Элина Александрова о борьбе с выгоранием и росте в профессии

Элина Александрова Наращивайте мощность в кризис

Продакт-менеджер бренда миниатюрных сумок Reticul о том, как вырасти от копирайтера до руководителя проектов, что помогает справляться с выгоранием, и как работать, чтобы клиенты находили тебя сами.

В свой первый проект ты пришла копирайтером. Как вышло, что почти сразу стала заниматься съёмками и продвижением?

Шесть лет я работала в сфере фешен, в «Доме ленинградской торговли». Наблюдала, как организовывают модные шоу и происходят подобные вещи.

В проект мужских костюмов шла работать конкретно с текстами, но помощник руководителя подразумевал, что копирайтер занимается и съёмками тоже. Возражать я не стала (смеется).

Вместе съездили на пару съёмок, а дальше сама. Вопрос, хочу я или нет, не стоял. Но сейчас о том периоде вспоминаю с благодарностью. Это не отнимало много времени, но было супер интересно, особенно на начальном этапе. Через три месяца в проекте я стала СММ-специалистом, а через год — продакт-менеджером. И на той, и на другой должности я давала гораздо больше, чем от меня требовалось.

Почему для тебя важно давать больше, чем ожидают?

Это моя политика. Если хочешь, чтобы тебя признали, делай больше, чем от тебя ждут. Я знаю, что могу делать интереснее, масштабнее, чем рядовой сотрудник. Бывает, что такая система даёт сбои, и у меня были примеры, где это не работало. Но быть «рядовым» мне никогда не было интересно.

Когда я пришла в бутик по пошиву мужских костюмов, я полностью погрузилась в тему. Пересматривала фешен-шоу параллельно с фильмами о дизайнерах, развивала насмотренность, искала, что оттуда мы можем реализовать у себя.

Например, читала «Век моды» Ворта, «Умный гардероб» или историю итальянского бренда обуви Moreschi и под впечатлением могла среди ночи написать руководителю: «Смотри, как здорово, давай сделаем!». По большей части он консерватор, но, когда прислушивался, было приятно.

Это не было желанием выслужиться. Мне реально хотелось дать проекту максимум.

Полка моей мечты. Книга YSL CATWALK (на фото в правом нижнем углу, с розовым корешком), долго искала ее на Амазон, а нашла в уютном магазинчике, во «Флаконе», в Питере. Книга про то, как пандемия повлияла на нас, наше общение друг с другом, на этикет и на одежду. Как изменилось поведение потребителей в связи с тем, что мы больше времени проводим онлайн, а не общаемся вживую

Что в работе ты уже знала, а с чем пришлось разбираться на месте?

С самой организацией работы пришлось разбираться по ходу. У меня не было чёткого планирования, я шла вперед, не выстраивая стратегию. Мне кажется, с этим я разбираюсь до сих пор.

Знала, как работать с текстом. Съёмки, рекламу и стиль интенсивно разбирала в процессе. Было важно понять, как все устроено изнутри.

Брала интенсивы в школе стилистики Self Made Studio. Заезжала к бывшим коллегам в ДЛТ (флагманский филиал московского ЦУМа в Питере), бесконечно много читала.

Крутая домашняя библиотека об истории костюма — приятное напоминание о том времени.

Часть моей библиотеки. Обожаю «Эстетический интеллект» Полин Браун. Она подробно описала, как создают стратегии крупные бренды и как развивать эстетический интеллект. Автор работала в Moet Hennessy Louis Vuitton, преподавала в Гарвардской школе бизнеса и вела ток-шоу «Создатели вкуса»

Я и потрясающая своей фотогеничностью книга. Этот альбом — история Тома Форда, начиная с его работы в Гуччи и до открытия своего бренда. Там в основном фотографии, но это настоящее визуальное удовольствие

Как справлялась со страхом отсутствия навыков?

Сначала все было как на адреналине, и я ко многому относилась легче. Мне казалось, ну что, я не смогу снять историю? Не запишу пару видео?

