Ира Моторина. UX-писатель завязан на команде — Кто студент

Ира Моторина UX-писатель завязан на команде

UX-писатель СберМаркета о том, что общего у UX-писателя и самурая, как не заканчиваться и почему важно научиться себя продавать.

Как объяснить бабушке или ребёнку, чем занимается UX-писатель?

Я до сих пор пытаюсь объяснить маме, чем я занимаюсь. Видимо, выходит не очень, потому что обычно она рассказывает обо мне подружкам так: «Ну, она чё-то там пишет».

На самом деле проще всего объяснять на пальцах. Открыть банковское приложение или показать пульт для телевизора и сказать: «Видишь, все кнопки подписаны? Так вот текст для них придумал UX-писатель. Он постарался сделать подписи простыми и понятными, чтобы любой человек смог перевести деньги или переключить канал».

Есть короткий ответ на вопрос «Почему UX-писатель похож на матрёшку?»

Потому что его работа — это несколько уровней. Сначала мы видим первую большую матрёшку — это текст. Но внутри еще много чего прячется: исследования, аналитика, технические ограничения, ToV компании, дизайн-принципы. Разбирать матрешку можно до бесконечности, я сама пока еще не разобралась, за чем стоят самые маленькие части.

В своем блоге ты писала, что не сразу стала UX-писателем. Где была до?

По образованию я журналист. Училась в Томске и Питере, работала на радио и стажировалась по программе Erasmus+ во Франции — прошла длинный путь, чтобы понять, что я не хочу быть журналистом. Не потому что писать не хочу, а потому, что мне не нравилось всё то, что окружает журналистику в России.

Встал вопрос: «А что тогда делать?» Самым простым казалось переквалифицироваться в редактора, что я и сделала. Не прогадала. Сложность была только с тем, чтобы научиться общаться не с человеком, а с бизнесом. Остальное далось легко.

Я работала редактором с 2016 года с разными компаниями, пробовала фриланс. С 2017 до 2019 была лид-редактором в LinguaTrip. Все закончилось тем, что я выгорела и решила искать себя в новом направлении.

В мае 2019 года Ира написала статью в блог «Из редакторов в UX-писатели»:
«Пару месяцев назад я поняла, что устала от задач по блогам, рассылкам, соцсетям. (В общем, от того, что делает коммерческий редактор). Так бывает — работа получается, есть положительный фидбэк, приходят заказчики. Но не прёт — нет задора, всё кажется рутиной. Я решила, что это — знак и пора заняться текстами в интерфейсе. Так, чтобы с головой и постоянно».

Фото со времен жизни во Франции — путешествие в Порту

Ты провела большой анализ рынка и поняла, что UX — это твоё. А как думаешь, кому эта сфера точно не подойдёт?

Тем, кто привык всё делать сам. Например, редактор может выбрать актуальную тему и найти героя, взять интервью и расшифровать его, написать и вычитать текст, а потом подобрать картинки и сверстать статью и даже заняться дистрибуцией. Он замыкает на себе полный цикл задач и полностью отвечает за результат.

К счастью или сожалению, работа над интерфейсом — это всегда командная работа. Чтобы написать текст, UX-писатель может инициировать и провести исследования, найти референсы, изучить рынок. Но в любой его текст могут вмешиваться дизайнеры, аналитики, продакт-менеджеры и другие коллеги — потому что вытянуть весь процесс самостоятельно UX-писатель не сможет. Где-то правильнее принять правки, где-то стоит продавить свою идею. ​​

Чем ещё UX-писатель отличается от коммерческого редактора?

Как я уже сказала, UX-писатель сильно завязан на команде — это влияет на процессы и темп работы. Коммерческие редакторы чаще всего работают по Waterfall. Это такая методика работы, когда на тебя падают задачи водопадом, ты их разгребаешь и делаешь по приоритету. Они пишут десять статей, готовят контент-планы, общаются с авторами и занимаются другими задачами параллельно. UX-команды обычно работают линейно — двигаются спринтами по чёткому плану. Ты сначала выполняешь одну задачу на этапе, а потом двигаешься дальше.

