Алекс Кэрри. Над качеством текстов нужно работать

Алекс Кэрри Над качеством текстов нужно работать

Копирайтер и создатель проекта «БДСМ-копирайтинг» рассказывает об ответственности, логике редактора и о том, почему не стал бы учиться бесплатно.

Ты — автор проекта «БДСМ-копирайтинг». О чём он?

«БДСМ-копирайтинг» — это курс для начинающих копирайтеров, где мы учимся писать статьи, деловые письма и лендинги. Ребята каждый день получают домашние задания, которые нужно выполнять и которые проверят кураторы. Ещё мы учимся работать в команде, зарабатывать больше денег за свою работу и вести себя так, чтобы работодатели хотели больше платить.

Откуда пришло название?

Название я придумал для привлечения внимания. Я думал, что назову курс «БДСМ-копирайтинг» и все побегут записываться. Оказалось, что большинство людей вообще не знают, что такое БДСМ. Были предположения, что это расшифровывается как «Бизнес девелопмент сейлс энд маркетинг». Даже моя мама однажды спросила, что означают эти буквы. Конечно, есть люди, которые знают про БДСМ и любят копирайтинг, они сразу понимают, что мы на одной волне. У курса есть вторая часть названия — «Жёсткая школа коммерческого письма». Это означает, что на обучении придётся много трудиться и практиковаться.

Чем ты занимался до того, как стал копирайтером?

Мне всегда нравилось писать, но не нравилось учиться. В школе я с удовольствием ходил только на занятия по русскому языку и литературе, потому что нравилось писать сочинения и диктанты. В 16 лет хотелось скорее закончить школу, вступить во взрослую жизнь и начать зарабатывать. На тот момент мои друзья уже вовсю работали на стройке: делали ремонты и получали за это деньги.

После девятого класса я забрал аттестат с тройками и под натиском мамы поступил в колледж на гидротехника. Я даже не понимал, кто такой гидротехник, и постоянно прогуливал занятия. Через год меня исключили, и я пошёл работать к друзьям на стройку. Повторно поступил в колледж уже на заочное на строителя и с грехом пополам закончил, чтобы было хоть какое-то образование.

После колледжа я работал, где придётся: на стройке, в строительном супермаркете и даже охранником, а по ночам писал тексты. Семья не разделяла моих увлечений, советовали перестать валять дурака и задуматься над «настоящей» профессией.

2007 год, мне 17 лет. Фотографировали на стадионе, где мы заливали пол бетоном

Когда ты начал зарабатывать написанием текстов?

В 20 лет я узнал, что в интернете можно зарабатывать. В 2010 это казалось чем-то нереальным. Я пошёл гуглить и наткнулся на сервисы, на которых предлагали выполнять разные задания за деньги: кликнуть рекламу на сайте за три рубля, или написать комментарий за два. Одно из заданий было зарегистрироваться на бирже статей за 250 рублей. Я обрадовался: статья — это текст, а я люблю писать тексты, поэтому зарегистрировался и стал брать заказы. В 2013 году за эти задания платили 10−15 рублей, но я был счастлив: я занимался тем, что нравится и получал за это деньги.

Потом стало понятно, что на эти деньги не прожить. Я поставил себе условие, которое называю «не дешевле, чем». Принцип заключается в том, чтобы не брать заказ дешевле той суммы, что я для себя установил. Например, не брать заказы дешевле пятисот рублей. С такой установкой я быстро ушёл с бирж, потому что там заказов за такую сумму практически нет. Руководствуясь этим принципом, постоянно хочется задирать планку выше, а для этого нужно учиться и расти как специалист.

Одна из ранних работ Алекса на Фриланс-ру

Какие тексты ты писал на раннем этапе? Для кого они были?

На биржах я писал тексты в стиле «Москва, квартира, недорого, купить». Исполнителю дают набор слов, и надо логически соединить их в текст, который заполнит сео-дыру на сайте заказчика. Директор увидит, что текст есть, и обрадуется.

Потом я попал в проект «Фактор роста». Это тренинговый центр в Санкт-Петербурге, который проводит мероприятия личностного роста для руководителей и менеджеров среднего и высшего звена. У этой компании есть блог, для которого я писал статьи о психологии, маркетинге и построении команды. На проекте я проработал полгода, а затем ушёл, потому что не сошлись в цене.

Почему не сошлись?

Параллельно с работой в проекте я проходил тренинг по личной эффективности, на котором сказали: «С завтрашнего дня ты должен поднять цены на двадцать процентов, иначе ты лох». Я не хотел быть лохом и пошёл к своему руководству с требованием поднять мне оплату на двадцать процентов. Мне ответили, что не ведут переговоров с террористами и дальше разговаривать не стали, а я ушёл искать другие проекты.

