Александра Новикова. Верю в концепцию маленьких шагов

Александра Новикова Верю в концепцию маленьких шагов

Психолог и бывший редактор 365done рассказывает, как разрабатывать дневники, чек-листы и другие продукты для саморазвития, как их продвигать и стоит ли непсихологу заниматься проектами по психологии.

Расскажи о себе: где ты работала раньше и чем занимаешься сейчас?

В плане профессии я могу рассказать о себе через понятие идентичности. В психологии идентичность — это, по сути, ответ на вопрос «кто я?». Причём трактовать его можно по-разному: кто я как человек? как профессионал? как представитель той или иной страны?

Я бы сказала, что профессиональных идентичности у меня три.

Изначально я была автором-журналистом и остаюсь им до сих пор, хоть и редко пишу в издания. Продолжаю следить за новостями, оценивать, как сделаны медийные продукты, с какой интонацией СМИ освещают события. Это уже стало частью меня.

Вторая идентичность — редактор в 365done. Это бренд, который выпускает ежедневники, чек-листы и другую печатную продукцию. Там я не только работала с текстами, но была ещё и вроде бизнес-девелопера, менеджера продукта — не могу подобрать ёмкого слова. По сути, разбиралась, где какой материал заказать, как отпечатать продукт, как продать, с кем созвониться. В мае я ушла из проекта, но, возможно, буду время от времени с ним сотрудничать.

Недавно я прошла переподготовку и стала работать психологом-консультантом. Так открылась моя третья идентичность — теперь она основная.

Давай о твоём профессиональном пути по порядку. Как ты пришла в журналистику?

В старших классах мне были интересны язык, реклама, психология, поэтому я выбирала профессию, которая бы всё это сочетала. В итоге поступила на журфак в Уральский государственный университет и окончила его в 2017 году.

Первое время писала для екатеринбургского новостного портала 66.ru за билеты на концерты и прочие мероприятия, потом попала в штат. Вскоре я поняла, что работать в новостях мне не подходит. Когда платят за каждую заметку, получается, что, чем больше я нахожу треша, тем ярче новости и выше зарплата. Меня это беспокоило: не хотелось становиться циничным журналистом, который зарабатывает на чернухе. И я сменила место работы.

В 2018 году устроилась пишущим редактором в интернет-издание «Вилладж», которое тогда набирало обороты в Екатеринбурге.

Там я писала лонгриды о жизни города и людях. Это были материалы о екатеринбуржцах, об интересных локациях в городе, о местном бизнесе. В целом подход «Вилладжа» был мне близок: как медиа мы исследовали время и контекст через человеческие истории.

Ещё я отвечала за работу с журналистами. В основном это были практиканты: для издания было слишком дорого нанимать постоянных авторов. Я проводила ребят за ручку по гайдлайнам «Вилладжа», в которых описаны форматы, содержание рубрик. То есть помогала писать по редполитике и следила, чтобы материалы соответствовали целям издания.

На фото екатеринбургская команда «Вилладжа» во время корпоратива в Нижнем Тагиле. Слева на первом плане коммерческий менеджер Лена, позади фотограф Сергей, справа в коричневом пуховике я, рядом издатель Ксюша. Мы держим на руках шеф-редактора Алексея Шахова. На плёнку нас сняла издатель Лена Бабушкина

Я проработала в штате «Вилладжа» два года и стала подумывать о переезде в Москву. Увидела вакансию в издательском доме «Мамихлапинатана»: там искали редактора в издание о путешествиях «Перито Буррито». Сейчас это медиа называется просто «Перито» и не входит в «Мамихлапинатану». Я откликнулась и после созвона с руководством получила работу. Правда, через месяц уволилась: у нас с командой были разные представления о том, что интересно читателям. Так приостановилась моя журналистская карьера.

Где ты работала после того, как ушла из СМИ?

Вернулась в Екатеринбург, фрилансила как копирайтер, а потом нашла такую вакансию в 365done. Я давно следила за Инстаграмом проекта, мне нравились продукты, и я решила, что мы сработаемся. В качестве тестового надо было подготовить письмо клиенту, который хочет выпустить партнёрский чек-лист максимально всрато, то есть в лоб протолкнуть свой бренд и шлёпнуть на чек-лист логотип. Я объясняла, почему важно делать продукт с заботой о человеке и в чём будет польза такого подхода для нашего партнёра. После тестового основательница проекта Варвара Веденеева прособеседовала меня и взяла на работу.

