Ирина Климина делай то, что любишь, и тебе будут за это платить

Ирина Климина Делай то, что любишь, и тебе будут за это платить

Художник-иллюстратор из Челябинска рисует для Яндекса, Т-Банка, Норильского Никеля и дизайн-завода Flacon, создаёт стрит-арт на фасадах и учит детей иллюстрации. Ирина рассказала, как стать иллюстратором, почему важно общаться и зачем рисовать муралы.

Что такое иллюстрация? Чем иллюстратор отличается от художника?

Художник рисует что-то своё и продаёт готовую работу. Иллюстратор решает задачу заказчика. Иллюстрация — чаще всего не самостоятельное произведение. Она дополняет продукт — будь то книга, статья в журнале, постер для фестиваля — и передаёт его смысл и атмосферу. Иллюстрация через визуал рассказывает историю.

1−3 Cлева направо: постер для фестиваля короткометражного кино; постер для фестиваля про путешествия; принт для одежды с динозаврами. 4−6 Ирина: «Мы с друзьями устраивали Новый год в поезде: 80 человек отмечали праздник в одном вагоне. Потом делали фримаркет, где обменивались вещами, и строили шалаши в лесу»

Как ты стала иллюстратором?

Я всегда любила рисовать. В детстве занималась в изостудии, в университете вела визуальный дневник. Зарисовывала сюжеты из жизни: что со мной произошло, куда поехала, пейзажи за окном. Один разворот — один день. Рисовала наброски с натуры в скетчбуке, когда скучала в очереди или ехала в очередное путешествие.

Ирина: «До сих пор рисую „в любой непонятной ситуации“ и фиксирую происходящее: мой велик по дороге на работу, ремонт в веломастерской, сёрф-лагерь на Камчатке»

Пока училась в универе, любила устраивать необычные тусовки с друзьями, для мероприятий сама же рисовала афиши. Афиши выкладывала на своей странице во «Вконтакте», тогда эта соцсеть только появилась и набирала обороты. Ко мне потихоньку стали обращаться первые заказчики. Так начался мой путь коммерческого иллюстратора.

Ты закончила архитектурный с красным дипломом. Почему выбрала иллюстрацию?

Решила, что архитектор из меня получится нормальный, а иллюстратор — классный. Проектировать дома — очень ответственная работа, в ней много ограничений и правил. В иллюстрации такого груза нет: можете рисовать что хотите.

В офисе за всю жизнь поработала лишь месяц. Я проходила студенческую практику в государственном учреждении, которое проектирует вокзалы и железные дороги. Было строго и скучно, до слёз. Атмосфера казалась настолько унылой, что я решила больше не работать в офисе.

После окончания универа родители настаивали, что нужно устроиться на «нормальную» работу по специальности. Я попросила три месяца на такой эксперимент: если смогу прокормить себя иллюстрацией, значит, буду продолжать. Нет — пойду работать в офис.
Для эффективной работы сняла помещение под свою первую мастерскую, чтобы не работать дома. Через три месяца у меня был нормальный поток заказов и дохода хватало на жизнь.

Сейчас тоже провожу такие эксперименты, если хочу попробовать что-то новое. Ставлю цель и срок, прописываю план на бумаге или просто продумываю в голове. Потом смотрю, получилось или нет, и анализирую.

Карта для дизайн-завода Flacon в Москве

Как сделать, чтобы твои рисунки покупали?

Регулярно показывать рисунки и рассказывать, как их создаёте. Когда я только начала заниматься иллюстрацией, то буквально по графику выкладывала во «Вконтакте» новые работы. Каждый день с 9 до 10 часов публиковала на страничке посты с картинками и описанием. Считаю, что регулярность помогла: люди постоянно видели мои работы и «примеряли» к себе.

