Евгений Лепёхин — редактор и руководитель собственной одноимённой дизайн-студии из Тюмени. Евгений создает курсы, пишет книги, ведёт рассылку и блог. В этом материале обсуждаем, как не бояться перемен, оставаться собой и добиваться поставленных целей.
Евгений Лепёхин — герой спецвыпуска 2021 года. В прошлом материале он рассказал о пути в профессию: как ушёл на фриланс, а потом открыл собственную арт-студию. Было много про редактуру, умение жить своей головой и факапы. Евгений знает тайну, как сделать так, чтобы «всё работало чётко, без хуйни».
Какие у тебя сейчас главные 3 проекта?
Студия, конечно. То, что кормит, мой главный проект последних пять лет. Второе — личный сайт и блог, я его развиваю последние четыре года. Появились курсы, появился платный блог, сейчас пишу книгу. Третье — рассылка об управлении, редактуре и дизайне, в июне ей будет уже
Почему формат рассылки всё ещё актуален для тебя?
Этот формат мне близок, он подразумевает погружение в определённый контекст — читатель смотрит, как человек живёт. Я иногда перечитываю письма как ретроспективу, могу вернуться на несколько лет назад, вспомнить, как во время пандемии гулял по соседнему парку в одиночестве и писал об этом. Это заземляет: понимаете, что турбулентность мира не так важна, если фокусироваться на своей жизни.

Массмедиа стали достаточно истеричные: они, с одной стороны, затирают всем про геноцид, с другой — про неправильное питание и дыхание. И люди себя чувствуют не в порядке. А рассылка — это про что-то обыденное. Жизнь больше состоит из быта, личных дел, встреч и собственных мыслей, чем из картинок в соцсетях. И ещё в рассылке много пользы: я рассказываю, как управлять студией, преодолевать трудности и не терять силы духа.
В большинстве блогов призывают продвигать товар, продавать себя как специалиста, владеть вниманием аудитории. У тебя больше фокус на осознанности и замедлении. Это личная характеристика или часть образа, как пишущая машинка?
Я решил, что у меня не будет никакого образа. Какие-то вещи оставляю за кадром, совсем уж личные. В остальном, я пишу, что думаю. Один из моих главных принципов — пиши, говори и делай только то, во что веришь. В моей книге «Коммуникация на удалёнке» рассказываю, что с гонкой за продуктивностью я столкнулся ещё в 2015 году. Тогда я пошёл в офис, и там уже был подход «давайте больше, быстрее, берите работу на дом». Мне не понравилось это. Решил работать иначе, по-другому строить своё дело. В этом смысле хорошо идти от обратного: при сомнениях нужно найти пример того, как ты делать не хочешь. Тогда придёт понимание, в какую сторону двигаться.

Человек может не видеть всю картину целиком и не понимать, какая у него конечная цель. И это нормально. Гораздо важнее знать, в каком месте он точно не хочет оказаться. Это облегчает принятие решений, когда нет чёткого образа будущего. А в проектной деятельности его почти никогда нет. Мы не знаем, куда в итоге мы хотим прийти, для этого нужно постоянно быть в контакте друг с другом, договариваться. По этой же причине дизайнеры и редакторы должны уметь общаться и слушать людей.
Был выпуск подкаста и пост про то, что в проекте должен быть вызов. А какой самый смелый вызов ты бросал себе?
В работе бывают вызовы, но они не сравнятся с тем, что бывает в жизни. Первое, что в голову приходит — когда мы после свадьбы поехали с женой в первое совместное путешествие. Вернулись, у меня на карточке осталось пять тысяч, а жить ещё целый месяц.
Ещё один серьёзный вызов был в 2016 году, когда я уволился с работы и пошёл на фриланс, а у меня была ипотека. Я устроился в офис, взял ипотеку, а потом пытался уйти на удалёнку, договориться с руководителем. Меня не отпустили, и нужно было постоянно отпрашиваться. Я психанул и понял: если мне не дают уйти из офиса, когда мне нужно, я увольняюсь.

