Полина Пахотина. Делать так, чтобы пользователь понимал продукт

Полина Пахотина Делать так, чтобы пользователь понимал продукт

Бывший системный администратор рассказывает, как поступила на бесплатное место в Школе редакторов, что оказалось самым сложным в учёбе и чем непривычна для технаря редакторская тусовка.

Чем занимается системный администратор?

В ведении админа вся компьютерная техника, связь и программы. Если что-то из этого надо настроить, починить, купить, установить или «полечить» от вирусов, обращаются к сисадмину. Он же учит других сотрудников пользоваться новой техникой и программами.

Как из системного администратора и ИТ-руководителя получился редактор?

Я в ИТ уже 30 лет. Когда начинала, всего этого разделения на разработчиков и операторов систем ещё не было. Да что там, сайтов ещё не было. Была компьютерная сеть «Фидонет», а главными в ней — те, кто сидел на узлах телефонной связи. Интернет шёл по телефонным проводам. Это называлось dial-up. Сигнал ходил настолько медленно, что его было слышно в телефонной трубке. Тогда все код писали, хотя бы по мелочи. Это сейчас сетевой администратор настраивает сеть, сетевой монтажник варит оптоволокно, программисты разделились на бэкендеров и фронтендеров, а для баз данных есть дата-сайентисты.

Среди всего этого разнообразия есть те, кто пишет инструкции для администратора, монтажника, фронта и бэка. Для пользователей тоже кто-то пишет. Я-то делала это всё разом. Так что я даже не меняю профессию, а просто выделила самый интересный для себя сегмент.

Полина разглядывает порты в оборудовании

Это не селфи, а попытка увидеть порты на задней стенке оборудования

Почему ты захотела стать редактором?

А я не хотела. Так вышло. Я изначально не совсем в редакторы метила. Скорее в технические писатели или в UI-UX, может быть. Просто та часть работы, которой всегда нравилось заниматься, теперь называется редактура.

Я всегда считала, что в ИТ много денег. Зачем техническому специалисту идти в нишу, где потенциальный заработок меньше?

ИТ-профессии очень разные по деньгам. Есть, например, должности, где будут платить копейки, а гонять и в хвост и в гриву. В моём регионе системным администраторам и специалистам техподдержки предлагают 20−50 тысяч рублей.

Много денег в финтехе, в разработке, в крипте какое-то время было. Нормальные деньги получают разработчики от уровня middle и выше. А вообще, платят много там, где специалист приносит пользу. Можно приносить пользу редактором или техническим писателем не меньше, чем системным администратором.

Второй аспект — я не работала в ИТ-компаниях. Основная деятельность у всех моих работодателей что угодно, но не ИТ. Я работала в библиотеке, винодельне и больнице, например. Они не зарабатывают на информационных технологиях, поэтому ИТ‑подразделения для них вторичны. С точки зрения руководства, айтишники только потребляют ресурс. Им постоянно приходится доказывать свою нужность, полезность и стоимость. Есть хороший анекдот на эту тему:

— Я на своей работе всё автоматизировал.
— Премию дали?
— Нет, уволили.

Проект автоматизации приходит в фазу эксплуатации, и всё — автоматизатор больше не нужен, это нормальная практика. Поэтому некоторые стремятся настроить систему так, чтобы без них всё упало, и их позвали обратно. Иногда это получается неосознанно. Когда человек стартует проект и один тащит его достаточно долго, в какой-то момент его уход может стать болезненным. Я всегда старалась уйти из проекта так, чтобы он не умер от моего ухода. Знаю точно, что большинство проектов, которые я оставила, работают до сих пор.

Я стараюсь уйти из проекта так, чтобы он не умер от моего ухода

Каким был твой первый редакторский проект?

О, болезненным щелчком по носу. Я в школе училась, в седьмом классе. Организовала нескольких одноклассников, мы написали статьи и нарисовали рисунки. Я статьи напечатала, сделала макет и пошла к директору школы с предложением организовать редакцию и выпускать школьную газету. Директор идею не поддержал, я бы даже сказала, обгадил её, и на макет смотреть не стал. Но работа редактора была сделана.

А каким был твой первый редакторский проект, который принес пользу в итоге?

Я занималась автоматизацией университетской библиотеки с нуля. Решила внедрять недавно написанную программу. Оказалось, что у неё нет документации для пользователя. Написала полностью инструкцию администратора с установки до решения проблем и инструкции для пользователей. Потом их растиражировали на все вузы, которые эту программу покупали.

