Елизавета Гусенкова — главред в ИТ-компании Eastwind и карьерный консультант, в прошлом работала SMM-специалистом и училась в 17-м потоке Школы редакторов. Узнаем, как Елизавета стала главредом, почему её команда провалила третью ступень и какие качества важны для редактора.
Расскажи про свой карьерный путь. Как ты начинала?
По образованию я лингвист-переводчик. На третьем курсе я начала работать фрилансером в бюро переводов, совмещая учёбу в университете с работой. Заказчиками бюро были компании, которые занимались поставкой зарубежного программного обеспечения в России. Мы переводили для них коммерческие материалы и техническую документацию. Основному клиенту бюро — дистрибьютору ИТ-решений по кибербезопасности — мы делали переводы на сайт.
Когда началась СВО, рынок переводов с английского упал. Это коснулось и нашего дистрибьютора, основного заказчика бюро. Западные компании перестали сотрудничать с ним, совместные проекты прекратились. Плюс, пришёл ИИ, который забрал работу у многих письменных переводчиков.
Но на моё решение стать редактором повлияли не только внешние обстоятельства. На четвёртом курсе универа я осознала, что мне уже не очень интересно заниматься переводами. Хотелось не просто переписывать чужие мысли, а создавать собственный уникальный контент.
Где ты работала после получения диплома в университете? Легко ли удалось найти работу?
Я хотела сразу устроиться на позицию редактора, но меня не брали даже SEO-копирайтером. Только спустя три месяца мытарств по рынку труда, я устроилась SMM-специалистом в екатеринбургский женский журнал «Я Покупаю». Меня взяли потому, что на собеседовании я рассказала о полезном действии текста как о главном критерии качества, и на работодателя это произвело впечатления. Видимо, другие кандидаты-джуны не смогли ответить на этот вопрос.
В «Я Покупаю» я работала с соцсетями: вела ВК, Инстаграм, Ютуб. Периодически писала SEO-статьи в блог, иногда редактировала их за авторами. Ещё иногда снимала светские мероприятия, делала обзоры брендов одежды и салонов красоты — это была самая любимая часть работы.

Я проработала в журнале полтора года и всё время чувствовала, что женское лайфстайл-медиа — это не моё. Меня тянуло обратно в ИТ-сферу.
В 2023, спустя полгода после прихода в «Я Покупаю», я поступила в Школу редакторов Бюро Горбунова. О школе я узнала из телеграм-канала Максима Ильяхова. У меня сформировалось мнение, что школа мне очень нужна, и в какой-то момент решила — поступаю.
Расскажи про работу над дипломным проектом на третьей ступени. Я читала, что ваша команда не смогла защитить его. А что было с проектом дальше?
На третьей ступени наша команда делала дипломный проект «Резюмус» — сервис, который помогает кандидатам писать резюме с помощью ИИ. Мы не успели к дедлайну, поэтому нас не допустили к защите диплома. Тем не менее мы решили продолжить работу над сервисом, но так и не выпустили его. Сейчас проект заморожен.
В «Резюмусе» я отвечала за контент и продвижение — я была своего рода главредом, пусть и в «игрушечном» стартапе. Это был классный опыт: мы создали каналы в Телеграме и на Ютубе, я продумывала всю маркетинговую воронку, создавала контент-план, писала посты и сценарии для видео, ставила ТЗ для дизайнеров.

