Работала на заводе, училась на финансиста, стала коммерческим редактором.
Как так получилось, что ты в Риге?
Родилась и всю жизнь здесь живу.
Как хорошо ты знаешь латышский язык?
На самом деле, неидеально. Я закончила латвийский университет. Там 5 лет училась и пыталась разговаривать на латышском языке. А до этого у меня особо опыта не было.
Я закончила русскую школу, русский садик, жила в русской семье и друзья у меня тоже были русские. И когда на первом курсе я отвечала на вопросы преподавателей, слышала сзади себя смешки от людей, у которых латышский родной. Меня это напрягало, и я пыталась особо не вылезать — была тихой и незаметной.
Оттягивалась я на уроках английского, где у меня всё было классно. Мы с преподавательницей постоянно вели диалог. Скажу нескромно, но из нашей группы английский у меня был лучше всех.
Сейчас моего уровня латышского достаточно, чтобы общаться с коллегами, знакомыми и друзьями.
А как по-латышски будет «Пиши, сокращай»?
Rakstīt, saīsināt (произносится «Ракстиит, саисинаат»).
Писала ли ты статьи на латышском?
Нет. Писала на русском и отдавала на перевод.
Так получалось, что во всех компаниях, где я работала, были русскоязычные владельцы. Поэтому острой необходимости зубрить язык и ходить на дополнительные занятия не было. Но я сама для себя всегда понимала, что язык учить нужно — он пригодится.
Ты гражданка Латвии?
У меня в паспорте написано «негражданин» Латвии. Это такой странноватый статус в стране, который получили приезжие и их дети после распада СССР. Поясню: если до СССР у тебя или твоих родителей не было гражданства Латвии, но ты сюда переехал на ПМЖ, то после распада Союза ты остался фактически без гражданства. Такой бомж в мировом масштабе. В английской версии паспорта это записано как Alien’s Passport — паспорт пришельца.
В Латвии можно сдать тест на гражданство, что довольно легко. Но у меня как-то все руки не доходят. В принципе, и у гражданина, и у негражданина права все те же. Разве что мы не имеем права голосовать на выборах и не можем ездить без визы в некоторые страны. Один раз это стоило мне поездки в Америку, а в другой раз я могла не улететь в Японию. Мне сложнее получить визу, но я могу без визы свободно ездить в Россию.
Какое у тебя образование?
Я получила бакалавра на экономическом и магистра в маркетинге.
Какой уровень образования в Риге?
Плохой. У нас забавное образование. Первый курс я заканчивала как финансист-бухгалтер. У нас были домашние задания по бухгалтерии. А отец у меня финансовый директор с 25-летним опытом. Когда я пришла к нему с домашним заданием и показала, какие формы нам нужно заполнять, он разложил эти бумажки и сказал: «Вот это неактуально уже 10 лет, это практически нигде не используется, а вот этого я вообще никогда не видел за свою практику».
Это уже был конец первого курса. И я сменила направление на финансы и аудит. Там тоже было ну так… сомнительно.
Помогает ли тебе экономическое образование в жизни?
Мне приходилось писать статьи на экономические темы на той работе, на которую устроилась после университета. Там пригодилась терминология и умение считать.
Можно ли без высшего образования чего-то добиться в Латвии? Или все-таки важна вышка?
Важна, но можно без образования. Латвия и Рига — они очень маленькие. Очень многое зависит от среды. Если у тебя родственники, друзья где-то занимают высокие позиции, то тебе гораздо легче пробиться в эти компании.
Второе — это опыт. Всем хочется юного специалиста с большим опытом, образованием и соображалкой. У меня ни разу не спрашивали диплом. Ты можешь приходить на любое рабочее место, придумывать себе образование и опыт работы, если тебе очень нужно. Работодатели всё-таки на интервью решают, подходишь ты или не подходишь. Если на интервью ты приврал, а потом оправдал ожидания — к тебе никто придираться не будет.
Расскажи про свою первую работу в жизни?
В 13 лет я решила, что хочу работать. Но меня не брали никуда из-за возраста. Я была из достаточно обеспеченной семьи, и папа даже говорил: «Давай я тебе заплачу 100 лат, и ты дома посидишь». На тот момент это было 12 500 рублей — большие деньги, особенно для ребёнка. Но мне хотелось, чтобы все было по-взрослому.
