Кино в карантин. Как все студенты защищались дистанционно

Кино в карантин Как все студенты защищались дистанционно

Впервые за всю историю школы.

Раньше часто было, что кто-то из преподавателей или студентов не мог приехать на защиту дипломов в Коворкафе. Так, чтобы сразу все были в онлайне, — первый раз за всю историю школы. Благодаря карантину дипломники 10 потока получили в нагрузку новый формат — онлайн-защиту. Не у всех был опыт презентовать дистанционно, но ребята разобрались, что к чему и получился огонь.

«Обычно защита — это формат „Человек у доски говорит, слайды на доске листаются“. На этой защите впервые мы увидели, как демонстрации вышли на первый план: ребята сосредоточились на том, чтобы хорошо показать свои продукты и сделать рассказ, который будет лучше читаться с экрана. Молодцы и умнички», — Максим Ильяхов.

Между допуском и защитой

На сайте школы написано, что на подготовку проекта даётся 7 недель. На самом деле не 7, а больше. 7 недель команда готовит первую работоспособную версию, а после допуска к защите есть ещё время на вторую итерацию. За три с половиной недели ребятам 10 потока нужно было допилить проект и сделать презентацию.

Первый рубеж — 25 мая, допуск, второй рубеж — 19 июня, защита. Между двумя датами время на доработку проекта и подготовку презентации

Первый рубеж самый сложный. Чтобы заработать допуск, нужно согласовать с арт-директором все этапы третьей ступени: понимание задачи, дизайн и текст проекта, внедрение задачи, план продвижения, подготовка к защите.

По опыту прошлых лет не все команды допускаются, но в этом году прошли все — уникальный случай:

Сервис рекомендаций для клиник «Ранг» 4,49
Арт-директор — Максим Ильяхов
Дизайнеры — Мария Вологжанина, Антон Сучков
Руководитель — Олег Чернов
Редактор — Влад Ищук

Приложение для запоминания
горячих клавиш «Шорткаттер»
4,36
Арт-директор — Илья Бирман
Дизайнер — Юрий Кобрянов
Руководитель — Алексей Алексеев
Редактор — Диана Тихонова

Сайт и реклама футбольной академии «Тагспорт» 4,15
Арт-директор — Михаил Нозик
Дизайнер — Андрей Скорик
Руководитель — Зоя Лопатина
Редактор — Анна Ситникова

Сервис мотивации людей с ВИЧ продолжать терапию 4
Арт-директор — Михаил Нозик
Дизайнер — Анастасия Балагурова
Руководитель — Алексей Наумов
Редактор — Анна Павлова

Продвижение «Новой культурной инициативы» 3,92
Арт-директор — Михаил Нозик
Дизайнеры — Елена Дубенцова, Сергей Королёв
Руководитель — Анна Антоняк
Редактор — Мария Селявко

Приложение для запоминания иностранных слов «Вордбук» 3,88
Арт-директор — Илья Бирман
Дизайнер — Полина Карасёва
Руководитель — Елена Лысова
Редактор — Ольга Симонова

Сайт и промокампания детского лагеря «Радужный» 3,81
Арт-директор — Максим Ильяхов
Дизайнер — Юля Бурдукова
Редакторы — Павел Храмкин, Яна Акимова
Руководитель — Александр Дьяконов

Интерактивная книга «Путешествовать — просто» 3,76
Арт-директор — Артём Горбунов
Дизайнер — Станислав Прозоров
Редакторы — Татьяна Шадрина, Иван Хацкевич
Руководитель — Наталья Кабалюк

Рубеж защиты не настолько критичный, как первый — допуск. Но расслабляться всё ещё нельзя — если хочешь получить высокий балл за диплом. Поэтому ребята не переставали впахивать, и гонка продолжалась вплоть до самой защиты.

