Григорий Хромов. Одного Беханса недостаточно

Григорий Хромов Одного Беханса недостаточно

Креативный директор агентства «Депо» и куратор сервиса «Бренд-хаб» рассказал, какие скилы качать дизайнерам и на чём сосредоточиться при подготовке портфолио.

Расскажи, как ты пришёл в дизайн?

Я начинал карьеру в 18 лет в начале 2000-х годов, когда ещё не было дизайнерских школ. Всю науку я постигал опытным путём много лет. Моя первая работа дизайнером — в типографии. Типография — это очень сильная школа для графических дизайнеров.

В типографии учишься делать быстро и много, набиваешь руку. Я сделал огромное количество макетов корпоративной имиджевой продукции. В то время дизайн-студий отдельно от типографий практически не существовало. Заказчик приходил в типографию с задачей сделать буклет, например. Мы рисовали макет, печатали, а потом отдавали готовый результат. Это была услуга полного цикла.

Григорий Хромов в семейной типографии

Я слышал такое мнение, что работа в типографии убивает креативность дизайнера, — полная чушь. Невозможно убить креативность в молодом дизайнере, у которого зашкаливают амбиции и пылает
огонь в глазах

Как ты попал в типографию?

Это наша семейная типография. Повезло, что мне было у кого учиться. Мы специализировались в основном на шелкографии, но также делали цифровую печать и ризографию.

Расскажи про свой путь от типографии до владельца собственной студии и креативного директора известного брендингового агентства?

Я работал в нескольких должностях в типографии. Вначале занимался технической работой, затем стал делать дизайн полиграфии.

Мой первый коммерческий заказ по дизайну — визитки для предпринимателя, который ездил на позолоченном мерседесе. Для середины 2000-х это нормальная история. Я поставил свой кост, за который мне комфортно было работать, он согласился. Дальше — больше. Сарафанное радио заработало на меня. Я стал всё больше времени посвящать дизайну и нанял помощника. Он занимался в основном технической работой, а я — креативной. Заказов становилось больше, и рук не хватало. Я собрал команду, чтобы выполнять больше задач. Получилась полноценная дизайн-студия «Хром». В 2022 мы держались на пятом месте в рейтинге АКАР в сегменте «Брендинг».

Потом я попал в потрясающий коллектив сильнейшего брендингового агентства страны «Депо», где я сейчас занимаю должность креативного директора. Параллельно являюсь куратором в сервисе «Бренд-хаб», где проверенные креативные команды создают бренды для малого и среднего бизнеса. Мы создали формат, в котором бренд создаётся быстро, качественно и недорого, а вся коммуникация происходит в онлайне.

Мне интересно делиться опытом, поэтому я прихожу на защиты дипломных работ Школы дизайна нижегородской Вышки в качестве гостя, а с 1 сентября стану её академическим руководителем.

Какие навыки нужны дизайнеру?

Графическому дизайнеру, безусловно, нужны знания о процессах печати и хорошие скилы в графических редакторах. Фигма или Адоб ХД, Фотошоп, Иллюстратор, Афтер-эффектс, Синема 4Д — обязательный набор для современного дизайнера. Например, если дизайнер совсем не владеет 3Д — он джун. Дизайнерам интерфейсов в этом смысле немного попроще, достаточно знать Фигму и уметь делать анимированный прототип.

Ещё важно обладать большим кругозором: много смотреть, впитывать культуру, среду.

Зачем столько всего знать?

Это необходимо, если хочешь быть конкурентоспособным и хорошо зарабатывать, — такие требования рынка.

Веб-дизайнер должен понимать принципы и возможности разработки вёрстки, чтобы адекватно расценивать жизнеспособность своих макетов. Дизайнер полиграфии и упаковки должен понимать процессы печати, чтобы учесть все ограничения в макете. Если вы дополнительно знаете 3Д или анимацию — это большой плюс. Ещё отмечу копирайтинг как важный скил — уметь писать адекватные тексты или редактировать их, не использовать рыбу, и показывать реальный контент. Способность общаться и договариваться — мастхэв!

Способность общаться и договариваться — мастхэв

Какое направление дизайна ты видишь самым перспективным?

Дизайнеры интерфейсов зарабатывают больше. Если вас интересует хорошая зарплата, идите туда. Графический дизайнер получает чуть меньше, но это интересная творческая сфера, которая востребована на рынке и никуда не уходит.

Мне всегда было интересно осязать результат своего труда: коммуницировать с ним тактильно, видеть его на полке, а не просто наблюдать на экране монитора. Поэтому я выбрал путь коммуникационного дизайна, а не диджитального. Могу сказать одно, самый перспективный путь — этот тот путь, который ближе лично тебе.

