Анастасия Иванова: Затяжной роман с бюро

Анастасия Иванова Затяжной роман с бюро

Студентка 19-го потока Школы редакторов и 20-го Школы руководителей рассказала, как писать для бухгалтеров, разруливать конфликты в команде и какие приёмы из лекций пригодились в работе.

Как вышло, что ты учишься во втором потоке подряд?

До учёбы на первой ступени Школы редакторов я работала SMM-редактором в компании «Моё дело». В начале августа 2023 года меня повысили до шеф-редактора, а в конце августа — я поступила в школу.

Теория из лекций здорово помогала мне осваивать новые обязанности на ходу. Был и минус: я сосредоточилась на карьере, и времени на качественное выполнение тестов не было. Как итог — опустилась на 50-ю строчку рейтинга и не прошла на вторую ступень. Неделю занималась самобичеванием и ругала себя за слабоумие, но потом взяла пятую точку в кулак и поступила во второй раз. Только теперь — в Школу руководителей.

Теперь работа не мешает учиться?

Я работаю шеф-редактором в сервисе «Контур.Диадок», и Школа руководителей помогает мне уже на новой работе. Шефред должен уметь работать в команде, быть переговороспособным и решать вопросы без «кулачных боёв». Редакция входит в состав департамента маркетинга, и я несколько раз в неделю созваниваюсь с директором по маркетингу. В Школе руководителей дали базу, которой хватает, чтобы вести с ним конструктивный диалог.

Как ты стала писать для бухгалтеров? Расскажи про свои первые работы как автора.

В 2009 году я окончила вуз по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и устроилась экономистом в управление РЖД. На работе писала распоряжения и письма. Как и во многих других больших окологосударственных корпорациях, эти письма были в канцелярско-бюрократическом стиле.

Пример письма

Дополнение к телеграмме от 9 января 2010 года

Сообщаем, что 1 февраля 2010 года в амбарном помещении Южно-Уральской дирекции по управлению терминально-складским комплексом — структурным подразделением Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — пройдёт выставка вагонов-рефрижераторов. В рамках данного мероприятия запланированы динамическая экспозиция контейнеров, обед, фуршет и прочее. Вся информация доведена до причастных работников.

Это ужасный текст, от которого у нормального человека ломается мозг. Был 2010 год, об инфостиле тогда никто не говорил. Через пять лет работы в компании я пропиталась корпоративным стилем и отточила навык написания подобных текстов до совершенства.

В 2021 году я переехала из Челябинска в Санкт-Петербург. Сын был детсадовского возраста, и я не могла выйти на работу в офис. Неожиданно для себя самой я начала делать контент: писала тексты для компаний «Клерк», «Такском» и «Моё дело». Всё было в новинку. Я изучала новую сферу деятельности, смотрела, кто задаёт в ней тренды.

В то время мода на инфостиль была на пике, и я поняла, что дальше писать канцеляризмы нельзя. Это плохо даже для госкорпорации. Мои первые тексты не требовали от читателя большого уровня экспертности. По заветам Максима Ильяхова, я старалась сделать их простыми и лёгкими: «Как бухгалтеру не выгореть на работе», «Кто такие самозанятые». Сейчас я не могу читать эти статьи. С первых абзацев мне хочется их забыть как страшный сон.

Сейчас я не могу читать эти статьи, хочется их забыть как страшный сон

Как строилась твоя карьера дальше?

Я работала копирайтером в компании «Моё дело». Фаундеры посчитали, что нужно качать соцсети. Соцсети были, но какие-то невнятные. Редактор лонгридов, с которой мы работали, не подошла для этой позиции. Нужен был кто-то молодой и бодрый, кто понимает нишу и разбирается в Инстаграме*, Фейсбуке*, «ВКонтакте». Надо было пилить посты, писать сценарии, взаимодействовать с таргетологом. И тогда эту работу предложили мне.

В каких соцсетях продвигаются бухгалтерские компании? Какие цели по SMM тебе ставили?

