Студентка 14 потока Школы редакторов и редактор медиа «Бизнес-секреты»
Расскажи, где ты работаешь и чем сейчас занимаешься?
Я работаю редактором в «Бизнес-секретах». Это медиа
В редакцию я пришла полтора года назад и за это время успела поработать продуктовым редактором и редактором статей медиа. Как продуктовый редактор писала стори в приложение Тинькофф Бизнеса, тексты презентаций, продуктовых
Помимо «Бизнес-секретов», один год работала шеф-редактором
Сейчас я только в «Бизнес-секретах». Ещё я веду свой телеграм-канал, где делюсь наблюдениями в работе и редакторскими советами.
Над какими материалами ты работаешь?
«Бизнес-секреты» — это крупное медиа, которое публикует материалы разных форматов: новостные дайджесты, продуктовые кейсы и лонгриды о том, как создать, развивать и защищать бизнес. Помимо статей, медиа выпускает бесплатные курсы
Мы постоянно тестируем и развиваем форматы. Так мы не даём читателям устать от однообразного контента и привлекаем новую аудиторию. Например, только в направлении кейсов летом мы запустили две рубрики — реалити-шоу и дневник предпринимателя.
Кратко расскажу о форматах, в которых я работаю.
Продуктовые кейсы — это статьи о продуктах Тинькофф Бизнеса, о сценариях и результатах их использования для компаний. Кейс позволяет на примере клиентов банка преподнести один продукт по-разному.
Например, можем рассказывать о сервисе рассрочки и кредитов. У каждой компании свои причины подключить рассрочку. Для магазина бытовой техники важно, чтобы покупатели оформляли кредит быстро и самостоятельно, поэтому в кейсе мы рассказывали, как сервис помог сократить время покупки и увеличить количество покупателей. А у образовательной организации благодаря рассрочке увеличился годовой оборот, потому что студенты из удалённых регионов смогли оплатить учёбу — об этом писала статью шеф-редактор «Бизнес-секретов»
Бизнес-истории. Обычно это статьи, в которых герои рассказывают, как создавали и развивали свой бизнес. Например, в статье-интервью с производителем наклонного рабочего места из Ижевска мы раскрыли, как появилась идея делать такие рабочие места и как открывалась компания, поделились, как сейчас идёт бизнес.
Ещё это может быть статья о конкретной проблеме героя и истории того, как он её решил. Например, у владельца платформы для покупки и продажи брендовых вещей увеличилось количество заказов, и курьеры не справились с доставкой. Герой статьи рассказал,
Реалити-шоу. Это новая рубрика, которая подразумевает выход серии статей о том,
В формате реалити-шоу мы рассказывали историю основательницы бренда нижнего белья. Она хотела заключить договор на поставку кружева с турецкой фабрикой и получить партию ткани в августе, но из-за проблем в международной доставке кружево поступило только в октябре. Героине пришлось ждать два месяца, и она рисковала приостановить производство. Мы подробно рассказывали в статьях, как героиня справлялась
Как ты находишь героев для интервью?
В продуктовых кейсах герои — клиенты Тинькофф Бизнеса, которых подбирают маркетологи. Для реалити и бизнес-историй я сама ищу региональных владельцев компаний, причём неважно, клиентами каких банков они являются. В таких случаях поиск почти всегда сводится к нетворкингу.
Кидаю клич в соцсетях. Найти героев для первых статей помогли сторис: я спросила у подписчиков контакты знакомых предпринимателей и получила сразу несколько откликов.

Мой первый запрос контактов героев через сторис: мне нужны были контакты владельцев частных детских садов. Материал получился классным: героини охотно делились подробностями своего дела. Позже я даже перевела сына в частный сад одного из героев

Когда ищу героев, коротко пишу о требованиях к бизнесу и прикладываю пример статьи. В этот раз первый отклик с предложением участвовать в интервью получила уже через несколько минут

Ещё нахожу героев в своём телеграм-канале, где рассказываю о работе в «Бизнес-секретах». Так, я переписывалась с подписчицей и получила контакты производителя банных веников, с которым потом выпустили реалити
Приглашаю на интервью друзей. У меня есть друг-предприниматель, который вместе с бизнес-партнёром организует музыкальные мероприятия. Как-то раз мы вместе гуляли с детьми и обсуждали работу. Слово за слово договорились на интервью, и я написала кейс об их проекте.