Живой пример работы, в которой были тексты. Не всегда пользователи знают, как прочитать название кнопки на английском. Иногда они вообще не читают. Тогда проще нарисовать картинку и показать стрелочкой, куда нажимать

Какие трудности возникли при освоении редактуры?

Главная трудность пока — убедить HR, что я могу делать ту работу, на которую претендую.

Сложно найти работу в новом направлении?

Я достаточно долго уже стучусь в разные места. Даже послушала курс Ирины Ильяховой про то, что надо писать в мире работодателя сопроводительные письма. Но на «Хедхантере» их просто не читают. Может быть, не хватает релевантных работ. У меня есть опыт в Яндексе, но показать мне нечего, потому что я писала для их внутренних сервисов и всё это под NDA. Сейчас начала писать отклики в других местах, не только на «Хедхантере».

Разные тексты были частью каждой работы

Какие ещё были проекты и как ты находила их?

Проекты находили меня сами. Когда занималась автоматизацией библиотеки, наши библиотекари со студсоветом организовали поэтическую конференцию, а потом по итогам решили выпустить книгу. Но оказалось, что они не умеют делать книгу, и книгу сделала я.

Потом были два учебника для студентов, книга одного профессора, в которой я отработала за целую редакцию, от наборщика до редактора, и книга на английском языке. А ещё было много всяких инструкций, правил, регламентов, текстов на сайты и для Яндекс-директа, и ещё куча разных текстов, которые я не воспринимала как отдельную работу для отдельной профессии. Как будто я работала с текстами всегда.

Почему выбрала именно Школу бюро?

А есть другие? Сам по себе копирайтинг в чистом виде мне не особо интересен. Интересно описывать программные продукты, то, как они работают. Интересно говорить с пользователем, делать так, чтобы пользователь лучше понимал продукт. Интересно применить инфостиль там, где его ещё не применили или только думают, что применили. У некоторых компаний, где я работала, в документах был ужас. Я очень придирчиво выбираю тех, кто будет учить. Вот ребята из бюро меня убедили, что научат чему-то новому. Так и есть.

Ты поступила на бесплатное место. Вступительное делала в надежде учиться бесплатно или скорее из интереса и азарта?

И то, и другое. На фрилансе с деньгами не очень, я вложила в первую ступень денежку, которую мне подарили на день рождения, так что возврат денежки лишним не был точно. Но в задачу я погрузилась настолько, что даже заставила разработчика сделать мне работающий телеграм-бот. Который, к сожалению, упал перед самой проверкой. Бот был на хостинге, а хостинг нас подвел. Это вот та самая классическая ситуация, когда или сделано, или не сделано. То есть нужно было предусмотреть.

Бота сделала в Телеграме: там есть функционал, которого нет в Вотсапе. Телеграм не блокирует коммерческие аккаунты, и для подключения к Битрикс 24 не нужно реализовывать сложные схемы

Было обидно, но я не удивлюсь, если никто даже не заходил в бот и не проверял, открывается он или нет. Задание не подразумевало таких изысков.

Чего ждала от школы изначально?

Строго того, что сказал Максим Ильяхов — билет в сообщество.

Школа дала тебе билет в профессию?

Я считаю, что билет в профессию — это диплом. Понимаю, что сейчас многие приходят за отдельными навыками и не видят пользы в дипломах. Но я так не могу. Если я берусь за что-то, то до тех пор, пока у меня получается, я это тащу.

Пойдешь на вторую ступень? Сейчас ты наверху рейтинга, все шансы есть.

Я что-то даже не смотрела в рейтинг. Я старалась сделать хорошо то, на что могу повлиять. На результаты других и решение школы я повлиять не могу, так что на рейтинг не смотрю. Хочу и на вторую, и на третью. Наверно, это старомодно, но я считаю, что нет смысла поступать в аспирантуру, если не собираешься защищаться. Нет смысла идти учиться, если не планируешь писать дипломную работу. Жизнь может вносить коррективы, но изначальный план должен содержать финальную точку.

Как считаешь, новые знания будут полезны тебе где-то кроме редактуры? В твой айтишной работе?

Разумеется. В вакансиях стали попадаться формулировки вроде «учение Ильяхова».

То есть кто-то из твоих коллег пользуется инфостилем?

