Сексолог, управляющая секс-шопами и дизайнер рассказала, почему секс-просвет не должен быть чрезмерным, как дизайн спасает от пошлости
Расскажи о себе. Чем ты сейчас занимаешься?
Я управляю секс-шопами, веду секс-блоги и консультирую людей по данной теме. В эту сферу я попала случайно, как и многие коллеги, которые работают в теме сексуального просвещения. Мне было восемнадцать лет, хотелось чем-то занять время и заработать денег. Тогда мне казалось, что нет ничего проще, чем работать в секс-шопе, — весело, забавно и смело. Но когда я стала погружаться в тему, то поняла, что не могу ответить на многие вопросы покупателей. Мне не хватало знаний.
Из-за того, что для правильной работы нужен информационный багаж, в сфере большая текучка кадров. Люди приходят, пытаются что-то продавать, устают от шуток в свой адрес. Остаются самые упёртые — они идут на обучения, ездят на выставки, общаются с коллегами, читают литературу.
Почему ты выбрала путь с обучением и погружением?
В начале работы, когда я не могла ответить покупателям, я обратилась за советом к старшим коллегам, которые немного обучали меня продажам секс-игрушек. Они сказали: «Не знаешь ответ — придумывай. Но придумывай хорошо». Ё-моё.
Я придумаю. В соседнем магазине придумают. Мы все придумаем. Я обращусь к специалисту, например, врачу-гинекологу, а он не будет знать ответ на мой вопрос и придумает. Начнётся хаос. Мне не понравилась такая ситуация. Если я обращаюсь к специалисту, то хочу получить экспертный ответ, а не подсмотренный на кофейной гуще. Поэтому решила, что сама должна стать таким специалистом, которому не придётся ничего придумывать.
Решила стать таким специалистом, которому не придётся ничего придумывать
Сначала я попробовала разобраться сама: читала справочники и медицинскую литературу, искала социологические исследования, которых в доступе немного. Но картинка в голове не собиралась, получался уровень «Продолжаю придумывать, но вставляя умные словечки». Поэтому я нашла в Москве университет, который занимается переквалификацией специалистов. Я обучалась восемь месяцев. В программу входила теория анатомии и физиологии, блоки об этапах сексуального развития и взаимодействия партнёров и вообще о формах взаимодействия. Важным этапом была практика — мы разбирали реальные клинические случаи с куратором и случаи из нашей практики. Я получила свидетельство специалиста по психологическому консультированию в сексологии. Сексологи — не врачи. Это люди, которые рассказывают, поясняют, консультируют. Но не лечат, не прописывают медикаменты, не ставят никаких диагнозов. Это задачи сексопатолога.
Получается, что люди, которые остаются в сфере, задерживаются вовсе не ради продажи игрушек. Какая цель выходит на первый план?
Лично для себя я выбрала просветительское направление, хотя мне не нравится это слово, потому что звучит слишком глобально. Но мне очень важно, чтобы от меня люди уходили с новыми знаниями. Моя цель — помочь людям и показать, что тема, табуированная нашим обществом, должна обсуждаться. Это не только про секс как удовольствие. Это про преодоление трудностей, связанных с анатомическими особенностями, про решение психоэмоциональных проблем, про лучшее качество жизни.
Сексуальная сфера — это полноценная часть жизни, которая никогда от нас не уйдёт. Она вписана в человека изначально как базовая опция выживания, существования, симбиоза и построения социума. Это биологический и социальный процесс, поэтому и в информационном пространстве нужно эти части компоновать, чтобы всем было безопасно, комфортно и только потом приятно, как ни странно.
О сексе важно и нужно говорить, потому что уровень образованности населения в этом вопросе, к сожалению, до сих пор невысокий. Сексуальная безграмотность уже ведёт не только к проблемам во взаимоотношениях пар, но к трагедиям и сломанным судьбам.
Повлиять на настоящие поколения сложно, но, может быть, получится предостеречь следующие от ошибок. Нужно рассказывать о том, как избежать проблем, с которыми столкнулись наши современники. Это эпидемия ВИЧ, высокая инфицированность ВПЧ и другие заболевания, насилие и причинение вреда своему здоровью по незнанию. Никто не знал, как правильно строить отношения с сексом, потому что тема являлась табу. Такие знания не должны быть под запретом.
Повлиять на настоящие поколения сложно, но, может быть, получится предостеречь следующие от ошибок
Но ведь важно и не перегнуть палку. Где грань между просвещением и недопустимой открытостью?