Сейчас понимаю, что СММ — это сильно больше, чем визуальная часть. Это и маркетолог, и стратег, и голос, и позиционирование. Составляющих масса.

А тогда я входила с таким азартом и дерзостью новичка, что было не страшно. Плюс поддерживал помощник руководителя. Это давало уверенность, что все делаю правильно.

Ты работала в бренде мужской одежды. У работодателя не было предубеждений, что ты просто милое личико? Или все сразу поняли, что ты боец и профи?

50 на 50. Моя подача и милая внешность, конечно, были плюсом. Но возникали ситуации, где приходилось показывать зубы. Первое впечатление обо мне действительно, как о девочке, которая не мыслит чем-то глобальным, а думает о туфлях и ресторанах. О них я тоже думаю. Но в моей голове гораздо больше, чем кажется.

Вначале мне открытым текстом говорили: «Ты просто красивая» — и не ждали каких-то сверх достижений. Потом была ситуация, когда я готовилась к съёмке. Неделю не спала нормально, расписала всё по секундам, составила крутой мудборд, нашла фотографа и модель. Волновалась.

Съёмка прошла отлично. Фотограф, модель, помощники — все работали чётко. Никаких заминок: отсняли именно так, как я запланировала. Кадры полностью соответствовали картинке, которая была на мудборде и в моей голове.

Модель, что с нами сотрудничал, похвалил за организацию, а потом это отметил босс. Он рассылал съёмку коллегам и писал, как здорово, что команда растёт.

Доказывать пришлось первые два месяца. Потом все поняли правила игры, и эта тема больше не поднималась.

Фото со съёмки для бутика мужской одежды. Локации, фотографов, моделей и образы всегда подбирала я сама. Важно, чтобы гармонировало все: цвета, фактуры, типаж внешности

Ещё одно фото со съёмки для бутика. Когда снимаешь на улице, важно, чтобы в кадр не попадал визуальный мусор: прохожие, лишние тени, негармонирующие цвета. Но зато на улице чаще всего потрясающий свет

Были ли ещё какие-то проекты в тот момент?

Первое время проекты были. Некоторые даже на полном ведении. Например, женская спортивная одежда, студия эпиляции, студия растяжки. Когда их стало 10, я поняла, что это критический максимум и так работать не надо. Спустя полгода проект с мужскими костюмами я сделала основным, а другие брала только на частичное сопровождение: посты, контент-план, креативы для сторис, консультации по ведению.

Составлять визуал для студии эпиляции было интересным опытом. С одной стороны, я уже работала с женскими проектами и умела делать эстетичную картинку. Но в случае со студией добавлялась задача показать обнажённое тело и эффективность процедуры, не скатываясь в вульгарщину

Фото со съёмки для студии растяжки. Здесь, наоборот, акцент на игру, тени, грацию и манкость тела. Чтобы женщина смотрела и хотела также. Не просто также тянуться, а играть и подавать себя

Когда ты поняла, что не вывозишь? Как это почувствовала?

Карантин стал критическим моментом.

Первую волну в бренде дизайнерской мужской одежды мы прошли здорово, работа шла динамично. Онлайн-сопровождение клиентов приносило много продаж. Мы даже не ощутили, что офлайн-бутик закрыт.

Я к тому времени делала в проекте всё, что только можно: подбирала моделей, продумывала съёмки, сама всё организовывала, одевала клиентов, искала ткани и фурнитуру и параллельно продолжала быть эсэмэмщиком. Мы называли это ёмко: «личный помощник».

Закономерно, что из карантина я вышла абсолютно выдохшаяся. Я поняла, что не смогу реализовать здесь все идеи, которые хочу. Но не потому, что мне не хватало голоса их донести, а потому, что руководитель — консерватор. Он имел полное право быть таким, а мне это уже не подходило. Значит, нужно прощаться. К тому времени я поняла, что отдала проекту всё, что могла, и забрала из него самое ценное — опыт.

Как выходила из проекта?

