Дизайнер и предприниматель о геймификации и визуализации процесса обучения, стартап-индустрии в Казахстане и о том, почему он дважды покинул Школу руководителей.
Кто ты?
Я дизайнер, мне 26 лет. Занимаюсь дизайном с 2013 года. Руковожу собственным бюро и проектом «Казакадеми».
Где ты учился?
В Международном университете информационных технологий по специальности «математическое компьютерное моделирование». По специальности я ни дня не работал, но дизайн похож на матмоделирование.
Например, город обращается с проблемой — много пробок. Ты анализируешь поток машин в разное время суток и, используя математические формулы, придумываешь решение: меняешь дороги, расписание светофоров, направляешь движение, строишь развязки. Затем на компьютере создаёшь симуляцию, смотришь, как это работает, анализируешь результаты и улучшаешь их. Это экономит деньги и время городу. В дизайне тоже надо анализировать проблему и моделировать решение.
В университете я был активистом и старался везде принимать участие. Так я попал на конкурс стартапов «ХакДэй». Там нужно было за сутки придумать идею, создать прототип и презентовать его. На первом «ХакДэе» у меня не было проекта, поэтому я напросился к одногруппнику. Он сказал, что я буду делать дизайн, но я тогда вообще в этом ничего не понимал и начал рисовать интерфейс в Пейнте. Друг сказал, что я идиот и нужно скачать Фотошоп.
На следующий «ХакДэй» я пошёл уже со своим проектом, который был поворотным моментом в моей жизни.
Расскажи об этом проекте.
Я делал геймификацию обучения. У нас есть ЕНТ — аналог российского ЕГЭ. Чтобы подготовиться, нужно выучить кучу вопросов по разным предметам, а это нудно. Я сделал игру, чтобы этот процесс был интересным и азартным. Назвал её «ПассЕНТ».
В «ПассЕНТ» нужно бороться с игроками, чтобы увеличить свою территорию. Игрокам одновременно задаётся один вопрос. Если ты отвечаешь на него правильно, когда атакуешь, забираешь у противника территорию. Если ты защищаешься и ответил правильно, территория противнику не переходит. Выигрывает тот, кто больше завоюет. Так рождается азарт, и хочется учить эти вопросы.
С этим стартапом на «ХакДэе» я ничего не выиграл, но продолжил ходить по конкурсам, потому что был уверен, что это полезный проект. На очередном конкурсе стартапов мне удалось выиграть гран-при.
Мы получили возможность разместить рекламу на крупном сайте на сумму 1300 долларов. О нас написали в «Форбс Казахстан», сняли четыре новостных репортажа: везде говорили, что нам дали 1300 долларов наличными. Это было мне на руку, потому что было больше хайпа, и я не стал опровергать.
Мы сделали бета-версию за 2 месяца и полгода тестировали её без рекламы. Люди приходили органически: у нас было семь тысяч пользователей, по 50−100 посетителей ежедневно. Но я никак не дорабатывал игру, потому что не понимал, как её монетизировать. Мне мой ментор сказал, что если я не умею зарабатывать на бизнесе и не понимаю логику, то не смогу заработать даже на крутом проекте. Поэтому я поставил на паузу все эти стартапы, айти и пошёл делать что-то простое. Спустя два года после запуска игры я перестал платить за хостинг, и она закрылась.
Занимаясь игрой, я понял, что хочу быть предпринимателем, но мои родители хотели, чтобы я имел стабильную работу по специальности. У меня был план: получить красный диплом и начать зарабатывать до конца четвертого курса не меньше, чем по специальности, чтобы показать родителям, что я могу о себе позаботиться. Так я получил кредит доверия и они позволили мне делать то, что посчитаю нужным.
Как ты пришёл в дизайн?
Чтобы начать свой путь в бизнесе, я сходил на бизнес-интенсив и там решил открыть магазин горящих туров. Изначально у меня была идея сделать сайт, который собирает все горящие туры всех туроператоров. Но я понял, что технически это сложно, потому что у всех свои базы данных и там нужны сильные навыки программирования. Поэтому решил начать с простого турагентства — надо же зарабатывать.
