Дизайнер об учёбе на филфаке, увольнении из бюро и о мечте сверстать учебник.
Кто ты: преподаватель или дизайнер?
Дизайнер, который рассказывает о дизайне.
Как возникла идея организовать курс «Типографика и вёрстка»?
Курс сложился сам собой, всё к этому шло. Коллеги часто задавали мне вопросы на тему типографики, советовались. Я всегда знал, что ответить.
Триггером стала одна лекция по типографике в Челябинске. Она была настолько плохой, что я слушал и краснел за спикеров. Там были и фактические ошибки, и просто ложные мысли. Решил тогда, что надо сделать что-то нормальное.
Сколько лет ты ведёшь курс?
С 2014 года, получается, уже шесть лет.
Какие темы проходят на курсе? Откуда берёшь материал?
Главные темы — макетирование, вёрстка, композиция, стиль и работа с текстом.
Основой для курса стали знания, которые приобрёл, когда учился и работал. Это случаи из моих проектов, ответы на вопросы, которые мне задавали и которые я сам себе задаю. Кое-что из книг и перевёрсток. Потом произошла интересная штука — курс стал генерировать материал для себя самого. Я начал добавлять в презентацию работы студентов и корректировать программу под аудиторию.
Есть ли идея создать онлайн-версию курса?
Планирую сделать, но, скорее всего, это будет не видеокурс, а статейный. В следующем году выйдет первый онлайн-продукт. Не «Типографика и вёрстка», а отдельная узкая тема — дизайн таблиц и работа с данными. Будет теория и домашки.
У себя в блоге ты ведёшь рубрику «Перевёрстка», как возникла идея переделывать чужие макеты?
Задумывал «Перевёрстку» как продолжение бюрошных советов и лебедевского «Бизнес-линча». В «Бизнес-линче» работы комментировали очень коротко, типа: «Ваша визитка — говно». В советах Артём даёт подробный разбор, но это текстовые комментарии и очень редко — переделки.
Я решил публиковать только переделки, а также весь процесс с начала и до конца, вместе с плохими промежуточными вариантами. Читатели наблюдают за моей работой из-за спины, видят все ходы, разделяют мои сомнения. Отсюда и слоган рубрики: «Пиздеть легко, а ты возьми и сделай».
Есть ли желание написать книгу по типографике и вёрстке?
Сначала точно будет онлайн-формат: он более востребованный, о нём спрашивают. Часто пишут люди из маленьких городов и из-за границы. Потом сделаю бумажную книгу.

Илья Бирман на мастер-классе «Большая перевёрстка» в Челябинске
Как распространяешь свои знания помимо блога в ЖЖ?
Я дублирую статьи на Медиуме, там своя аудитория. А так — через Вконтакте и фейсбук.
Почему не ведёшь свой канал в телеграме?
Мне не нравится формат телеграма. Я был подписан на несколько каналов, потом отписался. Какой бы интересной ни была информация — для меня это всё равно спам. Как и твиттер.
Я не хочу постить микрозаметочки, меня это отвлекает. Есть более важные занятия, чем транслировать хронику своей жизни или делиться мимолётными дизайнерскими впечатлениями. Наверное, это развивает популярность и кому-то будет интересно, но я не хочу этим заниматься. Стараюсь концентрироваться на больших проектах.

Эмблемой твоих курсов является грифон Арсений. Как придумал этого персонажа?
А я его не придумывал. Листал «Фликр», увидел гравюру в книге французского печатника Себастьяна Грифиуса и просто поставил её на афишу курса. Этой гравюре около 500 лет. Потом с иллюстраторами её перерисовал. Сначала грифон был контурным, а сейчас стал чёрным и немного мультяшным.
По образованию ты филолог-преподаватель?
По-моему, у всех филологов в дипломе написано «Преподаватель русского языка и литературы». Но я точно не знаю, потому что меня отчислили с четвёртого курса.
Почему?
Потому что ничего не делал.
Не читал?
Вот именно, не читал. Там были такие списки литературы, которые никто не сможет прочесть. Я не понимал, чему меня учат, зачем мне нужна литература восемнадцатого века в таком объёме.

