Дизайнер Мария Ольховникова о промдизайне и учебе в Бауманке

Мария Ольховникова Самое прибыльное — быть свободным художником

Одна из лучших выпускниц Бауманки 2020 года рассказала об отличии российского промдизайна от зарубежного, отношениях с заказчиками и главном дизайнерском грехе.

Как бы ты себя охарактеризовала?

Много думала, кто я такая, и поняла: я создатель. Мне нравится работать над картиной, иллюстрацией, логотипом, самолётом или чем-то промышленным. Сейчас как раз учусь на дизайнера транспортных средств.

Что ты считаешь своим главным достижением?

Мне кажется, оно ещё впереди. Но есть достижения, которые меня греют. Например, я среди восьми лучших выпускников Бауманки 2020 года, финалистка «Студент года — 2018». Не могла поверить, когда сказали, что я в финале, потому что в Бауманке столько умных, интересных людей. Никто с кафедры дизайна до этого в финал не проходил.

Мария рассказывает о своём проекте дома-дирижабля на конкурсе «Студент года» МГТУ имени Н. Э. Баумана в 2018 году

Почему выбрала профессию промдизайнера, когда пришло время поступать в вуз?

Когда я поступала, мне очень нравилось работать с тем, что можно потрогать, например с макетом самолёта. Вдобавок промдизайнер — очень комплексная специальность. Например, у нас была задача придумать капсулу, куда человек заходит для медицинской диагностики. Нужно было подготовить концепцию объекта, разработать форму, продумать взаимодействие с человеком, сделать 3D-модель и визуализации.

Помимо универа, ты ещё где-то училась промдизайну?

По промышленному дизайну я курсы не брала, но многому научилась в студиях на реальных проектах, при работе с заказчиками. Вообще я прошла больше десяти курсов от разных компаний, например бизнес-курсы «Скорость» и «Сотка» в «Лайк Центре». Ещё училась иллюстрации в «Браш Гуру», дизайну интерфейсов в «Контентед» и анимации в школе рисования «Пиксель».

Насколько реально из другой сферы дизайна перейти в промышленный и что для этого нужно?

Сложно. Что-то, конечно, можно наработать со временем, но лучше получить специальное базовое образование, чтобы усвоить подход и наработать специфичные навыки. Из промдизайна в интерфейсы и графдизайн перейти легче, потому что все базовые знания для этого уже есть.

Я знаю, что ты и сама уже обучаешь. Расскажи, как и где.

Я часто бывала спикером на конференциях и курсах: обучала преподавателей промдизайна в «Кванториуме» в «Сколково», выступала в Бауманке лектором по дизайну, учила верстать, делать плакаты, логотипы.

Периодически получаю сообщения от людей, которые нашли моё видео на Ютубе о том, как сделать макет самолёта. Думала открывать свою школу, но решила: пока это не то, на чём хочу фокусироваться.

Мария рассказывает, какие нужны инструменты и материалы для создания макета

Ещё я была руководителем в нескольких проектах: ведёшь проект и по ходу нужно кого-то из участников доучивать и направлять. Это тоже похоже на преподавание.

В целом преподавать мне очень нравится. Мне легко общаться с людьми. Я скорее экстраверт, чем интроверт. Днём, по крайней мере.

Расскажи, зачем участвовала в олимпиаде «Я — профессионал» и что она тебе дала?

Студенткой я вообще участвовала во всём, в чём можно. На олимпиаду готовила проект дирижабля. Сделала хорошие рендеры, презентацию, даже макет, хотя он не требовался. Макетом проще думать и легче прийти к решению формы.

На олимпиаде были отдельные категории дизайна: промышленный, интерьерный, коммуникационный. Потом организаторы объединили все эти категории, и получилось, что я победила во всём направлении «дизайн». Так случайно стала лучшим дизайнером всего российского бакалавриата 2020 года.

За этот проект дирижаблей Марию наградили золотой медалью олимпиады «Я — профессионал» в 2020 году

Обычно я не нацеливаюсь на выигрыш, не жду его. Участвую ради процесса, чтобы напрячь все силы и сделать то, что иначе не сделала бы. На олимпиаде я попала в среду, в которой комфортно развиваться. А ещё мне заплатили за выигрыш — купила новый ноутбук.

