Кристина Гордон. Совершайте выбор по любви

Кристина Гордон Совершайте выбор по любви

Студентка Школы редакторов, спортивный судья и главред CPA-Агентства о том, как спать по 4 часа в день, стать главредом на первой ступени школы и не выгорать.

Ты была спортивным судьёй по автомобильному спорту. Расскажи об этом опыте?

Я поняла, что многие вещи мне интересны не для участия и тусовки. Мне интересно наблюдать, как люди взаимодействуют в определённой атмосфере или с общими интересами. Я была во внедорожном и страйкбольном клубе, а также судьёй по автоспорту — флаговым маршалом, и нигде не осталась. Но побыть в этой атмосфере, посмотреть, как люди там общаются и развиваются — это кайф для меня.

В 2014 году я вступила в оффроуд-клуб. Даже написала о нём статью на пару разворотов для журнала «Полный привод 4×4». Сейчас такого уже нет.

Меня интересовала тема автоспорта. Я не хотела стать пилотом, но хотела туда попасть. Зашла на сайт Российской автомобильной федерации, среди документов нашла судей и заинтересовалась. Там я узнала, что можно пройти семинары, подготовку и получить лицензию спортивного судьи. Я получила две лицензии младшей категории: судьи по авто и мотоспорту.

Я работала на автодроме Moscow Raceway флаговым маршалом. Ты стоишь на пункте контроля по периметру трассы и флаговой сигнализацией сообщаешь пилотам, что происходит. Это очень ответственно, хотя со стороны кажется, что ты просто стоишь и машешь флажками.

Ты встаёшь в чёртову рань, чтобы быть на посту в 7:30 утра. Закончиться заезд может и в 5 вечера, и в 9. Устаёшь по полной. Категорически нельзя отвлекаться. При любом манёвре пилотов или ЧП маршал немедленно реагирует флагом определённого цвета — сигнализирует о ситуации на трассе.

Страницы журнала «Полный привод 4×4» и статья, которую я написала во времена участия во внедорожном клубе. 2014 год. Такого журнала уже не существует

Книжка и лицензия спортивного судьи. В книжке отмечены присвоенные категории (у меня третья), квалификационные зачёты и практика

Еще ты занималась страйкболом. Как ты оказалась на полигоне?

Где-то увидела, прочитала, посмотрела. Я не жду, пока меня пригласят, а сама ищу, куда могу затесаться. Энергии много, вектор не определён.

Я несколько раз играла в страйкбол. Была в роли организатора и в роли судьи на полигоне. Немножко помогала ребятам с текстами для Инстаграма.

Я играла в страйкбол и была судьёй на полигоне

Страйкбольный судья не только участвует в оргвопросах, но и следит за техникой безопасности: выходить на полигон можно только в специальных защитных очках

Ты поменяла свою фамилию на новую. Почему?

Моя семейная фамилия Герасимова. Хорошая фамилия, она мне всегда нравилась. Но в один момент пришло понимание, что я хочу свою фамилию. Вот люди выбирают себе татуировку и хотят, чтобы это было что-то символичное, потому что ты носишь это на своём теле. Я не выбрала пока себе татуировку, которую реально хотела бы пронести через всю жизнь, а фамилию выбрала.

Почему именно Гордон?

Так получилось. Знаешь, как бывает: шёл-шёл и влюбился. Потом посмотрел внимательно и понял: да, действительно, влюбился. Моя фамилия — абстрактная вещь, выбранная по любви.

Мне очень нравится эта фамилия. Я чувствую себя органично и мне нравится сочетание моего имени с ней. Я покопалась в интернете, узнала откуда она появилась. Мне нужно было понимать, что за фамилию я себе беру.

Мне хотелось, чтобы моя фамилия не принадлежала никому из моей семьи: ни отцу, ни маме, ни мужу в будущем. Ещё я брала новую фамилию для профессионального развития. Я хочу, чтобы все мои дальнейшие работы и проекты были подписаны моей новой фамилией. Не муж достиг всего, что у меня есть и будет, а что это именно моё.