Спрашиваю у героев статей. После интервью спрашиваю у героев, есть ли у них знакомые предприниматели. Так, бизнес-партнёр друга дал мне контакты производителя деревянных пазлов. С ним я свяжусь через пару месяцев — планирую написать кейс. Так, по цепочке, и нахожу героев для следующих статей.
Обращаю внимание на производителей. Когда нужно писать о производстве в своём регионе, то наблюдаю за тем, что есть вокруг, чем пользуюсь я или моё окружение. Так было с нижним бельём и производством по обжарке кофе. Если меня заинтересовала компания, то ищу контакты на её сайте или в соцсетях и спрашиваю у администраторов, как связаться с владельцами.
Ещё у нас в «Бизнес-секретах» есть рабочий чат, куда ребята скидывают контакты знакомых владельцев бизнеса. Но я таким способом не пользовалась. У меня нет проблемы найти героя — достаточно оглянуться вокруг, написать человеку и предложить рассказать
Получается, ты не всегда знакома с будущим героем статьи. Как лучше связаться с ним и что сказать, чтобы он согласился дать интервью?
Позвонить незнакомому человеку — это всё равно что упасть ему на голову со своими вопросами. Поэтому обычно я пишу в мессенджере или по почте, чтобы будущий герой в удобное для себя время спокойно прочитал сообщение и понял, что я от него хочу.
Раньше я не обращала внимания на то, как выглядят мои первые сообщения предпринимателям. Со временем стала замечать, на какие холодные письма я лично отвечаю, а какие игнорирую. Когда мне в очередной раз пришло огромное сообщение с невнятной просьбой, я не выдержала и разобрала его ошибки в своём телеграм-канале.

Это холодное сообщение, которое я получила от незнакомого человека. Он не представился, не разобрался, чем я занимаюсь, и загрузил программой ненужного мне курса. За меня решил, что мне интересно, а что нет, и потребовал какую-то обратную связь. На такие сообщения я никогда не отвечаю
Своё эталонное холодное сообщение я составила не сразу. Что-то подсказывали коллеги, а что-то пришло с практикой. В первую очередь ставила себя на место человека,
Со временем у меня сформировалось сообщение, которое я немного трансформирую и отправляю потенциальным героям. Чаще всего в ответ я получаю согласие на интервью и предложение созвониться.

В первой части сообщения рассказываю о себе и медиа, в котором работаю. Обычно упоминаю Тинькофф Бизнес, потому что банк больше на слуху, чем «Бизнес-секреты»

Во второй части сообщения рассказываю, что мне нужно от героя и его выгоды от интервью. Пишу об организационных моментах, и что публикация в медиа бесплатная

В заключение прикладываю примеры статей. Если герой живёт в моём городе, то показываю кейсы с местными производителями.
Если после первого сообщения предприниматель мне не ответил, то больше я ему не пишу. У меня нет острой необходимости получить согласие от кого-то конкретно: бизнесов в России, несмотря ни на что, полно, и героев много — не отвечает один, ответит другой. Исключение — герои продуктовых кейсов, потому что их маркетологи подбирают под определённый продукт Тинькофф Бизнеса.
У тебя есть герой, и вы договорились об интервью. Что дальше? Как ты определяешь тему статьи?
Когда работаю с бизнес-историями, часто не знаю, какую тему в итоге получу. Обычно
Прежде чем предприниматель согласится на интервью, даю ему время подумать,
Выбор формата помогает понять примерную канву, а итоговая тема будет
После интервью я заполняю заявку на статью. Она помогает определиться с темой и понять, набирается ли материал, или его недостаточно. Заявку согласовывает шеф-редактор.
Как ты готовишься к интервью? Что нужно знать о герое, и в каких источниках искать о нём информацию?