Что ты решила делать после провала на третьей ступени?
Через некоторое время у меня появилась идея фикс: вновь пойти на дипломный проект и доказать самой себе, что я могу. На третьей ступени я планировала убить двух зайцев: получить сертификат об окончании школы и развить собственный проект. Я хотела создать промпты для редакторов, которые ускорят написание SEO-статей с помощью нейросети. У меня уже был телеграм-канал, где я опубликовала первый промпт и провела интервью с потенциальными покупателями. Понимала, что люди заинтересованы и хотят пользоваться таким продуктом.
Для запуска проекта лучше идти в акселератор стартапов
Вскоре я начала сомневаться в необходимости третьей ступени, потому что моей задачей было запустить и раскрутить свой продукт. Для этого лучше идти в акселератор стартапов, а не в школу Бюро Горбунова, где процесс тормозят согласования с арт-директором и конфликты в команде.
В итоге я решила не проходить третью ступень повторно. Желание вернуться в школу — пережиток времён, когда я была никем. Сейчас я главред: зачем мне снова учиться управлению проектами, если я это делаю ежедневно? К тому же я уже сама обучала редактуре и построению карьеры. Но для новичков третья ступень — это отличная возможность заявить о себе в редакторском мире.
Как ты пришла к главредству?
Через год работы в журнале «Я Покупаю» я снова начала искать подработки. Летом устроилась на парт-тайм в контент-агентство Glyph Media. Для них я писала технические статьи про ИТ на «Хабр».
В конце 2023 — начале 2024 я около полугода совмещала работу в «Я Покупаю» и в Glyph Media и проходила третью ступень. После окончания второй ступени я стала получать по 2−3 предложения о работе ежемесячно. Но это были разовые задачи или краткосрочные проекты, а мне хотелось чего-то постоянного. В феврале 2024 я приняла решение: уволилась из женского журнала и устроилась редактором в екатеринбургскую ИТ-компанию Eastwind.
В Eastwind мне было несложно: у меня был опыт работы с ИТ в бюро переводов и в Glyph Mediа. Правда, ожидания от работы в компании не оправдались: мне хотелось быть главредом, но такой возможности в компании пока не предвиделось.
Из-за чувства неудовлетворëнности я продолжила искать варианты и в апреле 2024 устроилась в Яндекс шеф-редактором. Я хотела получить управленческий опыт, чтобы впоследствии выйти на рынок главредов. Из Glyph Media я ушла сразу при переходе в Яндекс: корпорация требовала фулл-тайма без совмещений.
Я хотела получить управленческий опыт, чтобы выйти на рынок главредов
Но в Яндексе я продержалась недолго. В мае уволили руководительницу, которая меня наняла. При другом шефе работа скатилась в погоню за цифрами в ущерб качеству. Мы обновляли базу знаний без проверки актуальности и игнорировали экспертизу. Меня хватило на три месяца: стресс и ощущение бессмысленности моей работы в корпорации стали невыносимыми. Я попросилась обратно в Eastwind, и меня приняли.
В Eastwind я вернулась на те же условия. На том этапе мне ничего не обещали по поводу карьерного роста, поэтому я просто хорошо делала свою работу и даже больше: просила больше задач, расширяла свою зону ответственности, помогала расти своему руководителю. До главреда меня повысили через 4 месяца после возвращения, так как текущего главреда перевели на должность директора по маркетингу, а я была первым кандидатом на его место.
Как устроена работа редакции в Eastwind?
В команде нас четверо: три редактора и я в роли главреда.
Наша целевая аудитория — это топ-менеджмент в телеком-операторах и банках. Мы продаём решения и для государства, в этом случае наша ЦА — чиновники в министерствах. Если обобщить, то это крупные зарубежные компании, где решения принимают важные дяди и до которых сложно достучаться традиционным контент-маркетингом.
В Eastwind мы пишем на две площадки: в собственный блог и на LinkedIn. На основе статей в блог также готовим пресс-релизы для СМИ.
Мы в редакции не копаемся глубоко в технических вопросах, но для хороших текстов нам важно понимать, как работают решения компании и наш целевой рынок в целом. Поэтому мы тесно взаимодействуем с техническими экспертами компании, которые специализируются на продукте. Здесь важно уже не только разбираться в ИТ и хорошо писать, но и строить коммуникацию — с технарями это бывает особенно сложно. Их нужно мотивировать давать фактуру для материалов и проверять черновики, а самим редакторам — не принимать близко к сердцу порой резкие правки.