Ирина: «Я любила велосипеды, они часто появлялись на моих рисунках. Организатор Московского велопарада как раз искал иллюстратора, увидел мои рисунки и написал мне. В итоге я больше пяти лет рисовала постеры для крупнейшего в России велопарада и других велособытий. Они даже проводили всероссийский велопарад: он проходил в 30 городах, и я делала дизайн под каждый город. Удивительный момент из того периода — мои афиши висели в московском метро!»
Процесс создания: от эскиза до готовой иллюстрации

Найти свою тему, нишу, мотивы. Это должно быть про вас: то, что вам нравится. Мой главный рецепт: делайте то, что любите, делайте это хорошо — и вам будут за это платить. Ещё иллюстратору нужен свой узнаваемый стиль. У кого-то он формируется автоматически, другие вырабатывают стиль целенаправленно. Ко мне всегда приходят именно за моим стилем.

Общаться с людьми — вживую и в соцсетях. Общительность сильно помогла на старте. В путешествиях и на фестивалях я любила знакомиться с людьми. При знакомстве рассказывала о себе и дарила свои открытки. Некоторые возвращались: «Ира, я увидел твою открытку и вспомнил, что ты иллюстратор. А мне как раз нужен иллюстратор!» Или, допустим, человек пришёл в гости и увидел на холодильнике мою открытку. Спросил у хозяина квартиры, кто её автор. По этому сценарию приходили многие заказчики.

Живое общение ускоряет процесс. Заказчики видят, что я адекватный человек, я их тоже оцениваю. Доверие возникает быстрее, чем при телефонном разговоре или переписке.

Такие открытки Ирина дарила новым знакомым

Где иллюстратору публиковать работы?

Если просто рассказывать про работы без определённой цели, то подойдут любые площадки: «Вконтакте», Инстаграм*, Беханс. Советую выкладывать работы на всех доступных площадках и смотреть, что лучше работает. У меня больше всего заказчиков приходит из «Вконтакте»
или просто по «сарафанке» и рекомендациям.

А как составить «правильное» портфолио?

Зависит от того, куда хотите прийти. Если хотите работать в крупной компании, соберите коммерческое портфолио и идите, например, на hh.ru. Я так устроилась иллюстратором в Яндекс три года назад.

Часть коммерческого портфолио

Если я хочу развиваться в направлении стрит-арта — собираю портфолио с муралами и отправляю на опен-коллы фестивалей уличного искусства. И уже на фестивале нахожу будущих заказчиков.


Часть портфолио со стрит-артом

Если хочу участвовать в выставках, арт-резиденциях, в каких-то проектах больше как художник — у меня должно быть творческое портфолио. Его я отсылаю на соответствующие конкурсы.

Как ты сейчас зарабатываешь на жизнь?

Сейчас у меня несколько основных направлений: иллюстрации на заказ, работа в Яндексе, детская студия и творческие проекты. До этого я почти 10 лет была фрилансером и занималась только коммерческой иллюстрацией. Потом появились новые обязанности: семья, дочь, квартира. Фриланс не давал стабильности. В пандемию моя ниша сильно просела: я рисовала афиши для мероприятий, но мероприятия перестали проводить. Тогда я запустила онлайн-курс по творчеству для мам, которые во время локдауна сидели с детьми дома. Так начала расти творческая студия для детей. Важно откликаться на запрос от мира — давать то, что людям сейчас нужно.

Важно откликаться на запрос от мира — давать то, что людям сейчас нужно

Со временем я поняла, что развитие студии для меня — это вопрос миссии. Я хочу, чтобы у детей было место, где бы они кайфовали и реализовывали свои таланты. Мне повезло в детстве заниматься в такой студии, хочется быть таким же вдохновляющим педагогом.

Вообще совмещать фриланс с педагогической деятельностью — хороший вариант для тех, кто умеет и любит общаться с детьми. Если доход с иллюстраций нестабилен, можно проводить занятия для детей, чтобы получать более регулярные деньги.

Дети в арт-студии «Свобода творчества» и на фестивале «Архстояние Детское»

В Яндекс ты устроилась тоже на фоне пандемии?

Это было через год, но тоже из-за желания «заземлиться». Я представила себе работу мечты и составила вишлист: большая компания, хорошая зарплата, официальное трудоустройство, гибкий график, соцпакет, стабильность. При этом хотела рисовать в близком мне стиле.