В итоге я подбила свою одноклассницу. Мы устроились на небольшой завод. Ездили с пересадками на рабочее место в Саркандаугаву — промышленный район Риги. Там мы заворачивали вентиляционные трубы в целлофан. Это было очень смешно: две маленькие девчонки приезжали на завод, брали трубы, засовывали в пакеты, шли к паяльному станку, паяли пакеты и степлером приделывали картонки с названием. Трубы были большие. Мы маленькими ручками пытались это всё засовывать, спаивать и носить. Работа была очень изматывающая. По-моему, мы даже месяца не выдержали.
В итоге зарплата выходила меньше, чем-то, что обещал мне папа за ничегонеделание.
Чему тебя научила эта первая работа?
Тому, что я не хочу заниматься физическим трудом. После него у меня болело всё.
Почувствовала какую-то самостоятельность. У меня были карманные деньги, мне не нужно было отчитываться, на что я их потратила.
Это придало мне здоровой детской уверенности. Мои одноклассники не работали, одноклассницы так и подавно. Появляется чувство, что ты против стада, решаешь, что ты такой целеустремлённый с самого детства.
Как тебя занесло в работу с текстом?
Я всегда любила русский язык и литературу и была любимчиком у учителя. Она меня отправляла на олимпиады писать сочинения, выступать с речью. Я даже иногда выигрывала районные олимпиады по русскому, литературе и публичной речи. Наверное, оттуда это и пошло.
Со школьных лет мне нравилось писать. Меня хвалили, ставили работы в пример. Когда с юных лет тебе говорят, что ты клёво пишешь — задумываешься о карьере если не писателя, то хотя бы журналиста или человека, который работает со словом.
Меня никогда не привлекал образ свободного художника, который живёт в потрепанном месте и ничего не зарабатывает. Поэтому я решила стать коммерческим писателем. Не вижу романтики в образе непризнанного гения. Мне хочется зарабатывать, так что дорога была только одна — в коммерцию.
Каким был твой первый коммерческий текст?
Я устроилась руководителем проектов в один ресторан вегетарианской кухни. Моей задачей было привлекать людей на мероприятия и рекламировать место. Я вела Фэйсбук и местную соцсеть, искала партнеров, устраивала поэтические вечера и даже выступала на радио. Для них я и написала первый текст — он был о вегетарианских тортиках.
Какие у тебя проекты сейчас?
Основной проект связан со здоровым питанием. Это занимает сейчас у меня больше всего времени. Это офисная работа, где я отвечаю за продажи, рекламу и привлечение новых партнёров. Мы привозим полезные продукты из Норвегии, Швеции, Германии и Эстонии.
Привозим крутые продукты, чтобы радовать пп-шников
Изначально этот проект был предназначен для людей, которые хотят сбросить вес и сидят на низкоуглеводной диете. Но это слишком узкий рынок. Когда я пришла, то решила, что нужно расширять целевую аудиторию. В Латвии 1,5 миллиона людей — очень маленькая страна и очень маленький рынок.
Сложно найти тех, кто сидит на низкоуглеводной диете и готов заплатить большие деньги за товар. Мы придумали решение: изменили позиционирование, расширили ассортимент, сделали упор на здоровую еду в целом. И продажи сразу пошли лучше.
Делаю вафли в магазине здоровых продуктов
А какого питания ты сама придерживаешься?
Очень неправильного. Я жуткая сладкоежка. Могу не есть мясо, но дайте мне мою шоколадку на завтрак, обед и ужин! И из-за того, что у меня ненормированный день, нет чёткого завтрака, обеда и ужина. А на полке постоянно лежат орешки, шоколадка, чипсы. Я не курю и не пью. И подумала, что джанкфуд это то, чем я могу себя травить.
Хотя с тех пор, как я пошла работать в проект здорового питания, с питанием стало лучше. Я подсела на стевию, пью чай совсем без сахара, сладости ем тоже более правильные — прыщей стало меньше 🙂
Какими своими статьями ты больше всего гордишься и почему?
Блогом в Текстерре. Текстерра — это лучший блог по маркетингу, который есть в рунете. Если читать там статьи, можно вообще ни за какие курсы не платить. Просто на одних материалах Текстерры выучиться на хорошего диджитал-маркетолога.
