Студенты Школы дизайнеров о том, почему выбрали обучение в бюро, где искать работу и куда сходить для культурного развития в их городе.
Где ты живёшь? Как ты стала дизайнером?
Динара: Всю сознательную жизнь я жила в Казахстане. Когда мне стал интересен дизайн, подруга посоветовала пройти стажировку в маленькой компании, где она работала. Так я постепенно и втянулась.
Манс: Я родился и живу в Узбекистане, в городе Ташкент. У нас красивая страна, уютные люди и восхитительная осень.
Я учился на факультете химии. Параллельно работал лаборантом в политехническом институте на кафедре промышленного дизайна и выполнял работу айтишника, там же заинтересовался графическим дизайном.
Алина: Я родилась и выросла в Ташкенте. С недавних пор живу в центре города.
Я училась в Республиканском художественном колледже имени Бенькова. Впервые с дизайном я столкнулась на факультете книжной графики. Всю базу: композицию, типографику и цветоведение мне дал Михаил Дмитриевич Баклыков. Мне очень повезло с преподавателем.
В колледже мы делали буклеты, визитки, плакаты, логотипы и книжные иллюстрации. Учёба очень нравилась. Мы постоянно находили и обменивались интересными зарубежными проектами, красивыми натюрмортами с «Пинтереса». Обсуждали в группе, как добиться такого же результата. Этот коллективный интеллект очень подстёгивал и воодушевлял.
После колледжа я пошла работать в дизайнерское агентство. Там я проработала почти год и делала почти то же, что и в колледже, только на более серьёзном уровне и с реальными проектами. Параллельно я читала Ководство, бизнес-линчи, смотрела, что делают дизайнеры зарубежом.
Наталия: Я провела детство в небольшом уральском городке Кушва, потом жила в Екатеринбурге, а сейчас переехала в Санкт-Петербург. Я закончила Уральский государственный архитектурно-художественный университет в Екатеринбурге по специальности «Промышленный дизайн».
Ольга: Сейчас я живу в Бордо, мы переехали по работе мужа и ближайшие несколько лет проведём здесь.
Почему тебе интересен дизайн и как ты решила этому учиться?
Ольга: У меня есть гипотеза, что я смогу быть полезной в этой сфере. Есть внутренняя уверенность, что сейчас нужно двигаться в этом направлении, поэтому и рискнула. Как минимум для меня будет полезно узнать, что мне нравится, а что нет, что получается хорошо, а что — так себе.
Для меня дизайн — это смесь креатива, заботы о людях, творчества и навыков
Смотрю на некоторые сайты, принты, логотипы и думаю: «Как кайфово! До чего просто и в самую точку. Красиво. Как такое вообще можно сделать?» Хочется самой быть волшебницей и делиться с миром своим взглядом, при этом приносить пользу. Немаловажный фактор — хорошая зарплата и возможность работать удалённо.
Почему ты выбрала бюро, чтобы учиться дизайну?
Динара: Я работала в Rocket Firm, там постоянно отсылали к советам бюро. В какой-то момент поняла для себя: «Надо бы пройти у них курсы, всё систематизировать в голове».
Ольга: Я изучала требования в вакансиях, и в одной из них среди прочего значилось профильное образование или сертификат Бюро Горбунова. Тогда я впервые узнала о возможности получить здесь образование. Потом я пересмотрела много разных школ, но остановилась на бюро, потому что понравилась атмосфера, люди и материал.
Манс: Я много слышал про Артёма Горбунова; мой бывший арт-директор давал мне его книги и статьи, чтобы я не делал ошибок в простых задачах. Пара моих друзей проходили учёбу в школе бюро и теперь работают зарубежом. А я оставался у себя в городе, где не было почти ничего нового, те же клиенты. Я упёрся в потолок возможностей этой страны.
Алина: Про бюро я узнала, работая в дизайнерском агентстве. Я тогда читала «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и через него узнала о бюро.
У меня был выбор — либо продолжать учёбу в университете, который не очень нравился, но давал диплом о высшем образовании, либо поступать в бюро и развиваться дальше в дизайне, но без корочки. Тогда корочки для меня были важны: я отложила идею с бюро и только спустя два года решила попробовать поступить. Рискнула, и за две недели сделала вступительное задание. Попала на бесплатное.
Меня пугал тот факт, что школа бюро — это не высшее образование
Наталия: Я решила сменить род деятельности. По специальности я промышленный дизайнер, но работаю графическим дизайнером. В университете мне больше всего нравилось визуализировать концепции маркерами или кистью в фотошопе. Мне не хватало знаний в типографике и были интересны основы проектирования интерфейсов.