Конечно, нельзя кидаться в крайности и разговаривать о сексе во всеуслышание, как это сейчас педалируют некоторые представители медиапространства. Я считаю, что всему должно быть время и место. Есть темы, которые актуальны в определённых кругах с определёнными людьми в определённом возрасте. Мало кому понравится, если молодые родители будут на всё кафе обсуждать наполнение памперсов ребёнка. Это всё тоже нормальный биологический процесс и хорошая тема для обсуждения здоровья, но эти диалоги не должны громко вестись за столиком в кафе. Также и с сексом: уместность — главное.
Мы не должны табуировать эту тему, но важно подходить к сексуальному просвещению правильно и здорово. Люди должны перестать бояться темы секса, как следствие, от неё отстраняться и делать из этого чудовищные мифы. Я настаиваю, что эта тема должна обсуждаться безопасно, без пугательств и нагнетания, без мифов и ужасающих новостей. Не надо заходить к людям через страх.
Как ты двигаешь секс-просвет?
Я веду блоги на разных площадках. Я мечтаю застать время, когда люди перестанут думать, что первый половой партнёр — это незабываемый вклад в виде генетического кода в будущего ребёнка, даже если женщина родит от другого мужчины через двадцать лет. Надеюсь, что знания и распространение информации сократят ранние беременности, что снизится количество ВИЧ-инфицированных людей, а женщины перестанут делать спринцевания ромашкой.
Когда я говорю о сексе, то поднимаю разные важные темы: о правильном подходе, о секс-девайсах, о строении тела и его особенностях, о гигиене и защите. Часто делаю обзоры продукции, чтобы упростить людям выбор. Сейчас огромное количество товаров, и часто люди выбирают самые распиаренные, но не всегда самые безопасные и подходящие им позиции. Обзоры помогают людям выбрать, экономя их время и средства, и сберечь здоровье. Некачественная интимная продукция пагубно влияет на организм. Я рассказываю о девайсах, которые учат взаимодействовать со своим телом и с телом партнёра, и могут разнообразить сексуальную жизнь. Людям пора научиться разговаривать со своим телом.
Ещё важный аспект — научиться называть половые органы своими именами. Остальное мы называем верно — глаза, уши, нос, но почему-то в трусах у нас «печеньки» и «морковки». Хотя в атласе анатомии у всего есть свои названия. Но табу в обществе висит так долго, что терминология превратилась в ругательства и вызывает негодование.
Блогеры из сферы активно употребляют эти слова в верном контексте, без пошлости. Просто для того, чтобы людям примелькалось. Взрослым людям, возможно, смешно, это переходит в жаргонизмы и имеет дополнительные подтексты, как и многие термины в нашем языке. Но существует менее защищённый класс населения — дети и подростки, которые, к сожалению, иногда подвергаются определённым посягательствам. Из-за халатности родителей, которые боятся называть всё своими именами, дети могут не понимать грань дозволенного или не могут объяснить взрослым случившееся. Но незнание детей — это ответственность родителей, даже если они просто не смогли, не умели, не знали, как объяснить, побоялись говорить о взрослом, потому что их этому тоже никто не научил. Поэтому стоит хотя бы попытаться остановить этот круг неправильного восприятия. Каждый имеет право на безопасность.
Почему всё-таки тема секса так часто скатывается в пошлость и переходит грань?
Как и любая сфера, тема секса напрямую связана с чьей-то финансовой выгодой. Ответ простой — на что больше реагируют люди, то и делают производители. Это очень агрессивный маркетинг, и чем больше и свободнее становится тема, тем агрессивнее маркетинг, в который её заворачивают.
В формулировках используют манипуляции: «Делай это и именно так, и будешь лучшим». Это агрессивно и зло, а вместо помощи такие слова повергают человека в поток самопожирания. Но люди покупаются, так как срабатывают соревновательные элементы — нам всем хочется быть лучшими для партнёра.
Часто излишне сексуализированным делают то, где секса быть не должно. Например, спекуляции на женских частях тела в рекламе — баннер какой-нибудь шиномонтажки, где изображена женщина с огромным декольте, с ключом в руке. Это плохо сказывается на восприятии границ сексуальности и извращает политику секс-просвета. Общество должно об этом говорить, но не в таком ключе. Как раз пошло и неприятно, когда секс добавляется везде, в любых количествах, в любых тематиках, в любых сферах жизни. Не надо предлагать даже визуального сексуального взаимодействия, когда человек совершенно точно к этому не готов.
Пошло и неприятно, когда секс добавляется везде
Пошлость лезет даже в оформлении самих секс-игрушек. Думаю, это идёт из 90-х, когда секс-шопы только открывались в России и воспринимались как притоны для извращенцев. Соответственно, и визуальный язык общения с покупателем был такой же — фотографии странных голых женщин, гиперболизированные элементы в девайсах, слишком реалистичные половые органы на упаковках. Такой подход сохраняется до сих пор, но искренне непонятно, что в этом привлекательного.