Там классный редактор Константин Рудов, который не пропускает второсортный материал. Там нет рерайтов, авторы сами осваивают тему, а потом рассказывают о своем опыте. Есть определенная планка, ниже которой материал просто не примут. Поэтому тебе приходится раскрывать клёвые фишки, перечитывать материал 10 раз, выбирать классные картинки и делать клёвое описание.
На них уходит много времени, но статьи получаются больше репутационные. Много не платят, но авторитет заработать можно.
Для них я пишу, когда есть свободное время. Одна моя статья на Текстерре даже попала в топ-20 в их внутреннем рейтинге.
Еще я участвовала в текстовом конкурсе Нетологии и заняла первое место за статью.
Что за конкурс?
Нужно было написать о маркетинге и СММ. Я писала, как справляться с негативом в социальных сетях. Подбирала разные интересные ответы компаний, объясняла, почему это сработало или не сработало. Получился забавный материал, даже смешной.
Денежный приз из Нетологии я выбивала два месяца, а на остальные обещанные подарки — книги, подписки, промокоды — просто забила. Вот так делают конкурсы в Нетологии
Часто ли ты меняешь проекты?
Бывает по-разному. Одни проекты — на года, другие — на месяцы. Хотя для тех, кто на одной работе всю жизнь, можно сказать, что я меняю проекты часто.
Почему так происходит?
Для меня это рост. Я люблю прийти в проект, принести то, что я могу принести, обучить коллегу выполнять мои же задачи. Дорабатываю проект до точки, когда становится понятно, что приносит результат, и передаю проект кому-то другому. И он не растеряется: продолжит работать так, будто он там всегда работал. Если меня не обижают, я никогда не кину проект, пока не буду уверена, что и без меня всё будет хорошо.
Проекты приедаются, становятся рутиной. Мне кажется, что когда меняется руководитель или исполнитель — это всегда хорошо, потому что новый человек принесёт что-то свежее.
Люди паникуют, когда увольняется значимый человек. Многие считают, что это коллапс, кошмар и «как теперь жить». Но оказывается, что на эту позицию можно найти человека не хуже, а может быть даже лучше. Благодаря прошлому опыту ты уже знаешь, какого кандидата ищешь.
Если ушёл человек, который делал всё классно — то у вас проект развился, и ты можешь следующему специалисту платить больше, можешь привлечь более высокооплачиваемого сотрудника. Смена кадров, если она не каждый месяц — это круто.
Откуда у тебя обычно приходят клиенты? Что тебе помогает?
Определенно статьи в Текстерре. Со статьи в Нетологии пришло два человека. С биржи Главреда мне периодически пишут, но они пропадают, когда узнают мой желаемый гонорар. Хотя мне казалось, что туда должны приходить люди, которые понимают, что хороший копирайтер не пишет 1000 знаков за 50 рублей.
Расскажи про свой неудачный проект.
Был один случай, когда я не прошла на работе испытательный срок. Месяц отработала. Это был проект про ставки на спорт. Я пришла как СММ-щик, причём без большого опыта в СММ.
На интервью убедила, что я со всем справлюсь. Меня приняли. Люди понимали, что у меня опыт в СММ маленький, что я редактор и могу отвечать за контент, но посадили меня на социальные сети. Была высокая зарплата, особенно для Риги. У нас в Риге СММ-щики столько не получают.
Оказалось, что ставки на спорт нельзя рекламировать — просто блокируют всю рекламу: во вконтакте нельзя, на фейсбуке нельзя, в инстаграме нельзя. При таком раскладе польза от моей должности в компании маленькая. Платить высокую зарплату за то, что работник просто делает публикации в социальных сетях — бесполезно. И это прекрасно понимал руководитель. Я понимала, что не прошла испытательной срок не потому, что я хреново работаю, а просто такие обстоятельства.
Интересный факт: за несколько месяцев до этого из той же компании уволили Юрия Дудя. Я ещё подумала: «Они увольняют лучших, потому что до этого у них работал Юрий Дудь и тоже был уволен»
У тебя на фейсбуке написано, что ты главный редактор в рижском маркетинговом агентстве. Расскажи, как ты стала главным редактором?