В интервью после победы в олимпиаде «Я — профессионал» Мария говорит о выборе профессии, отношениях с заказчиками и советует, что почитать дизайнеру

Дирижабли, которые ты представляла на олимпиаде, были учебным проектом?

Нет, проект был рассчитан на внедрение. Для этого мы с партнёром основали в 2020 году стартап TFA (The Future of Airships) и собрали команду, которая базировалась в Бауманке. За год успели провести большое исследование, собрать несколько систем дирижабля, типовую схему его конструкции, подготовить макеты, получить несколько патентов.

Чтобы понять состояние рынка дирижаблей, пообщаться с инвесторами, узнать о конкурентах, организовали круглый стол на мероприятии HeliRussia в «Крокус Экспо» весной 2021 года.

Но я ушла из проекта, сейчас он продолжает двигаться без меня.

Команда TFA на международной выставке HeliRussia в мае 2021 года

Почему ушла?

Был период депрессии. Я тогда не могла очень много работать, решила, нужна пауза. К тому же у нас был конфликт с сооснователем.

Это одна из самых грустных тем для меня сейчас. Дирижабли были для меня тем, что я хотела бы продвигать в жизни. Потому что воздухоплавательные аппараты намного более перспективные, чем самолёты и вертолёты. Они экологичнее, удобнее, экономически более целесообразны. Над этим проектом было интереснее всего работать.

Делать плакат или логотип мне тоже нравится, но это не настолько большая задача, чтобы меня полностью поглотить. Летательный аппарат — это абсолютно другое, особенно когда ты собираешь команду, отвечаешь вообще за всё, что происходит. Ощущение, будто ты меняешь мир. Это намного сильнее вдохновляет, ради этого ты каждый день встаёшь.

В твоём портфолио есть и другие проекты. Какие из разработок в промдизайне реализованы в готовый продукт?

Корпусная мебель: шкафы, мебель для детских. Было произведено около ста шкафов.

Мебель по проектам Марии

Я делала корпус для нескольких маяков, установку для лаборатории.

Это дизайн лабораторной установки Interseculum для экспериментов по физике в технических вузах

С компанией Bawlton уже несколько лет сотрудничаем и сделали несколько итераций кухонного оборудования. Я разработала дизайн робота-повара и интерфейс для него.

Как работает робот-повар, дизайн и интерфейс которого спроектировала Мария

Ещё делала для студии Славы Саакяна стенд, он был представлен на выставке «Армия — 2020». Заказчик — компания «Форт», стенд демонстрировал её продукцию.

Это то, что могу вспомнить сразу.

В промдизайне ты сотрудничала только с российскими клиентами или ещё с зарубежными?

С зарубежными тоже, из Штатов. У заграничных заказчиков требования выше, производство развито лучше, дизайнеров больше и конкурентное поле намного сильнее. Мне кажется, там делают проекты на более высоком уровне, чем в России.

Заказчиков в России намного меньше, чем за границей.

Ты ведь можешь работать на зарубежные компании дистанционно, разве нет?

Можно работать в промдизайне удалённо, но самый кайф — офлайновое присутствие. Когда делаешь прототипы, макеты ручек и смотришь, какая удобнее. Ты придумал кроссовок, а потом ещё 10 его модификаций. Технолог произвёл их все, и теперь нужно померить, потрогать. Можно делать промдизайн удалённо, но это просто заработок — не эмоциональное вложение в работу, а мне не хочется мелочиться на таком.

Переезжать ради промдизайна я пока не готова. На российском рынке можно хорошо обосноваться, если предлагать свою продукцию. У меня были попытки попасть в «Икею» и «Теслу», но пока не удалось.

На каком направлении дизайна ты сейчас больше фокусируешься?

На брендинге. В основном это комплексный брендинг: не только логотип, но и, например, футболки, сайты. Могу добавить промдизайн и сделать фирменные стенды или кружки.

Где-то полгода назад у меня был очень сильный кризис: я поняла, что мне не хочется делать коммерческий промдизайн. Я это хорошо понимаю и умею, но ощущение, будто это не то. Вот пример задач, которые может решать промдизайнер в России: дизайн корпуса для электроники, дизайн корпуса для робота, дизайн пульта управления для МЧС, — такие задачи часто падают. Они сугубо технические, очень локальные. А мне интересно что-то более эмоциональное: мебель или летательный аппарат — что-то цельное.

