Ольга Якушева. Бить в одну точку под разными углами

Ольга Якушева Бить в одну точку под разными углами

Студентка 16 потока Школы дизайнеров сравнивает учёбу в Нетологии, Британке и Бюро Горбунова, рассказывает про нетворкинг в дизайне и делится своей тактикой достижения целей.

Оля, расскажи о себе. Как бы ты себя презентовала?

Я — человек, который меняет профессию. По образованию юрист, 8 лет занималась юриспруденцией: работала в риэлтерской компании, потом в юридическом консалтинге. Но год назад решила заняться дизайном.

Ты совмещаешь обе сферы или совсем меняешь профессию?

Скорее меняю совсем. У меня посттравматический синдром от юриспруденции, не хочу больше ей заниматься. Но понимаю, что это может быть моим запасным аэродромом или преимуществом для вакансий. Например, можно пойти в «Гарант» или «Консультант», которые непонятны большинству дизайнеров, но понятны мне. Если я отчаюсь — пойду улучшать жизнь юристов. А сейчас фокусируюсь на дизайне и стараюсь использовать разные методы, чтобы закрепиться в этой сфере.

Такая резкая смена вектора. Как это произошло?

Мне нравилось ходить в суды, изучать материалы, писать документы по интересным спорам, но всё остальное было плохо: возрастная тусовка, муторная юридическая рутина. Кроме того, я работала в практике банкротства — это напоминало работу могильщика и эмоционально выматывало. Последней каплей стала долгая история с повышением зарплаты: юриспруденция не приносит сверхдоходов, сил тратишь больше, чем зарабатываешь. Поэтому я села анализировать, всё ли меня устраивает в текущей ситуации.

В эти же дни я узнала о государственной программе «Цифровые профессии», по которой можно со скидкой 50 процентов получить образование в ИТ-секторе. В детстве я рисовала, поэтому меня заинтересовал дизайн, и я решила погрузиться в новую профессию. Пошла учиться на курс «Веб-дизайнер» в Нетологии, потом изучала дизайн в Британской высшей школе дизайна, а сейчас учусь в Школе дизайнеров Бюро Горбунова.

Во время учёбы в Британке я ушла с работы: хотелось больше времени посвятить диплому, плюс были надежды, что по итогам обучения могут пригласить работать. Я не жалею, что уволилась весной 2022 года, когда было понятно, что кризис, конфликт и всё плохо. Я училась, подрабатывала, боролась с синдромом самозванца. Сейчас уже ищу работу в дизайне.

Ольга Якушева последний день офисе юридической компании

Последний день в офисе юридической компании, фото я потом использовала в своём новом резюме дизайнера

Получается, ты училась дизайну в трёх школах. Расскажи, чем они отличаются?

Они абсолютно разные, хотя по названию кажется, что об одном. В каждой школе я получила уникальные знания, которые практически не повторяют друг друга.

Нетология. Здесь нас учили Фигме: от создания квадрата до сбора первого экрана. Подкинули много дизайнерских ресурсов: библиотеки компонентов и иностранные дизайнерские СМИ. Я добавила в закладки более 30 полезных ссылок, к которым теперь обращаюсь.

А вот юикс, понятие цвета, композиции и прочего давали по верхам. Сам курс состоял из трёх блоков: веб-дизайн, программирование для веб-дизайна и диплом. Пройдя часть про дизайн, я поняла, что идти учиться программированию ещё рано и лучше углублять знания в дизайне. Поэтому бросила Нетологию и пошла искать другую школу.

пост об учебе в нетологии

В Инстаграме написала про свой опыт и опыт подруги, которая учится тоже на курсе Нетологии по юикс и юай, но без программы «Цифровые профессии». Они существенно отличаются, например, продолжительность курса по государственной программе — шесть месяцев, а обычный курс в Нетологии длится полтора года

Британская высшая школа дизайна. Я поступила в Британку на трёхмесячный интенсив «Юикс, юай: погружение в профессию». Эта программа на 70 процентов про исследования: мы учились делать гипотезы, проводить глубинные интервью с пользователями, находить проблемы и их решения, собирать прототип. Всё это мы проходили на реальных задачах из Тинькоффа, Альфа-банка, Мос-ру, Теле2 и других крупных брендов.