Как относишься к искусственному интеллекту? Могут ли дизайнеры остаться без работы?

Для меня искусственный интеллект — это сугубо инструмент дизайнера, как Фотошоп. Дизайнерам нужно его осваивать, чтобы оставаться на плаву. Рынок меняется, но ИИ не заменит руки и мозг человека. Эти инструменты станут помощниками: мы сможем делать работу быстрее, качественнее.

Иллюстраторам, скорее всего, придётся туго. Я сам пользуюсь Миджорни, и он выдаёт неплохие иллюстрации. Не с первой попытки, и надо повозиться, но в любом случае это дешевле, чем нанимать хорошего иллюстратора.

Как ты сам нанимаешь дизайнеров, на что смотришь?

Главное — портфолио. Мне достаточно одного взгляда, чтобы понять уровень навыков кандидата.

На что смотришь в портфолио, как определяешь, подходит дизайнер или не подходит?

60 процентов успеха — это аккуратность: внимание к деталям, уверенная работа с типографикой, ровность, последовательность. Отмечу важный момент: перфекционизму — нет. Идеально не бывает. Делайте качественно, но без задротства. Этого никто не оценит, а времени уйдёт много. Также обращаю внимание на знание основных законов композиции, цвета, вёрстки. Есть ли контраст в макете, выделяет ли дизайнер главное и второстепенное, правильно ли подобран цветовой баланс.

Другие 40 процентов, на которые я обращаю внимание, — современность. Дизайнеру важно быть в курсе трендов, экспериментировать и быть на гребне волны. Но с ультрасовременностью такое дело: не каждому клиенту это надо, да и тренды в дизайне меняются достаточно быстро. А вот аккуратной работа должна быть всегда.

А опыт важен?

Скорее нет. Я могу взять человека без опыта, если у него есть потенциал, хорошее портфолио. Если у вас ещё нет реальных проектов, сделайте вымышленные. Но уделите качеству работ особое внимание. Лучше, если в портфолио будет две крепких работы, чем 10 сырых, сделанных на скорую руку. Не надо спешить, потом ваше время окупится.

Не надо спешить, потом ваше время окупится

Для меня важно дизайнерское образование. На мой взгляд, человеку без дизайнерского образования не хватает технических скилов и насмотренности. Без уверенного владения программами вы работать не сможете. Теоретические знания — системные, включают историю искусств и хорошо представлены в образовательных программах. Важной частью является менторство, синергия между учениками. Системное образование помогает стать дизайнером быстрее, чем самостоятельное изучение разных аспектов профессии.

Сейчас лучших дизайнеров выпускают несколько вузов. Они находятся в Москве, и все их знают — ВШЭ, Британка. В Бюро Горбунова готовят отличных интерфейсных дизайнеров.

Образования достаточно, чтобы стать хорошим дизайнером?

Я верю в силу комьюнити. Для дизайнера важно физически находиться среди единомышленников: учиться в универе, посещать разные курсы, мастер-классы. Это большое поле для вдохновения, обмена энергией, идеями, образом мыслей. Действительно, начинаешь мыслить по-другому.

Ты скорее возьмёшь дизайнера-гения, который не умеет нормально общаться и воспринимать критику, или приятного общительного адекватного человека, который делает говно?

Коммуникация для меня не менее важна, чем скилы. Потому что, если человек не умеет общаться и слышать, договариваться и решать проблемы, его гениальность никому не будет нужна. Но если дизайнер будет делать говно, он просто не сможет работать. Надо делать хорошо и быть адекватным.

Как ещё развиваться дизайнеру? Участие в конкурсах поможет?

Хороший способ потешить свои амбиции, потренироваться. Если вы побеждаете в конкурсе, вас обязательно заметят в крутых студиях. У меня есть несколько работ, которые заняли призовые места.

Конкурсная работа Григория Хромова

Чёрные спагетти «Рана» — концепт упаковки. С этим проектом я забрал сразу несколько наград:
золото на Дайлайне, серебро на Белом квадрате, бронзу на Среде, бронзу на Пентэвордсе

Какие есть конкурсы для дизайнеров?

Сейчас сильно сократился список фестивалей, но есть крутые:

Что ещё посоветуешь дизайнерам?

Развивайтесь всесторонне. Читайте книги, смотрите фильмы, слушайте музыку, ходите на выставки. Одного Беханса недостаточно.

Поделись любимой книгой и фильмом

Из прозы люблю читать Сергея Довлатова — очень тонко, иронично, жизненно. В фильмах для меня главное — визуал, а смысловая часть вторична. Уэс Андерсон снимает красивое кино, дизайнерам определённо советую. Конечно, я не могу без музыки, слушаю её постоянно. Мой вкус расходится вширь: от классики до хип-хопа.