Евгения Веселова. Хорошо делайте, а плохо не делайте — Кто студент

Евгения Веселова Хорошо делайте, а плохо не делайте

Студентка Школы редакторов рассказывает о непрерывном обучении, человеческом подходе и дисциплине в работе.

Ты училась по специальности «Связи с общественностью». Это был осознанный выбор?

Да, я с девятого класса мечтала поступить на эту специальность. Меня привлекало в ней то, что придётся общаться с большим количеством людей, так называемый, нетворкинг. Плюс профессия пиарщика дает комплексное понимание, как выстраивать имидж компании и человека.

В школе я училась в экспериментальном классе. С восьмого класса мы проходили предметы, которые были на первом курсе института: экономику, право, криминалистику, связи с общественностью и журналистику. Это сильно помогло сориентироваться в том, чем я хотела заниматься после школы.

Я готовилась поступать в Государственный университет управления, два года ездила на подготовительные курсы, но в итоге не поступила на бюджет — нужно было набрать 30 из 30 баллов. Поэтому я пошла в Московский Гуманитарно-экономический институт на эту же специальность. Экзамены все сдала в один день — там было три небольших теста. Учиться было прикольно — я люблю академический процесс. Мне нравилось, что в процессе учёбы было много дисциплин, которые пересекались с журналистикой и международными отношениями.

Одна из основных проблем самой специальности пиар в России — она не сформирована в теоретическом виде. Практики не преподают, потому что час их работы «в поле» стоит сильно дороже, чем предлагают ВУЗы за лекцию. Ты учишься на американских учебниках 60−70 годов, а потом выходишь на работу и сильно удивляешься. Например, компании давно уже не проводят круглые столы или встречи с журналистами, потому что все на всём экономят. В целом институт взаимодействия пиарщиков и журналистов в России не развит, как и не развит институт деловой репутации.

Кроме учёбы в институте ты прошла много дополнительных курсов. Век живи — век учись?

Примерно так. Мне нравятся новые знания и то, как их можно применять вместе с теми, что уже есть. Я не верю в то, что работодатель посмотрит на диплом, список курсов и скажет — вот это специалист! Я делаю это больше для себя.

Сам процесс получения ачивок и дипломов тоже прикольный, хотя они все лежат в шкафу. Сейчас вся учеба построена с элементами геймификации, поэтому учиться — затягивает.

На вручении диплома с Заместителем губернатора Калужской области

Были курсы, о которых ты пожалела?

Я как-то решила разобраться в бухгалтерии и пошла на курс при учебном центре. Тогда я жила в Калуге, это был 2013−2014 год, и краткосрочных курсов практически не было. Я не хотела тратить время на вышку. Мне это было нужно для личного понимания. Хотелось позаниматься с практиком и разобраться, что это и как оно вообще работает. Я заплатила около 7 тысяч рублей за недельные занятия, но так ничего и не поняла. Далёкому от финансовой темы человеку невозможно за 7 часов объяснить, как работает бухгалтерия, как и что считать.

Тогда меня это взбесило, и очень долго я вообще старалась никак не связывать свою работу с финансами и банковской сферой. После школы я думаю закрыть вопрос с финансовым образованием, но для этого придется как-то совладать с тем, что я гуманитарий.

Твой путь в карьере начинался с менеджера по работе с клиентами. Расскажи, чем ты там занималась?

Это было очень давно и скучно. Я звонила по холодной базе и говорила: «Здравствуйте, меня зовут Женя. Я работаю в рекламном агентстве. Нужна ли вам сейчас какая-то полиграфия?». Иногда кому-то нужны были визитки, но тогда я поняла, что не могу продавать, если я этим не горю и не вижу пользы.

Но задача была такая — обзвони 20 клиентов, принеси денег и получи зарплату. У меня был какой-то копеечный оклад, и я работала за процент от продаж. В какой-то момент нам перестали выдавать зарплату, поэтому я ушла оттуда. Думаю, все, кто когда-то работал в найме у небольших локальных предпринимателей, понимают о чем речь.

Потом был интернет-маркетинг, как ты к нему пришла?

Тут все случайно вышло — время моей юности пришлось на чаты и повальное увлечение кодом на ХТМЛ и так далее. Мои навыки развивались вместе с развитием интернета. В то время интернет-маркетинг не был таким сложным и комплексным.

