Севиль Нагаева. Нужно просто делать

Севиль Нагаева Нужно просто делать

Редактор и автор о том, почему важно говорить «нет», о дебютном интервью с создателем «Кто студента» и дипломном проекте, который поможет людям легче обращаться к психологу.

Чем ты занималась до школы и редакторства?

Я работала в рекламном агентстве креативным копирайтером. У меня были небольшие задачки: придумать сценарий для видео, пост, слоган. Это были чисто копирайтерские задачи — только про текст. А мне хотелось делать больше.

Редактура как раз понравилась мне тем, что нужно не просто придумать текст, но и разработать идею, участвовать во всей работе над проектом.

Расскажи про какой-нибудь проект из агентства?

Мы делали упаковку Роллтона для украинского рынка. Я работала в команде с дизайнером и фотографом. Сначала мы с дизайнером придумали упаковку, а потом провели с фотографом фотосессию пачки. Этот проект мне запомнился сложными переговорами.

Клиент требовал, чтобы фото идеально совпадало с макетом. Мы пытались повторить макет, но это было невыполнимо: лапша была настоящая и постоянно разваливалась, овощи в нужные места не вставали. Когда мы поняли, что идеально по макету не сфотографируем, решили провести с клиентом переговоры.

В итоге мы договорились, если что-то не так, мы передвинем овощи в фотошопе на нужное место. Это нам дало свободу, чтобы фотограф сделал хорошие снимки, а мы уже потом перенесли на миллиметр, чтобы совпадало с согласованным макетом.

Конечно, если бы я оказалось в такой ситуации сейчас, вела бы переговоры по-другому, со стороны пользы.

Реклама с упаковкой, над которой мы работали

Какая работа для тебя комфортнее: проектная или в штате?

В проектной работе есть чёткая задача над которой ты работаешь. Однако, скорее всего придётся долго вникать в суть продукта, да и потом сложно влиять на результат своей работы.

В штатной работе хорошо то, что есть постоянный процесс, например, выпуск статей, и ты можешь его отслеживать: что-то менять, пробовать новое и смотреть на результат. Когда ты долго следишь за продуктом, анализируешь, то появляются идеи для чего-то нового.

Когда ты работала на проекте, удавалось отслеживать результаты работы?

Чаще всего да. Например, через два—три месяца после запуска странички или рассылки мы договаривались с клиентом списаться, чтобы обсудить результаты.

Бывает так, что мы списываемся, и я бесплатно что-то поправляю или добавляю. Для меня это пара часов работы, а для клиента возможность больше заработать. К тому же это хорошо влияет на лояльность и повторные заказы.

Ты говорила, что работала с недвижимостью, интерьерами. Как ты вникаешь в такие разные темы?

С зарубежной недвижимостью было сложно. Чтобы вникнуть в тему, я читала статьи, смотрела видео и задавала много вопросов экспертам компании. Писать про дизайн интерьеров было намного легче. Для начала хватило понимания эстетики и навыка различать вычурный интерьер от нормального.

Чтобы писать про недвижимость, нужно иметь определённый бэкграунд: понимать экономику, как работает этот бизнес. Я во время работы почувствовала, что мне этих знаний не хватает. Поняла, что могу разобраться в любой теме, но вопрос в том, насколько долго я буду разбираться, и насколько глубокими будут мои знания.

Допустим, есть предложение о работе от компании, которая много платит, но нужно разобраться в совсем незнакомой теме по типу проектирования самолётов. И есть второе предложение, платят на 30% меньше, но нужно писать про котят. Что бы ты в такой ситуации сделала?

Я бы сначала попробовала почитать про самолёты, чтобы понять, могу ли я в принципе, в эту тему вникнуть.

Изменились ли результаты от переговоров до школы и Кемпа и после?

После Кемпа моя жизнь колоссально изменилась. Я прочитала «Сначала скажи „Нет“» и поняла, что совсем не умею общаться с людьми. Речь не только о коллегах и рабочих моментах, но и о друзьях, родственниках, продавцах в магазине. Конечно, сейчас я тоже совершаю ошибки в переговорах, но очень стараюсь себя поправлять.

Какой урок Кемпа оказался для тебя самым полезным?

Больше всего меня впечатлила глава про «нет». Я часто слышу, что люди говорят: «Я не умею говорить „нет“». Мне кажется это из-за того, что в нашей культуре не принято отказывать в просьбах. Если меня попросили, значит я должен. Кемп этот миф развенчивает и говорит о том, что у нас и у собеседника есть право отказаться. И когда я говорю «нет», это не значит, что я к кому-то плохо отношусь. Всё в порядке. Просто предложение в данный момент не подходит.

Глава про «Нет» открывает другой взгляд на переговоры. Человек может согласиться на предложение, а может отказаться. В случае отказа вообще ничего не произойдёт. И отношения из-за «Нет» не меняются.

Тебе стало легче говорить нет и принимать отказы?