В Британке сильные преподаватели-практики. Занятия ведутся и в онлайне, и в офлайне, в группе 20 человек и можно задавать все свои вопросы. Кроме исследовательской работы, есть разные лекции: по дизайн-системам, про юикс-лаборатории, про информационную архитектуру. Мне понравился курс Игоря Кулемзы по юай про сочетание цветов и композицию — это то, чего не хватало в Нетологии и о чём мало говорят в Школе бюро.

В Британке невероятный нетворкинг: преподаватели приходят на вечеринки студентов, помогают организовывать мероприятия, сами студенты вместе тусуются, ездят в другие города.

вечеринка в британке

Эту вечеринку организовали ребята с годового курса по юикс и юай в честь предзащиты. Сняли лофт, заказали еду, собрали оргвзносы, позвали студентов и преподавателей. А ещё был дресс-код в стиле зебры

Британка — крутой опыт: здесь мы работали с реальными продуктами, выступали перед продуктовой командой Тинькоффа, получали обратную связь и подтверждение нашим исследованиям. Потом было приятно встретить команду Тинькоффа на дизайн-выходных и, пусть в шутку, услышать: «Привет, девчонки, вы презентовали свои исследования лучше, чем ребята тут».

Ольга Якушева на защите диплама в Британке

Мы с командой хорошо выступили на защите диплома, получили лучший балл по критериям «питч» и «польза для бизнеса»

Школа дизайнеров Бюро Горбунова. Какое-то время я сомневалась, надо ли идти учиться в бюро, но их экспертность вызывала доверие, поэтому после Британки я поступила в Школу дизайнеров.

Мне нравится здесь кросс-дисциплинарная система знаний: одна тема обсуждается в рамках разных дисциплин, это помогает сложить общую картинку. До школы я прочитала книги бюро «Пользовательский интерфейс» и «Типографика и вёрстка», а лекции помогли всё окончательно уложить в голове. Ещё меня прикалывает рейтинговая система и другие интересные детали, которые создают ощущение проработанности.

Но первые месяцы я плевалась из-за старых лекций. Понимала, что знания носят универсальный характер, но меня не покидала мысль: «‎Вдруг я что-то упускаю». Материалы, которые не обновляются, вызывают ощущение, что школу бросили, при этом в лекциях рассказывается, как делать хорошие и заботливые продукты. Ожидания и реальность разошлись: было ощущение, что меня предали и бросили. Потом я дошла до 8-й недели, увидела обновлённые лекции Ильи Бирмана и поняла, что изменения всё-таки происходят.

В Школе бюро с нетворкингом хуже: сама школа не принимает участия в организации мероприятий. Было забавно, когда я в нашем чате дизайнеров написала: «Ребята, Москва, кто пойдёт в бар?», — отозвалось пять петербуржцев: «Можем в бар, но в Питере».
Под самый конец курса мы всё-таки собрались.

встреча студентов шестнадцатого  потока школ бюро

В Москве собрались небольшой компанией: шесть дизайнеров и один редактор

Один из критериев оценки школы у тебя нетворкинг. Почему он важен для тебя?

Я выбрала этот путь как один из вариантов попасть в профессию: ездить на бесплатные и платные дизайнерские мероприятия, знакомиться с ребятами из сферы. Опытные дизайнеры за сидром делятся с новичками, как жить, рассказывают, как устраивались на работу и где учились.

Один из моих личных инсайтов: неважно как хорошо тебя научат в школе, важно как старшие чуваки в сфере относятся к этой онлайн-школе. Дизайнеры, с которыми я общалась, плюются от Скилфактори или Скилбокса. Даже если Скилбокс сделает хорошую программу, на его студентах всё равно останется клеймо «учился в Скилбоксе». Прикольно узнать об этом до того, как купишь там курс.

Знакомства с сокурсниками тоже расширяет возможности. У них свой мир, у вас свой. Но потом вы узнаёте, кто чем занимается, делитесь информацией, обмениваетесь проектами. Ваши миры объединяются — начинает работать эффект слабых связей.

студенты после защиты дипломов в Британке

Наш курс после защиты в Британской высшей школе дизайна. Мы продолжаем общаться в чате, обмениваемся новостями, предлагаем друг другу проекты

Расскажи подробнее про дизайн-выходные и дизайнерские мероприятия.
Как туда попасть?

В Телеграме есть канал «Дизайн-выходные», я про него узнала в Британке. Дизайн-сообщество проводит бесплатные конференции в регионах, а в этом канале публикует информацию о них. Я была на мероприятии в Костроме, а в марте 2023 года планируются дизайн-выходные в Суздале. Там вы слушаете лекции, пьёте и смотрите город. Но главное — вовремя успеть купить билеты и забронировать жильё, потому что туда едут все.