Мне кажется, одна из моих сильных сторон — метафорическое мышление, а для прома оно не особо нужно. Для корпусов необязательно переосмысливать образы. Поэтому я буду уходить к своим продуктам. Сейчас работаю над коллекцией своих ламп. Мне хочется, чтобы это было скорее искусство, чем утилитарный промдизайн. Ещё с коллегой делаем коллекцию свечей и подставок для них. Они тоже эмоциональные, отсылают к прошлому, создают уют.

В брендинге в России намного больше заказчиков, чем в проме. Больше спрос, более развитый рынок

Я так понимаю, ты прошла этап разочарования в промдизайне. Как это случилось?

Как раз когда была длительная депрессия.

Дело в том, что зарплата у промдизайнеров в несколько раз ниже, чем, например, у дизайнеров интерфейсов. Хороший, уверенный дизайнер интерфейсов может получать 300 тысяч рублей в месяц. Промдизайнер — вряд ли, если говорить про дизайн-студии. Это грустно.

Чтобы делать интерфейсы, нужно пройти трёхмесячный курс и научиться работать в Фигме. Она очень простая, интуитивно понятная, в первый же день можно что-то собрать.

Чтобы сделать станок, нужно четыре года учиться в вузе, и не только дизайну — теоретической механике, теории машиномеханизмов, сопромату… А потом ещё учиться всю жизнь. Нужно и форму понимать, и технологию, и конструкцию, и эргономику, и цветовые кодировки в станках, потому что они не как в нормальном мире.

Во мне тогда накопилось много эмоций, которые были задавлены работой с сугубо техническими задачами. Стало очень тяжело. Я уходила в арт, рисовала иллюстрации. Дала себе время, чтобы разобраться, куда пойду дальше.

Ты запускала мерч для тех, кто расстался. Это тоже был поиск себя? Расскажи историю проекта.

Идея возникла несколько лет назад, когда я рассталась с молодым человеком. Было очень больно и обидно, куча злости и на себя, и на него, и на то, что так произошло. Меня захлёстывала масса непонятных негативных эмоций. Все по-разному избавляются от них. Кто-то пишет музыку, кто-то — стихи, кто-то идёт к психотерапевту (это я тоже делала). Но мне очень нравится выражать эмоции через проекты. Подумала: было бы здорово сделать так, чтобы девушки выплёскивали свой негатив через одежду. Покупаешь футболку, походила в ней месяц, отметила на трекере расставания месяц — отдала эту футболку или выкинула. Так ты будто очистилась.

Мария представляет свой мерч Izlechimo

Но проект запустила позже, когда рассталась уже со вторым молодым человеком. Было бы странно делать футболку: «Ты первый в моём чёрном списке», когда рядом тот, с кем у тебя всё хорошо. Я думала: вот запущу проект, а вдруг мы расстанемся? Мы расстаёмся, и я такая: ну всё, это знак. Где-то за месяц появился и фирменный стиль, и фотосессия, оформили всё.

Я до сих пор не до конца поняла, было ли это арт-высказывание — сделать такой мерч, которого ещё нигде нет. Или это был бизнес. Я этот проект делала и запускала в бизнес-школе.

Сейчас не знаю, буду продолжать его или нет, потому что тема сложная и энергозатратная. Я решила: пусть сейчас остаётся аккаунт мерча в Инстаграме. Захочу — продолжу, а нет — по крайней мере, я попыталась и поверила, что могу такое создать.

Ты работала и в брендинге, и в проме, и в интерфейсах, и мерч свой создала. Какая самая прибыльная сфера в дизайне?

Вообще самое прибыльное — быть свободным художником, к которому обращаются ради того, чтобы он сделал что-то в своём стиле. Например, как Покрас Лампас.

Если говорить про работу в найме, если не ярко выраженный стиль, то самые высокооплачиваемые — дизайнеры интерфейсов. Там есть позиции на 400 тысяч рублей и больше.

У меня самый крупный проект был в промдизайне и стоил примерно 300 тысяч рублей.

Бралась ли ты за некоммерческие проекты?

Да! Бралась, и приходилось помучиться.

Вообще, если заказчик не готов платить, скорее всего, он не ценит твою работу. А значит, будет просить поиграть со шрифтом, с цветом, не знаю, с космосом, добавить блёстки на макет. Представь: сидишь за компьютером, рисуешь, а сзади стоит клиент, кладёт руку на мышку поверх твоей руки и двигает. Ты просто исполнитель.

