Майя Рухлядко. Ушла в редактуру, но осталась верна математике

Майя Рухлядко Ушла в редактуру, но осталась верна математике

Майя Рухлядко — редактор в «Яндекс Практикуме», кандидат технических наук, мама троих детей. Несколько лет назад она была специалистом в газовой отрасли, а сегодня редактирует курсы. Поговорили о том, как математика помогала делать тесты в Школе редакторов, как многодетному родителю работать, когда дети дома, и как получилось соединить техническое прошлое с редактурой.

Как случилось, что у кандидата технических наук возник интерес к гуманитарной профессии? Почему выбрала именно редактуру?

Я работала в «дочке» Газпрома — это государственная организация, где есть дресс-код, где нужно подписать кучу всяких NDA и вот это вот всё. Потом 10 лет сидела в декрете. Наступило время выходить на работу, меня туда даже звали, но было несколько нюансов.

До офиса надо было ездить. На дорогу уходил примерно час. И даже если я выхожу работать на четыре часа, на всё про всё уходит уже шесть. Это прилично. У нас с мужем нет помощников: нянь, бабушек рядом — поэтому каждый час имеет значение.

Сотрудницам с детьми сложно брать крупные задачи. Реальность с детьми такова: в любой момент можно уйти на больничный. У меня трое детей, и риск возрастает троекратно. Не такая проблема сам больничный, как то, что он происходит внезапно. Сегодня сотрудник делает задачи, а завтра утром звонит и говорит «ой». В таком режиме реально делать только проекты с небольшой ответственностью. А мне хотелось крупных задач, развития. Так я поняла, что работа в офисе мне теперь не подойдёт.

Я стала думать, какие ещё возможны варианты. Меня пригласили преподавать на кафедре, где я сама училась. Я согласилась. Со временем поняла, что этот вариант тоже не подходит, потому что всё завязано на учебном режиме и семестровом расписании. Когда ребёнок заболевает, приходится опять искать подмену. Я пришла к выводу, что пока дети маленькие, мне подходят только удалённые варианты.

В то время я вела блог и писала там о детских воспоминаниях. Однажды муж отметил, что у меня хорошо получается писать и посоветовал редактуру: ведь там тоже пишут. Мне понравилась идея, и я пошла в Школу редакторов. Заметно, что на тот момент о редактуре ни муж, ни я не знали ничего.

Меня удивляет, когда спрашивают, почему я перешла с технической специализации в гуманитарную. По моим наблюдениям, у людей нет склонности к чему-то одному, они могут свои умения и качества применять в разных сферах. Например, если человек общительный, он может как вести соцсети, организовывать мероприятия, так и быть личным помощником, учителем и делать ещё кучу дел.

Моя сильная сторона — хорошо структурировать. Это умение помогает и в технических штуках, и в математических моделях, и в редактуре. Контекст — это то, что можно наслоить на свои умения. Поэтому я считаю, что мы не обязаны затачиваться в одной сфере, а можем развиваться по-разному.

Как отреагировали близкие, когда ты рассказала, что хочешь пойти учиться в Школу редакторов?

Когда я говорила, что учусь на редактора, не все люди понимали. Спрашивали: «Теперь запятые будешь проверять? Книжки будешь редактировать?» Такие вопросы часто связаны с тем, что люди не понимают, про что эта профессия.

Родители с сомнением относились вначале, потому что я так много училась: сначала университет, потом аспирантура. И это было бесплатно, а теперь я плачу, чтобы ещё поучиться чему-то другому? Это был шок-контент для них.

Это был шок-контент для них

Очень поддержал один момент. Папа спросил: «Неужели оно столько стоит?» Цена для него была высокой: за 9 месяцев учёбы почти 200 тысяч рублей. Я всё объяснила: «Ну, пап, удалёнка там, у меня же дети…» А он меня остановил: «Тебе нравится?» Так посмотрел на меня. Я ответила: «Пап, знаешь, мне так нравится! Очень нравится, мне прям интересно». Говорит: «Тогда ладно. Это главное». И этот момент родительского принятия мне был важен и запомнился.

Что для тебя было самое сложное в процессе обучения в Школе редакторов?

Самым сложным была вёрстка, я её так и не осилила. На второй ступени в одном задании получила самый низкий балл из потока. И до сих пор мне сложно с этим. Но сейчас мне это не мешает. Я работаю в большой компании, где сильно разделены зоны ответственности.

За вёрстку и визуал здесь отвечают отдельные специалисты, в мои задачи это не входит. Вне основной работы я иногда помогаю друзьям с соцсетями — там тоже нужна вёрстка, но у меня есть человек, которому я плачу деньги за работу. Знания, которые я получила в Школе редакторов, помогли понять, что этот человек хорош — могу отличить хорошего дизайнера от плохого.