Ещё одно отличие — в подходе к решению. Когда ты работаешь редактором, твоё слово — закон. Ты знаешь, как правильно, у тебя есть редполитика и ToV. В UX ты не можешь прийти к команде и сказать: «Текст такой и только такой, потому что у нас так в редполитике». Нужно смотреть в разные стороны и вместе с коллегами искать лучший вариант. Это очень прокачивает мягкие навыки, к слову.

Где ты училась на UX-писателя?

Когда я только начала интересоваться этой областью, я смогла найти только одну статью на русском в блоге компании «Собака Павлова». Я собирала материал буквально по крупицам — изучала главу про синтаксис в учебнике Ильи Бирмана, выступление Таши Гермогентовой из Яндекс. Денег и немногочисленные короткие статьи на английском. Этого хватило, чтобы понять, что от UX меня прёт.

Постепенно информации становилось больше, я даже завела Телеграм-канал «Редач» и подкаст, чтобы делиться всем, что нахожу про UX.

Сейчас всё гораздо проще: есть курсы в «Нетологии» и на Яндекс.Практикуме. Кирилл Егерев выпустил крутую книгу «Этой кнопке нужен текст», и вообще в интернете появилось много статей и видео.

Что лучше: «Нетология» или Яндекс. Практикум?

Нельзя ответить однозначно. И не потому что я год работала в Нетологии. Обучение не должно быть самоцелью. Важно за счёт него нарастить на свой скелет новые навыки. Есть люди, которые сначала проходят на «Нетологии», а потом идут в «Яндекс.Практикум» — учат их там примерно одним и тем же вещам, но черпают они разное.

Например, у тебя есть определенные характеристики на старте — ты некоммуникабельная зануда с редакторским опытом. Тогда на курсе тебе важно не только научиться писать статьи, а короткие тексты на кнопки, но и разобраться, где ты можешь пристроить своё занудство и как тебе стать общительнее.

А что подходит занудам?

Обычно круто получается формулировать ToV или строить CJM.

CJM (customer journey map) — путь от осознания потребности до регистрации и использования разных сценариев продукта. Может заканчиваться отпиской, удалением профиля или ретеншеном.

По каким критериям ты советуешь выбирать, где и у кого учиться?

Мне кажется, что нужно выбирать по преподавателю — идти к тому, кто ближе. Можно ведь учиться не только на курсах, а у экспертов напрямую. Например, видишь приложение, которое нравится — найди его писателя, попроси дать консультацию.

Правда, стоит подумать над тем, какой формат тебе больше подходит. Как по мне, курсы дисциплинируют: у тебя всегда есть дедлайн и тот, кто проверяет твою работу. Если у тебя сложности с самоорганизацией, то это самое оно. Если сложностей нет, то можно учиться даже без ментора — в интернете много всего полезного и бесплатного.

Вот что Ира рекомендует изучить в первую очередь:

Но как же попасть в UX без обучения и опыта?

Я говорила со многими коллегами из других компаний. Сейчас людей, которые специализируется на UX-текстах, не так много. Раньше их можно было по пальцам пересчитать. Сейчас, может быть, по пальцам рук и ног двух людей.

На позиции UX-писателей набирают людей с опытом работы с текстами в общем, например, редакторов. Самый важный критерий при этом — способность встать на место пользователя интерфейса. А писать научат со временем. Понятно, что возьмут не на лидирующую позицию, но с чего-то же нужно начинать — дальнейший рост зависит только от тебя.

То есть заходить в UX лучше сейчас, пока есть спрос, но мало кандидатов?

Думаю, да. Компаниям нужны хорошие UX-писатели. Когда на рынке их станет много, понадобятся хорошие UX-писатели с навыками локализаторов, например. Встанет вопрос: «А что ты ещё умеешь, чтобы тебя взяли?» Уже сейчас появляются запросы на тех, кто умеет проводить исследования или разрабатывать контент-стратегию. Сейчас, с одной стороны, тот самый момент, чтобы начать, а с другой — определиться, какое направление в UX тебе интереснее всего. Вдруг ты решишь, что хочешь работать только с голосовыми помощниками?

А с чем тебе больше всего нравится работать?