Я нашла первую работу в копирайтинге через ЖЖ — мы делали проект «Словоново-ру». Собирали все сленговые и жаргонные слова русского языка и писали к ним определения.

Потом я отвечала за выпуск новостей в Аймобилко. О ней есть в одной из лекций по редактуре в школе. Мы с главредом Дмитрием Скирюком ежедневно выпускали около 4−6 новостей о книгах, фильмах и музыке.

Скриншот сайта Аймобилко. К сожалению, проект уже не существует

Ты работала в крупных компаниях — НЛМК, Сбербанк. Что ты там делала? Как удалось туда попасть?

Работала в пресс-службе НЛМК — писала пресс-релизы, статьи и делала интервью для газеты, портала и других внутрикорпоративных штук. Отвечала за калужскую площадку. На НЛМК вообще была супер-крутая пресс-служба — драйв, запал и отличная команда.

Мы вместе работали над внутренним порталом компании, который стал победителем международной премии ИнтерКом-2018. Классная штука получилась — у НЛМК огромное количество сотрудников и площадок, а этот портал смог объединить всех. Такая пиар и эйчар штука.

Мне помогло базовое образование, потому что там всё, как в лучших классных книжках. Доучиваться тоже пришлось — на базовом уровне разбираться в металлургии, чтобы понимать о чем говорят коллеги.

Я много переезжаю и искала работу там, где жила до всей этой истории с удалёнкой и коронавирусом. Сначала я жила в Калуге, потом переехала в Москву, потом обратно в Калугу, оттуда в Обнинск и вот я снова в Москве.

Попасть туда было достаточно просто — калужская площадка НЛМК находится рядом с Обнинском, а я в тот момент жила рядом. Претенденты были, но не так много. Кажется, мне очень повезло.

В Сбере тоже повезло — туда меня пригласили, когда я в какой-то из разов переехала в Калугу. За несколько лет до этого я делала проект навигации в городском бору — сделала проект, предложила крупным компаниям финансово поучаствовать. Так я со многими познакомилась, в том числе, со своим будущим начальником в Сбере.

Должность была чуть ниже моих компетенций и амбиций к тому моменту, но я хотела сфокусироваться на семье, а не на карьерных скачках, и Сбер стал отличной площадкой. Несмотря на переработки и сложность работы в обеих компаниях, это супер крутой опыт.

На площадке НЛМК-Калуга

Чем ты сейчас занимаешься?

Работаю редактором в сервисе для инвестиций на фондовом и валютном рынках и в контент-агентстве. Иногда делаю несрочные и небольшие заказы для проектов, в которых могу быть полезна.

Как ты пришла в редактуру?

По сути, текстами я занимаюсь около семи лет, но редакторов, как мне кажется, стали набирать в штат за нормальные деньги только последние пару лет. Раньше надо было быть человеком-оркестром — и ивент, и пресс-релиз, и полиграфию напечатать.

После рождения ребенка я поняла, что такой рок-н-ролл не потяну и не хочу возвращаться в офис, тратить время на дорогу, но хочу работать с текстами. Начала искать такие проекты и не брать ничего иного. Потом стала думать: как зарабатывать нормально, работать точечно и не упускать, как растёт и меняется мой сын. Поэтому для себя я определила только формат удаленной работы.

Я пошла к Алене Владимирской, одной из известных хедхантеров на российском рынке. Иногда она проводит консультации для всех желающих и она посоветовала сфокусироваться на редактуре, потому что нормальных редакторов мало, особенно с хорошим образованием и опытом. Кстати, она и посоветовала мне пойти в Школу редакторов.

Стала думать: как зарабатывать нормально, работать точечно и не упускать, как растёт и меняется мой сын

Расскажи, что самое сложное в работе редактора?

Уметь отдыхать. У меня в декабре 2020 года в работе было 110 текстов. Мне кажется, я читала нон-стопом, правила, правила и едва не сошла с ума. Устаешь — что-то упускаешь, приходится возвращаться и править снова и снова.

Что можешь посоветовать, чтобы меньше уставать от текстов?

Важен баланс. Если ты шесть дней в неделю с 8:00 до 21:00 сидишь за компом и редактируешь, то устанешь. Если играть в плейстешен столько же времени — устанешь. Для себя я решила, что работаю до 17:00 и еще немного после 21:00. А по субботам или воскресеньям, в зависимости от загрузки, сплю в обед. В оставшееся время я делаю то, что нравится. Гуляю и стараюсь не смотреть в телефон.