Майя Рухлядко: «В канале Михаила Нозика „Внтр ≤ вншн“ в одном из потоков уже после меня студенты писали: „О боже, что делать, мы ничего не понимаем!“ Написала им вдохновляющий спич»

Что помогало успешно сдавать тесты во время учёбы в Школе редакторов?

Мне помогло математическое образование. Математика — это в том числе логика, умение делать выводы. Для меня эти тесты были несложными: дано, А и В, из этого следует С.

У меня были невысокие оценки по переговорам. Читала только текстовую часть, а потом до меня дошло, что надо ещё смотреть видео и читать Кэмпа. Когда я стала читать всё, дело пошло лучше.

Видела, что люди, которые давно в редактуре, уже имеют свой сложившийся взгляд. Когда они решают тесты, ориентируются не только на лекции, а в целом на свой опыт. А он не всегда соответствует позиции бюро. Я видела людей, которым их опыт мешал. Им приходилось переучиваться, а это гораздо сложнее.

Какие были сложности в процессе работы над дипломным проектом?

Наш дипломный проект — телеграм-бот «Симулятор Главреда», в котором каждый мог попробовать себя в роли главреда бренд-медиа.

Долго не могли согласовать тему диплома. Хотели делать курс по работе с экспертами. Часть уже даже сделали, но когда дошли до реализации, оказалось, что это не подойдет. Наш арт-директор Максим Ильяхов сказал, что текстовый курс уже не актуален — нужно снимать видео. А мы не хотели снимать видео, не умели это делать, не готовы были вкладывать много денег, не понимали, где искать спонсоров. И нервничали: времени до защиты оставалось крайне мало.

Мы пришли к идее телеграм-бота только во второй половине третьей ступени в общении с Максимом Ильяховым. Нам очень помогло дополнительное время за счёт майских праздников. На диплом даётся шесть недель, если защита осенью, а у нас было восемь. Согласовали идею недель через пять, прошла уже большая половина времени, мы были в панике. Но потом то, что начали делать, очень зажгло, мы стали работать бодро.

Деканат нас здорово подобрал: мы были такими разными, но очень подошли друг другу. В целом очень драйвовая команда получилась. На защиту все приехали и лично познакомились.

«Симулятор главреда» давал возможность каждому читателю попробовать себя в роли главного редактора абсолютно разных бренд-медиа

А какую оценку вы получили? Что вам сказали на защите?

Невысокую — 3,09. Сложно сказать, почему. Мне кажется, мы не до конца докрутили продуктовую часть. Сами не до конца понимали, это развлечение или всё-таки обучающая программа.

Особенно низкие оценки поставили Илья Бирман и Илья Синельников. Школа редакторов научила меня не бояться фидбэка и ценить его, поэтому я написала им двоим. Спросила, почему такие оценки. Они ответили, дали дружелюбную и конструктивную обратную связь.

Оказалось, что Илья Бирман далек от сферы редактуры и он мало понял в нашей презентации. Мы предполагали, что аудитория понимает редакторские термины, но ошиблись.

Илья Синельников прошёл основную ветку и написал, что она прикольная, было приятно. При этом он чётко заметил: неясно, какой продукт получился — развлекушка или обучение. То есть возник тот же вопрос с позиционированием.

Бот мы не стали развивать, потому что потом у нас началась другая жизнь, как это часто бывает после диплома. Его поддержка стала стоить дорого, тысяч 15 в год. Он нам столько не приносил, поэтому развивать его мы были не готовы.

Майя Рухлядко: «Отмечаем защиту диплома. Слева направо: руководитель команды Ярослав Дорохин, редактор Женя Доронина, Артём Горбунов, дизайнер Тимофей Трубенёв и я»

Как ты совмещала учёбу и заботу о детях?

Младшей дочке было 2,4, среднему сыну — пять, а старшему — 8 лет. У меня обучение пришлось на осенне-зимний период, в это время дети спят подольше. Я вставала в 5:00 и до 7:15 читала. Потом будила старшего в школу, младшие в сад не ходили. По дороге домой и на прогулках с детьми слушала лекции.

Многие по ночам учатся, а я ночью ничего не соображаю. Мне проще утром встать пораньше и работать на свежую голову.

На первой ступени я училась каждый день. Знаю, что есть люди — гении менеджмента, управления собой, которые выделяли свободный день и сдавали всё заранее. У меня так не получалось.

На второй ступени старалась выделять конкретные слоты на учёбу. Для меня на второй ступени было легче в том смысле, что в четверг нужно сдать задание, потом пятница, суббота, воскресенье — свободные дни. Можно, например, в воскресенье наготовить еды на пару дней вперёд. С маленькими детьми сложно, потому что много бытовых дел. К тому же нельзя выстроить чёткий график. Вроде всё шло хорошо, а потом дети поссорились, приболели, соскучились — и вот я уже вместо Фигмы читаю «Груффало» или меряю температуру. Было время, я психовала, но потом приняла свои ограничения. Это было непросто, зато помогло не только в учёбе, но и в работе.