Я выходила постепенно. Стала заканчивать дела раньше, брала больше выходных, сняла с себя часть функций. Дала понять, что вижу себя в другом направлении. Записалась на обучение, чтобы освежить знания по сервису, работе с клиентами и разработке стандартов для сотрудников.

1 декабря 2021 года я вышла из всех рабочих чатов. Пару лет назад мне было страшно даже подумать об этом. А представить, что я сделаю это добровольно, — тем более.

Я вышла, и мне стало очень легко. Нам удалось сохранить тёплые отношения. Мы обращаемся друг к другу за советами по профессиональной части, помогаем рекомендациями. Но командой мы больше не станем.

Твой совет, как избежать выгорания?

Предупредить причины, из-за которых оно происходит. Чаще всего это обязанности, о которых не договаривались, отсутствие отдыха и перезагрузки, глухота к твоим идеям. Всё это сильно выматывает.

Сейчас я бы посоветовала обязательно на старте чётко проговорить все обязанности. Определить сроки выплат и работу, которую вы на эту сумму делаете. Чтобы не было потом: «А наш прошлый эсэмэмщик за эти деньги делал всё и ещё ходил за кофе». Знаю, что начинающие с таким сталкиваются, поэтому лучше обезопасить себя заранее. Желательно составить договор, если это возможно.

Когда ты устраиваешься копирайтером, а потом берёшь на себя функции личного помощника, сначала это «Вау!». Но на деле не заметишь, как обрастёшь кучей обязанностей, которых не было на старте, и выгоришь. Если функции изменились — сядьте и передоговоритесь.

Сразу позиционируйте себя специалистом, у которого есть личные границы. Что есть выходной, и в этот выходной проект не умрёт. Почти полтора года я работала в режиме, когда все мои дни были посвящены работе. На встречах и свиданиях я не выпускала телефон из рук, всегда была на созвонах, отвечала на вопросы. Ничего, кроме выгорания, это не принесло. Полное отсутствие сил и желания что-либо генерировать, потому что голова просто не успевает переключиться.

Пресловутое колесо баланса в нашей работе однозначно имеет место, и пренебрегать им не стоит. Если работа занимает 9 из 10, а друзья, интересы и отдых — сотые доли — это звонок, что пора вернуться к балансу. Взять паузу, а какой-то проект и вовсе оставить, как это было в моём случае.

Соцсети навязали нам образ счастливого фрилансера, который пьёт мохито под пальмой и вытирается деньгами. В реальности фрилансер ー это постоянный поток и генерация. Если ты не работаешь, ты не зарабатываешь. Даже когда ты делаешь паузу на кофе, ты не перестаешь думать о проекте. Важно уметь отдыхать и выключаться. Этому я ещё учусь

Я знаю, что сейчас ты ведёшь проект дизайнерских сумок. Расскажи, кто ты в нём? Ты снова предлагаешь клиенту больше, чем он ожидает?

Там я продакт-менеджер. Занимаюсь продвижением продукта, доношу его ценность до потенциальных клиентов. Разрабатываю стратегии, организовываю съёмки, рекламу и ведение соцсетей.

Клиент далёк от сферы СММ. У него было пожелание по работе, но не было конкретного понимания, как все происходит. Я даю максимум. С сумками мы не только запускали рекламу в соцсети, которую сейчас не принято называть, но и вышли на маркетплейсы. Уже договорилась с одной площадкой, со второй пока на стадии обсуждения. Это не входило в мои обязанности, но мне хочется популяризировать бренд, дать ему больше голоса и развития.

Если говорить про административную сторону, то в этот раз есть договор, где прописан полный порядок сотрудничества. Чёткое описание моих функций: что должна я и что должен руководитель, когда завершаем проект и за какой срок предупреждаем, оплата и итоговые сроки.

Да, я по-прежнему даю больше, чем от меня ждут. Но только в том случае, если готова сама. По ключевым моментам работы в этот раз никакой договоренности на словах.