Первая фирма, с которой я работал на фрилансе, была эта же, но по договору ГПХ. К тому моменту у меня была пара других клиентов. Потом начал преподавать редактуру в местной школе СММ и параллельно давал уроки английского, подрабатывал репетитором. Было непросто, я мог зарабатывать 30−40 тысяч в месяц, из них треть отдавал на ипотеку. Ещё собирался жениться в это же время, как-то всё вместе шло. Но я не побоялся, рискнул и вывез.
Были ли какие-то вещи, которые тебя толкнули на увольнение? Что помогло снять внутренние ограничители?
Наступил момент, когда внутри появилось жгучее чувство, что я больше не хочу это терпеть ни секунды. Стрёмные отношения, буллинг, какая-то херня на работе. Я больше не хочу жить так, как сейчас, мне всё равно, что будет дальше. И когда человек честно себе в этом признаётся, начинается путь к новой главе в его жизни.
В таких случаях задаю себе вопрос: что если текущая ситуация продлится ещё месяц, год, пять лет, 20 лет. Я готов так жить? Одно дело, когда я чем-то жертвую, чтобы куда-то прийти спустя время. Но если эта жертва меня никуда не приведёт, нет хотя бы намёка на перспективы, то зачем продолжать.
Личный пример: я два года работал редактором в продукте, мы делали ЦРМ-систему «Анима» для застройщиков. Изначально у компании были одни цели, которые я разделял, у меня были мотивация и желание получить конкретный опыт. А потом руководство изменило вообще всё. Я почувствовал, что мои компетенции этому продукту больше не нужны, я там ничему не учился, мне не давали реализовать какие-то мои идеи. Разговор с руководителем не изменил ситуацию. Я дал себе отсечку: жду полгода, если ничего не меняется — ухожу. И я ушёл.
Это вопрос того, насколько я готов жертвовать своим временем, частью своей жизни. Все приносят что-то в жертву, вопрос масштаба и того, что ты за это получишь. Я не представляю себе причин, по которым можно было бы страдать. Люди такие: «Надо терпеть!». Что значит «надо терпеть»? Зачем? Мне кажется, что есть только одна хорошая жизненная мудрость, которую родители должны передавать детям:
Жизнь слишком коротка,
чтобы жить хуёво
Твоя деятельность выглядит как адаптация окружающей реальности под себя. Есть вещи, которые реализовать не удалось? Каким образом с этим справлялся?
Много всего не получалось. И студия не сразу стала классной. В таком формате она существует только последние 3 года, а до этого была сделана куча ошибок. Не получалось сразу деньги зарабатывать, это самое болезненное для студии. Если не можешь зарабатывать, сложно сохранять команду.


Я горжусь своим достижением — люди в моей студии работают не только из-за денег. Тут просто классно. Никто не выносит мозг и не просит быть на связи 24/7, нет планёрок и постоянных созвонов. Это история про свободу, ответственность, призвание и взрослость. В студийном бизнесе и дизайне в целом нет больших денег. Но там есть драйв, если ты правильно всё построил. Я бы мог закрыть студию и найти работу, где мне бы платили больше, но что-то внутри подсказывает, это не мой путь.

Нужно ли впахивать для результата? Как не бояться на старте?
Мне не хватало компетенций на старте. Были и факапы, было незнание. Но я довольно быстро это компенсировал чтением книг. Статьи и блоги — тоже важны, но они дают обрывочные знания, не укладывают их в систему. Книга даёт более цельное представление о ремесле, технике или конкретном приёме.
Я же не дизайнер изначально: когда делал студию, пришлось во всём этом разобраться. И мне было в кайф! Не знаю, как это делать — пойду почитаю. И я своими кривыми руками что-то рисовал, строил сетки, разбирался, как это всё работает. Всё можно компенсировать, но нужен труд. Надо впахивать, только не страдая от происходящего на планёрках и созвонах. Страдать надо, если хотите в чём-то разобраться. Не знаете что-то — пойдите пострадайте и разберитесь, купите справочник Мильчина и научитесь оформлять списки, например.


Нет проблем найти знания, но часто это бесполезно, если человек не знает, куда направить внимание, где их применить. Важно вести внутренний диалог, понимать, куда вы развиваетесь, какие компетенции для этого нужны, и их качать. А смелость приходит с опытом. Смелость — это навык, который нарабатывается, когда много раз что-то сделаете. Появляется уверенность: я же до этого тоже ошибался, но справился, ну и ещё раз справлюсь.
Когда меня спрашивают, откуда заказы, честно отвечаю — я не знаю. Да, есть усилия, но неясно, они ли привели к тому, что есть заказы. Между усилиями и суммой контракта нет корреляции, это всегда загадка. Иногда пашу как вол, и ничего не происходит, а иногда пью чай и смотрю в потолок, и приходит классный проект. Это не значит, что ничего не надо делать, усилия окупаются, особенно в долгосрочной перспективе.

Пример с рассылкой — в прошлом году меня пригласили выступить на «Дизайн-коммуналке» в Самаре. Впервые меня позвали на что-то такое большое в дизайнерское комьюнити, причём благодаря блогу и рассылке, которые я веду уже 8 лет.
Как работать «без хуйни» и делать качественный продукт?
Важно чётко понимать, во что вкладываться и куда направлять свои силы. Если вкладываться в борьбу со всяким булщитом в среде диджитала, то это не сработает. Другое дело сказать: ребята, мы можем сделать по-другому.