Подготовка к интервью зависит от формата статьи. Если это продуктовый кейс, то нужна информация только в рамках продукта и сотрудничества клиента с банком. Моя задача
В бизнес-историях и реалити-шоу на этап подготовки к интервью трачу пару часов,
Также перед разговором я знакомлюсь со сферой бизнеса героя. Например, я ничего не знала о производстве банных веников, поэтому перед запуском реалити-шоу читала статьи по запросу «Бизнес банных веников» и параллельно записывала вопросы, которые задам герою. Кто-то из редакции слушает подкасты на тему или находит публикации с героем в других медиа. Мой любимый вариант — Ютуб. Забиваю в поиск название сферы бизнеса и взахлёб смотрю ролики — так я уже визуально представляю себе бизнес героя.
Хорошая статья складывается из многих факторов, и подготовка — один из них, но не единственный. Можно не готовиться и провести классное интервью, потому что сам герой общительный. Можно подготовиться и всё завалить. Нужна подготовка редактору
Хорошая статья складывается из многих факторов, и подготовка — один из них, но не единственный
Как ты планируешь время для встречи или созвона с героем?
У меня нет необходимости уложиться в какое-то время от первого сообщения до созвона. Если герою удобно встретиться только через две недели — не страшно, мне есть
Всегда предупреждаю героев, что интервью займёт час, но можем закончить раньше
Надо понимать, что у предпринимателя среди ежедневных задач интервью не в приоритете. Поэтому если по истечении часа герою нужно уйти, а я не успела задать часть вопросов, то предлагаю провести повторную встречу. Если же материала для статьи хватает, то можно обойтись уточнениями в мессенджере. Обычно предприниматели готовы созвониться снова и отвечать на дополнительные вопросы в чате, ведь они тоже заинтересованы в выпуске статьи — кто откажется от бесплатной публикации.
Важно не забывать и о своём комфорте. Допустим, интервью затягивается, герой разошёлся и начал вспоминать байки. В это время мне уже пора забирать ребёнка из садика, я могу нервничать. В итоге это смажет концовку беседы, и я потеряю фактуру для статьи.
Есть редакторы, которые отводят день на интервью с разными героями. У меня были периоды, когда я ставила три встречи в день. Для меня это было сложно: я теряла фокус на конкретном герое, путалась в вопросах, заговаривалась. Мне проще развести встречи в разные дни. Сейчас я стараюсь проводить одно интервью в день или максимум два, но чтобы между ними был большой лаг во времени.

Пример неудачного планирования, когда есть риск не успеть поговорить с героем. Во вторник четыре встречи, две из которых — часовые интервью, следующие друг за другом. Велик риск, что первое интервью затянется, и придётся либо переносить его на другое время, либо двигать следующий созвон. А даже если всё пойдёт по плану, не будет времени, чтобы перестроиться на интервью с новым героем

Обычно планирую интервью в разные дни недели. Стараюсь освободить время после созвона и не назначать другие встречи впритык на случай, если разговор с героем затянется
Как составить вопросы для интервью? Какими они должны быть?
У меня есть два шаблона вопросов: один для продуктового кейса и другой для бизнес-историй. Это всего лишь примеры — для каждого героя я составляю вопросы исходя из того, чем он занимается и в какой сфере бизнеса работает.
Я отправляю вопросы герою за пару дней или накануне интервью. Я не требую обратной связи, герой может даже не смотреть их — мне важно дать ему возможность ознакомиться, что-то вспомнить или посчитать показатели бизнеса. Предприниматели не дают интервью каждый день, и для них это малопонятный формат. Когда вопросы знакомы, они меньше волнуются и отвечают подробнее.
В интервью важно задавать вопросы, которые бы по максимуму раскрутили героя на историю. Я исхожу из худшего сценария, когда владелец бизнеса неразговорчивый или устал и не готов много говорить. Поэтому я составляю открытые вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: «Почему», «Что», «Какие», «Когда». Дополнительно ответ можно раскрутить и спросить: «А что, если?», «А как было тогда?». На такие вопросы героям неудобно отвечать односложно «да» или «нет», поэтому они дают развёрнутые ответы с подробностями и интересными историями. Кстати, этот приём я подметила на лекциях
❌ Закрытый вопрос | ✅ Открытый вопрос |
— Было ли сложно набрать сотрудников? — Да, было сложно. |
— Что самое сложное, когда ищешь людей? Почему? |
Чтобы статья получилась интересной и подробной, в ней не должно быть пробелов о личности героя и его бизнесе. Поэтому я не боюсь задавать глупые вопросы и переспрашивать, если что-то не поняла: «Я, возможно, сейчас задам глупый вопрос,
Бывает, что как бы хорошо я ни сформулировала вопросы, статья не выходит,
Как справиться с волнением перед встречей с героем?
С опытом волнение проходит. Когда начинала работать с кейсами, тоже волновалась, думала, как всё пройдёт, как я буду выглядеть. С практикой я перестала волноваться и отношусь к интервью, как к посредственной рабочей задаче. Дам пару советов, как успокоиться и настроиться на разговор с героем.
Не бояться ошибаться. Одна из причин волнения — когда редактор-перфекционист боится выглядеть плохим интервьюером. Тут важно помнить, что мы не именитые журналисты, от нас не ждут высокого уровня интервью с провокационными вопросами. Поэтому надо снизить планку и просто писать статью для своего медиа.
Проконсультироваться с психологом. Возможно, редактору волнительно общаться с любыми незнакомыми людьми. Если интервью — разовая задача, то может нет смысла отрабатывать волнение со специалистом. Но если редактор планирует работать в таком формате, то лучше заранее подумать о своём комфорте. Тогда стоит прийти на консультацию с психологом и выяснить, почему возникает это проблема.
Не накручивать себя. Бывает, редактор сам себя накручивает, когда готовится к интервью: отмечает в календаре красным день созвона, считает до него дни, думает, что надеть, и откладывает все дела. В таких ситуациях помогает сместить фокус и относиться к интервью, как к рядовой повседневной задаче — это снимает градус напряжённости.
Ты чаще встречаешься с героем лично или созваниваешься?
Большинство интервью — это всё-таки созвоны, которые из-за пандемии стали обыденным форматом. В онлайне можно провести интервью с предпринимателями из другого города
Если герой приглашает на производство — нужно пользоваться возможностью. Предприниматель ежедневно варится в своём бизнесе, поэтому процессы производства кажутся ему очевидными. А меня, как человека из другой сферы, может заинтересовать
К сожалению, далеко не все предприниматели могут выкроить время на личную встречу. Однажды я хотела приехать на производство нижнего белья, чтобы увидеть своими глазами, как создаётся продукт, и добавить в статью впечатлений. Но героиня не могла точно сказать, в какое время приедет на производство. В итоге мы встретились в онлайне, хотя находились в одном городе.
Если появляется возможность провести живое интервью, лучше договориться о встрече в спокойной обстановке: вместо шумной улицы выбраться в парк, вместо семейной пиццерии пойти в бизнес-заведение. Один из предпринимателей предложил встречу в кафе. Я сразу предупредила, что меня беспокоит музыка на фоне, которая помешает слышать друг друга и записать интервью на диктофон. Тогда герой забронировал столик в тихом уголке,
Где вы берёте фотографии для статей?
Все фотографии и видео нам предоставляют герои. В направлении кейсов мы придерживаемся принципа: чем жизнёвее фото, тем лучше. Рядовой предприниматель не ходит с профессиональным никоном и не выставляет свет, чтобы сфотографировать красиво. Он между делом щёлкнет кадр и пойдёт по своим делам. И это классно,
Бывает, что компания предоставляет профессиональные съёмки, но это скорее исключение из правил.

В кейсах мы используем фото, которые круче текста рассказывают о работе компании и показывают детали бизнеса. К примеру, в интервью герой рассказывает, как первое время вязал веники в гараже. Чтобы читатели почувствовали эту атмосферу и ближе познакомились с делом героя, прошу сделать фотографию, как это выглядит
Что используешь для записи интервью? Предупреждаешь ли героя, что разговор записывается?
Обычно пользуюсь встроенной записью Зума. Но если созваниваемся через другой сервис или встречаемся с героем вживую, страхую себя диктофоном на телефоне.
О записи всегда предупреждаю. Также сообщаю, что она останется только у меня и поможет передать все детали истории в текст. Герои не против и относятся с пониманием.
Я читала, что некоторые редакторы печатают по ходу интервью, но сама так не делаю.
Если я буду печатать по ходу встречи, то это будут сюжетные заметки и описание действий: пошёл туда, купил то, сделал это. А в бизнес-истории важнее поймать стилёвые словечки героя, которые передают его индивидуальность и характер.
У тебя были ситуации, когда разговор не записался? Что делать в таких случаях?
У меня таких ситуаций не было. Если есть сомнения, что может не записаться, то я перестраховываюсь. Например, я встречалась с музыкальными организаторами в офисе и включала диктофон на ноутбуке и в телефоне.
Если связь была настолько плохая, что из записи выпали предложения и потерялся смысл, то ничего страшного. Я пишу герою: «Извините, у меня что-то Зум выпал, повторите, пожалуйста, о чём вы говорили?» Плюс я всегда по ходу интервью записываю основные тезисы в блокнот. Поэтому могу восстановить часть потерянного рассказа.
Что делаешь, если во время созвона соседи начали сверлить или ребёнок «ворвался в чат»?
Я стараюсь предусмотреть, чтобы ничего не отвлекало во время созвона и было тихо.
Если же шум появился внезапно, важно вербализовать это неудобство. Так и сказать: «Соседи, кажется, устроили ремонт. Извините, так неловко». И герой относится с пониманием, потому что всем это знакомо, и редактору легче, что он озвучил проблему и снял раздражение. Однажды я созванивалась с крупной компанией и мой сын пришёл раньше с прогулки. Я сказала: «Извините, меня ребёнок отвлекает. Я отлучусь на пять минут и вернусь». Не нужно тревожиться из-за таких ситуаций. Все адекватные люди,
Как из интервью сделать беседу и расположить героя к себе?
Улыбаться, даже если созвон без видео: интонация всё равно чувствуется. В свои первые интервью из-за волнения я не улыбалась вообще. Так как я была новичком, шеф-редактор просматривала записи и сразу обратила на это внимание. Сейчас дружелюбная улыбка вошла в привычку, и это действительно располагает героя.
Важно не создавать себе лишних неудобств. Любое раздражение передаётся герою,
Любое раздражение передаётся герою, поэтому садимся в удобное кресло, надеваем привычную одежду и расслабляемся
Можно задавать открытые вопросы и всем своим видом излучать дружелюбие,
Что делать, если герой не хочет отвечать на вопрос?
Перед интервью я говорю герою, что если ему не понравится вопрос, покажется некорректным или есть другие причины, то он может не отвечать. У моих героев всегда
Герой явно волнуется и сбивается, что делать?
Задача редактора — создать комфортную атмосферу и самому быть спокойным. Порой героям нужна пауза — это состояние важно отслеживать. Кому-то достаточно пяти минут, а кто-то может перенести интервью на другой день. У меня был герой, который впервые давал интервью и не привык рассказывать свои бизнес-постулаты налево и направо. Я сказала, что это нормально, и предложила сделать перерыв. Герою хватило пары минут, чтобы успокоиться и поговорить ещё 20 минут.
Полезно быть не в порядке. Для одной статьи мне надо было связаться с крутым
Как тактично вернуть героя к теме вопроса, если он отвлёкся?
Бывают предприниматели, которые, отвечая на вопросы, уходят от темы — начинают рассказывать забавные случаи из жизни и всё дальше ударяются в воспоминания. У меня были подобные интервью, где я боялась перебить героя. Шеф-редактор тогда объяснила мне, что у меня есть задача — уложиться в час и написать хорошую статью. Если герой отвлёкся, говорит не по теме или вообще чушь, которая не пойдёт в статью, не бойтесь перебивать: «Иван, извините, давайте вернёмся к вопросу». Если герой постоянно отвлекается — постоянно перебивайте. Тут важно говорить об этом доброжелательно, с улыбкой.
Если герой отвлёкся, говорит не по теме, не бойтесь перебивать. Если герой постоянно отвлекается — постоянно перебивайте.
Героя всё время что-то отвлекает, или он торопится, что делать?
Если уже в первые 10 минут интервью герою приходят смски, звонки, люди, то лучше сразу предложить перенести встречу. «Я вижу, что у вас есть дела, давайте перенесём интервью. Будет лучше, если мы сможем спокойно сосредоточиться в какое-то другое время».