Если ты начинала копирайтером, как вышло, что потом ты менеджерила и разрабатывала продукт?

Я начинала удалённо, с частичной занятости и постепенно врастала в проект. Сначала писала посты для Телеграма и Инстаграма, но со временем Варя подключила меня к созданию чек-листов и ежедневников. Я переехала в Москву, потому что новые задачи требовали присутствия. Когда работаешь с печатными материалами, их нужно трогать и видеть вживую. Важно, какие на ощупь ткань, картон, бумага, какого они цвета, как сочетаются друг с другом.

Когда работаешь с печатными материалами, их нужно трогать и видеть вживую

Давай поговорим о проекте 365done: откуда он взялся и в чём его суть?

Проект 365done придумала предприниматель Варвара Веденеева шесть лет назад. В то время она изучала привычки: как они влияют на нашу жизнь, как формировать полезные и избавляться от вредных. Она читала книги о психологии, тестировала на себе разные методики, которые укрепляют самодисциплину и помогают работать над собой. Изначально Варя делала личные чек-листы и рассказывала об этом в блоге. Так вокруг проекта образовалось небольшое сообщество. Вместе с Варей люди пробовали привить себе полезные привычки, например отказаться от сахара или регулярно стоять в планке.

Постепенно из этого вырос проект 365done. Название придумалось как-то само, и потом многие продукты по аналогии назывались на английском. Это чек-листы, карточки и ежедневники, которые помогают ставить небольшие цели, достигать их и чувствовать себя счастливее. Смысл не в том, чтобы ограничивать и принуждать себя, а в том, чтобы осознавать, что вы делаете и зачем. Поэтому 365done через свои продукты учит задавать себе вопросы и разбираться в желаниях. Когда вы видите цели, вам проще построить к ним маршрут. 365done — про индивидуальное устойчивое развитие, про концепцию маленьких шагов.

Первые три года Варя сама вела проект: писала статьи, рассылку. Со временем собралась команда: помимо меня как редактора были коммерческий менеджер, сторисмейкер, дизайнер. Помогали техдир и менеджер из другого проекта Вари — компании «Периодика», которая печатает фотокниги.

Смысл не в том, чтобы принуждать себя, а в том, чтобы осознавать, что вы делаете и зачем

Расскажи подробнее о продуктах 365done.

Начнём с чек-листов. Полезно-развлекательные мы составляли сами, например чек-лист, чтобы отслеживать количество выпитого алкоголя. Они бесплатные: можно скачать и распечатать. Ещё есть конструктор чек-листов, где можно создать собственный на основе одного из 11 шаблонов.

Отдельная тема — партнёрские чек-листы. В основном они приносят средства, на которые живёт проект. Такие чек-листы мы готовим с брендами и экспертами. Получается комбо экспертных знаний и наших визуальных возможностей: так мы упаковываем информацию в компактную форму. Для читателя — польза, для брендов — возможность установить контакт с аудиторией 365done.

Такой чек-лист мы сделали в партнёрстве с лабораторией Лайфтайм+ , чтобы люди не забывали периодически обследоваться и сдавать анализы. После этого мы получали благодарные отзывы от пользователей

Выпускаются и наборы карточек: иногда сложные темы хорошо преподносить в виде игры, чтобы человеку было легче их воспринимать. Над карточками не обязательно рефлексировать в одиночестве — их можно взять в путешествие и перебирать между делом или использовать на групповых тренингах. Для каждого набора — свои правила.

Я придумала психологическую игру Authenticity Cards («Карточки аутентичности») . Аутентичность в психологии — это пребывание самим собой, без подражания или притворства. На карточках в наборе есть вопросы, которые помогают раскопать настоящего себя в себе. Использовать их можно по-разному: вытягивать рандомно или по очереди, отвечать на вопросы устно или письменно, в одиночку или в компании. Важная деталь — оформление. В 365done стремятся к тому, чтобы оно совпадало с содержанием. Для этих карточек использовалась голографическая фольга: я предложила это, чтобы отразить, насколько аутентичность многогранная, переливающаяся

365done также делает ежедневники, лайф-воркбуки, блокноты, тетради по саморефлексии. Между ними нет принципиальной разницы в плане задач и сценариев использования: в основном дело в оформлении.