Бэкстейдж со съёмки для проекта дизайнерских сумок. Слежу, чтобы итоговая картинка совпадала с референсами, которые я готовила. Это важно, чтобы потом картинка в ленте Инстаграма сложилась в стильный визуал. Сумки в этом проекте — реально малышки. Их выбирают больше как украшение и аксессуар, а не как сумку в традиционном понимании слова. Если присмотреться, можно увидеть синюю сумку в районе талии модели

Вот здесь лучше видно, насколько сумки миниатюрные

Что поменялось в стратегии после недавних событий?

Изначально, ещё задолго до момента блокировок, для продвижения я рассматривала именно посторонние площадки. Своего шоурума у бренда нет, и важно, чтобы товар был представлен не только в онлайне. Ведь это сумки. Их хочется покрутить в руках и примерить к образу. Уже тогда я стала искать, с кем мы можем сотрудничать. Нашла московский маркетплейс мидл сегмента. Они согласились сразу. Спустя 2−3 недели на нас вышел шоурум из Питера, оказалось, что им нас порекомендовал маркетплейс. Ребята больше 10 лет на рынке, у них классная подборка российских брендов и наша целевая аудитория. В планах создавать коллекции, в том числе персонально для них. Еще рассматриваю возможность работы с магазином Рандеву. Они представляют сумки, обувь и аксессуары и находятся в поиске новых брендов.

В первую неделю тех самых событий получили большой отклик от блогеров. Многие рекламировали нас бесплатно, и чеки по продажам получались хорошие.

Сейчас в стратегии ещё больший упор на маркетплейсы и платную рекламу у блогеров. Плюс сотрудничаем со стилистами, составляем гайды, отдаем вещи на съёмки. Идет органический приход аудитории на наши площадки.

Но даже, несмотря на блокировки, запрещенная соцсеть на данный момент приносит больше клиентов и откликов. В ВК для нас пока всё с нуля. В Телеграм мы вошли тоже. Там я отрываюсь от души и веду некий дневник бренда с музыкой и подборками образов. В планах — создать там онлайн-витрину.

Насколько быстро ты адаптировалась действовать в неизвестности?

Почти месяц руководитель проекта был в больнице. Это частично совпало с блокировками и действовать приходилось в большинстве случаев самой. Как раз к вопросу о том, как предлагать клиенту больше, чем он ожидает. В первые несколько дней заказчики подхватили волну паники, которая долетела и до меня. Не скажу, что у меня не было стресса, но я понимала, что, если поддамся ему полностью, это будет финиш.

Я села и написала на листе, как обстоят дела и какие перспективы у проектов. Бренды, с которыми я работаю, не зависят от европейских поставок. Мебель — полностью российское производство. Студия растяжки — островок безопасности, так как в текущей ситуации спорт успокаивает и даёт ресурсы. В этой обстановке аудитория, наоборот, выросла. С сумками сложнее, но даже там есть выходы на закупку нужной кожи. Это меня заземлило, и я стала транслировать спокойствие заказчикам.

Потом случился момент, когда я поняла, что успокаивала всех, а себя успокоить не успела. Я взяла один день и честно призналась себе, что мне тоже страшно и хочется себя пожалеть. Это мне очень помогло и реабилитировало. Я снова включилась в работу на ещё больших мощностях. Плюс стала чаще работать с психотерапевтом, в этом я нахожу для себя опору.

Любой кризис — это взлётная точка, и всё зависит от того, как быстро мы сумеем адаптироваться. Сейчас я понимаю, что мой позитивный опыт работы в карантин, два года назад, был подготовительной площадкой. Тогда я не давала себе расслабиться, поэтому вышла на другой уровень работы и дохода.

В работе хватает навыков? Если нет, как развиваешься?

Беру уроки у коллег. Могу взять курсы для рефреша информации, и это никогда не лишнее.

Моё слабое место ー таргет. Благо, что специалистов много (хороших меньше), и есть несколько ребят, с которыми сотрудничаю. Если бюджет проекта позволяет, обращаюсь к самым крутым. Если ограничен, беру из доступного сегмента.

