил в своем блоге Максим Ильяхов, из изобилия. Я нанимала людей в редакции, смотрела тестовые. В письмах рассказывала о своём опыте, о том, как я смотрю на людей на собеседованиях, как сама эти собеседования прохожу, делилась очень личным. Закончив рассылку, задумалась о новом проекте. Перечитала письма и подумала: «Норм совет, как раз то, что мне сейчас нужно». Получается, письма помогли мне самой — больше всего в моральном плане.
Выпускать свой платный продукт — это ответственность. Хочется, чтобы читатель получил реальную пользу, а иначе это мошенничество. Недавно я стала получать первые комментарии через форму обратной связи, которую добавила в последнее письмо.
Один человек написал: «Мне очень понравилось последнее письмо — оно особенно личное, а ещё в рассылке понравились истории про то, как человек попадает в разные передряги и не унывает». Тогда я поняла, что всё не зря. Я не ставила цели загрузить подписчиков сухой теорией, я открывала душу, рассказывала про свои ошибки, о которых раньше молчала.
Рада, что мой горький опыт будет кому-то полезен. Кто-то подумает: «Да со всеми бывает!» И ему станет легче. Нам не хватает именно человеческих историй, неприглядных и стыдных. Историй успеха — хоть отбавляй, только проще от них не становится.
Как находить работу?
Нужно быть готовым искать работу. И я сейчас не про написание откликов, я про психологическую сторону. Пробовать, привыкать к отказам и не сдаваться. Поиск работы — естественный процесс, как поесть и поспать. Это норма жизни, а не чрезвычайное положение.
Отказ лично о тебе не говорит вообще ничего. За ним может крыться множество факторов, не обязательно связанных с профессионализмом. Может, работодателю не нравится твой цвет волос. В детстве мальчик с такими волосами его обижал, ассоциации неприятные. Отказывать — это право людей.
Самое сложное в собеседованиях — избавиться от чувства нужды. Оно рождается само собой, мешая внятно говорить и ясно мыслить. Перед собеседованиями я боролась с этим чувством, начиная искать минусы в компании и самой должности. Но это быстрая мера, неидеальная. Если на собеседовании ты легко соглашаешься на чужие условия и пытаешься понравиться, надо работать с самооценкой, учиться любить себя.
Если завтра собеседование — подумай, почему эта работа так себе. А если есть время — иди к психотерапевту. Или почитай книги по психологии личности. Например, «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть» Брене Браун.
Поиск работы — норма жизни, а не чрезвычайное положение
Были собеседования, когда всё пошло не так?
Было одно просто позорное собеседование в «Яндекс.Практикум». Мне назначил встречу один человек, а когда я подключилась, то увидела троих. Атмосфера напряжённая, как на экзамене.
В меня стреляли вопросами, не связанными с работой. Просили даже стихи продекламировать. Я отказалась. Спросили про любимых писателей. Я назвала Довлатова, Буковски и почему-то Чехова. Первые два — истинная правда. Третий тоже неплох, но не любимый, и его произведения давно не читала. Не знаю, что на меня нашло.
Ну и мне прилетел вопрос о любимом рассказе у Чехова. Я пошла дальше, врать так врать. Сказала первое, что в голову пришло — «Дама с собачкой». И дальше вопрос: как ты думаешь, почему героиня что-то там сделала. И я говорю — не помню.
До сих пор дико стыдно, потому что не люблю, когда врут. А тут от страха и стеснения вот так случилось. Поэтому я за то, чтобы на собеседованиях быть собой. Пусть не таким идеальным, но не вруном хотя бы.
У тебя есть пост, где ты критиковала вакансию редактора в «Эвоторе» за тестовые задания и отсутствие вилки по зарплате. Почему?
Не имею ничего против «Эвотора», но считаю, что в вакансиях стоит хотя бы ориентировочно показывать вилку. Если на тестовое человек потратит время, то ему нужно понимать, подходит ли ему эта вакансия, стоит ли это тестовое делать.
На контентном рынке огромный разброс: главный редактор может получать и 30 тысяч, и 160. Может получиться, что ты тестовое сделал, а работодатель отказывает, когда узнает ожидания по зарплате. Это неуважительно. Собеседование — это разговор на равных.
Потом сами же работодатели жалуются, что приходится отсматривать по 500 откликов. Откликается и копирайтер за копейки, и именитый редактор, который увидел в вакансии что-то своё и решил взять ещё проект.
Обычно в таких случаях стыдят, что, мол, вам бы только деньги считать, а как же интерес к задачам. Но зачем выбирать? Странно, когда человека интересуют только деньги, и странно, когда только задачи.
Почему для своего канала выбрала формат дайджеста?
Когда я начинала копирайтером, у меня не было возможности покупать учебные курсы. Вместо этого я искала в интернете статьи от экспертов. У меня была рутина: найти штук 10 статей, заложить в закладки и до конца недели прочитать.
Сейчас я могу позволить себе и платные курсы, и рассылки, и книги, но до сих пор читаю статьи за неделю. Важное сохраняю, делаю скриншоты, по выходным выписываю что-то в блокнот. Моё профессиональное образование по большей части основано на бесплатных материалах.
Это реальная возможность прокачиваться в профессии, расти и зарабатывать больше для тех, у кого не так много денег. За полтора года я выросла из редактора в шеф-редактора, а теперь и в главреда.