Такой агрессивный дизайн и смешение секса с неподходящими сферами — та самая пошлость, которая отталкивает. Меня радует то, что новое поколение людей до 35 лет уже мало реагирует на такой грязный подход. Видимо, нам хватило фильмов по Рен-ТВ в 00:00 и рекламных баннеров, где было видно только женскую грудь.
Какие правила дизайна могут исправить ситуацию и сделать эту тему здоровой?
Главное — помнить о праве человека выбирать. Если мы говорим об учебных пособиях и блогах, в которые человек зашёл намеренно, то это одна ситуация. Мы понимаем, что человек выбрал этот курс или тему блога, значит, он готов к тому, что показывать ему будут разный контент. Это и реалистичные иллюстрации, и анатомические изображения, и игрушки разных форм.
Когда человек идёт по улице и видит билборды, вывески, оформление входных групп и окон, он не успевает сделать выбор. В ситуации, когда человек не выбирает контент, дизайн должен быть приемлем для всех. Если мы говорим о рекламе секс-игрушек, то это адресная история. Несмотря на то, что я могу повесить баннер в центре города, поймут его немногие — только целевая аудитория. Но видеть эту рекламу, даже не понимая её, будут все, кто пройдёт мимо: и дети, и бабушки, и те, кому секс доставляет неприятные воспоминания. Работать в этой сфере тяжело с точки зрения создания концепции и реализации. Но как правило, дизайнеры выезжают на каких-то необычных решениях, связанных со спецификой секс-игрушек. Бывают футуристичные модели с какими-то двойными названиями типа эрекционного кольца. Можно в идее зацепиться за кольцо и всю эту историю обыграть.
В дизайне самих игрушек ищут новые формы, они часто анатомические и вторят реалистичным, но при этом не явно скопированы с «неповторимого оригинала». Такие бренды делают очень аккуратную продукцию, но продавать им сложнее. Потому что нейтральный и непошлый дизайн начинает перемежаться с другими сферами и элементами интерьера.
Важная черта правильного дизайна — это осторожность. Всё обыгрывается метафорами, иносказательностью, убираются цвета вырви-глаз и опошленные изображения, всё становится лаконичным. Дизайнеры делают упор на то, чтобы разговаривать с людьми мягко, как будто хотят завязать разговор с незнакомыми людьми на очень интересную тему.
Мы не говорим напрямую на первом свидании: «Ты знаешь, у тебя такая огромная задница». Это явно будет последнее свидание. Мы делаем аккуратный комплимент человеку, с которым хотим продолжить знакомство. Правильный дизайн похож на комплимент.
Какие продукты ты сама дизайнишь?
Я занимаюсь дизайном всего, что помогает рекламировать товары моих секс-шопов. Делаю внешнюю рекламу и оформление, макеты постов для блогов. Недавно нужно было сделать редизайн интернет-магазина, которым давно не пользовались, и настало время возродить его из пепла. Мне повезло, что у меня есть образование графического дизайнера и я могу сделать эти задачи самостоятельно. Сама придумываю концепцию и реализую идею, так как владею техническими навыками.
В такой сфере дизайнер должен уметь не только работать в программах, но и понимать специфику. Удобно брать на себя дизайнерские задачи, так как за пять лет я хорошо изучила сферу и знаю, как не перешагнуть грань пошлости. Я чувствую эту грань лучше, потому что зачастую работаю именно с пошлостью. И в основном она исходит не от плохого дизайна, а от людей, и в постоянном взаимодействии учишься это чувствовать.
Во всех своих дизайн-проектах я стараюсь реализовать личную концепцию, преподношу всё именно так, как вижу, чтобы ещё на визуальном уровне найти единомышленников. Я стремлюсь к тому, чтобы аудитория смотрела со мной в одну сторону, и мы говорили на одном языке.
Я нарисовала реалистичные иллюстрации с точки зрения анатомии и физиологии. Они нужны мне для консультаций, но в Интернете очень тяжело найти качественные картинки. В основном там серая мазня. Это нужно, чтобы показать людям, как всё работает. На пальцах такое объяснить сложно, а я хочу помочь.
Мне важно не продать игрушку сейчас, мне важно, чтобы потом люди не купили где-то то, чем не смогут пользоваться. Поэтому я всё объясняю, чтобы у людей была какая-то база, которая поможет им потом удовлетворить свои потребности.
Как ты строишь политику продаж в своих секс-шопах?
Большинство подобных магазинов работают на поток: хотят продать в моменте и получить свой процент от продаж. Руководители часто подстёгивают сотрудников планами продаж на месяц. Конечно, все хотят заработать, и я тоже, но у меня немного другая концепция заработка.