Сама настроить я не могу, а действовать, как в начале карьеры, «на месте разберемся» ー точно не подходит. Направления, где я не спец ー таргет, режиссёр рилс — я делегирую. Я горжусь, что у меня классная телефонная книга. В ней люди, к кому я могу обратиться с любыми вопросами.

Если говорить про ВК, я была уверена, что знаю эту соцсеть. На деле оказалось, что там изменилось многое. Руководительница одного из проектов подарила мне обучающий курс, я прошла и вижу, что возможностей у площадки стало больше. Статьи, автоматические рассылки с актуальными акциями и предложениями для аудитории, настройка рекламы. Страница оформляется и ведёт клиента по воронке контента, все маркетинговые касания пользователь может совершать гораздо быстрее, чем в Инстаграме.

В планах — научиться настраивать рекламу, понять, кто, как и что рекламирует. Конкретно сейчас, на момент интервью (2 апреля 2022 года), мне кажется, площадка перенасыщена рекламой, клики и переходы очень дорогие. Пока в проектах мы решили подождать и занимаемся наполнением: адаптируем контент и наращиваем аудиторию.

Так выглядит моя галерея в телефоне после любой съёмки. Я не фотограф и только слежу за ходом работы, ставлю задачи фотографам и моделям. Но я понимаю, что, чем больше я умею, тем более я конкурентноспособна. Поэтому всегда сама снимаю бэкстейджи, записываю видео ー их классно использовать для сторис и рилсов. Одна съёмка ー тонна материала для будущей ленты

Как находишь клиентов?

В 90% приходят сами. По сарафанному радио, знакомству или рекомендациям. Это приятно.

Ни один отклик на вакансию, которые я отправляла на старте, не привёл к сотрудничеству. У меня даже сформировалась установка: ко мне придут сами. Так и случилось. Считаю, что люди будут искать, когда заинтересованы в специалисте.

Сейчас установка немного трансформировалась. Откликаюсь, если вижу в сторис вакансии крупных брендов. На днях отправила резюме одному продюсеру из сферы моды, делаю тестовое. Раскрывать подробности пока не хочу, но интересно, что получится.

Как сделать, чтобы клиенты находили тебя сами?

1. Страница в соцсетях, в моём случае — Инстаграм. Для меня до сих пор загадка, почему на неё приходят люди, ведь профессионально я её совсем не веду. Там есть только тексты и эстетичные фото со стоков. Я мысленно называю эту страницу своим дневником, и кому-то он откликается.

Странно, но именно в кризис я задумалась и поняла, что хочу её развивать. Сделала полноценное портфолио, чтобы рассылать брендам, с которыми хочу работать. Пишу контент план уже для себя и планирую закупку рекламы у блогеров. В нынешней обстановке речь может быть про любую альтернативную соцсеть.

Совет: покажите, как видите этот мир. К вам придут люди со схожими ценностями.

2. Коммуникация. Я просто делаю своё дело круто. На результат по цепочке идут знакомые клиентов и предлагают свои проекты. Например, так было с дизайнерской мебелью. Для них я делала съёмки, занималась сотрудничеством с дизайнерами интерьера и коллаборацией с блогерами. Заказчик был доволен и порекомендовал меня на кураторство своему знакомому. Хороший результат на виду. Им хочется делиться.

Сейчас есть запросы на ведение сообществ в ВК от ребят, с кем работала раньше (фотографы, эсэмэмщики). Да, интерфейс там отличается, но я уверена, что, если ты умеешь продавать, ты продашь хоть на лавочке у дома.

Совет: делайте своё дело круто. Если открыты к предложениям, не стесняйтесь это транслировать.

Бекстейдж со съёмки проекта дизайнерской мебели. Показали, как диваны выглядят в интерьере. На заднем плане я в спортивном костюме. Тот случай, когда диван нарядный, а ты несовсем

Когда откликаешься сама, что пишешь в отклике?

Если речь про Хедхантер, то сначала смотрю, что предлагает компания и что они хотят. Анализирую, умею ли я то, что они ищут. Если да, то добавляю эти навыки в резюме и откликаюсь.