До марта 2022 года бухгалтерские бренды продвигались во всех возможных соцсетях. У компании «Моё дело» был профиль даже в Одноклассниках. Соответственно, мне тоже пришлось там зарегистрироваться. Смеялась, что у меня нет аватарки с пирогом на фоне ковра. А с марта 2022 года продвижение доступно не везде. Соцсети сервиса «Моё дело» работали на узнаваемость бренда и охваты. Мы подхватили из Инстаграма* и Фейсбука* тренд на визуал. Вместо стоковых мужиков в офисе наняли актёров, cделали с ними фотосессии для обложек, сняли видео для сторис.

Компания «Моё дело» писала на серьёзные темы с весёлыми обложками

Потом руководство стало задавать вопросы: «Вот у вас есть охваты, а что дальше? Как бы нам перевести их в лиды?» Как в том меме: «Лида, где лиды?»

Это был новый вид БДСМ: «ВКонтакте» и Одноклассники не приносили лиды. Я извращалась как могла: раздавала лид-магниты, писала весёлые текстики, запускала видео. Приходило максимум пять человек. Я вручную выписывала их контакты и отдавала отделу продаж. В итоге мы похоронили идею лидогенерации через Одноклассники и «ВКонтакте» и сделали ставку на Телеграм.

В Телеграме попёрло. Что мы сделали:

  1. Купили рекламу в каналах, где сидела целевая аудитория — предприниматели и бухгалтеры.
  2. Пригласили именитых экспертов-бухгалтеров читать лекции про деньги и бизнес.
  3. Анонсировали прямые эфиры в телеграм-канале. Чтобы посмотреть эфир, зритель заполнял форму. Без этого никак.
  4. Составили портрет потенциального покупателя. Помогли вопросы из формы. Вместо банального «Откуда вы о нас узнали?», мы спрашивали у потребителя, кто он, что у него за бизнес, сколько там человек.
  5. Писали точечную рассылку на темы, которые волнуют покупателя. Спасибо вопросам из формы.
  6. Отправляли досье отделу продаж. Ребята видели: «Мариванна, главный бухгалтер ООО „Монетка“, пришла с вебинара про налоговое законодательство, можно продать справочно-правовую систему». Осталось только дожать — всё, лид готов!

Что делает SMM-редактор?

SMM-редактор — это человек-оркестр. Например, в компании «Моё дело» у меня была своя SMM-редакция с авторами-экспертами. В мои задачи входило:

  • искать и нанимать авторов;
  • составлять контент-план для пяти соцсетей;
  • переформатировать готовые статьи под соцсети;
  • составлять лид-магниты;
  • писать сценарии роликов;
  • собирать статистику по охватам, вовлечённости и продажам.

Тысячи компаний борются за внимание читателя в соцсетях, поэтому одних «текстиков» недостаточно. SMM-редактор придумывает новые форматы, развлекает аудиторию — и всё это в рамках тон-оф-войс. Ну, и допом приходится и в кастинге актрис поучаствовать, и одежду людей в кадре согласовать с арт-директором, и декорации в цветах брендбука собрать со съёмочной студией… Задачи летят в SMM-редактора с разных сторон, только успевайте уворачиваться.

Один день из жизни SMM-редактора. Переписка со студией, с автором и с директором по маркетингу, который видит переписку редактора в обоих чатах про свиней на холодной сварке

Ты работала с режиссёрами, монтажёрами, авторами. Тяжело ли тебе действовать в команде?

Шеф-редактор работает с командой. В корпорате это может быть пара десятков авторов, дизайнеров, корректоров и верстальщиков. В маленьком журнале это может быть коллега Васян и иллюстратор на фрилансе. И в том, и в другом случае с этими ребятами редактору нужно уметь договариваться.

Я люблю общаться и считаю себя командным игроком. Круто, когда все бегут в одну сторону. К сожалению, иногда бывает по-другому: маркетолог бежит за KPI, редакция точит тон-оф-войс, а руководство вообще не понимает, что происходит. На выходе получается лажа.