Увидела вакансию от Яндекса и специально под неё собрала портфолио. Я однажды выполнила разовый заказ для Яндекса — разместила эту работу первой. Затем любимый ими флэт и векторные картинки в сине-красно-жёлтой гамме. Портфолио им понравилось, я выполнила тестовое задание, прошла собеседование и получила офер.

Анимация для Яндекса, скриншот из той самой разовой работы

Как работается иллюстратору в Яндексе?

Зарплата не фиксированная: сколько сделал, столько получил. Но Яндекс обеспечивает потоком заказов, а объём можно варьировать. Есть социальные ништяки, которых нет у фрилансеров: больничные, трудовой договор, оплачиваемый отпуск.

У нас постоянно проходят всякие обучающие вебинары и курсы. Плюс общение с другими иллюстраторами: рабочий чат, созвоны, делимся фишками в работе. Бэкграунд в виде большой компании даёт ощущение опоры под ногами. Я могу выбирать — заниматься творчеством или нет, брать или не брать заказы.

Ты пробовала себя в профессиях, не связанных с рисованием?

Однажды работала продавцом в сноубордическом магазине. Уехала в путешествие в Красную Поляну, где решила отдохнуть от рисования, и два месяца работала в магазине. И это был полезный опыт: теперь у меня есть запасной план на случай, если с иллюстрацией что-то случится. Даже если я им никогда не воспользуюсь, от осознания уменьшается уровень тревоги. Оказывается, есть альтернативы. Может быть, не такие классные, но они есть. Правда, в итоге уйти от профессии не удалось, за это время я нарисовала книжку-раскраску, которая была напечатана в издательстве. Так путешествие вдохновило на новые свершения.

Книга «Волшебное путешествие по Европе». Сверстал книгу Игорь Штанг

Ещё одно направление творчества — стрит-арт. Как ты начала заниматься стрит-артом?

Первый стрит-арт мы нарисовали с моей подругой, иллюстратором Лизой Шелест. Работа
про общую для нас тему материнства, про поиски баланса: как быть заботливой мамой и при этом оставаться художником. Работа получилась яркая и провокационная.

Мы нарисовали стенку в центре города, и она вызвала большой резонанс: работу выкладывали в соцсети, обсуждали в тусовке, комментировали жители, к нам пришли владельцы соседних предприятий с предложением организовать какой-нибудь фестиваль. Результат вдохновил: оказывается, свои картинки из блокнота можно перенести на стены города. Их увидят не только подписчики или друзья, а вообще все жители — это совсем иной масштаб.

Первый стрит-арт — «Ода материнству» в Челябинске, 2021 год. Работа посвящена «непростому каждодневному бытованию с ребёнком, параллельно с попытками самореализации и добычей монет. У каждой мамы точно открывается третий глаз». Мамы говорили: «Это я на картинке, это про мою жизнь!» Мужчины включились, даже бездетные: «Понял, как это тяжело. Благодарен своей маме за то, что меня вырастила»

Как вам удалось выйти на «федеральный уровень»? Вы делали муралы на Камчатке, в Новокузнецке, Омске.

В России проходит много фестивалей стрит-арта и уличной культуры. После первой стенки мы стали отправлять заявки на участие в фестивалях, хотя в нашем портфолио тогда была только одна работа. Первый фестиваль, куда нас пригласили, — «Неделя уличного искусства» в Новокузнецке.

Мурал «Портрет города» в Новокузнецке, июнь 2022 года

Расскажи, что вы сделали для Новокузнецка.

Фестиваль проходил в формате лаборатории. Это значит, что проект надо разработать на месте, вдохновляясь городом, культурой, людьми. Мы нарисовали жителей города и их истории — у каждого персонажа есть реальный прототип.

