Руководитель редакционной группы трёх брендов: «Читай-города», «Бук24» и «Буквоеда» — рассказала,
Какие у тебя были ожидания, когда ты решила поступать на факультет журналистики МГУ?
Это были высокие ожидания — просто космос. Я с седьмого класса решила, что пойду на журфак, и чётко знала, что это будет МГУ. Но сразу после школы не поступила —
У меня в Инстаграме есть пост — на фотографии балюстрада факультета и подпись:
Небольшой спойлер — изменилась жизнь?
Изменилась, но не благодаря журфаку.
Расскажи, что ждало на факультете и как проходило обучение?
Мои представления разбились быстро — уже на первом курсе. Я шла именно на журналистику, хотела изучать медиаменеджмент, тенденции сферы, общаться с профессионалами. А получила сплошную литературу: огромные списки произведений, непонятные лекции по древнерусским текстам, обязательные к прочтению неинтересные поэмы.
Говорят, розовые очки бьются стёклами внутрь — ровно так и было со мной на первой сессии. Я не была готова к такому количеству литературы: выучила билеты, но экзамены всё равно завалила. Древнерусскую литературу и античку я осилила только на пересдаче, которая проводится с комиссией. Когда я приезжала домой с этих пересдач, мне было плохо физически: стресс был жуткий, до панических атак — мама откачивала меня корвалолом.
После этой сессии я поняла, что всё пошло не так. Весь семестр был про что-то абстрактное, и ни слова про реальную журналистику — всё, что касалось профессии, вытащили как будто из учебников тридцатилетней давности. Я не могла принять ситуацию и убеждала себя, что это только первый курс, а потом начнётся полезный и интересный движ. Этого не произошло, и становилось только хуже. Вопросики у меня были ко всему: к учебной программе, к компетентности преподавателей, к атмосфере на факультете.
Говорят, розовые очки бьются стёклами внутрь — ровно так и было со мной на первой сессии
Какая была атмосфера на факультете? Как ты себя чувствовала?
Мне было неприятно кипеть в этом. Самый острый период начался на третьем курсе,
На журфаке очень токсичная атмосфера. Например, отношение к вечерникам, как к студентам второго сорта, из-за того, что не поступили на бюджет или просто экономят деньги. На экзаменах преподаватели пытаются унизить за то, что человек чего-то не знает, — никто не оценивает понимание предмета. На госах меня «поздравили» с тем, что у меня есть работа. Звучало это примерно так: «Радуйся, что хоть где-то работаешь».
Удивительно, но журфак — очень сексистский факультет, несмотря на то, что 80 процентов коллектива — женщины. У меня есть даже история про странное отношение к студентам.
Первые два года обучения мама оплатила материнским капиталом, а на третий курс я копила уже сама. Не успела собрать всю сумму, поэтому решила взять кредит. Когда я пришла за необходимыми бумажками, состоялся жуткий разговор с куратором.
— Надя, как же так? Вы что, не работаете?
— Я работаю, просто не успела накопить.
— Знаете, я вам советую мужа найти богатого. Многие девочки выходят замуж, пока учатся, чтобы муж оплачивал учёбу.
Я не преувеличиваю, таким наставлением поделилась со мной куратор нашего потока. Я вышла оттуда с ужасным ощущением. Мне было сложно представить такое на журфаке — я думала, что это современный факультет.
Ещё нас постоянно запугивали отчислениями за каждую мелочь. Задержали платёжку на один день — вас отчислят. Пошли на вторую пересдачу — вас отчислят. Не принесли фотографию для студенческого — вас отчислят.
На четвёртом курсе я пошла к психиатру, который диагностировал у меня депрессию. Учёба сильно повлияла на моё состояние — психологически это травматичный вуз. Ты живёшь в постоянном напряжении с мыслями, что тебя вот-вот отчислят.
Какие чувства вызывали практические занятия? Я тоже училась на журфаке и за время учёбы написала всего пять текстов, которые прокомментировали преподаватели. Таких заданий у нас в томском вузе почти не было. Можешь вспомнить, сколько ты написала текстов?
Тоже не больше пяти, а помню только один. Это было на первом курсе, началась первая неделя и лекции. Тема задания — «Ваш любимый журналист». Это было короткое эссе,
Ещё меня ранило то, что у нас в Томске на факультете не было никаких учебных изданий, даже группы в соцсетях, где мы могли бы практиковаться и самореализовываться. У вас была возможность пробовать себя в деле?