Я сейчас на том этапе, когда мне нравится практически всё. Но, наверное, интереснее всего было бы заняться какими-то discovery-процессами. Это всё, что связано с проектированием и исследованиями — тем, что предшествует текстам. Я не могу сказать, что мне нравятся голосовые помощники и боты, но меня всегда привлекает что-то новенькое. Знаешь, как у самурая есть только путь, так и у меня.

Возвращаемся к поиску работы. Куда идти за вакансиями?

Рынок не сформировался до конца, поэтому с вакансиями бывают сложности — часто пишут «Нам нужен UX-писатель» просто потому, что это модно, стильно, молодёжно. Стоит открыть описание вакансии, а там требования как к чистому контент-менеджеру, который заполняет карточки в каталоге, или к копирайтеру, который должен делать лендинги.

Но я могу порекомендовать три места, где можно порыбачить:

  • 1. Искать в профильных Телеграм-каналах, которые связаны с UX-писательством и дизайном. Искать можно по ключевикам, например, вбить в поиск «UX».
  • 2. Подписаться на UX-писателей в Фейсбук и следить за информацией о выходе вакансий. Например, если тебе нравятся интерфейсы «Тинькофф Банка», то подпишись на их UX-писателей. Но это сложный и скрупулезный путь.
  • 3. Пойти на hh.ru Этот путь проще, но я, если честно, ни разу не находила себе там работу.

Первые два варианта — действительно рабочие. Люди нанимают себе в команду и чётко понимают, что им нужно. Ищут, в первую очередь, по сарафанному радио.

Телеграм-каналы с вакансиями в UX

Ни «Тинькофф Банком» едины — в каких ещё компаниях развита область UX-писательства?

Мне трудно сказать про количество UX-писателей на один квадратный метр в офисах. Но если мы будем считать UX-писателями контент-стратегов и продуктовых авторов, то они есть в ИТ, банках, игровых компаниях, e-comm. Самые яркие представители — это, конечно, Сбер, Яндекс, VK, Авито, OZON, AliExpress. Но по сравнению с этими гигантами есть и маленькие компании, которые тоже нанимают UX-писателей. Например, пишут приложение и ищут тех, кто напишет текст для экранов.

UX-писатели действительно получают самые большие зарплаты на текстовом рынке?

В любом направлении платят так, как ты работаешь, насколько себя оцениваешь и на какую сумму смог договориться на собеседовании.

В среднем, джун получает 60 000−80 000 ₽, мидл — 80 000−100 000 ₽, сеньор — больше 100 000 ₽. Думаю, хороший редактор может получать столько же или даже больше — всё зависит от компетенций человека.

И от самооценки?

И от самооценки. У меня была одногруппница, которая долгое время жила и училась в США. У них было занятие по soft skills, где профессор говорил: «Пожалуйста, цените себя, умейте продавать себя — от этого зависит, как вас будут воспринимать люди, и то, на какую зарплату вы сможете претендовать». Когда она рассказала об этом, мне это дико не понравилось. Я сказала: «Что значит продавать себя? Если я работаю, это должно быть видно!» Сейчас я понимаю — нет, этого вообще не видно. Нужно уметь рассказывать о себе, презентовать кейсы, поддерживать отношения.

Часто ко мне на сессии приходят и говорят: «Кажется, в моем портфолио чего-то не хватает». Смотришь портфолио — а там: «Я редактор, вот мои статьи». А человек на самом деле супер прокаченный, за его статьями — огромная работа. Обо всех релевантных навыках нужно рассказывать, нужно продавать себя, как бы неприятно это ни звучало.

Что должно быть в портфолио UX-писателя?

Это вопрос, который мучал меня на самом старте в UX. Я не понимала, что там должно быть — тексты, экраны или описание процесса?

Сейчас я понимаю, что портфолио UX-писателя не сильно отличается от портфолио UX-дизайнера. Ему тоже нужно показать экраны с интерфейсом, только следует заострить внимание на аналитике и подготовке текста, разработке ToV, истории по синтаксису.