Чтобы собрать материал, останавливали людей на улице, рассказывали о себе — участвуем в творческом фестивале, оформляем стену дома — и просили разрешения задать вопросы и снять интервью на видео. Мы спрашивали, как им живётся в Новокузнецке, хотят ли они отсюда уехать, есть ли любимые места в городе, просили рассказать что-то из детства. Нас поразило то, насколько люди легко шли на контакт и открывались, как будто раньше их никогда не спрашивали так глубоко.

Брали интервью у работницы буфета. Когда она рассказывала про родной район, то заплакала. Это было так трогательно… Работники металлургического комбината рассказывали, что рисуют после смены. Кто-то про молодость вспоминал и первые трамваи в городе. За пару дней бесед мы собрали и нарисовали около 15 историй.

Как вы размечаете поверхность и наносите краску, чтобы нарисовать мурал? Рисунок же огромный.

Обычно с помощью проектора. Нарисованную на компьютере картинку проецируем на стенку и обводим контуры. Если нет проектора, можно размечать вручную по квадратам: эскиз делим на квадраты и рисунок постепенно переносим на стенку. Дальше на покраске художники используют баллончики или фасадную краску, мы предпочитаем фасадку, валики и кисти.

Человеческого роста обычно не хватает, чтобы нарисовать мурал на стене, поэтому используется дополнительное оборудование. Если поверхность расположена на высоте в два-три этажа, то рисуем стоя на стремянках или на строительных лесах. Если фасад до пяти этажей — обычно используется автовышка. При работе на высоте от пяти этажей и выше нужна подвесная люлька со страховкой. Этим летом у нас был первый опыт высотных работ — красили фасад десятиэтажки на фестивале в Омске.

Мурал «Река детства» на десятиэтажке в Омске, сентябрь 2024

Работу на фестивалях стрит-арта оплачивают? И кто покупает билеты до фестиваля?

На фестивалях бывает по-разному: часто приглашают художников просто за участие и материалы, в лучшем случае выплачивают гонорар за выполненную работу. Иногда устраивают конкурс: после феста выбирают голосованием лучшие работы — денежное вознаграждение получают участники, занявшие призовое место.

Расходы на дорогу, проживание и питание обычно берут на себя организаторы. Чаще всего они полностью обеспечивают наше присутствие на фестивале, но бывают и исключения, когда не оплачивается дорога. Также организаторы договариваются с администрацией, чтобы всё было легально. Покупают краску, а она довольно дорогая: на оформление стенки 2×5 метров уйдёт не меньше 10 тысяч рублей. И это чисто стоимость краски. Хорошие организаторы также готовят фон для будущих муралов: выравнивают и грунтуют, чтобы рисунок дольше держался. Они же предоставляют спецтехнику и строительные леса. С нас — только приехать и нарисовать.

Зачем вы участвуете в таких фестивалях? Есть ли интерес помимо вознаграждения?

Фестивали — это не заказы, это больше про чистое творчество, когда мы реализовываем собственные задумки силами и средствами фестиваля. Организаторы дают художникам возможность создать свою работу на большом формате стены. Чаще всего на хороших фестивалях не бывает правок, так как это не заказ, а конкурс среди художников. Если эскиз подошёл — вас приглашают и вы его рисуете. Не подошёл — значит, не приглашают. Идёшь дальше и отправляешь на другой фестиваль.

На таких мероприятиях мы показываем себя и нарабатываем портфолио. Потом на портфолио могут приходить заказчики — всё, как с иллюстрацией.

Плюс мы рисуем в классном месте и совершенно законно. Так просто какую-нибудь десятиэтажку вам расписать не дадут. Ещё интересно ездить в разные города и общаться с тусовкой.

Путешествие на Камчатку и создание стрит-арта про зарождение вулканов

Можно зарабатывать на жизнь, рисуя муралы?

Да, я знаю художников, которые этим зарабатывают, ездят с фестиваля на фестиваль плюс выполняют заказы и этим живут. Муралы хорошо оплачиваются, потому что поверхности большие и процесс трудоёмкий. Но участие в таких мероприятиях — целая работа.