Как оказалось, на филфаке не учат редактуре в том смысле, в котором она нужна
А как ты оказался в дизайне?
В нашем университете филологам предлагали три специализации: документоведение, редакторское дело и издательское дело. Я, естественно, выбрал последнее. Два года были лекции об истории издательского дела в России, о старых книгах, как они выглядели и как их делали. Также рассказывали о вёрстке и о работе в Пейджмейкере и в Индизайне. Занятия вёл известный в Челябинске человек, издатель Владлен Феркель. Так я и начал верстать.
В то время мне очень хотелось делать книги. Первые заказы — художественная литература, поэзия и проза уральских авторов. Потом были научные монографии, а дальше реклама, журналы, газеты.
А после учёбы на филфаке где ты учился дизайну?
Тринадцать лет назад учиться особо было негде. Даже не помню, была ли Британка в то время. Если и была, то ехать в Москву на два года я не был готов. Поэтому, как и все, учился, как мог: читал книги. В то время как раз вышел Брингхёрст «Основы стиля в типографике». Для меня эта книга была библией, и выглядела она как Библия: чёрная обложка с красивыми буквами.
Помогает ли филологическое образование в работе дизайнера?
Да, конечно. С текстом я работаю свободно. Пишу без ошибок, не заглядываю лишний раз в словари — это тоже плюс. Получается быстрее.

Флаер туристической компании — первый рекламный макет, за который мне заплатили деньги, 500 рублей. Сделал в ворде, потому что других программ не знал
Сам ходишь на курсы?
Хожу на короткие курсы. Для меня это хорошая встряска, в том числе как для преподавателя. Последний раз ездил в Москву на четырёхдневный курс «Основы дизайна интерьера» в Британку. Но мне не очень понравилось. Видимо, я слишком многого ожидал от Британки, а курс оказался посредственным.
На курсы техники публичного выступления ходишь?
Я бы с удовольствием поучился, потому что сейчас как умею, так и рассказываю. Только вот не знаю, где учиться. Мне кажется, я говорю нудно и медленно. Хочется быть повеселее, больше контактировать с людьми во время выступления. Помню, как с ужасом смотрел запись своего первого доклада на Дизайн-просмотре: я что, на самом деле так говорю и так выгляжу?! Как вообще меня люди могут слушать?
Рассказываю на «Дизайн-просмотре», как правильно расположить фотографию, чтобы она смотрелась естественно на макете
Как ты попал в бюро?
По зелёному коридору. Отправил письмо со ссылкой на свои работы, прошёл собеседование. В итоге меня взяли.
А кто проводил собеседование?
Артём Горбунов. Мы вместе смотрели мои работы, Артём задавал вопросы. Я запомнил момент, когда он спросил про страницу сайта: «Ты не видишь здесь никаких косяков в интерфейсе?» Я смотрел и не мог понять, что он имеет в виду, в чём проблема. Оказалось, заголовок текста был синим, как ссылка. Об интерфейсе я тогда знал очень мало.
Ты проходил курсы стажёров?
Я работал в 2012 году, тогда ничего такого не было. Ты приходишь и учишься на работе, попадаешь в реальную ситуацию, у тебя настоящая ответственность за проект. Так учиться эффективней.
Единственный курс, на котором был, это «Пользовательский интерфейс и представление информации» Ильи Бирмана.

Фотография с первого курса Ильи Бирмана. Тогда и познакомился с Ильёй лично
Какие работы делал в бюро?
Я пришёл в бюро из печати, с небольшим опытом в веб-дизайне. Поэтому меня взяли в журнальный проект на электронные издания «Актиона». Над ними и работал в первое время.
Если не секрет, за что тебя уволили?
Видимо, за то, что плохо работал. Это не было неожиданностью. Под конец я просто не вывозил. Ещё меня напрягало засилье интерфейса, все эти формы и кнопки. Мне и сейчас интерфейсы не интересны, а в бюрошных проектах их было много.
«Турбина под хвостом» выросла, пока работал в бюро?
К сожалению, нет. «Турбина» выросла после, когда я начал вести курс и делать свои проекты. В бюро у меня всё шло со скрипом. Это была хорошая школа, но не самая хорошая работа.
Как ты относишься к ресурсному подходу?
Сам по себе подход прекрасный. Я вообще не представляю, как можно работать по-другому. Удивительно то, что мне не удалось применить его в бюро. Вроде там говорится, что я могу работать, когда захочу и за моим графиком никто не следит. Но объём работы был такой, что свободного времени просто не оставалось, я был занят с утра до ночи. Если долго не выходил на связь, меня начинал доставать Коля Товеровский. Гуляю я в парке, мне звонит недовольный Коля и говорит, что если бы он был моим клиентом, он бы меня давно уволил.
А принципы ФФФ используешь?
Элементы его использую, но в чистом виде — нет. Это слишком жёстко для меня.
У тебя сдвигаются дедлайны?
У меня всё в жизни сдвигается. Я понял, почему так происходит, поэтому закладываю запас времени. Понимаю, что сдвинется, и просто готов к этому.
Как устроен твой график?
Кажется, что никак. Вообще я против графиков и какой-либо регулярности. Один-два раза в месяц мне нужно лететь на курс или конференцию, остальное время нахожусь в Челябинске и предоставлен сам себе.
Чем нравится Челябинск?
Он мне и не нравится. Видимо, просто привык. Я много езжу, мне хватает впечатлений в других городах. В Челябинске я не пытаюсь себя ничем занять, кроме работы. Бегаю в парке, хожу в кафе — всё.
Планируешь перебраться в Москву?
Нет. Мне Москва не нравится. Тысячу раз там был, и каждый раз она мне снова не нравится. Город становится лучше, интереснее, но жить в нём я точно не хочу.