Для агентства я сделал сайт на «Виксе». Он понравился участникам интенсива, и они заказали у меня два сайта. За неделю на сайтах я заработал больше, чем за месяц в турагентстве, потому что не продал ни одного тура. Тогда я подумал, почему бы не заняться веб-дизайном. Мне это нравится, и клиенты нашли меня. Так я и начал делать сайты, фрилансил.
Сколько получалось зарабатывать?
Зарабатывал на первых порах 700−800 долларов в месяц, этого тогда хватало. Я считаю, что человек зарабатывает столько, какой у него уровень нормы. И один из способов повысить свой доход — повысить уровень нормы.
Например, когда я переехал в отдельное жильё, я начал зарабатывать больше, потому что нужно было тратить больше: платить за аренду, продукты, плюс у меня есть девушка и я помогаю маме, семье. Я больше работал, меньше жалел себя, в итоге качество работ увеличилось. Это дало мне уверенность повышать стоимость работ.
Как искал клиентов?
Я не искал клиентов и не рекламировал свои услуги. Я всегда искренне старался помочь клиенту, делал больше, чем просят, и делал работу хорошо.
Ко мне приходят по знакомству и рекомендациям. Заказы также приносит нетворкинг в стартап-тусовке и в коворкингах.
Как ты ищешь наставников?
Например, осенью этого года я пришёл к Жанне Прашкевич — она занимается сервисным дизайном предприятий гостеприимства.
Я сказал, что она классная, и хочу, чтобы она меня учила, и спросил, чем я могу быть ей полезен, чтобы ей это было интересно. В итоге мы договорились, что я час в неделю обучаю её сотрудников работать с сайтами, а она выделяет час мне. Я у неё советуюсь, как собирать команду и выстраивать работу внутри неё.
С наставником ты развиваешься быстрее, потому что когда смотришь снизу вверх, ты движешься вверх. А если ты думаешь, что ты умный и смотришь на всех сверху, то ты и движешься.
Самое главное — быть открытым, готовым к тому, чтобы учиться
Почему решил открыть своё бюро?
Я давно хотел расширяться, потому что мне не хватало времени на все заказы: я разрывался, стоял на месте и делал много «не своей» работы. Долго не решался открыть бюро.
Меня часто приглашали спикером на бизнес-курсы, где я учил начинающих предпринимателей делать простые вещи: как сделать сайт своими руками на конструкторах, дизайн постеров в соцсетях и так далее. Часто ко мне подходили после занятий и спрашивали, набираю ли я команду. Я решил, что это знак вселенной, и начал приглашать стажёров. Я их учил быть дизайнерами, а они меня — быть руководителем.
Мне было очень сложно научиться делегировать. Я легко перепоручал только то, что дико бесит. Например, выставлять счета на оплату, отвозить копии документов. Не знаю почему, но у меня всё нутро сопротивляется, процесс не доставляет удовольствия.
Я записал историю в инстаграме, поставил дедлайн и сделал тестовое задание: нужно было нарисовать постер на заданную тему или написать текст. Ребята делали репосты, кто-то рассылку по своим чатам закинул. В результате у меня появилось 19 заявок вообще из ниоткуда.
Я это подслушал у Тёмы Лебедева — надо давать простое задание и ставить дедлайн. Если просто написать, чтобы присылали резюме на почту, это не сработает и никто ничего не отправит. Когда есть дедлайн и задание, появляется интерес и ощущение челленджа. Задание должно быть простым, чтобы практически каждый второй подумал, что сможет это сделать.
Какие методы работы в команде не зашли?
Не зашёл формат, когда ты работаешь онлайн с неопытными стажёрами. Они остаются один на один с заданием и со своими вопросами. В итоге у них ощущение, что они медленно занимаются непонятно чем и у них ничего не получается. Мне кажется, надо брать офис, посадить стажёров рядом и сразу давать обратную связь.
Как относишься к бюрошной системе, где все дизайнеры работают самостоятельно без жёсткого надзора арт-директора?
Мне кажется, это работает только с опытными ребятами или теми, кто прошёл школу.