Сейчас я так глупо и прямолинейно не поступил бы. Я бы сделал по-другому: пришёл к руководителю и уточнил, какую пользу я приношу этому проекту. После этого разговор можно плавно подвести к тому, что за те деньги, что я работаю сейчас, работать дальше не смогу. Здесь важно понимать, как руководитель видит твою работу, относится ли он к ней серьёзно или платит из последних сил и думает, что цена и без того завышена. Надо было предложить не только писать статьи, а ещё и верстать их или самостоятельно подбирать темы.

Моя ошибка была в том, что я хотел получать больше денег, но не хотел больше
отдавать взамен

Где ты учился писать тексты?

За семь лет я прошёл тренингов двадцать или даже тридцать от всех, кто учит копирайтингу. Мне нравятся тексты и хочется, чтобы их качество росло, поэтому постоянно прохожу тренинги и читаю профессиональную литературу.

В самом начале я учился у Юлии Волкодав, Александра Чайковского и по книгам Дмитрия Кота. Занятия дали мне понимание того, что на текстах можно зарабатывать нормальные деньги. В начале пути я писал за копейки и казалось, что так и должно быть. Теперь я понимаю, что за хороший текст люди согласны платить много, но над качеством своих работ нужно постоянно работать.

Почему ты решил взять себе псевдоним Алекс Кэрри?

Я огромный фанат Стивена Кинга. Когда он начал писать рассказы, то рассылал их по издательствам, а в ответ получал отказы. Тогда Стивен вбил гвоздь в стену и на этот гвоздь вешал все листки с отказами от издательств за несколько лет. Первый роман, который писатель смог продать, назывался «Кэрри». В моём случае Кэрри — это отсылка к моей безграничной любви к творчеству Кинга и моему восхищению его упорством. Сейчас я нигде не использую своё имя, даже ИП зарегистрировал под псевдонимом, в Казахстане так можно.

На всех этапах развития меня поддерживала жена. Она была рядом, когда я решил уволиться из строительного магазина и начал работать удалённо. Сейчас мы воспитываем сына и поддерживаем друг друга

Что на твой взгляд самое важное в работе с текстом?

Логика. Говорят, что в копирайтинг приходят творческие люди, этакие псевдоодухотворённые творцы с желанием самореализоваться. Я считаю, что творчество не противоречит тому, что у копирайтера должна быть сильная логика. В любом тексте должна быть структура, которая помогает читателю сориентироваться. Это уже не столько творческая, сколько системная работа по структурированию материала.

Кажется, что автор сел и сразу стал писать, но на самом деле сначала он собирает материал, разрабатывает каркас текста, а за писанину садится в самом конце. Работа с текстом — это не писать слова, как мы умеем ещё со школы, а упорядочить текст настолько, чтобы он стал удобным и понятным для читателя.

Текст — это не про то, как писать.
Текст — это про то, как думать

С какими проблемами ты столкнулся, когда стал работать в команде?

Зачастую встречаются безответственные люди, которым нельзя поручить важную работу. Просят много денег, но сдают работу невовремя и без извинений за сорванные сроки, это раздражает. Для меня договоренности — это святое. Если договорились на шесть вечера, значит в шесть должно быть и точка. А некоторые выходят на связь спустя два дня после оговоренного срока и как ни в чём ни бывало говорят, что пришлют работу ещё через три. С такими людьми я прекращаю сотрудничать.

Расскажи о своём самом интересном проекте.

Полтора года назад я помогал с запуском реалити-шоу «Время миллионеров» Максима Темченко. Максим — тренер по личным финансам, он учит как инвестировать, как распоряжаться деньгами и как быть богатым, а бедным не быть.

Суть проекта: три героя олицетворяют целевые группы: наёмный работник, предприниматель с проблемами в бизнесе и руководитель, который хорошо зарабатывает. Участникам давали задания, например заработать 50 тысяч рублей за 3 дня, и следили за их трансформацией. В проекте принимали участие тридцать крутых специалистов: таргетологи, смм-щики, дизайнеры и продюсеры. Я работал копирайтером и писал тексты. Было интересно наблюдать за судьбой героев, работать в этой команде и быть причастным к чему-то такому грандиозному.

Бывали курьёзные случаи в работе?

Иногда я провожу бесплатные марафоны по копирайтингу, на которые часто приходят странные люди. Был один человек, который увидел нашу рекламу марафона, и начал засыпать меня своими стихами с просьбой оценить их и помочь продать. Я пытался объяснить, что ничего не понимаю в стихах и работаю с коммерческими текстами, но не помогло. Человек писал мне сообщения стихами, продолжал слать стихи и давить, что раз моя реклама ему попалась, то я должен научить его продавать свои работы.

Чему тебя научила работа с текстом?

В детстве я сменил две школы и два колледжа, потому что был раздолбаем. Работа с текстом сделала меня дисциплинированным, было важно не просто написать, а выдать качественный результат. Чтобы получилось хорошо, нужно было сидеть, кропотливо разбираться в задаче и перечитывать полезные книги.

Обращение Алекса к фрилансерам: «Уметь разбираться в ожиданиях, запросах и задачах клиента — это всего лишь часть нашей работы. Смиритесь с этим или идите заправлять бензоколонки»

У тебя большой опыт работы с текстом. Почему решил пойти в Школу редакторов?