Я размышляла над этим решением около полугода. Пришёл январь 2021 и я подумала: «А чего я тяну? Новый год — новая фамилия. Давай сделаем это!».

Не муж достиг всего, что у меня есть и будет, а что это именно моё

Как ты пришла в редактуру?

Во время учёбы в университете я работала менеджером по продажам в крупной фирме. Она занималась сантехникой и мебелью для ванных комнат. Я проработала там 10 лет. Параллельно с этим немного писала тексты. Для своей компании делала рассылки, официальные письма и что-то ещё по мелочи.

Я понимала, что уже взяла из продаж свой максимум и переросла этот этап. У меня был колоссальный бэкграунд — переговоры, выстраивание процессов, умение держать руку на пульсе. Я быстро справлялась с огромным объёмом новой информации и понятно доносила её разным людям. Нужно было двигаться в новом направлении и профильно заниматься текстами.

Когда ушла из продаж, занималась фрилансом, спортивным судейством и вязала игрушки на заказ. Параллельно искала работу в двух направлениях — продажи, потому что это привычно и копирайтинг. Выбирала тщательно, прислушивалась к себе. В итоге решила не идти по накатанной и в новую компанию пришла уже на должность копирайтера.

Как ты попала в Школу редакторов?

Я хотела профессионально расти. Мой руководитель предложил не смотреть на профильные курсы для копирайтеров, а сразу пойти в Бюро Горбунова. Я тогда о нём даже не знала. Полезла, посмотрела, мне всё понравилось. Купила книгу «Пиши, сокращай». Вдохновилась очень. Подумала: «Ничего себе, как люди могут. Я ведь тоже могу так же!»

После книги я прошла курс Ильяхова про визуальное повествование. Встал вопрос: пойти в школу или нет. Меня пугали моменты, когда студентам говорят: «Ребята, это будет бой без правил. Готовьтесь. Мы берём только лучших. У нас выживают сильнейшие. Школа — это редакторская Спарта». Я не знала, как совмещать школу и работу. Мой энтузиазм и желание решили этот вопрос. Я просто взяла и оплатила.

Школа — это редакторская Спарта

Ты хочешь пройти на вторую ступень?

Очень хочу. Для меня это немножко вызов и интрига, потому что это Спарта и пройдут не все. Я отношусь к этому с большим энтузиазмом и энергией, при этом достаточно спокойно и философски. Не случится глобальной трагедии, если я не пройду. Я не перестану заниматься редактурой.

Вторая ступень поможет окунуться в практику. Это вызов самой себе. Есть разница, когда сам себе ставишь планку и когда пытаешься соответствовать внешней профессиональной планке, которую для тебя где-то поставили.

Позовут на третью, тоже пойду. А чего время терять? Лучшие годы моей жизни идут для того, чтобы заниматься редактурой, чёрт возьми.

Ты хотела бы стать известной в редакторской тусовке?

Я поступала в Школу редакторов, чтобы прокачать свои скилы и не думала об этом. Но, когда ты кайфуешь от своего дела, есть какой-то элемент понта в хорошем смысле. Ты думаешь: «У меня всё получается, чёрт возьми! Это круто. Я люблю это дело, я люблю себя в этом деле. Ребята, вас тоже люблю».

Многие воспринимают эту тусовку как что-то недосягаемое. Я считаю, что это не так. Люди бояться обратиться и подойти к таким, потому что думают, что пока твоя планка выше, чем их. Из-за такой профессиональной разницы люди сами себя ограничивают в общении.

Мне кажется, что любой профессионал будет рад, если новички обращаются к нему за помощью, но не для продвижения по службе. Если тебя никто не знает как специалиста, у тебя нет учеников и последователей, то ты не так уж и крут. Короля делает свита. Я считаю, если ты двигаешься в профессии вверх, то история с редакторской тусовкой случится сама собой и ты будешь там.