Бюро мне посоветовал знакомый. Отправил ссылку на сайт Школы дизайнеров, когда узнал, что я ищу, куда пойти заполнять пробелы после универа. Я решила, что это отличная возможность прокачать свои навыки. Ещё меня привлекла возможность учиться бесплатно. Позже, у меня получилось выиграть конкурс.
Что тебя вдохновляет на творчество?
Динара: Вдохновляет, когда смотрю на работы других дизайнеров и думаю: «Блин, я тоже так хочу». Раз кто-то так может, я тоже смогу.
Ольга: Случайно увиденные работы дизайнеров в инстаграм, магазины с канцелярией, естественная игра света, книги. Кайфую от заряженных людей, которые не боятся, двигаются вперёд, проявляют себя и вдохновляют других.
Манс: Просмотр фильмов, рекламы, сотни часов просмотра аниме и сам окружающий мир, в котором всё собрано идеально и при этом парадоксально хаотично и фантастически красиво. Всё это даёт мне желание повторить хотя бы часть визуальной составляющей в своих работах.
Эту гифку я назвал «Возрождение». Большинство живут в режиме работа-дом-работа, будто они во временной петле, и не могут разорвать этот круг. Всё повторяется заново. Человек рождается, человек работает, человек умирает. У него появляются новые идеи, но при этом нужно с новым днём придумывать что-то новое. Вот и этот субъект появляется и тут же сгорает в своей петле работы и рутинного быта. Но при этом возрождается снова и снова в своих новых работах и действиях.
Алина: Когда дело касается дизайна, вдохновляет желание сделать эстетически красиво, а если проектирую интерфейсы, то удобными в использовании. Бывает, что работа просто не идёт. Тогда я ищу в «Пинтересе» или инстаграме красивую вёрстку плакатов, журналов или просто фотографии, рисунки. Часто для вдохновения хватает погулять часик по городу, купить кофе и наблюдать за окружением.
Временами я рисую пальцем на телефоне или планшете. Это отдельный кайф и отдушина. Зона, свободная от правок. Я наверное никогда не бываю такой сконцентрированной, как когда пытаюсь успеть нарисовать проходящую мимо женщину или красивый свет, который меняется каждую секунду.
Наталия: Меня вдохновляет архитектура. Нравится журнал The Noisetier. У них красивые подборки вдохновляющих фотографий и статьи всегда на разные темы: о путешествиях, о еде, о фильмах, советы по диджиталу.
Может вдохновить красивая классическая музыка. Люблю утром разглядывать комнату, находить что-то красивое в освещении. Вдохновляет и мотивирует собственный успех в чём-либо.
Какие примеры хорошего дизайна есть в твоём городе или стране?
Динара: В Казахстане в целом сложно с дизайном, но есть ребята, которые действительно стараются и даже гордость пробирает. Мне нравится диджитал-агентство Rocket Firm. Например, их проект BI Group — сайт строительного холдинга, который делала огромная команда. По мне, он получился очень продуманным и красивым.
Ещё мне нравится рекламное агентство Good.kz. На Good я обратила внимание после рекламы лимонада «Буратино». Также нравится Qazaq republic — казахстанский бренд одежды. И импонирует Sati Taschiba и её блог на медиуме.
Манс: В Узбекистане есть хороший дизайн. Если говорить о квалификации и профессионализме в сфере дизайна, то Узбекистан на уровне с РФ и местами с Европой.
Местный менталитет может ограничивать ту или иную задумку, и в итоге приходится адаптироваться и искать компромисс
Интересный проект «Поиск культурной идентичности» сделал местный дизайнер Тимур Расулев. Автор рассуждает, как сохранять и развивать местную культуру.
Мне нравится логотип и визуальный стиль Ташкента, которые представили Тимур Сади и его агентство MA’NO branding agency — получилось лаконично и понятно. Ещё прикольный иллюстратор и графический дизайнер Татьяна Ким. Её работы милые и уютные.
Алина: Мне нравится брендинг-агентство Синтез. Хочется выделить их проект экологичной упаковки из тыквы.
Наталия: В России много талантливых дизайнеров. Конкуренция мотивирует и вдохновляет!
Мне нравится слушать Антона Шнайдера. Он работал дизайнером в студии Лебедева, а потом был арт-директором в Яндексе. Дизайн Яндекса меня привлекает своей простотой и заботливым сервисом, который тоже нужно было продумать и спроектировать.
Хочется отметить проекты Ильи Бирмана. Я часто обращаюсь к Правилам русского языка. Почему до этого никто не додумался всё систематизировать, упростить и сделать полезным? Пользуюсь типографской раскладкой, потому что это удобно.
Мне нравятся Shishki collective, у них интересный сайт, особенно то, как они рассказывают о кейсах, как пришли к своим идеям. Например, ребята сделали логотип и айдентику для Института Финляндии в Петербурге.