Я поняла, что в моменте я могу продать человеку что угодно, но он ко мне не вернётся. Хотя мог прийти через месяц, когда у него закончится какое-то средство, или за подарком. Стоило ли мне разглагольствовать сорок минут ради того, чтобы продать супердорогую игрушку единожды? Можно сделать этого человека своим постоянным покупателем и при этом быть спокойной, что я точно ему не навредила. Покупатель получит тот эффект, за который он заплатил, и точно не навредит партнёру. Мне кажется это правильным подходом.
Есть клиенты, которые идут ко мне, в каком бы районе города я не работала. Люди звонят и просят совета. Некоторые обращаются за помощью, хотя мы никогда не были знакомы. Могут доверить дистанционно выбор девайса. Они мне доверяют и уверены, что я их не обману. Мне очень важно не предать их доверие.
Я отдаю максимум в своей работе и думаю, что могу ждать этого максимума от других. Мне искренне хочется верить, что когда я приду к кому-то за помощью, то меня не обманут. Я никого не обманываю. Я получаю ровно столько, сколько я могу заработать, не играя на человеческой безграмотности. Очень грустно, когда умные люди зарабатывают на чужом незнании.
Мне искренне хочется верить,
что когда я приду к кому-то за помощью, то меня не обманут
Какие у тебя ещё есть принципы в работе?
Не навредить. Всё, что связано с анатомией и физиологией, может нести негативные последствия. Здоровье — это очень шаткая и невосполнимая единица. Мы можем что-то потрогать, потом можем сломать, затем починим, но так, как раньше, уже не будет. Вряд ли моя зарплата этого стоит.
Помочь. Человек пришёл ко мне с доверием, он не нашёл ответы сам или запутался в информации. Я буду уделять ровно столько времени, сколько потребуется, чтобы он понял. Если я объясняю и вижу в глазах непонимание, то я начинаю с начала, либо вообще с основ темы.
Не давить. Важно умение задавать интимные вопросы так, чтобы они казались менее интимными. Это касается личного, а спрашивать приходится незнакомого человека. Нужно объяснять, что я задаю вопрос не ради любопытства, — это базовые вопросы, которые помогут подобрать нужный продукт. Нужно выстроить диалог так, чтобы все друг друга поняли.
Не переубеждать. Есть покупатели, которым неинтересно. Они приходят быстро купить, и всё. Здесь нужно это увидеть и не начать переубеждать. Человеку, который не просит помощи, нельзя помочь. Люди, которым нужны ответы, спросят.
Не рисковать. Из-за того, что не все готовы слушать рекомендации, я не выставляю на продажу товары, которые скорее опасны, чем безопасны. С одной стороны, я никого не заставляю что-то покупать или использовать неправильно, но жить с этой ответственностью не хочу. В частности поэтому я тщательно подхожу и к концепции подачи магазинов, и к наполнению. Стараюсь изначально привлекать нужную аудиторию и минимизировать количество ситуаций, когда мы говорим на разных языках.
Ты управляешь известным офлайн секс-шопом в Санкт-Петербурге. Как ты передаёшь свою философию сотрудникам?
У меня был неудачный опыт работы с сотрудниками, которых нанимала не я. После этого я решила искать людей в своих блогах. Это уже не нулевые люди по знаниям, потому что они всё равно впитывают информацию, которой я делюсь. Даже если просто смотрят или слушают, как ютубчик, пока едят. Плюс включённость в блог говорит о том, что им приятно меня слушать и они не впадают в истерику от моего вида, значит, проще будет взаимодействовать. Также это всё-таки целевая аудитория, которая заинтересована сферой.
Я сразу предупреждаю кандидатов, что их ждёт длительное обучение. Я не даю скрипты и не заставляю заучивать фразы. Недавно я нанимала двух девушек и сама их обучала. Сначала рассказывала основы анатомии, потом о специфике девайсов, о косметике, презервативах. Я подхожу к обучению так, как ко мне на старте не подходили. Конечно, это знания не в том объёме, в котором они есть у меня. Но было бы несправедливо требовать за две недели обучения того, чему я училась пять лет.
Я объясняю, что мы не занимаемся агрессивными продажами. Я за то, чтобы покупатель вернулся. Но это работает только на тех, кто задаёт вопросы. Важно правильно расшифровывать настроение и реакции человека, ведь интимная сфера требует навыков считывания невербальной информации.
В моей сфере достаточно много подводных камней, секс вообще один сплошной подводный камень. С этим надо аккуратно работать, чтобы никого не спугнуть, не оттолкнуть и дать, в первую очередь, ощущение безопасности.