Если тебя никто не знает как специалиста, у тебя нет учеников и последователей, то ты не так уж и крут

Что думаешь о преподавании редактуры?

Педагогика в чистом виде меня не привлекает. Но передавать свои знания другим людям надо и это связано с обучением. У меня есть идеи насчёт своего блога и даже написания книги.

Я люблю давать людям обратную связь. Если спрашивают моё профессиональное мнение, я расскажу о своём опыте, приведу примеры и поправлю. Из этого может родиться лучший результат. Когда я даю правки другим, часто возникает понимание, как я могла бы лучше структурировать свою работу. Всё решает практика. Чем чаще ты что-то делаешь, тем лучше у тебя это получается и тем больше деталей приходит на ум.

Если любовь к редактуре пройдёт, сможешь тогда бросить?

Без проблем. Мне будет жалко бросать то, в чём я долго варюсь. Но от чего-то отказываться и оставлять в прошлом — это нормальная история. Ты можешь передумать в любой момент.

Можешь учиться в Школе редакторов и понять, что это не твоё. Это не моя история, но я допускаю, что такое может с кем-то случиться. Ты не привязываешь себя к выбору. Он должен быть элементом свободы. Надо понимать, что ты живой человек. Сегодня тебе захотелось картошечку, а завтра булочку с маком. Ты же не клянёшься в любви картошке и не будешь есть её всегда.

Когда ты лишаешь себя выбора и что-то боишься оставить, то лишаешь себя нового опыта. Бойся таких моментов. Если хочешь чего-то нового, значит ты закостенел на своём месте. Значит ты готов идти дальше, узнавать новое, развиваться и делать свою жизнь интереснее. Не важно, в какой области и в каком возрасте. Оставлять и менять что-то — это нормальные вещи.

Что ты посоветуешь студентам, которые хотят поступить в Школу редакторов?

В виде шутки скажу — не поступать. Я не люблю конкурентов.

Если серьёзно: будьте внимательными, будьте решительными. Внимательность нужна, чтобы принять решение. Решительность, чтобы не останавливаться на половине пути и долго не тянуть резину. Бывает, начинаешь взвешивать и уходишь в этот процесс так глубоко, что на взвешивании всё заканчивается.

Я думаю, если человек чего-то действительно внутренне хочет, он не затягивает с решением. Это критерий, насколько сильно тебе это сейчас надо. Ты поймаешь себя на мысли, что затягиваешь. Значит это не твоё или не пришло время. Когда ты взвесил, понял, принял, ты берёшь и делаешь это быстро.

Расскажи о компании, в которой работаешь?

Я работаю в CPA нише. CPA-маркетинг также называют партнёрским маркетингом. Компания продвигает свои продукты через партнёров, но оплачивает только совершённое клиентом целевое действие — покупка, регистрация в приложении, отправка почты и т. д.

По сути, мы посредники, работаем с обеими сторонами — и с заказчиками, и с исполнителями. Заказчики приходят к нам за промоматериалами: сайты, лендинги, промостраницы, рассылки, концепты их продуктов, цепочки внутренних писем и т. д. Такие CPA модели работают в банковских агрегаторах или агрегаторах турфирм.

Сейчас я в компании главный редактор. Контролирую работу редакции. Она у нас небольшая, у меня 4 автора. Внешними промоматериалами я занимаюсь сейчас меньше. А вот всё, что внутри компании — это моё.

Я отсматриваю тексты авторов, вычитываю их и редактирую. Слежу, чтобы они соответствовали требованиям заказчиков. Ещё я слежу за процессами в редакции, потому что до меня их в компании не было.

Моё рабочее место

Как ты создала редакцию с нуля?

Я проработала почти год копирайтером. Опиралась на ТЗ, которое давали нашему отделу. В ноябре 2020 пришла к начальнику и сказала, что хочу больше задач. Мне стало скучно писать однотипные материалы и я хотела чего-то интересного. Тогда руководитель рассказал мне про Школу редакторов.