О существовании школы я узнал благодаря Максиму Ильяхову. На мой взгляд, Максим — гениальный маркетолог, потрясающий редактор и офигенный учитель. Я давно слежу за его работой и восхищаюсь, как один человек вмещает в себе все эти качества.

Поступление на 13 поток — это моя вторая попытка обучения в Школе редакторов. До этого я поступал на 11 поток школы, проучился шесть недель и бросил обучение из-за высокой нагрузки. Взыграла гордость и спортивный интерес, и я решил во что бы то ни стало закончить школу. Моя цель сейчас ещё больше прокачаться в текстах и научиться всему тому, что учит школа, например верстать статьи. Раньше с вёрсткой было не очень: я знал, какой конечный продукт мне нужен, но не мог его сделать самостоятельно. Чтобы компенсировать этот внутренний диссонанс я и пришёл учиться в школу.

Ты участвовал в конкурсе на бесплатное место в Школе редакторов?

Я не хотел учиться бесплатно, потому что у меня не будет мотивации заниматься. Четыре месяца держать себя в жёсткой дисциплине и адски трудиться на голом энтузиазме у меня бы не получилось.

Считаю, что если получаешь что-то безвозмездно, то ценность полученного
равна нулю

Я убедился в этом на своём опыте работы в образовательных проектах — если человек приходит учиться бесплатно, то он просто не учится. Возможно, в Школе редакторов другая ситуация, потому что здесь работает система жёстких дедлайнов.

Какие предметы тебе даются сложнее всего? Как справляешься с ними?

Сложнее всего приходится с типографикой и вёрсткой. Когда я учился первый раз, то за тесты по этой дисциплине набирал 15−20 баллов, потому что совсем не понимал предмет. Казалось бы, прочитал дважды лекцию и всё понял, но как садился за тест — ни на что не могу ответить. Теперь я прохожу лекции по несколько раз и, когда верстаю свои страницы, обращаю внимание, что знания всплывают в голове. Например, сразу определяю якорный объект среди остальных. С другой стороны, это немного вредит — я вижу, что у меня что-то получается отвратительно, но сколько бы ни старался, нормально сделать не получается. Неясно, где найти ту точку, когда станет понятно, что работа сделана идеально.

Я стараюсь больше практиковаться. Моя жена — дизайнер, и часто консультируется со мной по рабочим вопросам. Везде, где можно потренироваться на конкретной задаче, я участвую. Например, для запуска тренинга достаточно просто сделать рассылку, а я вместо этого задумываюсь, как сверстать целый сайт под новый продукт и как лучше его проиллюстрировать.

Чего тебе на данный момент не хватает в Школе редакторов?

На данный момент мне не хватает практики в школе. Столько знаний прокисают в голове, потому что нет возможности сразу их применить. Периодически попадаются практические задания, но на них нет обратной связи. Ситуация непонятная: с одной стороны, если всё сделал правильно, то ты — молодец, а если нет, то лишний раз закрепишь свои ошибки. На мой взгляд, когда тренируешься самостоятельно, то нет критериев правильности и, если научиться делать плохо, то так дальше и будет строиться работа.

А на вторую ступень пойдёшь?

Обязательно. Одна из причин, почему я ушёл с 11 потока — это то, что из-за нехватки времени я упал в рейтинге и оказался в самом конце списка. Помимо задетого самолюбия, я также переживал, что с такими баллами не попаду в тридцатку людей, которых пригласят учиться на вторую ступень. В итоге я решил уйти из школы и поступить заново, основательно взяв себя в руки.

Чем планируешь заняться после школы?

Хочу попробовать поработать редактором в крупном проекте. Я — интроверт, и мне сложно даётся руководство. Хороший редактор упорядочивает процессы и руководит командой, а я больше исполнитель, чем управленец. Однако такой опыт работы хочу получить. Единственное пересечение в навыках редактора и обычного копирайтера в том, что оба должны уметь хорошо писать тексты и уметь отличать хорошую работу от халтурной.

Какие советы можешь дать поступающим в школу?

Самое главное — это распределить своё время. Нужно быть готовым к тому, что придётся нечеловечески пахать по четыре часа в день, особенно первые полтора-два месяца. Я говорю о чистом времени, то есть, если нужно отойти покушать или позаниматься с детьми, то на занятия уйдёт целый рабочий день.

Второе — это запастись терпением. Порой кажется, что стоит прочитать лекции, и ты — гуру предмета, а за тест потом получишь какие-нибудь 33 балла из ста. В этом случае не стоит отчаиваться, а снова читать прошлые лекции, закреплять материал.

Важно параллельно с обучением в школе искать проект, в котором получится применить полученные знания. Многие из поступающих ребят уже работают редакторами и приходят прокачивать навыки, но если человек — новичок, нужно срочно искать место для практики, даже если первое время придётся работать бесплатно.