Старалась выделять конкретные слоты на учёбу

С другой стороны, я начала проще к чему-то относиться. Например, если раньше мы с детьми обязательно каждый день гуляли по три часа, то во время моей учёбы стали гулять час. Или раньше я постоянно с ними играла, лепила. Пока я изучала лекции, они научились играть друг с другом — вынужденно, но очень здорово не только для меня, но и для их отношений.

Меня очень поддерживало то, что учёба длилась ограниченное время. Я точно знала, когда это закончится.

Как нашла первую работу редактором?

Ещё на третьей ступени мне написала продюсер курса по математике «Яндекс Практикума». Им нужен был человек на курс по математике, который не просто поправит запятые, а выстроит материал по структуре. Очень долго они не могли найти подходящего редактора, потому что курс сложный. Их ребята уже не справлялись с нагрузкой, нужен был ещё один человек.

Я сделала тестовое и пришла на собеседование в «Яндекс Практикум». А я раньше никогда не проходила собеседование. Подумала: «Хорошо бы, конечно, начать не с „Яндекса“, на чём-то потренироваться, а сюда уже прийти подготовленной. Ну что ж, позориться так позориться». Пособеседовались, и меня пригласили. То есть когда я заканчивала третью ступень, уже работала в «Яндекс Практикуме». Честно говоря, не очень надеялась, что попаду. Но всё сложилось.

В «Практикум» нужен был фултаймер, но я понимала, что это не мой вариант. Считала по часам, сколько смогу работать, предложила на полставки. В итоге немного перераспределили обязанности внутри команды и договорились на парт-тайм.

Для меня эта история про то, как важны переговоры и что не стоит делать выводы за других. Я бы могла сказать: фултайм я не смогу и закончить разговор. Но я решила потренироваться в переговорах. Илья Синельников говорит: «Просите скидку везде». Я переформулировала это для себя как «Пытайтесь договориться всегда» — решила предложить свой вариант, и мы договорились.

Как в целом устроена твоя работа с курсами в «Яндекс Практикуме»?

«Яндекс Практикум» — это большая компания, здесь каждый занимается своим делом. Курс разрабатывает много людей: эксперты в индустрии дают содержательную составляющую, методист помогает организовать материал последовательно и так, чтобы студенты учились именно тому, что нужно, иллюстратор оформляет визуал.

Редактор следит за структурой урока, плавностью переходов, гладкостью повествования. Наши авторы не коммерческие, для многих опыт написания уроков чаще всего первый в их жизни. Редактор помогает им из черновика сделать легко читаемый текст в доброжелательной наставнической тональности «Практикума». Кроме того, редактор взаимодействует с другими участниками подготовки курса. Например, уточняет детали у методиста, ставит задачи иллюстратору и корректору.

Есть курсы на запуске — там работы больше и она напряжённая. Есть на рефакторинге — там бывает более лайтово, но есть свои нюансы. Здорово, что курс уже более направленно обтёсывается под нужды конкретных студентов по их обратной связи.

Большой плюс Школы редакторов для меня в том, что она научила правильно воспринимать фидбэк, а также отличать конструктивный от эмоционального.

Над каким курсом работаешь сейчас?

Чаще всего я беру технические задачи, редактирую курсы, связанные с углублённым математическим направлением. Сейчас по математике у нас ничего нет, поэтому работаю с курсом, который связан с разработкой — «Инженер по глубокому обучению нейросетей».

Ещё в «Практикуме» был канал «Практически математически», где мы рассказывали прикольные вещи про математику, несли науку в мир. У нас был классный автор, которая горит математикой, знает кучу штучек и сама увлекательно рассказывает. Мы вдвоём вели канал, но с нового года уже другие люди занимаются этим — канал сменил позиционирование, а с ним и название на «Зачем мне эта математика».

Расскажи про курс, который ты редактировала. Какой можешь выделить и почему?

Я очень горжусь бесплатным курсом «Основы статистики и A/B-тестирования».

Когда обсуждали идею курса, казалось, что она противоречивая. Мы хотели:

  • Рассказать статистику понятно, но корректно. Почему появляется противоречие? Когда необходимо упростить, теряется математическая строгость и формулировки становятся неправильными. Когда хочется рассказать математически строго, то перестаёт быть понятно.
  • Сделать курс практическим. Не просто дать набор инструментов «делай так и эдак», а понятно написать, зачем и что происходит. Хотелось, чтобы была важная практика и минимум теории.
  • Увлечь статистикой. Многие её боятся: кажется, что это страшный зверь. Но на самом деле статистика — это драйв, как и вся математика. Именно эту идею мы несём в мир.