Я пришла как копирайтер, показала себя, и мне сказали: «Всё, давай, иди». Но я к этой компании уже отношения не имею. Уволилась из-за смены руководства. С новым начальством не совпали взгляды.
Каково быть главным редактором?
Именно там было весело. Когда я стала главным редактором, мы начали набирать людей. Всю свою команду я собрала сама. Всегда приходила на работу с улыбкой. Как зомбированная, вечером ложилась спать, думая: «О, завтра на работу, так здорово». Было классно, крутой коллектив, все развивалось. Помимо редактуры было ещё много интересных задач: поездила по странам, получила опыт и переводчика, и журналиста.
Но вообще в Риге быть главным редактором плохо, особенно русскоязычным. У нас есть одна известная русскоязычная газета «Вести сегодня». Платят там мало: 1500—3000 рублей за статью. При этом считается, что для русскоязычного автора это большой гонорар.
Мне нужно было туда прислать статью, чисто для портфолио. Статью приняли. Редактор сказала, что у меня хорошо выходит, могли бы сработаться. Сказала, что это единичный случай, когда ничего не надо корректировать и можно сразу публиковать. И я понимаю, почему так.
Дело не в отсутствии хороших авторов, дело в гонорарах. Автору нужно клепать по две статьи в день, чтобы прилично зарабатывать. Какое тут может быть качество?
А какое СМИ самое известное в Латвии?
Delfi. Они не только у нас есть: есть в Эстонии, Литве и, кажется, в России тоже. В Латвии пишут и на русском, и на латышском. Бывает, что одна и та же новость на русскоязычной и латышской версии сайта может выглядеть абсолютно по-разному. Например в статье, где идёт противоборство латышей и русских, в русскоязычной версии информацию интерпретируют в пользу русских, а в латышской — в пользу латышей.
Какие у тебя основные принципы в работе?
Честность. Если я не знаю, как что-то делать — я делаю честно. Если мне что-то не нравится, я об этом скажу. В этом секрет доверительных отношений с работодателем. Когда нет обмана, работать гораздо проще.
Честно поступаю и в отношении цен на услуги. На рынке копирайтинга это редкость. Обычно авторы их занижают. Смешно, да? Копирайтеры сами верят, что 100 рублей за страницу — это нормальная цена. Считают себя добрыми работягами. Кто-то ещё хвалится, что работодатель доплачивает, потому что уровень работы выше, чем цена, которую запросил автор. Это ужасно.
Я не могу себе такого позволить, потому что потом могу написать фуфло и оправдать себя тем, что за такие деньги круче не пишут. Лучше завысить цену, но сделать материал, который многократно окупится.
Как часто тебе отказывают из-за высокой цены?
Часто. Но это хорошо, потому что если бы я не фильтровала заказчиков ценой, у меня было бы больше проектов в очереди. Я бы ненавидела себя за то, что недополучаю. Это плохо для специалиста.
А есть еще такая ситуация: работодателю не понравилось, и он просит переделать. А ты в цену заложил только два часа, нормального материала за эти два часа не вышло. Ну, или просто заказчик не в адеквате, такое тоже бывает. И тут ты понимаешь, что переделывать несправедливо: цена низкая, настроение плохое, а заказчик — дурак. И вы ссоритесь. Поэтому стоит называть цену, за которую тебе потом не влом исправить материал. Ну или хотя бы потратить время на то, чтобы отстоять работу.
Если ты понимаешь, что назвал высокую цену, то теперь делай лучше, чем делал до этого. Как только у меня какая-то цена закрепилась и заказчик идёт, в следующий раз я назову больше. Но и услуги у меня будут лучше.
Тебя не пугает, когда люди отказываются?
Мне это очень нравится, потому что цена — это первый фильтр.
Давай поговорим про учёбу. Когда ты узнала про школу бюро Горбунова в первый раз?
Года два-три назад. Пришла из-за Максима Ильяхова. Это преподаватель, которого я уважаю больше всех и считаю его дисциплину самой полезной. Хотя в школе плохих преподавателей нет.
Был забавный случай. На первой ступени в первом тесте был вопрос про имя преподавателя по редактуре. И были варианты: Максим Ильяхов, Максим Максимов, Илья Максимов. Не знаю почему, видимо, у меня соскочила мышка, и я ответила «Илья Максимов». Ди сих пор стыдно. Надеюсь, он не видел и не прочитает это интервью.
