Художник-иллюстратор из Челябинска рисует
Что такое иллюстрация? Чем иллюстратор отличается от художника?
Художник рисует что-то своё и продаёт готовую работу. Иллюстратор решает задачу заказчика. Иллюстрация — чаще всего не самостоятельное произведение. Она дополняет продукт — будь то книга, статья в журнале, постер для фестиваля — и передаёт его смысл и атмосферу. Иллюстрация через визуал рассказывает историю.
Как ты стала иллюстратором?
Я всегда любила рисовать. В детстве занималась в изостудии, в университете вела визуальный дневник. Зарисовывала сюжеты из жизни: что со мной произошло, куда поехала, пейзажи за окном. Один разворот — один день. Рисовала наброски с натуры в скетчбуке, когда скучала в очереди или ехала в очередное путешествие.
Пока училась в универе, любила устраивать необычные тусовки с друзьями, для мероприятий сама же рисовала афиши. Афиши выкладывала на своей странице во «Вконтакте», тогда эта соцсеть только появилась и набирала обороты. Ко мне потихоньку стали обращаться первые заказчики. Так начался мой путь коммерческого иллюстратора.
Ты закончила архитектурный с красным дипломом. Почему выбрала иллюстрацию?
Решила, что архитектор из меня получится нормальный, а иллюстратор — классный. Проектировать дома — очень ответственная работа, в ней много ограничений и правил. В иллюстрации такого груза нет: можете рисовать что хотите.
В офисе за всю жизнь поработала лишь месяц. Я проходила студенческую практику в государственном учреждении, которое проектирует вокзалы и железные дороги. Было строго и скучно, до слёз. Атмосфера казалась настолько унылой, что я решила больше не работать в офисе.
После окончания универа родители настаивали, что нужно устроиться на «нормальную» работу по специальности. Я попросила три месяца на такой эксперимент: если смогу прокормить себя иллюстрацией, значит, буду продолжать. Нет — пойду работать в офис.
Для эффективной работы сняла помещение под свою первую мастерскую, чтобы не работать дома. Через три месяца у меня был нормальный поток заказов и дохода хватало на жизнь.
Сейчас тоже провожу такие эксперименты, если хочу попробовать что-то новое. Ставлю цель и срок, прописываю план на бумаге или просто продумываю в голове. Потом смотрю, получилось или нет, и анализирую.
Как сделать, чтобы твои рисунки покупали?
Регулярно показывать рисунки и рассказывать, как их создаёте. Когда я только начала заниматься иллюстрацией, то буквально по графику выкладывала во «Вконтакте» новые работы. Каждый день с 9 до 10 часов публиковала на страничке посты с картинками и описанием. Считаю, что регулярность помогла: люди постоянно видели мои работы и «примеряли» к себе.
Найти свою тему, нишу, мотивы. Это должно быть про вас: то, что вам нравится. Мой главный рецепт: делайте то, что любите, делайте это хорошо — и вам будут за это платить. Ещё иллюстратору нужен свой узнаваемый стиль. У кого-то он формируется автоматически, другие вырабатывают стиль целенаправленно. Ко мне всегда приходят именно за моим стилем.
Общаться с людьми — вживую и в соцсетях. Общительность сильно помогла на старте. В путешествиях и на фестивалях я любила знакомиться с людьми. При знакомстве рассказывала о себе и дарила свои открытки. Некоторые возвращались: «Ира, я увидел твою открытку и вспомнил, что ты иллюстратор. А мне как раз нужен иллюстратор!» Или, допустим, человек пришёл в гости и увидел на холодильнике мою открытку. Спросил у хозяина квартиры, кто её автор. По этому сценарию приходили многие заказчики.
Живое общение ускоряет процесс. Заказчики видят, что я адекватный человек, я их тоже оцениваю. Доверие возникает быстрее, чем при телефонном разговоре или переписке.
Где иллюстратору публиковать работы?
Если просто рассказывать про работы без определённой цели, то подойдут любые площадки: «Вконтакте», Инстаграм*, Беханс. Советую выкладывать работы на всех доступных площадках и смотреть, что лучше работает. У меня больше всего заказчиков приходит из «Вконтакте»
или просто по «сарафанке» и рекомендациям.
А как составить «правильное» портфолио?