«Не думайте, что после допуска к защите учёба заканчивается. Подготовка к защите — это тоже много времени и большой труд. Будьте к этому готовы и не обнадёживайте домашних», — Анна Ситникова, диплом «Тагспорт»

Ещё один стимул вкладываться в подготовку к защите — это возможность получить хорошую работу. На дипломы будут смотреть не только бюрошники, но и другие работодатели.

На защите у 10 потока были представители из Тинькофф Банка, издательства МИФ, компаний Суперджоб, Актион, Туту и Опенвей‑сервис.

Подготовка презентации как минипроект

Несколько недель работы надо было уместить в десятиминутный рассказ о проекте. Команды 10 потока выделили разное время на подготовку: от пяти дней до трёх недель. Как и с любым заданием в школе, лучше было сделать раньше, чтобы показать арт-директору и получить комментарии по доработке.

  • «Арт-директор Максим Ильяхов на созвоне посмотрел презентацию, дал кучу рекомендаций как улучшить историю, подачу. Затем посмотрел доработанную презентацию, загруженную на ютуб, и дал ещё ценной обратной связи и рекомендаций», — Олег Чернов, проект «Ранг»

Ребята подошли к презентации как к минипроекту, в который нужно вкладываться.

Базовые артдирные советы для всех дипломов — создать контекст, сценарий и провести зрителя по продукту:

  • «…сначала мы описывали работу сервиса как-то так: вот есть клиники, туда приходят пациенты, с ними происходит то-то и то-то. Максим подсказал описывать это и подобные вещи через сценарий со зрителями: представьте, что вы пришли в клинику…», — Влад Ищук, проект «Ранг»
  • «Не описывать проект и как мы классно всё сделали, а провести по продукту зрителей как возможных пользователей. Например, мы рассказывали о Тагспорте так, словно мы сами были родителями и искали спортивную секцию для ребёнка», — Анна Ситникова, проект «Тагспорт».

Карантин — друг и враг диплома

Студенты-трудоголики найдут способы, как работать над дипломом ещё больше. Благодаря карантину у многих отвалилась офлайновая работа, прогулки с детьми, поездки по городу, встречи с друзьями и походы в спортзал.

Что касается самой защиты, то абсолютно всем — и тем, у кого был опыт, и тем, у кого не было, — было комфортно презентоваться дистанционно. Все преподаватели отметили, что защита прошла живее и раскованнее, чем обычно.

«Было намного спокойнее. Можно было перед выступлением помедитировать или полежать с закрытыми глазами. Из-за того, что всё дистанционно, не улавливаешь общую нервозность», — Яна Акимова, сайт детского лагеря «Радужный»

Карантин подрезал многим продвижение проекта. Дипломы «Тагспорт», «Путешествовать — просто», «Новая культурная инициатива» и детский лагерь «Радужный» из-за карантина становились временно не актуальными. Даже онлайн-сервис «Ранг», который стремительно рос до карантина, на время изоляции встал.

Ребята срочно искали выход, чтобы проекты не замирали:

  • команда «Тагспорт» сделала страницу онлайн-тренировок и рекламу для клиента;
  • команда «Радужный» набирала заявки на путёвки, пока продажи были закрыты из-за карантина. За несколько дней до защиты стало известно, что лагерю быть, и к моменту презентации уже было выкуплено шесть путёвок.

Результаты продвижения «Радужного»

Логика логичнее, структура структурнее

Самое сложное в подготовке любой презентации — сделать логичную структуру и интересно подать. Онлайн-формат целиком сосредотачивает зрителей на экране и голосе рассказчика, эмоции передать сложнее. В отличие от живого выступления, где слушатели чувствуют харизму выступающего, в онлайне на первый план выходят рассуждение и логика.

Из программ разрешались ПауэрПойнт и Кейноут, сама презентация проходила в Зуме и Дискорде. Многие готовили всё в гугль-презентациях, чтобы работать параллельно друг с другом, а потом переводили в нужный формат.