Хотя у меня было несколько очень удачных некоммерческих проектов. Например, редизайн логотипа для волонтёрского отряда Центрального музея Военно-воздушных сил в Монино. Я там долго была волонтёром.

Мария выполнила редизайн логотипа для волонтёрского отряда Центрального музея Военно-воздушных сил

Было много успешных некоммерческих проектов в Бауманке. Я там работала в СМИ и делала афиши для внутривузовских мероприятий. Это оказалось очень хорошей площадкой для экспериментов, потому что ощущение такое: мне не платят — могу делать что хочу. Плюс раньше такие проекты были нужны, чтобы портфолио набить.

Афиши мероприятий в Бауманке в исполнении Марии

Мария в 2019 году создала логотип студенческой группы «Четыре стороны». На тот момент группа освещала четыре темы: работа, образование, культура и скидки для студентов

Что для тебя неудачный проект?

Мне кажется, когда ты себе что-то пообещал, а потом некачественно или плохо выполнил.

У тебя такие были?

Честно говоря, у каждого дизайнера есть проекты, когда он просит клиента: никому не говорите, что это делал я. Вроде начинается всё хорошо, и ты думаешь, что получится хороший результат, а потом что-то ломается. Допустим, заказчик вносит такие изменения, после которых всё рушится.

Ты обычно идёшь на компромисс и принимаешь такие правки?

Бывает, что проект очень нравится, прям откликается в тебе, с клиентом давние, хорошие отношения. Тогда можно сделать, как он просит, показать и сказать: я считаю, так будет хуже. И вы придёте к результату, который и тебя устроит как дизайнера, и его как владельца бизнеса.

Есть клиенты, с которыми ты поработал и больше не хочешь. Нет желания этот бизнес упаковывать, эмоции вкладывать. В таких случаях я обычно заканчиваю работу. Если нужно, адекватные правки мы делаем, неадекватные обговариваем, после этого прекращаем сотрудничать.

Иногда лучше просто сделать правки и закрыть проект, чем отстаивать свою точку зрения. Если это не суперважный для меня проект, я не буду биться за какой-нибудь слайд.

С точки зрения правок какая область дизайна самая изматывающая?

Логотипы. Однажды заказчик вносил столько изменений, что, когда мы доделали логотип, компании уже не было.

Я начинала с маленьких клиентов, которым нужен логотип за несколько дней. Это кошмар. Небольшой бизнес — два собственника и один работник. Они садятся и накидывают идеи. В итоге получается «франкенштейн», с которым тебе нужно что-то сделать. Лучше бы там было просто написано слово «лилия», чем эта лилия была бы в круге, и в ромбе, и с какой-то символикой, как герб. Иногда нужен хороший простой шрифт.

Есть такая фраза у клиентов: «добавить что-то интересное». Я представляю, как в «Икее» сидит дизайнер логотипа, к нему подходит собственник и такой: «Слушай, давай добавим на логотип стул, чтобы это было интереснее. Или шторы». Но ведь логотип должен быть лаконичным!

Заказчик вносил столько изменений, что, когда мы доделали логотип, компании уже не было

Как ты относишься к критике своей работы?

Больше, чем я, её вряд ли кто-то может критиковать. Но до сих пор остаётся сращивание с работой: кто-то сказал, что работа плохая и неоригинальная, значит, я плохая и неоригинальная. Наверное, любой творческий человек срастается с тем, что создаёт.

Правда, меня перестала сильно трогать эмоциональная критика в духе «всё плохо, некрасиво, неправильно, так никто не делает». Я повзрослела и поняла: если человек так говорит, он пытается за мой счёт повысить самооценку. Мол, продавил меня — чувствует себя молодцом. Такое я уже не воспринимаю. А объективной критики стало больше, как и хороших, опытных коллег. Они подскажут, чего я не заметила. Я приму это и сделаю лучше.

Чьё мнение о твоей работе для тебя самое ценное?

Двух моих главных преподавателей: Тимура Бурбаева, арт-директора Студии Лебедева по промдизайну, и Славы Саакяна, у которого я училась в Бауманке и в Высшей школе экономики. Он много работает с формой, у него своя дизайн-студия.