У тебя начинающие дизайнеры или уже опытные?
У меня все начинающие, я их обучаю сам. Я пока не могу постоянно платить зарплату опытному дизайнеру, но попроектно работать можно.
Бывало, что не было проектов?
За все эти 6 лет не помню такого периода.
На каких условиях работаешь с клиентами?
Чаще работаю по устной договорённости. Если клиенту важно, заключаю договор. Пока никто не кинул.
Я не обозначаю цену, пока не пойму задачу. Я пытаюсь выстраивать цену не по рабочим часам, а примерно по ценности, которую я даю. Также учитываю количество людей, которых я привлеку, как долго мы будем этот проект вести, насколько интересно этот проект делать.
Я беру 30−50% предоплаты. Последние полгода я не трогаю предоплату, пока проект полностью не закончится, деньги заморожены. Я понял, что если их тратить, меньше мотивации закончить проект поскорее. Зарплату плачу из бюджета компании.
Наверное, чуть позже я прибью гусеницу гвоздями и на каждый чекпойнт поставлю ту сумму, которую можно тратить. Например, если мы закончили с текстом, значит, можно часть гонорара за текст тратить. Закончили с дизайном, значит, его тоже можно тратить.
Как организована работа команды?
Каждый проект ведёт ведущий дизайнер. Я выступаю в роли арт-директора и иногда ведущего дизайнера. Пока всё завязано на мне. До сих пор пытаюсь всё от себя отвязать. Сейчас удалось взрастить из стажёра ведущего дизайнера.
У нас нет программистов, верстальщиков, мы почти всё делаем на Тильде. Если не можем, просим фрилансеров сделать хтмл-блок, который можно вставить. Иногда пишем сайты с нуля, если Тильда не подходит, тогда я привлекаю разработчиков.
Сколько часов в неделю работаешь?
Мне кажется, я всегда работаю. Если я не делаю дизайн, то читаю. Если я читаю книгу, то это тоже для работы. Если я учусь — это работа. Для меня это всё — работа.
Как изменился доход после открытия бюро?
Затраты увеличились, а прибыль держится на том же уровне, потому что успеваем больше.
В последнее время я постоянно думаю о том, как повысить доходы и перейти на другой уровень. У меня есть ощущение, что я занимаюсь какими-то мелкими вещами, а нужно делать что-то большее.
Говорят, середнячки скоро вымрут, потому что невыгодно им платить за проект. Выгоднее в штате держать сотрудников. Останутся только самые крутые и те, кто делает недорого. Я не совсем с этим согласен, но мне кажется, в этом есть смысл. Нужно в чём-то быть лучшим, делать то, что никто не делает. В Казахстане это сделать можно, здесь непаханое поле работы, не такая сильная конкуренция.
Твои лучшие проекты?
В голову пришли три проекта, которые мне нравятся. Забавно, что два из них я делал в начале карьеры дизайнера.
Сайт для группы «Айс Крим Бэнд». Я делал для них афишу, на которой был изображён фургончик с логотипом, и я подумал, что было бы круто сделать сайт в формате тура на этом фургончике. Я рассказал им об этой идее, им понравилось и они спросили, смогу ли я это сделать. Я не знал, как технически это реализовать, но согласился. Нашёл уроки по Адоби Мьюз и сделал на нём этот сайт.
Недавно мы сделали сайт для академии шахмат Жансаи Абдумалик. Она первая девушка-гроссмейстер до 20 лет в мире. Так как целевая аудитория академии — люди, которые ещё не умеют играть в шахматы, но хотят научиться, мы на сайте сделали страничку, которая объясняет, как ходит каждая фигура. Полностью верстали на Тильде.
Ещё мне нравится проект для компании, которая поставляет оборудование и продукцию для теплиц. Они обратились за сайтом, но мы изучили их задачу и предложили сделать фирменный стиль и каталог продукции, потому что крупными теплицами занимаются взрослые серьёзные дяди и они привыкли работать по старинке. Мы сделали каталог, договорились о публикации в агрожурнале, сделали рассылку.
Какие были факапы с твоим бюро?