Говорить нет я ещё учусь, но отказы я принимаю спокойно. Например, я говорю заказчикам: вот моё предложение, но если оно вам не подойдёт, скажите об этом, и мы придумаем что-то новое. Когда я это проговариваю, мне легче понимать, если человек сейчас откажется, я ничего не потеряю, мы можем придумать другой вариант. Или вообще разойдёмся и снова будем работать через полгода. Переживание ушло, и я понимаю, что отказы — это нормально.

Когда я говорю «нет», это не значит, что я к кому-то плохо отношусь. Всё в порядке. Просто предложение в данный момент не подходит

Что ты можешь посоветовать помимо Кемпа про ведение переговоров?

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Мне кажется, что эта книга не просто про детей, а именно про базовые правила общения с людьми.

Расскажи про свою тему диплома, и как она вообще появилась?

Я бы очень хотела воплотить сервис, который придумала. Это сервис психологической поддержки. Идея в том, что люди могут общаться с психологом в чате и только потом, если не смогут до конца решить свой вопрос, перейти на видеоконсультации. Цель моего проекта — сделать так, чтобы человеку стало легче начать заниматься с психологом.

Тема психологии и взаимодействия человека с психологом очень важна для меня. Я психолог по образованию, и мои близкие друзья — практикующие психологи. Я видела, что после психолога жизнь у человека улучшается. Улучшается отношение с собой, друг с другом, начальником. Но судя по учёбе и рассказам друзей у нас нет нормальной культуры просто ходить к психологу. Например, если у тебя болит зуб, ты идешь к зубному доктору, а когда болит душа, почему-то люди идут не к психологу, а гадалке или астрологу.

Ещё один момент в том, что люди по своей натуре хотят волшебную таблетку, которая сразу вылечит душу. Волшебных таблеток не бывает, это лишь плацебо. Так вот, я хочу сделать то, что поможет людям так же просто пойти к психологу, как посмотреть астролога в инстаграме.

Как будет проходить общение с психологом?

Это будет чат-бот в телеграмме. Одним кликом туда можно зайти и написать, если есть какая-то проблема. Например, ссоры с мужем, непослушные дети или проблемы с партнёром по бизнесу. Психолог задаст вопросы, которые подтолкнут человека к размышлениям, и даст обратную связь — как на обычной консультации.

Вхождение в этот чат будет простым, как волшебная таблетка, а дальше будет работа как с нормальным психологом

По переписке сложно понять интонацию человека и считать его эмоции. Как ты думаешь, будет ли взаимопонимание у пользователя и психолога в чате?

Даже на очной консультации клиенты могут интерпретировать слова психолога по-своему и что-то додумать. Просто так устроены люди. В чате риск быть неправильно понятым возрастает.

Как и на очных консультациях психолог в чате должен заранее проговаривать правила общения. Например: «Если вы почувствовали, что я ответил с иронией или издёвкой, и вам стало неприятно, напишите об этом».

Ты поступила в школу во второй раз. Изменилось ли твоё отношение к учебному процессу?

Я два раза проходила первую ступень и поняла, что оказывается есть два способа учиться. Первый способ: студент как губка впитывает всю информацию, которая есть в лекциях. Запоминает всё и ничего не оценивает. Второй способ: студент всё время критически оценивает информацию, многое сразу отрицает. Например, преподаватель ведёт лекцию, а студент постоянно спорит, ставит информацию под сомнение.

В первом случае после учёбы у студента остаётся много знаний и основа. Он сможет применить теорию на практике и понять, что у него работает, а что — нет.

Во втором случае студент сам себе не даёт шансов узнать что-то новое. В итоге студент мало получает от учёбы, а потом ему нечего переосмыслять.

В общем, всем советую учиться первым способом.

Скоро выйдет твоё интервью с создателем «Кто студента» Сёмой Сёмочкиным. Расскажи, как всё прошло?

Вообще я давно узнала о Сёме из канала Максима Ильяхова. В канале с разбором студенческих работ был пост с работой Сёмы. Я очень удивилась, что это была работа не профессионала, а студента. На основе этой картинки потом ещё была заметка «Семён, не тули». В общем, уже тогда Семён казался очень крутым.

Приглашать на интервью было страшно, потому что я не знала, с какой стороны к нему подойти. Я решила расспрашивать его чётко по двум темам: работа в бюро и журнал «Кто студент». Сейчас понимаю, что такая тактика не всегда хороша, потому что ограничивает в вопросах. По ходу разговора у меня назрело ещё много вопросов не по этим двум темам, которых не было в плане, но задать их я так и не решилась.

Что ты можешь порекомендовать человеку по поводу того, как просить кого-то об интервью?

Не бояться отказа. Пишите человеку с мыслью о том, что он может отказать в интервью, и это будет совершенно нормально.

Для себя я поняла так: если приглашать человека с искренним интересом, и потом также с ним общаться, интервью может получиться хорошим.

Давай напоследок что-нибудь жизнеутверждающее для наших читателей.

Нужно просто делать. Если ты что-то делаешь, то это всегда приводит к чему-то новому: продуктам, опыту. Если ничего не делать, то и не будет развития. Такая простая мысль.