Продуктовый менеджер рассказывает, как работал тренером по соблазнению, как проводит картографические прогулки и почему всем советует изучать эджайл.
Начну с легенды. Говорят, на второй ступени ты тратил полтора часа на задание и при этом продержался до конца. Это правда?
Эту легенду я сам сочинил. Это правда, но я ничего не взял со второй ступени. Так учиться не вариант.
Были личные обстоятельства, но это неважно: можно было успеть. Скорее, я сразу взял такой курс: не хочу и не буду напрягаться.
Мне кажется, или ты сейчас с сожалением говоришь об этом?
Думал, что мобилизуюсь и выдержу эту историю до конца. Система должна была меня выгнать после первой двойки. Меня бы это мотивировало. Я расслабился, когда узнал, что после двоек не выгоняют.
В разное время ты был картографом, продакт-менеджером, тренером по соблазнению и путешественником. Откуда такое разнообразие?
Я закончил географический факультет МГУ и 10 лет работал с картографией. На предпоследней работе делал сервис с картами типа Яндекс-карт. Работал с картой как с продуктом и пытался понять, как улучшать такие продукты.
Отсюда любовь к дизайну и причина, по которой я пошёл в бюро. Я долго работал в полиграфии: верстал журналы, корячил фотошоп, занимался цветокоррекцией. Но базы у меня не было, поэтому мне захотелось как раз в бюро получить базу. Я всегда считал, что ребята классно делают дизайн.
Кстати, когда Горбунов работал у Лебедева, я засылал свои карты в бизнес-линч и просил Горбунова залинчевать. Он как раз на тот момент уволился.
Сейчас я продакт-менеджер: работаю с продуктом, пытаюсь его улучшить и сделать то, чем будут пользоваться. Мой продукт должен решать задачу конечного потребителя.
А путешественник я, потому что мне нравится путешествовать. Необязательно далеко. Мне классно выехать в ближайший город и там полазить, посмотреть, как люди живут.
Ты не рассказал про тренера по соблазнению.
Я учил соблазнению младших коллег и друзей, выходил в поле, советы раздавал. Эта история на самом деле необязательно связана с сексом. Можно соблазнять кого угодно: жизнь, работодателя, знакомых, родных. Главное быть собой и кайфовать от того, что происходит.
Что тебя привело в эту тему?
Я занялся этим, потому что мне не хватало уверенности в общении с незнакомыми людьми. Тренинг помогает забыть про своё чувство значимости и наплевать на то, что о тебе думают окружающие. Просто делать то, что тебе нравится.
Эта тема меня увлекла. Ты воспитываешь в себе другое восприятие мира. Можно всё: достучаться до любого человека, продать любую идею и познакомиться с любой девушкой. У Товеровского тоже есть эта идея: «Можно всё».
Тренинг по соблазнению — это про выйти за рамки себя и делать то, что никогда не делал
Что можно почитать на тему соблазнения?
Есть тренер по соблазнению, который сейчас сидит в тюрьме в Таиланде — Алекс Лесли. Он взял какие-то западные труды и накатал кучу книг про принцип «Можно всё». Смысл в том, что ты себя рамками ограничиваешь, а на самом деле можно всё. Ты интересен людям, когда ты настоящий и не носишь маски.
У Алекса долгие годы был проект в Сколкове про биотехнологии или медицину. Этот человек — интеллектуал, светлая башка. Он решил прокачаться, начать тренировать людей и сам построил свою систему. Причём называется это именно «соблазнение», а не «пикап». Ты не пытаешься техниками привлечь внимание девочек на улице. Ты соблазняешь жизнь, соблазняешь всех вокруг, живёшь в кайф — такой у него был лозунг.
Долгие годы Алекс играл с огнём. То, что они на Дерипаску залупились, конечно, смелый ход. Это же очень давно произошло: год назад они написали книгу про всю эту историю. А тут им карта не легла, и их решили в Таиланде сгнобить.
Ты проводишь картографические прогулки для родителей с детьми. Расскажи, что это за штука.
Есть такой общемировой проект — OpenStreetMap. В нём пользователи сами собирают данные, вносят их в карту, а любой может поправить эти данные. Чтобы улучшать эти данные, мы периодически устраивали «мапин-пати»: собирали незнакомых людей, гуляли с ними, собирали данные и вносили их в карту.
Вот ты идёшь по улице, где за пару месяцев обновилась куча кафешек, но этого нет на карте. Вносишь эти данные, и получается актуальная карта. Раз в месяц я проводил такие прогулки для взрослых.
В какой-то момент я стал делать такое для своих детей на дни рождения. Это круто делать летом: дети собираются, ты рассказываешь им про карты, рассказываешь, как можно рисовать и замапить окружающий мир. Это фан: собираешь родителей и детей, гуляешь с ними в парке, они рисуют, им интересно. Пока я остановился с этой историей и жду лета.
Какими проектами занимаешься сейчас?
Я работаю в агрономическом стартапе. Мы делаем агрономический и экономический учёт. С помощью нашего приложения любой агроном может улучшить показатели урожайности, анализируя и прогнозируя урожай.
Это сложный рынок, потому что сельское хозяйство у нас находится в глубокой жопе, за исключением каких-то южных районов. Вся остальная страна — это большое болото. Хозяйства живут в советском прошлом. Обычно у них есть собственник, который хочет тупо всё контролировать.
Наше приложение служит для того, чтобы работники вносили данные и наблюдали за хозяйством. Сейчас они совсем не хотят этим заниматься, а без них это не будет работать. Есть явное противоречие: приложение покупает руководитель для контроля, а данные должны вводить агрономы. Поэтому мы пытаемся сделать простой сервис, но внутри получается сложный неудобный комбайн. Моя задача — выяснить потребности агрономов и улучшить их жизнь, чтобы они начали пользоваться сервисом.
Что помогло тебе продвинуться в карьере?
У меня на предыдущей работе в команде были чуваки, заряженные на тему эджайла и скрама. Скрам — это такой фреймворк, где есть понятный набор правил и ты можешь в цикле с итерациями доходить до значимых изменений продукта. Эта история у меня хорошо зашла, я применяю её везде, где могу.
Я пытаюсь запустить скрам в нашей компании. До этого здесь была компонентная разработка: есть бэкенд, фронтенд, отдельные дизайнеры — каждый компонент делает кучу своей работы. Когда выполненные задачи интегрируется в продукт, все эти ребята уже занимаются чем-то другим. Они не вовлечены в общую деятельность.
Я бы рекомендовал продакт-менеджерам погружаться и изучать эджайл. Есть классные сайты, где можно почитать про это:
Как планируешь работу?
У меня с планированием туго по жизни. Я хватаюсь за разные вещи и в итоге делаю только то, что успеваю делать.
Сейчас я планирую каждый день, делаю заметки в Гугле и Трелло. Иногда ставлю себе помидорки, но меня это не спасает. Скорее, я живу в таком потоке дел. У меня есть важные долгосрочные цели, с которыми я пытаюсь работать по чуть-чуть каждый день. В остальном я плыву в текучке, которая на меня наваливается.
С какими иллюзиями ты попрощался за последние три года?
Иллюзия, что всегда можно донести свою мысль до собеседника и он поймет. Как бы ты
Я понял, что не стоит ждать какого-то результата от людей. Часто мы ждём, что вот сейчас будет классно. А когда этого не происходит, мы резко разочаровываемся и перестаём делать, потому что ожидания не оправдались. Классно начинать дело и понимать, что у тебя есть цель и ты будешь делать, несмотря ни на что.