Однажды клиентка отказалась платить, потому что она забыла, что сайт будет на Тильде и придётся платить за подписку. Я помню, что предупреждал её, но письменно не фиксировал. Мы тогда сделали 99% проекта, но клиент попросил вернуть все деньги и отказался от наших наработок.
Это были тяжёлые переговоры. Было очень сложно применять принципы Кэмпа, потому что тяжело пытаться помочь неадекватному хамоватому человеку. Я старался не поддаваться эмоциям и применял все свои знания. В итоге мы сошлись на том, что мы не возвращаем предоплату, прощаемся и больше никогда не пересекаемся. Меня это не устраивало, я хотел получить свои честно заработанные деньги, но согласился, потому что я тратил эмоциональный ресурс, нервничал и не мог работать над другими проектами.
С самого начала я не горел желанием брать этот заказ, но согласился из-за денег. После этого случая решил, что не буду брать проект только из финансового интереса, буду работать только с теми, кто мне нравится, и чей проект мне нравится.
Недавно ты выиграл грант 20 тысяч долларов?
Да, я участвовал в конкурсе «Построй свой бизнес» и получил грант 20 тысяч долларов. Я потрачу эти деньги на «Казакадеми» — медиапортал, который интересно рассказывает об истории Казахстана для тех, кому это важно. Мы хотим сделать портал, похожий на «Арзамас».
Конкурс организовывает благотворительный фонд «Саби», и за шесть лет они выделили больше миллиона долларов на абсолютно безвозмездные гранты, помогли куче проектов. Участвовать в конкурсе могут предприниматели до 30 лет. На первом этапе нужно было сделать ролик не длиннее минуты, который рассказывает о бизнес-идее. В этом году было 602 таких ролика. Жюри их смотрят, отбирают шорт-лист из лучших проектов. Отобрали 33 проекта и среди них был мой. Потом разработчики этих проектов отправляют бизнес-планы и общаются лично с основателем фонда.
Как возникла идея проекта?
Осенью я наткнулся на каналы на ютубе, которые делают научно-популярные ролики — «Арзамас», «Оверсимплифайд», «Курцгезагт» — и снова загорелся идеей визуализации и геймификации образования. Подумал, как было бы круто сделать такие ролики про историю Казахстана и кочевников. У нас её мало кто знает, особенно молодёжь, потому что читать учебники, написанные непонятным и скучным языком, сложно. Тогда я увидел рекламу конкурса «Построй свой бизнес» и решил поучаствовать с этой идеей.
Мой друг тоже хотел принять участие в конкурсе, и я решил ему помочь, потому что верю, что чтобы чего-то достичь, нужно помочь кому-то с таким же запросом. Это улучшает карму и помогает взглянуть на задачу со стороны. Например, я думал, что мне нужно сделать интересную анимацию про историю и вставить в ролик, чтобы продемонстрировать идею. Но когда я помогал другу написать текст, я понял, что за минуту ты успеешь только сказать, что за идея, кто ты такой и чего хочешь. Я отказался от идеи сделать анимацию и принялся писать текст.
Как ты готовился к решающему этапу — собеседованию?
Мне все говорили, что проект интересный, но вряд ли он пройдёт, потому что фонд помогает готовым бизнесам. Я понимал, что у меня очень маленькие шансы: готового продукта нет, есть только идея, желание и навыки.
Чтобы подготовиться к встрече, я нашёл среди финалистов прошлого года тех, кто был с похожим продуктом. Позвал их на чашку кофе, чтобы узнать, что спрашивали на личной встрече, почему не выиграли или выиграли и так далее.
За ночь перед собеседованием я волновался и пытался максимально подготовиться: подбить все цифры, сделать крутую презу. Пытался надышаться перед смертью. Но потом я созвонился со знакомым опытным инвестором, он меня успокоил и сказал, что самое главное — чувствовать себя легко, комфортно и издавать позитивный вайб. Инвесторы тоже люди, а люди всегда принимают решение эмоциями.
На встрече нам сразу президент фонда сказала, что модель монетизации слабая и проект вряд ли одобрят главные инвесторы. Но ей понравилась идея, поэтому она захотела дать нам финансирование вне конкурса.