Работать в команде тяжелее, но эффективнее. Сегодня у меня уходит четыре часа в день только на разговоры с коллегами: обсуждаем, договариваемся, устраиваем мозговые штурмы. Реальной редактурой занимаюсь только в перерывах между звонками.

Зато я научилась слышать цели разных отделов, объединять их и направлять в одну сторону.

Пример

Интернет-маркетолог: «Нам нужно увеличение трафика!»

Эксперты: «Нам нужно показать свою экспертность и переписать неактуальные статьи. Со старой нормативной базой — это удар по репутации компании».

Я: «Окей, пишем больше статей и при этом каждый месяц актуализируем пять старых с 2021 года».

Что из Школы редакторов помогло в работе?

Совет из лекций по управлению проектами. У меня в команде появился новый редактор. Матёрый автор-эксперт, которая давно с нами работала, поймала звёздную болезнь и не соглашалась с правками. Они по очереди ходили ко мне в личку и жаловались друг на друга. В тот момент хотелось просто слиться и сказать: «Вы там как-нибудь разберитесь между собой, а я пошла».

Тогда я как раз проходила лекцию Николая Товеровского, где он рассматривал похожую ситуацию. Он говорил, что руководитель не должен морозиться. Как бы ни было противно, надо вникнуть в конфликт и пойти поговорить с каждым участником лично. Послушала и на морально-волевых пошла и поговорила.

Хотелось просто слиться и сказать: «Вы там как-нибудь разберитесь между собой, а я пошла»

Мне тяжело дался этот разговор. Я мягкий и пластичный человек: стараюсь не ставить ультиматумы, слышать всех участников спора и находить компромисс. Но тут послушала мнение обеих сторон, поняла, что автор перепутала контент компании с авторским.

Я заняла жёсткую однозначную позицию и сказала автору: «Когда вы пишете в блог компании, работайте по правилам и редполитике этой компании. Если не согласны с правками и хотите авторский контент, заведите свой блог на стороннем ресурсе…» С автором мы не сработались: она ушла и, может, сейчас пишет свой контент. Зато с редактором мы до сих пор в хороших отношениях и продолжаем работать.

Уроки типографики и вёрстки. Я не умела работать в графических редакторах. Была из тех, кто думал: «Нафига мне это, у меня же дизайнер!». В школе пришлось на базовом уровне изучить Фигму. И внезапно для себя самой благодаря этому ускорила работу с дизайнером. Теперь он может мне сказать: «Я тебе наделал типовых шаблонов. Если я заболею, бери их, вставляй текст и пускай в работу». Редактор, который работает в графических редакторах, не станет заложником положения и выкрутится сам. Сейчас мы с дизайнером понимаем друг друга. Раньше это больше напоминало разговор слепого с глухим.

Помог Илья Бирман. Параллельно с работой я писала лонгриды заказчику из бухгалтерской ниши. Его дизайнер делал для моих статей картинки, которые были похожи на какие-то… анусы. Я старалась, писала хороший текст, а потом раз — и жопа на обложке. У меня подгорало. Но не знала, нужно ли пушить заказчика по этому поводу. У него была своя редакция, она видела эти обложки и согласовывала их. Но эти жопы… Сил моих не было смотреть…

Я старалась, писала хороший текст, а потом раз — и жопа на обложке

Через месяц после начала первой ступени Илья Бирман заглянул в чат Школы редакторов. Я показала ему скрины обложек и спросила: «Имею ли я право лезть в работу другой команды?». Илья посоветовал не вмешиваться в чужие проекты со своим бесценным мнением. Я не работала в редакции и отвечала только за тексты, за это и получала деньги. И, если работодателю нравится то, что делает его арт-директор, он имеет полное право постить жопы. Я не стала ничего говорить. Правда, и писать для них перестала. Эти жопы меня доконали.