В итоге всё получилось: удалось найти баланс и реализовать то, что хотели. Отзывы про курс кайфовые. У нас были потрясающе зажигательные эксперты — их энергия вдохновляла команду и передалась курсу. Особенно получились классными сюжеты и задачи: мы исследуем конфеты на кондитерской фабрике, считаем пятна у жирафов — это реально важный аспект в зоологии, взвешиваем куриные яйца, попадаем на состязания «Бык года», анализируем результаты бегунов, расследуем аферу, в которой директор платит зарплату своему хомяку. И всё это математически корректно и с практическим применением!

Как строится твой день? Сколько времени ты уделяешь работе?

Встаю в 5:00 и до 7:00 работаю. В это время я делаю такие задачи, которые хорошо идут на свежую голову, требуют особого включения. Например, обдумать структуру урока, когда в него нужно включить много материала или когда редактирую новый урок. Сейчас у меня длинные уроки, по 30 тысяч символов. Их надо прочитать, понять, что там происходит, чтобы последовательно редактировать.

Потом встают дети, я готовлю им завтрак, отправляю в школу. Дома остаётся младшая дочь, она не ходит в садик. Дальше у меня есть длинный период, когда я занимаюсь детскими делами. Если дочь сама играет или читает, я работаю в это время, могу созвониться с коллегами. С 14:00 до 18:00 удаётся плотненько поработать. К этому моменту все дети собираются дома, могут друг друга занять, стараются не отвлекать.

Поскольку я работаю удалённо, могу делать параллельно другие дела: тут у меня варится суп, а я печатаю свои буквы; тут у меня созвон, а я в это время загружаю-разгружаю стиралку. Коллеги могут ужаснуться, если это узнают, но что поделаешь. По работе иногда созваниваюсь во время прогулки: дети играют в песочке, мама торчит в телефоне — классическая картина, чтобы надеть белое пальто и фыркнуть.

Майя Рухлядко: «Вот так красиво выглядит мой рабочий стол. Но за ним я работаю очень редко — часто во время работы я варю суп или проверяю домашку у ребенка, так что работаю за кухонным столом»

Как ты организуешь свою жизнь, чтобы находить время для детей, мужа, работы и себя?

Время на детей распределяю ситуативно. Пытались делать расписание, но оно у нас не работает. Наблюдаю за детьми, спрашиваю — всем надо разное. Среднему важно, чтобы я перед сном с ним полежала и мы пошептались про что-то. Днём он любит своими делами заниматься, с ним не разговоришься.

Младшая любит делать что-то вместе, например, готовить или ходить в магазин, пусть даже и в хозяйственный. Старший любит поиграть вместе в настолки. Недавно придумал свою настолку, и мы в неё играли — видно, что процесс его очень наполняет, создаёт нашу близость. А вот младшая настолки не очень любит.

Когда у меня был один ребёнок, ему уделялось, на мой взгляд, слишком много внимания. А когда дети вместе, им даже легче, потому что внимание не так давит. Да, каждому моего личного внимания меньше. Но в этом может быть и плюс. Дополнительно у них появляются межличностные братско-сестринские взаимодействия.

С мужем находим время после детского отбоя. Детей укладываем пораньше, в 21:30 уже все спят. В этом есть ещё один плюс: утром детям в школу легче вставать.

Готовлю простое и сразу кастрюлей. Есть максимум автоматизации: стиралка, мультиварка, посудомоечная машина, духовка, микроволновка, парогенератор. Не глажу то, что можно не гладить.

Майя Рухлядко: «Пару лет назад бабушка приезжала на неделю посидеть с детьми, а мы с мужем выбрались в путешествие»

Для себя сейчас учу китайский. Очень нравится! Где-то прочитала, что язык — это не просто способ общения, это способ смотреть на мир, и вот китайский — это вообще другой взгляд на мир. Ещё хочу побольше читать, но пока получается не очень хорошо. С подругами встречаюсь, но нечасто. С мужем обсуждаю время, когда он сможет подхватить детские вопросы. Как и муж, когда встречается со своими друзьями.

Сегодня не жалеешь о решении сменить профессию?

Мне не близка позиция сожалеть о принятом решении. Да, предыдущая работа и в целом профессия в газовой сфере гарантировала финансовую стабильность. С тех пор, как я стала редактором, случилось очень много классного:
— курсы, которые мы с командой разработали;

— продукты, которыми я горжусь и о которых могу рассказывать всем знакомым;

— сотрудничество, благодаря которому я узнала новых замечательных специалистов. Часть из них уже стали друзьями. Я получила кучу вдохновения и кайфа от работы с этими людьми.

Этот этап ценен тем, что происходит много хорошего. И это даёт много сил.