Если говорить про фестивали, то единой информационной площадки нет, поэтому в январе мы составляем таблицу со всеми фестивалями, прописываем даты опен-коллов. Потом следим за расписанием: открылся опен-колл — отправляем заявку, закрылся — ждём ответ. Там, где прошли отбор — дорабатываем и согласовываем эскиз.

Если говорить про коммерческие заказы, то художники часто берут стенки на заказ и делают росписи в интерьерах. Их заказчики — застройщики жилых комплексов, владельцы бизнеса, общественных заведений, арт-пространств и кафе, собственники квартир. Заводы и аэропорты любят муралы: у них большие территории и поверхности, которые нужно сделать привлекательнее. Художников часто приглашают на север красить дома — там короткое лето, длинная зима, всё серое. Яркие фасады делают, чтобы людям было интереснее жить.

Стрит-арт «Созидание» в Омске, сентябрь 2024

Ты рисуешь для себя. Зачем? За это же не платят.

Для самореализации. В работе иллюстратором тоже получается выразить себя, но иногда хочется порисовать что-то личное, для души. Хочется развиваться как художник, и я пробую новые техники: ручную печать, шелкографию, монотипию, видеоарт, керамику. Это проявление более глубокой и взрослой части меня. Мои коммерческие работы всё-таки более лёгкие и яркие, а здесь можно уйти на более эмоциональный слой.

Интересно участвовать в арт-лабораториях, фестивалях и выставках как автору и ведущей воркшопов. В этом году хочу поехать как художник в арт-резиденцию. Всё это позволяет расширять творческий опыт.

Работа с арт-лаборатории «Дневники наблюдения» от ГЭС-2, лето 2023

Как ты удерживаешь баланс между направлениями и совмещаешь рисование-работу и рисование-хобби?

Пока в поисках баланса. Рисовать и для работы, и для себя нужно в хорошем состоянии: чтобы был ясный ум, энергия и здоровье. А чаще получается по-другому: мы поработали, сделали все дела, устали и в три часа ночи садимся за личное творчество. Порой сил уже нет или, наоборот, именно по ночам приходит то самое вдохновение.

Для творчества нужен ясный ум, энергия и здоровье

Раньше думала, что надо сфокусироваться на одном направлении. Говорят, бейте в одну точку — и преуспеете. В целом я согласна. Но это не разные направления — это жизнь моя! Я пыталась от чего-то отказаться, но есть запрос и люди, которым нужно то, что я делаю. Поэтому нахожу способы совмещать. А что никому не нужно, то само отпало.

Направления друг друга подпитывают. Так, заказчики приводят своих детей в студию. Родители студийцев заказывают у меня иллюстрации. Организаторы или участники фестивалей приходят ко мне за совместными проектами.

Творческий процесс в мастерской

Как совмещение направлений влияет на доход?

Я получала меньше, когда работала как фрилансер. Доход вырос в 3−5 раз, когда начала совмещать направления. Считаю, что один из вариантов увеличить доход в творчестве — диверсифицировать его. Если одно направление просело, сможешь выехать на другом.

Диверсифицируйте доход, чтобы его увеличить

В профессии иллюстратора есть сезонность. Нет заказов летом и в новогодние праздники, заказы приходят осенью и весной. Но зимой работает детская студия, а летом мы запускаем творческий лагерь. Лето — теперь для меня ещё и сезон стрит-арта. Если бы я была просто фрилансером, то работала бы девять месяцев, а так получается работать круглый год.

Ещё есть мысли создать иллюстраторское агентство — иногда я курирую молодых иллюстраторов как арт-директор. Некоторые заказы я уже много раз рисовала, поэтому их интереснее передать. Я получаю свой процент, иллюстратор получает гонорар и опыт — все в выигрыше.

В целом распределение по направлениям очень полезно. У меня, по крайней мере, такой опыт. Кто-то фокусируется на одном и становится суперспециалистом, это тоже очень классно. Мне нравится пробовать разное, развивать свой бренд, расширяться, масштабироваться. У каждого свой путь.

* Социальная сеть Инстаграм запрещена на территории РФ