Нужно смотреть шире и выбирать, что работает для вас. Моя философия предназначена для меня и моей студии. Отсюда убеждение, что моя работа сейчас — это лучшее, что я могу предложить заказчику на данный момент. Я всегда отдаю максимум того, что знаю и умею. Иначе сложно принимать решения без долгих колебаний. Я осознаю, что есть варианты ещё лучше, и я найду их со временем, но пока они мне неизвестны.
Делать халтуру я не умею. Я либо откажусь, либо скажу, что это будет халтура и обсужу с заказчиком, готов ли он на это пойти. Такое бывает с урезанным бюджетом, когда мы предлагаем вариант проще, чем планировали изначально.
Самое болезненное, когда дизайнер становится руками заказчика. Я считаю, если ко мне приходят за моими мозгами и руками, значит, мне доверяют. И то, что я предлагаю, автоматически лучшее. Мы с командой проводим работу и приходим с хорошим решением. Иногда нужно несколько подходов. Заказчик в праве сказать, что в этом пункте дизайна не учтено важное ограничение, тут изменилась ситуация, поэтому нужно другое, а вот этот элемент просто внешне не нравится. Тогда мы ещё раз идём и думаем, а не принимаем комментарии клиента в штыки. Это всегда процесс и диалог на равных. Мы здесь мозги, мы предлагаем решения. Задача заказчика — принимать решения и быть открытым к новым, непривычным для него вариантам.
Ты выступаешь с лекциями в регионах. Твой бизнес находится в Тюмени. Создается ощущение, что у тебя есть определенная миссия, которая касается развития регионов. Что думаешь?
У меня в голове нет такой цели. Но я верю, что каждый регион может и должен быть самобытным. Ему есть, что рассказать и показать. Я за 2022 год побывал в 4 городах, и везде кайф! Я был в Туле, в Уфе, Томске и ещё Владикавказ зацепил. Прекрасные города, классные люди. Везде что-то своё, чего нет в других местах.




Фотографии по порядку: Томск, Владикавказ, Нижний Новгород, Тула
Сейчас уже нет проблемы, что какие-то вещи есть только в Москве. В Томске я пил кофе классный. Во Владикавказе невероятный пешеходный проспект Мира с трамвайчиком. Везде в России здорово. Я хочу, чтобы люди гордились своими местами. У нас есть в отношении Москвы убеждение: в регионе всё не очень, а у них там хорошо. Возможно, так было в 2000-х, когда я был ребёнком. Тогда у нас в деревне не было даже плит на дороге. Помню, как мы с папой застряли на его «копейке» в ста метрах от бабушкиного дома в огромной колее. А сегодня в этой деревне такой ровный асфальт, который не в каждом городе есть. «Там у них» — глобальная ментальная ошибка, которая, к сожалению, до сих пор работает и внутри страны и за её пределами. Хотя с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону.
Всё больше людей предпочитают что-то делать на местах. Есть классное издание «Мастера», там подсвечивают маленьких креативных ребят, которые на местах дизайнят, шьют одежду, запускают производства. Для меня это способ находить локальные бренды с хорошим качеством, недорогие, с интересной философией. Этого должно быть больше в разы. Но всё только начинается. Оставаться в регионе супервыгодно, там нет конкуренции, какую нишу ни возьми: открывай дело, делай лучше всех и будешь зарабатывать. Для успеха больше необязательно ехать в Москву.
Сидя в Тюмени, я познакомился со многими людьми. Знаю человек пять из «Студии Лебедева». Я следил за работами Сергея Кулинковича, написал ему, предложил помощь с Таймстрайпом, так и начался контакт. А там и с остальными ребятами, в том числе и с Анатолием Буровым. Я год-полтора проработал с ними на проектах, помогал с редактурой, ездил на хакатоны. Для этого не нужно работать в «Студии Лебедева». Можно и устроиться к ним работать, но не все же туда попадут.