Илья Бирман рассказал студентам Школы редакторов, почему не нужно лезть в работу других людей, даже когда там жопа

Почему ты пошла учиться в Школу редакторов?

С 2020 по 2023 год я прокачивала насмотренность в новой нише. Поняла, что на рынке полно редакторов и авторов, но большинство из них — как и я раньше, только за «текстики». Написать текст — это только 20% работы. Остальные 80% — это определить и изучить ЦА, понять, какие у них потребности, заточить контент-план под эти потребности, продумать механики, лидгены, переходы, чек-листы, лид-магниты. Делать круто эти 80% я не умела. Тогда и решила учиться. А если учиться, то только у лучших.

Работа SMM-редактора

Как семья приняла маму-студента?

Учёба не повлияла на отношения с семьёй. Я дважды закончила первую ступень. Предупредила сына, что на время учёбы свободного времени будет мало. У нас как-то был такой диалог перед сном:
— Мам, ты спать?
— Нет, мне тесты решать надо. Ты спи, я пойду доделаю.
— А, опять у тебя какой-то Ильяхов там не сдан…

Сыну Насти задали сделать открытку ко Дню матери и рассказать, о чём мечтает мама. Ребёнок ответил: «Мама мечтает, чтобы закончились какие-то лекции»

В Школе бюро с первой ступени учат соблюдать дедлайн. Не сдал — вылетел. Неважно, что ты заплатил. Что ты об этом думаешь?

В школе место не всем. Бюрошный подход закрывает путь к отступлению и помогает побороть неуверенность. Заплатил, зашёл, всё — не отвертишься. Сейчас модно покупать курсы: программист с нуля, SMM с минус одного и так далее. «Проходи, дорогой, начинай, когда хочешь, и лекции у тебя навсегда!».

В «Т—Ж» выходил обзор онлайн-курсов. В материале рассказывали, чему учатся люди и сколько за это платят. Там же статистика: только 59% проходят курс до конца. Бюро предупреждает на старте: кто не сдал, тот вылетает. Поэтому тут нет левых людей.

В чём помогла тебе Школа редакторов?

Попала в крутое комьюнити. Общение со студентами 19-го и 20-го потоков дало почву под ногами. Я знаю, с кем я могу посоветоваться и обсудить новые проекты. Знаю, кто из наших силён в SEO, кто нарисует новогодний шарик на лого.

Прокачала резюме. Если на одну и ту же вакансию претендует 5−7 кандидатов, но у одного из них будет сертификат Школы бюро — это билет. Я проверила это трижды. Работодатели обращают на это внимание.

А Школа руководителей?

Брать паузу. Я умею терпеть и терплю долго, но однажды наступает момент, когда я готова взорваться. Тогда я открываю Телеграм и пишу гневное письмо себе в «Избранное». Всё, о чём думаю. Потом ложусь спать. Утром перечитываю, выкидываю из текста лишние эмоции и только тогда отправляю. А иногда вовсе удаляю, потому что понимаю, что писала на эмоциях. Этот приём был в лекциях у Ильи Синельникова.

Консультация Ильи Синельникова. Он пришёл в студенческий чат и предложил задать ему вопросы. У меня как раз была проблема: на новой работе эксперты медленно проверяли статьи моих авторов и я не знала, что делать. Я описала проблему Илье. Думала, что он коротко ответит текстом — и всё. Но Илья удивил: предложил созвониться в Зуме и провести консультацию. Мы проговорили все возможные варианты развития событий: как к кому подойти, что сделать и как это будет выглядеть со стороны. Его главный совет — постараться по-настоящему проникнуться проблемой людей и понять их боль.

Я поступила так, как посоветовал Илья. Посмотрела исходники текстов с комментариями экспертов. Оказалось, что тексты посредственные и квалификации авторов и редакторов недостаточно, чтобы делать качественный контент в нашей нише.

