Лина Кораблёва. Принимайте неизвестность

Лина Кораблёва Принимайте неизвестность

Студентка 15 потока Школы редакторов рассказала о том, как философская подкованность помогает в работе и жизни, почему редактор похож на Сократа и как эффективно учиться новому.

Ты закончила философский факультет Башкирского государственного университета. Как выбрала для себя столь сложное образование?

Я из неблагополучной семьи: отец много пил, на моих глазах избивал мать, которая потом могла ударить меня. Жили мы в общежитии на окраине города, в доме с наркоманами. Во дворе постоянно лаяли собаки и дрались алкоголики.

Мне всегда хотелось куда-то сбежать, но в детстве и подростковом возрасте казалось, что я никогда не смогу выбраться из нищеты. У меня было ощущение полной беспомощности, и в 16 лет я попыталась покончить с собой. Мне было жутко стыдно за это, я пыталась об этом забыть.

В 11 классе я прочитала «Миф о Сизифе» Камю и рыдала над книгой. Узнала биографию писателя: оказалось, Камю учился на философском. Это подтолкнуло и меня поступать на факультет философии.

Меня тянуло в академическую среду, потому что ни у кого из моих близких не было высшего образования. Я была подростком, и хотелось доказать, что я смогу, справлюсь. Как будто это помогло бы мне стать кем-то другим. В голове был полный мрак и бардак. Ужасно хотелось найти ответы на все эти вечные вопросы: «В чём смысл жизни?» и «Почему в мире всё устроено так, а не иначе?».

После вручения дипломов в 2017 году. Мне выдали диплом магистра философии с отличием

И всё-таки ты решила поменять профессию и заняться работой с текстами. Почему?

Всё довольно банально и тянется из школьного увлечения литературой и сочинениями по прочитанному, баловством своими стишками и мини-рассказами. Потом начался период философии. В университете я любила работать над своими научными статьями, курсовыми и дипломными работами, магистерской диссертацией.

Конечно, я бы могла пойти дальше в аспирантуру и заниматься наукой, стать преподавателем философии. Но я всегда чувствовала, что преподавать в каком-нибудь вузе — не то, чему я хочу посвятить свою жизнь.

Да, мне интересно изучать, как работает мышление, понимать, что за методы используются в научном познании, прокачивать логику и по-хорошему удивляться этому миру. Но вся эта университетская бюрократия, канцеляризмы в письмах, душная академическая тусовка и низкооплачиваемая работа складываются в одну большую гору и давят.

Моя преподавательница, которая переехала в Петербург, подсказала, что в электротехническом университете «ЛЭТИ» есть бюджетные места для аспирантов на кафедре философии — есть возможность получить временную регистрацию и место в студенческом общежитии.

Сначала я хотела воспользоваться этой возможностью: участвовала во Всероссийской научной конференции ИКО-2021, писала про постчеловеческую философию. Но в итоге я переехала из той жуткой общаги на окраине Уфы ближе к центру города и поняла, что мне незачем срочно бежать в Петербург. Я спокойно буду вести блог о философии и при этом работать редактором на удалёнке.

Я гуляла по Петербургу, планировала поступать в аспирантуру. Но в итоге передумала

Хотела работать на удалёнке именно редактором?

Нет, это дошло до меня не сразу. После университета я устроилась в небольшую IT-компанию офис-менеджером на полставки и зарегистрировалась на каком-то сайте для фрилансеров, чтобы набить руку в копирайтинге: мне хотелось попробовать себя. Честно, после написания курсачей, дипломов и научных статей было сложно перестроиться на рекламные тексты.

Я помогала знакомым сверстать лендинг или оформить соцсети. Потом я была на стажировке в отделе службы новостей на местном телеканале, работала копирайтером в одном креативном агентстве, контент-менеджером — в другом. Но сам офисный формат меня не устраивал.

В 2020 году я увидела в Фейсбуке вакансию одной компании из Москвы, откликнулась, и меня взяли туда удалённым комьюнити-менеджером. Так я перешла в ремоут-формат, и мне наконец-то начало нравиться: гораздо комфортнее работать из дома, в кафе и коворкингах.