Очень редко. Чаще просто хотят показать себя крутыми и знающими Максима Ильяхова. А на самом деле всё делают так же, как и раньше, пишут канцеляритом и ещё каким-то странным языком. У меня было так на одной из прошлых работ. Вот сидит автор документа и нормально всё рассказывает. А потом начинаешь читать этот документ, и волосы шевелятся на голове. Зачем он это намудрил? Написал бы человеческим языком. Но тут такой момент: любое нововведение всегда даётся очень сложно. Нужна жёсткая воля руководителя.

Одна из моих шестидесяти книжных полок. Между книгами — материнские платы и видеокарты, а справа — обжимка и кабели. Ещё у меня есть литература по SQL и базам данных, пачка книг по народному костюму и много фантастики

Айтишные навыки помогали во время учёбы? Может в заданиях каких-то?

Да, помогали. Пригодился навык постоянно учиться, потому что ИТ очень быстро меняется. Вы начинаете воспринимать информацию гораздо эффективнее и быстрее. В ИТ необходим гибкий мозг, иначе слетите с поезда. Бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте — это про ИТ. Чуть упустил что-то в ПО, и вот уже половина сервисов отвалилась. Чуть недосмотрели релиз в обновлениях — и половина офиса сидит с кирпичами вместо ноутбуков. Поэтому мне не показалось, что в школе какой-то бешеный темп, как другие студенты рассказывают.

Программировала я давно и недолго. Но мне помогло то, что я не боюсь того же HTML. Я знаю, что есть люди, у которых при слове «программирование» руки опускаются. А я представляю, как всё это работает, поэтому меня это не пугает. Возможно, ещё помогло знание, что кроме предложенных ресурсов существуют и другие достаточно удобные среды для написания на HTML — например, WebStorm.

Что тяжелее всего давалось в школе?

Тесты по интерфейсу. Вроде всё понятно, вроде всё проверишь, сдал — а там 38 баллов! Редактура статей с «Хабра» далась тяжело. Мне сами статьи показались откровенно слабыми, а в задании преподаватель исходил из того, что они хорошие, но плохо написаны.

Как ты справилась с этим заданием в итоге?

Я смогла заставить себя отредактировать статью только за сутки до дедлайна. Решила, что сделаю статью читаемой, но донесу в ней свои мысли и отношение. Добавила от себя редакторских примечаний со ссылками, подтверждающими, что авторы не шарят в вопросе, о котором пишут. Потому что статья паршивая. Это была одна из самых тяжёлых задач за всю первую ступень.

Как тебе редакторская тусовка? Сильно отличается от твоих коллег?

Редакторская тусовка сильно разношёрстнее. По образованию и профессиональной деятельности тут как на Ноевом ковчеге: и бухгалтер, и кадровик, и айтишник, и филолог, и маркетолог; короче, всякой твари по паре. В айтишной тусовке гуманитариев сильно меньше.

Мне в айтишной тусовке легче, она более логичная и предсказуемая, на мой взгляд. В среде редакторов иногда встречаю людей, которых не понимаю. Среди айтишников таких почти нет. В айтишной тусовке мы ни разу не обсуждали феминизм и феминитивы. Никогда не обсуждали эзотерику, ноготочки, причёски. Даже интерфейсы и то редко обсуждаем. Чаще какие-то новости в обществе, политике, исторические аспекты. Это кроме ПО, железа и пива.

А есть что-то, что казалось странным или непонятным?

У любой профессии есть свой птичий язык. В том числе и у редакторов. Тот же «онбординг», например. Он не чисто редакторский, но мне пришлось некоторое время следить за контекстом, чтобы понять, о чём люди говорят. Англицизмов очень много. Или вот «кейс». Для меня это что-то вроде чемодана.

Аббревиатуры всякие: «ПСЯ» или «УТП». Не знаю, что это. Для меня УТП — это устройство терминальное программируемое, но, очевидно, в редакторской среде это что-то другое.

Мы как волнорез между морем информации и спокойной водой у пляжа, где пользователь плавает на матрасике

Как планируешь дальше развиваться в профессии?

Не знаю, хочу доучиться, меня пока нет в профессии. Я пока только лезу в неё. Вариантов для развития много: контент-маркетинг, онлайн-обучение, технические тексты. Информации в мире всё больше, а понимания всё меньше. А мы как волнорез между морем информации и спокойной водой у пляжа, где пользователь плавает на матрасике.