Татьяна Симакова: пишем о кино – Кто студент

Татьяна Симакова Пишем о кино

Управляющий редактор «Кинопоиска» рассказала, как устроено медиа онлайн-кинотеатра с аудиторией более 12 миллионов человек, какие форматы нравятся читателям, как стать автором и писать о кино.

Ты пять лет была главредом The Village. Насколько работа в «Кинопоиске» отличается от предыдущего опыта?

В The Village мы ориентировались на новостной поток. Были материалы, которые делали заранее, но большую часть контента мы создавали и выпускали оперативно.

В «Кинопоиске» основной объём работы мы планируем, ориентируясь на даты премьер, кинофестивалей и других событий индустрии. Сетка форматов «Кинопоиска» построена вокруг этого графика. Бывает, что нужно оперативно что-то написать, например некролог, но остальное готовим заранее.

Каждый отдел пишет материалы исходя из своей специфики чуть ли не на год вперёд. Каждый месяц мы уточняем планы в зависимости от дат прокатов, релизов. Раз в неделю проводим летучку.

Отдельно планируем материалы, связанные с кинофестивалями. Когда становится известна программа, мы определяем, кто туда едет из авторов, редакторов и критиков. Также решаем, как будем освещать, например, церемонию вручения премии «Оскар». Материалы о кино планируем, ориентируясь на график выхода фильмов в прокат на стримингах.

Тему для киностатьи нужно выбирать заранее, чтобы текст был актуальным

В чём состоит твоя роль в редакции?

Моя задача — так организовать авторов, редакторов, фотослужбу и дизайн, чтобы получать готовые материалы к нужной дате выпуска. Ещё одна важная часть работы — постоянный апгрейд каналов взаимодействия с аудиторией. Материалы нужно вовремя отдать командам, которые отвечают за SMM, рассылки, пуш-уведомления. Я слежу за тем, чтобы работали поиск, тизеры на главной странице сервиса, главная страница медиа. Ещё я готовлю материалы «Кинопоиска» для «Яндекс-книг».

Какое-то время ушло на настройку процессов внутри команды. Небольшие материалы на выпуск день в день можно отдавать до 14:00, чтобы мы успели их сверстать, откорректировать и зарелизить в нужных каналах. Большие материалы авторы всегда приносят заранее, чтобы все, кто с ними работает, могли делать это вдумчиво.

Команда выпуска в основном работает над краткосрочными задачами утром и над долгостроем после обеда. Я слежу за загрузкой выпуска и редакторов. Мы вместе выставляем реалистичные дедлайны и двигаем задачу, если видим, что нужно больше времени.

О чём пишет «Кинопоиск»?

Мы рассказываем про весь мировой кинопроцесс. Пишем про большие премьеры, важные фестивали, независимо от страны производства или проведения. Если какой-то фильм выстреливает, его обсуждают или он очень хорошо идёт в прокате, мы пишем о нём. Бывает, что вышел новый тайтл, а читатели что-то не понимают в нём и задают вопросы в комментариях к материалам или наших соцсетях. Тогда объясняем это.

Материалы рубрики «В фокусе», 4 ноября 2024

Ещё следим за иностранной прессой. Мы всегда ссылаемся на критиков, сайты и сервисы, с которыми сверяемся, цитируем коллег в рубрике «В фокусе». Смотрим, что вирусится в соцсетях. Например, недавно разразился скандал с рэпером Пи Дидди. Для нас он важен не только из-за хайпа, но и потому что историю скоро экранизируют.

Задача текста про кино — аргументированно рассказать читателю про картину с разных ракурсов

Почему в «Кинопоиске» вы пишете не только про кино?

Мы пишем про книги, потому что «Кинопоиск» и «Яндекс-книги» входят в «Яндекс-плюс», это органично. Пишем про видеоигры, потому что «Яндекс-плюс» тоже будет развивать это направление.

Ещё у «Кинопоиска» есть свои подкасты и видео. Они живут на подкаст-платформах и видеосервисах, но информация о выпусках есть и на сайте. Так удобно искать информацию о тайтлах. Например, читатель заходит в карточку сериала «Убийства в одном здании», прокручивает вниз и видит все статьи, обзоры, подкасты и видео, которые у нас есть об этом проекте.

