Светлана Васильева: Фотосъёмка как способ принятия себя

Светлана Васильева Фотосъёмка как способ принятия себя

Светлана Васильева, женский портретный фотограф, рассказала, как фотосессия может быть терапией по самопринятию, почему все люди красивые и возможно ли заниматься творчеством и иметь финансовую стабильность.

Ты 15 лет занимаешься фотографией. Какие навыки и как повышала, чтобы развиваться в профессии?

Я работаю фотографом почти пять лет, а фотографией занялась ещё в школе, пошла
в Тверской Дворец пионеров, в фотокружок. Нас учил классный преподаватель Юрий Евгеньевич Фёдоров, очень внимательный. Он требовал выставлять ракурс буквально до миллиметра, помогал тщательно выверять позы.

Светлана: «В кружке мы именно практиковались, снимали, а потом разбирали ошибки вместе с преподавателем. После добирала знания сама. Например, изучала способы съёмки при определённом освещении»

К 2020 году я поняла, что научилась базе, но не хватает глубоких знаний. Например, о коммерческой стороне работы, клиентском сервисе, той же психологии. Поэтому не могла фотографировать так, как бы мне хотелось. Тогда я пошла на обучение к профессиональному фотографу, Веронике Холод. И вот там уже получила структурированные знания, которые позволили снимать уверенно.

Учиться не перестаю до сих пор, фотографу прокачивать себя можно бесконечно, я постоянно развиваю необходимые навыки.

Фотограф, с одной стороны, — художник, а с другой — мастер, которому необходимо в совершенстве владеть инструментом. Важно знать технические аспекты камеры: выдержку, диафрагму, фокусное расстояние объектива. И, конечно, основные навыки из художественной базы:

  • композицию;
  • цветовую теории и работы со светом;
  • психологию — для понимания принципов работы с людьми;
  • анатомию — чтобы знать, как устроено человеческое тело, как с ним работать, как оно будет выглядеть в определённых ракурсах и позах;
  • визуальный интеллект — для развития насмотренности и вкуса;
  • обработку;
Фотографу полезно быть одновременно видеографом, маркетологом и немного психологом. Обязательно постоянно учиться, совершенствоваться, потому что мир меняется, а фотографу важно успеть ухватить эти перемены

В Твери есть сообщество фотографов, и ты — часть него. Когда к нему присоединилась?

Я стала частью сообщества довольно давно, лет в 15, наверное. Когда мы говорим о сообществе фотографов Твери, нельзя не упомянуть Романа Торопова. Рома — крутой репортажный фотограф, и именно он начал объединять нас всех. Он создал маленький кружок тверских фотографов, который был просто группой по интересам, и вырастил из него мощное сообщество, где мы обмениваемся заказами, лайфхаками, локациями.

В Твери много фотографов, порядка 300 человек. Мы вместе снимали, ходили на уличные фотопрогулки или согласовывали с администрацией классные инициативы, чтобы сделать в микрорайоне новую фотолокацию и украсить его.

Чем тебе помогло сообщество в профессиональном и личном плане? Сложно было влиться? Как тебя приняли?

Нравится, когда в чате делятся интересными локациями, могут выручить, если какая-то проблема с техникой. В общем, мы друг друга достаточно сильно поддерживаем. У нас действительно большое и дружное сообщество. Ребята иногда устраивают тусовки, шумные корпоративы, и такое мне не заходит, потому что я по натуре интроверт. А вот формат ламповых встреч небольшими группами, где можно обсудить работу, кейсы, лайфхаки, узнать друг друга получше — это здорово.

Поначалу было непросто стать частью сообщества: мучил синдром самозванца. Я в те времена ещё в университете училась и думала: «Вот они — фотографы, вот у них жизнь. А я? А я филолог, зато „Илиаду“ читаю». И было ощущение, что никогда не смогу снимать, как ребята тогда. Сейчас я чувствую себя увереннее и понимаю, что совершенству нет предела, а верить в себя нужно всегда.

«Вот они фотографы, у них жизнь. А я филолог, зато „Иллиаду“ читаю»

Ты работаешь в разных жанрах, но основной именно женский фотопортрет. Как охарактеризуешь это направление и почему выбрала именно его?

Ключевая характеристика жанра уже в названии: есть женщина, а есть фотопортрет, так и получается. Но я больше стараюсь сделать такой психологический портрет, где будет показан настоящий человек. Чтобы не было искусственных улыбок, напряжённых лиц. Часто делаю акцент на глаза, потому что именно во взгляде можно увидеть внутренний мир человека. Девушки, как правило, готовятся к съёмке, делают макияж и причёску, но взгляд остаётся естественным.

А выбрала этот жанр по двум причинам.