Я действовал по принципу: есть почта — можно написать, задать вопрос, что-то предложить. Если вы живой человек с искренним интересом к другому человеку, то всё получится. Так я с Ириной Ильяховой познакомился. Был в отпуске, поехал в Тулу, написал. С тех пор я неоднократно записывал с ней интервью, мы периодически общаемся, для «Клуба главредов» наша студия сделала логотип и айдентику.
Что думаешь о фанатизме по отношению к Бюро Горбунова или Студии Лебедева? Речь про «бюро головного мозга» и всё, что с этим связано.
Здесь я вижу две вещи.
Заветы Ильяхова, «Студия Лебедева» — это яркий пример того, что нет конкуренции. У нас очень легко стать монополистом. А нужно больше мнений, больше разнообразия, нужно проявляться, говорить, что вы думаете, включать голову и рассуждать. Может непопулярно, ошибочно, может вас посчитают странным, да пофиг вообще. Важно, чтобы было больше голосов, тогда будет интереснее всем.
Сейчас, когда смотрю на редакторско-дизайнерскую инфополяну, там одни и те же лица, это задалбывает. Или заходишь в «ВК-видео», и там везде Артемий Лебедев, Азамат Мусагалиев и ещё какие-то два человека. Это элементарно надоедает — видеть одни и те же лица. Рунет на моих глазах превращается в телевизор. Понятно, что телевизор у всех свой.
Важно не привязываться к определённой парадигме, если хотите быть устойчивыми и самодостаточными. Можно с неё начать, это хороший старт. Я был адептом дизайна «Студии Лебедева» и на этом себя воспитал. Если посмотреть старые странички на сайте бюро, они выглядят буквально так же, как странички на сайте Артемия Лебедева тех времен, потому что Артём Горбунов вышел из «Студии Лебедева», сейчас все об этом уже подзабыли. Что мне нравилось, я аккуратно брал себе, например, слова «без хуйни», и это становилось моей картиной мира. Не нужно хватать всё подряд. Не всё, что хорошо для бюро, будет вам подходить. А если что-то не заходит, не старайтесь это всё равно в себя запихнуть. Важно оставаться собой.
У тебя есть подкаст, курсы, блог. Многое там перекликается с бюрошными принципами и постулатами. В прошлом интервью ты говорил, что бюро задаёт правила на рынке. Как изменилось твоё мнение по этому вопросу?
Мне сложно сказать, что кто-то что-то задаёт на рынке. Как будто это время уже прошло. Особенно в сфере образования: сейчас слишком много образовательных площадок. Бюро выделяется тем, что они делают под себя людей. И в этом нельзя упрекнуть — их школа. Каждый своё поле возделывает, там появляются плоды, а потом люди смотрят, чьи плоды им больше нравятся. Размер поля у каждого свой: у Лебедева плантации, а у моей студии — пара гектаров. Но тоже не всегда количество в качество конвертируется.
Сейчас нет единого рынка. Все вместе существуют, никто не кричит, как на базаре: «Сделаем дизайн дешевле!», — это не так происходит. Спустя 4 года работы я вижу, что мы не зря вваливаем столько сил в медиапроекты и публичность: приходят более качественные заявки. Это значит, что мы своё поле хорошо возделали, люди заметили наш оазис и осмысленно захотели туда пойти.
В индустрии никто не просит работать исключительно по чьим-то заветам. Есть какая-то база, на которую накладывается большой кусок сверху самого разного в зависимости от целей и стиля работы компании. Нужно знать основную теорию, а дальше уже задача — сможете ли вы это применить, где нужно. В школах этому зачастую не учат. Мой совет — лучше сэкономить деньги. После курсов люди умеют по каким-то шаблонам что-то делать в Фигме, но это не дизайн, не решение каких-то прикладных задач в реальном мире.
Есть книга «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека, я её горячо рекомендую прочитать. Книга практически без картинок, поэтому придётся пострадать. Вторая книга — Дональд Норман «Дизайн привычных вещей». Они про то, что в реальном мире дизайн нужно делать, опираясь на контекст и ограничения. Я рекомендую как можно быстрее переходить к реальным задачам с заказчиками и контекстом и набивать шишки. Это будет лучшая школа. Понятно, не всем это подходит, кому-то легче учиться на курсах. Я в своё время понял, что это не мой путь.
Ты как-то писал: «мы разучились жить свою жизнь». Как начать жить по-своему?
Вокруг все вас учат, как правильно, говорят, что вы не в порядке, нужно что-то изменить. И люди закошмарены тем, что недостаточно хороши. Вам не в лоб это говорят, но подразумевают, иначе зачем покупать курс или что-то ещё. А я иду от обратного, стараюсь разделять себя, своё мировоззрение, свой голос от голосов других — родителей, общества, кого угодно. Все будут что-то говорить, но это не значит, что они правы. Я стараюсь возвращать себя и людей к мысли: никто не может быть лучше вас, значит, нужно быть собой, тем, кто вы есть на самом деле. Говорю банальные вещи, но это так.
Если вы верите, что можете быть классным дизайнером или автором, будьте им! Старайтесь ни на что не оглядываться — делайте то, во что верите. Верьте, что это лучшее решение, стойте на этом, доказывайте, аргументируйте. Можно слушать других, но вас самих — в первую очередь. Вы у себя есть всегда, все остальные с вами временно, даже самые близкие. В этом плане тема смерти для меня не абстрактная, я глубоко про это думаю. Всё кончится, студии не будет когда-то, но это не означает отсутствие желания этим заниматься, это важно для меня.
Люди себя разменивают, приносят в жертву в интересах других людей и в ущерб своей жизни. Это неправильно. Когда вы себя ущемляете, вы в итоге меньше пользы приносите другим. Становитесь не совсем до конца полноценным собой. Поэтому нужно сначала о себе позаботиться, потом помочь другим — бюрошная штука.