Подборка материалов на странице сериала «Убийство в одном здании»

Какие задачи решает медиа «Кинопоиска»?

Сегодня у нас две основные задачи. Первая — мотивировать людей смотреть кино и разбираться в нём. Вторая — поддерживать российскую индустрию кинопроизводства и кинопрокат. Для этого в сервисе есть продажа билетов, а в медиа «Кинопоиска» можно прочитать обзоры российского кинопроката и тут же перейти к покупке билетов. Конечно, мы рассказываем о собственных проектах и тех, что появляются у нас в библиотеке, и так поддерживаем просмотры на своём стриминге.

Мы просвещаем, рассказываем о кино как виде искусства. Люди читают наши тексты, чтобы разобраться в фильме, на который уже потратили 2−3 часа своей жизни. Например, недавно вышел хоррор с Николасом Кейджем «Собиратель душ». Там очень странный сюжет, он ни на что в принципе не похож. Если не знать, какая история за этим фильмом стоит, можно вообще ничего в нём не понять. Кино часто требует пояснения. Мы помогаем читателям разобраться, что хотел сказать автор и почему именно таким образом он это сказал. Тексты на «Кинопоиске» помогают разобраться в просмотренном фильме.

Нас читают, чтобы разобраться в фильме, на который потратили
2−3 часа жизни

Как устроена редакция медиа «Кинопоиска»?

Мы делим контент на российский и зарубежный. У нас два редактора, которые за эти направления отвечают, у каждого свой пул постоянных авторов. Ещё есть отдел рецензий и отдел редакционных подборок для рубрики «Выбор редакции».

Из авторов кто-то занимается супергероикой или комиксами, кто-то отвечает за видеоигры и их экранизации, есть большой пул критиков, которые разбираются в авторском кино. Задача редактора раздела — организовать работу авторов так, чтобы не отстать от зрительского интереса, выпустить актуальные материалы вовремя.

Какие форматы сегодня в приоритете?

Мы стараемся создавать экосистему контента разных форматов. Недавно запустили новый формат интервью, вдохновлённый тем, как устроены самопробы актёра. Здесь интервью совмещено с необычной фотосъёмкой: это раскрывает актёра в новом для читателя ракурсе, как будто он заглянул в мир кинопроизводства. Актёрам тоже понравился проект, и теперь все хотят в этой рубрике появиться. В рубрике «Привет, меня зовут…» интервью совместили с форматом самопроб актёра.

Есть популярные еженедельные рубрики: «Что смотреть дома», про новинки стримингов, и «Что смотреть в кино». Другой интересный формат — ежемесячные обзоры новых сериалов и новинок непосредственно стриминга «Кинопоиска». В обзоры мы берём то, что выходит не только у нас, но и на других платформах. В карточках фильмов на нашем сайте возле названия стоит кнопка «Буду смотреть»: когда проект выходит на стриминге или в прокате, зритель получает об этом уведомление.

Кто пишет для «Кинопоиска»?

Каждый редактор «Кинопоиска» собирает собственный пул авторов. Мы приглашаем экспертов по связанным с кино темам. Например, сделали фан-проект для фильма «Пчеловод» — материал «Пчеловод смотрит „Пчеловода“». Даже одели героя прямо как Джейсона Стейтема в этой роли. Филолог, переводчик и исследователь исторической памяти Николай Эппле писал для нас текст про мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Он фанат творчества японского мультипликатора, и ему есть что про это рассказать.

Мы работаем со многими российскими киножурналистами. Например, для нас пишет Лидия Маслова, у которой особенный, ни на кого не похожий стиль. Никто не может написать про российское кино, как она, — смешно и в яблочко. С нами сотрудничают люди из толстых киножурналов: кинокритик Павел Пугачёв, главред журнала «Сеанс» Василий Степанов. Кинокритики пишут для нас вне штата. Потому что наш объём работы бессмысленно пытаться закрыть исключительно внутренними ресурсами. Штатный кинокритик у нас только один — Станислав Зельвенский. Лидия Маслова изобрела собственный формат критического высказывания — рецензию-фельетон.

Что нужно, чтобы писать для «Кинопоиска»?

  • Уметь аргументировать свою позицию, опираясь на понимание контекста и культурный бэкграунд.
  • Быть начитанным.
  • Понимать, что обсуждают вокруг этого фильма в соцсетях и в профессиональных медиа.
  • Уметь объяснить, зачем вообще этот фильм смотреть.