На журфаке МГУ есть и интернет-издание, и радио, и телевидение, и типография. Но на деле интернет-издание — полный кринж и вызывает только испанский стыд, а не желание практиковаться.
Мы не верили, что там можно чему-то научиться, потому что сами читать это издание не хотели. Темы однообразные — про новости, экзамены и преподавателей, а новые идеи не принимались. Все материалы подаются через торжественность и радость за факультет, поэтому читать неинтересно и скучно.
Издание сделано некачественно — странная поломанная вёрстка, оформление журнала непродуманное, тексты не проработаны. Одинаковые структуры статей, шаблонное исполнение, схожий синтаксис, нечёткие заголовки, даже прямая речь не отредактирована — это всё могло бы стать антипримером для лекций в Школе редакторов.
Ещё уровень кринжа можно понять по студенческой печатной газете — это несерьёзная самодеятельность. Она вывешивается напротив деканата, как стенгазета. Спасибо, что не от руки нарисовали. Туда идут, когда хочется социальной активности, а не реальной тренировки навыков.
Радио и телевидение, может быть, лучше, но я интересовалась другим направлением журналистики.
Тебе хоть как-то помогли знания, полученные на факультете?
Факультет никак не помог мне в формировании базы знаний и опыта. То, что рассказывают на журфаке, не имеет ничего общего с реальностью. Есть преподы практикующие,
В Школе редакторов дают гораздо больше нужной информации. В университете у нас не было ничего про типографику и вёрстку, никто не говорил про слова, которые явно портят текст. Правда, немного проходили ХТМЛ и ЦСС базового уровня, работали в Тильде — знаю, что на многих журфаках даже этого нет.
Очень показательным был экзамен по редактуре на пятом курсе. Ручкой на листе бумаги с текстом нужно было расставить корректурные знаки. Я не могу представить, в какой ситуации мне, редактору, это может пригодиться в реальной практике.
Почему ты не бросила учёбу?
Много факторов сложилось. Я прошла уже половину обучения, хотела получить вышку, боялась косых взглядов, было стыдно потерять мамины деньги.
Я не жалею, что не отчислилась. Это был осознанный выбор, и мне не нужно никого винить, сожалеть о потерянных годах. Но если бы я поняла, как всё будет, ещё на первом курсе, то ушла бы.
Несмотря на все минусы, можешь вспомнить что-то хорошее в обучении?
Да, но это всё напрямую к журналистике никакого отношения не имеет.
Очень крутая кафедра литературы и русского языка. Могу назвать преподавателей, которые впечатлили лекциями.
Свобода выбора. Не было ограничений в выборе темы диплома. Однокурсница хотела писать диплом по «Шреку», и эту тему согласовали. Мне тоже дали полную свободу в выборе темы, источников и в построении структуры исследования. Но не из-за того, что журфак такой демократичный, просто всем пофиг.
Люди. Я нашла там друзей. Их немного, но именно с ними я поняла, что такое дружба вдолгую.
Чем ты сейчас занимаешься на работе?
Я руководитель редакционной группы трёх брендов: «Читай-города», «Бук24» и «Буквоеда». Моя работа заключается в управлении командой и планировании контента, определении общей стратегии развития контента брендов. Придумываю, что писать, как писать, каким образом оформить, когда опубликовать и главное — к какой общей цели это всё ведёт.
Что реально тебе помогло на профессиональном пути — стать руководителем целого направления?
Я пыталась самообразовываться через книги, курсы, телеграм-каналы экспертов. Не буду скрывать, мне очень повезло с руководителем в начале моего пути. До какого-то этапа
Свою роль сыграло то, что я училась на вечерке и успела много где поработать в профессии. Читай-город — моё восьмое место работы, а у коллеги — первое, хотя она выпустилась раньше меня, но училась на дневном отделении. Уровень знаний на дневном такой же, но люди не успевают работать и получать реальный опыт, поэтому выходят с дипломом, но бесполезными, пустыми, в лучшем случае с какими-то связями на журфаке.
Сейчас пошла в Школу редакторов, потому что в некоторых вопросах мне не хватает уверенности. Хотела прокачать всё, что связано с технической частью: вёрстка, интерфейсы, а также навыки переговоров и управления. Иногда мне не хватает редакторской базы — я интуитивно понимаю, что такое хорошо, что такое плохо, но донести до других не всегда получается.
Сколько курсов ты прошла?
Я прошла много курсов и не собираюсь останавливаться, даже задумываюсь о магистратуре — СПбГУ или ВШЭ.