Что было потом?
На конкурсе нам выделили 20 тысяч долларов, до сих пор не могу в это поверить. Теперь я чувствую ответственность и бешеное желание сделать крутой продукт. Хочется сделать так, будто у нас есть не 20, а 200 тысяч долларов.
Сейчас мы работаем над первым большим роликом: пишем сценарий, делаем раскадровку и рисуем дизайн. После этого будем всё анимировать, озвучивать. Параллельно работаю над созданием онлайновой викторины и настольной игры.
Как не волноваться, когда важная встреча, выступление?
Не волноваться невозможно, но можно сместить фокус с себя на тему встречи, миссию, задачу. Когда я не думаю о том, как выгляжу, думаю только о сути, всё идёт само собой.
Зачем поступил в Школу бюро?
Я самоучка, делал всё методом тыка, на интуитивном уровне. Чувствовал, что мне не хватает академических знаний, поэтому пошёл в школу.
Почему поступал второй раз?
Первый раз я поступил на бесплатное. Закончил первую ступень на пятом месте, и мне сказали, что дальше обучение будет платным. Я понимал, что на второй ступени я не смогу уделить достаточно времени учёбе: летом хочется чемпионат мира смотреть, а не целыми днями тесты сдавать. Я понимал, что лучше сейчас отказаться, чем потом страдать.
Я хотел продолжить обучение со следующим набором, пойти сразу на вторую ступень, но мне сказали, что так нельзя.
Во второй раз хотел поступить в Школу редакторов или дизайнеров, но я выбрал ещё раз Школу руководителей.
Почему выбрал Школу руководителей?
Изначально я хотел в Школу дизайнеров и попросил, чтобы меня туда перевели. Но мне отказали, потому что я делал вступительное для редакторов.
Затем думал о Школе редакторов, но когда я посмотрел, кто там взял бесплатные места, мне стало страшно из-за того, что я с ними не выдержу конкуренцию. Я понимал, что это сильные ребята: все как будто курсы Ильяхова прошли от начала до конца, а потом пошли в школу. И ещё их 75. Я себе признался, что хочу пойти в Школу руководителей, потому что у меня будет больше шансов попасть бесплатно на вторую ступень, ведь я это уже учил.
Легче было учиться второй раз?
Однозначно. Вопросы те же самые, что были в прошлый раз. Они отложились в голове, и проще было отвечать.
У меня в личном кабинете была история всех сданных тестов. Когда я поступил второй раз, я пытался найти ответы только к тем вопросам, на которые неправильно ответил в прошлый раз.
Когда я учился первый раз, я тратил огромное количество времени на учёбу — часов 20. Во второй раз я учил всё бегло, часов 9 тратил. Из-за того, что я это уже проходил, я недостаточно глубоко изучал и боялся, что мне аукнется на второй ступени.
Почему бросил обучение в конце первой ступени?
Я разрывался. Меня не хватало. У меня были клиентские проекты, команда и собственное бюро, которое надо развивать.
Из-за этого я не мог вложиться в процесс учёбы на 100%: уделял только 3−4 часа в четверг и в пятницу. Меня это не устраивало. Я понял, что пытаюсь угнаться за несколькими зайцами и это может плохо кончиться. И что приоритетные задачи для меня — это моя команда и дизайн-бюро, которое нужно ставить на ноги и развивать.
Я себя чувствовал как мама, которая вместо того, чтобы уделять время ребёнку, ходит на тренинг «Как быть заботливой мамой». Очень долго думал — оставаться или не оставаться. Меня напрягало это. Отпустило только, когда я спросил себя: «А куда я тороплюсь?»
Учиться я не перестану: хожу на воркшопы, смотрю лекции, читаю книжки по дизайну. Я хочу так поставить систему работы в бюро, чтобы оно работало без меня. Освободить своё время и вернуться в школу. Я обязательно хочу вернуться и закончить её.
В школе я себя чувствовал как мама, которая вместо того, чтобы уделять время ребёнку, ходит на тренинг «Как быть заботливой мамой»
Что бы ты хотел изменить в школе?