Чему тебя научила школа?
Подтянула навыки справляться с дедлайнами и воспринимать критику.
Но до сих пор не научилась не злорадствовать, когда у других людей оценки хуже. Тут меня школа испортила ещё больше. Я всегда потирала ручки, когда видела, что моя работа лучше, чем у коллег. В школе мой ужасный недуг вырос ещё больше. Когда меня критикуют преподаватели, я себя успокаиваю тем, что кого-то раскритиковали сильнее. Это ужасная черта, я пытаюсь с ней справиться.
Ещё усвоила один важный момент с редактурой. Раньше я многие проблемы пыталась решить с помощью текста. Когда тебя хвалят за текст, хочется всё решать с помощью него. Ты не думаешь, что, возможно, стоит картинку поставить с небольшой подписью или видео. Я начала видеть всякие мелочи: как материал не только написать, но и обыграть. Мне даже преподаватели на второй ступени отмечали, что текст хороший, а всё остальное — нехорошо.
Предлагали ли тебе работу во время учёбы в школе?
Да, один проект я нашла в рамках школы. Ребята написали практически всем редакторам, кто был в топе. В общем чате это обсуждали. Были негативные комментарии по поводу собеседований. Но ведь у каждого свой опыт, верно? Я решила никак в чате не комментировать, просто продолжила общаться. И мы начали сотрудничать. Это был проект по аренде и продаже вилл в Таиланде. Отсюда совет: закрывайтесь от чужого негатива и имейте своё мнение.
За что ты можешь покритиковать школу? Что можно улучшить?
Проблемы с заданиями по вёрстке. Их просто надо доработать.
Хочется ещё больше фидбека от преподавателей. Мне не хватало. Я понимаю, что это занятые люди, и они не должны быть на связи 24 часа в сутки. И вряд ли что-либо изменится. Скорее всего, что это будет меняться в худшую сторону. Чем круче школа, чем круче преподаватели, тем больше они заняты, тем больше внимания у них забирают другие проекты.
Пока это лучшие курсы, которые я проходила. Всё классно. Зачем искать в этом минусы, когда плюсы настолько перевешивают недочёты.
Когда ты идешь на курсы к крутым преподавателям, ты должен понимать, что у них не будет много времени на тебя. Если тебе нужно много времени от преподавателя, то тебе нужно выбирать каких-то средненьких. Если выбирать фидбек от крутых преподавателеей в маленьком количестве или фидбек от средних преподавателей, но в большом количестве — конечно, я выберу первый вариант. Пускай у меня будут крутые преподаватели, пускай они мне вместо персонализированных ответов просто накидают ссылок, что почитать из своих же материалов. Лучше так, чем придерживаться преподавателя среднего уровня.
Давай пропиарим твой дипломный проект. Расскажи о нём.
Это туристический проект о странах Прибалтики: Латвии, Эстонии и Литве. Я его долго вынашивала и решила сделать, потому что у нас очень мало туристов. Это грустно. Например, выходишь в середине дня на центральную площадь в Риге — и нет людей.
В Литве и Эстонии туристов больше, и ситуация получше, но это не сильно ощущается. Со мной часто случалось, что я прихожу в любимый ресторанчик или магазин в центре города, а он закрыт. Навсегда.
Люди туда не ходят, бизнесу не на что жить. Местные уехали в другие страны на ПМЖ, туристы не приезжают. Никто здесь туризм особо не развивает, туристических проектов нет.
Я часто вижу в инстаграме, что блогеры выставляют фотографии из Прибалтики и пишут, что Рига, Вильнюс и Таллин — недооценённые города. Эти города классные, но об этом мало информации, поэтому мы с командой со Школы решили сделать такой проект.
Инстаграм проекта «Посети Балтику»
Почему ты выбрала именно его?
Этот проект давно у меня назревал. И я подумала: «Когда, если не сейчас». В школе делали анонс дипломного проекта, я собрала лендинг: описала проблему, показала решение, и меня поддержали на фейсбуке друзья и студенты школы лайками и комментариями.
Анонс дипломного проекта на фейсбуке
Как лучше путешествовать по Прибалтике?