Ольгя Якушева на дизайн-выходных в Костроме

На дизайн-выходные в Кострому мы ездили с однокурсницей из Британки

Кроме дизайн-выходных, есть и другие мероприятия. Например, из лекции Ильи Бирмана я узнала о конференции «404», пошла в Телеграм, забила «Фестиваль 404» и подписалась на канал. А можно посмотреть, что организуют крупные студии, например, бывают вечеринки у студии «Макс».

Но чаще я узнаю про конференции от ребят-дизайнеров, люди в профессии знают о таких вещах из первых рук. А я стараюсь при любой возможности со всеми знакомиться, добавляться во все чаты и посматривать, что где происходит. Например, в сентябре была очень крутая конференция от Тинькоффа: куча вкуснейшей еды, носочки Тинькофф, спикеры прикольные. А попала я туда благодаря девочке, с которой училась, — она отдала мне лишнее приглашение.

Ты упоминала, что фокусируешься на дизайне и при этом используешь разные методы, чтобы закрепиться в этой сфере. Что это значит?

Цель можно достичь разными методами, я их ищу и пробую применять. Например, я решила, что пойду на вторую ступень Школы дизайнеров, только если пройду на бесплатное место. При этом я понимаю, что есть ещё 97 человек и объективно я не самая старательная, не самая внимательная, не дольше всех в дизайне. Поэтому полагаться только на тесты — не мой путь, и надо искать дополнительные возможности зарабатывать баллы. Сначала я хотела попробовать стать главредом журнала «Кто студент», но поняла, что не готова редактировать статью из сорока страниц. Потом увидела, что в журнал ищут иллюстратора, и отозвалась. Ещё можно было бы пойти в «Рецепты».

Обложка журнала Кто студент

На данный момент я нарисовала 18 обложек для журнала «Кто студент», одна из них — к статье с рассказами людей, которые работали в журнале не только за баллы

Другой пример цели — это поиск работы. Для её достижения я сделала портфолио, мониторю все источники с вакансиями от Хедхантера до телеграм-каналов про искусство и откликаюсь на интересные вакансии. Но я не упираюсь только в отклики на вакансии. Клиентов могут привести проекты, которые я уже делала, например, для журнала «Кто студент». Плюс я даю интервью и веду Инстаграм, потому что это тоже может выстрелить.

Часть резюме дизайнера Ольги Якушевой

Для резюме я вытащила из своей биографии все факты, которые могут быть полезны в дизайне, это тоже может сработать и принести заказы

Или более узкий пример цели — хорошо написать курсовую в Школе дизайнеров. Для этого я сначала нашла все видео Ильи Бирмана про пиццу, нашла все его телеграм-каналы, поискала студенческие работы на Бихансе, которые были выложены с хештегом Бюро Горбунова. Потом три дня искала иллюстрации: спросила всех друзей про пиццерии, которые они знают, зашла на все сайты и выбрала для курсовой самые красивые пиццы. К концу первой недели у меня были фотки и понимание, что думает о пиццах Илья Бирман.

У тебя сейчас несколько целей, и ты используешь разные методы их достижения. Как справляешься с таким объёмом задач?

Я стараюсь флексить. Если одна задача мешает другой, останавливаюсь и анализирую, что могу сделать: могу ли я решить одну из задач хуже, чем планировала, и не повредит ли это ей, могу ли я пересобрать задачу и сделать по-другому.

Стараюсь брать время с запасом, этому научила школа. Кстати, если задача мне не нравится, я беру большой запас времени, и тогда она отваливается: «Мы поищем кого-нибудь быстрее».

Но если уже прямо всё горит, то пишу людям. «Мы с тобой делаем то-то, у меня со временем накладки, скажи, пожалуйста, от чего у тебя зависит дедлайн? Могу я тебе отдать сейчас это, а потом отдать всё остальное?» Сначала я всегда пишу нормальным пацанам и девчонкам, кто отнесётся с пониманием и с кем просто общаться.

Ещё есть ночи после 12, это не очень крутой способ, но иногда можно воспользоваться. Главное — отследить ситуацию, когда больше не вывожу, тогда останавливаюсь и думаю, что с этим делать, и вырабатываю план. Без плана будет сплошной стресс от непонимания, как выполнить все эти задачи.

Как ты определяешь цель, на которой надо фокусироваться?