Я поняла, почему эксперты тянули с проверкой: они делали не свою работу и тратили время на то, чтобы компенсировать нехватку знаний других людей. Я пришла к главному эксперту, мы душевно поговорили. Рассказала ей, как потратила кучу времени на ручную редактуру чужого некачественного текста, поэтому теперь понимаю, чем он, эксперт, недоволен. Предложила поменять состав авторов и пригласить проверенных ребят, с которыми давно работаю. Эксперт согласился.

И — чудо! — эксперты быстрее проверяют статьи. Мы работаем в атмосфере сотрудничества и любви. Спасибо Илье.

Илья Синельников приглашает Настю созвониться в Зуме

Какие из школьных приёмов пока не освоила?

Говорить о зарплате. В лекциях Синельников советует перекинуть ответственность за зарплату на работодателя. Сказать: «Сколько вы готовы платить за работу такому специалисту, как я?» — и уже от этой точки торговаться. Я попробовала. Работодатель сказал: «Так, ты давай со мной в эти игры не играй. По-честному скажи, сколько тебе надо?». А я не знаю, сколько надо по рынку! Если Илья когда-нибудь запишет такой курс, я куплю его первой.

Сразу звонить. В лекциях Синельников советует не ссориться в переписке и сразу звонить. В реальной жизни не все готовы на созвон. Иногда собеседник пишет: «Мне не нужно звонить, мне и так всё понятно». Я вступаю в эту игру и продолжаю писать, в итоге всё равно получается роман в трёх томах.

Сохранять холодный ум. Это трудно, когда эмоциональный диапазон больше, чем у зубочистки. Мне кажется, женщины в целом более эмоциональны. Трудно держать себя в руках, когда изнутри разрывает. Руководителя не красит выходить из себя. Это тоже стоит проработать.

Какие навыки переговоров помогут людям, которые уходят из медийки в другие сферы?

В любом деле полезно научиться говорить словами через рот. Мы все ведём по десятку переговоров в день. Неважно, чем человек занимается: разводит куропаток или водит гоночный автомобиль. Он каждый день о чём-то с кем-то договаривается.

Крутой переговорщик умеет:

  • задавать правильные вопросы оппоненту;
  • слушать оппонента, уделять внимание его проблемам;
  • следить за риторикой разговора;
  • управлять эмоциями — своими и оппонента;
  • достигать переговорами поставленных целей;
  • подводить итоги переговоров и приходить к конструктивным решениям;
  • дружить с конкурентами.

Ценные указания молодым бойцам

Пишите о том, что нравится. О чём не нравится, не пишите. Я работала со всеядными копирайтерами с биржи. Сегодня он пишет про роды у слонов, завтра — про двигатели. Надо качаться в нише, в которой разбираетесь или которая нравится. Не обязательно быть изначально экспертом, но нужно стремиться таким экспертом стать.

Поверхностный текст пишут нейросети. А вот с экспертным контентом они пока не справляются. Например, я слабо представляю, какой текст напишет нейросеть на вопрос: «Как вести себя главбуху при проверке ОБЭП». Что-то вроде: «Жрать и жечь документы с лихим и придурковатым видом».

Прокачивайтесь в любимой нише. Интересуйтесь, что в ней происходит, пишите об этом и кайфуйте. Тогда тексты будут глубокими и экспертными. Авторам-экспертам платят кратно больше 😉

Не обижайтесь на правки. Автор часто воспринимает текст как своё детище. По себе знаю. Я по-другому взглянула на правки благодаря одной из первых собственных статей в журнале «Кто студент». Сравнила материал до и после правок главреда. Пришло осознание: «Мне помогают сделать статью лучше. Без этих правок текст не был бы так хорош. Зачем обижаться, когда надо спасибо сказать!»

Как не бояться новой работы?

Бояться — нормально. Главное — делать. Признать, что я боюсь, что я чего-то не знаю, но я готов учиться и пробовать.

* Компания Meta, которой принадлежат Инстаграм и Фейсбук, признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации