Алина Соломенникова. О секретах интервью с предпринимателями

Алина Соломенникова О секретах интервью с предпринимателями

Студентка 14 потока Школы редакторов и редактор медиа «Бизнес-секреты» от Тинькофф Бизнеса рассказала о том, как найти героя и получить согласие на интервью, как передать эмоции в статье и почему не надо стесняться напоминать о себе.

Расскажи, где ты работаешь и чем сейчас занимаешься?

Я работаю редактором в «Бизнес-секретах». Это медиа Тинькофф Бизнеса для предпринимателей о том, как вести бизнес в России.
В редакцию я пришла полтора года назад и за это время успела поработать продуктовым редактором и редактором статей медиа. Как продуктовый редактор писала стори в приложение Тинькофф Бизнеса, тексты презентаций, продуктовых и маркетинговых материалов.

Помимо «Бизнес-секретов», один год работала шеф-редактором в Тинькофф Дате (Tinkoff Data). Это аналитический проект, который выпускает исследования на основе неперсонализированных данных банка. Я руководила авторами и проверяла, чтобы исследования выходили по правилам редакции, соответствовали требованиям заказчиков из маркетинга и пиар-отделов. И сама, как автор, написала несколько исследований.

Сейчас я только в «Бизнес-секретах». Ещё я веду свой телеграм-канал, где делюсь наблюдениями в работе и редакторскими советами.

Над какими материалами ты работаешь?

«Бизнес-секреты» — это крупное медиа, которое публикует материалы разных форматов: новостные дайджесты, продуктовые кейсы и лонгриды о том, как создать, развивать и защищать бизнес. Помимо статей, медиа выпускает бесплатные курсы для предпринимателей, а также видео и подкасты с экспертами и владельцами бизнеса.

Мы постоянно тестируем и развиваем форматы. Так мы не даём читателям устать от однообразного контента и привлекаем новую аудиторию. Например, только в направлении кейсов летом мы запустили две рубрики — реалити-шоу и дневник предпринимателя.

Кратко расскажу о форматах, в которых я работаю.

Продуктовые кейсы — это статьи о продуктах Тинькофф Бизнеса, о сценариях и результатах их использования для компаний. Кейс позволяет на примере клиентов банка преподнести один продукт по-разному.

Например, можем рассказывать о сервисе рассрочки и кредитов. У каждой компании свои причины подключить рассрочку. Для магазина бытовой техники важно, чтобы покупатели оформляли кредит быстро и самостоятельно, поэтому в кейсе мы рассказывали, как сервис помог сократить время покупки и увеличить количество покупателей. А у образовательной организации благодаря рассрочке увеличился годовой оборот, потому что студенты из удалённых регионов смогли оплатить учёбу — об этом писала статью шеф-редактор «Бизнес-секретов» Тоня Сергеева.

Бизнес-истории. Обычно это статьи, в которых герои рассказывают, как создавали и развивали свой бизнес. Например, в статье-интервью с производителем наклонного рабочего места из Ижевска мы раскрыли, как появилась идея делать такие рабочие места и как открывалась компания, поделились, как сейчас идёт бизнес.

Ещё это может быть статья о конкретной проблеме героя и истории того, как он её решил. Например, у владельца платформы для покупки и продажи брендовых вещей увеличилось количество заказов, и курьеры не справились с доставкой. Герой статьи рассказал, что помогло исправить ситуацию и как не допустить её снова.

Реалити-шоу. Это новая рубрика, которая подразумевает выход серии статей о том, как предприниматель достигает свою цель. Формат похож на сериал: раз в одну-две недели выходит статья, в которой предприниматель делится всем, что происходило в это время, — своими достижениями и промахами. Так появляется интрига — справится ли герой с вызовом?

В формате реалити-шоу мы рассказывали историю основательницы бренда нижнего белья. Она хотела заключить договор на поставку кружева с турецкой фабрикой и получить партию ткани в августе, но из-за проблем в международной доставке кружево поступило только в октябре. Героине пришлось ждать два месяца, и она рисковала приостановить производство. Мы подробно рассказывали в статьях, как героиня справлялась со всеми сложностями.

Как ты находишь героев для интервью?

В продуктовых кейсах герои — клиенты Тинькофф Бизнеса, которых подбирают маркетологи. Для реалити и бизнес-историй я сама ищу региональных владельцев компаний, причём неважно, клиентами каких банков они являются. В таких случаях поиск почти всегда сводится к нетворкингу.

Кидаю клич в соцсетях. Найти героев для первых статей помогли сторис: я спросила у подписчиков контакты знакомых предпринимателей и получила сразу несколько откликов.

Алина Соломенникова ищёт в соцсетях героя для статьи о частных детских садах

Мой первый запрос контактов героев через сторис: мне нужны были контакты владельцев частных детских садов. Материал получился классным: героини охотно делились подробностями своего дела. Позже я даже перевела сына в частный сад одного из героев

Алина Соломенникова ищёт в соцсетях героев для статей

Когда ищу героев, коротко пишу о требованиях к бизнесу и прикладываю пример статьи. В этот раз первый отклик с предложением участвовать в интервью получила уже через несколько минут

Алина Соломенникова находит героев интервью в своём телеграм-канале

Ещё нахожу героев в своём телеграм-канале, где рассказываю о работе в «Бизнес-секретах». Так, я переписывалась с подписчицей и получила контакты производителя банных веников, с которым потом выпустили реалити

Приглашаю на интервью друзей. У меня есть друг-предприниматель, который вместе с бизнес-партнёром организует музыкальные мероприятия. Как-то раз мы вместе гуляли с детьми и обсуждали работу. Слово за слово договорились на интервью, и я написала кейс об их проекте.

Спрашиваю у героев статей. После интервью спрашиваю у героев, есть ли у них знакомые предприниматели. Так, бизнес-партнёр друга дал мне контакты производителя деревянных пазлов. С ним я свяжусь через пару месяцев — планирую написать кейс. Так, по цепочке, и нахожу героев для следующих статей.

Обращаю внимание на производителей. Когда нужно писать о производстве в своём регионе, то наблюдаю за тем, что есть вокруг, чем пользуюсь я или моё окружение. Так было с нижним бельём и производством по обжарке кофе. Если меня заинтересовала компания, то ищу контакты на её сайте или в соцсетях и спрашиваю у администраторов, как связаться с владельцами.

Ещё у нас в «Бизнес-секретах» есть рабочий чат, куда ребята скидывают контакты знакомых владельцев бизнеса. Но я таким способом не пользовалась. У меня нет проблемы найти героя — достаточно оглянуться вокруг, написать человеку и предложить рассказать о своём бизнесе.

Получается, ты не всегда знакома с будущим героем статьи. Как лучше связаться с ним и что сказать, чтобы он согласился дать интервью?

Позвонить незнакомому человеку — это всё равно что упасть ему на голову со своими вопросами. Поэтому обычно я пишу в мессенджере или по почте, чтобы будущий герой в удобное для себя время спокойно прочитал сообщение и понял, что я от него хочу.

Раньше я не обращала внимания на то, как выглядят мои первые сообщения предпринимателям. Со временем стала замечать, на какие холодные письма я лично отвечаю, а какие игнорирую. Когда мне в очередной раз пришло огромное сообщение с невнятной просьбой, я не выдержала и разобрала его ошибки в своём телеграм-канале.

Холодное сообщение, которое Алина Соломенникова получила от незнакомого человека

Это холодное сообщение, которое я получила от незнакомого человека. Он не представился, не разобрался, чем я занимаюсь, и загрузил программой ненужного мне курса. За меня решил, что мне интересно, а что нет, и потребовал какую-то обратную связь. На такие сообщения я никогда не отвечаю

Своё эталонное холодное сообщение я составила не сразу. Что-то подсказывали коллеги, а что-то пришло с практикой. В первую очередь ставила себя на место человека, который получит сообщение: думала о том, чтобы я хотела узнать о публикации, если бы мне предложили интервью.

Со временем у меня сформировалось сообщение, которое я немного трансформирую и отправляю потенциальным героям. Чаще всего в ответ я получаю согласие на интервью и предложение созвониться.

Шаблон первого сообщения герою кейса — 1 часть

В первой части сообщения рассказываю о себе и медиа, в котором работаю. Обычно упоминаю Тинькофф Бизнес, потому что банк больше на слуху, чем «Бизнес-секреты»

Шаблон первого сообщения герою кейса — 2 часть

Во второй части сообщения рассказываю, что мне нужно от героя и его выгоды от интервью. Пишу об организационных моментах, и что публикация в медиа бесплатная

Шаблон первого сообщения герою кейса — 3 часть

В заключение прикладываю примеры статей. Если герой живёт в моём городе, то показываю кейсы с местными производителями. Так у него будет представление, что получится на выходе

Если после первого сообщения предприниматель мне не ответил, то больше я ему не пишу. У меня нет острой необходимости получить согласие от кого-то конкретно: бизнесов в России, несмотря ни на что, полно, и героев много — не отвечает один, ответит другой. Исключение — герои продуктовых кейсов, потому что их маркетологи подбирают под определённый продукт Тинькофф Бизнеса.

У тебя есть герой, и вы договорились об интервью. Что дальше? Как ты определяешь тему статьи?

Когда работаю с бизнес-историями, часто не знаю, какую тему в итоге получу. Обычно перед основным интервью я предлагаю созвониться на 10−15 минут. На первом установочном созвоне рассказываю, как проходит интервью, и предлагаю герою выбрать формат статьи: дневник, реалити, история о производстве в целом или о проблеме бизнеса.

Прежде чем предприниматель согласится на интервью, даю ему время подумать, о чём он готов рассказать. Например, производитель веников сказал, что будет открывать розничный магазин и хочет рассказать об этом. Я предложила формат реалити, он согласился.

Выбор формата помогает понять примерную канву, а итоговая тема будет уже вырисовываться после интервью. Все герои разные. Один подробно рассказывает о производстве, вспоминает факапы, сыплет байками и шутками. В итоге получается крутая статья о том, как предприниматель запустил бизнес. Другой герой рассказывает неохотно и без деталей, но на вопрос о сотрудниках вспоминает случай воровства на производстве и эмоционально рассказывает о разбирательствах. Тогда я понимаю, что статья будет не про производство в целом, а про сотрудников и ситуации воровства в бизнесе.

После интервью я заполняю заявку на статью. Она помогает определиться с темой и понять, набирается ли материал, или его недостаточно. Заявку согласовывает шеф-редактор.

Как ты готовишься к интервью? Что нужно знать о герое, и в каких источниках искать о нём информацию?

Подготовка к интервью зависит от формата статьи. Если это продуктовый кейс, то нужна информация только в рамках продукта и сотрудничества клиента с банком. Моя задача при этом — нащупать боли клиента, которые привели его в Тинькофф-банк. Поэтому предварительно я созваниваюсь с командой Тинькофф Бизнеса: маркетологом, продактом или персональным менеджером. У них я узнаю, как познакомились с клиентом, какой у него опыт работы с другими банками, с каким вопросом или проблемой он обратился, что ему предложили и как сейчас с ним идёт работа. Это помогает понять контекст общения с героем.

В бизнес-историях и реалити-шоу на этап подготовки к интервью трачу пару часов, чтобы изучить героя и его компанию. Смотрю информацию на сайте и в соцсетях. Обращаю внимание на раздел «О компании»: смотрю, как она себя подаёт, какие ценности выделяет. Ещё анализирую продуктовую сетку, характер и частоту постов в соцсетях, комментарии подписчиков. Смотрю сторис — часто малый бизнес ведёт хроники с полей: из магазина или производства. Чем больше информации о компании узнаю, тем больше идей для интервью. Например, из соцсетей можно узнать, что компания готовит какую-то новинку или владелец собирается ехать на международную выставку — есть повод спросить об этом на интервью.

Также перед разговором я знакомлюсь со сферой бизнеса героя. Например, я ничего не знала о производстве банных веников, поэтому перед запуском реалити-шоу читала статьи по запросу «Бизнес банных веников» и параллельно записывала вопросы, которые задам герою. Кто-то из редакции слушает подкасты на тему или находит публикации с героем в других медиа. Мой любимый вариант — Ютуб. Забиваю в поиск название сферы бизнеса и взахлёб смотрю ролики — так я уже визуально представляю себе бизнес героя.

Хорошая статья складывается из многих факторов, и подготовка — один из них, но не единственный. Можно не готовиться и провести классное интервью, потому что сам герой общительный. Можно подготовиться и всё завалить. Нужна подготовка редактору или нет — его ответственность. Для себя я определила, что готовиться нужно обязательно. Как минимум, это облегчает мне работу тем, что я уже в контексте. Иначе это странно: меня интересует компания и сфера бизнеса героя, но я понятия не имею, что это.

Хорошая статья складывается из многих факторов, и подготовка — один из них, но не единственный

Как ты планируешь время для встречи или созвона с героем?

У меня нет необходимости уложиться в какое-то время от первого сообщения до созвона. Если герою удобно встретиться только через две недели — не страшно, мне есть чем заняться. В остальном ориентируюсь на себя и пишу герою варианты дат и времени для созвона.

Всегда предупреждаю героев, что интервью займёт час, но можем закончить раньше или позже. Обычно люди выдерживают этот час разговора. Но бывает, герой увлекается, и интервью затягивается и на три часа. Поэтому я не ставлю после созвона задачи впритык.

Надо понимать, что у предпринимателя среди ежедневных задач интервью не в приоритете. Поэтому если по истечении часа герою нужно уйти, а я не успела задать часть вопросов, то предлагаю провести повторную встречу. Если же материала для статьи хватает, то можно обойтись уточнениями в мессенджере. Обычно предприниматели готовы созвониться снова и отвечать на дополнительные вопросы в чате, ведь они тоже заинтересованы в выпуске статьи — кто откажется от бесплатной публикации.

Важно не забывать и о своём комфорте. Допустим, интервью затягивается, герой разошёлся и начал вспоминать байки. В это время мне уже пора забирать ребёнка из садика, я могу нервничать. В итоге это смажет концовку беседы, и я потеряю фактуру для статьи. В этом случае лучше сразу обозначить, что отведённое время заканчивается, и предложить созвониться повторно.

Есть редакторы, которые отводят день на интервью с разными героями. У меня были периоды, когда я ставила три встречи в день. Для меня это было сложно: я теряла фокус на конкретном герое, путалась в вопросах, заговаривалась. Мне проще развести встречи в разные дни. Сейчас я стараюсь проводить одно интервью в день или максимум два, но чтобы между ними был большой лаг во времени.

Пример неудачного планирования

Пример неудачного планирования, когда есть риск не успеть поговорить с героем. Во вторник четыре встречи, две из которых — часовые интервью, следующие друг за другом. Велик риск, что первое интервью затянется, и придётся либо переносить его на другое время, либо двигать следующий созвон. А даже если всё пойдёт по плану, не будет времени, чтобы перестроиться на интервью с новым героем

Алина Соломенникова обычно планирую интервью в разные дни недели

Обычно планирую интервью в разные дни недели. Стараюсь освободить время после созвона и не назначать другие встречи впритык на случай, если разговор с героем затянется

Как составить вопросы для интервью? Какими они должны быть?

У меня есть два шаблона вопросов: один для продуктового кейса и другой для бизнес-историй. Это всего лишь примеры — для каждого героя я составляю вопросы исходя из того, чем он занимается и в какой сфере бизнеса работает.

Я отправляю вопросы герою за пару дней или накануне интервью. Я не требую обратной связи, герой может даже не смотреть их — мне важно дать ему возможность ознакомиться, что-то вспомнить или посчитать показатели бизнеса. Предприниматели не дают интервью каждый день, и для них это малопонятный формат. Когда вопросы знакомы, они меньше волнуются и отвечают подробнее.

В интервью важно задавать вопросы, которые бы по максимуму раскрутили героя на историю. Я исхожу из худшего сценария, когда владелец бизнеса неразговорчивый или устал и не готов много говорить. Поэтому я составляю открытые вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: «Почему», «Что», «Какие», «Когда». Дополнительно ответ можно раскрутить и спросить: «А что, если?», «А как было тогда?». На такие вопросы героям неудобно отвечать односложно «да» или «нет», поэтому они дают развёрнутые ответы с подробностями и интересными историями. Кстати, этот приём я подметила на лекциях Ильи Синельникова и в книге Кемпа, когда училась в Школе редакторов.

❌ Закрытый вопрос ✅ Открытый вопрос
— Было ли сложно набрать сотрудников?
— Да, было сложно.
— Что самое сложное, когда ищешь людей? Почему?

Чтобы статья получилась интересной и подробной, в ней не должно быть пробелов о личности героя и его бизнесе. Поэтому я не боюсь задавать глупые вопросы и переспрашивать, если что-то не поняла: «Я, возможно, сейчас задам глупый вопрос, но так как в этой теме не разбираюсь, всё-таки спрошу…», «Я вот тут не поняла, что вы имели в виду?».

Бывает, что как бы хорошо я ни сформулировала вопросы, статья не выходит, потому что герой не хочет делиться фактами. У меня был кейс, когда интервью получилось водянистым — предприниматель рассказывал неохотно, без подробностей и увиливал от ответа. Было понятно, что уточняющие вопросы не дадут ясной картины и я просто потрачу время. В таких случаях мы с шеф-редактором отказываемся дальше работать над статьёй.

Как справиться с волнением перед встречей с героем?

С опытом волнение проходит. Когда начинала работать с кейсами, тоже волновалась, думала, как всё пройдёт, как я буду выглядеть. С практикой я перестала волноваться и отношусь к интервью, как к посредственной рабочей задаче. Дам пару советов, как успокоиться и настроиться на разговор с героем.

Не бояться ошибаться. Одна из причин волнения — когда редактор-перфекционист боится выглядеть плохим интервьюером. Тут важно помнить, что мы не именитые журналисты, от нас не ждут высокого уровня интервью с провокационными вопросами. Поэтому надо снизить планку и просто писать статью для своего медиа.

Проконсультироваться с психологом. Возможно, редактору волнительно общаться с любыми незнакомыми людьми. Если интервью — разовая задача, то может нет смысла отрабатывать волнение со специалистом. Но если редактор планирует работать в таком формате, то лучше заранее подумать о своём комфорте. Тогда стоит прийти на консультацию с психологом и выяснить, почему возникает это проблема.

Не накручивать себя. Бывает, редактор сам себя накручивает, когда готовится к интервью: отмечает в календаре красным день созвона, считает до него дни, думает, что надеть, и откладывает все дела. В таких ситуациях помогает сместить фокус и относиться к интервью, как к рядовой повседневной задаче — это снимает градус напряжённости.

Ты чаще встречаешься с героем лично или созваниваешься?

Большинство интервью — это всё-таки созвоны, которые из-за пандемии стали обыденным форматом. В онлайне можно провести интервью с предпринимателями из другого города или региона, это удобно, ведь мы пишем о бизнесе по всей России. Но даже с предпринимателями из моего города мы чаще созваниваемся: всего два героя попросили личную встречу — это скорее исключение, и я согласилась, потому что героям так комфортнее и проще раскрыться. В основном онлайн-интервью экономят время работы над статьёй, потому что не нужно тратить часы на дорогу.

Если герой приглашает на производство — нужно пользоваться возможностью. Предприниматель ежедневно варится в своём бизнесе, поэтому процессы производства кажутся ему очевидными. А меня, как человека из другой сферы, может заинтересовать даже простое оборудование. Такие детали сразу рождают вопросы: «А для чего эта машина?», «А почему нужно столько человек, разве один не сможет справиться?».

К сожалению, далеко не все предприниматели могут выкроить время на личную встречу. Однажды я хотела приехать на производство нижнего белья, чтобы увидеть своими глазами, как создаётся продукт, и добавить в статью впечатлений. Но героиня не могла точно сказать, в какое время приедет на производство. В итоге мы встретились в онлайне, хотя находились в одном городе.

Если появляется возможность провести живое интервью, лучше договориться о встрече в спокойной обстановке: вместо шумной улицы выбраться в парк, вместо семейной пиццерии пойти в бизнес-заведение. Один из предпринимателей предложил встречу в кафе. Я сразу предупредила, что меня беспокоит музыка на фоне, которая помешает слышать друг друга и записать интервью на диктофон. Тогда герой забронировал столик в тихом уголке, где разговору ничего не мешало.

Где вы берёте фотографии для статей?

Все фотографии и видео нам предоставляют герои. В направлении кейсов мы придерживаемся принципа: чем жизнёвее фото, тем лучше. Рядовой предприниматель не ходит с профессиональным никоном и не выставляет свет, чтобы сфотографировать красиво. Он между делом щёлкнет кадр и пойдёт по своим делам. И это классно, потому что такие фото передают дух героя и его историю. У меня были герои, которые переживали, что нужно искать фотографа, оборудование, готовиться к съёмке. Когда я сказала, что достаточно просто сфотографировать на телефон, это их успокоило.

Бывает, что компания предоставляет профессиональные съёмки, но это скорее исключение из правил.

Скрин из статьи про производство банных веников — фотография с «полей»

В кейсах мы используем фото, которые круче текста рассказывают о работе компании и показывают детали бизнеса. К примеру, в интервью герой рассказывает, как первое время вязал веники в гараже. Чтобы читатели почувствовали эту атмосферу и ближе познакомились с делом героя, прошу сделать фотографию, как это выглядит

Что используешь для записи интервью? Предупреждаешь ли героя, что разговор записывается?

Обычно пользуюсь встроенной записью Зума. Но если созваниваемся через другой сервис или встречаемся с героем вживую, страхую себя диктофоном на телефоне.

О записи всегда предупреждаю. Также сообщаю, что она останется только у меня и поможет передать все детали истории в текст. Герои не против и относятся с пониманием.

Я читала, что некоторые редакторы печатают по ходу интервью, но сама так не делаю. Мне сложно одновременно слушать и записывать, и кажется, что стук клавиш может раздражать героя или сбивать его с мысли.

Если я буду печатать по ходу встречи, то это будут сюжетные заметки и описание действий: пошёл туда, купил то, сделал это. А в бизнес-истории важнее поймать стилёвые словечки героя, которые передают его индивидуальность и характер.

У тебя были ситуации, когда разговор не записался? Что делать в таких случаях?

У меня таких ситуаций не было. Если есть сомнения, что может не записаться, то я перестраховываюсь. Например, я встречалась с музыкальными организаторами в офисе и включала диктофон на ноутбуке и в телефоне.

Если связь была настолько плохая, что из записи выпали предложения и потерялся смысл, то ничего страшного. Я пишу герою: «Извините, у меня что-то Зум выпал, повторите, пожалуйста, о чём вы говорили?» Плюс я всегда по ходу интервью записываю основные тезисы в блокнот. Поэтому могу восстановить часть потерянного рассказа.

Что делаешь, если во время созвона соседи начали сверлить или ребёнок «ворвался в чат»?

Я стараюсь предусмотреть, чтобы ничего не отвлекало во время созвона и было тихо. Когда прошлым летом мы с семьёй переехали в новостройку, я сразу понимала, что дрель будет шуметь ежедневно, потому что у соседей ремонт. Поэтому первые полгода я на весь день уезжала работать в коворкинг. Там я занимала отдельную кабинку, похожую на телефонную будку, она была с шумоизоляцией и подходила для созвонов.

Если же шум появился внезапно, важно вербализовать это неудобство. Так и сказать: «Соседи, кажется, устроили ремонт. Извините, так неловко». И герой относится с пониманием, потому что всем это знакомо, и редактору легче, что он озвучил проблему и снял раздражение. Однажды я созванивалась с крупной компанией и мой сын пришёл раньше с прогулки. Я сказала: «Извините, меня ребёнок отвлекает. Я отлучусь на пять минут и вернусь». Не нужно тревожиться из-за таких ситуаций. Все адекватные люди, а если это кого-то бесит, то уже вопрос к самому человеку.

Как из интервью сделать беседу и расположить героя к себе?

Улыбаться, даже если созвон без видео: интонация всё равно чувствуется. В свои первые интервью из-за волнения я не улыбалась вообще. Так как я была новичком, шеф-редактор просматривала записи и сразу обратила на это внимание. Сейчас дружелюбная улыбка вошла в привычку, и это действительно располагает героя.

Важно не создавать себе лишних неудобств. Любое раздражение передаётся герою, поэтому садимся в удобное кресло, надеваем привычную одежду и расслабляемся. Спокойный настрой тоже считывается героем.

Любое раздражение передаётся герою, поэтому садимся в удобное кресло, надеваем привычную одежду и расслабляемся

Можно задавать открытые вопросы и всем своим видом излучать дружелюбие, но если человек — интроверт, то хоть в лепёшку расшибись. Тут уже просто принять этот факт и не пытаться выдавливать из себя что-то.

Что делать, если герой не хочет отвечать на вопрос?

Перед интервью я говорю герою, что если ему не понравится вопрос, покажется некорректным или есть другие причины, то он может не отвечать. У моих героев всегда есть право на «нет».

Герой явно волнуется и сбивается, что делать?

Задача редактора — создать комфортную атмосферу и самому быть спокойным. Порой героям нужна пауза — это состояние важно отслеживать. Кому-то достаточно пяти минут, а кто-то может перенести интервью на другой день. У меня был герой, который впервые давал интервью и не привык рассказывать свои бизнес-постулаты налево и направо. Я сказала, что это нормально, и предложила сделать перерыв. Герою хватило пары минут, чтобы успокоиться и поговорить ещё 20 минут.

Полезно быть не в порядке. Для одной статьи мне надо было связаться с крутым экспертом-юристом, и я дико волновалась. Утром включаю зум, а он в растянутой майке, недавно проснулся, потирает глаза, и весь лохматый ходит по квартире. То есть он не парился, как выглядел и что я о нём подумала. Эта ситуация помогла мне почувствовать, как это классно, когда другой человек по-кемповски не ок.

Как тактично вернуть героя к теме вопроса, если он отвлёкся?

Бывают предприниматели, которые, отвечая на вопросы, уходят от темы — начинают рассказывать забавные случаи из жизни и всё дальше ударяются в воспоминания. У меня были подобные интервью, где я боялась перебить героя. Шеф-редактор тогда объяснила мне, что у меня есть задача — уложиться в час и написать хорошую статью. Если герой отвлёкся, говорит не по теме или вообще чушь, которая не пойдёт в статью, не бойтесь перебивать: «Иван, извините, давайте вернёмся к вопросу». Если герой постоянно отвлекается — постоянно перебивайте. Тут важно говорить об этом доброжелательно, с улыбкой. При этом не думать, что он о тебе подумает, а думать о себе и своей задаче.

Если герой отвлёкся, говорит не по теме, не бойтесь перебивать. Если герой постоянно отвлекается — постоянно перебивайте.

Героя всё время что-то отвлекает, или он торопится, что делать?

Если уже в первые 10 минут интервью герою приходят смски, звонки, люди, то лучше сразу предложить перенести встречу. «Я вижу, что у вас есть дела, давайте перенесём интервью. Будет лучше, если мы сможем спокойно сосредоточиться в какое-то другое время». Если герой уже привык работать в авральном режиме, отвлекается, но при этом может быстро вернуться к теме и говорить дальше, то продолжаем интервью.

Редко, но были случаи, когда герой созванивался за рулём автомобиля. Есть предприниматели, которые не могут выделить час в офисе, и находят время только в дороге. Тогда я просто принимаю это как должное.

Что делать, если герой разгневался из-за вопроса?

Нужно понять, что задело героя. Если формулировка вопроса, то извиниться за нетактичный вопрос и предложить его пропустить. Если гнев связан не со мной, а с сервисом, то надо спокойно выслушать, предложить передать его обращение коллегам и перевести разговор к следующему вопросу. У меня был такой случай, когда статья была связана с продуктовым кейсом. Не буду вдаваться в детали, но герой после вопроса напрягся и начал грубить. Для меня это было в новинку. После этого случая наша команда кейсов попросила ребят из службы поддержки дать нам мастер-класс, как общаться в спорных ситуациях. После него я поняла, что ничего плохого не сделала и моя реакция была нормальной.

Тут стоит вовремя сориентироваться, не растеряться и выстроить границу, где я, а где другие факторы, которые возмутили героя. Не нужно принимать на свой счёт и накручивать себя.

Как завершить интервью? Что сказать герою?

После интервью важно рассказать герою об этапах согласования. Обычно я говорю так: «Иван, я уже в целом поняла канву кейса, и о чём мы расскажем в статье. Спасибо, что уделили время. Следующие пять дней я поработаю с нашей записью, принесу вам черновик на согласование».

Бывает, люди переживают, что статья не выйдет, или был печальный опыт с другими медиа, когда интервью опубликовали без согласования с героем. Поэтому, даже если в начале я уже проговорила оргмоменты, то обязательно продублирую в конце разговора: что буду делать с записью и когда вернусь к герою со статьёй, чтобы согласовать её. Так предпринимателю не придётся угадывать, как с ним будут работать дальше и чего ожидать от сотрудничества с медиа, и это его успокаивает.

Как ты расшифровываешь интервью?

Бывает, слушаю и переписываю сама, потому что мне так удобнее вспоминать интонации, эмоции или выражение лица героя, когда он произносил слова. То есть включаю запись и просто печатаю.

Если у меня много задач и времени в обрез, то использую технологию распознавания и синтеза речи. Её разработали в Тинькофф как платный сервис для автоматизации кол-центров клиентов банка, поэтому она не в открытом доступе. Разработчики кастомизировали программу под задачи сотрудников. Я подгружаю аудио и получаю текстовую расшифровку.

Как из интервью собрать текст, чтобы не развалилась структура статьи?

Эту задачу решает заявка на статью. Она помогает структурировать и понять, как будет выглядеть материал. Пока заполняю, уже понимаю, какой фрагмент расшифровки пойдёт в начало, а что нужно объединить и разместить в конце статьи.

Какая должна быть степень редактуры слов героя? Нужно ли это согласовать с героем заранее?

Когда герои узнают, что я буду редактировать разговор, сразу расслабляются. Можно не думать о том, как подбирать слова, текст всё равно будет выглядеть цивильно.

Конечно, я редактирую по правилам, которым учили в Школе редакторов: слежу за логикой предложения и чтобы у абзаца был главный тезис, раскрытие мысли и заключение.

Если нужно передать интервью другими словами, то они должны быть нейтральными. Если герой высказался по какой-то ситуации спокойно, то не нужно переписывать его слова острыми фразами и показывать героя психованным. И, конечно, заменяю мат, по редполитике он запрещён в публикации. Герои относятся с пониманием.

Ещё важно обращать внимание на неочевидные риски для героя статьи. Например, на фоне фотографии или видео мелькает политическая символика. Такие моменты важно вовремя замечать и исключать из статьи.

Как в статье передать эмоции героя и не потерять его характер?

Эмоции и характер героя могут из скучной истории о бизнесе сделать интересную, дочитываемую статью, но не всегда это уместно. Например, в продуктовом кейсе нет задачи показывать эмоции героя — важно раскрыть сценарий использования продукта. А вот в бизнес-истории, где предприниматель что-то делает, и у него не получается, важно передать его характер: когда видно образ героя, то можно понять причины его поступков и почему он именно так решил задачи бизнеса.

Важно сохранить особенные фразы, выражения и метафоры героя. Если я буду каждое интервью писать от своего лица и своим вокабуляром, то статьи будут одинаковые: вроде бы герой и бизнес разные, а текст по настроению один и тот же. Например, героиня сравнила два отрезка ткани с туфелькой для Золушки. Я такую метафору никогда бы не придумала!

Важно сохранить особенные фразы, выражения и метафоры героя. Если писать от своего лица и своим вокабуляром, то статьи будут одинаковые

Нужна наблюдательность и способность замечать, когда герой на какой-то вопрос хмыкнул или изменил интонацию. Можно так и спросить: «А каково это, когда ваши клиенты записались и не пришли?», «Наверное, вас это раздражает? А почему?» Человек сразу передаёт свои эмоции.

Как из интервью сделать захватывающую историю?

Чтобы история была интересной, в ней должна быть драма, кульминация и развязка. В разговоре с героем я улавливаю момент, когда он о чём-то рассказывает с эмоциями, и задаю уточняющие вопросы. Обычно это ситуации с подковыркой, которые мешает в работе герою и компании. О них я пишу в заявке на статью в пункте «Какая проблема была у героя, и как он её решил?». Если я пишу кейс или бизнес-историю, то статья должна крутиться вокруг какого-то затыка, который мешает герою, и строиться на его эмоциях и действиях, когда он его решает.

Как понять, что герой точно согласовал статью?

В редакции мы ведём задачи в Трелло, где у каждой статьи есть своя карточка. Туда прикрепляем скриншоты сообщений, на которых шеф-редактор, маркетолог, герой и главный редактор написали, что статья согласована. Это наша страховка на случай, если пройдёт пару лет, и новый директор компании, о которой мы писали, придёт возмущаться насчёт статьи. Мы покажем ему скриншот сообщения, как подтверждение, что всё согласовано.

В сообщении, что всё согласовано, должно быть чёткое «да». «Вроде ок» не считается. В таких случаях я переспрашиваю: «То есть мы можем публиковать?» — и если ответ: «Да, публикуем», — выпускаем статью. Здесь не должно быть неоднозначных прочтений.

Как запросить у героя дополнительную информацию, например показатели бизнеса?

Часто после интервью приходится уточнять у героя какие-то характеристики оборудования или цифры компании. Когда нужно запрашивать много деталей, то лучше предложить дополнительный созвон, где герой сразу ответит на все вопросы. Могут быть точечные уточнения, например, указать размер ежедневной прибыли или процент поставить. Тогда можно их отметить в черновике и написать герою, чтобы он в комментариях написал цифры. Если надо быстро что-то узнать, написать в мессенджере: «А почему должна быть такая длина веника?» — или: «Сколько всего вы потратили на запуск производства?». Главное — правильно сформулировать вопрос, чтобы герой понял, что от него нужно и в каком виде. А ещё заранее договориться с ним, через какие каналы и в какое время можно отправлять сообщения.

Бывают ситуации, когда предприниматель из раза в раз игнорирует блок вопросов и намеренно не отвечает. Тогда мы эту часть статьи флексим: не хочет писать про помещения, значит, убираем это из текста. Лучше совсем ничего не писать, чем писать абстрактно и без деталей.

Что делаешь, если написала герою, а в ответ — тишина?

Если герой не отвечает на вопросы или не смотрит черновик, то я настойчиво пишу или звоню. Иногда предприниматели благодарят, что им напомнили. Здесь нет предела напоминания, конечно, в адекватных рамках. Звонить несколько раз в день и среди ночи я, разумеется, не буду, но пару раз набрать в течение недели и написать в мессенджер одно-два сообщения — да.

Алина Соломенникова напоминает герою о необходимости согласовать статью

Напомнить герою о статье — рядовая задача редактора. Кто-то может стесняться, бояться надоесть человеку. Мне нисколько не стеснительно: я не думаю, как выгляжу для героя, а думаю, как согласовать и выпустить статью

Важно сразу задать герою сроки согласования: «Я запланировала публикацию статьи в следующий вторник. Пожалуйста, посмотрите текст на этой неделе». Пояснить важность дедлайна.

Конечно, это рисковый момент — герой может отскочить в любой момент работы над статьёй. У меня есть пример, когда герой не согласовал уже готовый к публикации материал. Я два месяца писала герою, а он только обещал посмотреть и так и не дал окончательное «да». В какой-то момент наступает предел, когда уже не хочется бегать за человеком и тратить своё время. Тот материал мы так и не опубликовали — было обидно, потому что статья получилась классная.

Как быстро согласовать статью?

Иногда согласование затягивается, когда появляется третье лицо. Если это крупная компания, то нужно ещё перед интервью спросить, кто будет согласовывать текст и за кем последнее слово. Но опять же нужно держать в голове риск, что согласование может затянуться, или вообще от статьи придётся отказаться.

Что делать, если герой просит снять интервью с публикации?

Такие ситуации бывают крайне редко. Если герой просит что-то убрать из текста или снять публикацию, то выполняем его просьбу. Возможно, есть причины, или у бизнеса появились риски. Мы, как медиа, не можем подставлять человека. Нужно удалить статью — удаляем. Это не обсуждается. Если герой объясняет причину, и я понимаю, что можно часть материала заменить, то дорабатываем и выпускаем статью.

Что делать, если в комментарии к статье налетели хейтеры предпринимателя?

В Телеграме мы пишем пост о статье и бывает, в комментариях приходят с негативом. В таких случаях мы ничего не делаем — это вопрос адекватности комментаторов. Если это конструктивная критика, то и герой к ним относится нормально. Если это просто безосновательная придирка и оскорбления, то понятно, что спорить ни к чему. А вообще, уж кто словил хейта и не раз столкнулся с критикой на пути бизнеса, так это предприниматели.

Хейтеры налетели в комментарии к статье в Бизнес-секретах

Если хейтеры пишут негатив в комментариях к анонсам статей, то наши герои относятся к этому спокойно

Давай коротко расскажем, из каких этапов состоит интервью и о чём стоит помнить на каждом из них.

  1. Ищем героя. Через соцсети, спрашиваем у друзей и знакомых или действующих героев интервью. Пишем холодное сообщение.
  2. Готовимся к интервью. Собираем информацию о бизнесе и герое, составляем вопросы. Предварительно созваниваемся с героем, чтобы обсудить организационные вопросы.
  3. Общаемся с героем. Не волнуемся, улыбаемся и записываем разговор.
  4. Расшифровываем запись. Прослушиваем аудиофайл, чтобы вспомнить эмоции героя. Экономим время с помощью сервисов распознавания речи, если есть такая возможность.
  5. Редактируем статью. Заполняем заявку на статью и согласовываем её в редакции. Если всё в порядке, пишем черновик. Не привираем факты, передаём характер героя с помощью его слов и выражений. Обращаем внимание на неочевидные риски.
  6. Согласовываем с героем. Не стесняемся напоминать о себе и задаём герою дедлайн для проверки.
  7. Публикуем интервью. Не боимся хейтеров, но если герой просит что-то заменить в статье после публикации, разбираемся, что не так, и изменяем.