Редко, но были случаи, когда герой созванивался за рулём автомобиля.
Что делать, если герой разгневался из-за вопроса?
Нужно понять, что задело героя. Если формулировка вопроса, то извиниться за нетактичный вопрос и предложить его пропустить. Если гнев связан не со мной, а с сервисом, то надо спокойно выслушать, предложить передать его обращение коллегам и перевести разговор к следующему вопросу. У меня был такой случай, когда статья была связана с продуктовым кейсом. Не буду вдаваться в детали, но герой после вопроса напрягся и начал грубить.
Тут стоит вовремя сориентироваться, не растеряться и выстроить границу, где я, а где другие факторы, которые возмутили героя. Не нужно принимать на свой счёт и накручивать себя.
Как завершить интервью? Что сказать герою?
После интервью важно рассказать герою об этапах согласования. Обычно я говорю так: «Иван, я уже в целом поняла канву кейса, и о чём мы расскажем в статье. Спасибо,
Бывает, люди переживают, что статья не выйдет, или был печальный опыт с другими медиа, когда интервью опубликовали без согласования с героем. Поэтому, даже если в начале
Как ты расшифровываешь интервью?
Бывает, слушаю и переписываю сама, потому что мне так удобнее вспоминать интонации, эмоции или выражение лица героя, когда он произносил слова. То есть включаю запись и просто печатаю.
Если у меня много задач и времени в обрез, то использую технологию распознавания и синтеза речи. Её разработали в Тинькофф как платный сервис для автоматизации
Как из интервью собрать текст, чтобы не развалилась структура статьи?
Эту задачу решает заявка на статью. Она помогает структурировать и понять, как будет выглядеть материал. Пока заполняю, уже понимаю, какой фрагмент расшифровки пойдёт в начало, а что нужно объединить и разместить в конце статьи.
Какая должна быть степень редактуры слов героя? Нужно ли это согласовать с героем заранее?
Когда герои узнают, что я буду редактировать разговор, сразу расслабляются. Можно не думать о том, как подбирать слова, текст всё равно будет выглядеть цивильно.
Конечно, я редактирую по правилам, которым учили в Школе редакторов: слежу за логикой предложения и чтобы у абзаца был главный тезис, раскрытие мысли и заключение.
Если нужно передать интервью другими словами, то они должны быть нейтральными.
Ещё важно обращать внимание на неочевидные риски для героя статьи. Например, на фоне фотографии или видео мелькает политическая символика. Такие моменты важно вовремя замечать и исключать из статьи.
Как в статье передать эмоции героя и не потерять его характер?
Эмоции и характер героя могут из скучной истории о бизнесе сделать интересную, дочитываемую статью, но не всегда это уместно. Например, в продуктовом кейсе нет задачи показывать эмоции героя — важно раскрыть сценарий использования продукта.
Важно сохранить особенные фразы, выражения и метафоры героя. Если я буду каждое интервью писать от своего лица и своим вокабуляром, то статьи будут одинаковые:
Важно сохранить особенные фразы, выражения и метафоры героя.
Если писать от своего лицаи своим вокабуляром, то статьи будут одинаковые
Нужна наблюдательность и способность замечать, когда герой на какой-то вопрос хмыкнул или изменил интонацию. Можно так и спросить: «А каково это, когда ваши клиенты записались и не пришли?», «Наверное, вас это раздражает? А почему?» Человек сразу передаёт
Как из интервью сделать захватывающую историю?
Чтобы история была интересной, в ней должна быть драма, кульминация и развязка. В разговоре с героем я улавливаю момент, когда он о чём-то рассказывает с эмоциями, и задаю уточняющие вопросы. Обычно это ситуации с подковыркой, которые мешает в работе герою и компании. О них я пишу в заявке на статью в пункте «Какая проблема была у героя, и как он её решил?». Если я пишу кейс или бизнес-историю, то статья должна крутиться вокруг какого-то затыка, который мешает герою, и строиться на его эмоциях и действиях, когда он его решает.
Как понять, что герой точно согласовал статью?