Зависит от того, куда хотите прийти. Если хотите работать в крупной компании, соберите коммерческое портфолио и идите, например, на hh.ru. Я так устроилась иллюстратором в Яндекс три года назад.
Если я хочу развиваться в направлении стрит-арта — собираю портфолио с муралами и отправляю на опен-коллы фестивалей уличного искусства. И уже на фестивале нахожу будущих заказчиков.
Если хочу участвовать в выставках, арт-резиденциях, в каких-то проектах больше как художник — у меня должно быть творческое портфолио. Его я отсылаю на соответствующие конкурсы.
Как ты сейчас зарабатываешь на жизнь?
Сейчас у меня несколько основных направлений: иллюстрации на заказ, работа в Яндексе, детская студия и творческие проекты. До этого я почти 10 лет была фрилансером и занималась только коммерческой иллюстрацией. Потом появились новые обязанности: семья, дочь, квартира. Фриланс не давал стабильности. В пандемию моя ниша сильно просела: я рисовала афиши для мероприятий, но мероприятия перестали проводить. Тогда я запустила онлайн-курс по творчеству для мам, которые во время локдауна сидели с детьми дома. Так начала расти творческая студия для детей. Важно откликаться на запрос от мира — давать то, что людям сейчас нужно.
Важно откликаться на запрос от мира — давать то, что людям сейчас нужно
Со временем я поняла, что развитие студии для меня — это вопрос миссии. Я хочу, чтобы у детей было место, где бы они кайфовали и реализовывали свои таланты. Мне повезло в детстве заниматься в такой студии, хочется быть таким же вдохновляющим педагогом.
Вообще совмещать фриланс с педагогической деятельностью — хороший вариант для тех, кто умеет и любит общаться с детьми. Если доход с иллюстраций нестабилен, можно проводить занятия для детей, чтобы получать более регулярные деньги.
В Яндекс ты устроилась тоже на фоне пандемии?
Это было через год, но тоже из-за желания «заземлиться». Я представила себе работу мечты и составила вишлист: большая компания, хорошая зарплата, официальное трудоустройство, гибкий график, соцпакет, стабильность. При этом хотела рисовать в близком мне стиле.
Увидела вакансию от Яндекса и специально под неё собрала портфолио. Я однажды выполнила разовый заказ для Яндекса — разместила эту работу первой. Затем любимый ими флэт и векторные картинки в сине-красно-жёлтой гамме. Портфолио им понравилось, я выполнила тестовое задание, прошла собеседование и получила офер.
Как работается иллюстратору в Яндексе?
Зарплата не фиксированная: сколько сделал, столько получил. Но Яндекс обеспечивает потоком заказов, а объём можно варьировать. Есть социальные ништяки, которых нет у фрилансеров: больничные, трудовой договор, оплачиваемый отпуск.
У нас постоянно проходят всякие обучающие вебинары и курсы. Плюс общение с другими иллюстраторами: рабочий чат, созвоны, делимся фишками в работе. Бэкграунд в виде большой компании даёт ощущение опоры под ногами. Я могу выбирать — заниматься творчеством или нет, брать или не брать заказы.
Ты пробовала себя в профессиях, не связанных с рисованием?
Однажды работала продавцом в сноубордическом магазине. Уехала в путешествие в Красную Поляну, где решила отдохнуть от рисования, и два месяца работала в магазине. И это был полезный опыт: теперь у меня есть запасной план на случай, если с иллюстрацией что-то случится. Даже если я им никогда не воспользуюсь, от осознания уменьшается уровень тревоги. Оказывается, есть альтернативы. Может быть, не такие классные, но они есть. Правда, в итоге уйти от профессии не удалось, за это время я нарисовала книжку-раскраску, которая была напечатана в издательстве. Так путешествие вдохновило на новые свершения.
Ещё одно направление творчества — стрит-арт. Как ты начала заниматься стрит-артом?
Первый стрит-арт мы нарисовали с моей подругой, иллюстратором Лизой Шелест. Работа
про общую для нас тему материнства, про поиски баланса: как быть заботливой мамой и при этом оставаться художником. Работа получилась яркая и провокационная.
Мы нарисовали стенку в центре города, и она вызвала большой резонанс: работу выкладывали в соцсети, обсуждали в тусовке, комментировали жители, к нам пришли владельцы соседних предприятий с предложением организовать какой-нибудь фестиваль. Результат вдохновил: оказывается, свои картинки из блокнота можно перенести на стены города. Их увидят не только подписчики или друзья, а вообще все жители — это совсем иной масштаб.