То есть проще говоря, нужно показать свои работы и описать, что именно ты сделал. Показать, что было запланировало, а что получилось. Рассказать, как работал и тестировал.
Чтобы подготовка портфолио не была мучительной, я советую все свои работы собирать в отдельную папку. У меня такая есть в Trello — иногда стыдно смотреть на самые первые, но зато я вижу рост!

Так выглядит доска с проектами в Trello

Один из проектов, которые Ира положила в Trello

Что у тебя связано с вопросом «Твой самый запоминающийся факап?»

У меня было очень много факапов.

Говорит человек, который советует другим ценить себя…

У меня действительно много факапов, но самый главный не совсем UX-писательский — он про работу в целом.

Мне предложили релокацию из Питера в московский офис AliExpress. Позиция была крутая — нужно было заниматься локализацией и UX-текстами. Я согласилась, но совсем не учла одного факта: мне совершенно некомфортно работать в офисе, где тебя постоянно отвлекают и очень громко говорят. В такой обстановке мне очень сложно сосредоточиться, а работа над макетами требует внимательности.

В итоге я проработала там три месяца и ушла. Я поняла, что такая информационная насыщенность не для меня. Было очень грустно. Я думала: «Блин, я же в Москву переехала, для чего-то же я это сделала?» Ответа не нашлось — я вернулась в Питер, в тишину и приемлемый темп.

Эта история, на самом деле, тоже не совсем про факап — она дала понять, что мне больше подходит. Я попробовала, не получилось. Это важный результат. Просто истории, когда я написала что-то не то на кнопочке и все метрики упали, нет.

Примерно такой Ира запомнила Москву, в Москву-сити она ездила в офис

А есть ли проект, которым ты очень гордишься?

Не могу сказать про проект, но я очень рада, что сейчас работаю в СберМаркете. Там очень крутая команда. Каждый день я думаю: «Блин, как у них так работает мозг? Как они все это делают?» И понимаю, что это всё — практика, долгие часы работы, эксперименты… Но меня это очень восхищает! Я просто обожаю дизайнеров.

Ещё я горжусь тем, во что превратился чатик рассылок в интерфейсе. Потому что там собралось много людей, которые тащатся от UX и редактуры. Каждый день они начинают какие-то обсуждения — я уже даже не вмешиваюсь. Мне казалось, что этот чатик никому не нужен. А люди там общаются, обсуждают, какие-то кейсы скидывают. Такая крутая нетворкинг-команда.

Ира с коллегами из СберМаркета на выставке

Это чатик канала «Редач»?

Нет. «Редач» начался с того, что я завела канал, чтобы делиться своими философскими размышлениями про синтаксис в интерфейсе. Со временем я стала кидать туда референсы и делиться процессами. Потом у меня появилась идея создать рассылку — как раз с доступом к чатику.

У тебя ведь ещё есть подкаст и Ютуб-канал?

Да! Подкаст и Ютуб-канал, как и Телеграм-канал «Редач» появились тогда, когда я начала переходить в UX-писательство и я поняла, что мне неоткуда брать информацию. Когда находила, мне хотелось её как-то запомнить. Я начала делать заметки в канал, записывать аудио для подкаста и рассказывать на видео процессы.

Со временем этап, когда я публиковала что-то, чтобы запомнить, прошёл. Появилась аудитория — люди стали давать обратную связь. Я начала вести консультации, организовывать митапы и записывала видео для курса на «Нетологии» и Bang Bang Education. Все эти активности я вела до конца 2020 года, потом времени стало не хватать — и я кончилась. Сейчас остался только Ютуб и Телеграм-канал, потому что там самая вовлеченная аудитория. Сейчас я уже взаимодействую с ней так: «Смотрите, какая классная штука, хочу поделиться!»

Так Ирина записывала видео для Bang Bang Education

Фото с митапа, который организовала Ира в начале 2020 года

Возвращаясь к дизайнерам, у тебя бывают сложности в общении с командой?

Все, кто пишет — журналисты, копирайтеры, редакторы или UX-писатели — сталкиваются с парадигмой «тексты — эТо ПрОсТо БуКовКи», и им приходится с этим бороться. Донести, что хороший текст не может написать любой, можно двумя способами:

Доказательствами — ссылаться на метрики, референсы, мнение экспертов.