Наверное, ещё один важный фактор — не брать работу, которая не в кайф. Можно писать про натяжные потолки, диарею и климакс. Но, чтобы писать об этом долго и много, надо любить либо бренд, либо заказчика.

Ты закончила первую ступень. Расскажи о своих ощущениях. Как тебе далась учёба?

Я привыкла к тому, что учёба и всё остальное мне в жизни достаточно сложно даётся. Всегда не без усилий. И тесты по типографике давали, конечно, прикурить. Каждый раз жму кнопку «сдать» и зажмуриваю глаза -— боюсь увидеть чуть более 20 баллов, которые получила на одной из первых недель.

Финальный тест по интерфейсам, несмотря на стабильные текущие, у меня провальный. Но я люблю всё доводить до конца, сейчас хочу на вторую ступень, поэтому прихожу к главреду «Кто студент», чтобы дал темы статьей и спикеров для интервью. Третью закончить тоже было бы круто.

В школе жесткая система обучения и конкуренция. Как ты к этому относишься?

Отлично, на самом деле. Тут и дисциплина, и мотивация, и умение держать внутреннее обещание, и планирование времени. Так и есть в реальной жизни: у тебя есть время на задачу. Неважно, ставишь ты его сам или ставит заказчик — важно выполнить своё обещание и сдержать слово. Я это ценю в людях и стараюсь следить за собой в этом отношении.

Классно же, когда на исполнителя или партнёра можно положиться. И рейтинг показывает, насколько сильно ты хочешь учиться дальше — баллы можно при желании добрать статьями в журнал «Кто студент». Сиди, придумывай темы и работай с редактором из школы. Тренируйся сразу, перед выпуском.

Если человек держит слово и выполняет задачи в срок, на него можно положиться

Как думаешь, какая система обучения более эффективна?

Моя родственница и очень близкая подруга — врач. Кажется, она учится уже лет 10. У них постоянно какие-то курсы, аттестации, операции, осмотры, и всё это сопряжено с ответственностью вплоть до уголовной. И она замотивирована работать, хорошо учиться и выполнять качественно свои обязанности. Она не выйдет из операционной, потому что ей что-то взбрело в голову или предложили операцию, которая лучше оплачивается. Она знает, что на неё рассчитывает человек, который лежит на операционном столе.

Но вот в других, как их называют, творческих специальностях, многие привыкли, что ответственности мало, поэтому не любят фрилансеров и сотрудников на удаленке. Приходится каждый раз доказывать, что ты тут, ты нормальный, ответственный человек. Думаю, к дисциплине и личной ответственности обязательно нужно приучать, причем достаточно жёстко. Да, нельзя сравнивать человеческую жизнь и задачи бизнеса, но это общее отношение к жизни и данному другому человеку слову.

Что касается учёбы в Школе редакторов, можно вызубрить все темы, найти кого-то и списать у него варианты ответов на тесты, быть первым в рейтинге. Будешь молодец и всё успеешь. Другое дело — как ты потом с таким подходом покажешь себя в работе. Мне странно, если выпускник первой ступени не написал статью в «Кто студент». Думаю, это необходимая практика — поработать с редактором, который учится по тем же лекциям, раз нет обратной связи по заданиям.

К дисциплине и личной ответственности нужно жёстко приучать

Были настоящие провалы в работе?

Мне было сложно найти работу редактором и до сих пор я себя чувствую в поиске неуверенной. У меня почти не было разноформатных текстов, много работ с договором о неразглашении и показывать нечего. И ты думаешь, как себя продать. Например, просто заявить, что я правда хороший редактор — не катит.

Мне однажды повезло — моя подруга тэгнула меня в посте какой-то блогерши, которая искала копирайтера. Она мне не написала, но написали из контент-агентства. Я сделала тестовое, мы притерлись, работаю у них редактором и очень люблю.

Другой проект — тоже очень крутой, настоящий мэтч с шефом, прошедшей Школу редакторов. Написала о себе честно, выложив «Багаж» — теперь знаю, как это называется. Мне предложили тестовое, я его сделала. Эта работа мне очень интересна, поэтому снова учусь. Собственно, мой руководитель и была драйвером того, что я последовала совету Владимирской. До этого я ходила вокруг школы года три и всё жалела денег. Но вот меня взяли, и я решила — была не была.