Как живут дизайнеры в твоём городе? Легко ли найти работу?
Динара: Дизайнеры в Алматы живут хорошо. Зарплата вполне приличная. Компании охотно берут новичков и взращивают их внутри компании.
Ольга: В сентябре я видела 3−4 стажировки со стипендией в небольших компаниях в Бордо. В целом, мне кажется, спрос есть даже в небольшом городе. Язык и навыки — главные ключи. Для стажировки нужно иметь портфолио, высокий уровень французского и успешно выполненное тестовое задание.
Манс: Живут дизайнеры весело, большое комьюнити давно сформировано. Найти работу именно в столице легко, если у тебя есть определённый опыт в дизайне. Благо удалённую работу можно найти через интернет.
В Узбекистане очень популярен телеграм. Брендинговое агентство RedFox публикует свои работы в отдельном телеграм-канале @portfolius. На канале @kadirovgroup делятся опытом фриланса, выпускают обучающие уроки и дают советы по дизайну на узбекском языке.
Алина: В Ташкенте нетрудно найти работу, дизайнеры нужны везде. Например, в телеграме есть канал «Найди дизайнера», где часто публикуют вакансии. В агентства попроще можно устроиться без опыта работы, со стоковым портфолио. В местах посерьёзнее будут смотреть на опыт, какие-то личные качества и дополнительные скиллы, вроде анимации и 3D. В Ташкенте нелегко найти толкового, нешаблонного дизайнера. Если такие и есть, то их расхватывают крупные агентства, но чаще они работают на зарубежные компании и не афишируют себя в социальных сетях.
Наталия: В Петербург я приехала в марте и наступил локдаун. Мне было тяжело найти работу или стажировку сразу, потому что я начинающий дизайнер интерфейсов, и в портфолио нет реализованных проектов. Я начала работать только в начале октября.
В Петербурге было тяжело найти работу или стажировку, не имея опыта реализованных проектов
В Екатеринбурге было проще стажироваться и потом работать. Но мне сложно объективно сравнить — это было некарантинное время.
Куда в твоём городе стоит в первую очередь сходить дизайнеру для вдохновения и профессионального развития?
Динара: Мне в своё время нравилось просто прогуляться в книжном магазине «Меломан». Время от времени в городе устраивают разные митапы: IT-компании, такие как Сhoco или Kolesa Group делятся своим опытом, устраивают мастер-классы, лекции и обсуждения.
Ольга: Для вдохновения советую посетить Музей декоративного искусства Бордо. И зайти в книжный магазин Mollat.
В Бордо есть библиотека Meriadeck. В ней много интересных, креативных и познавательных книг, которых я в России не встречала. У них есть свой сайт и можно проверить наличие той или иной книги.
Можно пообщаться с местными жителями — это отдельное вдохновение. Классно пройтись по улочкам, вдохновиться французской архитектурой 19 и 20 века. Если на улицах пусто, ты словно телепортируешься в другое время и трудно догадаться, какой сейчас год.
Манс: В Ташкенте часто проводят фестивали, есть неделя маркетинга и рекламы ADWEEK, но это больше для коммерческих целей в перспективе. Бывают частные выставки местных художников и графических дизайнеров, разные воркшопы. Про всё это можно узнать будучи подписанным на популярные новостные каналы в телеграме, например Afisha-uz, АйдаТуда.
Алина: Для профессионального развития я бы встретилась с агентствами, о которых я говорила ранее, для обмена опытом и знаниями. Хороших школ или курсов по дизайну в Ташкенте я не знаю.
Наталия: В Екатеринбурге стоит посмотреть архитектуру конструктивизма: Гостиница «Исеть», Городок Чекистов, Главпочтамт, Белая башня, Сити-центр.
Здорово, когда советская история становится контекстом современного искусства. В Екатеринбурге проходит Уральская индустриальная биеннале. Это крупный международный проект в сфере современного искусства. На биеннале можно увидеть картины и оригинальные инсталляции художников.
В Екатеринбурге нужно сходить в Ельцин Центр. У здания завораживающий медиа-фасад, а внутри расположен музей, торговые павильоны и небольшой кинозал. Иногда там проводят фестиваль артхаусного кино. Ещё там есть книжный магазин «Пиотровский» с интересными книгами. Также в Ельцин Центре есть небанальный магазин уральских сувениров и подарков «Ель».
В Санкт-Петербурге я была в Эрарте — это музей современного искусства. Ещё мне понравилось в Ботаническом саду Петра Великого — в тропических теплицах красивые экзотические цветы и гигантские кактусы.
По Петербургу нужно ещё просто прогуляться! Взять кофе или горячий чай, пойти куда глаза глядят и любоваться модерном и неоготикой.