Коммуникацией — поставить себя так, чтобы люди доверяли тебе и верили в экспертность.

Мне в этом смысле повезло — коллеги прислушиваются, поэтому сложностей нет. Всё в пределах нормы рабочих обсуждений в чатике.

Расскажи, какие инструменты помогают в работе с интерфейсом?

Плагины! Они спасут нас всех.

Плагин — это такая надстройка в программе, которая помогает что-то быстро сделать. Например, не менять руками цифру два на цифру три во всех ста двадцати макетах на страничке, а нажать три кнопки, чтобы сделать это автоматически. Существует куча плагинов по типографике, чтобы не было никаких расчёсок, висячих строк, дефисов вместо тире, кавычек «лапок» вместо кавычек «ёлочек». Это сильно экономит время.

Бесят ли тебя в нерабочей жизни дефисы вместо тире или не те кавычки?

Всё зависит от контекста. Если я вижу неаккуратный текст в личной переписке, то мне всё равно. Со мной можно хоть одними эмодзи общаться, правда, не факт, что я пойму. Но если дело касается макета, который уходит в релиз, всё должно быть идеально! Чистый интерфейс уже вызывает положительные эмоции.

Как угадать и вызвать у пользователя нужные эмоции?

Мы не должны угадывать. Во-первых, у каждого бренда есть свой голос. Во-вторых, мы должны прийти к людям и исследовать сценарии. Только так можно понять, какая тональность и в какой ситуации приемлема.

Приведу в пример интерфейс Яндекс.Драйва. Они сами по себе игривые, молодёжные, позволяют себе шутки. Так было с самого начала, и люди к этому привыкли. Но, допустим, когда случился форс-мажор и человек не может закрыть аренду, ему вряд ли придет сообщение «Эй, друган, всё повисло, но деньги всё равно спишутся». И так в любом продукте — есть критические моменты, которые нужно объяснять довольно нейтрально. Это всё, что касается ошибок или связано с деньгами, здоровьем, безопасностью.

Ещё важно понимать, чего от бренда ждут люди — и когда ты работаешь с уже запущенным продуктом, и когда только начинаешь. Если бренд привык общаться сдержанно, человек сильно удивится, когда ему вместо «Уважаемая Ирина Сергеевна» придёт «Привет, бро!» Если ты пишешь для приложения, которое связано с брендом жвачек, от тебя вряд ли ждут сложных сценариев. Это жвачка — открыл, пожевал, вкладыш сохранил. Вот весь путь. Но если у тебя банковское приложение, это совсем другая история с кучей разных сценариев и пользователей.

Ты говорила, что оставила подкаст и рассылку, потому что закончилась. Теперь ты знаешь, как жить, чтобы не заканчиваться?

Я знаю два секретика!

1. Оставлять работу на работе. Это очень сложно, когда работаешь на фрилансе, потому что тогда у тебя есть дедлайн — и ты фигачишь. Такой формат очень выматывает. Редко бывает так, что у тебя один проект, и когда он заканчивается, ты как птичка перелетаешь на следующее дерево. Обычно у тебя куча всего сразу и в конце дня ты находишь себя под деревом. Мой выбор — работать по графику. И если ты в 19:00 заканчиваешь, то ты в 19:00 реально заканчиваешь. Так есть время восстановиться.

2. На выходных нужно отдыхать. Причем я считаю, что в субботу и воскресенье лучше искать досуг, который не связан с компом. Иначе ты смотришь сериалы, читаешь книжки — вроде отдохнул, а мозг этого не понял, потому что он все также сидел с ноутом. Я стараюсь на выходных планировать всё, что не связано с мозговой деятельностью.

В последнее время много гуляю с мужем. Просто наворачиваем круги. Благо — мы живем в Питере, тут можно такие круги навернуть, что мало не покажется.

Ты была коммерческим редактором, теперь ты UX-писатель, что потом?

Не знаю, правил-то нет, можно хоть куда пойти. UX — это такая большая сфера. Туда можно прийти и представить себя таким маленьким осьминожкой, просто захватывать навыки и прокачиваться по тем, которые тебе больше нравятся. Кто знает, мир меняется через 3−4 года, и будет что-то другое.