Один из последних проектов «Адресные таблички Челябинска». Делал совместно с Ильёй Бирманом. Хочу изготовить такую табличку в металле и повесить у себя на доме
Что для тебя дизайн?
Дизайн — это красота. Понял однажды, почему всем этим занимаюсь: ради красоты. Если убрать эстетику из работы дизайнера, в ней вообще не останется ничего специфического. Чувствительность к красоте — это такая суперспособность дизайнеров. Кто-то красоту не понимает или им просто пофиг, а тебе надо, чтобы всё выглядело хорошо, цвета сочетались и строчки стояли на правильном расстоянии друг от друга.
Как можно развить чувство прекрасного?
Наверное, первый шаг — начать наблюдать за собой. Отмечать, что тебе нравится, что нет. Потом пробовать это анализировать: почему одни вещи кажутся красивыми, а другие уродливыми. А дальше нужно делать что-то самому, так потихоньку растёт разрешение, начинаешь ощущать нюансы. Крутые ребята чувствуют сдвиг на один пиксель и малейшее изменение оттенка.

Мой кабинет и куча зелени. Если бы я не стал дизайнером, то, наверно, стал бы ботаником
В каких проектах интересно участвовать?
Всегда мечтал сверстать учебник, энциклопедию или справочник с графиками, таблицами и иллюстрациями.
Сейчас мне стали интересны проекты из других областей дизайна: интерьер, предметы, архитектура, городская среда. Последний год я живу в мире трёхмерных объектов, материалов и текстур. Для меня всё это очень свежо и необычно. На экране такого нет.
Делаю дизайн-проект своей квартиры. Специально для интерьера стал покупать старые вещи в антикварных магазинах и на Авито: декор, рамки для картин, вазы, статуэтки, даже немного мебели. Это очень интересная игра.
Читаю книги про дизайн интерьера. Особенно понравился «Стиль» Эмили Хендерсон. Там как раз про красоту.
С чем связано увлечение дизайном интерьера и предметным дизайном?
Мне всегда это было интересно, постоянно переставлял мебель в квартире.
У себя в блоге ты выкладываешь фотографии ремонта двора. Что это за проект?
Я переехал в центр города — появилась своя квартира. Стал смотреть на дом шире своих квадратных метров. Понял, что какие-то штуки могу делать сам, ни с кем не договариваясь. Вот стоят старые страшные скамейки, и тебе ничего не стоит их отремонтировать. Надо два дня, три тысячи рублей, и все будут довольны.
Планирую сделать ремонт в подъезде, но соседи об этом пока не знают.

Мой балкон до и после ремонта
Год назад в подкасте Никиты Ларионова ты рассказывал, что в планах создать мастерскую Игоря Штанга. Как успехи? Собирается ли команда?
Нет никакой мастерской. Есть разные ребята, с которыми я работаю время от времени, — дизайнеры и иллюстраторы. Мне сейчас интереснее заниматься своими проектами.
Берёшь новые проекты?
Редко. Беру, если они мне кажутся прикольными.
Что именно?
Могу и сайт взять, и книгу. Всё зависит от проекта и клиента. Недавно нарисовал дизайн сайта для «Веб-стандартов». Это сообщество веб-разработчиков. Взял этот проект, потому что давно знаю Вадима Макеева и тема веб-разработки мне понятна. Правда, сайт они ещё не запустили.
Откуда берёшь клиентов?
Звучит странно, но я не знаю. У меня нет интерфейса входа для клиентов. Меня сложно найти как дизайнера, только как преподавателя. Наверное, приходят по рекомендации.
Какие книги посоветуешь?
Топ этого года:
- «Сделай это завтра» Марка Форстера. Классная и простая книга о том, как делать дела.
- «Стиль» Эмили Хендерсон. Эмили просто богиня. Я до сих пор не понимаю, как у неё получаются такие крутые интерьеры.
- «Санузел» Александра Киры. Монография на неудобную тему: от истории гигиены до туалетного юмора.
- «Теперь вы это видите» Майкла Бейрута. Психотерапия для дизайнеров.
- My Way to Typography Вольфганга Вайнгарта. Типографика, которую в России почти никто не знает и не понимает.