Ежедневники печатает издательство «Альпина Паблишер», а воркбук, блокноты, тетради выпускает сам 365done в типографиях. Тиражи колеблются от 300 до тысячи штук в зависимости от сезона. К ноябрю — декабрю, например, нужно подготовиться: типографии в это время работают с большой нагрузкой. Если не позаботиться о печати заранее, можно остаться без продукции к высокому сезону, а начинается он с середины ноября.

Перед Новым годом люди закупаются ежедневниками для себя и в подарок. Могу сказать, что их неплохо разбирали, а уже как вели — другой вопрос. Чтобы заполнять такие дневники для саморазвития, нужно терпение. Мы получали фидбэк, что люди порой не справляются всё регулярно записывать и прекращают на середине дневника или раньше. Причины разные: кто-то считает, что за полгода получил желаемый результат, кто-то теряет мотивацию, кто-то бросает из-за перемен в личной жизни. Это нормально: нет цели причинять добро насильно. Человек сам решает, нужен ли ему дневник, помогает ли и хочет ли он потом к нему вернуться.

Один из продуктов 365done — Gratitude Diary («Дневник благодарности»). Он помогает ежедневно фокусироваться на позитивных событиях и наблюдениях. Суть в том, чтобы со временем человек привык замечать хорошее и быть благодарным. При этом важно благодарить не только других, но и себя, а большинству это труднее всего. В ежедневнике есть упражнения, например чек-листы и вопросы, которые помогают решить эту проблему

Ещё есть онлайн-курсы и лекции, которые 365done готовит вместе с экспертами. Например, в конце 2020 года вышел курс по самокоучингу с врачом-нейробиологом и коучем Галиной Бобряковой.

Какой первый продукт ты выпустила как редактор?

Впервые я работала как редактор над ежедневником 365 facts about me («365 фактов обо мне»). Идею предложила Варя. Суть в том, чтобы человек ответил на простые вопросы о себе, как те, что были в детских анкетах для друзей. Это не глубинная рефлексия, но способ остановиться и задуматься о том, что тебе нравится, а что нет.

Многие бытовые решения люди принимают автоматом и по итогу не всегда довольны. Например, человек приходит в кафе и, чтобы не утруждаться выбором, заказывает то же, что и его спутник. Это маленькие решения, из которых в итоге складывается жизнь. Дневник помогает принимать их осознанно и получать от этого удовольствие.

Ежедневник «365 фактов обо мне» мы создали с издательством «Альпина Паблишер». Внутри — более 300 вопросов, которые помогают узнать себя лучше. Узнать себя — это первый и главный компонент аутентичности, за ним следуют ещё два: быть собой и отвечать за себя

Ты говоришь, что вопросы в ежедневниках 365done помогают осознать себя. Зачем человеку это нужно?

Осознать себя важно, чтобы сделать жизнь комфортнее и приятнее.

Допустим, человек несчастен и винит в этом внешние обстоятельства: работу, ипотеку, мужа или жену. Он считает, что бессилен что-то изменить и даже не пытается. Вместо этого он утешается ролью жертвы: «Токсичные коллеги превращают офис в ад, не могу уволиться, потому что не рассчитаюсь с банком, муж (или жена) не хочет слушать про мои проблемы. Вселенная против меня».

Есть люди, которые наслаждаются своим несчастьем и демонстрируют его окружающим. Другие ищут способ изменить свою жизнь и неизбежно проходят по цепочке вопросов:

  • Мне плохо, готов ли я что-то сделать, чтобы стало лучше?
  • Что именно мне надо сделать?
  • Чего мне не хватает для счастья?

Это движение в сторону осознанности. С ней приходят ответственность и свобода. Вы понимаете: никто не даст волшебную таблетку, которая поможет стать счастливым. Всё, что с нами случается, во многом наш выбор, и мы можем на это влиять. Так появляется ощущение свободы. Если человек решил самоустраниться и ничего не менять, это тоже выбор: он не справляется со свободой и отказывается от неё.