Я стала приходить чаще, просила больше задач, предлагала помощь в текстах. Заходила на наш сайт, смотрела и говорила, что мне не нравится структура или тут опечатки. Говорила: «Давайте переделаем, я помогу». Потом мы согласовали должность шеф-редактора и понеслось.

Для меня это всё с нуля, на интуиции, но очень интересно. Тебе не говорят: «Смотри, нужно сделать вот так». Редакторская работа — это всегда тщательно собранный конструктор. Ты можешь сам на практике собрать собственный конструктор. Есть границы и ориентиры, как делать нужно, а как нельзя. Но при этом большая доля свободы и ты сам определяешь, что ты хочешь видеть в своей редакции. Выбираешь, как должны взаимодействовать авторы друг с другом. Как должны выглядеть промоматериалы, которые делают твои авторы.

Редакторская работа — это всегда тщательно собранный конструктор

Создавать редакцию ты начала до школы. Как ты на это решилась?

Я считаю, что в этом много моей личной инициативы. Меня не подталкивали и не говорили: «А не хочешь ли ты стать главредом?».

Здесь важен элемент переговоров. Ты должен себя продать не только на собеседовании, придя в компанию. Ты должен продавать себя в дальнейшем, если хочешь расти и развиваться внутри компании. Иначе есть риск остаться на своей ступеньке. Никто не будет приходить и говорить: «Слушай, у нас там вакансия освободилась».

В нашей компании не было редакции и вакансии редактора. Сначала мне хотелось сделать это чисто для себя. А потом я поняла, что вышла за рамки копирайтинга. Я предложила создать вакансию редактора. А редактор без редакции — как сапожник без сапог.

Недавно ты стала главредом. Помогла ли тебе в этом школа?

Школа очень помогла. Максим Ильяхов сильный редактор, его лекции и материалы многое дали. Но внешней мотивации недостаточно. Нужно самому увлечься, зажечься идеей и эта работа должна быть в кайф. Не посмотрел лекции и такой: «Ух, как интересно! Я обязательно сделаю также… когда-нибудь». Нет, так не получится.

Сейчас у меня учёба и работа идут параллельно. У меня ощущение, что это такой редакторский временной кусок. Стирается грань между тем, что я делаю на работе и за её пределами. Я уже не знаю, где работаю, а где отдыхаю. Потому что время, которое считается временем отдыха, тоже уходит на редактуру.

Редактура меня прёт, мне это нравится. Иногда бывает тяжело и непонятно. Приходится экспериментировать и перепроверять себя. Нужны подсказки и опора на чужой опыт от людей, которые знают, как разобраться с этой задачей, приведут пример, подскажут. Но это очень интересно.

Как ты пришла к начальству за повышением на должность главреда?

Сказала: «Руководство, нам надо поговорить». Если мне что-то нужно, я говорю об этом прямо. Раньше ситуация была одна, задачи были другие и меньший объём. Сейчас всё изменилось. Я считаю, что это уже главредская работа, а не шефа. Разница прежде всего в ответственности.

Когда ты идёшь за повышением, начинаешь не с зарплаты, а со своей ответственности. Мы посовещались и согласовали новую должность. Был период, чтобы начальство посмотрело и убедилось в моём курсе. Мне повезло с руководством. С моим начальником комфортно общаться, обсуждать задачи и идеи. У меня не было проблем при согласовании должности. Я привела примеры, обосновала и это сработало.

Когда ты идёшь за повышением, начинаешь не с зарплаты, а со своей ответственности

Ты строгий главред?

Я открытый человек с сильным чувством юмора. Думаю, что меня за это любят в коллективе. Говорят, что в каждой шутке есть доля шутки. Я создаю такое настроение. Когда я говорю, что у меня в редакции жаловаться нельзя, никто и не жалуется. Не знаю почему.

Со стороны говорят, что я строгая, и как человек, и как редактор. Я действительно требовательная, но человечная. Хорошо выдерживаю баланс между рабочими задачами и чисто человеческим отношением с людьми. Не играет роли, кто они — подчинённые, руководство или заказчики.

Я не ставлю себя выше других в коллективе. Мы все работаем над одной глобальной задачей и нет смысла отстраиваться от людей. Это было бы плохо для них и для тебя. Ты потеряешь контакт с людьми и будет сложнее работать.

У нас всё дружно. Но есть границы. Если я говорю, как нужно сделать и устанавливаю сроки, это действительно нужно сделать так. Если не можешь — не проблема. Я подстрахую и возьму твою работу на себя, но меня обязаны предупредить. Тогда проблем не будет.

Ты будешь заниматься тем, что в кайф, но не оплачивается?

Если ты прокачиваешь определённые навыки, то становишься специалистом в своём деле. А специалисты в любом деле всегда хорошо оплачиваются.

Я хочу заниматься любимым делом и хорошо зарабатывать. Это сопряжённые моменты. Было бы странно прокачиваться, тратить на это деньги, но ничего от этого не получать. Это морально тяжело и ты быстро выгоришь.

Если выбор приносит моральное удовлетворение и материальные блага, это уровень комфорта. Не должно быть перекосов. Например, ты упахиваешься так, что работаешь на лекарства. Это пример дисбаланса.

Хорошо, когда ты сделал выбор по любви и ещё зарабатываешь на этом. Этим выбором ты никого не обманываешь. Нет такого, что скажут: «Ты, наверное, туда из-за денег пошёл?». Ребята, выключите зависть. Если бы вы могли быть на моём месте, вы точно так же сделали бы выбор по любви и ещё хорошо на этом зарабатывали. Будем честными.

Есть нелюбимые задачи на работе? Делегируешь их?

С делегированием всё сложно. Я это не люблю. Я люблю контролировать результат. Часто берусь за то, что делегировать можно и нужно. Я не считаю, что другие сделают хуже. Они просто сделают по-другому. Я хочу видеть результат в том виде, как себе его представляю. Приходиться учиться доходчиво объяснять людям, чего ты ждёшь. Плохо объяснил — сам дурак.

Нелюбимых задач я не могу придумать. Может я совсем счастливый человек и у меня просто тупо такого нет. Мне хочется сделать всё. Я набираю себе дополнительные задачи, которые меня никто не просил делать. Думаю: «Куда бы ещё впилиться? Где я ещё чего не отредактировала? Давайте мне всё. Я займусь».

У тебя были ошибки в профессии и как ты к ним относишься?

Были и я их не боюсь. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все ошибаются и это нормально. Чтобы сделать что-то идеальное или к нему приближённое, нужно практиковаться и учиться. Без ошибок не получится. И нужно себе давать это право на ошибку. Но относиться к этому ответственно и отвечать за свои действия.

Когда я проявляю инициативу, я понимаю, что моя ошибка коснётся не только меня, но и сотрудников или материалов. Это может отразиться на прибыли компании. Но я не боюсь. Просто беру и делаю.

У меня не было таких провалов, когда всё накрылось. Обычно я держу в голове план «Б», если что-то пойдёт не так с людьми, дедлайнами, бюджетом или условиями задачи. Чтобы не бояться ошибки, нужно избавляться от синдрома отличника, уметь подстраиваться и быть гибким.

У тебя есть мечты и планы в карьере?

Нет мечты, связанной с конкретной компанией. Мне нравится место, где я работаю и дело, которым занимаюсь. Я не хочу уходить. Я бы хотела больше свободного времени. Тогда я смогла бы совмещать основную работу с другими проектами вне компании. Это было бы идеально.

А по-честному, я хочу что-то своё, свою компанию. Пока с форматом не определилась. Если зайти совсем далеко, может своё издательство. Плох тот набросок, который не мечтает стать шедевром.

Ты спишь по 4−6 часов в день. Как ты справляешься с таким жёстким графиком?

С трудом. Я встаю в 4.30−5 утра и сильно недосыпаю. Ложусь в полночь. Каждый день езжу из Чехова в Москву и обратно. Трачу 5 часов на дорогу. У меня офисный график с понедельника по пятницу. В электричке у меня есть 2,5 часа. Обычно там я смотрю лекции или читаю по учёбе. Могу позаниматься в обеденный перерыв. На обратной дороге тоже учусь. Хотя бывает, что меня вырубает от усталости и я пытаюсь поспать.

Мне нравится приезжать в офис, видеть людей, общаться с ними вживую. Я очень коммуникабельный человек, мне реально в кайф общаться, а вживую — особенно. Когда ты видишь эмоции людей, их энергию, и положительную, и отрицательную тоже. В удалённом формате сложно выловить конфликты внутри коллектива. Чем ближе ты к человеку вживую, тем лучше улавливаешь нюансы.

После работы вечером я тоже учусь, сдаю тесты. Спать ложусь поздно. На следующий день всё повторяется.
К счастью, два дня в неделю я могу работать удалённо из дома. Такой график меня очень выручает. В эти дни я компенсирую время на сон, а в утренние часы иду в тренажёрный зал.

Как ты проводишь свободное время?

Мне очень хочется просто сесть и ничего не делать. Вот ничего.

Я хочу поехать на дачу и в садовых качелях читать художественную литературу. С 13 лет моя любимая книга «Одиссея капитана Блада». Я люблю её перечитывать. Я хочу болтать ножкой на качелях и читать. Читать не по учёбе, не потому, что надо, а потому что я могу себе это позволить, чёрт возьми.

Я люблю гулять пешком. Чувствую недостаток движения, потому что передвигаться на электричке из точки «А» в «Б» это не то. Мне нужно ножками по земле идти, глазками вокруг смотреть и воспринимать, что происходит.

Я очень люблю поездки. Без разницы куда. Иногда решает просто компания. Люди и атмосфера — решающий фактор. Возможно, этот момент помогает пережить мой дичайший график с катанием по 5 часов в день. С одной стороны, это тяжело. С другой — я люблю кататься, беру и катаюсь.

Я с детства вяжу крючком. Люблю этот спокойный медитативный процесс, когда сидишь и петельки считаешь, схему вязания смотришь. Вяжу игрушки, и даже делала на заказ, но сейчас нет времени.

Я вообще не смотрю телевизор. Мне тупо жалко на него времени. Если появился кусок свободного времени, я точно не буду залипать в Ютубе. За время учёбы в школе я заметила, что стала меньше сидеть в соцсетях для удовольствия. Захожу туда только по надобности и не просиживаю часами.

Считаю, что каждая вязаная игрушка ручной работы обладает своим характером. Героя мультфильма Миядзаки вязала несколько раз, но каждый из Тоторо — особенный

Есть ли у тебя какие-то правила жизни?

Сборника правил я не веду. Всё зависит от ситуации.

  • Старайся в любой ситуации оставаться человеком. Что бы ни происходило: плохое, хорошее, успех, провал. Всегда оставайся человеком.
  • Никогда не опускай руки и не сдавайся. Если ты что-то сделаешь, и это не получится, у тебя будет опыт. В следующий раз ты будешь знать, как сделать лучше. А если не сделаешь, у тебя не будет ничего.
  • Любой выбор совершай по любви. Работу, друзей, отношения, даже покупку булочки с изюмом. Прагматика не всегда даст тебе удовлетворение от выбора. Какие-то элементы нужно учитывать, но никогда не выключать эмоции. Тебе должно нравиться то, что выбираешь. Если этого не будет, к чёрту такой выбор. Ты в нём разочаруешься, он не принесёт результата, и ты будешь жалеть.

Я так выбрала редактуру, хотя прагматически это был сложный выбор. Но сложности будут всегда. Когда ты выбираешь что-то одно, тебе нужно отказаться от другого. Если ты учишься в Школе редакторов, тебе будет не хватать времени на друзей или на шопинг. И ты выбираешь то, чего хочешь больше. Если выбор сделан правильно, то ты чувствуешь, что всё так, как должно быть.