Живу сейчас в новостройке почти в центре Уфы, и там часто гремит ремонт. Когда шумно, ухожу в нетворкинг-кофейню, чтобы спокойно поработать, поучиться и перекусить

В интернете много гуру, которые учат работать с текстами. Почему ты решила поступить в Школу редакторов Бюро Горбунова?

Я натыкалась на разные бесплатные копирайтерские марафоны от блогеров, которые обещали научить писать тексты. Как правило, там рассказывали про формулы продающих текстов, вдохновение, важность авторского стиля, художественную литературу и разрешение себе творить и писать. Было непонятно, как это связано с работой коммерческого редактора и копирайтера.

Уже не помню, как я узнала про «Пиши, сокращай» и базовую рассылку Главреда, но помню, что тогда подумала: «Наконец-то что-то толковое». Мне близок такой подход. И в то же время это было маленьким открытием: «Вау, так можно было?» Мне захотелось лучше узнать о работе редактора, об управлении вниманием читателя и писать тексты не ради текстов, а чтобы жизнь людей становилась чуть удобнее.

Я люблю гулять по Уфе, по городским паркам. И вот я стала замечать рекламные макеты, баннеры, объявления. И поняла, что им нужен хороший редактор, который оформит красиво текст и напишет уважительно, без высокомерия. Потому что иногда читаешь объявление и понимаешь, что по сути оно верное, но написано так, что следовать его рекомендациям точно не хочется.

Мне запомнилось объявление в подъезде, которое гласило: «Мимо урны бросают мусор только свиньи». Но когда такое читаешь, сразу хочется сделать назло и бросить мимо.

Вот фотография объявления в кинотеатре. Когда его читаешь, кажется, что на тебя наезжают, будто ты априори вандал:

Объявление в кинотеатре, которое заставляет чувствовать себя без вины виноватым

Это убеждает меня, что работа редактора важна для людей. И связана не только с самими текстами, но и со смыслами. Редактор помогает пользователям, читателям, владельцам бизнеса решать их задачи. И это реальная польза. А в Школу редакторов пошла, потому что решительно настроена стать сильным редактором.

Мне недавно предложили работу в одной IT-компании — по сути, диджитал-агентстве. Там не было ни одного пишущего человека, только программисты, разработчики, дизайнеры и проджекты. Сказали, мол, нужны кейсы, тексты на сайты о наших клиентах и тексты для мобильных приложений — работы на полдня.

А оказалось, что им нужен и копирайтер, который бы писал для клиентских сайтов, и UX-писатель, и редактор, выпускающий кейсы о проектах компании, и стратегический маркетолог, и пиар-менеджер. Нужно было выстроить с нуля все процессы по коммуникациям, а у компании не было ресурсов на всё это. Я понимала, что не потяну всё на себе, директор компании не хотел увеличивать гонорар, так что мы договорились, что я буду выполнять лишь часть работы.

После этого я окончательно поняла, что хочу быть редактором. Я осознала, что выросла из копирайтера, который отвечает только за тексты: мне уже было совсем неинтересно писать по ТЗ или по составленному кем-то контент-плану. Гораздо интереснее отвечать за то, что называют редакторской работой: управлять проектами, создавать информационные продукты — рассылки, корпоративные курсы, блоги.

С другой стороны, я поняла, что пока не очень уверенно чувствую себя в роли капитана корабля, который управляет и проектами, и другими людьми. Мне есть куда расти и чему учиться.

Когда я начала изучать редактуру, стала по-другому смотреть на окружающий мир

Где-то училась редактуре до поступления в школу?

Проходила курс Иры Ильяховой «Как войти в профессию редактора и копирайтера». Понравилось, что он больше не про тексты, а про то, как грамотно построить работу и отношения с клиентами.

Это как раз было в тот период, когда я была не очень уверена в себе и не знала, адекватно ли я вообще строю свою работу. Бывало, что заказчики давили и требовали текст без вопросов и уточнений с моей стороны, а я осознавала, что задача не совсем понятна, и было страшно об этом сказать.

Мне как будто нужно было, чтобы кто-то подтвердил: «С тобой всё в порядке, отстань от себя, говори словами через рот. В конфликтах нет ничего страшного, ты правильно делаешь, что составляешь понимание задачи и делаешь работу настолько предсказуемой, насколько это возможно».

В курсе Иры это было, плюс там я нашла удобные шаблоны для изучения задачи. После этого прямо выдохнула и поняла, что иду в правильном направлении.

Как уживается философия и редактура в твоей жизни? Используешь что-то из университета?

Вообще, у большинства людей, которых я встречала, есть негативные стереотипы о философии: мол, это дико скучно, занудно, сложно и просто никому не нужно.

Но я ещё ни разу не пожалела, что училась именно на философа: критическое мышление здорово выручает. Да, звучит избито, но ставить под сомнение и анализировать любую информацию, в том числе свой способ мышления, — это high level.

Можешь привести конкретный пример пользы философского мышления в жизни?

Вот записываешься к врачу. Если развито критическое мышление — ищешь информацию о враче, методах, которые он принимает, выписываемых лекарствах. Если это фуфломицины, то понимаешь, что лучше поискать другого специалиста.

Критическое мышление позволяет подвергать сомнению любую информацию, в том числе и свои собственные убеждения — то, что считаешь непререкаемой истиной. Благодаря такому подходу рефлексируешь и меняешь свои установки, которые часто иррациональны.

Философская подкованность поддерживает в работе со своей психикой. В прошлом году я переболела COVID-19 и столкнулась с постковидным синдромом, который проявляется депрессией и тревогой. Я решила обратиться к психотерапевту и стала искать подходы, которые основаны на научных данных. Выбрала когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая имеет клинические доказательства эффективности.

Метод КПТ во многом основан на логике — одном из разделов философии. Поскольку я хорошо знакома с логикой, мне было легко овладеть техниками КПТ и научиться работать со своими автоматическими мыслями, избавляться от руминации — депрессивной «умственной жвачки». У меня в блоге был пост про это — «Связь логики и когнитивной психотерапии».

Философия помогает спокойнее относиться к своим состояниям, мириться с неизбежной долей неизвестности в жизни и чётче видеть границу между собой и болезнью.

Со знанием философии гораздо проще работать с мышлением

А в работе с текстами философская подкованность, критическое мышление помогают?

Люди думают, что философы — это такие седовласые мудрецы, которые учат жить других людей. Ну или представляют гуру, у которых готов ответ на любой вопрос. Но философы не учат и не дают готовых ответов, они подстёгивают мышление и заставляют держать мозг в тонусе. Во времена, когда многие надеются на волшебную таблетку, это освежает.

Есть тезис, что неизвестность — это благо. Мы часто пытаемся её избежать, но даже в работе это помогает не впадать в панику, если что-то идёт не так. Ты смиряешься с тем, что не можешь управлять вообще всем, и, как ни странно, это утихомиривает тревогу. При этом ты не успокаиваешься, а учишься жить в неизвестности: становишься крепче, отпускаешь контроль там, где он не нужен.

Например, можно пытаться сделать задачу идеально, вылизывать проект до состояния божественной крутости, терять время и деньги. А можно принять неизвестность: ты не всё предусмотрела на старте, и это нормально. Как можно исправить и где пофлексить? Какие функции изменить и убрать, чтобы запустить проект вовремя и не облажаться?

В философии самое интересное — это проблемы, вопросы, поиски, разные стороны одной и той же проблемы. А ещё философская подкованность помогает осознать, что проблемы не всегда нужно решать. Это уже больше не про работу, а про жизнь.

Ещё в философии есть такой раздел, как герменевтика — искусство толкования текстов. Если упростить, то всё сводится к правильным вопросам: о чём этот текст, кто будет его читать, какую задачу он решает.

Когда разговариваешь с кем-то, то выясняешь, чего человек хочет на самом деле, ведь он может говорить что-то одно, а подразумевать нечто другое. Например, клиент думает, что ему нужен некий продающий текст, а на деле надо подключить какую-нибудь СRМ, чтобы автоматизировать процессы. По сути, герменевтика — про стремление понять текст, задачу, человека.

Это похоже на метод сократического диалога, где беседа ведётся особым образом. Применимо ли это в редактуре и при работе с клиентами?

Да, Сократ занимался майевтикой — так в Древней Греции называли акушерство. Только философ «принимал роды» у афинян-мужчин, которые в ходе диалога рождали не детей, а истину. При этом Сократ говорил, что знает лишь то, что ничего не знает. То есть истиной он сам не владеет, он лишь помогает людям открыть её внутри себя.

Редактор тоже своего рода Сократ. Даже если ты очень умен и круто разбираешься в теме, тебе всё равно надо быть немного «не в порядке», задавать вопросы клиенту, словно ты особо не шаришь. Это помогает как следует разобраться в задаче и хорошо сделать свою работу. Акцент на истине. Грубо говоря, на клиенте и задаче, а не на себе любимом.

В курсе Школы редакторов мы проходим Джима Кэмпа, который рассказывает об «эффекте Коломбо». Лейтенант Коломбо всегда был «не в порядке» и благодаря этому выуживал из собеседника потаённые мысли.

На самом деле такой подход было бы логично назвать «эффектом Сократа». Философ всегда показывал себя «не в порядке». Постоянно говорил: «Я ничего не знаю. Я невежественный. Я всего лишь помогаю вам самим разродиться истиной».

Это похоже на то, чему нас учат в Школе редакторов: быть «не в порядке», чтобы клиент не думал, что ты шибко умный и всё знаешь. Чтобы клиент расслабился и смог спокойно говорить. Не пытаться победить своего клиента, а сказать, что не разбираешься, поэтому сейчас будет много глупых вопросов.

Точно так же вёл себя Сократ. Поэтому и возник термин «сократический диалог», который отчасти применяют в когнитивно-поведенческой терапии. Так что метод полезен и для здоровья, и для работы.

Ты много говоришь о философии, и можно сделать вывод, что научный подход к трактовке действительности считаешь приоритетным. Как относишься к лженауке, которая сегодня популярна? И не опасаешься, что лженаука может помешать в работе, ведь заказчики текстов часто хотят получить именно это «лже»?

Наука как форма познания вытесняет остальные: философию, религию и искусство. Лженауки (или псевдонауки) этим пользуются и маскируют свои выкладки терминологией, напоминающей научную, например торсионные поля, энергоинформационные структуры, социотипы, биорезонанс. Есть внешняя схожесть с чем-то научным, но на деле — никаких доказательств и фактов.

Не у всех есть время и желание разбираться, какое исследование проведено качественно, а какое проплачено или просто содержит множество ошибок и подтасовок. Этим пользуются шарлатаны, в том числе инста-гуру, продающие воздух.

Но да, лженаука популярна: она часто даёт простые объяснения и обещает невозможное.

Опора на методологию науки здорово выручает. Например, когда надо разобраться в новой теме или собрать фактуру для статьи

И редактор должен такое пресекать?

Смотря какой редактор. Если ты работаешь у астролога, то твоя задача — привлечь как можно больше людей с магическим мышлением и работать на эту аудиторию.

Но если я буду таким заниматься, то перестану себя уважать. Я считаю, что это неэтично: нельзя брать проекты, если знаешь, что это может кому-то навредить.

Например, сейчас активничают ковид-диссиденты, которые отрицают вирус и правила безопасности. Это вредительство. Или всевозможные гадалки, прорицатели, целители продвигают свои услуги. Люди часто идут к ним, потому что потеряли надежду, утратили какую-то опору внутри себя. Я бы не смогла писать для таких клиентов.

В идеальном мире редактор опирается на методологию науки, проверяет информацию, хочет разобраться в фактах. Если говорить о том, что редактор должен, то моё мнение: он должен быть честным и выступать за правду.

В своём блоге ты поделилась советами, которые помогают тебе учиться. Но далеко не всем учёба в радость. Поделись, как изучать новое?

Когда учишься, важно осознавать, зачем ты это делаешь, что тебе сейчас нужно. Учить надо именно это, а не то, что, возможно, когда-нибудь пригодится. Это неэффективно. Всё равно забросишь. Забудешь.

Также важно применять теорию на практике и получать обратную связь. То есть в учёбе важны цель, практика и преподаватель, который направляет, исправляет. Если этих трёх компонентов нет, то обучение вряд ли будет эффективным.