СПбГУ рассматривала ещё до поступления в МГУ, всегда лояльно к нему относилась. А в 2022 году «Палиндром» сделал исследование совместно с Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций этого университета. Складывается впечатление, что там работают классные ребята, которые заинтересованы в развитии российских медиа.
ВШЭ — просто уже классика. Мне кажется, за всем прогрессивным и технологичным нужно идти туда. Знаю, что в Вышке есть много активностей и практики.
Меня всегда смущают в работе люди, которые останавливаются в развитии. Я стала руководителем и хочу расширить знания в этой области, если перейду в другую сферу, то буду добирать знания там. К этому моменту я прошла курсы по маркетингу, управлению, журналистике, контенту:
- Скилл-кап — «Бренд-медиа, блоги и контент-маркетинг» от
Максима Ильяхова иРодиона Скрябина. -
«Маркетинг по полочкам» от
Аси Челован. - Курс по Телеграму от агентства «Бунт».
- Сеттерс-эдьюкейшн — курс «Как управлять командой и собой»
- Медиашкола
Игоря Попова -
Школа редакторов
Бюро Горбунова — в процессе.
Ты упомянула, что без опыта работы ребята с дипломом журфака выходят после вуза пустыми. Как относишься к соискателям с дипломом журфака?
Когда я принимаю сотрудников в команду, то на высшее образование смотрю в последнюю очередь. Но если вижу, что человек с журфака, у меня к нему будет больше вопросов на собеседовании. Я же знаю, что там происходит. А если в резюме только журфак и ничего больше — ни курсов, ни опыта работы, ни личных блогов и каналов, то, скорее всего, я вообще кандидатуру рассматривать не буду.
По идее, после журфака многие дороги должны быть открыты — соцсети, медиаменеджмент, медиаэкономика, медиабизнес и много чего ещё. Всё это есть в плане бакалавриата по журналистике. Но журфак не даёт для этого ни знаний, ни практики. Поэтому после выпуска остаётся всего три дороги: вкладывать много сил в самообразование, искать работу в надежде, что повезёт с руководителем, или уходить в другую сферу. Большинство моих одногруппников бросили журналистику. Притом что это были люди увлечённые, с горящими глазами.
Учитывая твой неудачный опыт, как считаешь, нужно ли высшее образование в целом?
Да, я считаю, что высшее образование нужно и иметь его — хорошо. Но мне кажется странным идти в университет сразу после школы. Я за то, чтобы поступать на вышку осознанно, а не лишь бы куда-нибудь пролезть по баллам и получить корку. Потому что нужно быть готовым в это вкладываться и соглашаться с системой.
Главная функция вышки — в дисциплине. Обучение дисциплинирует, ставит в рамки, учит выстраивать связи, показывает, как работает система. Крутая прокачка софт-скилов. Но это точно не про знания и не про профессиональные навыки. Всё остальное — это твоё личное желание и мотивация.
В университете ты можешь встретить человека, который тебе откроет дорогу — не протолкнёт куда-то, а откроет для тебя новую сферу. Был такой пример в моей группе: одна студентка хотела во ВГИК, но пошла на журфак, а другая, уже актриса, получала второе высшее. В итоге они законнектились на общей теме и теперь делают совместные движи, планируют подкаст. Обе разочарованы в журфаке, но рады, что нашли друг друга.
Обучение дисциплинирует, ставит в рамки, учит выстраивать связи, показывает, как работает система
Ты не разочаровалась в профессии: написании текстов, работе с информацией?
Я, наоборот, продолжаю работать с текстом и развиваться в этом. Я не просто так ещё в седьмом классе решила поступать на журфак — мне нравилось писать. По работе сейчас почти не пишу, но не хочу терять хватку. Мне всегда кажется странным, что человек,
Поэтому я веду телеграм-канал — это отдушина и способ тренировки навыков. Там я топлю за нон-фикшен и рассказываю, на какие книги стоит обратить внимание.
Ты думала, что журфак изменит твою жизнь. Расскажи, что тебе дал весь этот опыт и какие изменения произошли?
Журфак — это глобальный опыт. Главное изменение произошло в мировоззрении — очень многие вещи стала воспринимать иначе, легче относиться к неприятностям, по-другому смотреть на системные штуки. Например, университет — большая система, и я поняла,
А вот два месяца в Сеттерс — это про реальные действия. Курс дал мне мотивацию и изменил моё представление о работе: как она должна быть устроена, какой должен быть руководитель, что такое хорошая здоровая команда, какой должна быть поддержка.