Еженедельник 52 weeks («52 недели») хорош для старта. Он не требует много времени и сильного вовлечения: не все готовы сразу идти на глубину. Еженедельник помогает наблюдать, из чего состоит твоя неделя, и контролировать, что с тобой происходит. С его помощью вы расставляете приоритеты: с какими людьми встретиться, какие книги почитать, какие дела выполнить первыми

То есть ты считаешь, что если записывать в дневник цели и желания, то можно решить все проблемы?

Нет, это не совсем так работает: дневник по саморазвитию не перевернёт магическим образом вашу жизнь. Он просто помогает постепенно менять мышление, распутывать то, что запуталось в голове. Это первый шаг. Следующий шаг — действия, без них ничего не изменится.

Письменные практики работают следующим образом. Когда я выгружаю себя на бумагу, то задействую отделы мозга, которые в обычной жизни не часто включаю. В процессе я допроживаю болезненные эмоции, которые не смогла выразить другим способом. Плюс важны физические ощущения: я устаю писать и это усиливает чувство опустошения, высвобождения всего накопленного.

Долгосрочный эффект от письменной практики в том, что сначала вы ведёте её на бумаге, а потом, если практика вам органична, этот фрейм становится частью мышления. Так меняется взгляд на жизнь.

Конечно, не всем подходят письменные дневники. Как вариант, можно наговаривать что угодно в диктофон, чтобы выплеснуть мысли и эмоции. А если потом переслушивать запись, допустим, на прогулке, то вы дистанцируетесь от прошедших событий и переоцениваете их на холодную голову. Работает так же, как дневник.

Дневник по саморазвитию не перевернёт магическим образом вашу жизнь

Ты вела дневник 365done?

Да. Это было в то время, когда я переехала из Екатеринбурга в Москву, чтобы работать в 365done. Новый город, новая работа, и я одна со всеми этими переменами: мой молодой человек остался дома завершать дела и мы временно жили раздельно. Без поддержки было непросто. На новой работе активизировался мой внутренний критик: я донимала себя мыслями, что плохо справляюсь, что можно и лучше, чувствовала себя неуверенно.

Как раз тогда мы выпустили в Альпине ежедневник Good Enough («Достаточно хорош») и я взялась его вести. Там есть вопросы на каждый день, которые помогают убедиться в своей самоценности и в том, что не нужно подтверждать свою значимость извне. Главный посыл: вы хороши просто так, независимо от того, закрыли ли список задач на сегодня, сделали ли всё так хорошо, как хотели. Ежедневник фокусируется на ваших положительных качествах, а не на достижениях.

Дневник помог мне осознать свою проблему, вытащить внутреннего критика на диалог и примириться с ним. Не могу сказать, что полностью поборола неуверенность, но она меня больше не парализовала. Когда начинаешь хвалить себя за маленькие победы, то легче учиться и не так страшно браться за новые задачи.

Как психолог я высылаю клиентам эту страницу из ежедневника Good Enough, чтобы человек регулярно задумывался о том, что хорошего сделал за день, и привыкал себя хвалить. В ежедневнике есть упражнение — похвалить себя так, как это делает любящий родитель. Я заметила, что людям оно трудно даётся: не у всех есть опыт такой похвалы из детства. Но даже если так, это классный запрос на работу с терапевтом: «Хочу найти в себе внутреннего родителя, чтобы у меня всегда была эта поддержка»

Давай поговорим о производстве продуктов 365done. Откуда берутся идеи?

Часто мы брали идеи из личного опыта. Так, например, в команде возникла мысль сделать набор карточек для пар. Это такой стимул обсудить с партнёром сложные вопросы, чтобы лучше друг друга узнать и на первых порах понять, твой человек или нет.

Ещё один источник тем — читатели: они присылают нам идеи чек-листов и просят их воплотить. Например, с подачи Саши Боярской мы подготовили трекер «100 дней без покупок».