Фрагмент презентации проекта «Вордбук». Дизайн в том же стиле, что и дипломный проект, простая и понятная логика, показана боль потенциальных пользователей

Фрагмент презентации команды из Шорткаттера. На всякий случай заранее сняли видео, как работает приложение, чтобы на защите ничего не подвисало и не отвлекало от рассказа

Команда «Ранг» по шагам показала решение. Их выступление было шестым. Надо было в темпе удерживать внимание зрителей

Фрагменты электронной книги «Путешествовать — просто» — наглядная демонстрация по кадрам, как можно упростить сборы и сэкономить на багаже

Фрагмент презентации проекта «НКИ». Гифка показывает, что разработанный логотип динамизируется и показывает тематику, о которой идёт речь на очередной выставке

  • «Презентации более продуманные, собранные и отрепетированные. Меньше организационных накладок, более чёткое расписание. Меньше отвлекаешься, внимательнее слушаешь. Наверно, не так интерактивно, как вживую, но сильно комфортнее. Потому что Коворкафе, конечно, тесновато для всех, кто участвует», — Михаил Нозик

Как говорить и показывать

Большая трудность — тренировка естественного хода речи, чтобы это был интересный рассказ, а не заученный стишок.

«Сложнее всего было написать текст, который будет звучать, как нормальная речь, а не как контрольное чтение. Поэтому лучше идти от противного: сперва наговорить импровизированный текст презентации, а затем записать его», — Мария Селявко, команда «Новая культурная инициатива»

При подготовке выступления Илья Бирман посоветовал своей команде «Вордбук» посмотреть, как рассказывает Джейсон Фрид о новом почтовике Хей: «…это не какое-то аккуратно смонтированное-заанимированное видео под музычку, где всё бесшовно, а нормальный человеческий рассказ».

Презентации команд получились интересными даже без навороченного визуального ряда и проникновенного голоса Аль Пачино за кадром.

«Мне понравилась чёткость и качество презентаций. Они были лучше отрепетированы, интереснее. В какой-то момент в середине я неожиданно обнаружил, что сижу на защите уже полдня и забыл про это — просто смотрел что-то интересное. Раньше такого не было», — комментирует Николай Товеровский.

Кто выступает

Кто будет выступать, команда решает сама. Большинство разделили выступление на смысловые блоки и каждый участник отвечал за свою часть.

Участники команд созванивались через Зум, репетировали, отрабатывали логику повествования. Трудно совместить рассказ и картинку, если учесть, что Зум подтормаживает.

Всегда есть риск, что у одного из участников команды и вовсе отключится интернет. Именно так получилось на предзащите у команд «Новая культурная инициатива» и «Шорткаттер». Но ребята не растерялись, так как каждый участник хорошо знал презентацию целиком — тут же подстраховали.

Только команда «Ранг» полностью доверила выступление руководителю проекта — Олегу Чернову. Решили, что один выступающий будет выглядеть органичнее, чем передача рассказа по ролям. Плюс меньше риск ошибок или глюков Зума при переходе от одного выступающего к другому. На вопросы после презентации отвечали всей командой.

Фишечки, чтобы не скучать

Выступление каждой команды длилось не больше 10 минут. Ещё 10 минут — чтобы ответить на вопросы. Защита заняла около 5 часов. Деканат просил оживить выступление какими-нибудь фишками, в офлайне легче удерживать внимание конкурсами, подарками и раздатками, а здесь глаза только на экран. Шоу никто не требовал, но многие команды придумали интересные элементы:

От Зои к Андрею, от Андрею к Ане, а в конце пас преподавателям — задавайте вопросы

Арт-директор Михаил Нозик посоветовал своей команде «Новая культурная инициатива» поставить фоны в Зуме из картин с выставок, которые организовывала НКИ:

Анна Антоняк и картина «Ниндзя едут на работу в метро», Сергей Савич

Повеселились и сами бюрошники: Николай Товеровский в обстановке мультфильма Хаяо Миядзаки