Ты завидуешь кому-то лично или профессионально?

Где-то год назад из-за того, что было в личной жизни, я фокусировалась на парах, у которых всё хорошо. Вот встречаются 9 лет, поженились, и я такая: «Блин… а вот я рассталась». Сейчас для меня отношения не являются чем-то гиперважным, не влияют на то, как я оцениваю свою жизнь.

С профессиональной точки зрения я смотрю на тех, кто свободно проявляется, выкладывает проекты и не думает, как на них отреагируют. Если можно это назвать завистью, я завидую тем, кто может свободно выражаться.

Что, по-твоему, важнее для дизайнера: вдохновение или дисциплина, талант или усердие?

Я очень долго верила, что можно сесть и сделать. Мне с детства нравится мужественная литература, например Джек Лондон, про преодоление себя, силу воли. Я профессионально 9 лет занималась плаванием, и самодисциплина мне хорошо знакома. Но не так давно я поняла, что если я просто расслабляюсь и доверяю тому, что из меня исходит, то проекты получаются намного лучше.

Я знаю дизайнеров, которые вне зависимости от вдохновения выдают результат. Но еслине вложить душу, если этот результат вытащить из себя, получается хуже.

Я отношусь к дизайну как к искусству. Нужно настроиться, подготовить атмосферу, сесть, чтобы было комфортно, походить подумать. Временами нужно ничего не делать.

Кому, на твой взгляд, не подойдёт профессия промдизайнера?

Тем, кому нужны чёткие требования. Заниматься дизайном — это как стоять в огромном поле, вокруг разбросаны брёвна и нужно собрать дворец. Очень много неизвестных. Эта профессия — я смотрела по коллегам, одногруппницам — не подходит тем, кто не может сымпровизировать, дофантазировать.

Есть дизайнеры, которые работают строго по требованиям, но их никто не знает, потому что они делают посредственные вещи.

Что для тебя самое трудное в работе?

Научиться отдыхать. Помню, на втором курсе я в макетной мастерской в Бауманке полгода с нуля делала макет самолёта. Просто нравится всё, что летает. Ко мне подошла девочка из магистратуры и говорит: «Ты так много работаешь, я тебя вижу на твоих парах, на наших, на дополнительных. Постоянно рисуешь, что-то проектируешь. Надеюсь, ты никогда не выгоришь». Я хорошо помню тот момент.

У меня было выгорание на пятом курсе. Очень сильное, но оно было связано не столько с дизайном, сколько с тем, что в целом происходило в жизни. Я привыкла, что работаю в дизайне на удовольствии, но тогда ничего не хотелось делать. Приходилось работать через силу, иначе подведу заказчиков или работодателя.

Мария-дизайнер запасается творческими силами, пока Мария-пилот управляет лёгким самолётом «Икарус С-42»

Каков главный дизайнерский грех?

Использовать Comic Sans. Этот шрифт был разработан для маленькой собачки, которая появлялась в интерфейсе в случае ошибки или для подсказки. Его создатель поставил задачу придумать дурацкий шрифт, лёгкий, игривый, только для собачки. Но теперь его повсюду применяют. Тот дизайнер страдает, потому что шрифт для собачки используется на плакатах и визитках, хотя абсолютно для этого не предназначен. И многие другие дизайнеры тоже страдают. Хотя если его используют непрофессионалы, то ничего страшного.

А главный принцип дизайнера?

Знаю, что бы я ответила год назад: главное — делать что-то для мира. Не оторванное от мира, а полезное. Но сейчас я скорее скажу: делать то, что чувствуешь, и дарить это миру. Это больше художественная задача. Это про самовыражение, переосмысление. Дизайнеры работают по-разному, и сейчас я проверяю, какой подход будет давать лучший результат.

Ты сейчас говоришь про свой путь в профессии, а я имею в виду базовый принцип для всех дизайнеров. Как «не навреди» у врачей.

Возможно, чувство меры.

Что ты обещаешь себе сделать или изменить в 2022 году?

Хочу принять себя такой, какая я есть в качестве дизайнера. Не пытаться брать заказы, которые делать не хочу. Не пытаться работать с клиентами, которые мне не близки по духу. Заниматься тем, что идёт изнутри. Уловить это, понять и довести до результата, которым я смогу делиться с людьми.