В редакции мы ведём задачи в Трелло, где у каждой статьи есть своя карточка. Туда прикрепляем скриншоты сообщений, на которых шеф-редактор, маркетолог, герой и главный редактор написали, что статья согласована. Это наша страховка на случай, если пройдёт пару лет, и новый директор компании, о которой мы писали, придёт возмущаться насчёт статьи. Мы покажем ему скриншот сообщения, как подтверждение, что всё согласовано.
В сообщении, что всё согласовано, должно быть чёткое «да». «Вроде ок» не считается.
Как запросить у героя дополнительную информацию, например показатели бизнеса?
Часто после интервью приходится уточнять у героя какие-то характеристики оборудования или цифры компании. Когда нужно запрашивать много деталей, то лучше предложить дополнительный созвон, где герой сразу ответит на все вопросы. Могут быть точечные уточнения, например, указать размер ежедневной прибыли или процент поставить.
Бывают ситуации, когда предприниматель из раза в раз игнорирует блок вопросов и намеренно не отвечает. Тогда мы эту часть статьи флексим: не хочет писать про помещения, значит, убираем это из текста. Лучше совсем ничего не писать, чем писать абстрактно
Что делаешь, если написала герою, а в ответ — тишина?
Если герой не отвечает на вопросы или не смотрит черновик, то я настойчиво пишу

Напомнить герою о статье — рядовая задача редактора. Кто-то может стесняться, бояться надоесть человеку. Мне нисколько не стеснительно: я не думаю, как выгляжу для героя, а думаю, как согласовать и выпустить статью
Важно сразу задать герою сроки согласования: «Я запланировала публикацию статьи в следующий вторник. Пожалуйста, посмотрите текст на этой неделе». Пояснить важность дедлайна.
Конечно, это рисковый момент — герой может отскочить в любой момент работы над статьёй. У меня есть пример, когда герой не согласовал уже готовый к публикации материал. Я два месяца писала герою, а он только обещал посмотреть и так и не дал окончательное «да». В какой-то момент наступает предел, когда уже не хочется бегать за человеком и тратить своё время. Тот материал мы так и не опубликовали — было обидно, потому что статья получилась классная.
Как быстро согласовать статью?
Иногда согласование затягивается, когда появляется третье лицо. Если это крупная компания, то нужно ещё перед интервью спросить, кто будет согласовывать текст и за кем последнее слово. Но опять же нужно держать в голове риск, что согласование может затянуться,
Что делать, если герой просит снять интервью с публикации?
Такие ситуации бывают крайне редко. Если герой просит что-то убрать из текста или снять публикацию, то выполняем его просьбу. Возможно, есть причины, или у бизнеса появились риски. Мы, как медиа, не можем подставлять человека. Нужно удалить статью — удаляем.
Что делать, если в комментарии к статье налетели хейтеры предпринимателя?
В Телеграме мы пишем пост о статье и бывает, в комментариях приходят с негативом.

Если хейтеры пишут негатив в комментариях к анонсам статей, то наши герои относятся к этому спокойно
Давай коротко расскажем, из каких этапов состоит интервью и о чём стоит помнить на каждом из них.
- Ищем героя. Через соцсети, спрашиваем у друзей и знакомых или действующих героев интервью. Пишем холодное сообщение.
- Готовимся к интервью. Собираем информацию о бизнесе и герое, составляем вопросы. Предварительно созваниваемся с героем, чтобы обсудить организационные вопросы.
- Общаемся с героем. Не волнуемся, улыбаемся и записываем разговор.
- Расшифровываем запись. Прослушиваем аудиофайл, чтобы вспомнить эмоции героя. Экономим время с помощью сервисов распознавания речи, если есть такая возможность.
-
Редактируем статью. Заполняем заявку на статью и согласовываем её в редакции.
Если всё в порядке, пишем черновик. Не привираем факты, передаём характер героя с помощью его слов и выражений. Обращаем внимание на неочевидные риски. -
Согласовываем с героем. Не стесняемся напоминать о себе и задаём герою дедлайн
для проверки. - Публикуем интервью. Не боимся хейтеров, но если герой просит что-то заменить в статье после публикации, разбираемся, что не так, и изменяем.