Прежде чем выпускать карточки для пар, мы обкатали эту историю на чек-листе — получили большой фидбэк в соцсетях. Были отзывы типа: «О, спасибо! Наконец кто-то это сделал! Давно пора!» Был и негатив: «Если такие темы нужно поднимать, то это уже не отношения!» и «Это чек-лист, чтобы развестись!». Мы поняли, что тема резонансная, к тому же положительных комментариев было больше, поэтому решились делать карточки. Правда, выпустить их пока не успели

Можешь поэтапно рассказать, как создаётся продукт?

Давай объясню на примере блокнота психотерапии. Мы с Варей придумали блокнот, с которым человек освоит базовые психотерапевтические упражнения и подготовится к сессиям со специалистом.

Чтобы выпустить такой продукт, нужны эксперты. Так что мы предложили сотрудничество Оле Китаиной — основательнице сервиса по подбору психолога «Альтер». Мы уже работали вместе, совпадали во взглядах и Альтер предоставлял нам толковую информацию. Оле идея понравилась, и она предложила организовать созвон с её командой, чтобы обсудить проект. Мы с коммерческим директором накидали драфт блокнота, а с дизайнером сделали пару страниц, чтобы презентовать замысел в Зуме.

На первом получасовом созвоне мы запитчили идею и договорились, каким будет блокнот по содержанию и дизайну. Тогда же собрали команду проекта: в неё вошли я как редактор и руководитель, дизайнер и коммерческий менеджер от 365done, а также Оля Китаина и маркетолог от Альтера. Мы выделили два месяца на проект и зафиксировали промежуточные сроки.

Дальше я вместе с экспертами готовила текст блокнота в Гугл-документе. Через три недели мы зафиналили драфт и передали его дизайнеру.

Дизайн дорабатывали и согласовывали в несколько этапов. Это стандартный процесс: как и все печатные продукты, мы обкатывали блокнот на себе, на близких, проверяли, насколько понятны формулировки и удобен дизайн. Я, например, просила мужа дать как можно больше критики: он со своим дата-аналитическим мышлением въедается в материал. В итоге мы дошлифовали все шероховатости и получился жизнеспособный продукт. Я и коллеги из Альтер согласовали его и отправили в печать.

Мы обкатывали блокнот на себе, на близких, проверяли, насколько понятны формулировки и удобен дизайн

Блокноты выпустили в типографии, с которой давно работаем. Я проконтролировала, чтобы ничего не поехало на обложке, чтобы доставили в срок и в хорошей упаковке.

Всего от задумки до реализации прошло около полутора месяцев.

Продавать блокноты решили через Озон. Мы отвечали за дистрибуцию: я забронировала время поставки на Озоне и сделала карточку товара. Ребята из Альтера помогали с анонсами и добавили нас в свою рассылку.

Блокнот психотерапии состоит из трёх разделов: первый помогает больше узнать о терапии и подготовиться к первой сессии с психотерапевтом, второй знакомит с базовыми инструментами самопомощи. Третий раздел — основной, к нему советуем обращаться еженедельно, чтобы фиксировать чувства, мысли и другие маркеры самоощущения

Как 365done оценивает востребованность своего продукта? Как собирает обратную связь?

У нас неплохо развиты соцсети, потому что Варя изначально строила проект в диалоге с читателями. Главный показатель — сторис или посты, где люди пишут, что в них меняется благодаря нашим продуктам.

Критику мы использовали, чтобы улучшить свою работу. Например, когда собирали обратную связь по курсу самокоучинга, то выяснили: людям слишком много теории и не хватает практики. Поэтому мы добавили в последний вебинар практическое упражнение, а потом выпустили воркбук по вебинару, чтобы человек фиксировал свой опыт письменно.

Как думаешь, почему люди покупают продукты 365done?

Когда ты покупаешь продукт, то укрепляешься в намерении что-то менять, придаёшь ему важность.

Плюс большое значение имеет комьюнити. Не у всех есть друзья и близкие, которые поддержат, а без поддержки трудно меняться. В соцсетях 365done формирует среду, которая подпитывает и вдохновляет. Мы публиковали отзывы, и люди видели, как другие справляются с похожими трудностями, перенимали их опыт.