Понимать, что ты хочешь сказать и зачем

Это нужно для текстов любого уровня сложности. У нас есть какие-то очень простые новостные форматы. Выходит фильм про группу «Руки вверх!» — значит, нам нужен текст, кто там сыграл, какой сюжет, кто это всё поставил. Это простой формат, но даже здесь нужно привести аргументы, дать изнанку, показать, что в нём интересного. Наверное, это самое главное — понимать, что ты вообще хочешь сказать и зачем.

В тексте про кино нужен анализ ситуации, аргументы, контекст, ссылки на других критиков, а не тысячи знаков на тему «Мне не понравилось»

Как стать автором «Кинопоиска»?

Редакторы «Кинопоиска» находят авторов на фестивалях, читают блоги или профильные сайты. Хороший редактор умеет выстраивать социальные связи и сообщество вокруг медиа. Куратор программы «Практическая кинокритика» Московской школы кино Всеволод Коршунов иногда кого-то нам рекомендует, ну и не только он, конечно.

Бывает, что авторы пишут редакторам напрямую и питчат темы. У нас нет контактов редакции на сайте. Найти редактора, чтобы обсудить возможный текст, не сложно, но это первый барьер, который нужно пройти. Необязательно быть в индустрии, чтобы писать для «Кинопоиска», мы постоянно в поиске хороших авторов. Например, Никита Демченко писал для «Т—Ж» и недавно стал писать для нас.

Сложнее даже не стать кинокритиком, а сохранить интерес к кино, развиваться, делать что-то новое. Из последних кейсов — Ксения Прихотько делает очень смешные рилс, и наш видеоотдел позвал её с нами поработать. Если хотите писать про кино, начните с создания своего канала на эту тему в любой соцсети.

Опыт ведения блога поможет найти тему и собственный стиль, точку зрения, которые заинтересуют редактора и читателя

Сколько зарабатывает автор «Кинопоиска»?

Гонорар за один текст у нас такой же, как в среднем по рынку. Всё зависит от уровня автора, объёма текста, проделанной работы, от количества часов на исследование темы — то есть от сложности проекта. Бывают такие материалы, гонорар по которым сопоставим с гонораром за книгу. По сути, это и есть книга: большой проект с серьёзным ресёрчем.

Есть ли специальные киношные стоп-слова?

Мы стараемся лишний раз не перегружать терминологией, текст должен легко читаться. Есть маркеры, которые выдают неуверенность автора материала, сразу видно, что он не разобрался или поторопился. Например, слова довольно и достаточно: довольно интересный фильм, достаточно прибыльный в прокате. Я сразу это отправляю под нож. Я ещё очень не люблю, когда пишут «супруга» или «супруг». Там, где можно сказать «жена» или «муж», стоит так и сделать.

Есть и специфические ограничения. Например, мы не пишем «озвучка», а только «озвучание». Звукорежиссёры, которые занимаются этим, обижаются, когда слышат «озвучка», и мы уважаем их выбор. Конечно, внутренних стоп-слов намного больше, но чаще всего встречаются эти.

У «Кинопоиска» есть редполитика, где всё это прописано?

У нас есть небольшой внутренний документ, который можно считать редполитикой. В нём закреплены основные моменты, но не могу сказать, что он очень подробный. Там есть короткое интро, которое регламентирует общие направления, как мы пишем и описание всех рубрик. Мы закрепили, что критика должна быть аргументированной, что мы избегаем любых видов дискриминации.

Если материал, с которым мы работаем, например цитата героя, требует отступить от редполитики, мы делаем дисклеймер. Например, такой случай был с книгой «Свидетели Игр», которую мы делали вместе с «Яндекс-книгами», тогда ещё «Букмейтом». Это книга с историями людей, которые застали проведение «Олимпиады-80» в СССР, сайд-проект к сериалу «Игры». Один из героев использовал лексику, которая не проходит по нашим стандартам, типа «наркоман» или «проститутка». Сейчас приняты менее маркированные слова: «наркозависимый» и «человек, вовлечённый в секс-работу». Мы оставили как было и дали дисклеймер, что сохранили лексику героя, потому что люди говорят на языке своего времени.