Когда откликаюсь на вакансию в соцсетях, например, на чью-то сторис или в Телеграме, то просто пишу, что будет интересно поработать, и сама предлагаю сделать тестовое, чтобы они могли сразу посмотреть меня в деле.

Кстати, тестовое ー хороший лакмус. Если уже на стадии тестового чувствуете сопротивление, вам неинтересно, скучно и идет с трудом, скорее всего, работать придётся также. И наоборот, если распирает от идей, хочется стараться и показать свой максимум, то идти до конца есть смысл. Например, тестовое к продюсеру, куда я недавно откликнулась на вакансию, я делаю уже два дня. Мне нравится, и я стараюсь так, будто уже в проекте.

Независимо от того, куда я откликаюсь, я стараюсь писать кратко и по делу. Не пишу громких фраз и многообещающих результатов. Например, я никогда не пишу, что выведу вас в топ или приведу миллион подписчиков за месяц. На старте такие вещи обещать по меньшей мере странно. Не перечисляю весь свой опыт, если в вакансии нужна конкретная сфера.

Мой совет: внятно напишите, что умеете и куда откликаетесь. Укажите, есть ли опыт. Если его недостаточно, скажите прямо, но предложите полезные навыки «сверху». Например: «Опыт работы в СММ не 3 года, а два месяца. Но за это время сделал пять запусков, настроил рекламу, которая за неделю принесла 100 продаж, и снял три вирусных Тиктока» — при условии, что вы реально это сделали.

Три совета тому, кто только пришёл в профессию эсэмэмщика.

Первый — пробовать. Идти и пробовать, не бояться.

Второй — заявлять о себе и много общаться. Связи и коммуникация всегда на руку.

Третий — круто разбираться в теме. Не утыкаться в одно узкое направление. Если говорить про эсэмэмщика, то это человек, который сегодня интересуется политикой, завтра модой, а через неделю — озеленением. Ну или куда вас ещё занесёт. Я к тому, что вы должны быть разносторонним человеком, интересоваться всем. Включать в свой ежедневный рацион новую инфу постоянно. Обучаться и прокачиваться.

Дай совет, как работать в кризис и панику.

Если честно, с паникой я проходила все этапы с отрицанием, торгом и принятием. Я поняла, как мы все можем быть не защищены. Эта ситуация меня очень замотивировала. Показала, что надо работать ещё больше. Я очень люблю выражение: «Если не знаешь, что делать — приседай. Всё плохое закончится, а накаченные ягодицы останутся».

В работе то же самое. Знания и навыки никуда от тебя не денутся. Я стала искать новую информацию, читать, что забыла, прокачивать то, где вижу пробелы.

Я понимаю, мы не в силах повлиять на текущую обстановку. Но мы сами выбираем, какими хотим из неё выйти. Среди маркетологов читала Зуевича. Он говорил, что сейчас начнётся жёсткий отбор специалистов. Я с ним не совсем согласна, так как считаю, что отбор был всегда. Всегда были хорошие, плохие и те, кто просто забежал в профессию и вышел. Только твой выбор, кем ты будешь себя чувствовать и куда расти.

Я хочу расти. У меня глобальные планы. Да, я не могу выстраивать их также спокойно, как раньше, что-то придётся отложить, а крупные покупки перенести на попозже. Но есть то, на что я могу влиять — мой уровень жизни, доход, развитие. Это в моих силах: идти и делать.

Ещё, в это непростое время для себя, я нашла колоссальную поддержку в работе со специалистом. Она сказала интересную фразу: «Всегда во времена тяжелых состояний, в кризисы и 90-е, те, кто хотели, богатели, влюблялись, женились и рожали детей. Жизнь была всегда. Сейчас наша задача — повлиять на то, на что мы можем повлиять. Нашу зону ответственности никто не отменял». Я решила выбрать этот путь. Есть моменты, на которые я могу повлиять, и я хочу в этом участвовать. Хочу продолжать строить свой мир, даже если вокруг творится хаос.