К тому же через комьюнити читатели сами приходят к продукту 365done. У нас нет агрессивного маркетинга, мы не покупали рекламу, чтобы раскручиваться через таргет, например.

Личный бренд Вари тоже повлиял на коммерческий успех.

Через комьюнити читатели сами приходят к продукту 365done. У нас нет агрессивного маркетинга

Ты пришла в проект 365done не будучи психологом, а потом доучивалась. Нужно ли специальное образование, чтобы работать над проектами по психологии?

Вообще не обязательно быть психологом, чтобы работать над психологическими продуктами. Но, конечно, подучить матчасть придётся. Я, например, читала статьи, книги по психологии, смотрела видео. Могу порекомендовать «Науку быть живым» Джеймса Бьюдженталя, «Аутентичность: как быть собой» Стивена Джозефа, «Тайную опору» Людмилы Петрановской. Можно найти много полезного на портале Psyjournals.

Если вы в чём-то не разобрались и чувствуете, что оказались на территории тонких смыслов, обязательно спрашивайте специалистов. Если использовать неверные сведения или неправильно построить упражнение, то продукт получится не только бесполезным, но и, возможно, вредным для человека. Не говоря уже о том, что это испортит отношение покупателей к вашему бренду.

По психологии взаимоотношений или самопознания можно почитать источники, переварить, провести фактчекинг и ок. Допустим, в ежедневнике «365 фактов» есть вопросы наподобие: «Каких супергероев вы любили в детстве?» Ответ можно раскручивать дальше самому или с психологом: «А почему именно этих? Что в них привлекательного?» Вопросы в дневнике безобидные, их цель — не лечить вас, а дать более объёмное представление о себе.

Но вот в психотерапию, в особенности в работу с травмами, не стоит лезть без специального образования. Поэтому блокнот по психотерапии мы делали вместе со специалистами.

В психотерапию, в особенности в работу с травмами, не стоит лезть без специального образования

Я прошла переподготовку на психолога не столько ради работы в 365done, сколько потому, что давно этого хотела. Училась по совместной программе Шанинки и Манчестерского университета — в итоге получила двойной диплом в психологическом консультировании. Потом я ещё повышала квалификацию в Шанинке, а с осени 2021 года обучаюсь экзистенциальному анализу в GLE International (Международном обществе логотерапии и экзистенциального анализа).

Образование психолога легитимизировало мою работу в проекте. Я почувствовала уверенность в том, что делаю, узнала больше методик, которые могут быть полезны читателю. Стало проще объяснять и перефразировать психологические термины и концепции.

Что бы ты посоветовала редактору, который работает с психологическими проектами?

Первым делом нужно понимать, зачем ты делаешь продукт. Ответьте на вопрос: что должно произойти с человеком, который его использует? Если не можете сформулировать желаемый эффект, то проект запускать ни к чему.

Чтобы придумывать рабочие продукты, советую самим пробовать разные практики, челленджи — и свои, и чужие. Когда становишься на место пользователя, то понимаешь, что для него интересно и удобно. Это помогает сделать тот же воркбук или курс доступным и в плане языка, и в плане сценариев использования. Важнее всего продумать взаимодействие с продуктом человека, который находится вне пузыря, где все специалисты и всё понимают.

Чтобы придумывать рабочие продукты, советую самим пробовать разные практики, челленджи

Насматривать идеи я рекомендую на зарубежном рынке. Например, мы в 365done вдохновлялись в том числе проектом The School of Life («Школа жизни»). Они делают развивающие канцтовары: карточки, книги, блокноты на темы, близкие к нашим. Интересно наблюдать, как они перерабатывают терапевтический опыт и визуализируют его.

Если говорить о контенте, то в популярной психологии низкий порог входа и тонкая грань с ересью типа «дыши маткой и станешь счастливой». Чтобы в работе над психологическим проектом не скатиться в псевдонауку, нужен фактчекинг. Например, при подготовке ежедневников и чек-листов я сверяла инфу по научным статьям и книгам со ссылками на исследования. Вдобавок мы консультировались с психотерапевтами, практикующими психологами.

В целом главные требования к проектам по психологии — полезность, доступность и достоверность. Проверяйте свой продукт по этим критериям, и после этого можете быть в нём уверены.