Первая — мне он сразу понравился, как только пришла в фотографию. Работала в нём с особенным кайфом. Начало пути пришлось на 2012−2013 годы, когда я снимала неформалок — девчонок-панков. Придумывала для них разные неожиданные идеи, они на всё были готовы.

Светлана: «„В платье в заброшку? Да! А давай возьмём надувной матрас, закидаем его папоротником, тебя сверху положим и будешь на нём по болоту плавать? Да легко!“ Из-за таких идей и таких классных девчонок, которые поддерживали мои задумки, получались яркие фотографии, всё лучше и лучше»

Вторая причина более психологическая. Уже после учёбы с Вероникой в 2020 году я осознала, что люди на съёмке делятся на два типа. Есть готовые на любой движ, смелые, незакомплексованные, открытые. А есть другие, и я себя к ним тоже отношу.

Они скромные, может быть, немного неуверенные в себе, сомневающиеся. Кто-то им внушил, что они некрасивые, причём, вполне возможно, сделал это не специально. Это люди, которые не любят фотографироваться, и сделать вау-кадр с ними сложнее. Но я поняла, что как фотограф могу помочь им почувствовать себя лучше.

Эти скромные девчонки не знают, как позировать. Они зажатые, замирают перед камерой. Но когда они видят себя глазами другого человека, который непредвзят, для которого все люди прекрасные и удивительные, они прямо расцветают. Было много отзывов, когда девушки чувствовали себя увереннее после съёмки. И самое частое, что говорят: «Я не знала, что я такая красивая!»

Понимаю их: с детства в моём подсознании закрепилось, что себя нельзя любить за внешность. Хотя это неправда — каждый человек красив своей уникальностью. Для меня важно в каждой девушке находить ту самую красоту, которую она сама, возможно, не видит. Я чувствую, будто у меня есть важная миссия: помогать женщинам полюбить себя.

Как помогаешь девушкам настроиться на съёмку? С какими сложностями чаще всего сталкиваешься и как их решаешь?

Руковожу всем: помогаю с образом, одеждой, позированием. Есть конкретные приёмы, которыми пользуюсь, чтобы человек настроился на работу. И основной — это общение, похвала.

Обязательно ободряю в процессе съёмки. Потому что человек перед камерой чувствует себя беззащитным, как будто под прицелом. Он думает: «Боже, как я выгляжу? Не вылезет ли у меня подбородок?!» Куча мыслей, которые мешают расслабиться, зажимают. Поэтому обязательно подбадривать, говорить: «Всё идёт отлично, ты очень красивая, всё получается».

Часто бывают сложности с позированием. Очень немногие девушки умеют позировать, если только они не профессиональные модели. Я показываю человеку на своём примере, как встать, и корректирую в процессе.

Не прошу прямым текстом изобразить эмоцию. Из серии: «Давай радость или вселенскую задумчивость». Обычно прошу представить конкретную ситуацию или задаю вопрос. Например, мы снимали девушку в советских интерьерах, за столом с пишущей машинкой, и я сказала ей: «Представь, что ты номинирована на „Оскар“ за свой сценарий, и придумываешь речь, которую скажешь со сцены, если выиграешь». Она искренне засмеялась, лицо её стало мечтательным — я поймала эти моменты.

Очень помогает музыка, особенно любимая песня или плейлист клиентки, который настроит на нужный лад.

Самая частая сложность — это стеснение девчонок. Но мы убираем его уже в первые 5−10 минут, дальше процесс проходит в комфорте и творчестве. Когда вижу, что девушка очень зажата, опускаю камеру и общаюсь без неё: так люди видят, что за камерой такой же человек.

Хороший вариант — пошутить по-доброму и рассказать неловкую историю о себе. Ведь фотографируемый находится вне зоны комфорта. Надо ему бросить спасательный круг, помочь открыться. А чтобы человек открылся тебе, нужно раскрыться тоже — поэтому формат приятной шутки, забавной истории о себе работает.

И, конечно, говорю комплименты с максимальной уверенностью: как только девушка верит мне, что она действительно хорошо получается на фото, она и правда начинает получаться, потому что расслабляется, воодушевляется и становится собой.

Я чувствую, будто у меня есть важная миссия: помогать женщинам полюбить себя

Как ты определяешь понятие красоты на снимках?

Я бы разделила два понятия: красивый человек и красивая фотография. Потому что это разные вещи. Считаю, что все люди прекрасны в своей индивидуальности, а если бы кругом были только одинаковые красавцы модельной внешности, было бы… Страшно. Мне непонятно, как можно делить людей на категории: ты вот красивый, а ты — нет.

Даже супермодель можно сфотографировать так, что у людей поседеют волосы, они подумают: «Боже, что это?!»

