Диджитал-плохиш, лид SMM в «Учебнике Т—Ж» и автор телеграм-канала «Вебер в деле» рассказывает, как круто вести соцсети. В интервью — о трендах в SMM, переупаковке контента, высоких охватах и котиках в страшных снах.
Почему диджитал-плохиш?
Так прозвали в «Палиндроме». В агентстве был первый редизайн сайта и соцсетей. Я захожу в Фигму, чтобы забрать новый дизайн для соцсетей, а там в примерах поста поставили мою фотку и подписали «диджитал-плохиш». Так и повелось.
Как вы попали в SMM?
Я заканчивал магистратуру факультета «Международные отношения» Воронежского государственного университета. К тому моменту я уже отучился в Австрии по программе обмена студентами. Ещё закончил подготовительные курсы Школы стажёров Бюро Горбунова — они мне сильно помогли структурировать знания.
Нужно было искать работу. Я решил, что хочу в диджитал: там круто, весело и без древних устоев. Смотрел профессии, связанные с текстами и дизайном. Выбирал между SEO, SMM, редактурой и копирайтингом.
Когда в Воронеже проходил фестиваль интернет-технологий «РИФ», я пошёл на лекции разных секций.
Прихожу на SEO | Иду на продакт-менеджмент | Двигаю на лекцию по SMM |
---|---|---|
Там ребята показывают: «Вот, мы таблички делаем, считаем ключевые слова…» Скучно. |
Нахожу там крутого специалиста, который работает с госкомпаниями. Но он плачет ночами, и на нём нет лица. | Там Павел Баракаев из воронежского агентства делится классными кейсами. И я загораюсь идеей. |
Редактор на контент‑кухне готовит большие продукты: статьи, интервью, кейсы | SMM‑специалист делит контент на маленькие кусочки: посты, анонсы, опросы |
С чего начинать тем, кто хочет развивать соцсети?
Многие думают: надо сначала придумать стратегию, потом сесть писать посты. И всё это под таким флёром, будто поднимают гору. И вот они представляют у себя в голове эту гору дел. Пишут, публикуют, а у канала всего три подписчика. И только один человек поставил лайк, а остальные прошли дальше. В итоге падает мотивация.
Соцсети — это просто площадка дистрибуции: мы доносим свои мысли до людей там, где им удобнее читать. Это место, которое помогает сконнектиться с аудиторией. Мой совет: просто начните публиковать хоть что-то. Помните: соцсети — это не та площадка, куда нужно заходить с фанфарами.
Какие посты лучше писать в соцсетях: полезные или развлекательные?
Сейчас у людей перенасыщение полезным и экспертным контентом, поэтому аудиторию лучше развлекать и удивлять.
У нас в «Учебнике Т—Ж» есть градация: 70% полезных и 30% весёлых постов. Но это не мешает нам, например, спрятать полезную информацию в карточках, а развлекательную вынести в подводку: придумать смешной заход, обыграть песню, поставить гифку.
Совмещая пользу с фаном, мы цепляем людей. Человек зашёл на канал: «О, мне смешно!» Затем прочитал карточки — образовался. Потом нажал на ссылку, которая перевела его на курс. Получается, за один пост он прожил целую жизнь.
Что в тренде в Телеграме в 2024 году?
В тренде твиттерский стиль постов: эмоджи, ребусы, картинки из символов, игры, кружочки, мемы. Интересно прятать в эмоджи ссылку. Например, поставить много-много эмоджи — пальмы и камушки — и написать: «Под каким камнем мы спрятали для вас то-то?»
Скрытые за мерцающими точками, или «под спойлером», тексты и картинки — это вообще кайф! Они привлекают внимание аудитории интригой: люди нажимают на скрытую информацию, чтобы получить ответ. Благодаря этому повышается вовлечённость: читатели дольше задерживаются на публикациях, как бы играют с ними.
Пока SMM‑специалисты мало что делают с голосовыми сообщениями, но с аудиоконтентом реально что-то придумать.
Нужно шутить и креативить всегда?
Нет, не всегда. Например, у нас в «Учебнике Т—Ж» есть курс «Женское здоровье». Его мы подаём только через экспертизу медицинской редакции. Это серьёзная тема, там мы не шутим. Конечно, в SMM нет запрещённых приёмов, но к каждой аудитории нужен свой подход.
У «Учебника Т—Ж» есть временные проекты в соцсетях, для чего они?
Есть, например, в конце 2023 года мы делали временный проект «Бережный декабрь» — это месячник заботы о себе. Читатели выполняли короткие задания, чтобы легче пережить декабрьский коллапс и выдохнуть.