Задаю себе вопросы «Зачем?» и «Чтобы что?», пока не дойду до конечной цели. Например: «Зачем я ищу работу?», «Чтобы что?» — чтобы зарабатывать деньги на дизайне. Значит, это может быть фултайм, а может быть блог, фриланс, преподавание. Я ни от одного из этих вариантов не открещиваюсь.

Стараюсь чувствовать, что я действительно хочу. Если есть ощущение тяжести, даже в мыслях, — значит, туда мне не надо. Но у меня есть возможность не бежать за деньгами. Если бы была необходимость — нашла бы СММ-работу, полнедели тратила бы на неё, а другую — на интересные проекты.

Как ты находишь и выбираешь методы для достижения цели? Какие есть способы для этого?

Посоветоваться с кем-то более опытным. Написать преподавателю: он может не ответить, а может ответить. Или спросить какого-то медийного чувака на дизайнерской вечеринке.

Смотреть ролики экспертов на Ютубе. Там тысяча блогеров-дизайнеров, которые рассказывают про разные штуки, про поиск работы, про работу в принципе. Где-то одно услышите, где-то другое — и в голове сложится картинка.

Читать истории успеха. Смотреть, как получилось у других, что они сделали для достижения своей цели. Например, журнал «Кто студент» — кладезь таких штук.

Что важно для достижения цели?

Узнать, какой из методов действительно работает. Я сначала изучаю, как конкретный метод работает у других. Например, перед тем как раскидывать резюме, я созвонилась со своим ментором по дизайну. Он рассказал, как директора ищут сотрудников, на что они обращают внимание, что для них красный флаг, что нет. Исходя из этого я делала портфолио и резюме. А перед тем как рисовать иллюстрации в «Кто студент» и рассчитывать на него, я проверила, что способ рабочий: посмотрела вакансии в журнале, почитала статьи, как ребята находили работу через журнал. Если не понимаю, как метод может сработать, или вероятность этого крайне низкая, я не буду тратить на него энергию.

Не браться за то, что не нравится. Например, у меня душа не лежит к «Рецептам», поэтому не пойду туда. Но я заранее просчитала, что, если из-за этого упаду в рейтинге со второго на третье место, цель всё равно будет достигнута, и я перейду на вторую ступень школы бесплатно.

Быть смелее. Если вариант кажется диким, но может сработать — надо в него идти. Делать иллюстрации для журнала — не самый дикий метод зарабатывать баллы в школе, но мне понадобились усилия, чтобы прийти и сказать: «Знаете, я могу порисовать немножко». Может казаться неуместным откликаться на вакансии, куда ваш опыт не подходит. Но я знаю, что есть люди, которые смогли аргументировать свою пользу, и их взяли на работу.

Бить в одну точку под разным углом. Тут главное — не перегореть, а для этого не надо ничего ждать, надо делать просто ради нового опыта и понимания себя.

Если вариант кажется диким, но может сработать — надо в него идти

Какие недостатки у подхода «Бить под разными углами», когда фокусируешься на одной цели?

Для меня это не подход, который я выбрала путём проб и ошибок, а особенность психики, с которой я живу с детства. Из минусов: мьютится всё вокруг, кроме того, что делаешь. Летом я решила, что мне надо учиться и делать портфолио: я круглосуточно сидела дома, в 12 дня просыпалась, в 12 ночи ложилась, и всё это время я была за компьютером. Близкие мне говорили: «Оль, может, куда-то выйдем?» — тогда я шла, но вместе с компьютером.

Фокус на определённой цели ограничивает, особенно когда есть представление, как к ней прийти. Например, у нас был конфликт с молодым человеком: он говорил, что мне надо искать работу в Чили, куда мы переезжаем, а я уже всё сделала, чтобы искать работу в России. Я иду к своей цели 20 разными путями, но все они, чтобы работать в России.

Перестроиться на параллельные рельсы очень сложно, когда цель оказывается ненужной — легко выгореть. Мне было трудно уходить из юриспруденции, я уже многое сделала в этом направлении: смогла поступить на бюджет в бакалавриат и в магистратуру, работала в классной консалтинговой компании над интересными проектами, получала нормальные деньги. Поезд уже мчался по этим рельсам. Стоило больших усилий остановиться и сказать: «Всё, что мы делали, нам не нужно, мы перестраиваемся». Мне помогла мысль, что 8 лет юриспруденции позади, но впереди может быть ещё 60, и она может стать моей прозрачной тюрьмой.