Переходя к понятию «красивая фотография»: тут больше роль играет мастерство фотографа, а не только человек. Техника фотографа и особенности момента — как ложится свет, какие цвета используются, какая обработка. Поэтому я уверена, что любого человека можно сфотографировать невероятно красиво и передать его уникальность на снимке.

Как относишься к ретуши?

Я не использую грубую ретушь, которая превращает человека в какую-то куклу. Когда замыливают текстуру кожи, искажают черты лица и пропорции фигуры. Использую только бережную ретушь; убираю временные недостатки и несовершенства, а также мусор в кадре и ненужные детали фона. Например, если у девушки появился прыщик, который только и ждал, чтобы выскочить к фотосессии, я его удаляю. Потому что сегодня он есть, а завтра нет, незачем его увековечивать.

Никогда не убираю шрамы, морщинки, веснушки — всё, что делает нас нами. Это индивидуальные особенности каждого человека и нет смысла всех ровнять
под каталог косметики, в котором на фото у всех нереально чистая кожа.

Не использую пластику, не исправляю фигуру — всё это корректируется позой, ракурсами при съёмке. Например, если ко мне приходит девушка плюс-сайз, я не сделаю её 42−44 размера, она классно выглядит самой собой.

Так что ретушь — важный этап, но увлекаться этим совершенно не стоит.

Почему так много девушек не принимают свою внешность?

Думаю, это больше социокультурная проблема. Была небольшая волна бодипозитива, но сейчас она уже заглохла. Для меня показательным был кейс Victoria’s Secret, которых многие обвиняли в совершенстве их «ангелов». Но когда компания добавила бодипозитивных моделей, поднялась ещё большая волна хейта. Думаю, тренды задаются где-то высоко и далеко, вся эта история максимально коммерческая и не имеет ничего общего с настоящими женщинами. Но в подсознании всё равно формируется образ «идеала».

Светлана: «Мы живём в медиапространстве, которое транслирует единый стандарт красоты, а соответствовать ему, конечно же, невозможно. Все эти образы нереальные»

Когда отовсюду показывают девчонок с плоскими животами, пухлыми губами, огромными глазами, ты невольно начинаешь себя с ними сравнивать. Думаешь: «Блин, вот у меня не такие губы, у меня животик, и вот целлюлит появился». Отсюда идёт неуверенность, непринятие себя.

Фильтры — это инструмент, который обезличивает людей

Ещё одна проблема — фильтры, они меняют любого человека до неузнаваемости. В моей практике на съемку пришла девушка, невероятно эффектная. После съемки ни в одном кадре она не увидела себя. А всё потому, что она никогда не выкладывала свои фото без фильтров. Они меняли её лицо, подгоняя под стандарт красоты, но делали её совершенно непохожей на себя в реальной жизни. Эта женщина привыкла видеть себя в медиапространстве с огромным количеством фильтров. Фильтры — это инструмент, который обезличивает людей.

Может ли фотосессия стать формой терапии по принятию себя?

Буквально в этом месяце у меня на съёмке одна девушка сказала, что фотосессия для неё — форма терапии, как психологический тренинг по принятию себя, по возвращению к себе после трудного жизненного этапа. И это действительно позволяет почувствовать себя красоткой, переосмыслить отношения со своим телом, отследить внутреннее состояние и транслировать его.

Фотосессия — инструмент, который поможет девушке поднять самооценку и улучшить настроение, начать принимать своё тело. Но она не заменит психолога, если девушка, например, испытывает к себе сильное отвращение, каждый день плачет при виде своего тела в зеркале. Поэтому важно понимать, когда идти к фотографу, а когда — к психологу.

Светлана: «Я часто предлагаю клиенткам взять какую-нибудь самую-самую любимую фотографию, распечатать её и повесить на стену. Чтобы в моменты сомнений, когда им кажется, что они какие-то не такие, они могли смотреть на эту фотографию, и фотка говорила бы им: „Это кто тут некрасивая? Ты?! Да ты глянь на себя вообще, красавица!“»

Ты преподаёшь суворовцам в Тверском СВУ. Казалось бы, основной жанр — женский портрет, а тут — ребята-кадеты. Как вышло, что филолог по образованию стала преподавать им фотографию?

У меня, как у многих миллениалов, был стереотип, что творческая профессия не может быть настоящей работой. Поэтому долго фотография была для меня хобби, пока я работала в офисе. Но в какой-то момент я поняла, что хочу сделать это своей профессией, и ушла из офиса в никуда.

Примерно год я подрабатывала в разных местах, платила два кредита: за камеру и за обучение. И вот, когда уже отчаялась, в чат того самого сообщества фотографов пришёл запрос: «Суворовское училище ищет педагога по фотографии. Нужно высшее педагогическое образование, занятость три вечера в неделю».