Как вам удалось выйти на «федеральный уровень»? Вы делали муралы на Камчатке, в Новокузнецке, Омске.
В России проходит много фестивалей стрит-арта и уличной культуры. После первой стенки мы стали отправлять заявки на участие в фестивалях, хотя в нашем портфолио тогда была только одна работа. Первый фестиваль, куда нас пригласили, — «Неделя уличного искусства» в Новокузнецке.
Расскажи, что вы сделали для Новокузнецка.
Фестиваль проходил в формате лаборатории. Это значит, что проект надо разработать на месте, вдохновляясь городом, культурой, людьми. Мы нарисовали жителей города и их истории — у каждого персонажа есть реальный прототип.
Чтобы собрать материал, останавливали людей на улице, рассказывали о себе — участвуем в творческом фестивале, оформляем стену дома — и просили разрешения задать вопросы и снять интервью на видео. Мы спрашивали, как им живётся в Новокузнецке, хотят ли они отсюда уехать, есть ли любимые места в городе, просили рассказать что-то из детства. Нас поразило то, насколько люди легко шли на контакт и открывались, как будто раньше их никогда не спрашивали так глубоко.
Брали интервью у работницы буфета. Когда она рассказывала про родной район, то заплакала. Это было так трогательно… Работники металлургического комбината рассказывали, что рисуют после смены. Кто-то про молодость вспоминал и первые трамваи в городе. За пару дней бесед мы собрали и нарисовали около 15 историй.
Как вы размечаете поверхность и наносите краску, чтобы нарисовать мурал? Рисунок же огромный.
Обычно с помощью проектора. Нарисованную на компьютере картинку проецируем на стенку и обводим контуры. Если нет проектора, можно размечать вручную по квадратам: эскиз делим на квадраты и рисунок постепенно переносим на стенку. Дальше на покраске художники используют баллончики или фасадную краску, мы предпочитаем фасадку, валики и кисти.
Человеческого роста обычно не хватает, чтобы нарисовать мурал на стене, поэтому используется дополнительное оборудование. Если поверхность расположена на высоте в два-три этажа, то рисуем стоя на стремянках или на строительных лесах. Если фасад до пяти этажей — обычно используется автовышка. При работе на высоте от пяти этажей и выше нужна подвесная люлька со страховкой. Этим летом у нас был первый опыт высотных работ — красили фасад десятиэтажки на фестивале в Омске.
Работу на фестивалях стрит-арта оплачивают? И кто покупает билеты до фестиваля?
На фестивалях бывает по-разному: часто приглашают художников просто за участие и материалы, в лучшем случае выплачивают гонорар за выполненную работу. Иногда устраивают конкурс: после феста выбирают голосованием лучшие работы — денежное вознаграждение получают участники, занявшие призовое место.
Расходы на дорогу, проживание и питание обычно берут на себя организаторы. Чаще всего они полностью обеспечивают наше присутствие на фестивале, но бывают и исключения, когда не оплачивается дорога. Также организаторы договариваются с администрацией, чтобы всё было легально. Покупают краску, а она довольно дорогая: на оформление стенки 2×5 метров уйдёт не меньше 10 тысяч рублей. И это чисто стоимость краски. Хорошие организаторы также готовят фон для будущих муралов: выравнивают и грунтуют, чтобы рисунок дольше держался. Они же предоставляют спецтехнику и строительные леса. С нас — только приехать и нарисовать.
Зачем вы участвуете в таких фестивалях? Есть ли интерес помимо вознаграждения?
Фестивали — это не заказы, это больше про чистое творчество, когда мы реализовываем собственные задумки силами и средствами фестиваля. Организаторы дают художникам возможность создать свою работу на большом формате стены. Чаще всего на хороших фестивалях не бывает правок, так как это не заказ, а конкурс среди художников. Если эскиз подошёл — вас приглашают и вы его рисуете. Не подошёл — значит, не приглашают. Идёшь дальше и отправляешь на другой фестиваль.
На таких мероприятиях мы показываем себя и нарабатываем портфолио. Потом на портфолио могут приходить заказчики — всё, как с иллюстрацией.