Артём Горбунов открывает бутылку в финале. Обычно, после защиты в Коворкафе, все участники пьют шампанское. Чтобы традиция сохранялась, школа отправила по почте каждому участнику бутылку шампанского

Команда «Сервиса мотивации людей с ВИЧ продолжать терапию» заказала себе футболки в одном стиле, даже такая маленькая деталь, а уже есть атмосфера

Вопросы судей и оценки

Тем, кто не знаком со школой бюро, трудно объяснить, что даже, если проект супер, пятёрки не будет. Оценка складывается из шести критериев: идея, логика, эстетика, техреализация, продвижение, реализация. Большое достижение, если на защите проект в итоге за всё получил четвёрку с копейками.

Пример оценки дипломов, которые ставил Артём Горбунов. Посмотреть всю сводку оценок можно на сайте бюро

Хорошая презентация — половина дела, потом будут вопросы. Ребята просили знакомых комментировать проекты, предполагали, что могут спросить на защите. Но соломки везде не подстелишь, судьи строгие, вопросы беспощадные:

  • команде «Тагспорта» пришлось держать удар от Артёма Горбунова: «Чем ваш проект — не сраный лендинг?»;
  • защиту «Новой культурной инициативы» Артём пробил вопросом «Какую оценку вы ждёте за пункт „Продвижение“?»;
  • Илья Синельников полушуткой выстрелил в «Путешествовать — просто»: «Ну вы хитрые такие, сделали книгу полностью на движке бюро, бюро за вас всё задизайнило, придумало и разместило. И чего тут вообще оценивать?».

Прощай, Коворкафе

Самый большой минус карантина — нельзя было приехать в Коворкафе. У москвичей больше не было преимуществ.

Печаль
«Нельзя обняться с любимым преподом»
«Невозможно прийти и увидеть всех лично. Как будто утрачена часть шарма третьей ступени»

Радость
«Не надо тратиться на билет в Москву»
«Сидишь себе дома, с любимой чашкой перед экраном»
«Нельзя обняться, но можно сфотографироваться с преподом»

Команды под руководством арт-директора Михаила Нозика в сборе

Советы дипломников 10 потока — тем, кто будет презентовать проект заочно

Договориться, кто заменит говорящего, если у него отвалится интернет. Связь в Зуме непредсказуема.

Не забывать заранее размьютить микрофон. На репетиции защиты студенты через одного забывали снять мьют.

Расслабиться. Онлайн-формат больше всего подходит тем, кто боится публичных выступлений.

Представить, что все вас слушают с горящими глазами.

Сделать удобную шпаргалку для защиты. В маке, если в презентации нужно на что-то кликать, лучше кликнуть заранее, загрузить, поставить на разные экраны и свайпить между экранами. Так презентация не собьется, если что-то не загрузится, а зрителям не придется скучать во время загрузки.

Определить, какой совет про разделение ролей ближе, в каждом варианте своя логика:
Не разделять презентацию на всех из чувства справедливости, а выбрать человека, который умеет хорошо презентовать и увлекать публику.

Разделить презентацию «по справедливости»: дать слово каждому участнику команды.

Продумать ответы на вопросы, держать под рукой всю аналитику, давать конкретные цифры, которые докажут эффективность решения.

Много-много раз прогнать в зуме и отрепетировать речь и технические моменты. Учиться делать шоу в формате онлайн.

Подготовить текст защиты и презентацию заранее, лучше — недели за две до выступления. Показать арт-диру. Он скажет, что всё не так, и подскажет, как сделать лучше.

При подготовке записать выступление на видео, чтобы посмотреть на себя со стороны — это поможет доработать презентацию.

Готовить визуально красивую и зрелищную презентацию, так как в онлайне это основное, что видят преподаватели и гости. В офлайне можно было выехать на собственной харизме, в онлайне личность докладчика уходит на второй план.

Делать хорошо. Онлайн защита принципиально не отличается от офлайновой. Если нет нормального проекта, то советы не помогут.

Делать продукты, а не лендосы.

Главное — не уходить.