Это была идеальная вакансия, я всегда хотела преподавать фотографию, а тут и любимое дело, и практика, и стабильная зарплата. Меня взяли сразу.

Конечно, сначала было непросто. Одно дело самому усваивать материал, а другое — транслировать его другим так, чтобы люди поняли. Я в начале стеснялась, дети ко мне привыкали.

Светлана: «Тяжело было перестроиться с работы с женской аудитории на ребят-суворовцев. Это совершенно другая система»

Но всё получилось, работаю уже третий год и обожаю своих пацанов-учеников. С ними я продолжаю творить, экспериментировать, у них горят глаза.

Какой прогресс у твоих учеников?

Показательные успехи это, конечно же, награды фотоконкурсов. Мы активно сотрудничаем с «Тверским областным фотоклубом», участвовали в сборных выставках. А в прошлом году устроили свою персональную выставку «Суворовский альбом».

Для меня очень ценно, что ребята не бросают занятия даже на отдыхе и с каникул привозят красивые снимки. Заниматься приходят те, кому фотография действительно интересна, кто хочет развиваться, изучать новое, делиться идеями.

В училище у ребят есть прекрасно оборудованная фотостудия, а на каникулах они оказываются в большом мире. С той базой, которую получают в «тепличных» условиях, они делают потрясающие кадры на мобильные телефоны

В сентябре самых активных из ребят приняли в фотоклуб и дали удостоверения фотокорреспондентов. Теперь ко мне часто приходят младшекурсники и спрашивают, что нужно сделать, чтобы получить такое же. Я очень рада, что прогресс виден и интерес не угасает.

Ты преподаёшь и одновременно сама сейчас студентка. Расскажи, как выиграла грант на обучение в Санкт-Петербурге?

Я искала конкурсы для своих учеников-кадетов и нашла такой, для которого у меня самой имелась работа. Его организаторами были ГАООРДИ — Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов. Фотоконкурс был посвящён теме инклюзивности.

Светлана: «Отправила портрет девушки с протезом, её зовут Наташа. Я совершенно случайно познакомилась с ней и также случайно пригласила на съёмку»

Фотографию оценивали долго, уже не ждала результатов. И вдруг приходит ответ, что моя работа получила специальный приз — двухгодичное обучение на любом курсе Фотофакультета имени Ю. Гальперина. Я выбрала «Операторское мастерство», потому что давно хотела погрузиться в видео.

И как, растёт операторский опыт?

Уже не боюсь снимать и монтировать, чувствую себя намного увереннее. Честно, долго сопротивлялась, прежде чем пойти учиться снимать видео. Говорила, что я буду делать только фотосъёмку, ловить мгновение, а все эти рилсы мне ни к чему. Делать видео оказалось сложнее, потому что им я только сейчас начала заниматься. Но это будет полезно как фотографу.

Дай совет ребятам, которые хотят заняться фотосъёмкой, но не знают, с чего начать

Начать можно с чего угодно, но в фотографии важна практика. Вы можете вычитать все учебники и пересмотреть весь Ютуб, но пока не возьмёте в руки камеру и не пойдёте снимать, ничего не получится. Чем больше будете снимать, тем лучше получите результат. Снимать советую всё подряд. Изучите сначала теорию, её полно в открытых источниках. Я рекомендую:
Ютуб-канал «GetLens» — подкаст о фотографии, её жанрах, жизе фотографов и лайфхаках по съёмке;

Ютуб-канал Александра Медведева — разборы неудачных решений при съёмке, обсуждение современной визуальной культуры, тренировка насмотренности.

Помните, самое главное — практика.


Светлана: «Полезно, если у вас будет опытный человек, который сможет дать обратную связь по отснятому материалу. И ещё очень важно тренировать насмотренность»

Если лень заниматься всем этим, искать источники самому, можно пойти на курсы. Конечно, там вам всё дадут быстрее. У меня на самостоятельное изучение материалов ушло почти 10 лет.

Что пожелаешь тем, кто очень хочет попробовать себя в творческой профессии, но пока боится начать?

Я советую обязательно попробовать. Потому что пока вы боитесь, ничего не изменится. Вы не узнаете, получится или нет, будут только страх и изматывающие мысли. Я понимаю такие страхи — сама проходила через это, болезненно и долго. Но когда решилась не изменять себе, а заниматься любимым делом, всё вдруг стало намного легче. И даже трудности, как оказалось, можно преодолеть.

Да, решиться тяжело, но надо пробовать. И потом, представьте только: вот вы боялись, что ничего не получится, а потом решились, начали — и у вас получилось. Круто же!