Плюс мы рисуем в классном месте и совершенно законно. Так просто какую-нибудь десятиэтажку вам расписать не дадут. Ещё интересно ездить в разные города и общаться с тусовкой.
Можно зарабатывать на жизнь, рисуя муралы?
Да, я знаю художников, которые этим зарабатывают, ездят с фестиваля на фестиваль плюс выполняют заказы и этим живут. Муралы хорошо оплачиваются, потому что поверхности большие и процесс трудоёмкий. Но участие в таких мероприятиях — целая работа.
Если говорить про фестивали, то единой информационной площадки нет, поэтому в январе мы составляем таблицу со всеми фестивалями, прописываем даты опен-коллов. Потом следим за расписанием: открылся опен-колл — отправляем заявку, закрылся — ждём ответ. Там, где прошли отбор — дорабатываем и согласовываем эскиз.
Если говорить про коммерческие заказы, то художники часто берут стенки на заказ и делают росписи в интерьерах. Их заказчики — застройщики жилых комплексов, владельцы бизнеса, общественных заведений, арт-пространств и кафе, собственники квартир. Заводы и аэропорты любят муралы: у них большие территории и поверхности, которые нужно сделать привлекательнее. Художников часто приглашают на север красить дома — там короткое лето, длинная зима, всё серое. Яркие фасады делают, чтобы людям было интереснее жить.
Ты рисуешь для себя. Зачем? За это же не платят.
Для самореализации. В работе иллюстратором тоже получается выразить себя, но иногда хочется порисовать что-то личное, для души. Хочется развиваться как художник, и я пробую новые техники: ручную печать, шелкографию, монотипию, видеоарт, керамику. Это проявление более глубокой и взрослой части меня. Мои коммерческие работы всё-таки более лёгкие и яркие, а здесь можно уйти на более эмоциональный слой.
Интересно участвовать в арт-лабораториях, фестивалях и выставках как автору и ведущей воркшопов. В этом году хочу поехать как художник в арт-резиденцию. Всё это позволяет расширять творческий опыт.
Как ты удерживаешь баланс между направлениями и совмещаешь рисование-работу и рисование-хобби?
Пока в поисках баланса. Рисовать и для работы, и для себя нужно в хорошем состоянии: чтобы был ясный ум, энергия и здоровье. А чаще получается по-другому: мы поработали, сделали все дела, устали и в три часа ночи садимся за личное творчество. Порой сил уже нет или, наоборот, именно по ночам приходит то самое вдохновение.
Для творчества нужен ясный ум, энергия и здоровье
Раньше думала, что надо сфокусироваться на одном направлении. Говорят, бейте в одну точку — и преуспеете. В целом я согласна. Но это не разные направления — это жизнь моя! Я пыталась от чего-то отказаться, но есть запрос и люди, которым нужно то, что я делаю. Поэтому нахожу способы совмещать. А что никому не нужно, то само отпало.
Направления друг друга подпитывают. Так, заказчики приводят своих детей в студию. Родители студийцев заказывают у меня иллюстрации. Организаторы или участники фестивалей приходят ко мне за совместными проектами.
Как совмещение направлений влияет на доход?
Я получала меньше, когда работала как фрилансер. Доход вырос в 3−5 раз, когда начала совмещать направления. Считаю, что один из вариантов увеличить доход в творчестве — диверсифицировать его. Если одно направление просело, сможешь выехать на другом.
Диверсифицируйте доход, чтобы его увеличить
В профессии иллюстратора есть сезонность. Нет заказов летом и в новогодние праздники, заказы приходят осенью и весной. Но зимой работает детская студия, а летом мы запускаем творческий лагерь. Лето — теперь для меня ещё и сезон стрит-арта. Если бы я была просто фрилансером, то работала бы девять месяцев, а так получается работать круглый год.
Ещё есть мысли создать иллюстраторское агентство — иногда я курирую молодых иллюстраторов как арт-директор. Некоторые заказы я уже много раз рисовала, поэтому их интереснее передать. Я получаю свой процент, иллюстратор получает гонорар и опыт — все в выигрыше.
В целом распределение по направлениям очень полезно. У меня, по крайней мере, такой опыт. Кто-то фокусируется на одном и становится суперспециалистом, это тоже очень классно. Мне нравится пробовать разное, развивать свой бренд, расширяться, масштабироваться. У каждого свой путь.
* Социальная сеть Инстаграм запрещена на территории РФ