Мы собрали подписчиков в закрытый телеграм-канал, то есть специально создавали ажиотаж через закрытый канал и подачу заявок в него за две недели до старта. Что думает аудитория, когда видит ссылку на закрытое сообщество? Надо подать заявку, а то потом не смогу подписаться.
Придумали неожиданную идею. Кругом была предновогодняя суета, и у людей всё «горело»: отчёты, счета, подарки. А мы предложили противоположное — 31 день спокойных практик, которые можно было сделать быстро и похвалить себя: «Я молодец!»
Переупаковали контент. Чтобы сэкономить ресурсы, мы взяли половину постов из тех, что ранее публиковали в соцсетях. Текст сохранили, а картинку изменили.
За месяц мы набрали в «Бережный декабрь» больше двух тысяч подписчиков, которые узнали про «Учебник Т—Ж», связали нас ассоциацией с заботой о себе и подписались на наши соцсети, стали проходить курсы.
Есть универсальный рецепт, как приводить подписчиков постами?
Когда кто-то говорит о виральности постов и доказывает, что есть секретные формулы, то он лукавит. Алгоритмы регулярно меняются.
Надо просто публиковать посты и смотреть, что заходит аудитории, вот и всё. Взлетел пост — круто, надо попробовать сделать похожий. Снова получилось? Супер, вы поняли, что цепляет людей на канале. Дальше смотрите, как улучшить эти посты, и продолжаете эксперименты. Пошли отписки — значит, повернули не туда.
Вся прелесть соцсетей в том, что моментально видишь реакцию людей.
Что за эксперимент в Твиттере вы проводили?
Я полгода каждый день строчил посты в личном аккаунте в Твиттере. За 190 дней выдал 380 шуток, на каждую тратил от силы пять минут.
Чтобы посты взлетели, нужно делать контент каждый день
Из этой горы контента читателям зашли только два твита: шутку про топ-100 книг прочитали почти 16 тысяч человек, а про продуктивную работу и потраченное время — около 4 тысяч человек. Охват остальных постов был примерно до 300 человек, по числу подписчиков.
Вот что я понял из эксперимента: чтобы эти два поста взлетели, нужно было каждый день делать контент.
Как выстроена работа в команде соцсетей «Учебника Т—Ж»?
В нашей команде три человека: лид SMM — это я, и два редактора cоцсетей. Я больше отвечаю за стратегию и планирую. Ребята пишут посты и реализуют разные SMM-проекты. Ещё нам помогают дизайнеры, комьюнити-менеджеры и корректоры, которые работают на весь «Т—Ж».
Мы ведём канбан-доску в Кайтене: там видно, что планируется, что в работе и что готово. Каждый четверг собираемся на летучку, где обсуждаем идеи, а редакторы соцсетей решают, какие посты брать из контент-плана.
Как вы ищете идеи для контента в соцсетях?
Проводим мозговые штурмы в команде. Просто собираемся вместе, и я даю вводные: например, говорю, что надо придумать анонс нового канала про еду. И мы начинаем придумывать идеи. Сначала кажется, что мы несём какой-то бред: странные идеи, необрамлённые мысли. Я записываю варианты, отбираю лучшие, затем вместе с ребятами докручиваем идеи.
Брейншторм работает только тогда, когда никто не боится сказать глупость. Все говорят полный бред, и мы ржём над этим: сами понимаем, что несём какую-то хрень несусветную. Но при этом никто не смущается, и это главное. Для этого в команде должно быть доверие.
Ведём авторские телеграм-каналы. У нашего редактора соцсетей Андрея Кокина есть в Телеграме свой канал «Это надо обыграть» с мемами и инфоповодами. Он смотрит все тренды, прям круто шарит в них, и в этом его суперсила.
Если кто-то, например, подмечает по работе классные пуши, он тоже может создать телеграм-канал, назвать его условно «Золотые пушики». Собирать там лучшие пуши, которые как редактор видит: смешные, абсурдные, абстрактные. Это и будет его база знаний.
Копим идеи на личных сайтах и в рассылке. Например, у меня на сайте есть раздел «Промысел» с шаблонами для вовлекающих постов, контент-плана и идеями визуального повествования. Там же можно скачать чек-лист для кризисных ситуаций в соцсетях и подписаться на мою рассылку «Небесный трюфель».
Как вы управляете командой?
Я должен быть со своими ребятами рядом: если они пишут контент, я тоже прикладываю свою руку к постам, а не только проверяю.
Нет | Да |
---|---|
SMM-специалисты пишут посты, а лид смотрит сверху: это круто, а это нет. | Редакторы соцсетей пишут посты и лид SMM пишет посты. |