Что входит в твои обязанности главреда?
Большую часть времени занимает текучка: проверка статей и постов, контроль контент-плана и метрик, созвоны с редакцией и смежными командами. Моя задача — всё распределить и следить за выполнением дедлайнов, а ещё контролировать, что никто в команде не умирает от нагрузки.
Я налаживаю процессы: когда что-то не работает, я иду и чиню. Если у нас что-то тормозит, то я выясняю причины и что с этим можно делать. Например, у нас была проблема, что из-за занятости эксперты очень долго согласовывали статьи. Было принято приемлемое в нашем случае решение: мы запланировали еженедельные созвоны с ними для согласования материалов. Это обязательство ускорило процесс публикации.
Когда что-то не работает, я иду и чиню
Но самая важная часть работы руководителя — это управление командой. Сюда входит найм, увольнение, развитие сотрудников, разрешение конфликтов и делегирование. Задача главреда — построить сильную команду, которая может самоорганизоваться и сделать работу хорошо без него. Я к этому иду.
У главреда становится меньше работы руками. Но я до сих пор пишу, потому что мне это нравится, да и команда у нас небольшая — часть задач приходится брать на себя. Некоторые называют таких руководителей «играющим тренером»: ты вроде рулишь командой, но при этом сам иногда создаешь контент.
Что для тебя самое сложное в работе?
Самое сложное для меня — созвоны. Иногда думаю, что идеальная жизнь — это жизнь без звонков. Когда весь день одни совещания, то возникает ощущение собственной непродуктивности и отсутствия результата. Я стараюсь планировать созвоны так, чтобы они шли подряд и не вставали между другими задачами.
Ещё одна сложность — не всегда получается спокойно работать, потому что все проблемы стекаются ко мне. Мне постоянно пишут, отвлекают, что-то требуют в течение дня, и это сильно мешает сохранить фокус на основных задачах. В такие моменты я выключаю мессенджеры и выделяю себе часа 2−3, чтобы меня никто не дёргал.

Кому точно не стоит становиться редактором?
Все могут стать редакторами, это не квантовая физика. У нас такая профессия, что свою нишу может найти каждый. Я нашла себя в редактуре, потому что я системный человек: мне нравится выстраивать структуру от уровня статьи до уровня бизнес-процессов. С другой стороны, можно быть креативным копирайтером и выдумывать невероятные рекламные баннеры, нейминг, мемы.
Эта работа подойдёт и экстравертам, и интровертам. Если вы относитесь к первым — смело идите в коммерческую редактуру и работу с клиентами, где нужны открытость и коммуникабельность. Если вам трудно общаться с людьми, устройтесь техписателем и пишите документацию по ГОСТам (хотя коммуницировать всё же придётся, но меньше). Мне кажется, нет таких людей, которым редактура совсем бы не подошла.
Какие навыки ты считаешь основными для редактора?
Инфостиль и визуальное повествование — это база. Если этого нет — дальше двигаться нельзя.
Маркетинг тоже база, даже если вы работаете в госсекторе или СМИ. Маркетинг нужен, чтобы понимать свою целевую аудиторию и задачу, которую нужно решить с помощью контента.
Аналитика. Прошли времена, когда можно было сказать заказчику: «Ну, вот я текст написал, это мой результат». Любой контент должен работать на цель, а цели измеряются в цифрах: охваты, лайки, репосты, комментарии, количество заявок или упоминаний. Зависит от ниши и специфики бизнеса.
Насмотренность и современность. У многих, кто приходит на мои консультации, такая проблема: нет насмотренности ни на рынок труда, ни на тренды в контенте. Это мешает не только находить крутую работу, но и придумывать эффективные контент-стратегии, тестировать новые форматы и гипотезы. Без этого нет развития.
Для оценки навыков я даю своим менти индивидуальный план развития. Это таблица, в которой перечислены все необходимые для редактора навыки, и есть подсказки, как можно себя оценить. На консультациях я помогаю редакторам и маркетологам объективно взглянуть на свои сильные стороны и точки роста, предлагаю идеи, как прокачать тот или иной навык, помогаю достичь результата.

Что ты можешь посоветовать будущим редакторам и главредам?
Если хотите быстро расти — всегда берите больше ответственности на работе. Даже если вам не дают новые задачи — придумайте их себе сами. Найдите или создайте пет-проект. Например, заведите телеграм-канал на интересующую вас тему и публикуйте в нём контент. Это будет ваш кейс для будущих работодателей.
Будьте увереннее — берите больше ответственности
Не засиживайтесь на одном месте работы слишком долго. Два-три года — и можно прощаться, если нет перспектив роста в карьере и деньгах. Это спасёт от закисания мозгов и поможет сохранить тонус, чтобы однажды не оказаться на обочине редакторского рынка. Статистика такова, что в большинстве случаев получить прибавку к зарплате проще на новой работе, нежели на старой.