Ты говорила, что за человеческий подход в работе. Расскажи, что это значит в твоём понимани?

Есть классная книга, которую мы все однажды почему-то одновременно прочитали на заводе. Она называется «Лидер и племя». Авторы Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт выделяют пять уровней корпоративной культуры:

Уровни корпоративной культуры. «Лидер и племя» Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт

Чаще всего организации и их лидеры находятся на третьей ступени, и это мешает достижению цели. Позиция «Я крутой» подразумевает индивидуализм, а не настроенность на решение проблем бизнеса. С такими людьми сложно сработаться, они понимают тебя как инструмент, печатную машинку. Со временем работа с лидерами приносит только выгорание, а за ним — снижение эффективности и отторжение.

Альтернативная позиция — сразу выстраивать партнёрские отношения. Мне пока кажется, что четвёртая ступень и «Мы крутые» — достаточно комфортная позиция для работы в редакции. Пятая — это утопия и что-то из разряда «за всё хорошее, против всего плохого». Тоже неплохо, но, кажется, малореально.

Автор, редактор, продакт — все работают на бизнес, и если все будет ок, всем будет ок. Конечно, классно работать с компетентными людьми, которые разделяют такую позицию. И каким бы классным человек не был и каким бы не было у него белым пальто по Pantone — ошибаются вообще все, и это нормально. Думаю, важно давать человеку второй шанс и не долбить его ошибками. Была ошибка — обсудили, идём дальше и работаем, чтобы они не повторялись, мы же крутые, всех победим.

Важно помнить, что у всех есть жизнь вне работы. Продакт может простыть, у редактора может заболеть ребёнок, аналитик может развестись — всё это влияет на работу и странно не обращать внимания на такие факторы. Всё это нужно учитывать при планировании сроков. Ну и не работать с мудаками, которые иногда придумывают фантазийные истории, куда и почему они пропали. Это как раз к личной дисциплине и умению держать слово.

На ошибках лучше не зацикливаться, а обсудить их и двигаться дальше

Как ты выстраиваешь процессы с авторами?

Мне кажется, важен не столько процесс, сколько нормальные отношения. Уважение к срокам, нормальное общение, которое комфортно каждому. Кому-то надо выговориться, кому-то поржать, а кому-то кроме работы ничего не нужно.
Дальше всё обычно: ищешь авторов, даешь ТЗ и спрашиваешь, всё ли понятно и устраивает ли срок. Потом две итерации правок и вперёд. Когда привыкли к совместной работе и всё понятно, можно обойтись без итераций с правками.

С каким автором точно работать не будешь?

С теми, кто не держит слово и пропадает. Для меня это триггер хуже, чем плагиат или плохой текст. Если человек ответственный, с ним приятно работать, даже если он не дотягивает по знаниям. Обычно такие авторы стремятся детально разобраться в теме, копают источники, хорошо отрабатывают правки и быстро растут.

Как выбрать курсы и не потерять время и деньги?

Определиться с тем, для чего нужен курс. Если его хочется пройти просто так для общего развития — можно выбрать что-то на Курсере и не тратить деньги. Но если нет конкретной цели, велики шансы не закончить обучение.

Провести анализ рынка. Изучить, какие компании и что предлагают, какая финансовая вилка, сколько минимально и максимально стоит обучение в сфере.

Выбрать лидеров рынка. Если обучение будет связано с финансами, лучше переплатить и пойти в Финансовый университет, Плешку или ВШЭ. Словом, туда, где есть академическая экспертиза. Это всегда сложнее, но результативнее в долгосрочной перспективе.

Поймите, какие знания и документ получите. Если обучение связано с управлениями проектами, не стоит искать курсы в интернете. Лучше пройти сертификацию — ПМ Стандарт, PMI или PRINCE2 в зависимости от задачи. Это нужно не для того, чтобы показывать шефу, а для того, чтобы понимать комплексность полученных знаний и собственную экспертизу. Я сдавала ПМ Стандарт, поэтому на проектных задачах нахожусь в одном информационном поле с коллегами.

Поймите, будет ли практика и обратная связь. Не все дистанционное обучение предполагает обратную связь, но в некоторых специальностях, например, в финансах или редактуре, это необходимо.

Живите в чётком графике и всё успевайте. Хорошо делайте, а плохо не делайте.