Ольга Якушева после Вручение диплома бакалавра юриспруденции в СПбГУ

Вручение диплома бакалавра юриспруденции в СПбГУ. Я была рада, что этот этап позади. Юрфак СПбГУ
гордится количеством двоек: тройку не поставят, если не знаешь предмет. Поэтому даже для очень
умных и старательных ребят учёба там всегда на грани отчисления

Ты упоминала, что тебе помогает ментор. Как у тебя получилось его найти?

Я написала письмо своему преподавателю в Британке, рассказала про себя и свои цели, что сейчас делаю, почему обратилась к нему. Он согласился быть наставником, но не забесплатно.

Мой ментор, с одной стороны, идеологический, с другой — он учит меня дизайну. Если вам идеологический не нужен, есть прекрасная штука «Хелпер», которую сделала студия «Макс» для дизайнеров. Там за подписку в формате чат-бота можно показывать свои макеты и задавать вопросы старшим дизайнерам, сеньорам, директорам. Наверно, можно и резюме показать, и про вакансии спросить.

Ты сказала, что не будешь писать «Рецепты», даже если упадёшь в рейтинге со второго на третье место. Тебе не страшно быть грани фола?

Я всегда оцениваю, надо ли выбивать 200 из 100. Если я решила делать, то делаю нормально: не идеально, не лучше всех, но достаточно хорошо — и обычно этого хватает. Потому что даже нормально работающий продукт — это много усилий.

Например, на вступительном конкурсе я набрала 3,56 балла при проходном 3,5. Можно было пройти подготовительный курс, чтобы получить дополнительные баллы и точно пройти, но я не хотела платить. Поэтому делала работу так, чтобы быть уверенной, что она решает задачу — и этого хватило, чтобы получить условную тройку. Конечно, мне повезло, это невозможно спланировать, но если делать нормально, то риска меньше.

А вероятность бесплатно перейти на вторую ступень школы я оценивала математически: мне известна разница между своими баллами и баллами третьего места, по предыдущим рейтингам я знаю, что между худшей и лучшей курсовой около 150 баллов, их как раз покроет моя активностью в «Кто студенте». Проанализировав эту информацию, я поняла, что мне нет смысла идти в «Рецепты».

Кстати, от места и количества баллов по итогам первой ступени зависит рейтинг студента на второй ступени. Разница в баллах существенная: между первым и последним местом разбег 50 баллов. Это значит, что пройти на третью ступень из хвоста списка будет почти нереально, поэтому лучше держаться высоко.

Почему ты выбрала такую тактику?

Для сохранения энергии. Если бы я убилась до конца с одним из методов достижения цели, то остальные не смогла бы попробовать. А мы никогда не знаем, где выстрелит: в чём-то наши способности лучше, в чём-то хуже. Поэтому я делаю ставку на количество углов, под которыми бью в цель. Пробую разное, но делаю нормально, ведь то, что по моим ощущениям нормально, для другого может быть: «Вау, как классно». Нужно просто попробовать со всех сторон, и не обязательно быть самым лучшим.

Что бы ты порекомендовала людям, которые сейчас начинают первые шаги в профессии?

Точно чувствовать, что новая профессия нравится. Для этого узнать, что она из себя представляет, как проходит обычный рабочий день, и попытаться его визуализировать. Например, весь день рисовать 50 экранов — это комфортно для вас? Если да, то двигаться дальше. А если есть сомнения, то лучше сразу в них разобраться. Мысль: «Как это просто рисовать? А можно я буду с кем-нибудь разговаривать?» — это повод сменить вектор.

Сейчас много рекламы онлайн-школ по дизайну, и ребята думают: «Ой, я пойду в ИТ дизайнером, там не нужно программирование». Люди, которые так приходят в профессию, быстро сдаются: их цель — зарабатывать деньги, а не зарабатывать деньги на дизайне. Если человек решил менять профессию, выбрал веб-дизайн, потому что не надо программировать, то ему стоит немного потратить времени и разобраться, видит ли он себя в дизайне. Если да, то двигаться вперёд.

Не сдаваться раньше времени. Если перед вами цель, и вам точно туда надо, то продолжайте идти, ползти, продвигаться по сантиметру. Если сейчас не платят, не хватает денег — делайте что-то параллельно, но продолжайте движение. Мне кажется, получается у тех ребят, кто просто шёл дальше, когда другие остановились. В какой-то момент ребята на другом конце скажут: «Ну, раз только ты остался — пойдём».