Интерфейс теста. Не хватает возможности выделить спорные вопросы цветом и оставить на полях комментарии. К тесту возвращаешься несколько раз и приходится снова вспоминать, какие были ремарки к вопросам.
Ещё мне бы хотелось, чтобы рядом с каждым вариантом ответа была кнопка «Оспорить корректность вопроса», потому что я много раз был несогласен с формулировками, но писать, объяснять это в письме очень долго.
Как планируешь задачи, жизнь?
Мне очень нравится принцип скрама, аджайла. Есть бэклог, куда безразборно пишутся все задачи, всё, что нужно сделать. Бэклог я пишу на бумаге, потому что верю в магию руки и ручки. Я каждую неделю сажусь, перечитываю бэклог и планирую задачи на неделю, держу их в памяти.
Хочешь работать в бюро?
Да. Мне почему-то кажется, что если у меня есть команда, то это будет только плюсом при работе в бюро.
Мне бы хотелось поближе познакомиться с теми, кто нам преподаёт, особенно с Максимом Ильяховым. Я полюбил бюро и захотел здесь учиться больше всего из-за Максима. Мне заходит, как он разговаривает, какой от него исходит вайб. Если бы я жил в Москве, я бы к нему прицепился, попросил стать моим ментором и старался быть ему полезным.
Я бы хотел сейчас оказаться на второй ступени школы, чтобы делать на дипломе «Казакадеми» и попросить Максима стать арт-директором.
Что посоветуешь студентам и абитуриентам школы?
Понимать, зачем вам школа, что хотите получить, какая конечная цель. Хотите работать в бюро или что-то другое? Нужно ясно для себя сформулировать, для чего ты учишься, что ты будешь считать успехом обучения.
Какие у тебя цели?
Самая главная цель — сделать крутой кейс из проекта «Казакадеми».
Вторая — создать в моём бюро систему, которая будет работать без меня. Я хочу создать семью, появятся дети, я буду уделять меньше времени работе, но я не хочу, чтобы из-за этого уменьшилась прибыль.
Третья — открыть офис в Сан-Франциско, на Бали и в Грузии, чтобы часто путешествовать и быть в движении. Мне кажется, это вполне реально. Хотя раньше я мечтал устроиться там на работу.
Я всё своё время посвящаю тому, чтобы достичь этих целей.
Что бы ты себе посоветовал, если бы вернулся в прошлое?
Найти наставника — дизайнера или арт-директора, засунуть поглубже своё эго и учиться у них. Работать с ними дистанционно или пойти в компанию.
Постоянно учиться и быть в окружении умных и проактивных. Пойти учиться в Школу бюро или на другие онлайн-курсы. Учить программирование.
Путешествовать. Поехать учиться и работать в другую страну, чтобы расширить границы, кругозор.
Какие посоветуешь приложения?
«Койнкипер», чтобы осознавать, сколько ты тратишь денег, куда, зачем.
Например, я трачу в среднем полторы или две тысячи долларов в месяц. Я понимаю, что это та сумма, которая мне нужна, чтобы нормально жить. В эти расходы также входит зарплата сотрудников, оплата офиса. Понимаю, что слишком большая часть этой суммы — еда вне дома, гулянки. Зная это, я могу это изменить. Кроме этого, классно стабильно столько тратить — значит, я столько зарабатываю.
Я хочу сделать отдельные гугл-таблицы или аккаунт «Койнкипер» для компании, чтобы понимать, что есть бюджет компании, и это не деньги, которые ты тратишь на жизнь, это твои инвестиции в работу.
Какие книги посоветуешь?
«Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. Это очень классная книга про осознанность, про то, чтобы не сильно заморачиваться. Мне кажется, она будет особенно полезна студентам школы, потому что можно научиться не переживать из-за сокрушительной критики преподавателей.
«Дизайн для реального мира» Виктора Папанека. Она учит делать дизайн, который ориентирован на проблемы человека.
«Новая земля» Экхарта Толле. Глубокая книга про осознанность, о том, как важно быть здесь и сейчас.