Ты писала, что вывела «Дайджест» на самоокупаемость. Как?
Сейчас у «Дайджеста» один автор на постоянке и ещё один пишет время от времени. Кстати, этот парень обратился ко мне и сказал, что хочет работать бесплатно, для портфолио. Я отказалась, хоть это и выгодно. Зачем мне такие странные отношения? Сказала, что я буду платить, но и качество буду требовать.
Прибыли от канала пока не получаю, но денег от рекламы хватает, чтобы платить авторам. По сути, сейчас канал обслуживает мои потребности по самообразованию. Наверное, в этом его залог долговечности и востребованности. Этот канал нужен человеку, который его основал.
Как стала преподавателем в «Скиллбоксе»?
Я участвовала в онлайн-конференции Content Sense, где продюсер «Скиллбокса» Маша Спасская объявила о вакансии преподавателя на курс коммерческой редактуры. Я тогда уже работала коммерческим редактором. Меня всё это вдохновило, я тут же откликнулась.
Я благодарна Маше, что дала мне такой шанс. Думаю, у меня есть способности к преподаванию. Именно поэтому даже после напряжённого рабочего дня я с удовольствием проверяю работы студентов, и мне удаётся выстраивать с ними дружеские отношения.
Преподавание — это небольшие деньги. Меня не расстраивает оплата, потому что в этом я чувствую свою значимость, ценность для других людей из отрасли, помогаю кому-то на старте.
Помогает ли преподавание в основной работе?
Читала у Екатерины Кушнир про это. Когда работаешь в коллективе, ты можешь что угодно на своём профессиональном языке написать — например, «рассоглас», и тебя поймут. А ученикам нужно объяснять, пытаться донести, что ты правишь в тексте и почему стало лучше, чем было. Это помогает по-новому взглянуть на свою работу и на текст. Я учусь излагать ещё подробнее, нагляднее, с примерами. Как главреду мне это очень полезно. Учит «мягкому кураторству», от которого люди не перегорают.
Что посоветуешь редакторам, которые хотят преподавать?
Вопрос — зачем? Если преподавать — самоцель, то не стоит. Преподаватель — не блог, это в каком-то смысле сервисная профессия. Нужно уметь доносить свои мысли так, чтобы человек понял. А ещё спуститься с небес на землю и осознать, что мы все никакие не эксперты, просто практики. У кого-то практики больше, у кого-то меньше. И ты делишься тем, что наработал. Я не гений, я просто постоянно работаю с текстом и могу рассказать, с чем сталкиваюсь.
На проверяющих преподавателей есть спрос в онлайн-университетах с курсами по редактуре или копирайтингу. Можно предложить им свою кандидатуру. Потребность в таких специалистах только растёт, EdTech активно развивается. Другой способ стать преподавателем — развивать свой бренд. Вести канал и становиться наставником для кого-то.
Ко мне часто обращаются подписчики канала: «Я начинающий автор, и мне бы хотелось иметь наставника, который подскажет, что почитать и посмотреть». Можно за небольшую плату помогать на старте, комментировать тексты, советовать. Такое развито в программировании, насколько я знаю. В контенте пока нет, но, надеюсь, мы к этому придём. Надо любить коллег по цеху, мы в одной лодке.
Ты делишься тем, что наработал. Я не гений, я просто постоянно работаю с текстом и могу рассказать, с чем сталкиваюсь
Как ты всё успеваешь?
У меня всегда на всё есть план. Если меняю работу, то создаю гуглдок с тем, что надо сделать до начала поиска. Есть контент-план на канал. Есть план на здоровье.
Веду годовые планы: чтобы продвинуться по уровню английского или по занятиям спортом. Иду небольшими шагами. Если делать хотя бы полшага в день, хотя бы лежать в правильном направлении, то однозначно что-то получится.
Ежедневные задачи записываю в обычном онлайн-блокноте. Планы напоминают о целях и задают направление движения. Думаю, это даёт мне дофамин: достигаю чего-то и получаю порцию гормона, от которого на душе хорошо.
А теперь — блиц. Работать на себя или в компании?
Я совмещаю. В компаниях полезно перенимать опыт людей и развиваться. В работе на себя реализуешь проекты без давления, как считаешь нужным. Это тоже важная часть развития.
Лучшая книга о тексте?
Конечно, будет банально: «Пиши, сокращай». То, с чего нужно начинать, когда работаешь с текстом.
Чтобы разбавить, давай посоветую чего-то вдохновляющего, что недавно прочитала.
— Эдит Ева Эгер, «Выбор»;
— Мишель Обама, «Becoming. Моя история»;
— Юваль Ной Харари, «Сапиенс, краткая история человечества»;
— Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза».
Три медиа, которые лучше всего работают с текстом?
Нравится концепция и подача информации у Reminder. Не мусорное медиа, когда контент только ради трафика, темы раскрыты по верхам. Здесь актуальные незаезженные темы, на такие статьи не жалко потратить время.
Нравится журнал «Арзамаса» — часто захожу, смотрю что-то. Уважение вызывает, как они круто встраивают историю в жизнь современного человека, делают интересной и интригующей. Радостно, что образовательный контент теперь тоже делают захватывающим.
Нравится контент-маркетинг EmailSoldiers. И визуально, и блог читаю, потому что хорошо написано.