У нас главная идея, что все три страны можно посетить за одно путешествие. На это хорошо бы выделить хотя бы две недели, чтобы успеть посмотреть архитектуру, природу, съездить к морю, пройтись по кафешкам.
Лучше всего взять в аренду авто и прокатиться по всем странам. Расстояния маленькие: от Таллина до Риги ехать 4 часа, от Риги до Вильнюса — 3,5 часа.
Посоветуй прикольные места в Прибалтике.
Старый город Таллина, самый его центр. Среди столиц мне нравится больше всех. Вильнюс и Рига похожи, а Таллин на их фоне выделяется. Он современнее, масштабнее, больше архитектурных стилей.
Мне нравится путешествовать по старым городам. Мой любимый старый городок — Кулдига. Это самый романтичный город в Латвии. Там старинные мощёные улицы, милые кирпичные домики, всё очень приятных пастельных оттенков. В Кулдиге сквозь город протекает река, за это её называют «латвийской Венецией». Правда сходств с реальной Венецией там нет. Думаю, просто местным понравилось такое сравнение и его часто можно услышать, когда разговор заходит о Кулдиге. Ещё там самый широкий в Европе водопад.
Ещё одно крутое место — болота в Национальном парке Кемери, рядом с главным приморским городом Латвии, Юрмалой. Особенно красиво они выглядят на рассвете, когда стоит туман.
В Эстонии ещё есть классная деревня Румму. Там частная территория с затонувшей тюрьмой и песчаными скалами. Такое чувство, что ты находишься не в Прибалтике, а где-нибудь на необитаемом острове.
В Литве есть Куршская коса и городок Нида. Там же находятся Мёртвые Дюны — огромная территория, покрытая песком. Про них есть легенда, что под дюнами пропало несколько деревень. От этого и название «Мёртвые Дюны».
Много ли ты путешествуешь? Сколько всего стран ты посетила?
Наверное, 25 наберётся. Но это немного. Я считаю, что нужно хотя бы 100.
В какой стране тебе больше всего понравилось?
В Японии. Это вообще другой мир. Её ни с чем не сравнить. Там, конечно, люди не ходят на головах, но очень близки к этому. У них абсолютно другой строй, другие ценности.
Есть один момент, который хорошо иллюстрирует японский менталитет. Представь, турист приезжает в Японию и подходит к японцу, спрашивает: «Как пройти до такого-то места?». У нас принято послать человека, сказать, что нет времени или махнуть куда-нибудь рукой. А в Японии ты подходишь к человеку, показываешь карту, и он доводит тебя до этого места.
Сколько бы я не подходила к людям в Токио, они всегда шли рядом. Они не разговаривали со мной, потому что у них плохо с русским, да и с английским тоже не очень хорошо. Но они смотрят в свой айфон и идут рядом. Если ты куда-то не туда свернёшь, они тебе говорят «Эй» и доводят до места. И только когда удостоверятся, что ты на нужной точке, помашут и пойдут по своим делам. Может, даже не скажут ничего, потому что понимают, что ты глупый турист и не знаешь японский. Они просто помашут ручкой и уйдут.
Поделись, как ты всё успеваешь: работать, путешествовать, учиться?
Не сплю. Но это плохо. Вообще никому не советую, потому что эффективность сильно снижается. Я себя считаю человеком достаточно эффективным — в течение часа могу сделать столько задач, сколько другие в течение восьмичасового рабочего дня. Но как только у меня начинается недосып, эффективность очень сильно падает.
Второе, как бы безумно это ни звучало, если мне нужно что-то успеть, то я беру на себя ещё какую-то задачу. Когда у тебя полный загруз, ты понимаешь, что не можешь зайти на фейсбук или инстаграм, не можешь позвонить кому-то поболтать, даже родителям. В режиме аврала ты начинаешь быстрее работать. Нет возможности отвлечься.
Ещё я очень легко переключаюсь: я могу утром поехать на мероприятие или вообще уехать загород, приехать в пять утра, снять кеды, сесть за компьютер и сразу начать работу. У меня эта переключалка происходит по щелчку пальцев. Приезжаю домой и сразу превращаюсь в человека-клавиатуру. Не знаю, насколько это секрет продуктивности. Скорее, это моя личная особенность.